Глава XXV. Обучение принципам здоровья

Часть 1. Необходимо просвещать людей в вопросах здоровья

СИ, 125, 126:

759. Знание принципов здорового образа жизни никогда еще не было столь необходимым, как сегодня. Несмотря на замечательный прогресс в том, что касается комфорта и удобств и даже вопросов гигиены и лечения различных заболеваний, очень тревожит снижение физической выносливости и умственных сил современного человека. Это требует внимания всех, кто глубоко заинтересован в благополучии своих ближних.

Наш слишком цивилизованный мир поощряет пороки, разрушающие здоровье. С организмом воюют обычаи и мода. Предписываемые ими образ жизни и поступки, причуды и удовольствия, к которым они приучают, неуклонно снижают физические и умственные силы людей и взваливают на человечество невыносимое бремя. Невоздержание и преступления, болезни и нищета процветают повсюду.

Некоторые нарушают законы здоровья по незнанию и посему нуждаются в просвещении. Но большинство знают их намного лучше, чем соблюдают. Последним необходимо внушить важность следования этим известным правилам, которые должны стать для всех путеводителем по жизни.

СИ, 146:

760. В настоящее время ощущается огромная нужда в обучении людей принципам санитарной реформы. Вредные привычки в питании и употребление нездоровой пищи в немалой степени повинны в пороках, преступлениях и нищете, ставших проклятием нашего мира.

СЗ,505.

761. Если мы желаем поднять и возвысить нравственный уровень людей, — в любом месте, куда бы мы ни были призваны направиться, — мы должны начать с исправления их устоявшихся повседневных привычек. Моральная чистота зависит от умственного и физического состояния.

Многие будут просвещены

СЦ 6, 378,379:

[442]

762. Господь показал мне, что очень многие люди благодаря практическому применению принципов санитарной реформы будут спасены от физического, умственного и нравственного вырождения. Необходимо больше говорить о вопросах здоровья, а также издавать и распространять соответствующую литературу. Принципы санитарной реформы будут успешно восприняты, и многие будут просвещены. Реформа будет сама за себя говорить тем, кто желает получить знание. И, постепенно просвещаясь, эти люди мало-помалу примут свидетельства, предназначенные для нашего времени. И таким образом истина и праведность встретятся…

Проповедь Евангелия и медицинско-миссионерская работа должны продвигаться вместе. Необходимо, чтобы Евангелие было тесно связано с принципами санитарной реформы. Христианство должно войти в практическую жизнь. Следует совершить серьезную, основательную реформаторскую работу. Истинная библейская религия — это неудержимый поток любви Божьей к падшему человеку. Народ Божий должен идти вперед правильным путем, чтобы запечатлеть Божественные принципы в сердцах тех, кто ищет истину, кто желает верно исполнить предназначенную ему часть работы в наше крайне серьезное время. Мы призваны представить людям принципы санитарной реформы, делая все, что в наших силах, чтобы убедить их в необходимости жить согласно этим принципам.

Пропаганда принципов санитарной реформы первыми адвентистами

Рукопись 27, 1906:

763. Когда в Батл-Крике в 1864 г. проходила ярмарка, наши собратья взяли с собой три или четыре кухонные плиты и показывали людям, как можно готовить вкусные и питательные блюда, не используя мясо. Нам сказали, что наша кухня была наилучшей на всей ярмарке. Где бы ни проводились крупные мероприятия, на которые стекается множество людей, вы имеете преимущество изобретать любые планы относительно того, как обеспечить посетителей здоровой пищей. Необходимо направить свои усилия на то, чтобы научить людей принципам правильного питания.

Господь содействовал тому, что у людей сложилось о нас хорошее мнение, и мы имели чудесные возможности объяснить им, что путем утверждения принципов

[443]

санитарной реформы можно было бы восстановить здоровье тех, чье состояние признано врачами безнадежным…

На лагерных собраниях и из дома в дом

Нам необходимо прилагать больше усилий к тому, чтобы научить окружающих принципам санитарной реформы. На каждом лагерном собрании нужно делать все возможное, чтобы показывать, какую аппетитную, здоровую пищу можно готовить из круп, фруктов, орехов и овощей. Во всяком новом месте, где новые группы людей обращаются к истине, следует учить умению готовить здоровую пищу. Имеет смысл также избрать работников, которые ходили бы из дома в дом и объясняли принципы санитарной реформы.

Медицинская палатка на лагерных собраниях

СЦ6, 112, 113;

764. По мере нашего приближения к концу времени мы должны все более и более совершенствоваться в воплощении принципов санитарной реформы и христианского воздержания, более решительно представляя людям эти истины в положительном свете. Мы должны постоянно прилагать усилия к тому, чтобы просвещать не только словами, но и своими поступками. Совет и практический пример, объединенные вместе, оказывают впечатляющее влияние.

На лагерных собраниях нужно преподавать людям различные наставления относительно здоровья. На наших собраниях в Австралии ежедневно проводились лекции на разные медицинские темы, и это пробудило глубокий интерес. На территории проведения лагерного собрания находилась медицинская палатка, в которой работали врачи и медсестры, и они бесплатно консультировали по любым вопросам, так что очень многие обращались туда за самыми разными советами. Тысячи желающих посещали лекции, а во время завершения лагерного собрания оказалось, что многие не удовлетворены полученным объемом знаний. Поэтому в некоторых больших городах, где проводились такие лагерные собрания, городские власти обращались к нам с просьбой учредить в их городах филиалы наших санаториев, обещая со своей стороны помощь и содействие.

Пример наряду с наставлением

СЦ6, 112:

765. Большие собрания членов нашей Церкви ~ это прекрасная возможность продемонстрировать принципы санитарной реформы. Несколько лет назад на подобных собраниях много говорилось, в частности, о пользе

[444]

вегетарианского питания, но в то же время на столах в лагерной столовой было мясо, а в продовольственном ларьке продавались некоторые нездоровые продукты. «Вера без дел мертва». Различные полезные советы, опровергаемые практическими действиями, не производят на людей глубокого впечатления. На последних лагерных собраниях ответственные за их проведение учили людей примером точно так же, как и наставлением. В столовой подавалось не мясо, а только блюда из фруктов, злаков и овощей, но зато в изобилии. И когда посетители спрашивали о том, почему нет мяса, им объясняли, что мясо не является полезной пищей.

(Продажа конфет, мороженого и других лакомств на лагерных собраниях — § 529, 530.)

В наших санаториях

Письмо 79, 1905:

766. Мне было дано наставление, что необходимо учредить санаторий, где не применялись бы никакие сильно действующие лечебные препараты и где методы лечения были бы простыми и разумными. В этом учреждении людей должны учить тому, как нужно правильно одеваться, дышать, питаться, — одним словом, как жить, чтобы здоровыми привычками уберечь себя от болезней. (См. также § 458.)

Письмо 233, 1905:

767. Наши санатории должны стать средством просвещения приезжающих туда для лечения. Обязательно нужно показать пациентам, как можно питаться только злаками, овощами, фруктами, орехами и другой растительной пищей. Мне было сказано, чтобы в наших санаториях мы регулярно читали лекции о здоровье. Необходимо побудить людей отказаться от продуктов питания, ослабляющих здоровье, — те, за кого Христос отдал Свою жизнь, не должны быть легкомысленными в этом вопросе. Необходимо указать и на вредные последствия употребления кофе и чая. Больные должны знать, чем они могут заменить те продукты питания, которые наносят прямой вред органам пищеварения… Необходимо применять принципы санитарной реформы на практике, если хочешь вернуть хорошее физическое состояние. Поэтому нужно показать больным, что путем воздержания за столом и регулярных физических занятий на свежем воздухе они могут вновь стать крепкими и бодрыми… Деятельность наших санаториев должна быть направлена на то, чтобы облегчать страдания людей и восстанавливать их здоровье. Нужно научить людей

[445]

тому, как можно сохранить здоровье, проявляя осторожность и предусмотрительность в еде и питье… Воздержание от мяса принесет лишь пользу тем, кто ведет такой образ жизни. Вопрос питания — вопрос жизненно важный… Наши санатории созданы для особой цели — учить людей тому, что мы живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить.

Обучение пациентов простым правилам сохранения здоровья

Письмо 204, 1906:

768. Создавайте посещающим наши санатории все условия для того, чтобы они как можно больше гуляли на свежем воздухе; проводите с ними в залах и гостиных ободряющие и поднимающие настроение беседы на библейские темы; излагайте ваши мысли легко и доступно, и подобные беседы принесут душам большую радость и ободрение. Говорите с пациентами о санитарной реформе и, мой брат, не обременяйте себя множеством обязанностей и дел, из-за которых вы не сможете учить их простым правилам сохранения здоровья. Необходимо, чтобы все, оставляющие стены наших лечебных учреждений, были хорошо просвещены в вопросах здорового образа жизни и чтобы они сами в свою очередь могли воплотить эти принципы в своих семьях.

Нецелесообразно расходовать большие суммы денег на различную медицинскую аппаратуру и приборы, которыми пациенты никогда не будут пользоваться в домашних условиях, когда будут передавать свои знания окружающим. Лучше бы научить их так контролировать свое питание, чтобы живой человеческий механизм работал исправно и ритмично.

