Глава 46. Первые реформаторы

Но среди мрака, окутавшего землю во время долгого периода папского владычества, не погас свет истины. В каждом столетии находились свидетели Божьи, которые верили во Христа как единственного Посредника между Богом и человеком и которые смотрели на Библию как на единственное мерило жизни и соблюдали истинную субботу. Никогда человечество в достаточной степени не поймет того, сколь многим обязан мир этим людям. Их судили как еретиков, ставили под сомнение чистоту их побуждений, клеветали, выдавая их за злодеев, извращали, искажали и запрещали их рукописи. Однако, невзирая ни на что, они оставались непоколебимыми и из поколения в поколение передавали свою веру во всей чистоте как священное наследие для грядущих веков.

Война папства против Священного Писания была настолько яростной, что случались времена, когда в мире оставалось всего несколько экземпляров Слова Божьего. Но Бог не допустил исчезновения Своего Слова. Его истины не могли навсегда остаться сокрытыми. Господь мог так же легко разорвать узы, сковывающие слова жизни, как в свое время Он отворил двери темницы и железные ворота, чтобы освободить Своих слуг. В различных странах Европы под воздействием Святого Духа люди искали истину, как ищут спрятанное сокровище. Благодаря провидению Божьему они обращались к Священному Писанию и с величайшим интересом изучали святые страницы. Они желали принять свет, чего бы им это ни стоило, и хотя не могли постичь все сразу, многие прежде сокрытые истины становились им понятны. Как посланные небом вестники они старались разбивать оковы заблуждения и суеверия и призывали тех, кто долго находился в рабстве обмана, защитить свою свободу.

[337]

Настало время, когда Священное Писание можно было перевести с греческого и латыни, чтобы люди могли читать его на своем родном языке. Время полночи для мира прошло. Во многих странах мрак постепенно рассеивался под лучами восходящего солнца.

Утренняя звезда Реформации

В XIV столетии в Англии взошла «утренняя звезда Реформации». Джон Уиклиф был вестником реформ не только в этой стране, но и во всем христианском мире. Он стал предшественником пуритан, и его эпоха стала духовным оазисом среди пустыни безнравственности.

[338]

Господь решил доверить Свою работу тому, чей талант создаст ему должный авторитет, а трудам его придаст вес и значимость. Интеллект и образованность Д. Уиклифа убедили недоверчивых, помогли воспрепятствовать противникам истины дискредитировать его деятельность. Еще будучи студентом, Уиклиф начал изучать Библию. В Священном Писании он нашел то, что долго и безуспешно искал прежде; он обнаружил подробный план спасения, Христос открылся ему как единственный Ходатай за человека; он понял, что Рим пожертвовал Словом Божьим ради человеческих преданий. Познав Священное Писание, Уиклиф всего себя посвятил служению Христу и твердо решил проповедовать открытые им истины.

Величайшим трудом его жизни стал первый в истории полный перевод Библии на английский язык. Книгопечатание в то время было еще неизвестно, Библия переписывалась от руки, что стоило очень кропотливого и утомительного труда переписчиков. Уиклифу удалось завершить свой труд, и народ Англии получил Библию на родном языке. Таким образом свет Божьего Слова начал излучать свои яркие лучи наперекор тьме. Божественная рука готовила путь для великой Реформации.

[339]

Обращение к сознанию людей вывело их из состояния пассивной покорности папскому учению. Высшие слои общества доброжелательно приняли Священное Писание на своем родном языке. В то время лишь богатые и состоятельные люди могли читать и писать. Уиклиф начал проповедовать основные положения протестантизма — спасение через веру во Христа и безошибочность Священного Писания. Многие священнослужители присоединились к нему, распространяя Библию и проповедуя Евангелие. Деятельность их была столь успешной, что почти половина жителей Англии приняла новую веру. В этом немалую роль сыграли труды Уиклифа, распространяемые среди людей его сторонниками. Царство тьмы дрогнуло.

Попытки врагов остановить деятельность реформатора и погубить его не принесли успеха. Когда ему исполнился шестьдесят один год, он умер своей смертью во время совершаемого им богослужения.

Распространение Реформации

[340]

Благодаря трудам Уиклифа Ян Гус из Богемии отрекся от многих заблуждений католицизма и вступил на путь Реформации. Подобно Уиклифу, Ян Гус был искренним христианином, образованным человеком, непоколебимым поборником истины. Его призыв к следованию принципам Священного Писания и смелые, открытые обличения возмутительной и безнравственной жизни духовенства пробудили к нему интерес всех слоев общества; тысячи людей с радостью принимали новое учение. Это вызвало ярость папы и прелатов, священников и монахов, и Гусу было предписано предстать перед вселенским собором в Констанце. Германский император гарантировал ему безопасность, и когда Гус прибыл в Констанцу, папа лично заверил его, что по отношению к нему не будет допущено ни малейшей несправедливости.

После долгого суда, во время которого Ян Гус твердо стоял за истину, от него потребовали выбрать: или отречение от своих взглядов, или казнь. Он избрал участь мученика, и после того, как на его глазах предали огню его книги, самого Гуса привязали к столбу и сожгли. В присутствии высокопоставленного духовенства и государственных чиновников этот служитель Божий торжественно провозгласил свой протест против развращенной папской иерархии. Великого реформатора сожгли, бесстыдно нарушив торжественно и во всеуслышание данные гарантии безопасности. Но казнь Яна Гуса еще раз продемонстрировала всему миру вероломную жестокость Рима. Враги истины, сами не зная того, продвигали вперед то дело, которое тщетно пытались остановить.

Несмотря на яростные гонения, после смерти Уиклифа продолжали раздаваться спокойные, искренние, горячие, терпеливые голоса протеста. Подобно верующим во дни апостолов, многие добровольно жертвовали свое имущество и средства на дело Христа.

Силы тьмы, напротив, предпринимали энергичные попытки укрепить и расширить власть и влияние папства. В то время как папы по-прежнему утверждали, что являются представителями Христа на земле, их жизнь стала столь неправедной, что вызывала отвращение народа. С изобретением книгопечатания, способствовавшего распространению Священного Писания, многие люди увидели, что доктрины римско-католической церкви не подтверждаются Словом Божьим.

Реформация неуклонно набирала силу, и если одного верного свидетеля смерть заставляла выпустить из рук факел истины, другие подхватывали его и с неустрашимым мужеством несли вперед. Начавшаяся борьба должна была окончиться освобождением не только отдельно взятых людей и церквей, но целых народов. Через пропасть из глубин веков люди протягивали свои руки, чтобы соединиться с лоллардами, жившими во времена Уиклифа; в Германии начало Реформации связано с именем Лютера; Кальвин проповедовал Евангелие во Франции; Цвингли — в Швейцарии. Мир пробудился от вековой дремоты, и во многих странах зазвучали волшебные слова: «религиозная свобода».

[341]