Глава 52. Полночный крик

«И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему». Тогда встали все девы те и поправили светильники свои» (Мф. 25:5—7).

Летом 1844 года адвентисты обнаружили ошибку в своем прежнем исчислении пророческих периодов и установили истинное значение пророчества об очищении святилища. 2300 вечеров и утр, о которых говорится в Дан.-8:14 и которые, как все в то время считали, закончатся пришествием Иисуса Христа весной 1844 года, теперь, согласно новым, более точным подсчетам, должны были окончиться не весной, а осенью того же года. Умы и сердца всех адвентистов теперь сосредоточились на осени 1844 года как на времени пришествия Господа. Провозглашение вести о том, что Иисус придет осенью, было следующим шагом исполнения слов Христа, записанных в притче о десяти девах, и все теперь отчетливо увидели, что эта притча имеет непосредственное отношение к ожидающим пришествия Иисуса Христа.

В притче о десяти девах крик, возвещающий приближение жениха, раздался в полночь — летом 1844 года, когда прошла половина срока между моментом первоначального предположения об окончании 2300 дней и осенью того же года, когда, как впоследствии обнаружилось, и закончился этот период. Вот тогда и раздался крик, слово в слово по вторивший весть, записанную в Священном Писании: «Вот, жених идет».

Движение, объединившее ожидающих пришествия Христа, подобно морской волне, прокатилось по земле. Весть неслась из города в город, из селения в селение, достигая самых отдаленных уголков страны, пока весь народ Божий не пробудился для встречи с Господом. Перед силой этого света исчезло всякое проявление фанатизма, подобно тому как тает иней под лучами восходящего солнца. Сомнения и растерянность исчезли, надежда и мужество озарили души верующих.

[371]

Удалось избежать тех крайностей, которые всегда проявляются там, где люди действуют без сдерживающего влияния Слова и Духа Божьего. Все напоминало те времена смирения и возвращения к Богу, которые переживал древний Израиль под влиянием обличительных речей верных Божьих слуг. Это движение носило на себе печать той преобразующей работы, которая совершается во все века. Никто не предавался неистовому веселью, люди смотрели в глубь своего сердца, исповедовали грехи, оставляя все суетное и земное. Охваченные стремлением приготовить себя для встречи с Господом, они возносили к небу настойчивые молитвы и всецело посвящали себя Богу.

Весть о приближении жениха — Иисуса Христа — не требовала доказательств, поскольку основывалась на ясном и определенном библейском свидетельстве. Эти слова обладали особой силой, воздействуя на душу человека. Они не оставляли места для сомнений и неясностей.

Во время торжественного въезда Христа в Иерусалим люди, собравшиеся там со всех концов страны, направились на Елеонскую гору и, присоединившись к толпе, сопровождавшей Иисуса, вместе со всеми радостно кричали: «Благословен Грядущий во имя Господне!» (Мф. 21:9). Подобным образом и к адвентистскому движению теперь примыкали неверующие — одни приходили из любопытства, другие — чтобы повеселиться, но все они испытывали на себе непреодолимую силу вести: «Вот, жених идет».

[372]

Люди имели такую твердую веру, которая позволяла получить ответ на молитву, веру, которая не остается без награды. Подобно дождю, падающему на иссохшую землю, сошел Дух благодати на всех, кто жаждал принять истину. Те, кто надеялся вскоре лицом к лицу встретиться со своим Искупителем, чувствовали невыразимую радость. Смягчающая, все покоряющая сила Святого Духа расплавляла сердца, и волны Его славы одна за другой ниспадали на подлинных приверженцев истины.

Принявшие эту весть с благоговением и торжеством в сердцах приближались к моменту встречи с Господом. Каждое утро они стремились прежде всего удостовериться в том, что Бог их принял. В полном единодушии они горячо молились друг о друге. Для общения с Богом они часто собирались в уединенных местах среди полей и рощ и возносили к небу молитвы о заступничестве. Заверение в том, что Спаситель одобряет их, было им гораздо нужнее, чем насущный хлеб, и если что-либо омрачало их душу, они не успокаивались до тех пор, пока в их сердцах вновь не воцарялся прежний мир. Испытав на себе влияние Его всепрощающей благодати, они жаждали видеть Того, Кого так горячо любили.