Учите воздержанию от спиртного

Письмо 145, 1904:

769. В наших медицинских учреждениях нужно давать ясные наставления относительно воздержания. Необходимо показать пациентам, что употребление спиртных напитков приносит вред, а полное воздержание — благословение. Нужно убеждать их оставить продукты, разрушающие здоровье, а вместо них в изобилии употреблять фрукты. Апельсины, лимоны, чернослив, персики и многие другие плоды очень доступны, так как Господня земля плодородна, если приложить старание в выращивании фруктов.

СИ, 176, 177:

770. Тех, кто борется с силой дурных наклонностей, необходимо наставлять принципам здорового образа жизни. Нужно показать, что нарушение законов здоровья вызывает болезненное состояние и способствует возникновению

[446]

чрезмерного аппетита, а также провоцирует употребление спиртных напитков. Только воздержанием можно победить желание употреблять неестественные возбуждающие средства. Люди полностью зависят от Божественной силы, и, чтобы разрушить власть чрева, надлежит сотрудничать с Богом, повинуясь Его законам — как нравственным, так и физическим.

Необходимо всеобъемлющее понимание сущности реформы

Рукопись 1, 1888:

771. Какую специальную работу мы призваны проводить в наших оздоровительных учреждениях? Окружающий мир приучает людей потворствовать своим извращенным вкусам — вы же отучайте их от этого. Поднимите знамя санитарной реформы во всех направлениях нашей работы. Апостол Павел говорит: «Умоляю вас, братия… представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего; и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная».

Цель наших оздоровительных учреждений — показать людям принципы правильного, здорового питания и убедить их претворить знание в практическое самообладание и самоконтроль. Иисус, сотворивший человека и искупивший его, должен быть проповедан всем приходящим в наши учреждения. Познания о жизни, мир:, к здоровье должны преподаваться правило на правило, заповедь на заповедь, чтобы люди убедились в необходимости изменить свой образ жизни. Их необходимо подготовить к тому, чтобы они сами отказались от унизительных обычаев и привычек, существовавших в Содоме и допотопном мире, которые Бог уничтожил из-за их нечестия и беззакония (см. Мф. 24:37-39).

Всех, кто приезжает в наши оздоровительные учреждения, необходимо учить. План спасения должен быть представлен пред всеми — состоятельными и малоимущими, принадлежащими к высшим слоям общества и бедняками. Необходимо проводить с людьми тщательно подготовленные тематические беседы, чтобы им стало ясно: потворство ставшему модным в наше время невоздержанию в пище и питье является причиной порочного образа жизни и вызывает болезни и страдания.

(Как проводить санитарную реформу — § 426.)

Листья от дерева жизни

СЦ 9, 168:

[447]

772. Мне было показано, что не следует откладывать работу, касающуюся санитарной реформы. Мы призваны проповедовать Евангелие всем людям, идущим по большим и малым дорогам. Мне было дано особое свидетельство о том, что в наших санаториях многие души примут истину для настоящего времени и покорятся ей. В наших учреждениях люди должны научиться заботиться о своем организме и в то же время обретать духовное здоровье. Необходимо объяснить им, что значит вкушать Плоть и пить Кровь Сына Божьего. Христос сказал: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63).

Наши санатории призваны быть учебными заведениями, в которых обучают принципам здорового образа жизни медицинско-миссионерскими методами. Здесь душам, которые больны грехом, принесут листья от дерева жизни, которые возвратят мир, надежду и веру во Христа Иисуса.

Подготовка к молитве об исцелении

СИ, 227, 228:

773. Напрасный труд — учить людей взирать на Бога как на Целителя всех немощей, если они не могут отказаться от своих нездоровых привычек и обычаев. Для того чтобы получить Божьи благословения в ответ на молитву, человек должен перестать делать зло и научиться вести правильный образ жизни. Надо жить в чистоте, в соответствии с нормами гигиены; все обыденные привычки должны быть правильными. Кроме того, должна быть достигнута гармония с законами Божьими — как духовными, так и природными.

Ответственность врачей за просвещение своих пациентов

Рукопись 22, 1887:

774. Оздоровительные учреждения — самое подходящее место для того, чтобы научить страждущих жить в согласии с законами природы и оставить разрушающие здоровье привычки в питании и одежде, которые диктует и навязывает мир, но которые не имеют ничего общего с установленным Богом порядком. Санатории совершают благое дело просвещения общества…

В настоящее время существует несомненная нужда в том, чтобы и врачи, и все сторонники санитарной реформы предпринимали более усердные и кропотливые усилия в

[448]

деле лечения. Надо и внедрять план спасения в свою жизнь, и заинтересованно просвещать тех, кто доверяется профессионалам, чтобы установить причину своей болезни. Медикам следует особенным образом указывать людям на законы, установленные Богом, которые не могут нарушаться безнаказанно. Много внимания уделяется лечению различных заболеваний, но, как правило, не учат соблюдению тех правил, которые должны осознанно и свято выполняться, если мы хотим предупредить заболевания. Если врач неправильно питается, если он не ограничивает себя простым, полезным меню и не отказался от мяса — он воспитывает и культивирует нездоровые вкусы. Его представления узки, и он охотнее будет предписывать своим пациентам то, что любит сам, нежели учить их разумным принципам санитарной реформы. Он будет рекомендовать больным мясо, тогда как это самая худшая пища, какую они только могут употреблять: она возбуждает, но не дает силы. Люди не задумываются о своих предпочтениях в пище и не замечают их пагубности — а ведь именно они на протяжении многих лет закладывали основание болезней.

Сознательные медики должны быть готовы просвещать тех, кто несведущ, и с мудростью делать предписания, запрещая употреблять в пищу то, что, как они знают, принесет вред. Они должны ясно указывать, что именно наносит вред здоровью, и учить страдающих осознанно осуществлять те меры, которые они в состоянии предпринять, чтобы вести правильный образ жизни.

(Долг медиков и их помощников — воспитывать собственные вкусы — § 720.)

(Врачи должны и словом, и делом учить людей готовить здоровую пищу — § 382.)

(Необходимо внушать пациентам в оздоровительном центре не есть мясо — § 720.)

Торжественное поручение

СЦ 7, 74, 75:

775. Когда врач видит, что пациент страдает от болезни, вызванной неправильным питанием, однако не считает

[449]

нужным сказать ему об этом и не указывает на необходимость отказаться от вредных привычек, то этим он причиняет ближнему большой вред. Пьяницы, маньяки, развратники — все взывают к врачу, чтобы он объяснил им ясно и четко, что страдание есть следствие греха. Мы получили великий свет относительно санитарной реформы. Почему же тогда на деле мы не проявляем решительности в стремлении противостоять причинам, порождающим недуги? Как могут наши врачи оставаться спокойными, ведя непрекращающуюся борьбу с болью, неустанно трудясь ради облегчения страданий? Как могут они удерживаться от того, чтобы возвысить голос предостережения? Разве они благожелательны и милосердны, если не учат строгому воздержанию как средству против болезней?

Нравственное мужество, которое требуется от сторонников санитарной реформы

ХВБГ, 121; СЗ, 451, 452:

776. Как много добра можно сделать, обучая всех, кто нам доступен, не только тому, как излечивать больных, но и тому, как предотвращать болезни и страдания. Врач, который пытается просветить своих пациентов в том, что касается природы и причин болезней, и научить их предупреждать недуги, возможно, совершает трудную работу, но если он сознательный сторонник реформы, то он ясно и определен но будет рассказывать больным о пагубных последствиях самоугождения в еде, питье, одежде и истощения жизненных сил, из-за чего те оказались в таком положении. Такой врач не будет увеличивать вред, назначая сильнодействующие лечебные препараты до тех пор, пока истощенный организм потеряет способность сопротивляться болезни, но поможет своим пациентам сформировать правильные привычки и таким путем поможет природе в ее работе восстановления, мудро используя ее же собственные целительные средства.

Во всех наших оздоровительных учреждениях должна быть проведена специальная работа по популяризации законов здоровья. Принципы санитарной реформы должны быть ясно и определенно представлены как больным, так и медперсоналу. Эта работа требует нравственного мужества, потому что многие устремятся навстречу новым знаниям, а другие будут их отвергать. Но истинный ученик Христа, тот, чей разум находится в гармонии с разумом Бога, постоянно учась, будет так же и учить, направляя стремления других людей вверх, прочь от господствующих в мире заблуждений.

Сотрудничество между санаториями и учебными заведениями

Письмо 82, 1908:

777. Господь просветил меня, что между нашими

[450]

учебными заведениями и нашими санаториями должна существовать самая тесная связь и сотрудничество везде, где только возможно. Необходимо, чтобы эти учреждения в своей работе преследовали общие цели. Я очень рада, что у нас есть учебное заведение в Лома Линда. Талант компетентных врачей как воспитателей очень необходим там, где готовятся к служению медики-евангелисты. Наши студенты должны быть неуклонными последователями санитарной реформы. Наставления относительно причин болезней и того, как предотвращать недуги, а также обучение уходу за больными составляют суть образования, которое необходимо давать во всех наших учебных заведениях.

