Глава 4. Искушение и грехопадение

(Книга Бытие 3)

Сатана принял образ змея и проник в Едем. До грехопадения змей представлял собой прекрасное крылатое создание. Когда он летел над землей, то сиял, как очищенное золото. Он не передвигался по земле, а летал по воздуху и питался, как и человек, плодами деревьев. Сатана вошел в змея, разместился на дереве познания добра и зла и стал не спеша есть его плоды.

Случилось так, что Ева впервые нечаянно отдалилась от своего мужа, когда они трудились в саду. Когда она это заметила, то смутно почувствовала опасность, но тут же успокоила себя мыслью о том, что ей ничего не угрожает, даже если мужа нет рядом. Ева подумала, что она достаточно умна и сильна, чтобы различить зло и противостоять ему при встрече. Она забыла о предостережении ангелов и не заметила, как оказалась перед запретным деревом. Рассматривая его плоды со смешанным чувством любопытства и восхищения, Ева увидела, что они прекрасны, и спросила себя, почему Бог так безусловно и определенно запретил не только есть их, но даже прикасаться к ним. Лучшего момента для сатаны не могло быть. Как бы читая ее мысли, он обратился к Еве: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» Таким образом, приветливо и мягко, мелодичным голосом, он заговорил с удивленной Евой. Она была поражена тем, что змей говорит голосом человека. А он продолжал расхваливать ее необычайную красоту и миловидность, что не могло ей не понравиться. Ее удивляло лишь то, что змей говорит человеческим голосом, хотя она знала, что Бог не наделил змея речью.

[34]

Любопытство Евы возросло. Вместо того чтобы немедленно убежать с поляны, она, очарованная, слушала, что говорит змей. Ей даже в голову не пришло, что перед ней падший враг в образе змея, использующий его как посредника. С ней говорил сам сатана, а не змей. Ева была очарована и польщена словами змея, они вскружили ей голову. Если бы она встретила внушительную личность, похожую на ангелов или хотя бы чем-то напоминающую их, она бы насторожилась. Но этот странный голос не заставил ее вернуться к мужу, чтобы спросить его, почему какой-то незнакомец так свободно к ней обращается. Вместо этого Ева вступила в спор со змеем и, отвечая на его вопрос, сказала: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Тогда змей ответил ей: «Нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

Сатана старался внушить Еве мысль, что, съев плод запретного дерева, они обретут новые, более совершенные и всеобъемлющие познания по сравнению с теми, что у них есть. Это один из излюбленных приемов сатаны, который он всегда успешно использовал с момента своего грехопадения, — возбудить в человеческом разуме любопытство и назойливое желание проникнуть в тайны Всемогущего Бога, не удовлетворяясь тем, что Он открыл, и с пренебрежением отнестись к Его повелениям. Соблазняя людей не слушать Божьи повеления, сатана при этом пытается внушить им мысль, что, преступив эти повеления, они окажутся в доселе неизведанной области знаний. Но все это не более чем сомнительное предположение и жалкая ложь. Будучи не в состоянии понять то, что Бог ясно и доступно открыл, пренебрегая Его определенными повелениями и стремясь обрести мудрость, которая не зависела бы от Бога, люди зачастую стремятся узнать то, что Бог хочет скрыть от простых смертных. Окрыленные своими собственными идеями развития, очарованные своей пустой философией, они на самом деле находятся в кромешной тьме, ощупью пробираясь к подлинному знанию. Они вечно учатся и никогда не способны достичь познания истины.

[35]

Бог совсем не желал, чтобы эта безгрешная чета знала, что такое зло. Он в избытке даровал им все доброе, скрыв при этом зло. Поверив мудрым, как ей показалось, словам сатаны и его уверенному заявлению: «Нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло», — Ева тем самым представила Бога обманщиком. Сатана дерзко внушил ей мысль о том, что Бог обманул людей, чтобы они не постигли сокровенных знаний и не стали равными Ему. Бог сказал, что если они отведают этих плодов, то непременно умрут; змей же утверждал: «Нет, не умрете».

