Помогайте душам обратиться

Опыт истинного обращения. Мне было показано, что многие люди не имеют точного представления о том, что такое обращение. Они часто слышат слова, повторяемые с кафедры: «Вы должны родиться свыше», «Вам надо обрести новое сердце». Эти слова ставят людей в тупик, и они не могут понять плана спасения.

Многие люди преткнулись и погибли из-за ошибочных доктрин, преподанных им отдельными служителями, относительно тех перемен, которые происходят при обращении. Некоторые не один год провели в унылом ожидании проявления какого-либо определенного свидетельства, указывающего на то, что они приняты Богом. Люди удалились от мирских соблазнов и находили радость в общении со слугами Божьими; и тем не менее они не смеют исповедовать Христа, поскольку полагают слишком самонадеянным для себя называться детьми Божьими. Они все ожидают тех особенных перемен в себе, связанных с обращением, в необходимости которых их уверили.

Спустя определенное время какая-то часть этих христиан действительно получает свидетельство того, что они приняты Богом, и в конце концов они отождествляют себя с Его народом. И с этого момента они отсчитывают время своего обращения. Но мне было показано, что данные братья и сестры были приняты в семью Божью значительно раньше. Бог принял их, когда эти люди осознали свою греховность и, утратив жажду мирских удовольствий, стали ревностно искать Бога. Однако, не понимая простоты плана спасения, они остались без многих преимуществ и благословений, которые могли обрести, если бы сразу уверовали, что Бог принял их, именно в тот момент, когда они впервые к Нему обратились.

[287]

Другие люди впадают в еще более опасное заблуждение. Они руководствуются импульсом. Они воспринимают наплыв чувств как свидетельство того, что они приняты Богом и обращены. Но основные принципы их жизни при этом не меняются. Свидетельства истинной работы благодати в сердце человека следует искать не в ощущениях, а в его жизни. «По плодам их, — сказал Христос, — узнаете их».

Многие драгоценные души, искренне желающие стать христианами, бредут, спотыкаясь, во тьме, ожидая сильного проявления чувств. Они ждут решающей перемены личных ощущений. Они надеются, что ими завладеет какая-то непреодолимая сила, над которой они не властны. Они игнорируют тот факт, что верующий во Христа должен совершать свое спасение в страхе и трепете.

Кающийся грешник не должен ограничиваться покаянием; чтобы Бог принял его, он должен выполнить свою часть работы. Ему надо верить, что Бог принимает его покаяние в соответствии с Его обетованием. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).

Благодать воздействует на сердце человека не мгновенно. Ее работа зависит от постоянного бдения и веры в Божьи обетования. Покаянную, верующую душу, оберегающую свою веру и искренне стремящуюся к обновляющей благодати Христа, не отвергнет Бог. Он даст ей благодать, и служение ангелов поможет ей, если она твердо намерена идти по этому пути (Рукопись 55, 1910).

[288]

Разные пути обращения. Нет двух одинаковых людей, а потому и пути их обращения порой несхожи. Иисус воздействует на сердце человека, и грешник рождается заново к новой жизни. Часто души приходят ко Христу без сурового обличения, без сильных душевных страданий, без отчаянных мук раскаяния. Они взирали на вознесенного Спасителя, они жили, видели нужду своего сердца, видели законность Его требований; услышали Его голос, зовущий: «Следуй за Мною». Подобное обращение так же истинно, а религиозная жизнь так же бесспорна, как и у христиан, испытавших мучительный процесс раскаяния (Письмо 15а, 1890).

Обращение не совершается по точной методической схеме. Люди, пытающиеся предсказать точный путь религиозного опыта, который должен пережить человек, и стремящиеся с методической пунктуальностью раздавать людям свет и благодать, обретенные ими, на самом деле не имеют в себе достаточно от Святого Духа…

Хотя мы и не можем видеть Духа Божьего, но знаем, что люди, мертвые по преступлениям и грехам, осознают свою греховность и обращаются к Богу под воздействием Его Духа. Беспутные и беззаботные становятся серьезными, жестокосердые раскаиваются в своих грехах, а неверующие обретают веру. Игроки, пьяницы, распутники становятся уравновешенными, трезвыми и чистыми. Упорствующий противник Бога превращается в смиренного христианина. Наблюдая подобные перемены в характере людей, мы убеждаемся, что преобразующая сила Божья полностью изменяет всего человека. Мы не в состоянии видеть Святого Духа, но мы можем обнаружить свидетельства Его работы в преобразованной личности тех людей, что прежде были закоснелыми и ожесточенными грешниками. Как ветер обрушивается со всею силою на могучие деревья, ломая их, так и Святой Дух способен совершить огромные изменения в человеческих сердцах, и смертный человек не в силах установить границы деятельности Божьей.

[289]

Дух Божий проявляет Себя различными способами в Своем воздействии на разных людей. Один человек будет трепетать пред Словом Божьим под влиянием силы Святого Духа, его раскаяние окажется настолько глубоким, что в его сердце возникнет ураган чувств и все его существо падет ниц пред обличающей силой истины. Когда Господь дарует прощение кающейся душе, она исполняется пылкой любви к Богу, искреннего рвения и энергии. И тогда ничто уже не может подавить духа жизни, обретенного человеком. Отныне Христос обитает в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Любовь раскаявшегося человека становится столь же глубокой и пылкой, насколько глубокими были прежде отчаяние и муки. Его душа подобна прорвавшемуся источнику великой бездны, и он изливает благодарность, прославление, радость и ликование, которым вторят небесные арфы, возносящие гимны славы. Человек этот готов поведать историю своего преображения, но она вовсе не будет подобна точному методическому описанию. Его душа искуплена заслугами Иисуса Христа, и все его существо восторженно трепещет, осознавая спасение Божье.

