Глава 22 Поддерживать верное соотношение в литературе.

«Книги о здоровье и религиозные книги». — Должно быть полное единство среди работников, занимающихся теми книгами, которые должны наполнить мир светом. Где бы ни распространялась наша литература, книги о здоровье и религиозные книги необходимо представлять вместе как составные части общей работы. Соотношение между религиозными книгами и книгами о здоровье представляется мне, как единство челнока и нити, позволяющее получать прекрасные произведения искусства.

«Равно важно». — В прошлом мы не проявляли к книгам о здоровье того интереса, которого требовала их значимость. Хотя они и получали самую высокую оценку у широких групп людей, все же многие полагали, что важность их не столь велика, чтобы распространять зги книги в мире. Но что может лучше подготовить людей к пришествию Господа и к получению других истин, чем указание на пороки нашего века, чем побуждение их отказаться от вредоносных, потакающих собственным прихотям привычек? Разве не должен мир пробудиться в вопросе о реформе здоровья? Разве не нуждаются люди в тех истинах, которые представлены в книгах о здоровье? Многим из наших литературных евангелистов следует воспринять иное отношение к работе в области здоровья, чем то, которое преобладало до сих пор.

Среди наших литературных евангелистов и секретарей издательских отделов не должно быть разногласий и односторонних приверженностей. Все в равной мере должны проявлять заинтересованность в продаже как книг, рассматривающих вопросы здоровья, так и трудов чисто религиозного содержания. Не должно быть мнения, что лишь определенные книги должны стать предметом особого внимания со стороны литературных евангелистов. Должно быть полное единство — хорошо сбалансированное и симметричное развитие работы во всех областях.

«Не отделять». — То безразличие, которое многие проявляют по отношению к книгам о здоровье, есть оскорбление Бога. Не в Его правилах отделять книги о здоровье от основного направления работы. Истина для нашего времени столь же отчетливо представляется в работе по реформе здоровья, как и в других областях евангельской работы. Ни одна область деятельности не может быть совершенной, если отделить ее от остальных. — «Свидетельства», т. 6, стр. 326, 327 /1900/.

«Ни одна ветвь не должна преобладать». — Следует внимательно следить за тем, чтобы ни одна ветвь в нашей работе не стала преобладающей в ущерб интересам других. Кроме того, не проявляется должного интереса к распространению наших журналов о здоровье. Нельзя пренебрегать распространением этих журналов, ибо это явится большой потерей для людей. -»Ревью энд Геральд», 12 ноября 1901.

«Всему есть свое место». — Хотя работа в области здоровья и должна занимать свое место в возвещении трехангельской вести, ее сторонники ни в коем случае не должны пытаться подменить ею всю работу вообще. Книги о здоровье должны занимать свое место, но распространение этих книг есть лишь одна часть той великой общей работы, которую предстоит совершить. Те инструкции, которые иногда даются литературному евангелисту относительно книг о здоровье, ни в коем случае не должны привести к исключению из поля деятельности других важных книг, нужных людям. Руководить литературной евангельской работой должны люди, способные видеть, какое место занимает каждая часть работы в великом целом. Пусть они уделяют должное внимание распространению книг о здоровье, но не следует выделять эту область работы настолько, чтобы она отвлекала людей от других жизненно важных проблем, отодвинув таким образом на второй план книги, несущие в мир особую весть истины.

Для распространения религиозных книг требуется столько же навыков, что и для распространения литературы по вопросу о здоровье и умеренности. В одинаковой мере следует говорить о работе по распространению книг, содержащих духовную пищу, и книг, посвященных реформе здоровья. Необходимо предпринимать одинаковое количество усилий для поощрения и обучения работников, занимающихся и в той, и в другой сфере.

