11. Тысячелетнее царство

Пленение сатаны и его ангелов

«И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 6).

Земля выглядела подобно безлюдной пустыне. Города и селения, разрушенные землетрясением, лежали в развалинах. Горы, сдвинутые со своих мест, оставили большие зияющие пропасти. Огромные глыбы, выброшенные морем и вырванные из самой земли, были разбросаны по всей ее поверхности. Большие деревья, вырванные с корнем, валялись повсюду. Здесь будет место обитания сатаны в течение тысячи лет.

Здесь он будет скован, чтобы, скитаясь по всей земле, видеть последствия своего восстания против Закона Божьего. Тысячу лет он будет видеть плоды проклятия, которое он вызвал. Ограниченный пределами земли, он не будет иметь преимущества посещать другие планеты, чтобы искушать и беспокоить непадших небожителей. В течение этого времени сатану ждут мучительные страдания. Со времени его падения он постоянно совершал злодеяния. Теперь он лишен своей силы и обречен на раздумья относительно той роли, которую он играл после своего падения, обречен испытывать трепет и ужас перед страшным будущим, когда ему предстоит пострадать за все зло, которое он причинил, и претерпеть наказание за все грехи, к которым он подтолкнул людей.

Я слышала возгласы победы, издаваемые ангелами и искупленными святыми, потому что сатана больше не будет досаждать им и искушать их и потому что жители других миров были избавлены от его присутствия и его искушений 1.

Пленение сатаны обрадует народ Божий. Пророк говорит: «И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был, ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя… Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием» (Ис. 14:3—б) 2.

Мы встретим наших ангелов-хранителей

«Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих» (Пс. 90:11).

До тех пор, пока мы де посмотрим на провидение Божье в свете вечности, мы не поймем, насколько обязаны Его ангелам за заботу и посредничество. Небесные существа всегда активно участвовали в жизни людей. Они являлись в одеждах, светящихся, как молния, или приходили в образе человеческом, одетые путниками, и принимали гостеприимство людей, они указывали путь застигнутым ночью путешественникам, расстраивали замысел грабителя и отводили удар губителя.

Правители мира сего не знают, что на их совещаниях часто присутствуют и выступают с речами ангелы. Человеческие глаза смотрят на них, человеческие уши слушают их речи. В зале заседаний, и в суде небесные вестники защищают преследуемых и притесняемых. Они разрушают замыслы преступников, которые могут причинить зло и страдание детям Божьим. Обо всем этом мы узнаем на небесах.

Каждый искупленный оценит служение ангелов в своей личной жизни. Он познакомится с ангелом, который был его хранителем с первых дней жизни. Этот ангел следил за каждым его шагом и укрывал от опасности, был рядом в долине смертной тени, указывал место отдыха, и он же первым поприветствует его в славное утро воскресения. Как радостно будет беседовать с ним и узнать историю Божественного вмешательства в свою жизнь, обнаружить, что каждая земная проблема решалась с помощью Неба 3.

Имея Слово Божье в своих руках, каждый человек, куда бы его ни забросила жизнь, может общаться с теми, с кем пожелает. Открыв Библию, он может беседовать с благороднейшими и лучшими людьми и услышит голос Вечного, обращенный к людям. Изучая и вникая в проблемы, в которые «желают приникнуть ангелы» (1 Петр. 1:12), он тем самым общается с ними 4.

Добро пожаловать в Божий град!

«Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего»» (Мф. 25:23).

С неизреченной любовью Иисус приглашает Своих верных войти в радость их Господа. Радость Спасителя состоит в том, чтобы видеть в царстве славы те души, которые спасены ценой Его мучений и смерти. И искупленные также будут разделять Его радость, узнавая среди спасенных тех, кого они привели ко Христу своими молитвами, трудами, любовью и самопожертвованием. Когда они соберутся вокруг большого белого престола, сердца их наполнятся неизреченной радостью при виде тех, кого они приобрели для Христа, а те, в свою очередь, привели ко Христу других, а они — следующих, и, наконец, все достигли мирной гавани, чтобы там сложить свои венцы у ног Иисуса и славить Его всю нескончаемую вечность.

В то время как искупленных приветствуют в граде Божьем, воздух наполняется возгласами радости и восторга. Настал момент встречи двух Адамов. Сын Божий с распростертыми руками готов обнять родоначальника человечества, того, кого Он сотворил, кто согрешил против своего Создателя и за грехи которого на теле Спасителя появились знаки распятия. При виде жестоких ран от гвоздей Адам не бросается в объятия своего Господа, но в смирении падает к Его ногам, восклицая: «Достоин, достоин Агнец, Который был заклан!» Спаситель с нежностью поднимает его и настойчиво приглашает взглянуть на Едем — дом, из которого он был изгнан.

После изгнания из Едема жизнь Адама на земле была исполнена скорбей. Каждый вянущий лист, каждое животное, принесенное в жертву, каждый признак вырождения на прекрасном лице природы, каждое пятно на некогда непорочном характере человека — все это постоянно напоминало о его грехе… Почти тысячу лет он терпеливо переносил наказание за совершенное беззаконие. Со всей искренностью он раскаялся в своем грехе, поверил в заслуги обетованного Спасителя и умер в надежде на воскресение. Сын Божий искупил грех и падение человека, а теперь через служение примирения Адаму вновь возвращается его первоначальное владычество 5.

Неизреченная радость

«Иисуса, Который, вместо предлежавшей ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12:2).

«Сие сказал Я вам, — произнес Христос, — да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15:11).

Христос всегда заранее видел результаты Своей миссии, открытые Его провидческому взору. Его земную жизнь, исполненную такого тяжкого труда и самопожертвования, облегчала мысль, что все эти труды не напрасны. Отдавая Свою жизнь за жизнь людей, Он восстановит в людях образ Божий. Он желает поднять нас из праха, сформировать заново наши характеры по образу Своего характера и украсить Своей славой.

Мысленным взором Христос видел тяжкий труд Своей души и испытывал удовлетворение. Он глядел в просторы вечности и видел счастье тех, кто благодаря Его уничижению получили прощение и жизнь вечную. Он был изранен за их преступления, истязуем за их беззакония. Наказание их мира было на Нем, и ранами Его они исцелились. Он слышал возгласы искупленных. Он слышал, как они возносили песнь Моисея и Агнца. Хотя прежде надлежало принять крещение кровью, хотя грехи мира должны были обременить Его невинную душу, хотя тень невыразимой скорби лежала на Нем — ради радости, которую Он видел в будущем, Он избрал муки креста и презрел стыд.

Все Его последователи должны поделиться этой радостью. Какой бы великой и славной ни была наша награда в грядущем, не стоит хранить эту радость в тайне до времени окончательного освобождения. Уже сейчас мы призваны верой войти в радость Спасителя. Подобно Моисею, мы призваны жить, как «бы видя Невидимого 6.

