«Новое и старое»

Основано на Еванг. Матф. 13:51-52.

В то время, как Христос учил народ. Он также и воспитывал Своих учеников для их будущей работы. Во всех Его наставлениях были уроки для них. После того, как Он сказал притчу о неводе, Он спросил их: «Поняли ли вы все это?» Они ответили Ему: «так, Господи!» Тогда в другой притче Он представил им их ответственность в отношении истин, которые они приняли. «Поэтому», сказал Он, «всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое».

Сокровище, приобретенное хозяином, не копится им. Он выносит его, чтобы сообщить другим. И посредством пользования им оно увеличивается. Хозяин имеет драгоценности и новые и старые. Так и Христос учит, что истина, врученная Его ученикам, должна быть передана миру. И когда знание истины уделяется другим, оно увеличивается.

Все, кто приняли евангельскую весть в сердце, будут жаждать провозглашать ее. Небесная любовь Христа должна найти себе выражение. Те, кто избрали Христа, будут рассказывать свои переживания при следовании шаг за шагом за указаниями Святого Духа — об их жажде познания Бога и Иисуса Христа, Которого Он послал, о результате их исследования Св.

[125]

Писаний, об их молитве, душевной борьбе и о словах Христа к ним: «прощаются тебе грехи твои». Неестественно для кого-нибудь хранить втайне эти вещи, и те, кто наполнены любовью Христа, не будут делать этого. По мере того, как Господь делал их хранителями священной истины, их желанием было, чтобы другие приняли то же самое благословение. И когда они делают известными богатые сокровища Божией благодати, все более и более благодать Христа уделяется им. Они будут иметь сердца маленьких детей по их простоте и неограниченному послушанию. Их души будут страстно желать святости, и более и более сокровища истины и благодати будут открываться им, чтобы быть переданными миру.

Великий склад истины есть Слово Божие, — писанное Слово, — книга природы и книга опыта в общении Бога с человеческою жизнью. Здесь сокровища, из которых работники Христа должны черпать. В исследовании истины они должны зависеть от Бога, но не от человеческого разума, не от великих людей, чья мудрость есть безумие пред Богом. Через Свои собственные, назначенные каналы Господь сообщает познание о Себе каждому искателю.

Если последователь Христа будет верить Его Слову и проводить его в жизнь, то нет науки в мире природы, которой он не был бы в состоянии понять и оценить. Нет ничего, что не доставило бы ему средств для сообщения истины другим. Естественная наука есть великая сокровищница знания, из которого каждый ученик в школе Христа может черпать. Когда мы

[126]

созерцаем красоту природы, когда мы изучаем ее уроки в обработке почвы, в возрастании деревьев, во всех чудесах земли, моря и неба, к нам придет новое представление об истине. И тайны, связанные с отношением Бога к людям, глубины Его мудрости и суда, видимые в человеческой жизни, находятся в этом складе, богатом сокровищами.

Но только в писанном Слове познание о Боге наиболее ясно открыто павшему человеку. Это есть сокровищница неисчерпаемых богатств Христа.

Слово Божие включает как Писания Нового Завета, так и Ветхого. Одни не полны без других. Христос заявил, что истины Ветхого Завета такие же ценные, как и истины Нового Завета. Христос столько же был Искупителем человека в начале мира, как и сегодня. Прежде, чем Он облек Свою Божественность человечеством и пришел в наш мир, евангельская весть была дана Адаму, Сифу, Еноху, Мафусаилу и Ною. Авраам в Ханаане и Лот в Содоме несли весть, и из поколения в поколение вестники провозглашали о Грядущем. Уставы Иудейского царства учреждены Самим Христом. Он был основанием их системы жертвоприношений, великим Прообразом всего их религиозного служения. Кровь, проливавшаяся во время жертвоприношения, указывала на жертву Агнца Божия. Все прообразные жертвы исполнились в Нем.

