«Приобретайте себе друзей богатством неправедным»

Основано на Еванг. Луки 16:1-9.

Пришествие Христа было во время наибольшего духовного упадка. Люди подчинили вечное преходящему, требования будущего — делам настоящего. Они приняли призрак за действительность, и действительность за призрак. Они не видели верою невидимого мира. Сатана поставил пред ними предметы жизни, как нечто заслуживающее наибольшего внимания и всепоглощающее, и они поддались его искушением.

Христос пришел, чтобы изменить порядок вещей. Он старался разрушить чары, которыми люди были ослеплены и обольщены. В Своем учении Он старался согласовать требования людей и земли и обратить мысли людей от настоящего к будущему. От их стремлений к временному Он призывал их к приготовлению для вечности.

«Один человек был богат», сказал Он, «и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его». Богатый человек оставил все свое имущество на руки своего слуги, но слуга был неверным, и господин убедился, что он был систематически обкрадываем. Он решил не удерживать его далее на службе и позвал для исследования его счетов. «Что это я слышу о тебе?» сказал он, «дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять».

[367]

С перспективою увольнения пред собою, управляющий видел три пути, открытыми для его выбора. Он должен работать, или просить, или умереть с голоду. И он сказал в себе самом: «что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь: знаю, «что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят».

Таким путем неверный слуга сделал других соучастниками в своей нечестности. Он обманул своего господина, чтобы быть полезным им, но через приобретение этой пользы они поставили самих себя под обязательство принять его, как друга, в свои дома.

«И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил». Мирской человек похвалил догадливость человека, обманувшего его. Но похвала богача не была похвалою Божией.

Христос не похвалил неверного управителя, но употребил прекрасно известный случай, чтобы иллюстрировать урок, который он желал преподать. «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители».

Спаситель был осужден фарисеями за общение с мытарями и грешниками, но Его

[368]

интерес к ним не уменьшился, и Он не прекратил Своих стараний для них. Он видел, что их занятие вводило их в искушение. Они были окружены приманками зла. Первый ложный шаг был легок, и спуск был быстрым к еще большей бесчестности и увеличению преступлений. Христос старался всякими средствами приобрести их для более высоких целей и принципов. Эту цель имел Он в разуме в притче о неверном управителе. Среди мытарей был как раз такой случай, как представленный в притче, и в описании Христа они узнавали их собственные обыкновения. Их внимание было привлечено, и из картины их собственных бесчестных действий многие из них извлекли урок духовной истины.

Притча тем не менее была высказана непосредственно к ученикам. Им первым была уделена закваска истины, и через них она должна была достигнуть других. Многого из учения Христа ученики сначала не понимали, и часто Его уроки бывали почти забыты. Но под влиянием Святого Духа эти истины были после оживлены с ясностью, и через учеников они были ярко поставлены пред новообращенными, присоединившимися к церкви.

И Спаситель также говорил и к фарисеям. Он не оставлял надежды, что они заметят силу Его слов. Многие были глубоко изобличены, и, если бы они слушали истину под наставлением Святого Духа, то некоторые сделались бы верующими во Христа.

[369]

Фарисеи пытались уронить Христа во мнении народа, обвиняя Его в общении с мытарями и грешниками. Теперь Он обращает упрек к Своим обвинителям. Он держит пред фарисеями сцену, имевшую место среди мытарей и одновременно представлявшую, как направление их действий, так и показывающую единственный путь, которым они могут искупить свои ошибки.

Добро господина было вверено его неверному управителю для благих целей, но он употребил его для себя. Так и с Израилем. Бог избрал семя Авраама. Мышцею простертою Он освободил их из Египетского пленения. Он сделал их хранилищем священной истины для благословения мира. Он вверил им живых прорицателей, дабы они могли передавать свет другим. Но Его управители употребили эти дары для обогащения и возвеличения самих себя.

Фарисеи, полные напыщенности и самоправедности, дурно применяли добро, одолженное им Богом, чтобы употребить его для Его славы.

Слуга, как говорится в притче, не сделал никакой заготовки для будущего. Добро, вверенное ему для блага других, он употребил для себя, но он думал только о настоящем. Если бы управление было взято от него, он не имел бы ничего, что мог бы назвать своим. Но добро его господина было еще в руках его, и он решил употребить его так, чтобы обеспечить самого себя против будущей нужды. Чтобы исполнить это, он должен был работать по новому плану. Вместо того, чтобы собирать для себя, он должен уделять другим. Этим он мог приобрести друзей,

[370]

которые приняли бы его, когда он был выгнан вон. Так и с фарисеями. Управительство должно было быть скоро взято от них, и они должны были приготовиться для будущего. Только путем делания добра другим, они могли извлечь пользу для самих себя. Только путем уделения Божиих даров в настоящий жизни другим, могли они приготовиться к вечности.

Рассказав притчу, Христос сказал: «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде». Это значит, что люди мира проявляют больше мудрости и настойчивости в служении самим себе, нежели это делают называющие себя детьми Божиими в их служении Ему. Так это было во дни Христа/Так это и теперь. Взгляните на жизнь многих, кто называют себя христианами. Господь одарил их способностями, силою и влиянием. Он вверил им деньги, чтобы они могли быть соработниками Ему в великом деле искупления. Все Его дары должны быть употреблены в благословение человечеству, в помощь страдающему и нуждающемуся. Мы должно кормить голодного, одевать нагого, заботиться о вдове и сироте, служить отчаявшемуся и споткнувшемуся. Бог никогда не имел ввиду, чтобы в мире существовала такая широко распространенная бедность. Он никогда не имел в виду того, чтобы один человек имел изобилие роскоши жизни в то время, как дети другого вопиют о хлебе. Средства, превышающие действительные потребности, вверены

[371]

человеку для того, чтобы делать добро и благословлять человечество. Господь говорит: «Продавайте имения ваши и давайте милостыни», будьте «щедры и общительны», «когда делаешь пир, позови нищих, увечных, хромых, слепых». «Разреши оковы неправды», «угнетенных отпусти на свободу», «расторгни всякое ярмо». «Раздели с голодным хлеб», «бедных введи в дом», «когда увидишь нагого — одень его», «напитай душу страдальца». «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Таковы повеления Господа. Делает ли все это огромное тело христианства?