Тем, кто принимает Его, Он дает силу стать сыновьями и дочерями Божьими, чтобы наконец Бог мог принять их как Своих и пребывать с ними в вечности. Если в течение земной жизни они останутся верными Богу, то наконец «узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их» (Откр. 22:4). Есть ли на небесах большее счастье, чем видеть Бога? Может ли грешник, спасенный благодатью Христа, испытывать большее счастье, чем видеть лицо Бога и знать Его как Отца? 7

Благодарность искупленных

«Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»» (Мф. 25:40).

Каждый наш поступок в поддержку народа Божьего будет вознагражден как совершенный для Него Самого 8.

Каким удовлетворением наполнится каждое сердце, когда ясный мелодичный голос Иисуса произнесет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». «Войди в радость Господина твоего».

Искупитель прославлен, потому что Он умер не напрасно. Те, кто трудился с Богом, с радостным, счастливым сердцем смотрят на подвиг Его души, совершенный за погибающих, умирающих грешников, и они счастливы. Мучительные часы, которые они пережили, затруднительные обстоятельства, с которыми они встретились, сердечная печаль из-за того, что некоторые отказались принять то, что служит их благу, — все это забыто. Самоотречение, на которое они шли, чтобы поддержать Божье дело, больше не вспомнится. Они видят души, приобретенные для Иисуса, спасенными, навечно спасенными, как знаки Божьей милости и любви Искупителя. Под сводами небес зазвучат их возгласы хвалы и благодарности 9.

Нас ждут небеса, и среди их обитателей не будет вражды…

Мы будем приветствовать святую семью искупленных и услышим слова Христа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Мы тронем струны наших золотых арф, и небеса наполнятся прекрасной музыкой. Мы сложим наши сверкающие венцы к Его ногам и воздадим славу Тому, Кто одержал ради нас победу.

Мы многого не понимаем. В Библии встречаются строки, которые кажутся нам таинственными, потому что они выше нашего разумения. Но когда Спаситель поведет нас к живым водам, Он сделает для нас ясным то, чего мы прежде не понимали 10.

Небес достичь довольно легко

«Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Ис. 53:10, 11).

Любовь Бога безмерна, ее невозможно ни с чем сравнить! Она безгранична… Размышляя о славе и достоинстве Христа, мы видим, насколько велика любовь, побудившая принести жертву на Голгофском кресте ради искупления потерянного мира. Это событие будет изумлять святых в течение всех бесконечных веков — почему бы нам не размышлять о нем здесь, в этом мире?..

О, тайна благочестия — Бог явился во плоти! Эта тайна углубляется по мере того, как мы пытаемся понять ее. Она непостижима, и люди позволяют земным интересам погасить то слабое представление о Христе и Его несравненной любви, которое открыто смертным… Как можно с воодушевлением заниматься земными, обыденными вещами и оставаться равнодушными к Голгофскому кресту, к любви, открывшейся в смерти дорогого Сына Божьего?..

Все это унижение, все эти страдания были перенесены для того, чтобы вернуть заблудших, виновных и неблагодарных в дом Отца. О, дом блаженных — нельзя позволить себе потерять его! Если я обрету спасение в Царстве Божьем, то буду постоянно постигать новые глубины плана спасения. Как никогда прежде, все искупленные увидят и оценят любовь Отца и Сына, и бессмертные уста огласят небесные своды гимнами хвалы. Он возлюбил нас, Он отдал за нас Свою жизнь. Мы будем воспевать богатства искупительной любви, обретя прославленные тела, освобожденные способности, чистые сердца, неоскверненные уста. На небесах не будет страдающих, там не будет скептиков, которых нам нужно убеждать в вечных реалиях, не будет предрассудков, которые нужно искоренять, но все будут охвачены беспредельной любовью. Покойтесь, благодарите Бога; отдых ожидает народ Божий, когда Иисус поведет искупленных на зеленые луга вдоль потоков живых вод, которые делают желанным город нашего Бога. Тогда прозвучит ответ на молитву Иисуса к Его Отцу: «Хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» 11.

Наконец дома

«Хорошо, добрый и верный раб!., войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21).

Восхищаясь красотами земли, подумайте о грядущем мире, который никогда не узнает губительной силы греха и смерти, где природа больше не будет носить ни тени проклятия. Какова бы ни была в вашем воображении обитель спасенных, помните — она будет более прекрасной, чем может нарисовать самое живое воображение. В различных дарах Бога в природе мы видим лишь слабое отражение Его славы. Написано: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» 12.

Вскоре откроются небесные врата для детей Божьих, и из уст Царя, как самую прекрасную музыку славы, они услышат слова благословения: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).

Тогда искупленные будут радушно приняты в обителях, которые Иисус приготовил для них 13.

Затем я увидела Спасителя, Который вел искупленных к воротам города. Он взялся за ворота, повернул их на сверкающих петлях и пригласил народы, сохранявшие истину, войти. Внутри города все радовало глаз. Спасенные всюду видели богатство и славу. Затем Иисус посмотрел на Своих искупленных святых; их лица излучали славу. Внимательно глядя на них, Он произнес Своим звучным, мелодичным голосом: «Я смотрю на подвиг Своей души и испытываю удовлетворение. Это богатство славы принадлежит вам, и вы будете наслаждаться им вечно. Ваши скорби закончились. Не будет больше ни смерти, ни печали, ни плача и никакой боли»…

Человеческий язык слишком беден, чтобы описать славу небес. Когда передо мной возникают эти сцены, я теряюсь в изумлении. Очарованная превосходящим воображение великолепием и потрясающей славой, я откладываю перо и восклицаю: «О, какая любовь! Какая дивная любовь!» Самый возвышенный язык не в состоянии описать славу небес и несравненные глубины любви Спасителя 14.

Что нас удивит на небе

«Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7).

Мы зачастую считаем безнадежными как раз тех, кого Христос влечет к Себе… Многие окажутся на небесах, несмотря на то, что их ближние никогда не предполагали этого. Люди судят о других по внешности, Бог же видит сердца 15.

Среди искупленных будут люди, принявшие Христа в последние часы жизни, и те, кто не успел вникнуть глубоко в план спасения, получат небесные наставления 16.

Страдая на кресте, Иисус имел одно утешение. Это была молитва раскаявшегося разбойника… В избитом, осмеянном, распятом на Кресте он видит Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира. В голосе этого человека звучит и надежда, и мука, когда он, беспомощный и умирающий, призывает Спасителя: «Помяни меня, Господи, — кричит он, — когда приидешь в Царствие Твое». И тут же был дан ответ… «Истинно говорю тебе ныне же, будешь со Мною в раю» 17.

Такую веру можно сравнить с трудом работников, которые пришли в виноградник в одиннадцатом часу, но получили такую же награду, как трудившиеся много часов. Разбойник воззвал ко Христу с верой, в покаянии и сокрушении. Он просил так истово, будто полностью сознавал, что Иисус может спасти его, если пожелает 18.

Те, кого Христос одобрит во время суда, может быть, не были сильны в теологии, но они следовали Его принципам… Некоторые из язычников, не ведая того, поклонялись Богу. Хотя свет жизни не коснулся их, хотя они и не знали писанного Закона Божьего, тем не менее слышали Его голос, взывающий к ним через природу, и делали то, чего требует закон. Их добрые дела доказывают, что Святой Дух коснулся их сердец, и этих людей признают детьми Божьими.