Христос, объявленный патриархом, символизированный в жертвоприношениях,

[127]

изображенный в законе и открытый пророкам, есть богатство Ветхого Завета. Христос в Своей жизни, в Своей смерти, в Своем воскресении, Христос, каким Он был объявлен посредством Святого Духа, есть сокровище Нового Завета. Наш Спаситель, сияние славы Отца, есть вместе и Старое и Новое.

О жизни Христа, Его смерти и ходатайстве, о которых предсказывали пророки, должны были идти и говорить апостолы, как свидетели. Христос в Его смирении, в Его чистоте и святости, в Его бесподобной любви, должен был быть их темою. И чтобы проповедывать Евангелие в его полноте, они должны были представлять Спасителя не только, как открывшегося в Его жизни и учениях, но и как предсказанного пророками Ветхого Завета и символизированного служением жертвоприношения.

Христос в своем учении представлял старые истины, первоисточником которых Он Сам был, истины, которые Он говорил через пророков и патриархов, но Он проливал теперь на них новый свет. Каким новым казалось их значение! Поток света и духовности заключался в Его объяснении. И Он обещал, что Святой Дух просветит и учеников, что слово Божие будет всегда открыто для них. Они будут в состоянии представлять его истины в новой красоте.

Даже когда первое обетование было высказано в Эдеме, жизнь, характер и посредническая работа Христа были предметом изучения человеческих умов. И все же каждый

[128]

человек, через которого работал Святой Дух, представлял эти темы в новом и свежем свете. Истины искупления способны к постоянному развитию и растяжению, они всегда новы, постоянно открывая искателю истины большую славу и более могучую силу.

В каждом веке существует новое развитие истины, весть от Бога к людям этого поколения. Старые истины все существенны; новая же истина независима от старой, но она — ее откровение. Только когда поняты старые истины, мы можем понимать новые. Когда Христос желал открыть Своим ученикам истину о Своем воскресении, Он начал «от Моисея из всех пророков» и «изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Луки 24:27). Но есть свет, сияющий в свежем откровении истины, который прославляет старое. Тот, кто отвергает или пренебрегает старым, в действительности, не обладает старым, вследствие чего его учение теряет свою жизненную силу и делается только безжизненной формой.

Существуют такие люди, которые заявляют, что верят, и учат истинам Ветхого Завета, в то время, как они отвергают Новый. Но, отказываясь принять учение Христа, они показывают, что не верят тому, о чем говорили патриархи и пророки. «Если бы вы верили Моисею», сказал Христос, «то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Иоан. 5:46). Поэтому в их учении даже и из Ветхого Завета нет никакой действительной силы.

Многие, заявляющие, что верят и учат Евангелие, находятся в подобном же

[129]

заблуждении. Они отстраняют Писания Ветхого Завета, о которых Христос заявил: «Они свидетельствуют о Мне» (Иоан. 5:39). Отвергая Ветхий, они, в действительности, отвергают Новый Завет, потому что оба они суть части нераздельного целого. Ни один человек не может правильно представить закон Божий без Евангелия, или Евангелие без Закона. Закон есть Евангелие, собранное в одно целое, и Евангелие есть раскрытый Закон. Закон есть корень, Евангелие — благовонный цветок и плод, который он приносит.

Ветхий Завет проливает свет на Новый, и Новый Завет — на Ветхий. Каждый есть откровение славы Божией во Христе. Оба представляют истины, которые будут постоянно открывать новые глубины значения для прилежного искателя.

Истина во Христе и через Христа неизмерима. Исследователь Писания заклядывает как бы в источник, который углубляется и расширяется по мере того, как он вглядывается в его глубины. Не в этой жизни поймем мы тайну Божией любви в том, что Он отдал Своего Сына в умилостивление за наши грехи. Работа нашего Искупителя на этой земле есть и будет всегда предметом, который заставляет простираться наше самое высочайшее представление. Человек может напрягать все умственные силы в старании проникнуть в эту тайну, но его ум ослабеет и утомится. Наиболее прилежный искатель увидит пред собою беспредельное, безбрежное море.