Совместная работа наших санаториев и учебных заведений выгодна со многих точек зрения. В медицинских учреждениях учащиеся научатся избегать беспечности в отношении своего образа жизни и неумеренности в питании.

Миссионерская работа и деятельность городских миссий

СЦ9, 112:

778. Нам как народу поручено пропагандировать принципы санитарной реформы. Есть люди, которые считают, что вопросы питания не являются настолько важными, чтобы включать их в евангельскую работу. Но они очень ошибаются. Слово Божье провозглашает: «Едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31). Воздержание во всех его аспектах имеет важное значение в деле спасения.

Теперь о миссионерской работе в больших городах. В зданиях, где размещаются наши миссии, должны быть подходящие помещения, где можно было бы собирать для обучения всех, кого будут интересовать вопросы здорового образа жизни. Эта важная работа должна всячески поддерживаться, чтобы у людей не создавалось неблагоприятного впечатления. Наш долг — во всем нести достойное свидетельство о Творце истины и правильно представлять святость и значение вести третьего ангела.

ХВБГ, 117; СЗ, 449, 450:

[451]

779. Необходимо, чтобы во всех наших миссиях за домашнее хозяйство и кухню отвечали умные женщины, которые знают, как готовить вкусную и полезную для здоровья пищу. На стол необходимо в изобилии подавать пищу наилучшего качества. Если кто-либо имеет нездоровое пристрастие к чаю, кофе и другим вредным продуктам, просветите его. Старайтесь пробудить его совесть. Представьте ему библейские принципы.

Пусть служители проповедуют принципы санитарной реформы

ХВБГ, 117; С3,449:

780. Нам следует не только самим жить в гармонии с законами здоровья, но и учить других принципам здорового образа жизни. Даже многие из тех, кто исповедует веру в особые истины для нашего времени, к прискорбию, несведущи в вопросах здоровья и воздержания. Их нужно воспитывать по принципу «правило на правило, заповедь на заповедь». Нельзя, чтобы проблему здорового образа жизни обходили молчанием как несущественную, потому что она представляет интерес почти для каждой семьи. Необходимо пробуждать сознание к исполнению долга жить согласно принципам истинной реформы. Бог требует, чтобы Его народ был воздержанным во всем. Если люди не будут постоянно практиковать истинное воздержание, они не смогут воспринять освящающее влияние истины.

Необходимо, чтобы наши служители были компетентными в вопросах здорового образа жизни. Не следует ни пренебрегать этим, ни позволять увести себя в сторону из-за опасения прослыть фанатиками. Следует понять суть санитарной реформы и учить ее принципам как словом, так и последовательным примером. На наших больших собраниях необходимо разъяснять принципы здорового образа жизни и воздержания. Стремитесь пробудить разум и совесть. Призовите для этой работы все свои способности. Разъясняйте суть санитарной реформы в печатных изданиях. «Просвещайте, просвещайте, просвещайте!» — вот весть, которая была запечатлена в моем сознании.

СЦ6, 112:

781. По мере приближения к концу времени мы должны все более и более совершенствоваться в воплощении принципов санитарной реформы и христианского воздержания,

[452]

более решительно представляя людям эти истины в положительном свете. Мы должны постоянно прилагать усилия к тому, чтобы просвещать не только словами, но и своими поступками. Совет и практический пример, объединенные друг с другом, оказывают впечатляющее влияние.

Призыв к проповедникам, президентам конференций и другим руководителям

СЦ 6, 376-378:

782. Необходимо, чтобы наши проповедники были компетентными в вопросах санитарной реформы. Им необходимо изучать физиологию и гигиену, понимать законы, которым подчиняется человеческий организм, и их влияние на разум и душу.

Большинство людей очень плохо знают данный им Богом сложнейший организм и не представляют, как надлежит за ним ухаживать и как заботиться о нем, — они считают более важным изучать вопросы куда менее значительные. Служителям Церкви предстоит проделать определенную работу в этой области. И когда они займут правильную позицию, результаты будут огромными. Нашим ответственным работникам и членам их семей необходимо жить по верным правилам и вести здоровый образ жизни. Тогда они смогут правильно воспитывать окружающих, поднимая народ все выше и выше в познании принципов санитарной реформы. Живя согласно этим принципам, они смогут нести драгоценную весть тем, кто нуждается именно в таком свидетельстве.

Будут получены драгоценные благословения и обретен большой опыт, если служители Церкви будут сочетать работу в общинах с проповедью принципов здорового образа жизни. Люди должны иметь знания о санитарной реформе. Деятельностью такого рода пренебрегали, и многие оказались на краю могилы, потому что не осознают необходимости прекратить потворство своим дурным привычкам и прихотям.

Президентам наших конференций необходимо осознать, что сейчас самое время для того, чтобы занять правильную позицию в этом вопросе. Служители и библейские работники призваны распространять свет, который получили. Их работа во всех отношениях очень необходима. Бог поможет

[453]

им. Он укрепит тех Своих слуг, которые твердо придерживаются и не уклоняются от истины и праведности ради того, чтобы приспосабливать принципы к своим эгоистическим стремлениям.

Медицинско-миссионерское воспитание является шагом огромной важности и значения в деле пробуждения в человеке нравственной ответственности. Если бы служители способствовали этой работе в различных сферах, руководствуясь светом, данным Богом, то последовали бы разительные изменения в отношении того, как питаться и как одеваться. Но некоторые открыто препятствуют развитию санитарной реформы. Они удерживают людей своим небрежным отношением к принципам здорового образа жизни, своими осуждающими и критическими замечаниями и даже высмеиванием и шутками — всем этим они отнюдь не способствуют продвижению народа вперед. И у них самих, и у многих окружающих не все в порядке со здоровьем, но эти люди все еще не научились мудрости.

Лишь ценой неимоверных усилий и борьбы совершалось всякое движение вперед. Люди не желают отказаться от своего «я», не желают подчинить свою волю и разум воле Божьей; и их страдания — это, несомненно, результат такого образа жизни.

Церковь творит историю. Каждый день — это битва и наступление. Со всех сторон мы осаждены невидимыми врагами, и мы или победим с помощью Божьей, или потерпим поражение. Я настаиваю, чтобы все, соблюдающие нейтралитет в отношении санитарной реформы, приняли ее сторону. Свет санитарной реформы драгоценен, и Господь дал мне эту весть, чтобы убедить всех, кто трудится на ниве Божьей, обратить самое серьезное внимание на то, чтобы их понимание истины с каждым днем углублялось. Только таким путем каждый человек может противостоять всем искушениям, с которыми, несомненно, сталкивается в этом мире.

Тот, кто не руководствуется в своей жизни принципами санитарной реформы, не может быть служителем Божьим

Почему некоторые из наших служителей проявляют так мало интереса к санитарной реформе? Это происходит оттого, что наставления относительно воздержания во всем противоречат их образу жизни. В некоторых местах это стало большим камнем преткновения на пути внедрения реформы. Ни один человек не может быть учителем народа, если его личный пример или его слово противоречат

[454]

свидетельствам плана спасения, который Бог дал Своим слугам, чтобы они несли его людям. Такое поведение вызывает смущение. Пренебрежительное отношение к санитарной реформе делает человека непригодным для того, чтобы быть вестником Божьим.

Знание, данное Богом по этому вопросу, очень ясно изложено в Его Слове, и люди будут испытаны и проверены самыми различными способами, чтобы Господь увидел, внимают ли Ему. Каждую общину, каждую семью необходимо просветить относительно христианского воздержания. Всем необходимо знать, как нужно питаться, чтобы сохранить здоровье. Мы являемся свидетелями заключительных событий истории Земли, и среди верующих, соблюдающих субботу, должны быть согласованность и взаимопонимание. Те, кто стоит в стороне от великой работы медицинско-миссионерского воспитания, не следуют за великим Врачом по тому пути, по которому Он ведет Свой народ. Христос говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

Обучение принципам здоровья в семье

СИ, 386:

783. Родители должны больше жить для своих детей и меньше — для общества. Изучайте принципы здорового образа жизни и применяйте эти знания на практике. Научите своих детей разбираться в том, какие причины вызвали те или иные последствия. Объясните, что если они желают быть здоровыми и счастливыми, то должны повиноваться законам природы. Даже если усвоение этих истин не будет быстрым, не падайте духом, но с терпением и настойчивостью продолжайте свое дело.

С колыбели учите детей умению владеть собой и отказывать себе в потворстве прихотям и получении удовольствий. Учите их наслаждаться красотой природы и систематически использовать свои умственные и физические силы в полезном труде. Воспитывайте их так, чтобы они имели хорошее здоровье, высокие моральные устои, добрый, жизнерадостный и мягкий характер. Убедите их в том, что Бог желает, чтобы мы жили не для удовлетворения сиюминутных потребностей, но для непреходящего и вечного, а поэтому уступать искушениям — значит проявлять слабость и безнравственность, сопротивляться же им — значит проявлять благородство и мужество. Эти уроки будут подобны семени, посеянному в доброй почве, и они принесут плоды, которые будут радовать вас.

