Глава 65. Коронация Христа

Теперь враги Христа снова могут видеть Его. Над городом, на основании из ослепительного золота, возвышается престол, «высокий и превознесенный». На нем восседает Сын Божий, а вокруг — подданные Его Царства. Ни одно перо не в состоянии описать и ни один язык не в силах выразить силу и величие Христа. Слава Вечного Отца окружает Сына. Свет Его присутствия заливает город Божий, проникает через ворота, наполняя всю землю своим сиянием.

У самого престола стоят те, которые когда-то ревностно служили сатане, но, подобно головне, выхваченной из огня, с глубоким, искренним посвящением пошли за своим Спасителем. За ними стоят те, кто среди обмана и неверия достиг христианского совершенства, кто чтил Закон Божий, тогда как весь христианский мир объявил его ненужным, а дальше — миллионы мучеников всех веков за веру. Кроме них «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков… пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7:9). Их борьба окончена, победа одержана. Они прошли тернистый путь и удостоились награды. Пальмовые ветви в их руках — символ торжества, а белые одеяния означают безупречную праведность Христа, которая теперь стала и их праведностью.

[423]

Искупленные поют песнь хвалы, которая эхом отзывается под небесными сводами: «Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» Голоса ангелов и серафимов сливаются в восхищении. Увидев силу и злобу сатаны, спасенные, как никогда раньше, осознали, что только силой Христа они стали победителями. В этом ослепительном множестве праведников нет никого, кто бы мог приписать свое спасение себе, сказать, что победа достигнута его собственной добродетелью и силой. Ничего не говорится о том, что они сделали и что пережили. «Спасение Богу нашему… и Агнцу!» (Откр. 7:10) — лейтмотив каждой их песни и гимна.

В присутствии собравшихся жителей земли и неба происходит торжественная коронация Сына Божьего. Облеченный наивысшим величием и властью, Царь царей произносит приговор над восставшими против Его правления и начинает справедливый суд над нарушителями Его Закона и угнетателями верного народа. Пророк Божий говорит: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20:11, 12).

[424]

Когда будут открыты книги записей и глаза Иисуса обратятся на нечестивых, они вспомнят все совершенные когда-либо грехи. Они увидят, насколько они уклонились от пути чистоты и святости, обнаружат свою гордость и противление, которые привели их к нарушению Закона Божьего. Словно написанные огненным пером, перед ними предстанут те обольстительные искушения, которым они следовали в угоду своим похотям, все неправильно использованные благословения, презрительное отношение к вестникам Божьим, отвергнутые ими предостережения, а также волны Божественной милости, разбившиеся об их упрямые нераскаявшиеся сердца.

Панорама невиданной битвы

После этого над престолом открывается крест, и, сменяя одна другую, предстают сцены событий великого плана спасения. Искушение и падение Адама, скромное рождение Спасителя, Его юность, прошедшая в бедности и послушании, крещение в Иордане, пост и искушение в пустыне, Его служение, принесшее людям самые дорогие благословения Неба, дни, насыщенные делами милосердия и любви, ночи молитвы и бодрствования среди возвышающихся гор, заговоры, вызванные завистью, ненавистью и злобой в благодарность за Его благодеяния, Гефсимания, страшные муки в совершенном одиночестве под сокрушающим бременем грехов всего мира. Вот Он предан в руки кровожадной толпы, вот страшные события той ужасной ночи, когда Его, Узника, не оказывающего сопротивления, оставленного самыми близкими учениками, вели по улицам Иерусалима, грубо толкая вперед. Сын Божий приведен к Анне и судим во дворце первосвященника, а затем Он в судилище Пилата и перед трусливым, жестоким Иродом, где Он осмеян, поруган, мучим и осужден на смерть. Все это теперь отчетливо предстает пред глазами изумленных людей.

