Здоровье и принципы здорового образа жизни

Евангелисты, пренебрегающие своим здоровьем. Сатана постоянно стремится разрушать. Он хочет внедрить в разум любящих Бога и проповедующих Евангелие пренебрежение их собственным физическим здоровьем, поскольку этот вопрос тесно связан с общим понятием добродетели. Служители отдают слишком много времени проповеди, истощая при этом свои жизненные силы… Многочисленные и продолжительные беседы утомляют. Половина предлагаемой евангельской пищи принесла бы большие результаты (Письмо 91, 1898).

Напряжение евангельской работы. Ваши воскресные вечерние собрания ложатся на вас тяжелым бременем, поскольку вы испытываете сильные перегрузки. Последствием становится соответствующая реакции организма, и в конечном счете ваша работа в церкви не приносит мира и праведности…

Огромные усилия, которые вы затрачиваете на подготовку к вашим собраниям, не дают ожидаемого эффекта. Вы можете быть восхваляемы и возвышаемы, но это еще не является свидетельством того, что ваша работа оказывает должное воздействие.

Господь так сказал мне: «Вам не следует доводить себя до крайнего напряжения, готовясь к выступлению перед людьми» (Письмо 51, 1902).

Умеренность в Божьей работе. Слугам Христовым не дано права относиться к своему здоровью безразлично. Никто не должен работать до изнеможения, поскольку таким образом он отсекает себе путь к полезной работе в будущем. Не пытайтесь в один день сделать работу, которая заняла бы два дня. В конечном счете окажется, что тем, кто работал внимательно и осмысленно, удалось добиться того же результата, как и людям, которые настолько растратили свои физические и умственные силы, что не имеют никаких запасов, из которых они могли бы почерпнуть в случае нужды (Служители Евангелия, с. 244).

Трудитесь разумно. Каждый работник должен трудиться разумно, непрестанно обращая свой взор лишь к славе Божьей. Он обязан проявлять постоянную заботу о любом из данных ему Богом талантов.

[659]

Господь желает, брат мой, чтобы вы изменили ваш метод работы. Это даст вам возможность восстановить умственное равновесие, взвешенность суждений и духовные силы, позволит давать мудрые советы. Слишком мало у нас людей опытных в познании истины, чтобы мы могли пожертвовать вами. Вы постоянно истощаете свои как физические, так и умственные силы, поскольку все принимаете очень близко к сердцу. У вас яркое воображение, вы проводите проповедь настолько интенсивно, так напрягаете свой разум, произносите речь на таких высоких тонах, что не только себя истощаете, но и досаждаете людям и снижаете их интерес. Ответная реакция организма не заставит себя ждать, поскольку вы не умеете постепенно восстанавливаться. Ваше бренное тело ощутит усталость, а за напряжением последует депрессия.

Вам не следует без нужды перегружать себя работой. Трудясь за письменным столом, вы в такой же мере истощаете себя, как и в проповедях. Бог не требует этого. Строго соблюдайте законы здорового образа жизни, и вы всегда будете готовы исполнить добрую работу для Господина; у вас никогда не истощится манна, которой вы сможете напитать паству Христову (Письмо 39, 1887).

Периодически отдыхайте. Некоторые из наших служителей полагают, что они ежедневно должны проводить какую-то работу, о которой можно сообщить в конференцию. Попытка добиться этого слишком часто приводит к тому, что результаты их трудов оказываются весьма незначительными. Они нуждаются в периодическом отдыхе, в полном освобождении от своего утомительного труда. Но ничто не может заменить ежедневных физических упражнений (Служители Евангелия, с. 240).

[660]

Готовясь к будущим трудам. В тех случаях, когда работник испытывает большое напряжение и беспокойство, когда он перетрудился как телом, так и умом, ему следует пойти и немного отдохнуть — не для эгоистического удовольствия, но чтобы лучше подготовиться к выполнению завтрашнего долга. У нас есть бдительный враг, который непрестанно следит за нами. Он готов воспользоваться всякой слабостью, которая может помочь ему в его искушениях. Когда разум перенапряжен и тело ослаблено, сатана обрушивает на душу самые яростные свои искушения. Работник должен с особой тщательностью рассчитывать свои силы, а устав от трудов, он должен пойти в отдаленное место и пообщаться с Иисусом (Служители Евангелия, с. 245).

