Глава 23. Израиль входит в обетованную землю

(Книга Иисуса Навина 1; 3—6; 23; 24)

После смерти Моисея вождем Израильского народа стал Иисус Навин, которому Бог поручил ввести Свой народ в обетованную землю. На протяжении большей части странствования Израиля по пустыне Иисус был первым помощником Моисея. Он видел чудесные дела Божьи, совершенные Им через Моисея, и хорошо знал нравы своего народа. Он был одним из двенадцати соглядатаев, посланных осматривать обетованную землю, и одним из двух, кто правдиво рассказывал народу о ее богатствах и воодушевлял всех пойти и с помощью силы Божьей овладеть ею. Он был хорошо подготовлен для этой важной должности. Господь пообещал Иисусу пребывать с ним, как и с Моисеем, и покорить пред ним все народы, жившие в Ханаане, при условии, что Навин будет в точности соблюдать Его заповеди и повеления. Иисуса Навина беспокоило, каким образом он введет народ в Ханаанскую землю, но это ободрение устранило все его страхи.

[177]

Вскоре Иисус повелел сынам Израилевым приготовиться к трехдневному путешествию. Всем, кто может сражаться, было приказано подготовиться к битве. «Они в ответ Иисусу сказали: все, что ни повелишь нам, сделаем, и куда ни пошлешь нас, пойдем; как слушали мы Моисея, так будем слушать и тебя: только Господь, Бог твой, да будет с тобою, как Он был с Моисеем. Всякий, кто воспротивится повелению твоему и не послушает слов твоих во всем, что ты ни повелишь ему, будет предан смерти. Только будь тверд и мужествен!»

При переходе через Иордан Израилю предстояло пережить чудо. «И сказал Иисус народу: освятитесь, ибо завтра сотворит Господь среди вас чудеса. Священникам же сказал Иисус: возьмите ковчег завета, и идите пред народом. Священники взяли ковчег завета, и пошли пред народом. Тогда Господь сказал Иисусу: в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что, как Я был с Моисеем, так буду и с тобою».

[178]

Переход через Иордан

Священники шли впереди народа, неся ковчег, в котором находился Закон Божий. Когда они ступили в Иордан, воды расступились. Священники продолжали идти, неся ковчег, символ Божественного присутствия, а все воинство израильское следовало за ними. На середине Иордана священникам было ведено оставаться стоять в русле реки до тех пор, пока весь народ Израильский не перейдет на другой берег. Это поколение сынов Израилевых было убеждено, что воды Иордана остановила та самая сила, которая сорок лет назад заставила расступиться перед их отцами Чермное море. Тогда многие из них были детьми, а теперь стали воинами и переходили Иордан в полной боевой готовности.

Как только весь народ перешел Иордан и по велению Иисуса из реки вышли священники, Иордан устремился вперед, вернувшись в свое русло. Это чудо, совершенное Богом для израильтян, сильно укрепило их веру. Желая сохранить память об этом чудесном переходе, Господь велел Иисусу выбрать по одному человеку из каждого колена, чтобы они взяли по одному камню со дна реки с того места, где стояли священники, и принесли их на своих плечах для сооружения монумента в Галгале в память о том, как Израиль посуху перешел Иордан. После того как священники вышли из Иордана, Бог убрал Свою могущественную руку, и воды реки ринулись вниз, бурным потоком растекаясь по руслу.

Цари аморрейские, живите «по эту сторону Иордана к морю, и все цари Ханаанские, которые при море» (Ис. Нав. 5:1), услышали, что Господь остановил воды Иордана перед сынами Израилевыми, и устрашились, их сердца ослабели от ужаса. Они знали, что израильтяне поразили двух царей моавитских, а этот чудесный переход через бурный, стремительный и широкий Иордан наполнил их величайшим страхом. Перейдя через Иордан, Иисус обрезал всех мужчин, родившихся в пустыне, и затем они продолжили свой путь по равнинам Иерихонским. «И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское» (Ис. Нав. 5:9).

Языческие народы бесчестили Господа и Его народ, так как евреи до сих пор не обладали Ханаанской землей, которую надеялись получить вскоре после выхода из Египта. Видя, как долго они странствуют по пустыне, их враги торжествовали и горделиво насмехались над Богом, заявляя, что Он не в силах ввести израильтян в Ханаанскую землю. Теперь же, когда народ Израильский посуху перешел через Иордан, его враги уже больше не смеялись над ним.

До этого времени Бог продолжал кормить Свой народ манной, но теперь, когда израильтяне готовились овладеть Ханааном и вкушать плоды этой земли, у них больше не было нужды в манне, и Бог перестал посылать ее.

[179]

Вождь воинства Господня

Как-то Иисус Навин удалился от израильского войска, дабы в одиночестве поразмышлять и помолиться о том, чтобы особое Божье присутствие всегда сопровождало его. И вдруг он увидел рослого человека, облаченного в военную одежду и держащего в руке обнаженный меч. Иисус не признал в нем воина своей армии, однако и на воина неприятельской армии незнакомец не был похож. Навин тепло поприветствовал воина и сказал: «Наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился, и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал».

