Жемчужина

Основано на Евангелии Матф. 13:45-46.

Благословения искупительной любви наш Спаситель сравнил с драгоценною жемчужиною. Он иллюстрировал Свой урок купцом, ищущим хороших жемчужин, «который нашел одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее». Христос — жемчужина огромной цены. В Нем собрана вся слава Отца, полнота Божества. Он есть сияние славы Отца и выражает образ Его личности. Слава свойств Божиих выражена в Его характере. Каждая страница Священных Писаний сияет Его светом. Праведность Христа, как чистая, белая жемчужина, не имеет недостатка или пятна. Никакая работа человека не может улучшить великий и драгоценный дар Божий. Он без изъяна. Во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3). Он «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30). Все, что может удовлетворить нужды и страстные желания человеческой души для этого мира и для мира грядущего, находится во Христе. Наш Искупитель — жемчужина настолько драгоценная, что другие в сравнении с нею могут считаться не имеющими цены.

Христос «пришел к Своим, и Свои Его не приняли». Но свет Божий засиял в мире, и «тьма не объяла его» (Иоан. 1:11, 5). Не все оказались безразличными к дару небес. Купец

[116]

символизировал собою класс людей, которые искренно желали истины. Среди различных народов были пылкие и вдумчивые люди, которые искали в литературе, науке и в религиях языческого мира того, что они могли бы приобрести, как сокровище души. Среди иудеев были такие, которые искали того, чего они не имели. Неудовлетворенные формальною религией, они жаждали того, чтобы было духовным и возвышенным. Избранные ученики Христа принадлежали к этому классу людей, Корнилий и эфиопский евнух. Они жаждали и просили о свете небес, и, когда Христос открылся им, они приняли Его с радостью.

В притче жемчужина не представлена, как дар. Купец купил ее ценою всего, что он имел. Многие спрашивают значение этого, так как Христос представлен в Священном Писании, как дар. Он и есть дар, но только для тех, кто отдает себя, душу, тело и дух, Ему без остатка. Мы должны отдать самих себя Христу, чтобы жить жизнью охотного повиновения Его требованиям. Все, что мы есть, все таланты и способности, которыми мы обладаем, суть Господни и должны быть посвящены на служение Ему. Когда мы таким образом отдаем себя Ему, Христос, со всеми сокровищами небес, отдает Себя нам. Мы получаем жемчужину великой цены.

Спасение есть добровольный дар, и все-таки он должен быть куплен и продан. На рынке, которым управляет божественная благодать, драгоценная жемчужина представлена

[117]

покупающеюся без денег и без цены. На этом рынке все могут получать небесные товары. Сокровищница драгоценностей истины открыта для всех. «Вот, Я отворил перед тобою дверь», объявляет Господь, «и никто не может затворить ее» (Откр. 3:8). Никакой меч не охраняет пути чрез эту дверь. Голоса изнутри и у дверей говорят: «Приди!» Голос Спасителя любяще и прилежно приглашает нас: «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться» (Откр. 3:18).

Евангелие Христа есть благословение, которым все могут овладеть. Беднейшие столько же в состоянии купить спасение, сколько и самые богатые, потому что никакое земное богатство не может приобрести его. Оно получается охотным повиновением, отдачею себя Христу, как Его собственного, купленного имущества. Образование, даже самого высокого класса, не может само по себе привести человека ближе к Богу. Фарисеи пользовались всяким мирским и духовным преимуществом и говорили с хвастливою гордостью, что они «богаты, разбогатели и ни в чем не имеют нужды», и все же они были «несчастны, и жалки, и нищи, и слепы, и наги» (Откр. 3:17). Христос предложил им жемчужину великой цены, но они пренебрегли принять ее, и Он сказал им: «блудницы и мытари вперед вас идут в Царствие Божие» (Матф, 21:31).

Мы не можем заработать спасение, но мы должны искать его с таким большим интересом и постоянством, как если бы мы желали покинуть все в этом мире ради него.

[118]

Мы должны искать жемчужину огромной цены, но не на мирском рынке и не мирскими путями. Цена, которую требуется уплатить за нее, не есть золото или серебро, потому что они принадлежат Богу. Бросьте мысль, что мирские или духовные преимущества приобретут для вас спасение. Бог призывает вас к охотному послушанию. Он просит вас отказаться от ваших грехов. «Побеждающему», заявляет Христос, «дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр.3:21).