Увы, как много людей присваивают себе дары Божий! Как много людей прибавляют дом к дому и землю к земле! Как много людей тратят деньги на удовольствия, для удовлетворения аппетита, на экстравагантные дома, обстановку и платья. Их ближние предоставлены бедности, преступлениям, болезням и смерти. Множество их погибает без единого взгляда сожаления, без единого слова или дела сочувствия.

Люди виновны в ограблении Бога. Их эгоистичное употребление средств крадет у Бога славу, которая должна была бы воздаваться Ему через помощь страдающему человечеству и спасение душ. Они присваивают вверенное Им добро. Господь заявляет: «Я приду к вам для суда и буду скорым обличителем… которые удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту и отталкивают пришельца». «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня.

[372]

Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» — десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня». «Послушайте вы, богатые: …богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изржавело, и ржавчина их будет свидетельствовать против вас…, вы собрали себе сокровище на последние дни». «Вы роскошествовали на земле и наслаждались». «Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа».

От каждого будет потребовано возвратить вверенные ему дары. В день окончательного Суда скопленное людьми богатство не будет стоить ничего для них. Они не имеют ничего, что они могли бы назвать своим собственным.

Проведшие свою жизнь в накапливании земного сокровища обнаруживают меньше мудрости, меньше мысли и заботы о своем вечном благополучии, чем сделал неверный управитель в деле его земной поддержки. Называющие себя детьми света менее мудры, нежели дети мира в настоящем поколении. Это те, о ком пророк заявляет в своем видении о великом дне Суда: «В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебренных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелия скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю».

«Приобретайте себе друзей богатством неправедным», говорит Христос: «чтобы они,

[373]

когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Бог, Христос, Ангелы — все служат угнетенным, страдающим и грешным. Отдайте себя Богу для этой работы, употребите Его дары для этой цели, и вы вступите в содружество с небесными существами. Ваше сердце будет биться сочувствием вместе с их сердцами. Вы уподобитесь им в характере. Вы не будете чужими этим жителям небесных обителей. Когда все земное пройдет, стражи у небесных врат пригласят вас войти.

И средства, употребленные для благословения других, принесут прибыль. Богатства, правильно употребленные, сделают великое добро. Для Христа будут приобретены души. Следующий Христову плану жизни увидит на небесах тех, для кого он работал и жертвовал собою на земле. С благодарностью искупленные вспомнят тех, кто были посредниками в их спасении. Драгоценным будет небо для тех, кто был верным в работе спасения душ.

Эта притча дает урок для всех. Каждый будет ответственным за благодать, данную ему через Христа. Жизнь слишком важна, чтобы быть поглощенной преходящими или земными делами. Господь желает, чтобы мы передавали другим то, что вечное и невидимое передает нам.

Каждый год миллионы за миллионами человеческих душ уходят в вечность непредостереженными и неспасенными. Из часа в час нашей разнообразной жизни открываются

[374]

для нас возможности достигать и спасать души. Эти возможности постоянно приходят и уходят. Бог желает, чтобы мы сделали самое лучшее из них. Проходят дни, недели и месяцы, и мы имеем днем, неделею, месяцем, в которые мы могли бы делать нашу работы, меньше. Самое большее это еще немного лет и послышится голос, на который мы не можем отказаться ответить: «Отдай отчет в управлении твоем!»

Христос призывает каждого подумать. Сделайте честное вычисление. Поставьте на одну чашу весов Иисуса, что значит: вечное сокровище, жизнь, истина, небеса и радость Христа об искупленных душах, а на другую поставьте все привлекательное, что может предложить мир. На одну чашу весов положите погибель вашей собственной души и души тех, для кого вы могли бы быть посредниками в спасении; на другую для вас самих и для них жизнь, измеряемую жизнью Божией. Взвесьте временное и вечное. Когда вы занимаетесь этим, Христос говорит: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»

Бог желает, чтобы мы избрали небесное вместо земного. Он открывает пред нами возможность небесного помещения капитала. Он желал бы дать ободрение нашим возвышеннейшим целям и сохранность нашему избраннейшему сокровищу. Он заявляет: «Сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи дороже золота Офирского». Когда богатства,

[375]

пожираемые молью и портящиеся от ржавчины, будут сметены прочь, последователи Христа будут радоваться своим небесным сокровищам, богатствам нетленным.

Дружба с искупленными Христа лучше, чем вся дружба мира. Документ на обители, которые наш Господь ушел приготовить, лучше, чем документ на самый благороднейший дворец в мире. И лучше всех слов земной хвалы будут слова Спасителя к Своим верным слугам: «приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».

Тем, кто присваивает Его добро, Христос еще дает возможность приобрести вечное богатство. Он говорит: «Давайте и дастся вам». «Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровища неоскудевающие на небесах. Куда вор не приблизится, и где моль не съедает». «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни».

Тогда пусть ваше богатство вдет вперед в небеса. Положите ваше сокровище у престола Божия. Сделайте верным ваше право на неисследимые богатства Христа. «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители».

[376]