Истина, как она есть в Иисусе, может быть пережита, но никогда не может быть

[130]

объяснена. Ее высота и широта, и глубина превосходит наше познание. Мы можем напрягать наше представление до высшей степени, и тогда мы будем видеть только смутно очертания необъяснимой любви, которая высока как небо, но которая снизошла на землю, чтобы запечатлеть образ Божий на всем человечестве.

Все-таки для нас возможно видеть все, что мы можем перенести из Божественного сострадания. Это открывается смиренной, сокрушенной душе. Мы будем понимать Божие сострадание пропорционально тому, как мы оцениваем Его жертву для нас. Когда мы будем исследовать Слово Божие в смирении сердца, грандиозная тема искупления откроется нашим поискам. Она увеличится в ясности, когда мы будем смотреть на нее, и, когда мы будем стремиться завладеть ею, ее высота и глубина будут всегда увеличиваться.

Наша жизнь должна быть связана с жизнью Христа: мы должны постоянно черпать от Него, заимствуя у Него живой хлеб, сшедший с небес, черпая из источника всегда свежего, всегда раздающего свои обильные богатства. Если мы имеем Господа всегда пред нами, дозволяя нашим сердцам изливаться в благодарении и прославлении Его, мы будем иметь постоянную свежесть в нашей религиозной жизни. Наши молитвы примут форму раз говора с Богом, как если бы мы говорили с другом. Он будет говорить Свои тайны нам лично. Часто к нам будет приходить сладкое, радостное сознание присутствия Иисуса. Часто наши сердца будут гореть в нас, когда Он

[131]

приблизится, чтобы сообщаться с нами, как Он делал это с Енохом. Когда это сделается истинным переживанием христианина, в его жизни будет видна простота, смирение и унижение сердца, которые показывают всем, с кем он сообщается, что он был с Иисусом и научился от Него.

В тех, кто владеет ею, религия Христа будет проявлять себя, как оживотворяющий общий принцип, живая, рабочая, духовная энергия. Проявится свежесть, сила и жизнерадостность бесконечной юности. Сердце, которое принимает Слово Божие, не являет собою лужу, которая испаряется, или сломанный водоем, который теряет свои сокровища. Оно, как горный поток, питаемый неперестающими ручейками, чьи холодные, сверкающие воды скользят со скалы на скалу, освежая утомленное, жаждущее, утружденное.

Это переживание дает каждому учителю истины те самые необходимые качества, которые сделают его представителем Христа. Дух Христова учения даст силу и непосредственность в его общении с людьми и в его молитвах. Его свидетельство о Христе не будет узким, безжизненным свидетельством. Проповедник не будет проповедывать снова и снова тот ряд рассуждений. Его ум будет открыт для постоянного освещения Святым Духом.

Христос сказал: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную… Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною… Дух

[132]

животворит… слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоан. 6:54-63).

Когда мы едим плоть Христову и пьем Его кровь, элемент вечной жизни будет находиться в служении. Не будет склада старых, часто повторяемых мыслей. Вялое, скучное проповедывание прекратится. Старые истины будут представлены, но видны они будут в новом свете. Будет новое понимание истины, ясность и сила, которые будут все различать. Те, кто имеют преимущество соприкасаться с таким служением, если будут способны к восприятию влияния Святого Духа, почувствуют возбуждающую силу новой жизни. Огонь любви Божией затеплится в них. Их воспринимающие способности будут усилены, чтобы различать красоту и величие истины.

Верный хозяин представляет, чем должен был бы быть каждый учитель детей и юношества. Если он сделает Слово Божие своим сокровищем, он будет постоянно выносить новую красоту и новую истину. Когда учитель будет уповать на Бога в молитве, Дух Христа сойдет на него, и Бог будет работать через него посредством Святого Духа на умы других. Дух наполнит его ум и сердце сладкою надеждою и мужеством и библейским представлением, и все это будет передано юношеству, находящемуся под его наставлением.

Потоки небесного мира и радости, открытые в душе учителя посредством слов Вдохновения, сделаются сильною рекою влияния, чтобы благословлять всех, кто связан с ним.