Как будут удивлены и «обрадованы многие смиренные люди среди разных народов, когда они услышат из уст Спасителя: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Как будет радоваться сердце Бесконечной Любви удивлению и восторгу, которые будут вызваны Его одобрительными словами 19.

Ответы, приносящие удовлетворение

«Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:9).

Наши планы — не всегда Божьи планы…

В Своей чуткой заботе и любви к нам Тот, Кто понимает нас лучше, чем мы понимаем самих себя, часто отказывается позволить нам эгоистично стремиться к удовлетворению наших честолюбивых замыслов. Часто наши планы терпят крах, для того чтобы Божьи планы в отношении нас могли успешно осуществиться.

В будущей жизни тайны, которые здесь досаждали нам и огорчали нас, раскроются. Мы увидим, что наши, казалось, не услышанные молитвы и не оправдавшиеся надежды обернулись для нас самыми лучшими благословениями 20.

Мы не настолько продвинулись в духовном развитии, чтобы понимать тайны Божьи. Но когда мы присоединимся к небесной семье, эти тайны откроются нам…

Тогда многому будет дано объяснение, о чем теперь Бог хранит молчание, потому что мы не сумели бы сконцентрироваться и оценить откровение вечных тайн. Пути Провидения сделаются ясными; тайны благодати, явленной через Христа, будут открыты. Все, что теперь разум не может охватить, все, что тяжело теперь понять, будет объяснено. Мы увидим порядок в том, что казалось необъяснимым, мудрость в том, что было от нас сокрыто; благость, милость и снисходительность в том, что было нам даровано. Истина предстанет перед нами в ясном, отчетливом свете. Сердце запоет от радости. Борьба навсегда закончена, и все трудности разрешены 21.

Всё, что озадачивало нас в действиях провидения Божьего и было тяжело для понимания, станет ясным в мире грядущем. Перед нами откроются тайны благодати. Там, где наш ограниченный ум видел только хаос и не сбывшиеся обещания, мы увидим самую совершенную и прекрасную гармонию. Мы узнает, что это Безграничная Любовь уготовила нам самые тяжелые испытания. Когда мы поймем нежную заботу Того, Кто все делает к нашему благу, мы возрадуемся радостью неизреченной и преславной 22.

О горнем помышляйте

«О горнем, помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:2).

Когда народ Божий отведет свой взор от этого мира и сосредоточится на небесах и на небесном, он станет особым народом Божьим, потому что увидит милость, благость и сострадание, которые Бог явил детям земли. Любовь Господа вызовет в детях Божьих ответный отклик, и они смогут всей своей жизнью показать окружающим, что Дух Божий побуждает их посвятить себя небесному, а не земному.

Помышляя о небесном, мы можем воспарить в своем воображении до запредельных высот и сосредоточиться на самых возвышенных предметах, но наш ум истощится в попытках постичь широту, глубину и высоту небесных истин. Наш разум не в состоянии охватить величие вечности. Однако даже попытки понять небесное облагораживают наш характер и возвышают наш ум. Когда мы размышляем о том, что Христос пришел в наш мир умереть за падшего человека, мы начинаем сознавать, какая цена уплачена за наше искупление, начинаем понимать, что не существует истинной доброты и истинного величия вне Бога.

Только свет, сияющий с Голгофского креста, позволяет нам осознать, до каких глубин греха и деградации пало вследствие греха человечество. Только длина цепи, брошенной с небес, чтобы поднять нас, показывает бездонность тьмы, в которую мы погрузились. Лишь помышляя о невидимом, мы можем хотя бы отчасти понять грандиозность искупления 23.

Мы почти дома; скоро мы услышим голос Спасителя, который мелодичнее любой музыки. Он скажет: «Твоя борьба закончилась; войди в радость твоего Господа». Благословенное приветствие. Я хочу услышать его из нетленных уст Спасителя. Я хочу славить Его. Я хочу воздать честь Сидящему на престоле. Я хочу, чтобы мой голос эхом прозвучал по всем небесным обителям. Будете ли вы там?.. Бог поможет нам и наполнит нас полнотою и силой, а потом мы вкусим радость мира грядущего 24.

Награда искупленных

«У кого дело… устоит, тот получит награду» (1 Кор. 3:14).

Славной будет награда, когда верные работники соберутся вокруг престола Бога и Агнца. Когда Иоанн, будучи еще смертным, увидел Божью славу, он пал, как мертвый: Иоанн не мог вынести видения. Когда же дети Божьи облекутся в бессмертие, они «увидят Его как Он есть» (1 Ин. 3:2). Они будут стоять перед престолом, принятые в Возлюбленном Сыне. Все их грехи изглажены, все беззакония прощены. Теперь они могут смотреть на немеркнущую славу Божьего престола. Они разделили с Христом Его страдания, они сотрудничали с Ним в деле искупления, а теперь приобщились к Нему в радости видеть в Царстве Божьем спасенные души, которые будут славить Бога всю вечность 25.

В тот день искупленных озарит слава Отца и Его Сына. Касаясь струн на золотых арфах, ангелы небесные будут приветствовать Царя и трофеи Его победы… Зазвучит песнь победы, наполняя все небо. Христос победил. Он входит в небесные обители в сопровождении Своих искупленных — свидетелей того, что Его миссия страдания и самопожертвования не была напрасной…

Странников земли ждут обители. Праведных ждут одежды, венцы славы и пальмовые ветви победы. Все, что озадачивало нас в действиях провидения Божьего и было тяжело для понимания, станет ясным в мире грядущем. Перед нами откроются тайны благодати. Там, где наш ограниченный ум видел только хаос и не сбывшиеся обещания, мы увидим самую совершенную и Прекрасную гармонию. Мы узнаем, что это Безграничная Любовь уготовила нам самые тяжелые испытания. Когда мы поймем нежную заботу Того, Кто все делает к нашему благу, мы возрадуемся радостью неизреченной и преславной 26.

Я призываю вас приготовиться к пришествию Христа на облаках небесных… Приготовьтесь к суду, чтобы, когда Христос придет прославиться во всех верующих, вы могли быть среди тех, кто встретит Его в мире 27.

Не видел того глаз, не слышало ухо

«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

Люди, воистину любящие Бога, захотят настолько усовершенствовать данные им Богом таланты, что станут настоящим благословением для окружающих. Со временем небесные ворота широко распахнутся перед ними, и из уст Царя славы они услышат приветствие, подобное сладчайшей музыке: «Приидите, благословенные Отца моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). Таким образом, искупленные окажутся в обителях, которые Христос готовит для них. Там не будет порочных людей — только те, кто с Божественной помощью усовершенствовал свой характер. Каждое греховное влечение, каждый нравственный изъян удалены Кровью Христа; искупленные облекаются в величие и сияние Его славы, далеко превосходящей яркость солнца в полуденном великолепии. Нравственная красота, совершенство Иисуса сияют в них достоинством, далеко превосходящим это внешнее величие. Они стоят без порока перед великим белым престолом, разделяя достоинство и преимущества ангелов.

