Глава 40. Избавление Петра из темницы

(Деяния святых Апостолов 12:1—23)

Царь Ирод был прозелитом, обратившимся в иудейскую веру и, видимо, с большой ревностью соблюдавшим церемониальный закон. Он управлял Иудеей, подчиняясь непосредственно римскому императору Клавдию, и носил титул тетрарха (четверовластника) Галилеи. Желая добиться большего расположения народа и надеясь таким образом сохранить свое положение, он жестоко преследовал Церковь Христову, в угоду иудеям. Этот тиран начал с того, что стал разрушать дома верующих, отбирать у них имущество и бросать в тюрьмы руководителей Церкви. Так, он заключил Иакова в темницу и послал палача, чтобы тот убил его мечом, подобно тому как другой Ирод поступил в свое время с Иоанном Крестителем. Затем, осмелев и видя, что иудеи довольны его усердием, он бросил в тюрьму и Петра. Эти зверства происходили во время священного празднования Пасхи.

[294]

Народ одобрял убийство Иакова, хотя некоторые сетовали на то, что оно было совершено втайне, полагая, что публичная казнь оказала бы большее воздействие на верующих и сочувствующих им. Поэтому Ирод держал Петра под стражей, намереваясь казнить его публично, дабы доставить удовольствие иудеям. Однако вывести престарелого апостола для публичной казни перед народом, собравшимся в Иерусалиме на Пасху, было небезопасно. Правители боялись, что седины апостола вызовут в народе жалость к нему. Священники и старейшины опасались, что, мобилизовав всю свою хитрость, они ничего не смогут противопоставить вдохновенным призывам Петра, которыми он так часто воодушевлял народ на исследование жизни и характера Иисуса Христа. Если это случится, думали иудеи, то народ потребует от царя его освобождения.

Поскольку казнь Петра под различными предлогами откладывалась до окончания Пасхи, члены Церкви имели достаточно времени для глубокого исследования своих сердец и для искренних горячих молитв. Отчаянные прошения, слезы и пост — так можно описать состояние Церкви во время заключения Петра. Христиане непрестанно молились о нем, ибо понимали, как нужен он для дела Господа именно в этот критический момент, когда без особого вмешательства со стороны Бога Церковь Христа будет уничтожена.

[295]

Наконец назначили день казни Петра, но молитвы верующих по-прежнему возносились к Богу. В то время как они с отчаянием в сердце страстно взывали к Господу, ангелы Божьи охраняли томящегося в темнице апостола. Когда человек попадает в экстремальные обстоятельства, у Бога появляется прекрасная возможность явить ему Свое могущество и любовь. Слева и справа от Петра находились вооруженные воины, к запястью каждого из которых цепями приковали Петра. Поэтому он не мог даже сдвинуться с места без их ведома. Двери тюрьмы, перед которыми также стояли вооруженные воины, были тщательно заперты. Всякая возможность спастись человеческими усилиями была исключена.

Апостола не привела в отчаяние ситуация, в которой он оказался. После горького раскаяния в отречении от Христа Петр стойко и бесстрашно встречал любую опасность, проявляя при этом высочайшее мужество и храбрость, все так же страстно проповедуя распятого, воскресшего и вознесшегося на небо Спасителя. Он считал, что наступило время отдать свою жизнь за Христа.

В ночь перед казнью Петр, закованный в цепи, спал, как обычно между двумя охранявшими его воинами. Ирод, памятуя о том, как Петр и Иоанн однажды уже исчезли из темницы, в два раза усилил охрану. Воинам, чтобы гарантировать их бдительность, было сказано, что они головой отвечают за узника. Как уже упоминалось, Петра заключили в высеченную в скале камеру, двери которой были тщательно заперты на множество замков и засовов; шестнадцать воинов стерегли Петра, день и ночь сменяя друг друга через определенное время. Одновременно его охраняли четыре человека. Римские солдаты исключали всякую возможность вырваться из темницы, но, согласно воле Божьей, все усилия стражи лишь способствовали более полному и впечатляющему триумфу Божьей силы, вызволившей Петра из темницы. Посягнув на жизнь верного раба Божьего, Ирод поднял свою руку на Всемогущего и должен был потерпеть сокрушительное поражение.