[36]

Искуситель заверил Еву в том, что как только она съест плод этого дерева, то обретет такую мудрость, что станет равной Самому Богу. Обратив ее внимание на самого себя, он сказал, что в избытке ел эти плоды, и они оказались не только совершенно безвредными, но и прекрасными на вкус, вызывающими бодрость духа и радостное настроение. Вот поэтому из-за чудесных свойств этих плодов, которые способны даровать вкусившему их мудрость и силу, говорил сатана, Бог и запретил не только пробовать, но и прикасаться к ним, ибо Ему было хорошо известно об их чудесных свойствах. Змей утверждал, что благодаря этим запретным плодам он обрел дар речи. Он намекнул Еве, что Бог не сдержит Свое слово, которое было не чем иным, как простой угрозой, чтобы запугать их и не дать им возможности обрести высшее благо. Потом он сказал ей, что они не могут умереть. Разве они не ели от дерева жизни, которое увековечивает бессмертие? Дьявол представил Бога обманщиком, который лишает людей возможности наслаждаться блаженным состоянием и высшим счастьем. Искуситель сорвал плод и протянул его Еве. Она взяла его. «Вот, — сказал змей, — вам было запрещено даже прикасаться к этим плодам, чтобы не умереть». Он убеждал ее, что, съев этот плод, она не навлечет на себя негодования Бога и смерти, так как, после того как она прикоснулась к нему и держит в своих руках, ничего с ней не случается. Эти слова ободрили Еву, ибо она сразу не почувствовала непосредственных признаков Божьего негодования и посчитала, что все сказанное искусителем мудро и правдиво. Попробовав плод, она пришла в восторг от его прекрасного вкуса. Плоды казались изумительными на вкус, и она вообразила, что ясно ощущает в себе чудесное действие этого плода.

[37]

Ева становится искусительницей

После содеянного Ева стала срывать и есть плоды запретного дерева, представляя, что чувствует прилив оживляющей силы и обретает новую и более высокую сущность, что якобы явилось результатом действия запретного плода. В странном и неестественном возбуждении она несла в руках запретные плоды, разыскивая мужа. Найдя его, она рассказала ему о мудрых рассуждениях змея и просила немедленно пойти к дереву знания. Ева рассказывала Адаму о том, что она уже отведала этих запретных плодов и ощутила не приближение смерти, а приятное и ободряющее воздействие. Таким образом, согрешив, Ева стала могучим орудием в руках сатаны и фактически причиной падения своего мужа.

Я видела, как опечалилось лицо Адама. Он выглядел испуганным и ошеломленным. Было видно, что в его сознании происходит борьба. Он не сомневался, что это и есть тот самый враг, от которого их предостерегали ангелы, и если в самом деле так случилось, то Еву теперь ожидает смерть. Но она заверила его, что не ощущает никаких болезненных последствий, а наоборот, чувствует себя прекрасно, как никогда прежде, и умоляла Адама отведать запретных плодов.

[38]

Адам отчетливо осознавал, что его спутница нарушила единственный запрет, установленный для того, чтобы испытать их верность и любовь к Богу. Ева пыталась успокоить его, говоря, будто змей утверждал, что они не умрут и что его слова не подлежат сомнению, ведь она не чувствует признаков Божьего недовольства, а, наоборот, ощущает такое же счастливое и блаженное состояние, в каком, по ее представлению, пребывают небесные ангелы.

Адам отчаянно сожалел, что Ева отлучилась от него. Но теперь уже поздно и ничего нельзя поправить, ему предстоит расстаться с Евой, общение с которой так много для него значило. Разве мог он смириться с этим? Он очень сильно любил Еву. И в безысходном отчаянии он решается разделить со своей любимой ее судьбу. Отчетливо сознавая, что Ева является его неотъемлемой частью и должна умереть, он решил, что умрет вместе с ней, ибо сама мысль о разлуке была для него невыносима. Ему недоставало веры в своего милостивого и великодушного Творца. Он не понимал того, что Бог, Который вылепил его из праха земного и вдохнул в него дыхание жизни, создав его прекрасным и совершенным, и сотворил из его ребра Еву, чтобы она была его постоянным другом жизни, мог создать для него другую спутницу. В конце концов, рассуждал Адам, а может, действительно слова этого мудрого змея окажутся верными? Стоящая перед ним Ева была столь же прекрасна и миловидна и с виду так же невинна, как и прежде. Только теперь она проявляла к нему еще больше любви, чем до того, как преступила запрет Бога не есть от дерева познания добра и зла; и ему казалось, что благодаря отведанным ею плодам Ева любит его еще больше. Он не замечал в ней никаких признаков смерти, тем более, что она рассказывала ему о приятном воздействии плодов и о своей горячей любви к нему, и решился храбро встретить все возможные последствия. Адам взял плод, быстро съел его и, как и Ева, не почувствовал сразу его губительного действия.