Потворство своим желаниям препятствует работе Божьей

СЦ, 6,370,371:

784. Необходимо, чтобы в каждой церкви была ясно

[455]

изложена весть о санитарной реформе, чтобы все члены Церкви осознали ее значение и последовали ее принципам. Эта работа должна быть проведена в каждой школе. Не следует доверять воспитание юношества ни директорам, ни преподавателям до тех пор, пока последние не приобретут практические знания по этому вопросу. Некоторые люди безо всякого стеснения критикуют, подвергают сомнению и насмешкам принципы, о которых очень мало знают на собственном опыте. Им надо стать плечом к плечу, сердцем к сердцу со всеми теми, кто работает в правильном направлении.

О санитарной реформе говорилось в общинах, но это знание не было искренне принято. Эгоистичные, разрушающие здоровье привычки многих людей воспрепятствовали влиянию вести, которая должна приготовить народ к великому дню Божьему. Если наши церкви желают получить силу свыше, они должны жить согласно истине, которую им дал Бог. Если же члены наших общин пренебрегут обретенным светом, то пожнут неизбежные результаты своего пренебрежения, которые выразятся как в духовном, так и в физическом вырождении. И влияние старых членов общины распространится и на новообращенных. В настоящее время Господь не ведет многие души к истине из-за тех членов Церкви, которые никогда не были по-настоящему обращены, а также из-за тех, кто когда-то обратился, но затем охладел. Какое влияние могут оказывать такие люди на новых членов Церкви? Не лишают ли они силы и влияния посланную Богом весть, которую Его народ призван нести?

Каждый член Церкви должен возвещать истину

СП, 7, 62:

785. Мы дожили до того времени, когда каждому члену Церкви надлежит всерьез взяться за медицинско-миссионерскую работу. Наш мир представляет собой огромный лазарет, наполненный жертвами как физических, так и духовных заболеваний. Повсюду люди гибнут из-за незнания истин, которые Бог поручил нам проповедовать. Соблюдающим субботу нужно пробудиться и полностью осознать

[456]

свою ответственность за возвещение этих истин. Люди, получившие знание, должны быть его носителями для мира. Утаивать наш свет в это время — значит совершать ужасную ошибку. Сегодня к народу Божьему обращена весть: «Восстань, светись, (Иерусалим), ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою».

На каждом шагу мы встречаемся с теми, кто, имея много света и знания, умышленно избирает зло вместо добра. Не делая попытки изменить свою жизнь, они опускаются все ниже и ниже. Однако народ Божий не должен блуждать во тьме. Дети Божьи призваны ходить во свете, потому что они реформаторы.

Создавайте новые центры

СЦ 8, 148:

786. Несомненная обязанность народа Божьего — идти в новые места. Нужно прилагать все усилия к тому, чтобы готовить почву, создавать новые центры нашего влияния везде, где только будет для этого возможность. Сплотите работников, обладающих истинным миссионерским рвением, и пусть они идут распространять свет и знание в далеких и близких местах. Поручите им воплощать в жизнь принципы санитарной реформы в тех общинах, которые практически ничего не знают об этих принципах. Организовывайте классы, где людей на практических занятиях учили бы тому, как лечить различные заболевания.

СЦ 9, 36,37:

787. Большое поле работы открывается перед женщинами, так же как и перед мужчинами. Везде нуждаются в помощи опытных кулинаров, швей, медработников. Учите бедняков готовить пищу, шить или чинить одежду, ухаживать за больными и заботиться о семейном очаге. Даже детей надлежит научить выполнять небольшие поручения любви и милости для тех, кто менее счастлив, чем они.

Воспитатели, идите вперед!

СЦ9, 112, 113:

788. Санитарная реформа — это Божье средство для уменьшения страданий в нашем мире и для очищения Его Церкви. Учите людей, что они могут стать помощниками Господа, если будут работать вместе с великим Врачом над восстановлением телесного и физического здоровья. Эта работа несет на себе печать Неба, и она откроет двери

[457]

драгоценной истине. Есть дело для всех, кто серьезно и осознанно желает взяться за него.

На первое место поставьте обучение людей принципам санитарной реформы. В этом состоит весть, которую мне поручено нести. Покажите важность и ценность этой деятельности настолько ясно и определенно, чтобы повсюду ощущалась нужда в ней. Отказ от вредной пищи и питья — это плод истинной религии. Тот, кто по-настоящему обратился, оставит все пагубные привычки и пристрастия. Абсолютным воздержанием такой человек победит свои наклонности, разрушающие здоровье.

Мне поручено сказать тем, кто учит людей принципам санитарной реформы: «Идите вперед!» Мир нуждается в каждой крупице влияния, которое вы можете оказать, чтобы уменьшить волну нравственного разложения и несчастий. Пусть проповедующие весть третьего ангела остаются верными своим убеждениям.

Часть 2. Каким образом излагать людям принципы санитарной реформы?

Всегда помните о великой цели санитарной реформы

СИ, 146, 147:

789. В настоящее время ощущается огромная нужда в обучении людей принципам санитарной реформы. Вредные привычки в питании и употребление нездоровой пищи в немалой степени повинны в пороках, преступлениях и нищете, ставших проклятием нашего мира.

При обучении основам здорового образа жизни постоянно помните о великой цели реформы, о том, что ее назначение — обеспечить наиболее полное развитие тела, ума и души. Объясните людям, что законы природы, будучи законами Божьими, предназначены для нашего блага и что послушание им несет счастье в этой жизни и помогает приготовиться к жизни грядущей.

Побуждайте ваших слушателей видеть проявления Божьей любви и Его всеведения в делах природы. Заинтересуйте их изучением такого чуда, как человеческое тело, и тех законов, которым оно подчиняется. Те, кто постигает очевидные доказательства Божьей любви, кто понимает мудрость и благо Его законов и последствия повиновения

[458]

им, тот с совершенно другой точки зрения будет подходить к своим обязанностям и долгу. Он не будет смотреть на следование правилам здоровья как на жертву или самоотречение, для него это станет — и так оно и есть в действительности — неоценимым благословением.

Каждому вестнику Евангелия необходимо твердо знать, что обучение принципам здорового образа жизни составляет существенную часть вверенной ему работы. Мир испытывает особенно острую нужду в этой работе, и он желает принять эту весть.

СИ, 130:

790. Требования Божьи должны быть запечатлены в совести каждого человека. Необходимо пробудить людей, чтобы они осознали: уметь владеть собой — это их долг, и им необходимо быть нравственно чистыми, свободными от унизительной власти аппетита и оскверняющих привычек. Всем должно быть ясно, что умственные и физические силы являются даром Божьим, и поэтому их нужно поддерживать в самом лучшем, насколько это возможно, состоянии для служения Ему.

Следуйте методам работы Спасителя

СИ, 143, 144:

791. Лишь те методы, которыми пользовался наш Спаситель, принесут подлинный успех в проповеди принципов здорового образа жизни. Спаситель общался с людьми, Он жил среди них, от всего сердца желая им добра. Он показывал Свое сострадание к ним, служа их нуждам, и завоевывал их доверие. Затем Он повелевал им: «Следуй за Мною!»

Необходимо стремиться к тесному индивидуальному общению с людьми. Если бы меньше времени тратилось на произнесение проповедей, а больше посвящалось личному служению, это принесло бы гораздо большие результаты. Необходимо, чтобы малоимущие получили материальную помощь, больные — уход, скорбящие — утешение, неопытные — наставление и несведущие — знания. Мы должны плакать с плачущими и радоваться с радующимися. И такая работа, сопровождаемая силой убеждения, силой молитвы, силой любви Божьей, не останется, не может остаться без плода.

Нам необходимо помнить о том, что цель медицинско-миссионерской работы заключается в том, чтобы указать людям, которые больны грехом, на Мужа Голгофы, взявшего на Себя грехи всего мира. Взирая на Него, они преобразятся и станут Его подобием. Мы призваны помогать

[459]

больным и страждущим взирать на Иисуса и жить. Пусть проповедники Евангелия постоянно указывают на Христа — великого Врача — тем, кто из-за болезней тела и души испытывают разочарование и упадок духа. Указывайте им на Того, Кто может исцелить как физический, так и душевный недуг. Говорите им о Том, Чье сердце тронуто их немощами и болями. Ободряйте их возможностью возложить их бремя забот на Того, Кто отдал Свою жизнь за то, чтобы они могли иметь жизнь вечную. Свидетельствуйте о Его любви, рассказывайте о Его спасающей силе.

Будьте тактичны и вежливы

СИ, 156, 157:

792. Во всей своей работе помните, что вы связаны со Христом, что вы — частица великого плана спасения. Любовь Христа целительным, действенным потоком должна пронизывать всю вашу жизнь. Когда вы будете стремиться привлечь других в круг Его любви, пусть чистота вашей речи, бескорыстность вашего служения, умиротворенность и радость всего вашего поведения несут свидетельство о силе Его благодати. Дайте миру настолько чистое и справедливое представление о Нем, чтобы люди увидели Его во всей красоте.