[296]

Ангел освобождает Петра

В эту последнюю перед казнью ночь могущественный ангел, которому было поручено спасти Петра, спустился с неба, и вот массивные ворота, за которыми томился этот избранный муж Божий, открываются без посторонней помощи. Ангел Всевышнего проходит через них, и они бесшумно закрываются за ним. Он входит в камеру, высеченную в цельной скале. Петр спит спокойным, мирным сном, его лицо безмятежно и выражает полное доверие Богу, как будто нет рядом с ним двух крепких часовых, скованных с ним одной тяжелой цепью. Темница озаряется светом, исходящим от ангела, но апостол продолжает спать. Он спит укрепляющим и обновляющим силы сном, каким может спать только человек с незапятнанной совестью.

Петр не просыпался до тех пор, пока не почувствовал, как кто-то прикоснулся к нему, пока не услышал голоса, говорящего: «Встань скорее». Петр открывает глаза и видит, что его камера, в которую никогда не проникал луч солнца, теперь озарена небесным светом и что рядом с ним стоит преславный ангел. Он механически повинуется его словам и, поднимая руки, едва сознает, что цепи упали с его запястий. Снова голос ангела повелевает ему: «Опояшься и обуйся».

И вновь Петр механически повинуется, не отрывая изумленного взгляда от своего чудесного посетителя, думая, что это сон или видение. Вооруженные солдаты лежат не двигаясь, будто высеченные из мрамора. Ангел опять повелевает Петру: «Надень одежду твою и иди за мною». После того, как Петр оделся, это небесное существо направляется к двери, а обычно разговорчивый Петр следует за ним, потеряв от изумления дар речи. Они проходят мимо застывших без движения караульных, подходят к двери, запертой на тяжелые засовы, которая открывается и затем тут же закрывается сама собой, в то время как стражи внутри и снаружи неподвижно стоят на своих постах.

[297]

Они доходят до второй двери, охраняемой изнутри и снаружи. И эта дверь открывается и закрывается так же легко, как и первая, — без скрипа и скрежета петель и засовов. Они проходят через нее, и она вновь бесшумно закрывается. Точно так же они проходят через третьи ворота и оказываются на улице. При этом не было произнесено ни единого слова; не было слышно даже звука шагов. Ангел плавно шел впереди, окруженный ослепительно ярким сиянием, а изумленный Петр, все еще думая, что видит сон, следовал за своим избавителем. Так они миновали улицу за улицей, а затем ангел, выполнив свою миссию, неожиданно пропал.

Небесный свет исчез, и Петр оказался в кромешной тьме. Пока его глаза привыкали к темноте, он разглядел, что стоит один на безлюдной улице. В лицо ему дул холодный ночной ветер. Теперь он осознал, что это не сон и не видение. Петр понял, что свободен и находится в знакомой части города. Он узнал то место, которое так часто посещал и по которому должен был в последний раз пройти грядущим утром, направляясь к месту предполагаемой казни. Апостол попытался вспомнить все, что с ним произошло за эти несколько минут. Он вспомнил, как уснул, закованный между двумя стражниками, разутый и без верхней одежды. Он осматривает себя и видит, что одет и препоясан.

Его запястья, опухшие от тяжелых оков, теперь свободны, и он понял, что его освобождение — это не галлюцинация и не сон, а блаженная реальность. Завтра утром его должны были вести на казнь, однако ангел избавил его от тюрьмы и смерти. «Тогда Петр, пришед в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский».

[298]

Ответ на молитвы

Апостол сразу же направился к дому, где собрались все братья и в тот момент ревностно о нем молились. «Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода; и, узнавши голос Петра, от радости не отворила ворот, но вбежавши объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его. Между тем Петр продолжал стучать; когда же отворили, то увидели его и изумились. Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом вышед пошел в другое место».

Радость и хвала Богу охватили сердца молящихся и постящихся христиан, ибо Бог ответил на их горячие молитвы, освободив Петра из рук Ирода. Утром собралась толпа, желающая своими глазами увидеть казнь апостола. Ирод послал стражников в темницу за Петром. Апостола должен был вывести вооруженный отряд воинов не только для того, чтобы исключить возможность побега, но и для того, чтобы, продемонстрировав силу и власть царя, запугать всех сочувствующих ему. Посланные увидели, что стража по-прежнему охраняет двери темницы; замки и засовы все на месте, цепи болтаются на запястьях солдат, но узника нет.