«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Ввиду славного наследия, которое может быть достоянием человека, «какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26). Он может быть беден, однако владеть богатством и достоинством, которые мир никогда не сможет дать. Душа, искупленная и очищенная от греха со всеми ее благородными способностями, посвященными Божьему служению, имеет безграничную ценность 28.

Всегда жить в этом доме блаженства, избавить душу, тело и дух от темных следов греха и проклятия и уподобиться нашему Творцу, в течение бесконечных веков возрастать в мудрости, познании и святости, всегда постигать неизведанное, всегда видеть новые чудеса и иную славу, всегда умножать способность познавать, наслаждаться, любить и всегда сознавать, что существует еще более совершенная радость, любовь и безграничная мудрость, — такова цель, на которую указывает христианская надежда 29.

Плод, дающий жизнь

«Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» (Откр. 22:2).

Плод дерева жизни в саду Едемском обладал сверхъестественной силой. Съев его, человек обретал вечную жизнь. Этот плод был противоядием от смерти…

После возникновения греха небесный Земледелец пересадил дерево жизни в вышний рай 30.

Искупленные святые, которые любили Бога и соблюдали Его заповеди здесь, войдут через ворота города и получат право на дерево жизни. Они будут свободно есть его плоды, как ели наши прародители до своего падения. Листья этого нетленного раскидистого дерева будут служить для исцеления народов. Все горести искупленных уйдут. Они никогда вновь не испытают болезни, печали и смерти, ибо листья дерева жизни исцелили их. Иисусу радостно будет смотреть на подвиг Своей души, когда искупленные, которых угнетали печали, тяжкий труд и лишения, которые стенали под проклятием, соберутся вокруг дерева жизни, чтобы есть нетленные плоды, на которые потеряли право наши прародители, нарушив Божьи заповеди. Никогда не возникнет опасность снова утратить право на дерево жизни, ибо искушавший наших прародителей ко греху будет уничтожен второй смертью 31.

Вкушать от дерева жизни можно было только на условии соблюдения всех Божьих заповедей. Падение Адама произошло из-за неповиновения…

Послушание через Иисуса Христа дает человеку совершенство характера и право на дерево жизни. В свидетельстве, данном Иисусом Христом Иоанну, ясно сформулированы условия, на которых человек вновь может вкушать плоды дерева жизни: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» 32.

Снова получив право на древо жизни в давно утерянном Едеме, искупленные будут возрастать (см. Мал. 4:2) и развиваться до полноты совершенства и славы, которые человек имел в начале. Последние оставшиеся следы проклятия и греха сотрутся, верные во Христе однажды явятся «в красоте нашего Господа», уподобившись разумом, душой и телом своему Господу. О, чудесное искупление, о котором так много рассуждали, так долго на него уповали, с такой радостной надеждой ожидали, но так до конца и не понимали! 33

Престол, окруженный радугой

«Вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр. 4:2, 3).

Радуга вокруг престола есть символ вечного свидетельства того, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»…

Как радуга в небе образуется слиянием солнечного света и капель дождя, так и радуга, окружающая престол, символизирует единение милости и справедливости. Должна быть явлена не только справедливость, ибо это могло бы затмить славу радуги обетования вокруг престола, и люди чувствовали бы только наказание за нарушение закона. Если бы не существовало справедливости и наказания, то правление Божье не было бы стабильным. Именно сочетание суда и милости делает спасение законченным…

Милость призывает нас войти воротами в град Божий, а справедливость рада предоставить каждой смиренной душе полноту преимуществ как члену царской семьи, дитяти Небесного Царя. Исполненные недостатков, мы не могли бы войти воротами, которые милость открыла для смиренных; ибо у входа стоит справедливость и требует святости от всех, кому надлежит увидеть Бога.

Если же отстранить справедливость, и Божественная милость откроет ворота для всех людей, независимо от их сущности, недовольство и противление на небе будет гораздо сильнее, чем до изгнания сатаны. Мир, счастье и гармония небес нарушатся. Перенесение с земли на небо не изменит характера людей; счастье искупленных на небесах — это результат того, чего они достигли в этой жизни, стараясь следовать Христу. Святые на небесах вначале должны стать святыми здесь, на земле.

Ценно лишь спасение, приобретенное Христом для человека такой великой жертвой, ибо только оно спасает от греха… Следовательно, Евангелие не упраздняет Закон Божий, но сокрушает силу греха, и скипетр милости простирается к кающемуся грешнику… Бог никогда не забудет Своих детей в их борьбе против зла. Пусть же Иисус будет для нас всем 34.

Мы увидим Царя

«Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную» (Ис. 33:17).

Если мы желаем увидеть Царя в Его красоте, то должны вести достойный образ жизни. Необходимо преодолеть свою незрелость. Когда нас стараются вывести из себя, будем хранить молчание. Временами молчание бывает красноречивее любых слов. Мы должны проявлять терпение, доброту и воздержание, чтобы быть достойными звания сыновей и дочерей Божьих. Мы должны доверять Ему, верить в Него, полагаться на Него. Мы должны идти по стопам Христа. «Если кто хочет идти за Мною, — говорит Иисус, — отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23)… Хранить молчание, когда это необходимо, может показаться тяжким крестом. Это, может быть, и больно, но поверьте мне — молчанием можно гораздо успешнее победить зло, чем потоком гневных слов.

Здесь, в этом мире, нам следует стать такими, какими нас допустят в небесные обители. Мы должны усвоить уроки, которые Христос желает преподать нам, чтобы приготовить нас к высшей школе на небесах, где Спаситель поведет нас к реке жизни, объясняя нам многое, чего здесь мы не могли понять… Там мы увидим славу Божью так ясно, как никогда не видели ее здесь 38.

Каждый верный принцип, каждая истина, усвоенные в земной школе, найдут замечательное продолжение в небесной школе. Подобно тому как Христос ходил и беседовал со Своими учениками во время служения на этой земле, так Он будет учить нас и в вышней школе, ведя к реке воды живой и открывая нам истины, которые в этой жизни должны оставаться скрытыми тайнами из-за ограниченности человеческого ума, сильно омраченного грехом. В небесной школе мы будем иметь возможность шаг за шагом достигать величайших высот познания. Там, являясь детьми Небесного Царя, мы будем жить с членами царской семьи; там мы увидим Царя в Его красоте и несравненной притягательности 39.

Мы долго ждали, но наша надежда не померкла. Если бы мы только увидели Царя в Его красоте, то всегда были бы счастливы 40.

Сто сорок четыре тысячи

«И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14:1).

На кристальном море перед престолом, которое словно из стекла, смешанного с огнем, — так сверкает оно от славы Божьей, — собрались «победившие зверя и образ его, и начертание его, и число имени его» (Откр. 15:2). Вместе с Агнцем на горе Сион, «держа гусли Божий», стоят сто сорок четыре тысячи искупленных от людей, и слышен шум как бы множества вод и сильного грома, «голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих». Они поют «новую песнь» пред престолом, которую никто не мог научиться петь, кроме ста сорока четырех тысяч. Это песнь Моисея и Агнца — песнь избавления.