Практически бесполезно пытаться изменить других, критикуя их за то, что мы сами считаем вредными привычками. Такие усилия часто приносят больше вреда, чем пользы. В Своей беседе с самарянкой Христос не говорил с пренебрежением о колодце Иакова, но открыл ей лучший источник: «Если бы ты знала дар Божий, — сказал Он ей, — и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Господь направил разговор к сокровищу, которое Он принес жителям нашей земли, предлагая женщине гораздо больше, чем то, чем она обладала, а именно: истинно воду живую, радость и надежду Евангелия.

Эта иллюстрация наглядно показывает, как должны работать мы. Мы призваны предлагать людям что-то гораздо лучшее, чем то, что они имеют, — истинный мир Христа, превосходящий всякое разумение. Мы должны говорить им о святом Законе Божьем, в котором отражена Его сущность, в котором сказано, какими Господь желает нас видеть…

[460]

Необходимо, чтобы среди всех людей мира сторонники санитарной реформы были самыми бескорыстными, самыми любезными и самыми вежливыми. В их жизни должно ярко и зримо проявляться истинное великодушие, выражающееся в бескорыстных делах. Работник, лишенный такта, нетерпимый к незнанию, заблуждениям других, говорящий опрометчиво и поступающий необдуманно, может сам закрыть путь к сердцам людей, так что уже никогда не сможет обратить их.

Санитарная реформа должна осуществляться постепенно

СЦ 7, 132-136:

793. С самого начала проведения санитарной реформы мы пришли к выводу, что людей необходимо просвещать, просвещать и просвещать. Бог желает, чтобы мы и дальше продолжали эту воспитательную работу…

Обучая основам здорового образа жизни, так же как и во всей другой евангельской работе, мы обязаны принимать людей такими, какие они есть, учитывая их положение. До тех пор, пока мы не можем научить их готовить пищу, отвечающую требованиям санитарной реформы, — то есть вкусную, питательную и вместе с тем недорогую, — мы не можем говорить о более сложных вопросах медицинско-миссионерской работы.

Пусть изменения в питании происходят постепенно. Сначала научите людей готовить здоровую пищу без использования молока и сливочного масла. Скажите, что скоро наступит время, когда уже небезопасно будет употреблять яйца, молоко, сливки или масло, потому что заболевания скота увеличиваются соразмерно возрастанию бесчестия среди людей. Уже недалеко то время, когда из-за беззаконий падшего человечества весь животный мир будет стенать под бременем болезней, которые мучают нашу землю.

Бог даст Своему народу способности и умения готовить здоровую пищу без этих продуктов. Пусть члены нашей Церкви откажутся от всех вредных блюд и изберут здоровый образ жизни, делясь с другими тем, что обрели сами. Полученные знания следует передавать точно таким же путем, что и библейские истины. Они помогут людям сохранять здоровье и укреплять силы, не употребляя тех продуктов, которые наполнили мир хронически нетрудоспособными людьми. Словом и личным примером объясните, что пища, которую Бог дал Адаму до его грехопадения, является для человека наилучшей, если только он желает вновь достичь своего первозданного безгрешного состояния.

[461]

Тем, кто учит принципам санитарной реформы, следует хорошо разбираться в причинах болезней и понимать, что каждое действие человека должно находиться в полном согласии с законами природы. Знание, которое Бог дал в отношении здорового образа жизни, дано для нашего спасения и спасения мира. Люди должны быть осведомлены относительно своего организма — жилища, устроенного Самим Творцом как место Его обитания. И Он желает, чтобы мы были верными управителями этого обиталища. «Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом…»« (2 Кор. 6:16).

Активно пропагандируйте принципы санитарной реформы, и пусть Сам Господь ведет тех, кто честен сердцем. Пропагандируйте принципы воздержания в самом привлекательном виде. Распространяйте книги, дающие наставления относительно здорового образа жизни.

Значение медицинско-миссионерской литературы

Люди отчаянно нуждаются в свете, распространяющемся через книги и журналы о здоровом образе жизни. И Бог желает использовать эти печатные издания в качестве посредников, через которые сведения о спасении будут привлекать внимание людей и побудят их прислушаться к предостережению вести третьего ангела. Наши медицинские журналы — это действенные средства миссионерской работы, предназначенные для выполнения особой миссии распространения просвещения, которое жители мира должны получить в достаточной мере в это время приготовления. Эти журналы обладают огромным влиянием в деле распространения принципов санитарной реформы, воздержания и изменения общества в лучшую сторону. Они приносят огромную пользу, представляя вопросы реформы должным образом и в истинном свете.

Трактаты по вопросам здоровья

Ревью энд Геральд, 4 ноября, 1875:

794. Необходимо предпринять более настойчивые усилия для просвещения людей в столь важном вопросе, как санитарная реформа. Небольшие брошюры объемом 4, 8, 12, 16 и более страниц, освещающие этот очень серьезный вопрос в хорошо написанных статьях, должны распространяться

[462]

подобно осенним листьям.

(Пациентов санаториев нужно просвещать, организуя для них беседы в холлах санатория, — § 426.)

(Пациентов санаториев необходимо научить правильно питаться, подавая на стол соответствующую пищу, — § 442, 443.)

(Пациентов санаториев необходимо наставлять относительно принципов воздержания — § 474.)

Будьте благоразумны, говоря об употреблении мяса

Письмо 102, 1896:

795. Здесь (в Австралии) есть организованное вегетарианское общество, правда, сравнительно немногочисленное. В целом здесь повсеместно мясо широко употребляется в пищу — всеми слоями населения. В этих местах оно является самым дешевым продуктом питания и всегда подается на стол даже в самых бедных семействах. Поэтому в вопросах употребления мяса необходимо проявлять большую рассудительность, не предпринимая никаких поспешных и необдуманных шагов. Мы должны учитывать положение людей и силу жизненных привычек и обычаев, выработанных на протяжении всей жизни; не следует навязывать окружающим наши мнения или представлять дело таким образом, что тот, кто употребляет главным образом мясо, является самым большим грешником.

Всем необходимо иметь знания по этому вопросу, но пусть они внедряются осторожно и благоразумно. Привычки, считавшиеся правильными на протяжении всей жизни не следует пытаться изменить резкими и поспешными мерами. Нам следует просвещать людей на наших лагерных собраниях и других массовых мероприятиях. Обучая людей принципам санитарной реформы, необходимо подкреплять это наглядными примерами. Пусть в наших диетических столовых и палатках на обед предлагают не мясо, а лишь фрукты, овощи и блюда из злаков. Мы на практике должны выполнять то, чему учим. Сидя за столом с теми, кто ест мясные блюда, мы не имеем права набрасываться с обличением на них; прежде всего мы сами должны отказаться от него, и когда нас спросят, почему мы поступаем так, следует доброжелательно и спокойно объяснить, почему мы обходимся без мяса.

Время, когда мы должны молчать

Письмо 76, 1895:

796. Я никогда не считала своей обязанностью утверждать, что никто не должен употреблять мясо ни при каких

[463]

обстоятельствах. Думать так, в то время как люди приучены употреблять мясо постоянно и помногу, было бы крайностью. Я никогда не считала своим долгом делать огульные утверждения по этому поводу. Все то, что я говорила, я говорила из чувства долга, но была осторожна в своих утверждениях, потому что не хотела дать кому-либо повода считать меня мерилом совести…

Я пережила в этой стране опыты, подобные тем, что я имела на новых полях в Америке. Я встречала такие семейства, жизненные обстоятельства которых не позволяли им иметь здоровую пищу. Неверующие соседи посылали им мясо недавно убитых животных, из которого они готовили суп и кормили свои многодетные семьи супом с хлебом. В этих обстоятельствах я не считала своим или чьим-то еще долгом разъяснять вред подобного питания. Я испытывала искреннее сочувствие к этим семьям, лишь недавно пришедшим к вере, которые были настолько угнетены своей бедностью, что не знали, когда будут есть в следующий раз. Моя обязанность состояла не в том, чтобы рассуждать с ними о здоровом питании. Есть время говорить и есть время молчать. В подобных ситуациях как раз предоставляется удобная возможность выразить слова ободрения и сочувствия, а не осуждать и упрекать. К тем, кто всю свою жизнь употребляет мясо и не видит в этом никакого вреда, нужно относиться весьма бережно.

СЦ 9, 163:

797. Выступая против обжорства и невоздержанности, мы должны понимать то состояние, в котором находится человеческий род. Бог предусмотрел различное питание для жителей различных стран мира. Все желающие быть соработниками Божьими должны тщательно вникнуть в конкретные обстоятельства, прежде чем определить, какие продукты следует употреблять, а какие не следует. Нам нужно всегда поддерживать тесную связь с людьми. Если принципы санитарной реформы будут представлены в своей крайней форме, то тем, кому условия жизни не позволяют принять ее и следовать ее принципам, это принесет больше вреда, чем пользы. Я как призванная провозглашать Евангелие бедным была наставлена передать им, чтобы они употребляли наиболее калорийную пищу. Я не могу сказать: «Вам нельзя есть яйца, молоко, сливки. Вы не должны использовать

[464]

сливочное масло при приготовлении пищи». Евангелие должно быть проповедано бедным, но еще не пришло время предписывать наиболее строгие ограничения в питании.

