Скрытое сокровище

Основано на Еванг. Матф. 13:44

Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое нашед человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.

В древние времена было обычным для людей скрывать свои сокровища в земле. Кража и разбои были часты. И когда происходила перемена правящей власти, тогда те, кто имел большие владения, подвергались обложению тяжелыми податями. Кроме того страна была в постоянной опасности наводнения мародерскими армиями. Как последствие, богатые старались сохранить свое богатство посредством скрывания его, и земля рассматривалась, как надежное место хранения. Но часто сокровенное место было надолго оставляемо: смерть могла призвать собственника, заключение или ссылка могли разделить его с его сокровищем, и богатство, которое он с таким трудом сохранил, оставалось для счастливого искателя. Во дни Христа не было необычайным найти в заброшенной земле монеты и украшения из золота и серебра.

Один человек арендовал землю для обработки и, когда волы пахали почву, скрытое сокровище было выпахано. Когда человек открыл это сокровище, он увидел, что счастье в сфере его достижения. Положив золото обратно в его тайник, он возвратился домой и продал все, что имел, чтобы купить поле, содержащее в себе сокровище. Его семейство и соседи думали, что он поступает подобно сумасшедшему. Смотря на поле, они не видели никакой ценности в заброшенной почве. Но человек знал, что он делает и, когда он получил право на это поле, он обыскал каждую часть его. чтобы найти сокровище, которым он обладал.

Притча иллюстрирует ценность небесного сокровища и усилие, которое должно быть сделано, чтобы

[105]

получить его. Искатель сокровища в поле был готов расстаться со всем, что он имел, был готов положить неутомимый труд, чтобы получить в свое обладание скрытое сокровище. Так искатель небесного сокровища не будет считать никакой труд слишком большим и никакую жертву слишком дорогою, чтобы приобрести сокровище веры.

В притче поле, содержащее сокровище, символизирует собою Священные Писания. И Евангелие есть сокровище. Земля сама по себе не так пересечена золотыми жилами и наполнена драгоценностями, как Слово Божие.

Как сокрыто?

Сокровища Евангелия названы сокрытыми. Теми, кто мудры в своем собственном мнении, кто напоены учением бесполезной философии, красота, сила и тайна плана искупления не замечается. Многие имеют глаза, но они не видят; они имеют уши, но не слышат; они имеют мыслительные способности, но они не могут распознать скрытого сокровища.

Человек мог бы пройти по тому месту, где спрятано сокровище. Чувствуя большую усталость, он мог сесть отдохнуть под деревом, не зная, что богатства спрятаны в его корнях. Так было с Иудеями. Как золотое сокровище, истина была вверена Еврейскому народу. Иудейский государственный порядок, неся в себе печать небес, был установлен Самим Христом. В прообразы и символы были облечены истины об искуплении. И все-таки, когда Христос пришел, Иудеи не признали Его за Того, на Кого указывали все эти символы. Они имели Слово Божие в своих руках, но традиции, которые передавались из поколения в поколение, и предвзятое истолкование Писаний скрыли от них истину, как она есть в Иисусе. Духовное значение Священных Писаний было утрачено. Сокровищница всякого познания была открыта для них, но они не узнали ее.

Бог не скрывает Своей истины от людей. Своими собственными действиями они делают ее неясною для самих себя. Христос дал Иудейскому народу подавляющее доказательство того, что Он был Мессиею, но Его учение

[106]

требовало решительной перемены в их жизнях. Они видели, что если примут Христа, они должны отказаться от лелеемых ими правил и традиций, от их гордых и нечестивых обычаев. Оно требовало жертвы ради получения неизменной, вечной истины. Поэтому они не желали принять наиболее убедительного доказательства, которое Бог мог дать, чтобы утвердить веру во Христа. Они говорили, что верят Писаниям Ветхого Завета, но все-таки они отказались принять свидетельство, содержащееся там относительно жизни Христа и Его характера. Они боялись быть побежденными, чтобы не обратиться и не быть вынужденными отказаться от своих предвзятых мнений. Сокровище Евангелия, Путь, Истина и Жизнь, было среди них, но они отвергли величайший дар, который могло подарить небо.

«Из начальников многие уверовали в Него», читаем мы, «но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги» (Иоан. 12:42). Они были побеждены; они поверили, что Иисус — Сын Божий, но исповедывать Его не было в гармонии с их честолюбивыми желаниями. У них не было вообще веры, которая приобрела бы для них небесное сокровище. Они искали мирского сокровища.