Никто, кроме ста сорока тысяч, не мог петь эту песнь, ибо эта песнь о пережитых опытах, каких никто не имел, кроме них. Они «следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел». Эти люди, взятые от земли из среды живых, — «первенцы Богу и Агнцу» (Откр. 15:2, 3; 14:1—5). «Они пришли от великой скорби», они пережили такое трудное время, какого не бывало с тех пор, как появились люди; в бедственное время Иакова они перенесли агонию ночи Иакова; они жили без Ходатая во время излития последних судов Божьих. Но они были избавлены, потому что «омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». «В устах их нет лукавства, они непорочны» перед Богом. «За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них».

Они видели землю, опустошенную голодом и эпидемиями, солнце, имеющее власть жечь людей сильным зноем, они сами переносили страдания, голод и жажду. Но «они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7:14—17) 38.

Великое множество искупленных

«После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7:9).

Все сословия, все народы, племена и языки будут стоять перед престолом Бога и Агнца в своих незапятнанных одеждах и с украшенными драгоценностями венцами. Ангел сказал: они пришли от великой скорби; они омыли и убелили одежды свои, в то время как сластолюбивые, а не боголюбивые, потакающие себе и непокорные потеряли оба мира. У них нет ни благ этого мира, ни вечности.

Те, кто теперь торжествует, поет гимны победы, с венцами на челах и с арфами в руках, в свое время прошли раскаленную огненную печь земных страданий. Они испытали лишения, голод и муки, глубокое самоотречение и горькое разочарование. Теперь они победители, а не бедные, скорбящие, бедствующие, ненавидимые всеми за имя Христа. Взгляните на их белоснежные сияющие небесные одежды — они богаче любого царского одеяния. Взгляните на их украшенные драгоценностями венцы — такая корона никогда не украшала чело ни одного земного монарха.

Прислушайтесь к их голосам, когда они громко поют славословия и машут пальмовыми ветвями победы. Восхитительная музыка наполняет небо, когда они поют: «Достоин, достоин Агнец закланный и навеки воскресший снова. Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу». И сонм ангелов, архангелы, осеняющий херувим и славный серафим эхом повторяют эту радостную, победную песнь, говоря: «Аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь» (Откр. 7:12).

О, в этот день обнаружится, что праведные были мудрыми, а грешные и непослушные — безумцами… Их удел — позор и вечное посрамление. Те же, кто трудился со Христом, окажутся вблизи престола Божьего, препоясанные одеждой вечной праведности 39.

Награда тем, кто приобретает души для Христа

«И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12:3).

Я просыпаюсь ночью и думаю о словах Даниила, повторяя их снова и снова: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда». Посмотрите на солнце и звезды, шествующие по небосклону, — у каждой из них есть свое имя, Господь говорит: обратившие многих к правде будут сиять, как звезды, вовеки, навсегда 40.

Чтобы определить, насколько важно обращение души от заблуждения к истине, мы должны уяснить ценность бессмертия; мы должны осознать, насколько страшны муки второй смерти; мы должны оценить честь и славу, ожидающие искупленных, и понять, что значит жить в присутствии Того, Кто умер, чтобы возвысить, облагородить человека и дать победителю царский венец.

Ограниченный разум человека не способен вполне осознать ценность человеческой души. С какой благодарностью искупленные и прославленные вспомнят о тех, кто был орудием в их спасении! Тогда никто не пожалеет о самоотверженных усилиях и неустанном труде, терпении, воздержании и глубоком сердечном стремлении спасти души, которые погибли бы, если бы этот человек пренебрег своим долгом или устал делать добро.

Теперь эти облеченные в белую одежду собраны в стадо ве~ дикого Пастыря. Агнец, сидящий на престоле, скажет слова приветствия верному работнику и душе, спасенной благодаря его усилиям. Он поведет их к дереву жизни и источнику живых вод. С какой радостью Христов слуга смотрит на искупленных, разделяющих славу Искупителя! Насколько же ценнее небеса для тех, кто был верен в служении спасения душ! «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды» 41.

Все, совершенное благодаря сотрудничеству людей с Ботом, не погибнет никогда, но пребудет вовеки 42.

Подумайте о небесном

«Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7:14).

В видении Иоанн видел множество людей, облеченных в белые одежды… Они находились в храме Божьем. Таков итог жизни всех тех, кто возложил свое упование на заслуги Христа и омыл свои одежды Его Кровью. Бог сделал все, чтобы мы могли сесть со Христом на престоле, но существует одно условие: необходимо быть в согласии с Законом Божьим…

Мы не можем позволить себе потерять небеса. Нам следует говорить о небесном. Там нет ни смерти, ни боли. Почему мы так неохотно говорим об этом? Почему мы все время сосредоточены на земном? Апостол увещевает нас посвятить наши разговоры небесам. «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп. 3:20)… Христос скоро вернется, чтобы собрать всех готовых, и возьмет их в это славное место. «Так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:28).

Любим ли мы думать об этом событии или хотим, чтобы оно произошло как можно позже?.. Чем больше мы говорим об Иисусе, тем больше мы отражаем Его Божественный образ. Взирая на Него, мы преображаемся. Нам нужно иметь духовное общение со Христом. Когда вы собираетесь вместе, говорите о Христе и искуплении… Чем больше мы говорим об Иисусе, тем яснее видим Его несравненную притягательность 43.

Те, кто не находит удовольствия в мыслях и разговоре о Боге в этой жизни, не будут наслаждаться грядущей жизнью, где всегда присутствует Бог, пребывая среди Своего народа. Но те, кто любит думать о Боге, будут чувствовать себя в своей стихии, дыша атмосферой Неба. Те, кто на земле любит думать о Небе, обретут счастье в радостной обстановке святости… «И ни-,чего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их» (Откр. 22:3, 4) 44.

Слава небесного мира

«Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него» (Ис. 64:4).

Многие жаждут проникнуть в славу будущего мира и постичь глубины вечных тайн, но их усилия напрасны. Открытое принадлежит нам и детям нашим… Великий Автор откровений раскрыл нашему уму многое, что необходимо для понимания привлекательности небесного мира и оценки будущего воздаяния-Откровения Иисуса относительно небесного мира таковы, что только духовный ум может их постичь. Можно до предела напрягать свое воображение, пытаясь представить себе славу небес, но не «видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Нас окружают небесные существа… Светоносные ангелы творят небесную атмосферу вокруг души, возвышая нас к невидимому и вечному. Мы не можем видеть их своими смертными глазами; только духовным зрением можно различить небесное. Наши человеческие силы истощатся, силясь постичь невыразимую славу светоносных ангелов. Только духовное ухо может различить гармонию небесных голосов, Христос не намерен возбуждать наши эмоции яркими описаниями… Он достаточно определенно открыл Себя как Путь, Истину и Жизнь, как единственное средство спасения. Ничего другого фактически и не требуется.