Неправильный метод работы

ХВБГ, 119, 120:

798. Не хватайтесь за отдельные правила и не делайте их критерием, подвергая критике тех, чей образ жизни не соответствует вашему мнению, но изучайте этот вопрос широко, глубоко, стараясь привести ваши собственные представления и образ действий в совершенную гармонию с принципами истинного христианского воздержания.

Многие пытаются исправить чужую жизнь, критикуя то, что, на их взгляд, является вредным. Они идут к тем, кто, по их мнению, заблуждается, указывают им на их недостатки, но при этом не стараются направить их внимание на истинные принципы. Такой образ действий часто не приносит желаемых результатов. И когда людям становится очевидным, что их пытаются перевоспитать, в них слишком часто пробуждается дух противоречия, и, значит, мы причиняем больше вреда, чем пользы. В таком образе действий кроется опасность также и для обличителя. Тот, кто берется поучать других, воспитывает в себе привычку смотреть на все критически, пытаясь найти в каждом недостатки, и вскоре такой человек полностью сосредоточится на выискивании ошибок у других людей. Не следите за окружающими, выискивая их недостатки и заблуждения, не критикуйте их. Воспитывайте у них хорошие привычки силой своего примера.

Всегда помните, что великой целью санитарной реформы является обеспечение самого, насколько это возможно, высокого развития души, ума и тела. Все законы природы, которые в то же время являются и законами Божьими, предназначены для нашего блага. Повиновение им сделает нас счастливыми в этой жизни и поможет приготовиться к вечности.

Есть лучшие способы ведения разговоров, нежели подчеркивание ошибок и слабостей других. Говорите о Боге и Его чудесных делах. Размышляйте над проявлениями Его любви и мудрости во всех Его творениях.

Учите своим примером

СЦ 6, 336:

799. Во взаимоотношениях с неверующими не позволяйте себе отклоняться от правильных принципов. Если вы

[465]

сидите у них за столом, будьте воздержанны и ешьте только ту пищу, которая не затуманит ваш разум. Остерегайтесь неумеренности. Вы не можете позволить, чтобы ваши телесные и умственные силы ослабели и вы оказались неспособны понимать духовное. Сохраняйте ваш ум в таком состоянии, чтобы Бог имел возможность запечатлеть в нем драгоценные истины Своего Слова… Не наблюдайте за другими с целью указать им на их ошибки и заблуждения. Учите людей своим личным примером. Пусть ваше самоотречение и ваша победа над чревоугодием будут живой иллюстрацией повиновения верным принципам. Пусть ваша жизнь свидетельствует об освящающем, облагораживающем влиянии истины.

Воздержание следует представлять в наиболее привлекательном виде

Письмо 135, 1902:

800. Господь желает, чтобы каждый служитель, каждый врач, каждый член Церкви остерегался навязывать резкие изменения в питании тем людям, которые вообще очень мало знакомы с нашей верой, потому что это будет означать преждевременное их испытание. В первую очередь придерживайтесь принципов санитарной реформы сами, а тех, кто имеет искреннее желание познать истину, предоставьте Богу. Они услышат и поверят. Господь не желает, чтобы Его вестники представляли прекрасные истины о здоровье таким образом, чтобы это вызывало в других людях предубеждение против этих истин. Пусть никто не нагромождает камни преткновения на пути тех, кто ходит во мраке незнания и невежества. Даже в восхвалении чего-то хорошего нелишне воздерживаться от чрезмерного энтузиазма, чтобы не оттолкнуть от здорового образа жизни тех, кто пришел послушать вас. Представьте принципы воздержания в наиболее привлекательном виде.

Не следует быть самонадеянным. Работники, вступающие на новые территории для создания новых церквей, не должны чинить себе же препятствия, пытаясь выдвигать на первый план вопрос о питании. Необходимо быть очень осторожными, чтобы не допустить перегибов. Не создавайте препятствий на пути этих людей. Не оказывайте на них давления, но ведите их, учите их. Проповедуйте Слово, как оно есть во Христе Иисусе… Миссионеры должны действовать решительно и настойчиво, помня, однако, что сразу всему научиться невозможно. Они должны настроить себя на то, чтобы терпеливо воспитывать людей.

Рукопись 1а, 1890:

801. Разве вы не помните, что каждый из нас будет

[466]

держать ответ за себя? Мы не делаем продукты питания критерием веры, а пытаемся дать знания уму и пробудить нравственную восприимчивость людей, чтобы они осознанно придерживались принципов санитарной реформы, как об этом говорит апостол Павел в Рим. 13:8-14; 1 Кор. 9:24- 27; 1 Тим. 3:8-12.

Всегда учитывайте условия и обстоятельства жизни людей

Письмо 363, 1907:

802. Однажды Сарра (Мак-Энтерфер) была приглашена в одну семью в местечке Дора-Крик, где все семейство страдало от недугов. Глава семьи принадлежал к знатному роду, но пристрастился к спиртным напиткам, из-за чего его жена и дети находились в огромной нужде. И когда все они заболели, в доме не оказалось ничего съестного. Мы принесли продуктов, но они отказались есть то, что мы им предлагали. Они привыкли к мясу. Мы сознавали, что нужно что-то сделать. Я сказала Сарре: «Принеси из моего дома цыплят и приготовь бульон». Таким образом, Сарра ухаживала за ними, пока они были больны, и кормила их бульоном. Вскоре они поправились.

Сейчас мы поступаем точно так же. Мы не сказали людям: «Вы не должны есть мясо». Хотя мы сами его не употребляем, мы все же решили, что во время болезни членам этой семьи будет полезно мясо, и давали то, что, на наш взгляд, им требовалось. Бывают ситуации, когда мы должны очень внимательно учитывать условия и обстоятельства жизни окружающих.

Глава этой семьи был умный человек. Когда его близкие поправились, мы открыли им Священное Писание, и в результате этот человек обратился и принял истину. Он выбросил свою трубку, оставил спиртное и с момента обращения до конца жизни больше никогда не пил и не курил. Вскоре, как только представилась возможность, мы пригласили его на нашу ферму, и он стал заниматься обработкой земли. Наши работники делали все возможное со своей стороны, ухаживая за этим мужчиной, но его организм, так долго подвергавшийся злоупотреблениям, не смог откликнуться на их старания. Когда мы проводили собрания в Ньюкасле, он умер. Но он умер как христианин и человек, соблюдающий заповеди Господа.

Противодействие крайним взглядам:
исторический очерк

СЦ 3, 18-21:

803. Когда мы возвратились из Канзаса осенью 1870 г.,

[467]

брат Б. находился дома в очень тяжелом состоянии, умирая от лихорадки… Его положение было критическим…

Тогда у нас не было времени для отдыха; в котором мы, однако, очень нуждались. Нужно было подготовить к печати журналы «Ревью», «Реформатор здоровья» и «Наставник молодежи» (редакторы этих журналов в то время болели)… Мой муж принялся за работу, и я помогала ему, сколько могла…

Журнал «Реформатор здоровья» умирал на глазах. Брат Б. навязывал читателям крайние взгляды доктора Тролла. Это оказало влияние на доктора, и он впервые выступил на страницах «Реформатора здоровья» с утверждениями более категоричными, чем он мог позволить себе в другом месте, запрещая употреблять молоко, сахар и соль. Конечно, решительный отказ от этих продуктов сам по себе, может быть, и правилен в какой-то мере, но еще не пришло время, чтобы всецело осуществлять это на практике. И те, кто все же выступает за полный отказ от молока, сливочного масла и сахара, не должны иметь их на своем столе. Брат Б., хотя и поддерживал в журнале позицию доктора Тролла, в повседневной жизни не следовал тому, чему сам учил, употребляя эти продукты каждый день.

Многие из членов нашей Церкви утратили интерес к «Реформатору здоровья», и издатели ежедневно получали письма с обескураживающей просьбой о прекращении подписки… Нам никак не удавалось нигде в западных штатах пробудить интерес к изданию, чтобы увеличить хоть сколько-нибудь число подписчиков этого журнала. Мы сознавали, что авторы нашего журнала отдалялись от людей, забыв о них. Если мы станем на такие позиции, которые не смогут принять сознательные христиане, являющиеся настоящими реформаторами, тогда как мы сможем помочь тем, кого мы в состоянии привлечь к плану спасения лишь пропагандой здорового образа жизни?

В движении за санитарную реформу необходимо проявлять терпение, благоразумие и постоянство

[468]

Мы не должны двигаться быстрее, чем могут поспевать идущие вместе с нами, чья совесть и разум убеждены в истинах, которые мы отстаиваем. Мы должны учитывать условия и обстоятельства жизни людей. Некоторые из нас на протяжении нескольких лет шли к тому, чтобы полностью осознать вопросы санитарной реформы. Осуществить изменения в питании — не быстрое дело. Речь идет о силе чревоугодия, потому что весь мир предался обжорству. Если мы хотим дать людям столько времени, сколько понадобилось нам, чтобы они могли, как и мы, глубоко осознать суть реформы и ее важность, тогда следует проявлять много терпения и позволить им продвигаться вперед шаг за шагом, так, как это было и с нами, пока наконец их ноги не утвердятся прочно на платформе принципов реформы. Но мы должны проявлять осторожность и не двигаться вперед слишком быстро, чтобы не пришлось возвращаться обратно. Для нас лучше не дойти одного шага до назначенной метки, нежели на шаг перейти через нее. А если и возможна какая-либо ошибка, то лучше, если мы будем снисходительными и дадим людям меньше знаний, нежели причиним им вред своими поспешными и необдуманными действиями.

