Глава 10 Располагающая манера говорить

«Дар речи». — Из всех тех даров, которыми Бог наделил людей, ни один не может считаться столь же драгоценным, как дар речи. Будучи освященным Святым Духом, он является силой, творящей благо. Именно языком мы увещеваем и убеждаем; именно с помощью речи мы возносим молитвы и восхваления Богу. Именно языком мы передаем размышления о любви Искупителя. Верно используя дар речи, литературный евангелист способен посеять драгоценные семена истины во многих сердцах. — «Свидетельства», т. 6, стр. 337 /1900/.

Следует уделять больше внимания культуре голоса. Мы можем располагать знанием, но если мы не знаем, как правильно использовать свой голос, наш труд может окончиться неудачей. Что пользы в нашем образовании, если мы не способны облечь свои мысли в соответствующие слова? Знание не даст нам преимуществ до тех пор, пока мы не разовьем в себе дар речи; но оно будет чудесной силой, когда соединится со способностью говорить мудрые, полезные слова, которые будут привлекать к себе внимание. — «Свидетельства», т. 6, стр. 380 /1900/.

Юноши и девушки, поместил ли Бог в ваши сердца стремление служить Ему? Тогда всеми силами, насколько это возможно, развивайте в себе культуру речи, помогающую ясно говорить о драгоценных истинах. — «Свидетельства», т. 6, стр. 383. /1900/.

«Говорите ясно и отчетливо». — Когда говорите, каждое свое слово произносите полностью и твердо, каждое предложение — ясно и отчетливо, чтобы было слышно каждое слово. Многие люди к концу предложения понижают голос, и их речь становится столь неразборчивой, что этим нарушается сила мысли. Если слова стоят того, чтобы их произносить, это следует делать ясно и отчетливо, с выражением и выделяя основные из них. Но не стремитесь использовать слова, подчеркивающие вашу образованность. Чем проще ваша речь, тем лучше ее поймут. — «Свидетельства», т. 6, стр. 383 /1900/.

«Неоценимое качество». — Литературный евангелист, который способен ясно и понятно говорить о достоинствах той книги, которую он предлагает, обнаружит, насколько это помогает ему в его работе. Может быть, у него будет возможность прочитать одну главу из нее, тогда, с помощью интонации и выделяя отдельные слова, он сможет нарисовать перед слушателем описываемую сцену так, будто она реально существует.

Способность говорить ясно и отчетливо, с хорошей интонацией, неоценима в любой работе. Это качество незаменимо для тех, кто желает стать служителями, евангелистами, библейскими работниками. Те, кто планирует заняться такого рода деятельностью, должны обучиться тому, как использовать свой голос, чтобы их речь производила положительное впечатление, когда они будут рассказывать людям об истине. Нельзя затуманивать истину, выражая ее невнятным языком. -»Наставление для литературных евангелистов «, стр. 23, 24 /1902/.

«Расскажите им просто». — Люди бродят в тумане и мгле заблуждения. Они хотят знать, что есть истина. Расскажите им, но не высоким, напыщенным языком, а с простотой детей Божиих. — «Наставление для литературных евангелистов «, стр. 39, 40 /1902/.

«Взвешенные слова». — Если вы находитесь среди неверующих, это не значит, что вы можете проявлять небрежность в своих словах, поскольку они воспринимают ваше слово как мерило. Изучите наставление, данное Надаву и Авиуду, сыновьям Аарона. Они «принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им». Они развели в своих кадильницах обычный огонь. «И вышел огонь от Господа, и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь». Лев. 10:1-3. Литературным евангелистам следует помнить, что они трудятся вместе с Господом ради спасения душ и что им ни в коем случае нельзя принижать Его священное служение, внося в него обыденность. Пусть разум наполнится чистыми, святыми мыслями, а слова будут хорошо взвешены. Не снижайте успеха своей работы, произнося небрежные, непродуманные слова. -»Наставление для литературных евангелистов,» стр. 24 /1902/.

