Глава 17. Странствование Израиля

(Книга Исход 15:23 — 18:27)

На протяжении трех дней скитаний по пустыне народ Израильский не мог найти воды, пригодной для питья. Люди мучились от жажды, «и возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его. И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его: то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой».

[128]

Казалось, что у всех потомков Израиля злые, исполненные неверия сердца. Они не склонны были переносить лишения в пустыне. Встречая на своем пути какие-либо затруднения, они относились к ним как к чему-то непреодолимому, тут же теряли веру в Бога и не видели впереди ничего, кроме смерти. «И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне. И сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом».

Настоящих мучений голода они еще не испытывали. На данный момент у них была пища, но они опасались за свое будущее. Израильтяне не представляли себе, как такое огромное воинство прокормится на протяжении длительного странствования по пустыне теми незначительными запасами пищи, которые у них были, и в своем неверии они представляли, как их дети умирают от голода. Господь хотел, чтобы у них иссякла пища и чтобы, встретившись с трудностями, они обратили сердца к Тому, Кто до сих пор помогал им, и наконец поверили в Него. Он всегда был готов помочь им. Если бы в своей нужде они воззвали к Нему, Он сразу же явил бы им знаки Своей любви и неустанной заботы о них.

[129]

Однако казалось, что этот народ просто не хочет доверять Богу. Потомки Израиля верили Ему лишь в той мере, в какой Он являл перед их глазами постоянные доказательства Своего могущества и силы. Если бы у них была истинная вера и прочная уверенность в Боге, все неудобства и преграды на своем пути и даже настоящие страдания они могли бы бодро перенести, памятуя о чудесном избавлении от египетского рабства. Более того, Господь обещал им, что, если они будут повиноваться Его повелениям, ни одна болезнь не коснется их, ибо Он сказал: «Я Господь, целитель твой».

После такого надежного Божьего обетования не доверять Богу и ожидать, что сами они и их дети умрут голодной смертью, было просто преступно. Израильтяне переносили неимоверные страдания в Египте от непосильного труда, еврейских детей убивали, и Бог милостиво избавил Свой народ от рабства в ответ на его горячие молитвы. Он обещал быть их Богом, заботиться о них как о Своем народе и ввести их в обширную и прекрасную землю.

Однако израильтяне были склонны терять мужество при малейшей трудности, которую им приходилось переносить на пути в эту землю. Они столько вытерпели, служа египтянам, а теперь в служении Богу не могли проявить терпение в страданиях. Стоило им почувствовать усталость, как они тут же предавались мрачным сомнениям и отчаянию. Евреи роптали на Моисея, преданно служившего Богу, обвиняли его во всех постигших их трудностях и недостойно высказывали свое сожаление о том, что не остались в Египте, где сидели у котлов с мясом и досыта ели хлеба.

[130]

Урок для наших дней

Недостаток веры и ропот Израиля соответствуют состоянию народа Божьего в наши дни. Многие, оглядываясь в прошлое, поражаются неверию и непрекращавшемуся недовольству народа, в то время как Господь так много делал для Израиля, предъявляя неоднократные доказательства Своей любви и заботы о нем. Современные верующие думают, что они не были бы столь же неблагодарными; но некоторые, думающие так, ропщут и жалуются по самым незначительным поводам. Они не знают себя. Бог часто испытывает их веру в самом малом, а они переносят такие испытания ничуть не лучше, чем древние израильтяне.

Несмотря на то, что повседневные потребности многих людей удовлетворены, они опасаются доверить Богу свое будущее. Поэтому они проявляют неверие, впадают в отчаяние и уныние по поводу того, чтобы их каким-то образом не постигла нужда. Других постоянно беспокоит мысль, как бы их детям не пришлось страдать из-за нужды. Встречая трудности, попадая в стесненные обстоятельства, во время испытания веры и любви к Богу такие люди уклоняются от испытания и сетуют на то, что Бог использует, чтобы очистить их. В результате оказывается, что их любовь не столь совершенна и безупречна, чтобы переносить все.