Избегать переутомления от перегрузки. Я все время слышу о работниках, подорвавших здоровье большими нагрузками. Следует остерегаться этого. Бог напоминает нам, что мы смертные создания. Мы не должны нагружать себя непомерным трудом, подвергать нагрузкам, способным истощить наши физические и умственные силы. Необходимо большее число работников, чтобы частично освободить тех, кто несет непосильный груз (Ревью энд Геральд, 1904, 28 апреля).

Время для отдыха, физических упражнений и семейных дел. Если служитель в свободное время трудится в своем саду или огороде, должен ли он считать это время не подлежащим оплате? Конечно, нет, ведь он не вправе требовать доплату за сверхурочную работу, когда в таковой есть необходимость. Некоторые служители проводят многие часы в кажущемся бездействии. Они правильно делают, отдыхая по мере возможности, ибо человек не может выдержать тяжелые нагрузки без временного расслабления. Выпадают случаи напряженной работы, за которую проповедник не получает дополнительной оплаты, и если он несколько часов в день работает в саду или колет дрова, это такое же его право, как и чтение проповеди. Служитель не может все время проповедовать или посещать людей, поскольку это напряженный труд.

[661]

Мне было указано, что если наши проповедники будут больше времени уделять физическому труду, они пожнут благословение в добром здравии. После дневной работы проповедования, посещений и исследований Писания служитель должен иметь время для своих личных дел. Если его жалованье ограничено, он имеет право добывать себе средства иным занятием. Люди с узким кругозором могут увидеть в этом нечто достойное критики, но Господь одобряет подобный труд.

Мне было явлено также, что порой служителям приходится трудиться день и ночь, живя на очень скромное жалованье. При наступлении кризиса духовные и физические силы подвергаются огромному напряжению. И если бы служители какое-то время могли отдохнуть, занимаясь физическим трудом, они получили бы огромное облегчение. Это продлило бы жизнь многим из тех, кто преждевременно сошел в могилу. Каждодневный физический труд положительно необходим для доброго телесного здоровья и поддержания ясности ума. Физическая нагрузка способствует оттоку крови от мозга к другим частям тела (Письмо 168,1899).

Постоянное совершенствование. Наши служители, достигшие возраста сорока или пятидесяти лет, не вправе считать, что их труд теперь менее продуктивен, чем раньше. Люди, пожившие на этом свете и накопившие хороший опыт, как раз и должны прикладывать самые энергичные и хорошо спланированные усилия. Они особенно нужны в это время; церкви не могут позволить себе расстаться с ними. Таковым не следует говорить о своей физической и умственной немощи и не следует думать, что их время прошло.

Многие из них страдают от умственного перенапряжения и недостатка физических упражнений. В результате силы этих работников убывают, и они склоняются снимать с себя ответственность. Они нуждаются в более активном физическом труде. Это относится не только к тем, чья голова уже покрылась сединами, но и к молодым, которые из-за своей малоподвижной жизни преждевременно теряют умственные силы. У них есть набор хорошо отрепетированных проповедей, но если они выходят за рамки этого набора, то сразу же теряют уверенность и не могут убедительно проповедовать.

[662]

Старомодный пастор, путешествовавший верхом на лошади и уделявший много времени посещению своей паствы, был более здоров, несмотря на тяготы жизни и частое переохлаждение, чем наши современные пасторы, которые при малейшей возможности избегают физических нагрузок и сидят прикованные к своим книгам.

Многоопытные служители в возрасте должны считать своим долгом, как нанятые Богом рабы, идти вперед, каждый день совершенствоваться, постоянно улучшать методы работы и собирать свежий материал, чтобы разнообразить проповеди. Каждое новое усилие по распространению Евангелия должно быть более совершенным, чем предыдущее. С каждым годом опытным служителям следует развивать у себя все более глубокое благочестие, все более нежный и мягкий дух, становиться более духовными и накапливать все более углубляющиеся познания библейской истины. Чем старше и опытнее служители становятся, тем успешнее должны находить доступ к сердцам людей, поскольку они лучше их понимают (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 269, 270).

Переживания, связанные с финансами. Когда служители и учителя, находящиеся под бременем финансовой ответственности, трудятся, имея уставший разум и расшатанную нервную систему, чего можно ожидать от них, как не того, что они принесут обычный огонь вместо святого Божьего огня? Жалкие и неубедительные потуги проповедника разочаровывают слушателей и наносят вред ему самому. У него не было времени, чтобы взыскать Господа, не было времени с верой просить Его о помазании Святым Духом (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 250,251).