Более всего нам не следует в своих статьях развивать такие представления, которые не были претворены на практике в наших собственных семействах, за нашими столами, потому что иначе все это будет обманом, своего рода лицемерием. В Мичигане можно чувствовать себя хорошо, не употребляя соли, сахара и молока, но на это труднее решиться живущим на Атлантическом или на Тихоокеанском побережье, где очень мало фруктов… Хотя мы знаем, что обильное употребление вышеперечисленных продуктов приносит несомненный вред и, на наш взгляд, во многих случаях было бы лучше для здоровья отказаться от них вообще.

Но в настоящее время нас беспокоит не это. Мы понимаем, что люди отстали, и единственное, что они могут воспринять и осуществить в своей жизни, — это избавиться от вредных привычек, от употребления возбуждающих наркотических веществ. Мы твердо и решительно выступаем против табакокурения, а также против употребления алкогольных напитков, чая, кофе, мяса, сливочного масла, различных специй, тортов и других кондитерских изделий, против употребления большого количества соли — словом, против употребления в пищу любых возбуждающих веществ.

Если в беседе с людьми, которые еще не просвещены в вопросах санитарной реформы, мы сразу представим наши самые категоричные взгляды, есть опасность, что они разочаруются, когда увидят, как многое им предстоит оставить,

[469]

и потеряют всякий интерес к попыткам изменить свой образ жизни. Мы должны вести народ терпеливо и постепенно, помня, из какой глубокой пропасти были извлечены мы сами.

Часть 3. Кулинарные школы

Работа первостепенной важности

СЦ 7, 55:

804. Где бы в наших больших городах ни совершалась медицинско-миссионерская работа, необходимо также проводить занятия, обучая навыкам приготовления здоровой и питательной пищи, и везде, где подобная деятельность развивается успешно, следует открывать диетические столовые, где будут наглядно демонстрироваться правильный выбор продуктов и способы приготовления пищи, которая приносит пользу здоровью.

СЦ9, 112:

805. Необходимо проводить практические кулинарные занятия. Следует научить людей готовить здоровые и питательные блюда. Важно демонстрировать необходимость отказа от нездоровых продуктов. Но нам никогда не следует выступать за скудное питание. Вполне возможно иметь здоровый калорийный стол и не употреблять при этом чая, кофе и мяса. Обучение людей методам приготовления блюд питательных и в то же время аппетитных является делом первостепенной важности.

СЦ 7, 126:

806. Некоторые люди, перешедшие на вегетарианское питание, вновь возвращаются к употреблению мясной пищи. Это в крайней степени безрассудно и говорит о недостатке знаний о том, какие продукты являются полноценными заменителями мяса.

В Америке, как и в других странах, необходимо обучать методам приготовления пищи под руководством мудрых наставников. Необходимо делать все, что в наших силах, дабы показать людям значение санитарной реформы.

СИ, 320, 321:

807. Санитарная реформа должна осуществляться постепенно. Ввиду того, что болезни среди животных все больше распространяются, употребление молока и яиц становится все более небезопасным. Следует постепенно заменять эти продукты другими — полезными и недорогими.

[470]

Повсюду нужно учить людей готовить пищу без молока и яиц, насколько это возможно, но чтобы она в то же время была здоровой и вкусной.

ХВБГ, 119:

808. Те, кто сможет воспользоваться всеми преимуществами проводимых со знанием дела занятий по приготовлению здоровой пищи, извлекут из этого огромную пользу как для себя лично, так и для обучения других.

В каждой общине, церковной школе и миссионерском поле

СИ, 149:

809. Необходимо, чтобы каждая местная церковь стала школой для подготовки миссионеров. Членов общины нужно учить, как проводить занятия по изучению Библии и уроки в субботней школе, как лучше всего помогать бедным и заботиться о больных и как работать среди необращенных. В общинах необходимо создать школы здоровья, где проводились бы занятия по приготовлению здоровой пищи, а также кружки и группы, где изучались бы различные направления христианской благотворительной деятельности. Следует практиковать не только теоретическое обучение, но и повседневную реальную работу под руководством опытных наставников.

Рукопись 79, 1900:

810. Каждая диетическая столовая должна стать школой для занятых в ней работников. В крупных городах эту деятельность можно развернуть в гораздо большем масштабе, чем в небольших поселках. Но где бы ни находились община и церковная школа, везде нужно учить готовить простую, здоровую и вкусную пищу, давая эти знания тем, кто желает жить согласно принципам санитарной реформы. И во всех наших миссионерских полях можно организовывать подобные занятия.

Приобретение умения правильно сочетать фрукты, злаки, семена, корнеплоды при приготовлении различных блюд является Божьим делом. Везде, где бы ни была создана община, необходимо научить ее членов смиренно ходить пред Господом. Пусть они стремятся просвещать людей через познание принципов санитарной реформы.

Все хорошо в свое время

СЦ 6, 44, 45:

811. Наши лагерные собрания должны в первую очередь посвящаться духовным вопросам… Деловые вопросы должны решать специально назначенные для этого люди. И, насколько это возможно, организационные вопросы нужно

[471]

обсуждать с членами Церкви в другое время, а не в период лагерных собраний. Литературный евангелизм, работа субботней школы, изучение трактатов и миссионерская деятельность — все эти вопросы должны решаться в местных общинах или на специальных собраниях. Это же относится и к обучению кулинарии. Несмотря на то, что подобные занятия хороши сами по себе и в свое время, их проведение не должно отнимать время на наших лагерных собраниях.

Средство преобразования

СЦ7, 113, 114:

812. Во многих местах необходимо открыть кулинарные школы. Начало этой работы может быть очень скромным, однако, когда квалифицированные повара будут прилагать со своей стороны максимум усилий для просвещения других, Господь ниспошлет им необходимое для этого мастерство и разумение. Слово Господа гласит: «Не препятствуйте таковым, ибо Я откроюсь им как их Наставник». Он Сам будет трудиться с теми, кто осуществляет Его планы, показывая людям, как можно изменить питание, готовя здоровую, недорогую пищу. Таким образом бедняки будут побуждены принять принципы санитарной реформы; и с нашей помощью они станут трудолюбивыми и уверенными в себе.

Мне было открыто, что способных мужчин и женщин Бог наставляет тому, как доступными методами готовить питательные и вкусные блюда. Многие из этих братьев и сестер были совсем молодыми, однако среди них встречались также и люди зрелого возраста. Мне было ведено побуждать членов нашей Церкви проводить занятия по обучению основам здоровой кулинарии везде, где только проводится медицинско-миссионерская работа. Необходимо сделать все возможное, чтобы побудить людей следовать принципам санитарной реформы. Пусть над ними как можно ярче сияет свет истины. Учите их всевозможным нововведениям, которые они только способны принять, относительно способов приготовления пищи; пусть они передают другим то, чему научились сами.

Не должны ли мы сделать все, что в наших силах, чтобы расширить эту работу во всех больших городах? Тысячи и тысячи людей, живущих рядом с нами, нуждаются в самой различной помощи. Пусть проповедники Евангелия всегда помнят о том, что Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы». «Вы — соль

[472]

земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» (Мф. 5:14, 13).

Обучение от дома к дому

Ревью энд Геральд, 6 июня, 1912:

813. Подступы к человеческой душе были закрыты страшным тираном по имени «предубеждение», и поэтому многие ничего не знают о принципах здорового образа жизни. Можно совершить благое дело, обучая людей тому, что значит правильно готовить здоровую пищу. Это направление деятельности очень важно, как и любая другая работа, которую можно совершать силами членов Церкви. Необходимо открыть больше школ и курсов по обучению методам приготовления здоровой пищи, а некоторым следует пойти из дома в дом, чтобы обучать таким навыкам. Очень многие будут спасены от физического, умственного и нравственного разложения благодаря влиянию санитарной реформы. Ее принципы сами скажут о себе тем, кто стремится к свету, и люди, принимающие эти принципы, в конце концов примут и всю истину для настоящего времени.

Бог желает, чтобы Его народ получал, для того чтобы раздавать. Как непредвзятые, бескорыстные свидетели люди призваны давать другим то, что Бог послал им. И когда вы приступаете к этой работе и всеми имеющимися в вашем распоряжении средствами стремитесь достичь сердец людей, убедитесь в том, что вы не создаете предрассудки и предубеждения у людей, а рассеиваете их. Сделайте жизнь Христа постоянной темой вашего изучения и трудитесь так, как трудился Он, во всем следуя Его примеру.

Проповедуйте санитарную реформу на пикниках и специально организованных обедах

Письмо 166, 1903:

814. Когда мы впервые получили наставления о здоровье, то, устраивая различные мероприятия в праздничные дни, мы брали с собой на природу кухонные плитки и прямо там пекли пресный хлеб, булочки и пресные сдобные хлебцы. И думаю, что мы старались не зря, хотя, конечно, тогда мы готовили не такую здоровую и полезную пищу, какую готовим сейчас. Тогда мы только начинали учиться тому, как жить без мяса.