Есть некоторые люди, которые как будто всегда ищут небесной жемчужины. Но они не отказываются вполне от своих дурных привычек. Они не умирают сами в себе для того, чтобы Христос мог жить в них. Поэтому они не находят драгоценной жемчужины. Они не победили нечестивого честолюбия и своей любви к мирским прелестям. Они не берут креста и не следуют за Христом путем самоотречения и самопожертвования. Почти христиане, но не вполне христиане, они кажутся близкими к Царству Небесному, но они не могут войти туда. Быть почти, но не вполне спасенными, значит быть не почти, но вполне погибшими.

Притча о купце, ищущем хороших жемчужин, имеет двойное значение: она относится не только к людям, ищущим Царства Небесного, но и ко Христу, ищущему Его утраченное наследство. Христос, небесный Искатель, ищущий хороших жемчужин, видел в погибшем

[119]

человечестве ценную жемчужину. В человеке, запятнанном и обезображенном грехом, Он увидел возможности искупления. Сердца, которые были почвою для борьбы с сатаною и которые были спасены силою любви, более драгоценны для Искупителя, чем те, которые никогда не падали. Бог не смотрел на человечество, как на нечто низкое и недостойное; Он смотрел на него во Христе и видел его каким оно могло сделаться посредством искупительной любви. Он собрал все богатства вселенной и отложил их для того, чтобы купить жемчужину. И Иисус, найдя ее снова, вставил ее в Свой венец. «Подобно камням в венце, они воссияют на земле Его» (Зах. 9:16). «Они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю» (Мал. 3:17).

Также и Христос — драгоценная жемчужина, и наше преимущество обладания этим небесным сокровищем есть тема, на которой нам более всего нужно останавливаться. Святой Дух открывает людям ценность этой хорошей жемчужины. Время силы Святого Духа есть время, когда небесный дар особенно ищется и находится. Вдень Христа многие слышали Евангелие, но их умы были затемнены ложным учением, и они не сознавали в смиренном Учителе Галилеи Посланника Божия. Но после вознесения Христа, Его воцарение в Его посредническом Царстве было возвещено излитием Святого Духа. Дух был дан в день Пятидесятницы. Свидетели Христа провозгласили о силе воскресшего Спасителя. Небесный свет проник в омраченные умы тех, кто

[120]

были обмануты врагами Христа. Теперь они увидели Его возведенным в «Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Деян.5:31). Они увидели Его окруженным славою небес с бесконечными сокровищами в Его руке, чтобы дарить их тем, кто обратились бы от своего восстания. Когда апостолы представили славу Единородного от Отца, три тысячи душ были обращены. Их заставили посмотреть на самих себя, какими они были греховными и загрязненными, и на Христа, как на их Друга и Искупителя. Христос был возвеличен, Христос был прославлен посредством силы Святого Духа, почивающего на людях. Посредством веры эти верующие увидели Его, как Того, Который перенес унижение, смирение и смерть для того, чтобы они могли не погибнуть, но иметь жизнь вечную. Откровение Христа посредством Духа принесло им действительное сознание Его силы и величия, и они простерли свои руки к Нему с верою, говоря: «я верю».

Потом радостные вести о воскресшем Спасителе были понесены к отдаленным пределам обитаемого мира. Церковь видела обращенных, стекающихся к ней по всем направлениям. Верующие были обращены. Грешники соединились с христианами в поисках жемчужины большой цены. Пророчество исполнилось о том, что «слабый» будет «как Давид», и дом Давида, как «Ангел Господень» (Зах. 12:8.). Каждый христианин видел в своем брате

[121]

божественное подобие благоволения и любви. Преобладал один интерес. Один предмет был выше всех других. Все сердца бились в унисон. Единственное честолюбие верующих было в том, чтобы проявить подобие Христова характера и трудиться для увеличения Его Царства. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа… Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деяния 4:32, 33; 2:47). Святой Дух воодушевлял все собрание, потому что они нашли жемчужину великой цены.

Эти сцены должны повториться с большею силою. Излитие Святого Духа в день Пятидесятницы было ранним дождем, но дождь поздний будет более обильным. Дух ожидает нашей просьбы и принятия. Христос должен снова открыться в Своей полноте посредством силы Святого Духа. Люди увидят ценность драгоценной жемчужины, и с ап. Павлом они скажут: «Что для меня было преимуществом, то, ради Христа, я почел тщетою, да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса Господа моего» (Филл. 3:7, 8).

[122]