Христос может подвести душу к порогу небесного мира и через открытую дверь показать нам внутреннюю славу, излучаемую небесным святилищем и сияющую через его ворота; но мы должны видеть ее верою, а не смертными глазами. Он не забывает, что мы — Его соработники, совершающие дела Божьи в этом мире, иссушенном и омраченном проклятием. Именно в этом мире, покрытом, словно саваном, нравственной тьмой, где мгла окутывает землю и мрак — народы, — именно здесь мы должны жить во свете небес 45.

Взирайте на вечное

«Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:18).

Если Церковь облечется в одежду Христовой праведности, порвет все связи с миром греха, для нее наступит рассвет славного дня. Обетование Господа, данное ей, незыблемо в веках… Истина, презираемая и отвергаемая многими, восторжествует. Хотя она подчас распространялась медленно, но все же распространялась… Укрепленная Божественной силой, она проложит путь через самые непреодолимые препятствия и восторжествует над ними.

Что поддерживало Сына Божьего во время Его жертвенной и многотрудной жизни на этой земле? Он заглядывал в будущее и видел, что не зря претерпел муки, видел счастье людей, которые получат прощение и жизнь вечную благодаря Его унижению. Он слышал счастливые возгласы искупленных, прекрасную песнь Моисея и Агнца и радовался.

Мы можем предвкушать будущее блаженство на небесах. В Библии описывается грядущая слава; рука Божья нарисовала истинные картины, которые так дороги Его Церкви. С верой мы можем стоять на пороге вечного града и слышать милостивый призыв, обращенный к тем, кто шел одним путем со Христом и считает честью пострадать за Него. Когда будут сказаны слова: «Приидите, благословенные Отца Моего», — они бросят свои венцы к ногам Искупителя и воскликнут: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение… Сидящему на престоле и Агнцу — благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Мф. 25:34; Откр. 5:12, 13).

Там искупленные приветствуют тех, кто привел их к Спасителю, и все объединяются в восхвалении Христа, Который умер ради того, чтобы жизнь людей стала соизмеримой с жизнью Бога. Борьба окончена. Вражды и скорбей больше нет. Победная песнь разносится по всему небу, когда искупленные подхватывают радостную мелодию: «Достоин, достоин Агнец, Который был заклан и ожил, торжествующий Победитель» 46.

Блаженны омывшие свои одежды

«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его (омывают одежды свои — англ, перевод,), чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22:14).

Хотим ли мы, наконец, достичь неба и присоединиться к небесному хору? Что касается нашего характера, мы выйдем из могилы точно такими, какими вошли в нее… Теперь время для того, чтобы очистить одежды нашего характера…

Иоанн видел престол Божий и стоящих вокруг этого престола. Он спросил: кто это? Ответ был таким: «Это те, которые… омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7:14). Христос ведет их к источникам живых вод — там находится дерево жизни и драгоценный Спаситель. Там мы будем жить жизнью, соизмеримой с жизнью Бога. Там нет боли, печали, болезни и смерти. Всюду мир, гармония и любовь…

Теперь время принять благодать, силу и крепость, чтобы, приложив усилия, сформировать себя для вечной жизни. Делая это, мы увидим, что ангелы Божьи будут служить нам, и мы станем наследниками Божьими, сонаследниками Иисуса Христа. И когда зазвучит последняя труба, а мертвые будут позваны из своих темниц и во мгновение ока изменятся, на головы победителей возложат венцы нетленной славы. Жемчужные ворота снова откроются для народов, которые хранили истину, и они войдут. Борьба закончена.

«Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). Хотите ли вы услышать это приветствие? Я хочу и верю, что вы тоже хотите. Пусть же Бог поможет вам вести битвы в этой жизни, день за днем одерживать победу и, наконец, оказаться среди тех, кто сложит свои венцы у ног Иисуса, коснется струн золотых арф и наполнит все небо сладчайшей музыкой. Я хочу, чтобы вы полюбили моего Иисуса… Не отвергайте моего Спасителя, ибо Он заплатил за вас безграничную цену. Я вижу в Иисусе несравненную притягательность и хочу, чтобы вы видели это тоже 47.

Суд в течение тысячелетнего царства

«Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?» (1 Кор. 6:3).

В течение тысячи лет, которые пройдут между первым и вторым воскресением, состоится суд над нечестивыми. Апостол Павел указывает, что этот суд произойдет после Второго пришествия Господа: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения» (1 Кор. 4:5). Даниил говорит, что когда пришел Ветхий днями, «суд дан был святым Всевышнего» (Дан. 7:22). В это время праведные будут владычествовать как цари и священники Божьи. Апостол Иоанн говорит в Откровении: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить». «Они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20:4, 6). Это и будет то время, которое предсказал апостол Павел: «Святые будут судить мир» (1 Кор. 6:2). Вместе со Христом они будут судить нечестивых, сравнивая их поступки с книгой закона, Библией, и решая дело каждого в соответствии с тем, что он делал, живя в теле. И вынесенный приговор напишут против имени каждого в книге смерти.

Христос и Его народ будут судить сатану и его злых ангелов. Павел говорит: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?..» (ст. 3). И апостол Иуда заявляет: «И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 6).

По окончании тысячи лет произойдет второе воскресение. Тогда встанут нечестивые, воскреснут из мертвых и предстанут пред Богом для получения наказания согласно «писанному суду». Иоанн, автор Откровения, описав воскресение праведных, говорит: «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет». И пророк Исайя говорит о нечестивых: «И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны» (Ис. 24:22) 48.

Христос снова возвращается на землю

«О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми»» (Иуд. 14, 15).

Когда окончится тысяча лет, Христос снова придет на землю в сопровождении сонма искупленных и верениц ангелов. Когда Он нисходит в потрясающем величии, то повелевает всем умершим нечестивым воскреснуть, чтобы принять свою участь. Они выходят из могил в великом множестве, бесчисленные, как песок морской. Как резко отличаются они от тех, кто воскрес при первом воскресении! Праведники были облечены в бессмертную юность и красоту! Нечестивые несут на себе следы болезней и смерти.

Глаза всех обращены на славу Сына Божьего. Множество нечестивых единодушно восклицают: «Благословен Грядущий во имя Господне!» Но не любовь к Иисусу вынуждает их произнести эти слова. Сила истины невольно исторгает из их уст эти слова. Нечестивые выходят из могил с той же враждебностью ко Христу и с тем же самым духом возмущения и непримирения, с которыми они сошли туда. У них не будет больше времени благодати, чтобы исправить пороки прошлой жизни. Это ничего не изменило бы. Жизнь, проведенная в беззаконии, не смирила их сердец. И если бы время благодати было даровано им вновь, они провели бы его, как прежде, уклоняясь от выполнения требований Божьих и восставая против Него.

Христос сходит на Елеонскую гору, откуда Он и вознесся после Своего воскресения и где ангелы повторили обетования о Его возвращении. Пророк говорит: «Придет Господь Бог мой и все святые с Ним». «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицом Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская… весьма большою долиною». «И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един и имя Его едино» (Зах. 14:5, 4, 9). Когда затем в ослепительном великолепии с неба сойдет Новый Иерусалим, он опустится на место, очищенное и приготовленное для него. И Христос вместе со Своим народом и ангелами войдет во Святой город 49.