Другие же люди приходят к Христу более спокойным путем. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8). Вы не можете видеть действующей силы, но вы способны обнаружить результаты ее действия. Когда Никодим спросил Иисуса: «Как это может быть?», Иисус ответил ему: «Ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Ин. 3:9, 10). Учитель в Израиле, человек из среды мудрецов, уверенный, что способен постичь глубины богословия, споткнулся на доктрине обращения! Он не желал принять истины, поскольку не понимал всего, что связано с воздействием силы Божьей, — и тем не менее Никодим принимал факты, связанные с природными явлениями, хотя и не всегда мог объяснить или даже понять их. Подобно людям всех времен, Никодим считал точное соблюдение внешней формы и обрядов более существенным для религии, чем глубокое воздействие Духа Божьего (Ре-вью энд Геральд, 1896, 5 мая).

[290]

Обращение ведет к послушанию. Обращение человеческой души не может не привести к значительным последствиям для нее, ибо оно является величайшим чудом, совершаемым Божественной силой. Подлинные результаты достигаются верой в Христа как личного Спасителя. Очищенные послушанием Закону Божьему, освященные совершенным соблюдением Его святой субботы, доверяющие, верующие, терпеливо ожидающие и ревностно совершающие свое спасение в страхе и трепете, мы познаем, что это Бог производит в нас хотение и действие по Своему благоволению (Рукопись 6,1900).

Освящение достигается только через практическое следование истине. Человек должен не только читать Слово Божье, полагая при этом, что поверхностное знание Слова совершит в нем преобразование характера и личности. Эту работу в состоянии исполнить лишь Тот, Кто есть путь, истина и жизнь. Можно твердо держаться определенных доктрин истины, можно возвращаться к ним вновь и вновь, пока вам не покажется, что вы уже владеете великими благословениями, которые несут эти доктрины. Однако можно владеть самыми могучими, величайшими истинами, и тем не менее держать их во внешнем дворе, где они будут мало влиять на повседневную жизнь и не сделают ее более цельной и благоухающей. Душа не освящается истиной, если истина эта не осуществляется в практической жизни (Письмо 16,1892).

Доктрины и членство в Церкви не заменят обращения. Все — простые и знатные — остаются в одинаковом положении, если они не обращены. Люди могут обращаться от одной доктрины к другой. Это происходит и будет происходить впредь. Паписты могут переходить из католицизма в протестантизм и оставаться при этом в неведении относительного истинного значения слов: «И дам вам сердце новое». Новые теории и присоединение к Церкви никого не приведет к новой жизни, даже если Церковь, к которой человек присоединился, стоит на истинном основании; связь с Церковью не заменяет обращения; запись в церковных книгах не будет иметь ни малейшего значения, если сердце ваше не претерпит истинных перемен…

[291]

Мы должны иметь нечто большее, чем рациональная вера в истину. Многие из иудеев верили, что Иисус был Сыном Божьим, но они были слишком горды и честолюбивы, чтобы покориться Ему. Они решили воспротивиться истине и упорствовали в своем неприятии. Они не приняли в сердце истины, какова она есть в Иисусе. Когда истина воспринимается лишь сознанием, когда сердце не затрагивается и не становится восприимчивым к ней, тогда под ее влиянием оказывается лишь разум человека. Но если истина воспринимается сердцем, она проходит через сознание человека, наполняя душу своими чистыми принципами. Святой Дух вкладывает истину в сердце человека, открывая ее красоту его разуму, и тогда преобразующая сила истины проявляется в характере и личности человека (Ревью энд Геральд, 1899, 14 февраля).

Обращение как результат объединенных усилий. В исцелении заблудших, погибающих душ не человек совершает работу спасения, но Бог трудится вместе с ним. «Мы соработ-ники у Бога». Мы должны трудиться в различных направлениях и применять разные методы, и пусть Бог работает в нас, открывая истину и Самого Себя как прощающего грех Спасителя (Письмо 20, 1893).

Помощь грешнику в обретении спасения. Наставляйте вовремя и не вовремя, предостерегайте молодых, убеждайте грешников, проявляя такую любовь к ним, которая присуща Христу. Когда из уст грешника исходит стенание: «О, грехи мои, грехи мои! Я боюсь, они настолько велики, что мне не получить прощения», пробуждайте в нем веру. Возносите Иисуса все выше и выше, восклицая: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Когда вы слышите плач: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику», укажите страдающей душе на прощающего грех Спасителя как на ее убежище (Рукопись 138, 1897).

[292]

Ангелы возрадуются. Обращение душ к Богу является величайшим трудом, самой возвышенной работой, в которой может участвовать человек. В обращении душ открываются долготерпение Бога, Его безграничная любовь, Его святость, Его сила. Всякое истинное обращение прославляет Его и ангелы ликуют, воспевая: «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Письмо 121,1902).