Глава 20. Разведчики и их донесение

(Книга Чисел 13; 14)

Бог повелел Моисею послать двенадцать человек осмотреть Ханаанскую землю, в которую Он намеревался ввести сынов Израиля. Поэтому необходимо было избрать одного представителя из руководителей каждого колена. Посланные отправились и спустя сорок дней возвратились; представ пред Моисеем и Аароном и всем обществом Израильским, они показали им плоды той земли. Все, увидев роскошные фрукты, принесенные в качестве доказательства, согласились с тем, что земля хороша. Среди плодов красовались гранаты и смоквы, в изобилии росшие в той земле, а огромную кисть винограда несли на шесте два человека.

Рассказав о богатстве и плодородии Ханаанской земли, все возвратившиеся, кроме двоих, стали с тревогой утверждать, что народ Израильский не сможет ею овладеть. Они говорили, что люди, живущие там, очень сильны, что их города окружены толстыми и высокими стенами, и, что самое страшное, среди них есть исполины, сыны «от исполинского рода» Енакова. Описав, где какой народ живет в Ханаанской земле, они в заключение заявили, что израильтяне никогда не смогут овладеть ею.

[160]

Выслушав донесение, евреи дали волю своему разочарованию, плача и бросая горькие упреки Моисею. О непреклонной вере в то, что Господь, приведший их на это место, конечно же, даст им в наследие эту землю, не могло быть и речи. Они тут же впали в отчаяние; имея ограниченное представление о силе Святого Бога и не доверяя Тому, Кто все это время вел их по пустыне, люди упрекали Моисея и в отчаянии говорили друг другу: «Вот, пришел конец всем нашим надеждам. Вот та земля, ради которой мы уже столько времени скитаемся по пустыне».

Халев и Иисус Навин пытались вразумить их, но люди были так возбуждены, что не могли и не хотели прислушаться к голосу этих мужей. Когда шум немного утих, Халев отважился и вновь обратился к ним. Он сказал: «Пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее». Однако те, кто вместе с ним ходили осматривать землю, стали говорить: «Не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас». Они продолжали распространять худую молву и объявили народу, что все люди в той земле — «люди великорослые». «Там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, — говорили они, — от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их».

[161]

И снова Израиль ропщет

«И подняло все общество вопль, и плакал народ во всю ту ночь. И роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей!.. Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам. Не лучше ли нам возвратиться в Египет? И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет. И пали Моисей и Аарон на лица свои пред всем собранием общества сынов Израилевых».

Израильтяне не только дали волю жалобам на Моисея, но и обвинили Самого Бога в том, что Он обманул их, пообещав дать землю, которой они не в силах овладеть. Их мятежный дух разошелся настолько, что, забыв о несокрушимой силе Всемогущего, выведшего весь народ из земли Египетской и явившего им столько чудес на протяжении всего их странствования по пустыне, они решили избрать себе нового предводителя, чтобы вернуться обратно в Египет, где они были рабами и терпели немыслимые лишения. В конце концов они избрали себе нового начальника, лишив Моисея — своего терпеливого лидера — всех полномочий, и злобно роптали против Бога.

Моисей и Аарон пали на лица свои пред Господом в присутствии всего общества сынов Израилевых, умоляя Бога о милости к мятежному народу. Однако их отчаяние и скорбь были так велики, что они не могли продолжать и безмолвно лежали ничком. Тогда Халев и Иисус Навин в знак величайшей скорби разодрали одежды свои «и сказали всему обществу сынов Израилевых: земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша. Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее — эту землю, в которой течет молоко и мед. Только против Господа не восставайте, и не бойтесь народа земли сей, ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало; а с нами Господь, не бойтесь их».

[162]

«Защиты у них не стало» — то есть хананеи наполнили меру беззакония, и Божественная защита была удалена от них, но они, как и прежде, чувствовали себя в полной безопасности и совершенно не готовились к войне. Поэтому согласно завету, который Бог заключил с Авраамом, земля эта досталась бы Израилю. Однако призыв Халева и Навина не подействовал должным образом на возбужденную толпу, и израильтяне упорно продолжали бунтовать. Более того, от этих слов весь народ пришел в ярость и стал злобно кричать, призывая побить Халева и Иисуса Навина камнями, что они бы и сделали, если бы Господь не вмешался самым наглядным образом, явив Свою устрашившую их славу в скинии собрания перед всеми сынами Израилевыми.

Услышанная мольба Моисея

Моисей вошел в скинию для разговора с Богом. «И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? Поражу его язвою и истреблю его, и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его. Но Моисей сказал Господу: услышат Египтяне, из среды которых Ты силою Твоею вывел народ сей, и скажут жителям земли сей, которые слышали… что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицем к лицу, и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном; и если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут: «Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне»».

Моисей вновь не желает гибели Израиля и отказывается от того, чтобы Бог произвел от него народ могущественнее, чем этот. Верный слуга Божий проявляет свою самоотверженную любовь к Израильскому народу, защищает славу своего Создателя и честь своего народа: «Как Ты прощал народ сей от Египта доселе». Бог до этого времени был долготерпелив и милостив к Своему неблагодарному народу. Какими бы нечестивыми они ни были, Его милость не изменялась. Моисей умоляет Бога: не помилуешь ли Ты и на этот раз их и не прибавишь ли еще один пример Твоего Божественного терпения к тому множеству милостей, которые Ты оказывал нам прежде?

[163]

«И сказал Господь Моисею: прощаю по слову твоему. Но жив Я, и славы Господней полна вся земля. Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее; но раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее».

Обратно в пустыню

Господь повелел евреям идти обратно в пустыню, к Чермному морю. Они стояли у пределов прекрасной обетованной земли, однако из-за своего злонамеренного противления лишились Божьей охраны и защиты. Если бы, получив известие, принесенное Халевом и Иисусом Навином, израильтяне тотчас же отправились дальше, Бог дал бы им Ханаанскую землю. Однако они не поверили своему Творцу и проявили такую дерзость, что навлекли на себя Его приговор, гласивший, что никогда и никто из них не войдет в обетованную землю. То, что Бог повернул израильтян обратно к Красному морю, теперь стало проявлением Его жалости и милости к ним, ибо амаликитяне и хананеи приготовились к войне с сынами Израиля, пока те мешкали и роптали.

«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: доколе злому обществу сему роптать на Меня? Ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на Меня, Я слышу». Бог велел Моисею и Аарону сказать народу, что как они говорили, так Он и сделает. «О, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей!» — говорили они. И Бог поймал их на слове. Он повелел объявить им, что все, кому двадцать лет и больше, умрут в пустыне, так как ропщут на Господа и бунтуют против Него. Исключение составили Халев и Иисус Навин; им было обещано, что они войдут в Ханаанскую землю. «Детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели».

[164]

Господь объявил, что сыны Израилевы будут странствовать по пустыне сорок лет, считая от того дня, когда они вышли из Египта, в наказание за непослушание и неверие своих родителей, пока все их отцы и матери не умрут в пустыне. Таким образом, сорок лет они будут в страданиях нести последствия своего нечестия, по числу дней, в которые посланные осматривали землю, — день за год. «Дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною». Им предстояло полностью осознать, что в наказание за их идолопоклонство и мятежный ропот Бог вынужден был изменить Свое намерение по отношению к ним. Халеву и Иисусу Навину была обещана награда, в отличие от всего воинства Израильского, которое лишилось Божьего благоволения и защиты.

[165]