Глава 21. Грех Моисея

(Книга Чисел 20)

И вновь общество Израильское оказалось в пустыне, в том самом месте, где Бог испытывал евреев вскоре после того, как они вышли из Египта. Тогда Бог дал им из скалы воду, которая продолжала течь до тех пор, пока они опять не подошли к ней. Теперь, в очередной раз испытывая Свой народ, Господь остановил поток, бежавший из скалы, желая увидеть, выдержат ли люди это испытание или вновь будут роптать на Него.

[166]

Испытывая жажду и нигде не находя воды, вместо того чтобы довериться Богу, евреи, забыв о силе Всемогущего, которая в скале открыла им источник воды на этом самом месте почти сорок лет назад, в раздражении и нетерпении стали выражать свое недовольство Моисеем и Аароном, говоря им: «О, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом!» Это они сожалели о том, что не оказались в числе тех, кто погиб от Божьей кары во время восстания Корея, Дафана и Авирона.

Израильтяне сердито спрашивали: «Зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтоб умереть здесь нам и скоту нашему? И для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья?»

[167]

«И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня. И сказал Господь Моисею, говоря: возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему».

Моисей уступает искушению

«И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы известь для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его. И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему».

Моисей согрешил. Народ постоянно роптал против него, и Моисею становилось все труднее выслушивать это. Взяв по повелению Господа жезл, вместо того чтобы обратиться с речью к скале, он дважды ударил по ней, сказав перед этим: «Разве нам из этой скалы известь для вас воду?» Это были необдуманные слова. Моисей не сказал, что Бог ныне явит им еще одно доказательство Своей силы, и из скалы потечет вода. Он не подчеркнул, что сила и слава за то, что вода вновь полилась из твердой скалы, принадлежат Богу, а это значит, что Творец всего не был прославлен Моисеем перед народом. За эту ошибку Бог не позволил Моисею ввести народ Израильский в обетованную землю.

Возникшая необходимость еще раз проявить Божью силу делала это событие очень серьезным, поэтому Моисею и Аарону надлежало, со своей стороны, сделать все, чтобы люди усвоили то, чему Бог хотел научить их. Однако Моисей был рассержен на соплеменников из-за их постоянного ропота и сказал: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы известь для вас воду?» Сказав так, он фактически признал, что народ прав, ропща на него и обвиняя его самого в том, что он вывел их из Египта. Бог прощал народу гораздо большие преступления, по сравнению с этим прегрешением Моисея, однако грех руководителя народа и грех тех, кем он руководил, — это не одно и то же. Вседержитель не мог извинить Моисею его грех и позволить ему войти в обетованную землю.

Таким образом Господь дал Своему народу безошибочное доказательство того, что его чудесное избавление, освобождение из египетского рабства, было совершено не Моисеем, а могущественным Ангелом. Этот Ангел шел впереди них все время их странствования, и о Нем Сам Творец сказал: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его, и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего; ибо имя Мое в Нем» (Исх. 23:20, 21).

[168]

Моисей присвоил себе принадлежавшую Богу славу, и Бог вынужден был поступить так, чтобы весь непокорный народ раз и навсегда понял, что не Моисей вывел их из Египта, а Сам Бог. Господь только возложил на Моисея бремя возглавить народ Божий, но впереди всегда шел могущественный Ангел во все время их странствования. Из-за того, что люди так быстро забыли, что именно Бог посредством Своего Ангела ведет их, и приписывали человеку то, что способна совершить лишь Божья сила, Он много раз испытывал и искушал их, дабы увидеть, будут ли они повиноваться Ему или нет. Однако они не выдержали ни одного испытания. Вместо того чтобы поверить Богу и признать Того, Который усыпал их путь многочисленными доказательствами Своего могущества и наглядными проявлениями Своей заботы и любви, они упорно отказывались доверять Ему, приписывая Моисею свое освобождение из Египта и обвиняя его во всех своих бедах. Моисей с поразительным терпением и выдержкой сносил их упрямство, несмотря на то, что однажды они угрожали побить его камнями.

Суровое наказание

Бог желал навсегда разубедить народ в этом, потому Он и не удостоил Моисея пребыванием в обетованной земле. Моисей был чрезвычайно возвышен Богом, он видел великую славу Всемогущего, находился в Его священном присутствии на горе, Бог разговаривал со Своим верным слугой, как человек разговаривает со своим другом, передавая Моисею, а через него всему народу, Свою волю, Свои уставы и Свои законы. И то, что этот человек был так возвышен и возвеличен Богом, делало его ошибку еще более значительной. Моисей раскаялся в своем грехе и весьма смирился перед Богом, он поведал всему Израилю о своем сожалении и печали по поводу совершенного им греха. Он не скрыл от людей последствий всего случившегося и рассказал им, что из-за того, что он приписал себе славу, предназначенную Богу, он не может ввести их в обетованную землю. Потом Моисей спросил их: если эта его ошибка была настолько значительна, что Бог, вмешавшись, так строго его наказал, то какого более сурового наказания за свои грехи заслуживают они, постоянно ропща и обвиняя его, Моисея, в своих бедах, которые являются наказанием Божьим за их грехи?

[169]

Единственный опрометчивый поступок Моисея создал у людей впечатление, что он извел воду из скалы, тогда как ему следовало возвеличить имя Господа среди народа. И теперь Богу необходимо показать пред всеми, что Моисей — обыкновенный человек, следовавший повелениям и указаниям более могущественной Личности, чем он сам, то есть Сына Божьего. Бог хотел, чтобы в этом у них не осталось никаких сомнений. С того, кому много дано, много и спрашивается. Божественная святость и величие в большой мере покоились на всем облике Моисея. Он был щедро наделен Божественным светом. Его облик отражал пред людьми Божью славу, сиявшую на его лице. Каждый будет судим в соответствии с преимуществами, которые имел, согласно тому, чем наделил его Господь, и в зависимости от открытого Господом света истины.

Грехи добропорядочных людей, чье поведение в целом достойно подражания, причиняют Богу особую боль. Сатана, видя это, торжествует и насмехается над ангелами Божьими, указывая им на промахи и ошибки избранных Божьих, и дает возможность неправедным попирать Божье имя. Сам Бог особым образом вел Моисея, открывая ему Свою славу, как никому другому на земле. По своей природе Моисей был вспыльчив, но, твердо веруя в благодать Божью, в смирении сердца молил Бога даровать ему небесную мудрость, и Бог укреплял его, давая силы, что помогло ему преодолеть вспыльчивость настолько, что Сам Бог назвал его кротчайшим из всех людей на земле.

Аарон умер на горе Ор, ибо Господь сказал, что и он не войдет в обетованную землю, потому что вместе с Моисеем согрешил у скалы в Мериве. Моисей и сыновья Аарона похоронили его на этой горе, чтобы избавить людей от искушения устроить пышную церемонию над телом усопшего и стать виновными в грехе идолопоклонства.

[170]