И современные люди жадно ищут земного сокровища. Их умы наполнены самолюбивыми, честолюбивыми мыслями. Ради приобретения мирских богатств, почестей или власти, они поставили свои правила, обычаи и людские требования выше требований Божиих. От них сокровища Его Слова сокрыты.

«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14).

«Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих. Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Кор. 4:3-4).

Ценность сокровища

Спаситель видел, что люди были поглощены приобретением доходов и потеряли из виду вечные

[107]

богатства. Он взялся исправить это зло. Он задумал разбить ослепляющие чары, которые парализовали душу. Повышая Свой голос, Он вскричал: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит, или какой выкуп даст человек за душу свою?» Он представил павшему человечеству более славный мир, который они утеряли из виду, дабы они могли увидеть вечные богатства. Он взял их к порогу Бесконечного, возвеличил неописуемую славу Бога и показал им находящееся там сокровище.

Ценность этого сокровища выше золота и серебра. Богатства земных россыпей не могут сравниться с ним.

«Бездна говорит: «не во мне она», и море говорит: «не у меня» (Мат. 16:26). Не дается она за золото, и не приобретается она за вес серебра. Не оценивается она золотом Офирским, ни драгоценным ониксом, ни сапфиром. Не равняется с нею золото и кристал, и не выменяешь ее на сосуды из чистого золота. А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего, и приобретение премудрости выше рубинов».

Это — сокровище, которое находится в Священных Писаниях. Библия есть великий Божий учебник. Его великий наставник. Основание всей истинной науки содержится в Библии. Каждая отрасль знания может быть найдена посредством исследования Слова Божия. И сверх всего она содержит науку всех наук, науку спасения. Библия есть россыпь неисследимых богатств Христа.

Истинное высшее образование приобретается путем изучения и повиновения Слову Божию. Но, когда Слово Божие откладывается ради книг, которые не ведут к Богу и к Царству Небесному, приобретенное образование есть ложное истолкование этого названия.

В природе есть чудесные истины. Земля, море и небо полны истины. Они — наши учителя. Природа издает свой голос в уроках небесной мудрости и вечной истины. Но павший человек не поймет. Грех затемнил его

[108]

представление, и он не может по своему истолковать природу, не поставив ее выше Бога. Правильные уроки не могут производить впечатление на умы тех, кто отвергает Слово Божие. Учительство природы так искажено ими, что оно отвращает ум от Создателя.

Многими человеческая мудрость считается выше мудрости Божественного Учителя, и Божий учебник рассматривается, как устаревший, отживший и неинтересный. Но теми, кто оживотворен Святым Духом, он не рассматривается так. Они видят неоценимые сокровища и продают все, чтобы купить поле, которое содержит их. Вместо книг, содержащих предположения великих авторов, они избирают Слово Того, Кто есть величайший Автор и Учитель, которого когда-либо знал мир, Кто отдал Свою жизнь за нас, чтобы через Него мы могли иметь жизнь вечную.

Последствия небрежения к сокровищу

Сатана работает в человеческих разумах, ведя их к мысли, что чудесное знание должно быть приобретаемо отдельно от Бога. Обманчивыми рассуждениями он привел Адама и Еву к сомнению в Божием Слове и к замене его теорией, которая вела к неповиновению. И его лжемудрствование делает в настоящее время то, что оно сделало в Эдеме. Учителя, смешивающие с образованием, которое они дают, мнения неверующих авторов, насаждают в умах юношества мысли, которые ведут к неверию в Бога и к нарушению Его закона. Мало знают они о том, что делают. Мало сознают они, что будет последствием их работы.

Ученик может пройти все классы школы и колледжей настоящего времени. Он может посвятить все свои силы приобретению знания. Но, если он не имеет познания Бога, если он не повинуется законам, которые управляют его существом, он теряет силу самооценки. Он теряет самоконтроль. Он не может правильно рассуждать о предметах, которые касаются его ближе всего. Он опрометчив и неразумен в своих поступках по отношению ума и тела. Посредством дурных привычек он сделает из себя обломок. Счастья он не может иметь, потому что его пренебрежение к выработке чистых, здоровых принципов ставит его под управление привычек, которые разрушают его мир.

[109]

Он не использовал своих физических и умственных сил, и храм тела его в развалинах. Он разрушен для этой жизни и для жизни грядущей. Посредством приобретения земного знания он думал приобрести сокровище, но, отложив в сторону Библию, он пожертвовал сокровищем, достойным всего другого.