Вера народа Всевышнего Бога должна быть сильной, деятельной и стойкой — именно эти качества желает видеть в нас Господь. Лишь тот, кто так верит, может сказать: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его» (Пс. 102:1), ибо Он облагодетельствовал меня.

Некоторые считают воздержание подлинным страданием. Многие потворствуют своему извращенному вкусу. Ограничение нездорового аппетита может привести многих, называющих себя христианами, к тому, что обыкновенная диета покажется голоданием. И, подобно сынам Израилевым, такие люди предпочтут рабство, болезни телесные и даже смерть, только бы их не лишили котлов с мясом. Хлеб и вода — это все, что обещано Остатку народа Божьего во время скорби.

[131]

Манна

«Роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы, и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу. Вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. И сделали так сыны Израилевы, и собрали, кто много, кто мало. И меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка. Каждый собрал, сколько ему съесть. И сказал Моисей: никто не оставляй сего до утра. Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра; и завелись черви, и оно воссмердело; и разгневался на них Моисей. И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло. В шестый же день собрали хлеба вдвое, по два гомора на каждого; и пришли все начальники общества, и донесли Моисею. И он сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра. И отложили то до утра, как повелел Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем. И сказал Моисей: ешьте его сегодня; ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле. Шесть дней собирайте его; а в седьмый день — суббота; не будет его в этот день».

[132]

Господь и сейчас требует не меньшего в отношении субботы, чем тогда, когда Он давал упомянутые выше особые указания сынам Израилевым. Он повелел им печь, что нужно, и варить в шестой день, который является днем подготовки к субботнему покою.

Бог явил Свою великую заботу и любовь к Своему народу, послав им хлеб с небес. «Люди ели ангельскую пищу» — это означает, что пищей их обеспечивали ангелы. Дав Своему народу манну, Бог совершил тройное чудо: двойное количество манны в шестой день, отсутствие пищи в седьмой и то, что она оставалась свежей и пригодной в пищу на протяжении всей субботы, тогда как в другие дни она портилась. Так было задумано для того, чтобы запечатлеть в сознании евреев святость субботнего дня.

В изобилии насытившись пищей, они устыдились своего неверия и ропота и пообещали в будущем доверять Господу, но скоро забыли о своем обещании и не выдержали первого же испытания своей веры.

[133]

Вода из скалы

«И двинулось все общество сынов Израилевых из пустыни Син в путь свой, по повелению Господню; и расположились станом в Рефидиме и не было воды пить народу. И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа? И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши? Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями. И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди; вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве; и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских. И нарек месту тому имя: Масса и Мерива [искушение и укорение], по причине укоренил сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?»

Бог повелел народу Израильскому расположиться лагерем на том месте, где не было воды, чтобы испытать его: будут ли люди в этих обстоятельствах взирать на Него или роптать, как прежде. Исходя из опыта общения с Богом они должны были доверяться Ему во всех своих несчастьях и бедах, зная, что Он не даст им умереть от жажды, ибо Он обещал сделать их Своим народом. Однако, вместо того чтобы в смирении сердца и покорности молить Господа о своей нужде, весь народ вновь возроптал на Моисея, требуя у него воды.

Бог неустанно являл перед ними чудесным образом Свое могущество, чтобы люди поняли, что все получаемые ими блага исходят только от Него, что Он по Своей воле может как дать их, так и отнять. Порой они понимали это и смирялись пред Господом, но когда чувствовали голод или жажду, то вновь обвиняли во всем Моисея, как будто они оставили Египет по его прихоти. Моисей скорбел, слушая их жестокий ропот. Он вопросил у Господа, что ему делать, так как люди готовы были побить его камнями. Господь повелел ему пойти и ударить по скале жезлом Божьим. Облако Его славы находилось прямо перед скалою. «Рассек камень в пустыне, и напоил их как из великой бездны. Из скалы извел потоки, и воды потекли как реки» (Пс. 77:15, 16).