Это был необычный ангел. Это был Сам Господь Иисус Христос, Тот, Кто, облеченный в столп огненный ночью и столп облачный днем, вел их через пустыню. Место, на котором они стояли, освятилось Его присутствием, поэтому Иисусу Навину было ведено снять обувь.

Затем Господь рассказал Иисусу Навину, что нужно делать для захвата Иерихона, а именно: чтобы все мужчины, способные к войне, шесть дней подряд обходили город, а на седьмой — чтобы обошли Иерихон семь раз.

[180]

Взятие Иерихона

«И призвал Иисус, сын Навин, священников Израилевых, и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним. И сказал народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред ковчегом Господним. Как скоро Иисус сказал народу, семь священников, несших семь труб юбилейных пред Господом, пошли и затрубили трубами, и ковчег завета Господня шел за ними».

«Вооруженные же шли впереди священников, которые трубили трубами; а идущие позади следовали за ковчегом, во время шествия трубя трубами. Народу же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до того дня, доколе я не скажу вам: «воскликните!» и тогда воскликните. Таким образом ковчег завета Господня пошел вокруг города, и обошел однажды; и пришли в стан, и ночевали в стане».

Еврейское воинство шествовало в полном порядке. Впереди шел отряд вооруженных воинов, снаряженных не для боевых действий, а лишь верящих и повинующихся данным им указаниям. Следом за ними шли семеро священников с трубами, а за ними — ковчег завета Господня, сверкавший золотом. Ковчег, над которым сиял ореол славы, несли священники, одетые в специальные торжественные одежды, что говорило об особом священном служении. Многочисленная израильская армия в безукоризненном порядке двигалась следом — каждое колено под своим знаменем. Так они обошли город, неся ковчег завета Господня. Не было слышно ничего, кроме поступи могучего воинства и торжественного звучания труб, что эхом отдавалось в горах и на улицах Иерихона.

С изумлением и тревогой стражи обреченного города следили за каждым движением противника и сообщали об этом правителям и начальникам. Они не понимали, что означает это шествие. Некоторые посмеивались над тем, что израильтяне таким вот способом намереваются овладеть городом, тогда как другие исполнялись благоговейным страхом, видя великолепие ковчега, торжественность и достоинство, с каким священники и все воинство израильское, впереди которого шел Иисус Навин, шествовали вокруг города. Они вспомнили, как сорок лет назад перед евреями расступились воды Чермного моря, а также о том, как им был обеспечен переход через реку Иордан. Страх жителей Иерихона был столь велик, что они уже не шутили. Наглухо закрыв ворота своего города, они поставили у каждых ворот могучих воинов.

[181]

В течение шести дней израильское войско совершало обход вокруг города. На седьмой день оно обошло его семь раз. Как и прежде, людям велено было молчать, чтобы слышалось лишь звучание труб. Народ должен был только наблюдать, и когда трубы протрубят в седьмой раз, издав более протяжный звук, все должны были воскликнуть громким голосом, ибо Господь предал им город. «В седьмый день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз. Когда в седьмый раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!.. Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом; и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город».

Бог показал израильтянам, что не они завоевали Ханаан. Победил Иерихон вождь воинства Господня. В покорении этого города участвовал Сам Христос и Его ангелы. Он руководил небесным воинством, которое разрушило стены Иерихона и позволило Иисусу Навину и израильским армиям войти в город. Совершив это чудо, Бог не только укрепил веру Своего народа в Свою силу, которой Он покорил дерзких врагов, но и обличил его прежнее неверие.

Иерихон бросил вызов израильской армии и Всевышнему Богу. Когда жители города смотрели, как воинство израильское шествует каждый день вокруг, они встревожились. Однако все понадеялись на защитные укрепления, на крепкие и высокие стены; они полагали, что смогут отразить любую атаку. Когда же прочные стены крепости неожиданно треснули и рухнули с оглушительным грохотом, подобно раскатам самого сильного грома, ужас парализовал жителей города, и они уже не могли оказывать сопротивление.

[182]

Иисус Навин — мудрый и посвященный руководитель

Святой характер Иисуса Навина ничем не был запятнан. Это был мудрый вождь, полностью посвятивший свою жизнь Богу. Перед смертью он собрал все воинство израильское и, следуя примеру Моисея, напомнил ему о его странствовании по пустыне и о том, как милостив к израильтянам Бог. Затем он обратился к ним с пламенной речью. Он говорил о том, как царь моавитский пошел войной на Израиль и призвал пророка Валаама, чтобы тот проклял евреев, но Бог «не хотел послушать Валаама; и он благословил вас» (Ис. Нав. 24:10). Затем он сказал им: «Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу».

«И отвечал народ и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам! Ибо Господь, Бог наш, Он вывел нас и отцов наших из земли Египетской, из дома рабства, и делал пред глазами нашими великие знамения, и хранил нас на всем пути, по которому мы шли, и среди всех народов, чрез которые мы проходили».

[183]

Народ обновил святой завет с Иисусом Навином. Люди сказали ему: «Господу, Богу нашему, будем служить, и гласа Его будем слушать» (Ис. Нав. 24:24). Иисус записал эти слова в книгу, в которой хранились законы и уставы, данные Богом Моисею. Весь народ Израильский любил и почитал Иисуса Навина и после смерти долго оплакивал его.

[184]