[425]

А дальше трепещущей толпе открываются последние сцены — терпеливый Страдалец идет на Голгофу; Царь неба висит на кресте; надменные священники и глумящаяся чернь насмехаются, издеваясь над Его предсмертными муками; сверхъестественная тьма, содрогающаяся земля, грохот разрушающихся скал, отверстые могилы, ознаменовавшие собой момент смерти Искупителя мира.

Эти страшные картины предстают во всей своей подлинности. Сатана, его ангелы и приверженцы не могут отвести глаз от зрелища собственных злых дел. Каждый вспоминает ту роль, которую он сыграл. Ирод, по приказанию которого были убиты невинные младенцы Вифлеема с целью погубить Царя Израильского; коварная Иродиада, запятнавшая себя кровью Иоанна Крестителя; слабовольный Пилат, приспосабливающийся к обстоятельствам и времени; глумящиеся солдаты; священники, начальники, вместе с обезумевшей толпой кричащие: «Кровь Его на нас и на детях наших!», — все видят теперь чудовищность своей вины. Напрасно они пытаются укрыться от Божественного величия, от Его лица, превосходящего своим сиянием славу солнца, в то время как искупленные бросают свои венцы к ногам Спасителя и восклицают: «Он умер за меня!»

Среди сонма искупленных находятся и апостолы Христа. Здесь мужественный Павел, пламенный Петр, возлюбленный и любящий Иоанн, их прямодушные собратья и вместе с ними огромное множество мучеников, а за стенами города находятся те, кто преследовал, заточал в темницу, убивал их. Здесь Нерон — жестокое порочное чудовище. Он видит теперь радость и счастье тех, над кем некогда издевался и в чьих страшных мучениях находил сатанинское наслаждение. Его мать также здесь — она видит плоды своих трудов: ведь, унаследовав от нее определенные черты характера, находясь под ее влиянием и руководствуясь ее примером, римский кесарь совершил преступления, от которых содрогнулся мир.

[426]

Здесь папские служители и прелаты, возомнившие себя посланниками Христа, которые, прибегая к пыткам, заточая в темницы и сжигая на кострах, стремились, чтобы уничтожить Его народ. Здесь гордые понтифики, ставившие себя выше Бога и присвоившие себе право изменять Закон Всевышнего. Назвав себя отцами церкви, они должны будут дать отчет Господу, чего так хотели бы избежать. Слишком поздно они убеждаются, что Всеведущий Бог — ревнитель Своего Закона и что Он ни в коем случае не оставляет грех безнаказанным. Они видят теперь, что Христос на стороне страдальцев, и сознают всю силу Его слов: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).

Пред Божьим судом

Все нечестивые, обвиняемые в измене небесному правлению, теперь предстоят пред судом Божьим. У них нет защитника, для них нет оправдания, и им выносится приговор вечной смерти.

[427]

Всем становится очевидно, что возмездие за грех — это не высшая степень независимости и вечная жизнь, а рабство, разрушение и смерть. Нечестивые видят, чего они лишились из-за своего противления. Они с презрением отнеслись к предлагаемой им небесной вечной славе, но какой желанной она кажется им теперь! «Все это, — восклицает погибший грешник, — я мог бы иметь, но я предпочел все это отвергнуть». «О, ужасное ослепление! Я променял мир, счастье и честь па отчаяние, несчастье и позор!» Все понимают, что их справедливо не допустили в Вечное Царство. Своей жизнью они заявляли: «Мы не хотим, чтобы этот Иисус царствовал над нами».

Как зачарованные смотрят нечестивцы на коронацию Сына Божьего. Они видят в Его руках скрижали Божественного Закона, заповеди, которые отвергали и нарушали. Они слышат голоса искупленных, наполненные изумлением, восторгом и обожанием, и когда чарующие звуки музыки доносятся и до толпы, стоящей за воротами города, все единогласно восклицают: «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15:3) — и, простершись ниц, поклоняются Князю жизни.

[428]