Моисей ударил по скале, но не кто иной, как Христос стоял рядом с ним и сотворил такое чудо, что из твердой скалы потекла вода. Испытывая жажду, люди искушали Господа, говоря: «Если Бог вывел нас из Египта и привел нас сюда, почему же Он не даст нам воды, как дал хлеба?» Это «если» свидетельствовало об их преступном недоверии Всемогущему и внушало страх Моисею, что Бог накажет их за этот нечестивый ропот. Бог испытывал веру Своего народа, однако он не выдержал и этого испытания. Израильтяне роптали по поводу пищи и воды и выражали свое недовольство Моисеем. Из-за этого неверия Господь позволил их врагам напасть на них, чтобы показать народу, откуда приходит к ним сила.

[134]

Избавление от амаликитян

«И пришли Амаликитяне, и воевали с Израильтянами в Рефидиме. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на верши не холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и пошел сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль; а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. Но руки Моисеевы отяжелели; и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем. Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца».

Когда Моисей держал руки, подняв их к небу, сжимая в правой руке жезл Божий и умоляя Бога помочь им, тогда Израиль одолевал и теснил своих врагов, когда же Моисей опускал свои руки, тогда израильтяне быстро теряли достигнутое преимущество, и уже враги одолевали их. Моисей вновь поднимал руки к небу, и вновь успех был на стороне Израиля, и вновь враги обращались в бегство.

То, что Моисей держал руки простертыми к небу, должно было научить народ Израильский, что, когда они вверяются Богу, полагаются на Его силу и возносят славу Его престолу, Он будет сражаться за них и покорит их врагов. Но когда они не доверяют Его силе и полагаются на свою собственную, то становятся даже слабее врагов, не знающих Бога; и эти враги одолевают их. «И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча».

«И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу, и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной. И устроил Моисей жертвенник, и нарек ему имя: Иегова Нисси [Господь знамя мое]. Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род». Если бы сыны Израилевы не роптали против Господа, Он никогда не допустил бы, чтобы их враги напали на них.

[135]

Визит Иофора

Перед тем как выйти вместе с народом из Египта, Моисей отправил свою жену и детей обратно к тестю. Теперь же, услышав о чудесном избавлении израильтян из Египта, Иофор пришел к Моисею в пустыню и привел его семью с собой. «Моисей вышел навстречу тестю своему, и поклонился, и целовал его, и после взаимного приветствия они вошли в шатер. И рассказал Моисей тестю своему о всем, что сделал Господь с фараоном и с Египтянами за Израиля, и о всех трудностях, какие встретили их на пути, и как избавил их Господь».

[136]

«Иофор радовался о всех благодеяниях, которые Господь явил Израилю, когда избавил его из руки Египтян. И сказал Иофор: благословен Господь, Который избавил вас из руки Египтян и из руки фараоновой, Который избавил народ сей из-под власти Египтян; ныне узнал я, что Господь велик паче всех богов, в том самом, чем они превозносились над Израильтянами. И принес Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы Богу: и пришел Аарон и все старейшины Израилевы есть хлеба с тестем Моисеевым пред Богом».

Проницательный Иофор вскоре заметил, что на Моисее лежит очень тяжелое бремя; люди приходят к нему со всеми трудными вопросами, и он разрешает их в соответствии с уставами и Законом Божьим. Иофор сказал Моисею: «Послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела его. Научай их уставам и законам Болсиим, указывай им путь Его, по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать. Ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Пусть они судят народ во всякое время, и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя. Если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять, и весь народ сей будет отходить в свое место с миром».

[137]

«И послушал Моисей слов тестя своего, и сделал все, что он говорил. И выбрал Моисей из всего Израиля способных людей, и поставил их начальниками народа, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. И судили они народ во всякое время; о делах важных доносили Моисею, а все малые дела судили сами. И отпустил Моисей тестя своего, и он пошел в землю свою».

Моисей не считал себя выше того, чтобы принять советы своего тестя. Бог весьма возвеличил его и совершил его руками чудеса. Однако Моисей не стал рассуждать о том, что раз Сам Бог избрал его наставлять других и совершал его руками чудесные дела, то значит ему самому не нужно учиться. С радостью он выслушал предложения Ио-фора и принял их как мудрое решение.

[138]