Поиски сокровища

Слово Божие должно быть предметом нашего изучения. Мы должны воспитывать наших детей в истинах, находящихся там. Оно — неиссякаемое сокровище, но люди не находят этого сокровища, потому что не ищут его так, чтобы оно стало их достоянием. Очень многие довольствуются предположением относительно истины. Они довольствуются поверхностной работой, считая, что они имеют все, что существенно. Они принимают слова других за истину, будучи слишком беспечными, чтобы предоставить самих себя прилежному, усердному труду, представленному в Слове, как выкапывание сокровища. Но человеческие изобретения не только неблагонадежны, но и опасны, потому что они ставят человека туда, где должен был бы быть Бог. Они ставят сказанное людьми там, где должно было бы быть: «Так говорит Господь!»

Христос есть Истина. Его слова — Истина, и они имеют более глубокое значение, чем это кажется на поверхности. Все выражения Христа имеют ценность большую, чем их непритязательная внешность. Умы, которые оживотворены Святым Духом, заметят ценность этих слов. Они заметят драгоценные камни истины, хотя они могут быть схороненным сокровищем.

Человеческие теории и умозаключения никогда не приведут нас к пониманию Слова Божия. Те, кто думают, что они понимают философию, думают, что их объяснения необходимы, чтобы отомкнуть сокровищницу знания и воспрепятствовать ересям войти в церковь. Но эти то объяснения и ввели ложные теории и ереси. Люди делали отчаянные усилия, чтобы объяснить то, что они считали запутанными писаниями, но слишком часто их усилия только затемняли то, что они старались сделать ясным.

[110]

Священники и фарисеи думали, что они делали великие дела, как учителя, ставя их собственное истолкование выше Слова Божия, но Христос сказал о них: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мат. 22:29). Он возложил на них вину учения «учениям, заповедям человеческим» (Марка 7:7). Хотя они были учителями откровения Божия, хотя предполагалось, что они понимали Его слова, они не были делателями Его Слова. Сатана ослепил их глаза, чтобы они не видели его истинного значения.

Такова работа многих в наши дни. Многие церкви виновны в этом грехе. Существует опасность, великая опасность, что в настоящее время люди, признанные мудрыми, повторят опыт Иудейских учителей. Они ложно истолковывают Божественное откровение, и души приходят в замешательство и скрываются во тьму, вследствие ложного понятия о Божественной истине.

Священные Писания не нужно читать при тусклом свете преданий или человеческих умозаключений. Мы могли бы столько же стараться придать свет солнцу факелом, сколько стараться объяснять Св. Писания человеческими преданиями или представлениями. Святое Слово Божие не нуждается в мерцающем свете земного факела, чтобы сделать заметною его славу. Оно есть свет в самом себе — откровение славы Божией, и, кроме того, всякий другой свет есть тьма.

Но должно быть прилежание и глубокое исследование. Острое, ясное понимание истины никогда не будет наградою беспечности. Ни одно земное благословение не может быть получено без прилежного, терпеливого, настойчивого усилия. Если люди достигают успеха в деле, они должны иметь желание делать его и веру, чтобы добиваться результатов. И мы не можем ожидать приобрести духовное познание без прилежного труда. Те, кто желают найти сокровище истины, должны раскапывать его, как раскапывает шахтер сокровище, скрытое в земле.

[111]

Никакая полусердечная, равнодушная работа не поможет. Для старого и молодого важно не только читать Слово Божие, но и изучать его с чистосердечным прилежанием, молясь и отыскивая истину, как сокрытое сокровище. Те, кто делают это, будут вознаграждены, потому что Христос оживотворит разумение.

Наше спасение зависит от познания истины, содержащейся в Писаниях. Это — Божия воля, чтобы мы обладали ею. О, исследуйте драгоценную Библию алчущими сердцами! Углубляйтесь в Слово Божие, как шахтер углубляется в землю, чтобы найти золотые жилы. Никогда не оставляйте исследования до тех пор, пока вы не определили ваше отношение к Богу и Его воли в отношении вас. Христос заявил: «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне, если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Иоан. 14:13-14).

Люди набожные и способные схватывают перспективу вечных богатств, но они часто не понимают их, потому что видимые предметы затмевают славу невидимого. Тот, кто пожелал бы успешно искать сокрытое сокровище, должен подняться до более высоких стремлений, нежели предметы этого мира. Его склонности и все его способности должны быть посвящены исследованию.

Непослушание закрыло дверь к обширному количеству знания, которое могло бы быть почерпнуто из Св. Писаний. Священные Писания, поддерживающие путь послушания заповедям Божиим, не должны быть приспосабливаемы к предрассудкам и недоверчивости людей. Они могут быть понимаемы только теми, кто смиренно ищет познания истинны, чтобы повиноваться ей.

