Глава 66. Вторая смерть

Слава и величие Христа словно парализовали сатану. Некогда осеняющий херувим вспоминает, откуда он был низвергнут. Светлый серафим, «сын зари», — как он изменился! Как он пал!

Дьявол осознает, что из-за своевольного восстания он лишился возможности пребывать на небе. Он старательно упражнял свои способности в разнообразной борьбе против Бога, поэтому чистота, мир и царящая на небе гармония не принесут ему ничего, кроме невыразимой муки. Он уже не возмущается, видя милосердие и справедливость Божью. Обвинение, которое он бросил Иегове, обратилось полностью против него самого. И теперь падший херувим склоняет голову, признавая справедливость вынесенного ему приговора.

[429]

Все вопросы, истины и заблуждения, бывшие предметом затянувшейся борьбы, теперь становятся ясными. Пред всей Вселенной представлена великая жертва, принесенная Отцом и Сыном ради человека. Наступил час, когда Христос занимает принадлежащее Ему по праву положение. Он прославлен превыше всех начальств, властей и всякого имени.

Однако сущность дьявола неизменна, хотя он и вынужден был признать справедливость Бога и верховную власть Христа. Дух возмущения и противления, подобно могучему потоку, снова овладевает им. Охваченный ненавистью, он решает не сдаваться в великой борьбе. Настал момент его последней отчаянной схватки с Царем Небесным. Он бросается в гущу своих подданных, стараясь воодушевить их своей яростью и убедить немедленно вступить в бой. Однако из всех несметных миллионов, вовлеченных им в восстание, никто больше не признает его власти. Сатанинскому владычеству пришел конец. Нечестивые исполнены такой же ненависти к Богу, что и он, но они понимают свою обреченность, зная, что превозмочь Иегову они не в силах. Обуреваемые гневом против сатаны и его сообщников, с яростью демонов люди обращаются против них, и начинается грандиозная битва.

[430]

Огонь с неба

Тогда исполняются слова пророка: «Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание» (Ис. 34:2). «Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер — их доля из чаши» (Пс. 10:6). Огонь падает с неба от Бога. Земля разверзается, изо всех бездн вырывается всепоглощающее пламя. Даже скалы — и те горят. Пришел день, «пылающий как печь» (Мал. 4:1). Земля и все, наполняющее ее, плавятся от пылающего огня (см. 2 Петр. 3:10). Особый огонь — огонь Тофета — приготовлен для царя грешников, предводителя восстания. Поэтому погребальный костер, названный в пророчестве Исаии Тофетом, глубок и широк; «дуновение Господа, как поток серы, зажжет его» (Ис. 30:33). Вся поверхность земли кажется единой расплавленной массой, огромным кипящим огненным озером. Наступил день суда и гибели для нечестивых, «день мщения у Господа, год возмездия за Сион» (Ис. 34:8).

Нечестивые получают свое возмездие на земле. Они, «как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф» (Мал. 4:1). Одни уничтожаются мгновенно, другие будут мучиться много дней. Все наказаны сообразно своим делам. Грехи праведных возложены на сатану, родоначальника греха, который понесет наказание за все грехи, к которым он подстрекал народ Божий, а не только за свое противление. Он будет наказан гораздо строже искушенных им. После того, как нечестивые сгорят, он все еще будет жить и страдать. В очищающем огне окончательно уничтожатся и корень, и ветви (сатана — корень, а его последователи — ветви). Правосудие Божье удовлетворено. Искупленные и все небесное воинство восклицают громким голосом: «Аминь!»

Когда землю охватит истребляющий огонь, праведные будут находиться в полной безопасности в Святом Граде. Над восставшими в первое воскресение «смерть вторая не имеет власти» (Откр. 20:6). Если для нечестивых Бог есть огонь поедающий, то для Своего народа Он есть «солнце и щит» (Пс. 83:12).

[431]