Возмездие Ироду

Ирод рассвирепел, когда ему доложили об этом. Обвиняя стражу в измене, он отдал приказ казнить всех охранявших Петра воинов за то, что они уснули на своих постах. В глубине души он хорошо понимал, что Петра освободила не человеческая сила, но решил не признавать, что Божественная рука расстроила его коварный замысел. Таким образом, царь Иудеи не смирил себя, а дерзко бросил вызов Самому Богу.

Вскоре после этих событий Ирод отправился в Кесарию. Там он устроил пышное празднество, чтобы вызвать восхищение и одобрение народа. На этом пиру любители удовольствий, собравшиеся со всех частей города, не знали меры в увеселениях и вине. Ирод появился перед всеми в пышном облачении. Его одежда, сверкающая серебром и золотом, на которой играли яркие блики солнца, ослепляла созерцавших ее. С величайшей помпезностью и напускным величием стоял он перед толпой, обращаясь к народу с изысканной речью.

[299]

Блестящая внешность и проникновенность отточенной речи царя произвели сильное впечатление на собравшихся. Их восприятие притупилось от увеселений и вина, они были ослеплены сверкающими украшениями и очарованы его величественной осанкой и красноречием; в диком восторге они прославляли Ирода, называя его богом, заявляя, что смертный человек не может так величественно выглядеть и так красноречиво говорить. Потом собравшиеся заявили, что они всегда почитали его как правителя, но отныне будут поклоняться как богу.

Ирод знал, что не заслуживает ни одной из воздаваемых ему сейчас почестей, но не обличал народ в идолопоклонстве и принимал все как должное. Лицо его приобрело самодовольное и горделивое выражение, когда толпа кричала: «Это голос Бога, а не человека». Те же самые голоса, что прославляли этого отъявленного злодея, несколько лет назад остервенело кричали: «Покончить с Иисусом! Распни Его! Распни!» Ирод воспринимал эти лестные возгласы с огромным удовольствием и с торжеством в сердце. Но внезапно он изменился в лице — оно сделалось мертвенно-бледным, его исказила невыносимая мука, на лбу выступили крупные капли пота. Ужас и боль на какое-то время приковали его к своему месту, а затем он, обратив к испуганным друзьям искаженное посиневшее лицо, закричал глухим, отчаянным голосом: «Тот, кого вы превозносите, как бога, сражен смертью!»

[300]

Корчащегося от боли Ирода унесли с места грязной попойки и пышного веселья, один только вид всего этого теперь вызывал у него отвращение. Минуту назад он имел самодовольный вид и принимал поклонение толпы, а теперь понимал, что его судьба находится в руках более могущественного властелина, чем он. Им овладели угрызения совести. Он вспомнил в своем жестоком приказании убить невиновного Иакова, о гонениях на последователей Христа, о своем замысле казнить избавленного Богом из его рук апостола Петра, о своей досаде и неудовлетворенной ярости, вымещенной с безумным гневом на безжалостно казненных им стражниках темницы. Он чувствовал, что перст Божий, спасший апостола от смерти, теперь коснулся его, безжалостного гонителя. Не было облегчения ни физической боли, ни агонии, в которой находился его разум, и Ирод ни на что уже не надеялся. Он знал Закон Божий, который гласит: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3), и знал, что, приняв поклонение людей, он тем самым переполнил меру своих беззаконий и навлек на себя праведный Божий гнев.

[301]

Тот же самый ангел, который спустился с небесных чертогов, чтобы спасти Петра от произвола этого палача, стал для Ирода вестником гнева и суда. Но если он коснулся Петра, чтобы разбудить его, то нечестивого царя он коснулся, чтобы сразить его смертельной болезнью. Бог излил на него Свое проклятие за гордость, за вызывающий внешний облик, когда он беззастенчиво демонстрировал перед изумленным народом свои сверкающие одежды. Ирод был заживо изъеден червями и умер в ужасных телесных и душевных муках, получив справедливое возмездие от Бога.

Это проявление Божественного правосудия оказало сильное влияние на народ. Весть о том, что апостол чудесным образом освободился из темницы и от смерти, а его гонитель поражен проклятием Божьим, разнеслась по окрестным странам и многих привела к вере во Христа.

[302]