«Побеждающие слова; мягкость и любезность». — Тем, кто трудится ради Христа, следует быть прямыми и надежными, твердыми, как скала, в принципах, но в то же время добрыми и любезными. Любезность — один из даров Духа. Воздействовать на умы — одна из величайших задач, когда-либо возлагавшихся на человека; и желающий найти доступ к сердцам должен помнить наставление: «Будьте сострадательны и братолюбивы». Любовь сделает то, чего нельзя добиться с помощью самых убедительных доводов. Но секундная раздражительность, один грубый ответ, отсутствие христианской вежливости и любезности в каком-то пустяке, — и в результате вы можете потерять как друзей, так и влияние.

Христианский работник должен стремиться стать таким, каков Христос был на нашей земле. Он наш пример не только в Своей безупречной чистоте, но и в Своем терпении, мягкости и благорасположении. Его жизнь — пример истинного братолюбия. У Него всегда находились добрый взор и слово утешения для нуждающихся и униженных. Его присутствие вносило в дом атмосферу чистоты. Его жизнь была подобна закваске, действующей в «тесте» человеческого общества. Чистый и непорочный. Он ходил среди бездумных, грубых и нелюбезных; среди несправедливых мытарей, неправедных самаритян, языческих воинов, грубых крестьян и разношерстной толпы…

Религия Иисуса смягчает самый тяжелый и грубый нрав и самые необтесанные и резкие манеры. Она делает слова теплыми, а манеры побеждающими. Будем же учиться у Христа тому, как объединять высокое чувство чистоты и целостности с безгрешностью нрава. Добрый, любезный христианин — наиболее убедительный довод, который можно привести в пользу христианства.

Добрые слова для души подобны росе и мягкому дождю. Писание говорит, что благодать излилась на уста Его, чтобы Он мог «словом подкреплять изнемогающего». И Господь увещевает нас: «Слово ваше да будет всегда с благодатию», «дабы оно доставляло благодать слушающим».

Иногда люди, с которыми вы соприкасаетесь, могут оказаться грубыми и нелюбезными, но это не повод для того, чтобы и сами вы стали нелюбезны. Тот, кто желает сохранить самоуважение, не должен без нужды ранить самолюбие других. Этому правилу необходимо свято следовать, даже общаясь с самыми грубыми и нечувствительными. — «Работники Евангелия», стр. 121,122/1915/.

«Голос Спасителя». — Голос Спасителя был подобен музыке для слуха тех, кто привык к монотонным бездушным речам книжников и фарисеев. Он говорил медленно и внушительно, подчеркивая те слова, на которые желал обратить особое внимание Своих слушателей… Сила речи имеет огромную ценность, а голос необходимо развивать ради блага тех, с кем мы соприкасаемся. — «Наставления для родителей, учителей и учащихся», стр. 140 /1913/.

«Его слова привлекают сердца». — Мы должны говорить о Христе тем, кто не знает Его. Мы должны поступать так, как поступал Христос. Где бы Он ни был — в синагоге, на обочине дороги или в лодке близ берега, на фарисейском празднике или за столом мытаря — Он говорил людям о том, что ведет к высшей жизни. Явления природы, события повседневной жизни — все увязывалось Им со словами истины. Сердца Его слушателей тянулись к Нему, ибо Он исцелял больных, утешал опечаленных, брал их детей в Свои руки и благословлял их. Когда Он открывал уста и начинал говорить, все внимание было направлено к Нему, и каждое Его слово было для какой-то души «запахом живительным в жизнь».

Так должно быть и с нами. Где бы мы ни были, мы должны искать возможности говорить людям о нашем Спасителе. Если, творя доброе, мы следуем примеру Христа, сердца будут открываться для нас так же, как они открывались для Него. Не сразу, но с тактом, основанным на божественной любви, мы сможем рассказать им о Том, Кто «лучше десяти тысяч других», о Том, Кто «весь… — любезность». Песн-П. 5:10,16. Это наивысший труд, в котором мы можем применить свой дар речи. Он был дан нам для того, чтобы мы могли представлять Христа как нашего всепрощающего Спасителя. — «Наглядные уроки Христа», стр. 338, 339 /1900/.