«Одно дополняет другое». — Один вид книг всегда оставляет место для другого. И те, и другие важны, и их необходимо распространять одновременно. Одно дополняет другое, и было бы неразумным подменять одно другим. Оба вида книг говорят о темах высочайшей ценности, и оба должны выполнять свою работу, готовя народ Божий к этим последним дням. И те, и другие представляют истину, которая просвещает, пробуждает и убеждает. И тем, и другим необходимо совместно выступать в работе по освящению и очищению церквей, которые ожидают пришествия Сына Божьего во власти и великой славе.

Так пусть же каждый издатель и секретарь издательского отдела с энтузиазмом поощряет литературных евангелистов, которые сейчас занимаются этой работой, а также подбирает и обучает новых работников. Пусть каждый из них насколько это возможно, укрепляет и наращивает работу, не ослабляя при этом работу других. Пусть все это делается в братской любви и без эгоизма. — «Свидетельства», т. 6, стр. 327, 328 /1900/.

«Работа должна развиваться симметрично». — Реформа здоровья столь же тесно связана с трехангельской вестью, как рука с телом. Но рука не может заменить тело. Суть нашей работы заключается в провозглашении трехангелъской вести, заповедей Божиих и свидетельства Иисусова. Эта весть должна провозглашаться во всеуслышание всему миру. Работа по распространению принципов здоровья должна объединяться с этой вестью, но ни в коем случае не проводиться отдельно от нее и ни в коей мере не подменять ее… Эта работа должна сбалансирование, симметрично развиваться во всех ее сферах… Я за то, чтобы книги о здоровье занимали надлежащее место, но это лишь одна из областей в той общей великой работе, которую нам предстоит выполнить. Господь направил Свою весть миру в книгах, содержащих истину для последних дней.

Не следует наставлять литературных евангелистов таким образом, будто одна книга или один вид книг должны захватить всю сферу их деятельности, оставляя все другие в пренебрежении. Всегда есть такие работники, которые готовы отклониться в любом направлении. Во главе работы по распространению литературы должны стоять люди, обладающие трезвым умом, люди, способные видеть место каждой разновидности работы в великом целом. Им следует уделять достаточное внимание распространению книг о здоровье, не выделяя при этом этот вид работы настолько, чтобы она отвлекала людей от других жизненно важных сфер. — Письмо 57.1896.

Продажа журналов и книг, посвященных реформе здоровья, не должна ни в коей мере сдерживать продажу публикаций, связанных с другими фазами трехангельской вести. Все они должны готовить дорогу Господу Иисусу, Который грядет в облаках небесных во власти и великой славе. — Рукопись 113, 1901.

«Не все должны трудиться ради одной книги». — Есть мнение, будто лучше всего, когда в одно время должна распространяться лишь одна книга и что все литературные евангелисты должны работать лишь с одной книгой. Такой подход был бы неразумным и неуместным. Нельзя заниматься лишь одной книгой, представляя ее таким образом, будто она способна удовлетворить все потребности для нашего времени. Если Господь различными путями и в различных книгах дает свет Своему народу, то кто осмелится ставить преграды распространению этого света по всему миру? Господь ожидает от нас таких планов, благодаря которым свет, данный Им, не был бы скрыт в наших издательствах, но светил всем, кто в нем нуждается. -»Наставление для литературных евангелистов «, стр. 47 /1902/.