[133]

Библия не сделается утомительною книгою для исследователя. При мудром наставнике Слово станет все более и более желанным. Оно будет как хлеб жизни и никогда не состарится. Его свежесть и красота будут поражать и очаровывать детей и юношей. Оно, как солнце, сияющее на землю, постоянно излучающее свет и теплоту и все же никогда не иссякающее.

Святой, воспитывающий Дух Божий находится в Его Слове. Свет новый, драгоценный свет, сияет с каждой страницы. Там открывается истина, и слова и предложения делаются ясными, как если бы голос Бога говорил к душе.

Святой Дух любит обращаться к молодежи и открывать им сокровища и красоты Слова Божия. Обетования, произнесенные великим Учителем, будут пленять чувства и воодушевлять душу духовною силою, которая божественна. В плодородном разуме возрастет свободное обращение с небесными предметами, которые будут, как баррикада против искушения.

Слова истины возрастут в важности и облекутся в дыхание и полноту, которые нам никогда не снились. Красота и богатства Слова имеют преобразующее влияние на разум и характер. Свет небесной любви будет падать на сердце, как вдохновение.

Оценка Библии возрастает вместе с ее изучением. Куда бы ни обратился исследователь, он найдет выражение бесконечной мудрости и любви Божией.

Значение Иудейского государственного устройства еще не вполне понимается. Истины

[134]

обширны и глубоки и затемнены в их символах и обрядах. Евангелие есть ключ, открывающий его тайны. Через познание плана искупления, его истины открываются для понимания. Наше преимущество понимать эти чудесные темы далеко больше, чем мы пользуемся ими. Мы должны понять глубины Божий. Ангелы желают заглянуть в истины, открытые людям, которые с сокрушенными сердцами исследуют Слово Божие и молятся о больших долготах и широтах, и глубинах, и высотах познания, которое только Он один может дать.

Так как мы приближаемся к концу истории этого мира, пророчества, относящиеся к последним дням, особенно требуют нашего изучения. Последняя книга Писания Нового Завета полна истины, которую нам необходимо понять. Сатана ослепил умы многих, так что они радовались всякому извинению, чтобы не сделать Откровение предметом их изучения. Но Христос, через Своего слугу Иоанна, объявил о том, что будет в последние дни, и он говорит: «Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем» (Откр. 1:3).

«Сия же есть жизнь вечная», сказал Христос, «да знают Тебя, истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Почему же мы не сознаем ценности этого познания? Почему эти славные истины не горят в наших сердцах, не трепещут на наших устах, не переполняют всего нашего существа?

Дав нам Свое Слово, Бог дал нам все истины, существующие для нашего спасения.

[135]

Тысячи черпали из этих кладезей жизни, и все же запас не уменьшился. Тысячи ставили Господа перед собой и, смотря на Него, изменялись в тот же образ. Их дух горел в них, когда они говорили об Его характере, рассказывая, чем был для них Христос, и что суть они для Христа. Но эти исследователи не истощили этих грандиозных и святых тем. Тысячи еще могут присоединиться к работе исследования тайн спасения. Когда жизнь Христа и характер Его миссии понят, лучи света засияют более явственно при каждой попытке открыть истину. Каждое свежее исследование откроет нечто более глубокое и интересное, чем то, что уже открыто. Тема неиссякаема. Изучение воплощения Христа, Его искупительной жертвы и посреднической работы будут занимать ум прилежного исследователя все время, и, взирая на небеса с их бесчисленными годами, он воскликнет: «Велика тайна благочестия!» (Иоан. 17:3).

В вечности то, что мы получили в доступном нам здесь освещении, откроется вполне нашему пониманию. Тема искупления будет занимать сердца, умы и языки искупленных в течение бесконечных веков. Они поймут истины, которые Христос жаждал открыть Своим ученикам, но охватить которые они не имели веры. Из вечности в вечность будут показываться новые виды совершенства и славы Христа. Верный хозяин в течение бесконечных веков будет выносит «новое и старое».

[136]

[137]

[138]

[139]