Иногда мы готовили обед для гостей и проявляли особую заботу о том, чтобы все приготовленное угощение было

[473]

вкусным и привлекательным. Во время сбора фруктов и ягод мы ставили на стол свежесобранную голубику, малину и клубнику. Мы делали наш стол своего рода наглядным пособием, демонстрируя всем присутствующим, что наше питание, несмотря на полное его соответствие принципам санитарной реформы, далеко не скудное.

Иногда на таких обедах мы выступали с краткой лекцией о воздержании, и таким путем люди знакомились с основами нашего образа жизни. Насколько нам известно, всем нравилось, что мы им говорили. У нас всегда было что сказать о необходимости обеспечить себя здоровой пищей, готовить ее просто, но в то же время настолько вкусно и аппетитно, чтобы все были довольны ею.

Мир полон искушений для потворства желудку, но серьезные слова предостережения, сказанные вовремя, произвели чудесные перемены и в семействах, и в жизни отдельных людей.

Возможности и опасности, таящиеся в работе наших столовых и ресторанов

Рукопись 27, 1906:

815. Мне было открыто, что в больших городах появятся благоприятные возможности для проведения работы, подобной той, которую мы проводили на общегородской ярмарке в Батл-Крике. В связи с этим наставлением в некоторых городах были созданы диетические столовые. Но существует серьезная опасность, что некоторые работники наших учреждений питания настолько проникнутся коммерческим духом, что не будут делиться с людьми познаниями, в которых те так остро нуждаются. Наши столовые предоставляют нам широкие возможности для общения с окружающими, но если мы позволим, чтобы нашими умами владела лишь мысль о финансовой выгоде, то не сможем исполнить намерение Божье. Бог желает, чтобы мы не упускали ни одной возможности представить людям те истины, которые могут спасти всех от вечной смерти.

Я попыталась выяснить, сколько душ приняло истину в результате деятельности диетической столовой в городе… Возможно, некоторые и были приобретены для Господа, но можно было обратить гораздо больше людей, если бы там приложили побольше усилий к тому, чтобы трудиться согласно воле Божьей, и разрешили свету воссиять на пути других.

Мне хочется сказать всем, связанным с этим

[474]

учреждением: продолжайте работать, но не так, как вы работали до сих пор. Стремитесь сделать вашу столовую местом распространения света истины, потому что только с этой целью и были созданы наши диетические столовые и рестораны…

Сотрудникам диетической столовой и членам нашей общины этого города необходимо решительно идти по пути истины. Каждому дан дар разума. Получили ли вы силу, чтобы восторжествовать с Богом? «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими».

От воспитателей требуется такт и благоразумие

СЦ 9,161:

816. Нужно приложить намного большие старания, чтобы обучить людей принципам санитарной реформы. Следует организовать школы по обучению методам и способам приготовления здоровой пищи и учить этому искусству, переходя из одного дома в другой. Как молодые, так и люди преклонного возраста должны научиться готовить как можно проще. Во всех местах, где проповедуется истина, надо учить окружающих готовить несложные, но вместе с тем вкусные и аппетитные блюда. Нужно показать, что для калорийного питания вовсе не требуется мясо…

Много такта и благоразумия нужно проявить, чтобы перейти к таким способам приготовления пищи, которая в полной мере заменила бы то, что в прошлом составляло рацион тех, кто теперь учится жить согласно принципам санитарной реформы. Для этого потребуется вера в Бога, серьезность намерения и желание помогать друг другу. Блюда, в которых отсутствуют необходимые питательные вещества, навлекают поношение на дело санитарной реформы. Мы — смертные люди, и поэтому должны питаться тем, что обеспечит организм необходимыми веществами.

Необходимо во всех наших учебных заведениях проводить уроки кулинарии.

СРУ, 312, 313:

817. Необходимо, чтобы во всех наших учебных заведениях трудились люди, которые могут научить других правильно готовить пищу. Следует посвящать уроки этому вопросу.

[475]

Те, кто обучается для служения, теряют очень много, если не получают знаний о том, как готовить здоровые и вместе с тем вкусные блюда.

Приготовление пищи — занятие немаловажное. Умелое приготовление пищи является одним из самых значимых видов искусства. К нему следует относиться как к одному из наиболее ценных из всех искусств, потому что приготовление пищи теснейшим образом связано с жизнью. И телесные, и умственные силы в большой степени зависят от пищи, которую мы употребляем; поэтому тот, кто готовит пищу, занимает очень высокое и почетное место в нашей жизни.

Как юношам, так и девушкам необходимо учиться готовить пищу экономно и обходиться при этом без мяса; ни в коем случае не поощряйте приготовление блюд, в которых хоть сколько-нибудь используется мясо, потому что это ведет во мрак и невежество Египта, а не к чистоте санитарной реформы.

В особенности женщинам необходимо приобретать поварские умения. Что может быть важнее в воспитании девушки, чем это? Каковы бы ни были жизненные обстоятельства, эти практические знания будут нужны всегда. Навыки подобного рода во многом обусловливают здоровье и счастье. В хорошо испеченной буханке хлеба заключается практическая религия.

СЦ 6,182:

818. В наши учебные заведения приходит много молодых людей, которые стремятся получить специальность в сфере производства. Необходимо, чтобы обучение профессии включало в себя также обучение бухгалтерии, плотницкому делу и всему, что необходимо для занятий сельским хозяйством. Нужно создавать возможности для обучения специальностям маляра, сапожника, кузнеца, кулинара, пекаря, а также для приобретения навыков стирки белья, ремонта одежды, машинописи и печатного дела. Все имеющиеся в нашем распоряжении возможности нужно направить на то, чтобы обучить юношей и девушек различным практическим навыкам, чтобы они выходили из стен наших учебных заведений подготовленными для исполнения повседневных обязанностей в практической жизни.

Рукопись 95, 1901:

819. Необходимо, чтобы наши санатории и учебные заведения взаимодействовали с кулинарными школами, в которых обучают правильным методам приготовления пищи. Во всех наших кулинарных школах и учебных заведениях должны быть специалисты по поварскому делу, способные передать свои навыки как мужчинам, так и женщинам. В особенности необходимо научиться готовить женщинам.

СЦ7, 113:

820. Студентов наших учебных заведений необходимо

[476]

обучать поварскому делу. В этой сфере воспитания нужны такт и умение. Всякими неправедными обольщеньями сатана пытается увести нашу молодежь на стези искушения, ведущие к гибели. Мы должны поддержать наше юношество и помочь ему научиться противостоять соблазну чревоугодия, подстерегающему на каждом шагу. Обучить их принципам здорового образа жизни — это значит совершить большую миссионерскую работу для Господа. Вос, 218:

821. Обучение полезному труду заслуживает гораздо большего внимания, чем принято считать. Обучение в школе предполагает не только формирование у детей знаний и высокой нравственной культуры, но и физическое развитие, в том числе обучение специальностям. Подростки должны получить навыки работы в сельском хозяйстве или обучиться какому-нибудь ремеслу, охватывая, насколько возможно, самые распространенные профессии. Кроме того, они должны быть знакомы с основами домашней экономики, иметь элементарные навыки по приготовлению пищи и шитью, по уходу за больными и детьми.

Практическая подготовка к выполнению повседневных обязанностей

Воc., 216:

822. Многие теоретически изучаемые предметы, поглощающие много времени, впоследствии не находят практического применения. Поэтому каждому юноше намного важнее поближе познакомиться с мужскими повседневными обязанностями, а девушке жизненно необходимо научиться хорошо готовить пищу, моделировать или перешивать одежду, умело выполнять многочисленные домашние обязанности. Если придется, молодая женщина сможет обойтись без знания иностранного языка и алгебры или даже умения играть на пианино. Но без жизненно важных практических навыков она как хозяйка, как жена, как мать обойтись не может.

Для здоровья и счастья семьи нет ничего более жизненно важного, чем умение готовить вкусную и полезную пищу. Плохо приготовленная, невкусная пища вредит здоровью взрослого и замедляет развитие ребенка. И напротив, вкусная и привлекательная пища, соответствующая потребностям организма, способствует его правильному

[477]

функционированию и отличному самочувствию. Итак, житейское счастье во многом обусловлено нашей верностью в исполнении своих повседневных обязанностей.

Так как домашнее хозяйство ведут и мужчины, и женщины, то и мальчикам, и девочкам также надо учиться выполнять домашние обязанности. Заправить свою постель, навести порядок в комнате, помыть посуду, приготовить пищу, постирать и починить одежду — эти занятия не делают мальчика менее мужественным, наоборот, это делает его счастливее и увереннее.

(Каждая женщина должна уметь готовить — § 385.) (Важное и почетное положение повара — § 371.) (Необходимо демонстрировать методы приготовления здоровой пищи на наших лагерных собраниях — § 763, 764.)

(Людей следует учить готовить пищу из местных продуктов — § 376, 407.)

[478]

478

[479]

479

[480]

480

[481]