«Литература для всех классов людей». — Ни один литературный евангелист не должен ставить ту книгу, с которой он работает, превыше других, также утверждающих истину для нашего времени. Если наши литературные евангелисты откажутся от всех книг в пользу одной-единственной и сосредоточат все свои усилия на ней, их работа не будет соответствовать плану Божиему. У разных людей разный склад ума, и то, что может быть пищей для одного, не привлечет внимания другого; поэтому необходимо распространять такие книги, в которых особая истина для нашего времени трактуется по-разному. Литературному евангелисту следует разумно подбирать себе книги. Тому, кто занят в работе Божией, не следует иметь узкий и близорукий взгляд. У Господа есть множество орудий, посредством которых Он планирует работу. Если же одна книга ставится выше другой, то возникает опасность, что та самая работа, которая наилучшим образом может дать свет людям, будет упущена из виду. Нет нужды противопоставлять различные книги, пытаясь судить, которая же из них приносит больше пользы. У Бога есть место для всех тех ораторов и писателей, которые по Его вдохновению вещают о Нем. Некоторым людям достаточно трудно воспринять истину, содержащуюся в наших основных книгах, а более простой способ представления истины быстрее достигнет их. Ведущим работникам следует поощрять и подбадривать начинающих, в равной степени указывая на действенность всех способов возвещения истины, способных подготовить людей ко Дню Господню. Кому-то газеты и брошюры принесут пользы больше, нежели книги. Газеты, брошюры, листовки — всему этому следует уделять внимание в работе литературных евангелистов, ибо все это есть те малые клинья, которые прокладывают путь к делам большим. — «Наставление для литературных евангелистов,» стр. 48, 49 /1902/.

«Брошюры и буклеты». — Литературный евангелист должен носить с собой брошюры, буклеты и небольшие книги, чтобы раздавать их тем, кто не имеет возможности их купить. Подобным образом можно открыть истину многим людям. -»Свидетельства», т. 6, стр. 338 /1900/.

«Более решительные усилия в пользу религиозных книг». — Распространение наших публикаций важно и является наиболее выгодным видом нашей евангельской работы… Хотя мы уже много говорили о распространении книг о здоровье, — и мы до сих пор полагаем, что такие книги следует распространять, — все же необходимо предпринять более решительные усилия для того, чтобы наши важные религиозные книги попадали к людям. Наши публикации могут проникать туда, где невозможно проводить собрания. В таких местах место проповедника занимает верный литературный евангелист. — Письмо 14,1902.

В данный период нашей работы нам следует быть внимательными в отношении каждого шага, который мы предпринимаем в публикации наших книг. Мне было ясно показано, что к работе литературными евангелистами мы должны привлекать способных мужчин и женщин. Значительная часть тех усилий, которые до сих пор направлялись на продажу медицинской литературы, должна теперь отдаваться распространению книг, содержащих истину для нашего времени, чтобы люди могли узнать свидетельства нашей веры и то, чему предстоит быть…

Мы должны привлечь к этой работе каждого из тех, кто считает, что он избран Богом не для выполнения обычной коммерческой работы, но для работы, дающей свет и истину, библейскую истину миру. — Письмо 72,1907.

«Книги малые и книги большие». — Я не согласен с тем, что продаже малых книг нужно уделять больше внимания, чем продаже больших. Неверно оставлять на полках те значительные работы, которые, как этого желает Господь, должны попасть к людям, способствуя таким образом продаже книг малых. -Рукопись 123,1902.

«Нет времени для обыденного». — В данное время мы уже настолько приблизились к завершению земной истории, что не можем себе позволить предлагать людям такие книги, в которых не содержится послание, необходимое людям. Привлекайте их внимание к книгам, повествующим о живой вере и благочестии. Очистите и освятите лагерь. Мы имеем значительное количество тех книг, которые дадут свет миру.

Не могу понять, почему в наших газетах должно быть так много объявлений относительно книг второстепенных для нашего времени. Подобные книги можно в любом количестве приобрести в любом книжном магазине. Почему бы не привлечь умы людей к темам, связанным со словами вечной жизни? Почему не предпринять усилия для получения простой, реальной и истинной информации от наших работников во всех частях мира? Бог призывает к такого рода чтению. У нас нет времени на обыденное, нет времени, которое мы могли бы затратить на развлекательные книги. — «Наставления для писателей и редакторов», стр. 147, 148 /1899/.

