Глава 51. Весть второго ангела

Церкви, которые отказались принять весть первого ангела, отвергли тем самым небесный свет. Господь по Своей милости послал им эту весть, чтобы разбудить их и чтобы все христиане увидели свое истинное состояние — духовное обнищание и упадок веры — и стали бы готовиться к встрече со своим Господом.

Именно для того, чтобы отделить Христову Церковь от растлевающего влияния мира, ей был дан свет первой ангельской вести. Однако для многих, называвших себя христианами, узы, связывавшие их с миром, оказались сильнее влечения к небу. Они избрали для себя мудрость человеческую и прислушивались к ней, отвернувшись от испытывающей сердце вести истины.

[366]

Бог посылает Свой свет, чтобы люди берегли его и тщательно хранили в памяти, повинуясь ему, а не презирая и отвергая. Посылаемый небесный свет становится тьмою для тех, кто пренебрегает им. Когда Дух Святой перестает запечатлевать в сердцах людей Божью истину, то уже бесполезно прислушиваться к Его голосу, и всякая проповедь становится тщетной.

Когда церкви с презрением отвергли Божий свет и пренебрегли вестью о пришествии Спасителя, Господь отверг их. Второй ангел последовал за первым, провозглашая: «Пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Откр. 14:8). Истинно верующие, ожидающие пришествия Господа, восприняли это свидетельство как результат нравственного упадка церквей вследствие отвержения ими первой вести. Вторая весть — «пал Вавилон» — прозвучала летом 1844 года, и в результате около пятидесяти тысяч человек вышли из этих церквей.

[367]

Провозглашавшие весть первого ангела не предполагали, что их проповедь о Втором пришествии вызовет разделение в разных конфессиях и приведет к образованию новой церкви. «Мои труды, — говорил Миллер, — никогда не были направлены на то, чтобы создать какое-либо вероучение или же превознести одно учение над другим. У меня было только одно желание: всем помочь. Я думал, что всех христиан обрадует надежда на скорую встречу со Христом, и те, кто не разделяет мои взгляды, не станут меньше любить тех, кто принял это учение. У меня даже мысли не возникало, что потребуется разделение общин. Я руководствовался одним желанием: помочь людям обратиться к Богу, известить их о наступлении суда и убедить моих ближних приготовить свои сердца к встрече с Господом. Большинство обращенных благодаря моим трудам присоединились к различным существующим церквам. Когда ко мне подходили люди и спрашивали о своем долге, я всегда говорил им: идите туда, где вы будете чувствовать себя как дома; я никогда не советовал никому присоединиться к той или иной церкви, к которой я относился бы с большей или меньшей благосклонностью».

В течение какого-то времени многие церкви относились к трудам Миллера благосклонно. Но когда служители и религиозные руководители отвергли учение адвентистов, они предприняли все возможное, чтобы подавить интерес к нему. Те, кто принял учение о Втором пришествии Христа, оказались в очень затруднительном положении. Они любили свои церкви и не желали отделяться от них, но когда столкнулись с насмешками и почувствовали неприятие со стороны основной массы прихожан, а потом заметили, что их лишают возможности говорить о своей надежде и посещать собрания, где проповедовалось о пришествии Господа, то многие наконец восстали и сбросили с себя гнетущее иго.

Адвентисты, видя, что эти церкви отвергают свидетельство Слова Божьего, перестали считать их «столпом и утверждением истины», представительством Иисуса Христа на земле. И когда зазвучала весть «пал Вавилон», они утвердились в намерении оставить свои прежние церкви.

Вследствие отвержения первой ангельской вести в этих церквах произошли печальные перемены. Отвергнув истину, они продолжали лелеять свои заблуждения. Их любовь к Богу и вера в Его Слово постепенно охладевали. Церкви огорчали Дух Божий, и они в большой мере лишились Его.

[368]

Время промедления

Когда миновал 1843 год, а Христос так и не пришел, тех, кто с верой ждал Его явления, охватило замешательство и сомнение. И все-таки, несмотря на такое разочарование, многие продолжали исследовать Священное Писание, проверяя основание своей веры и вновь перечитывая пророчества в надежде прийти к более глубокому пониманию. Свидетельство Библии, подтверждавшее их убеждение, выглядело ясным и убедительным. Знамения, несомненно, указывали на близкое пришествие Христа. И хотя в то время верующие не могли объяснить постигшее их разочарование, все же они чувствовали, что именно Бог провел их через то, что пришлось пережить.

Их вера весьма окрепла благодаря конкретному и убедительному свидетельству тех мест Священного Писания, которые как нельзя лучше указывали на время промедления. Еще в 1842 году Дух Божий побудил Чарльза Фитча подготовить пророческую схему, которую адвентисты рассматривали как исполнение повеления, данного через пророка Аввакума: «Запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать». Однако никто не заметил того, что в том же самом пророчестве говорится и об отсрочке исполнения. После всеобщего разочарования это место Священного Писания приобрело особенное значение и смысл, ибо пророк сказал: «Запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать. Ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится» (Авв. 2:2, 3).

Ожидающие Господа радовались, веря, что Тот, Кто знает конец еще в начале, за много веков предвидел их разочарование и послал им слова ободрения и надежды. Если бы не эти тексты Священного Писания, призывающие детей Божьих терпеливо ожидать и доверять вечному Слову, то их вера дрогнула бы в тот час испытания.

Притча о десяти девах, записанная в 25-й главе Евангелия от Матфея, также иллюстрирует переживания адвентистов на примере восточной свадьбы. «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху; из них пять было мудрых и пять неразумных… и как жених замедлил, то задремали все и уснули».

[369]

Набиравшее силу движение первой ангельской вести представлено в этой притче десятью девами, а промедление жениха олицетворяет время ожидания Господа, разочарование и кажущуюся задержку. После того, как прошло ожидаемое время, истинные верующие были по-прежнему объединены верой в то, что конец всего близок; но вскоре стало очевидно, что они в некоторой степени утратили свое прежнее рвение и посвященность и впали в состояние, представленное в притче девами уснувшими, ожидающими прихода жениха, который задержался.

В это время и стал проявляться фанатизм. Некоторые, якобы ревностные приверженцы вести, теперь не признавали Слово Божье как единственно верное руководство в жизни и начали утверждать, что они водимы Духом и должны во всем следовать собственным чувствам, впечатлениям и воображению. Были и такие, кто с безрассудным усердием осуждали всех, не последовавших их примеру. Большинство адвентистов не разделяли фанатичных взглядов этих людей, которые стали причиной нареканий на истину.

Проповедь вести первого ангела в 1843 году и «полночный крик» в 1844-м сдерживали силы фанатизма и разделения. Приверженцы этого торжественного движения объединились. Их сердца наполняла любовь к ближним и к Иисусу, Которого они надеялись вскоре увидеть. Единство веры, единство блаженного упования делало их недосягаемыми для любого влияния и служило щитом от нападок сатаны.

[370]