Сатана освобожден из его темницы

«Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли» (Откр. 20:7,8).

По окончании тысячи лет произойдет второе воскресение. Тогда встанут нечестивые, воскреснут из мертвых и предстанут пред Богом для получения наказания согласно «писанному суду». Иоанн, автор Откровения, описав воскресение праведных, говорит: «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет». И пророк Исайя говорит о нечестивых: «И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны» (Ис. 24:22)50.

Теперь сатана готовится к последней великой битве за власть во Вселенной. Лишенный силы и возможности обольщать людей, князь зла находится в жалком и отчаянном состоянии, но теперь, при воскресении нечестивых, он видит, что на его стороне огромное множество. Его надежды оживают, и он решает не сдаваться в великой борьбе. Он поведет все армии погибших под своим знаменем и с их помощью попытается осуществить свои планы. Нечестивые — его пленники. Отвергнув Христа, они признали власть главаря восставших и готовы повиноваться его приказам и указаниям. Однако, оставаясь верным своей коварной хитрости, он не открывает своего настоящего лица. Он выдает себя за полноправного владыку этого мира, у которого незаконным образом отобрано его владение. Он представляется своим обманутым подданным, как их освободитель, заверяя, что это его силой они выведены из могил и что теперь он намерен освободить их от самой ужасной тирании. В отсутствие Христа сатана творит чудеса, чтобы доказать правоту своих притязаний. Слабых он делает сильными, воодушевляя их своим духом и энергией. Он предлагает им пойти на стан святых и приступом овладеть градом Божьим. Со злорадным торжеством он указывает на множество воскресших из мертвых и заявляет, что, будучи их предводителем, он силен низложить город и вернуть себе свой престол и царство 51.

Нечестивые готовятся к штурму Нового Иерусалима

«Сатана… выйдет обольщать народы… и собирать их на брань» (Откр. 20:7, 8).

В этой несметной толпе есть множество долгожителей допотопного мира, люди исполинского телосложения и могучего интеллекта, которые, попав под власть падших ангелов, посвятили все свои знания и дарования самовозвышению. Эти люди создали шедевры искусства, перед их гением преклонялся мир, но своей жестокостью и чудовищными изобретениями они осквернили землю, исказили образ Божий и заставили Господа стереть их с лица земли. Здесь цари и полководцы, побеждавшие целые народы, храбрые мужи, не знавшие поражения ни в одном сражении; гордые и надменные воины, при одном приближении которых трепетали царства. Смерть не изменила их. Выйдя из могил, они продолжают думать о том, что волновало их перед смертью. Ими управляет та же страсть к завоеваниям, какая обуревала их в прошлом.

Сатана советуется со своими ангелами, а также и с царями, завоевателями и сильными мира сего. Сознавая свою силу и численное превосходство, они заявляют, что армия за стенами города мала по сравнению с их силами, и ее можно одолеть. Они составляют планы овладения богатствами и славой Нового Иерусалима. И все тотчас же начинают готовиться к битве. Искусные оружейники заняты изготовлением военного снаряжения. Военачальники, прославившиеся своими победами, выстраивают воинов.

Наконец отдается приказ о наступлении, и несметные полчища выступают вперед. С тех пор как начались войны на земле, у земных завоевателей не было такой армии, представляющей собой объединенные силы всех времен. Сатана, самый могущественный воитель, идет впереди, и его ангелы объединяют свои силы в этой последней схватке. В его рядах — цари и воины, и все множество людей, разделенных на отдельные полки, у каждого из которых свой предводитель. В полном боевом порядке сомкнутые ряды движутся по искореженной, вздыбленной земле к граду Божьему. По повелению Иисуса ворота Нового Иерусалима закрываются, и сатанинские полчища окружают город, готовясь к нападению 52

Последний суд

«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были… и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20:12).

Теперь враги Христа видят Его. Вдали над городом, на основании из ослепительного золота, возвышается престол, высокий и превознесенный. На нем сидит Сын Божий, а вокруг Него — подданные Его Царства. Ни одно перо не в состоянии описать, и ни один язык не в состоянии выразить силу и величие Христа. Слава Вечного Отца окружает Сына. Свет Его присутствия наполняет собой град Божий, проникает через ворота, освещая своим сиянием всю землю.

У самого престола стоят те, кто когда-то ревностно служил сатане, но кто, подобно головне, выхваченной из огня, с глубоким, искренним посвящением пошел за своим Спасителем. А за ними стоят те, кто среди обмана и неверия достиг христианского совершенства, кто чтил Закон Божий, тогда как весь христианский мир объявил его ненужным; и дальше — миллионы мучеников за веру всех веков. И, кроме них, «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков… пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7:9).

Из уст искупленных раздается песнь хвалы, которая отзывается эхом под небесными сводами: «Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (ст. 10). Голоса ангелов и серафимов сливаются в восхищении…

В присутствии жителей земли и неба происходит окончательная коронация Сына Божьего. И теперь, облеченный наивысшим величием и силой, Царь царей произносит приговор над восставшими против Его правления и совершает справедливый суд над теми, кто нарушал Его Закон и угнетал Его народ…

Как только откроются книги записей и глаза Иисуса обратятся на нечестивых, они вспомнят все грехи, которые когда-либо совершили 53

Каждое дело подвергнется суду

«Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:14).

Жизнь каждого человека воспроизводится с точностью намного более удивительной, чем изображение черт лица на полотне художника. Искусство фотографа просто запечатлевает облик на бренном материале, но в записи жизни характер обрисовывается очень верно, и эта запись, какой бы темной она ни была, никогда не изгладится иначе, как только Кровью примирительной Жертвы54.

Ангелы Божьи фиксируют все наши свойства настолько точно, насколько точно художник воспроизводит человеческие черты; и… по этой записи мы будем судимы! 55

Когда начнется суд и раскроются книги, последует много удивительных открытий. Люди не будут казаться такими, какими они кажутся другим людям и их ограниченному разумению. Тогда перед всеми откроются тайные грехи. Обнаружатся побуждения и стремления, которые были сокрыты в темных уголках сердца 56.

Все явится в реальном свете 57.

В этот ужасный и серьезный час жене откроется неверность мужа, а мужу — неверность жены. Родители впервые узнают подлинный характер своих детей, а дети увидят заблуждения и ошибки, отмечавшие жизнь их родителей. Человек, который мошеннически грабил своего ближнего, не ускользнет со своими награбленными богатствами. Бог имеет точную запись в Своих книгах о каждом неверном отчете и о каждом неправедном деле 58.

Память верно и живо осудит виновного, который в тот день окажется недостойным. Вспомнятся все прежние мысли и дела; вся жизнь пройдет перед глазами, как в панораме 59.

Христос есть Судья

«Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5:22).