Вы спрашиваете, что должен я делать, чтобы спастись? — Вы должны сложить ваши предвзятые мнения, ваши унаследованные и благоприобретенные идеи у двери исследования. Если вы исследуете Св. Писания для того, чтобы подкрепить ваши собственные мнения, вы никогда не добьетесь истины. Исследуйте для того, чтобы знать, что

[112]

Господь говорит. Если опровержение придет во время исследования, если вы увидете, что лелеемые вами мнения не находятся в гармонии с истиною, не истолковывайте истины так, чтобы она подходила к вашему собственному убеждению, но примите данный вам свет. Откройте ваш разум и сердце, чтобы быть в состоянии видеть чудеса Слова Божия.

Вера во Христа, как Искупителя мира, требует признания просвещенного ума, контролируемого сердцем, чтобы иметь возможность различать и ценить небесное сокровище. Эта вера нераздельна от покаяния и перерождения характера. Иметь веру — значит найти и принять евангельское сокровище со всеми обязанностями, которые оно налагает.

«Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоан. 3:3). Он может предполагать и представлять себе, но без глаза веры, но не может увидеть сокровище. Христос отдал жизнь Свою, чтобы обеспечить для нас это неоценимое сокровище, но без возрождения через веру в Его кровь нет ни отпущения грехов, ни сокровища ни для одной погибающей души.

Мы нуждаемся в просвещении Святым Духом для того, чтобы различать истины в Слове Божием. Прекрасные предметы мира не видны без солнца до тех пор, пока солнце, рассеивая тьму, не затмит их своим светом. Так сокровища в Слове Божием не оцениваются до тех пор, пока они не будут открыты ясными лучами Солнца Праведности.

Святой Дух, посланный с небес благоволением бесконечной любви, берет предметы Божий и открывает их каждой душе, которая имеет безотчетную веру во Христа. Его силою жизненные истины, от которых зависит спасение души, запечатлеваются в разуме, и путь жизни является таким ясным, что никто не заблудится на нем. Когда мы изучаем Слово Божие, мы должны молиться, чтобы свет Святого Духа Божия сиял на слова, дабы мы могли увидеть и оценить его сокровища.

Награда искания

Пусть никто не думает, что ему уже не нужно больше приобретать знание. Глубина человеческого разума

[113]

может быть измерена, произведения человеческих авторов могут быть усвоены, но высочайший, широчайший и глубочайший полет воображения не может разгадать Бога. Это бесконечно выше всего, что мы можем понимать. Мы видели только слабые лучи света божественной силы и несметности знания и мудрости. Мы как бы работали на поверхности россыпи, в то время как богатая золотая руда находится под поверхностью, чтобы вознаградить того, кто будет докапываться до нее. Буровая скважина должна проникать все глубже и глубже в россыпь, — и результатом будет славное сокровище. Посредством правильной веры, божественное познание сделается познанием человеческим.

Никто не может исследовать Писания в духе Христа и не быть вознагражденным. Когда человек желает быть наставленным, как маленькое дитя, когда он подчиняется всецело Богу, он найдет истину в Его Слове. Если бы люди были послушны, они понимали бы план Божия правления. Небесный мир открыл бы для исследования свои покои благодати и славы. Человеческие существа были бы совершенно иными, чем они есть сейчас, потому что посредством исследования россыпей истины люди были бы облагорожены. Тайна искупления, воплощение Христа, Его искупительная жертва не были бы такими смутными в наших умах, как это есть в настоящее время. Они были бы не только лучше поняты, но и более высоко оценены.

В Своей молитве к Отцу Христос дал миру урок, который должен был бы быть выгравирован на разуме и сердце. «Сия же есть жизнь вечная», сказал Он, «да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17:3). Это есть истинное образование. Оно дает силу. Познание на опыте Бога и Иисуса Христа, которого Он послал, изменяет человека в образ Божий. Оно дает человеку господство над самим собою, приводя каждое побуждение и влечение более низкой натуры под контроль более высоких сил разума. Оно делает ее обладателя сыном Божий м и наследником небес. Оно приводит его в общение с разумом Бесконечного и открывает ему сокровища вселенной.

[114]

Это есть знание, которое приобретается посредством исследования Слова Божия. И это сокровище может быть найдено каждою душею, которая пожелает отдать все, чтобы приобрести его.

«Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище: то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (Притчи 2:3-5).

[115]