Ева считала, что она может разобраться в том, что верно, а что нет. Лестная надежда обрести высшее познание привела ее к мысли о том, что змей — ее надежный друг и весьма заинтересован в ее благополучии. Если бы она вначале разыскала своего мужа и вместе с ним они бы пересказали своему Создателю слова змея, они бы тотчас были избавлены от его хитрого и коварного искушения. Бог не желал, чтобы Адам и Ева присматривались и исследовали плоды древа познания добра и зла, так как тогда они легко могли стать добычей сатаны. Бог знал, что, лишь не прикасаясь к плодам этого дерева, Адам и Ева будут находиться в совершенной безопасности.

[39]

Свобода выбора, предоставленная человеку

Нашим прародителям Бог дал четкие и определенные наставления относительно дерева познания добра и зла. Кроме того, они были полностью проинформированы о падении сатаны и о том, насколько опасно прислушиваться к его словам и следовать его советам. Бог не лишил их возможности есть плоды запретного дерева. Он предоставил им, как нравственно свободным существам, возможность сделать осознанный выбор: верить Его слову, повиноваться Его повелениям и жить вечно или поверить искусителю, преступить Божьи повеления и обречь себя на гибель. Адам и Ева вместе отведали плодов запретного дерева, и в качестве обещанной змеем великой мудрости они обрели неведомое им прежде знание о грехе и чувство вины. Вскоре окружавшее их сияние света Божьей славы исчезло, и теперь, с утратой Божественных одежд и под тяжестью чувства вины, они, испытывая неведомый прежде страх, пытались хоть чем-нибудь прикрыть свою наготу.

Адам и Ева предпочли поверить словам, по их представлению исходившим от змея, хотя он не проявил к ним любви и ничего не сделал для их счастья и благополучия, тогда как Бог позаботился обо всем, включая пищу и комфорт. Повсюду, куда ни бросишь взгляд, царило изобилие и красота, однако, несмотря на это, Ева была обманута змеем, который убедил ее, что есть «нечто», могущее сделать их мудрыми, как Бог, и это «нечто» скрыто от них. Вместо того чтобы верить Богу и всецело полагаться на Него, она бесчестно пренебрегла Его великой добротой и поверила словам сатаны.

Нарушив Божий запрет, Адам вначале вообразил, что он также обретает новую, более высокую сущность, но вскоре мысль о совершенном преступлении наполнила его ужасом. Им казалось, что даже воздух, бывший прежде таким приятным и теплым, стал холодным. Виновная чета ощущала свою греховность. Они с ужасом думали о будущем, чувствуя нужду, беззащитность и обнаженность души. Нежная любовь, мир и безмятежное счастье сменились каким-то новым, неведомым им прежде чувством утраты. И тогда впервые в жизни они обратили внимание на свой внешний вид. Раньше они не носили специальных одежд, их покрывали Божественные одежды света, какие носят небесные ангелы. Этот окружавший их прежде свет исчез. И, чтобы хоть как-то уменьшить чувство опустошенности и обнаженности, они сосредоточились на поиске какого-нибудь прикрытия для своих нагих тел. Не могли же они совершенно нагими предстать пред глазами своего Господа и Его святых ангелов!

[40]

Совершенное преступление предстало перед ними в своем истинном свете. Они все более убеждались, что нарушили ясное и определенное Божье повеление. Адам высказывал Еве свое недовольство и упрекал ее за то, что она, оставив его, поддалась уловкам змея. Однако они льстили себя надеждой, что Бог, давший им все для счастья, простит их за это единственное непослушание по Своей великой любви к ним, и они не подвергнутся тому страшному наказанию, которого так боятся.