[373]

Разочарованные, но не оставленные

И вновь принявших весть ожидало разочарование. Указанное время пришло, но Спаситель не явился. С непоколебимым упованием они ожидали Его явления и теперь находились в таком же состоянии, как Мария, пришедшая к пустому гробу и воскликнувшая с рыданием: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Ин. 20:13).

Благоговейный страх и опасение, что эта весть может оказаться истинной, некоторое время сдерживали неверующих. Условленное время миновало, но эти чувства у них исчезли не сразу. Вначале они не осмеливались открыто торжествовать над разочарованием ожидающих Христа. Но когда не обнаружилось никаких признаков Божьего гнева, они, оправившись от страха, дали волю насмешкам и укорам. Огромное число людей, не так давно заявлявших о том, что верят в скорое пришествие Господа, отреклись от веры. Наиболее самоуверенные были так уязвлены в своей гордости, что испытывали желание уйти из этого мира. Подобно пророку Ионе, они обвиняли Господа и предпочитали смерть жизни. Те, чья вера основывалась на чужом мнении, а не на Слове Божьем, теперь снова меняли взгляды. Насмешники привлекали на свою сторону слабых и боязливых людей, и все вместе они твердили, что теперь некого больше бояться, некого ждать. Время прошло. Господь не явился, и мир останется таким же, каким был тысячи лет.

[374]

Серьезные, искренне верующие люди пожертвовали во имя Христа всем и, как никогда ранее, чувствовали Его присутствие. Считая, что они сообщили миру последнее предостережение, и надеясь в скором времени встретиться со своим Учителем и святыми ангелами, они старались избегать общества тех, кто отказался принять эту весть. Всем сердцем они молились: «Гряди, Господи Иисусе, скорее гряди». Но Он не пришел. Теперь вновь нужно было возлагать на себя тяжелое бремя забот и трудностей, переносить упреки, насмешки и глумление мира. Их вера и терпение подверглись поистине страшному испытанию.

Однако это разочарование не было столь велико, как то, которое пережили ученики Христа во время Его Первого пришествия. Когда Иисус торжественно въезжал в Иерусалим, Его последователи не сомневались, что Он воссядет на престоле Давидовом и освободит Израиль от поработителей. Полные гордых надежд и радостных ожиданий, они наперебой старались оказать всевозможные почести своему Царю. Многие вместо ковра расстилали перед Ним свои одежды, другие приветствовали Его, махая пальмовыми ветвями. Ликующие люди радостно восклицали: «Осанна Сыну Давидову!»

[375]

Когда разгневанные и обеспокоенные фарисеи потребовали от Иисуса, чтобы Он велел Своим последователям замолчать. Он возразил: «Если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:40). Исполнялось пророчество. Ученики поступили согласно воле Божьей, но все же их ожидало горькое разочарование. Всего через несколько дней они стали очевидцами мучительной смерти Спасителя и Его погребения. Ни одной даже самой скромной мечте их не суждено было сбыться, и их надежды умерли вместе с Христом. Только после того, как Христос победоносно вышел из Своей гробницы, они поняли, что все происшедшее было предсказано пророчеством и что «Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых» (Деян. 17:3). Подобно этому первая и вторая ангельские вести стали исполнением пророчества. Обе эти вести были возвещены в надлежащее время и выполнили предназначение, определенное им Господом.

Мир наблюдал за этим движением, полагая, что, если время миновало, а Христос не явился, вероучение адвентистов прекратит свое существование. Конечно, многие, не выдержав силы искушения, отреклись от своей веры, но некоторые устояли. Они не могли найти ошибку в исчислении пророческих периодов. Самым изощренным противникам не удалось опровергнуть их толкование пророчества. Действительно, ожидаемого события не произошло, но даже это не могло поколебать их веру в Слово Божье.

Бог не оставил Свой народ. Его Дух по-прежнему пребывал с теми, кто не отрекся необдуманно от полученного света и адвентистского движения. Апостол Павел, глядя сквозь века, написал слова ободрения и предостережения тем, чья вера испытывалась в это критическое время: «Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий приидет и не умедлит. Праведный верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души» (Евр. 10:35—39).

Народ Божий должен был идти по единственно верному пути, беречь свет, однажды полученный от Бога, уповать на Его обетование и продолжать изучать Писание, терпеливо бодрствуя, чтобы получить новый свет.

[376]