Мне дано наставление о том, что обыденные истории, облеченные в форму книг, не являются необходимыми для нашего благосостояния. Мир наводнен литературой подобного рода. То, что такие книги быстро расходятся, еще не свидетельствует о том, что их следует распространять. Многие тысячи тех бесполезных книг, которые можно сравнить с сеном, деревом или стерней, содержат подобные истории. Эти книги написаны людьми, чей ум является каналом для любовных чувств. Все, о чем только может помыслить склонный к богатому воображению разум, облекается в форму повествования и предлагается миру в качестве пищи для ума. Но слишком часто эта пища не представляет собой никакой ценности. «Что общего у мякины с чистым зерном»? Нам не нужны романы; ибо мы имеем дело с суровыми реалиями жизни. — «Наставление для писателей и редакторов», стр. 147 /1899/.

«Избегайте легкомысленной и возбуждающей литературы». — Мир переполнен книгами, которые лучше было бы уничтожить, чем распространять. Книги об индейских войнах и тому подобных предметах, публикуемые и распространяемые с целью получения прибыли, лучше было бы не читать вообще. В этих книгах есть сатанинская привлекательность. Преступления и жестокости, заставляющие сжиматься сердце, обладают чарующей силой для многих молодых людей, пробуждая в них желание к известности, пусть даже посредством совершения самых нечестивых деяний. Существует также множество чисто исторических работ, влияние которых ненамного лучше. Излишества, жестокости, распущенность нравов, изображаемые в этих книгах, побуждают к совершению подобных же актов. Книги, описывающие сатанинские деяния людей, пропагандируют нечестивые дела. Нет нужды читать ужасные подробности преступлений и нищеты. Никто из верующих в истину для нашего времени не должен хранить в памяти эти подробности.

Любовные истории, сказки легкомысленного и возбуждающего содержания, составляют еще одну группу книг, представляющих собой проклятие для читателя. Автор может дополнить свою историю положительной моралью, вплетая во все свое повествование религиозные нравоучения; и все же в большинстве случаев перед нами сатана, рядящийся в ангельские одежды, искусно искушающий и обольщающий. Пища для разума оказывает на него значительное влияние. Читающие легкомысленные, возбуждающие истории утрачивают способность выполнять стоящий перед ними долг. Они живут в нереальной жизни, не имея ни желания к полезному занятию, ни желания исследовать Писание. Ослабленный разум утрачивает способность размышлять о великих проблемах долга и судьбы.

Мне дано наставление о том, что неправильное чтение подвергает молодых людей величайшей опасности. Сатана постоянно стремится к тому, чтоб околдовать как молодых, так и людей зрелого возраста бесполезными историями. Если бы значительная часть публикуемых книг была уничтожена, можно было бы остановить ту чуму, которая творит ужасное дело, ослабляя разум и извращая сердце. Нет людей, настолько утвердившихся в верных принципах, что им уже не грозила бы опасность искушения. От всего этого бесполезного чтения следует решительно отказаться.

У нас нет позволения от Господа печатать или продавать подобную литературу, ибо она есть средство, ведущее к погибели многих душ. Я знаю, о чем я пишу, ибо этот вопрос был открыт мне. Пусть никто, кто верит истине и участвует в этой работе, не думает о получении доходов таким способом. Не будет благословения от Господа на полученные таким образом средства. Он рассеет больше, нежели собрано. -»Наставление для литературных евангелистов», стр.51-5. /1902/.

«Распространяйте литературу, неся свет». — В наш век обыденное восхваляется и преувеличивается. Возвеличивается все сенсационное и приносящее доход. Страна наводнена абсолютно бесполезными публикациями, которые издаются с целью получения доходов, в то время как действительно ценные книги остаются непроданными и непрочитанными. Те, кто распространяет подобную литературу из-за большого заработка, упускают драгоценную возможность творить добро. Необходимо работать, чтобы привлечь внимание к истинно ценным книгам, основанным на Библии. Еще более сложная задача — найти сознательных, богобоязненных работников, готовых приступить к работе, распространяя эти книги и неся свет людям. — «Свидетельства», т. 5, стр. 401, 402 /1885/.