Сатана ликовал от радости. Он искусил жену, зародив в ней недоверие к Богу, сомнение в Его мудрости и пробудив нездоровое стремление проникнуть в Его непостижимо мудрые планы. Кроме того, благодаря ей ему удалось добиться и падения Адама, который из любви к Еве преступил Божье повеление и согрешил вместе с ней.

Весть о грехопадении человека быстро распространилась среди обитателей неба. Умолкло звучание арф, ангелы скорбно сняли венцы. Все небо пришло в волнение. Неблагодарность Адама и Евы за все те блага, которыми Бог так обильно и щедро одарил их, огорчила ангелов. Чтобы решить, что делать дальше с согрешившей четой, на небе состоялся совет. Ангелы опасались, как бы Адам и Ева не вкусили плодов дерева жизни, увековечив тем самым существование греха.

Господь лично пришел к Адаму и Еве и сообщил им о последствиях их непослушания. Услышав величественную поступь приближавшегося к ним Бога, они попытались ускользнуть от Него, тогда как прежде, будучи святыми и непорочными, они испытывали особую радость и восторг, всякий раз встречаясь со своим Творцом. «И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» Господь задал этот вопрос не потому, что Ему нужна была информация, а для того, чтобы Адам и Ева сами убедились в греховности своего поступка. Когда Бог спросил Адама: «Как так получилось, что ты устыдился и испугался?», он признался в своем преступлении, но не потому, что раскаивался в своем великом непослушании, а для того, чтобы взвалить на Бога ответственность за совершенный им грех. «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Тогда Бог обратился к жене и спросил: «Что ты это сделала?» Ева в ответ сказала: «Змей обольстил меня, и я ела».

[41]

Проклятие

Тогда Господь обратился к змею и сказал: «За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей». Так как прежде змей был возвышен над всеми творениями Божьими, то теперь он должен был быть унижен перед всеми и стать ниже всех, и человек будет испытывать к нему отвращение — все это за то, что он стал посредником сатаны, использовавшим его для осуществления своего коварного замысла. «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Тернии и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят».

За то, что люди согрешили, отведав плодов дерева познания добра и зла, Бог проклял землю: «Со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей». Он щедро наделил их всеми благами, скрыв от них зло. Теперь же Бог провозгласил, что люди будут питаться от проклятой земли, то есть будут встречаться со злом до конца своей жизни.

С того времени весь человеческий род был обречен страдать от злонамеренных искушений сатаны. Вместо счастливой, приносящей радость и удовольствие работы в Едемском саду Адама ожидала жизнь, исполненная тяжелого, изнурительного труда и беспокойства. Теперь людям не избежать разочарования, печали, болезней и, в конце концов, смерти, небытия. Они были сотворены из праха земного, и в этот же прах им предстояло возвратиться.

[42]

Адаму и Еве сообщили о том, что им придется покинуть свой Едемский дом. Поддавшись на обман сатаны и поверив его словам о том, что Бог якобы лжет, они открыли дьяволу доступ к своим сердцам. Поэтому отныне для них было небезопасно оставаться в Едемском саду, поскольку, имея доступ к дереву жизни, они могли увековечить свою греховную жизнь. Адам и Ева умоляли, чтобы им разрешили остаться, хотя прекрасно сознавали, что утратили всякое право на безмятежное счастье в Едеме. Они обещали, что в будущем всегда будут беспрекословно исполнять волю Божью. Но им было сказано, что своим падением от непорочности ко греху они обрели не силу, а слабость. Если они не сохранили свое целомудрие, когда были святыми, счастливыми и непорочными существами, то теперь в их нынешнем греховном состоянии у них еще меньше силы оставаться верными и преданными Богу. Чувство невыносимой муки и угрызения совести наполнили их сердца. Теперь они поняли, что наказанием за грех будет смерть.

Господь поручил ангелам тотчас же преградить доступ к дереву жизни, поскольку согласно плану, разработанному сатаной, Адам и Ева должны были сначала ослушаться Бога, потом, получив Его неодобрение, вкусить от дерева жизни и таким образом увековечить свою жизнь во грехе. Но святые ангелы были посланы к дереву жизни и заградили путь к нему. Вокруг этих ангелов сияли лучи света, словно сверкающие мечи.

[43]