В Своем учении Христос стремился запечатлеть в сознании людей неотвратимость грядущего суда и его всеобщность. Судимы будут не несколько человек и даже не один народ, а весь мир человеческих существ, несущих ответственность за свою жизнь. В присутствии других миров будут в высшей степени отмечены любовь, верность, служение человека Богу… Славу и честь воздадут в преизбытке… Закон Божий будет открыт во всем его величии, и те, кто дерзко сопротивлялся его святым принципам, поймут, что Закон, которым они пренебрегали, который презирали и попирали ногами, является Божьим мерилом человека…

Небесная Вселенная проявляет величайший интерес к Земле — этой песчинке мироздания, потому что Иисус уплатил безграничную цену за спасение ее обитателей…

Весь суд Бог поручил Сыну, ибо, бесспорно, Он есть Бог, явившийся во плоти.

Бог определил, чтобы Вождь страдальцев, будучи в человеческой плоти, судил весь мир. Тот, Кто оставил небесные обители, чтобы спасти человека от вечной смерти, Тот, Кто допустил земное судилище над Собою, Кто перенес позорную смерть на кресте, — только Он может вынести решение о награде или наказании. Тот, Кто вынес здесь крестное страдание и унижение, должен получить полнейшее воздаяние на Божьем совете и признанный всей Вселенной как Царь Святых, взойти на престол. Он совершил дело спасения и показал перед всеми непадшими мирами и небесной семьей, что дело, начатое Им, Он силен и закончить…

В день окончательного наказания и наград как святые, так и грешники признают в Том, Кто был распят, Судью всех живущих… Торжественным будет день окончательного решения… Нам даровано время благодати, даны возможности и преимущества, чтобы сделать твердым наше звание и избрание. Как же нам нужно ценить это драгоценное время и совершенствовать каждый талант, дарованный Богом, чтобы быть верными управителями над самими собой! 60

Награда и наказание

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное ват от создания мира…»» (Мф. 25:34).

Спаситель представляет перед нами сцену последнего суда, когда стоящим по правую руку Его дается награда, а над стоящими по левую — произносится приговор осуждения. Показано удивление праведников, изумленных тем, что их дела столь щедро вознаграждаются. Христос присутствовал в их сердце; они были наделены Святым Духом без всякого усилия с их стороны; они служили Христу в лице Его святых и поэтому получили верную награду. Но они поступали так не из-за награды, и не ожидание ее было побудительным мотивом в их служении. Все свои дела они совершали из любви ко Христу и своим ближним, а Христос отождествляет Себя со страдающим человечеством и считает, что все, совершенное ими с сочувствием, состраданием и любовью к людям, сделано для Него…

Как слуги Божьи все мы имеем отношение к будущей награде. Но хотя мы ценим обещанные благословения, нам следует безоглядно уповать на Иисуса Христа, веря, что Он все сделает правильно и вознаградит нас по нашим делам. Дар Божий есть жизнь вечная, но Иисус не хотел бы, чтобы мы беспокоились о награде. Он хочет, чтобы мы исполняли волю Божью во имя истины, а не ради вознаграждения…

Самую щедрую награду получат те, кто соединит свою активность с рвением, милостивой, нежной заботой о бедных, сиротах, угнетенных и страдающих… Что касается тех, кто имеет кроткий и смиренных дух — дух Христа, кто оказывает множество мелких услуг, помогая окружающим, и делает это совершенно бескорыстно, — они удивятся, когда обнаружат, что Христос замечал каждое доброе слово, сказанное разочарованным, и учитывал самый малый дар бедным, стоивший какого-то самоотречения его подателю. Господь взвешивает побуждения и награждает соответственно, и чистый, смиренный, кроткий дух любви возвышает приношение в Его очах 61.

1. Early Writings, p. 290

2. The Great Controversy, p. 660 («Великая борьба»)

3. Education, p. 304, 305 («Воспитание»)

4. Education, p. 127 («Воспитание»)

5. The Great Controversy, p. 64Y, 648 («Великая борьба»)

6. The Ministry of Healing, p. 504

7. Testimonies for the Church, vol.8, p. 267, 268

8. My Life Today, p. 364

9. Review and Herald, Oct. 10, 1907

10. Review and Herald, Aug. 8, 1907

11. That I May Know Him, p. 371

12. Steps to Christ, p. 86, 87 («Путь ко Христу»)

13. Steps to Christ, p. 125, 126 («Путь ко Христу»)

14. Early Writings, p. 288, 289

15. Christ’s Object Lessons, p. 71, 72 («Наглядные уроки Христа»)

16. Ellen White Comments, SDA Bible Commentary, vol.5, p. 1124

17. The Desire of Ages, p. 749, 750 («Христос — надежда мира»)

18. Ellen White Comments, SDA Bible Commentary, vol.5, p. 1125

19. The Desire of Ages, p. 638 («Христос — надежда мира»)

20. The Ministry of Healing, p. 473, 474

21. Ellen White Comments, SDA Bible Commentary, vol.6, p. 1091

22. Testimonies for the Church, vol.9, p. 286

23. In Heavenly Places, p. 368

24. In Heavenly Places, p. 368

25. Testimonies for the Church, vol.9, p. 285

26. Testimonies for the Church, vol.9, p. 285, 286

27. Testimonies for the Church, vol.9, p. 285

28. In Heavenly Places, p. 367

29. Counsels to Parents, Teachers and Students, p. 55

30. Testimonies for the Church, vol.8, p. 288

31. My Life Today, p. 355

32. Ellen White Comments, SDA Bible Commentary, vol.1, p. 1086

33. The Great Controversy, p. 645 («Великая борьба»)

34. Review and Herald, Dec. 13, 1892

35. In Heavenly Places, p. 365

36. Counsels to Parents, Teachers and Students, p. 208, 209

37. Testimonies for the Church, vol.8, p. 253

38. The Great Controversy, p. 648, 649 («Великая борьба»)

39. In Heavenly Places, p. 371

40. In Heavenly Places, p. 364

41. Testimonies for the Church, vol.5, p. 620, 621

42. Foundations of Christian Education, p. 199.

43. In Heavenly Places, p. 370

44. In Heavenly Places, p. 370

45. In Heavenly Places, p. 366

46. The Acts of the Apostles, p. 601, 602 («Деяния апостолов»)

47. In Heavenly Places, p. 369

48. The Great Controversy, p. 660, 661 («Великая борьба»)

49. The Great Controversy, p. 662, 663 («Великая борьба»)

50. The Great Controversy, p. 661 («Великая борьба»)

51. The Great Controversy, p. 663 («Великая борьба»)

52. The Great Controversy, p. 664 («Великая борьба»)

53. The Great Controversy, p. 665, 666 («Великая борьба»)

54. Review and Herald, Nov. 4, 1884

55. Review and Herald, Feb. 2, 1886

56. Review and Herald, Jan. 1, 1884

57. Review and Herald, Jan. 13, 1891

58. Review and Herald, March 27, 1888

59. Review and Herald, Nov. 4, 1884

60. Review and Herald, Nov. 22, 1898

61. Review and Herald, July 3, 1894