[663]

Избегать длительных заседаний по вечерам. Разум пастора не может оставаться в наилучшем духовном состоянии, если ему необходимо преодолевать многие маленькие трудности в нескольких церквах. Не к этой работе он призван. Бог желает использовать каждую способность Его избранных посланцев, поэтому неразумно истощать их длительными вечерними заседаниями комитетов. Бог хочет, чтобы все умственные силы пасторов использовались для провозглашения евангельской вести в том виде, какова она во Христе Иисусе.

Перегруженный пастор зачастую вынужден так спешить, что у него едва ли находится время для анализа своей веры. У него очень мало времени для спокойного размышления и молитвы. Христос в Своем служении соединял Свою работу с молитвой. Ночь за ночью проводил Он в молитве. Пастору же надлежит обращаться к Богу с просьбой о даровании Его Святого Духа, с тем чтобы он мог верно являть истину (Рукопись 127, 1902).

Призыв к отказу от употребления мяса — дело евангелиста. Мне было ясно явлено, что народ Божий должен занять твердую позицию относительно отказа от употребления мяса. Если бы Бог не хотел, чтобы люди прислушались к Нему, разве Он призывал бы Свой народ в течение тридцати лет не есть мясо ради очищения крови и светлости разума? Употребление мяса усиливает в человеке его телесные страсти и угнетает духовное начало. Такие люди, как вы, погруженные в самую торжественную и важную работу, из когда-либо доверенных человеку, должны обращать особое внимание на свой рацион.

Помните, когда вы употребляете мясо, вы едите то же зерно и те же овощи, но только уже использованные, ибо из них животное получает питательные вещества, способствующие его росту и будущей продаже. Жизнь, содержавшаяся ранее в овощах и зерновых, переходит в животное и становится частью его жизни; на последней стадии человек поедает животное. Зачем же человеку есть пищу, уже употребленную ранее?

[664]

Первоначально Бог дал человеку плодовое дерево, «хорошее для пищи». Позволение есть мясо животных явилось последствием грехопадения. Лишь после потопа человеку было разрешено питаться плотью животных. Но зачем нам сейчас есть мясо? Лишь немногие, употребляя его, знают, сколько болезней оно несет. Мясо никогда не было наилучшей пищей, а ныне оно проклято как источник недугов.

Отвратительна сама мысль убивать животных ради еды. Если бы природные чувства человека не были извращены потаканием чревоугодию, людям и в голову не пришло бы есть плоть животных.

Нам поручено продвигать вперед санитарную реформу. Господь желает, чтобы Его люди находились в гармоничном согласии друг с другом. Как вы должны были бы знать, мы не можем оставить те убеждения, на которых в течение последних тридцати пяти лет Господь повелел нам стоять. Остерегайтесь перейти в оппозицию к санитарной реформе. Она будет продолжаться и далее, ибо посредством ее Господь хочет уменьшить страдания нашего мира и очистить Свой народ.

Будьте осторожны, становясь на ту или иную сторону, чтобы не вызвать разделения в окружающих. Брат мой, даже если вы сами не в силах внести в свою жизнь и в жизнь вашей семьи те благословения, которые дают результаты санитарной реформы, то не вредите другим, противопоставив себя свету Божьему, данному нам в этом вопросе.

Хотя мы и не считаем употребление мяса тестом на истинность веры человека, хотя мы не принуждаем каждого отказаться от его использования, тем не менее мы обязаны требовать, чтобы ни один из проповедников конференции не принижал весть о реформе образа жизни и не противодействовал этому принципу. Если, несмотря на свет, данный Богом относительно вредного воздействия мяса на организм человека, вы сами продолжаете употреблять его, вам же и предстоит отвечать за последствия. Но не занимайте среди людей позицию, позволяющую людям считать несущественным отказ от употребления мяса, поскольку именно Господь призывает к этой реформе. Господь поручил нам провозглашать весть санитарной реформы, и если вы сами не можете встать в ряды тех, кто несет данную весть, не делайте это очевидным. Противодействуя усилиям ваших сотрудников, проводящих санитарную реформу, вы становитесь в ряды оппозиции (Письмо 48, 1902).

[665]