Глава 5 Великое разочарование

С трепетным ожиданием мы приближались к указанному В. Миллером времени второго пришествия Спасителя. В торжественной серьёзности мы старались очистить нашу жизнь, чтобы быть готовыми встретить Господа. Собрания проходили по домах в различных частях города. Обращенные верующие весьма успешно работали со своими друзьями и знакомыми и приводили многих ко Христу.

Несмотря на сопротивление со стороны проповедников других церквей, собрания проходили так же успешно каждый вечер в зале Бетховена в Портлэнде. Зал был переполнен, особенно по воскресеньям. Люди различных званий и сословий стекались на эти собрания. Они сами хотели услышать это учение о втором пришествии Иисуса Христа. Многие не находили места, где бы стать, и в разочаровании уходили. Подобно морской волне, это движение перекатилось по всей стране. Из города в город, и из селения в селение, даже до самых отдалённых уголков страны донеслась весть о грядущем Спасителе. Принявшие эту весть торжествовали и бодрствовали, ожидая прихода Спасителя. Время встречи с Ним было близко. За несколько недель до указанного времени большинство из нас прекратили всякие мирские дела. Мы тщательно проверяли каждую мысль и побуждение своего сердца так, как будто мы были на смертном одре, и через несколько часов нам придётся сомкнуть глаза. Никто не готовил специальных «одежд для вознесения». Мы чувствовали необходимость внутреннего подтверждения, что мы готовы встретиться со Спасителем, и нашими белыми одеждами была чистота души и характера, омытых от греха искупительной кровью Спасителя.

Если бы народ Божий и сейчас имел тот же дух, испытывающий сердце, и ту же серьёзную и глубокую веру; если бы они продолжали так же смиряться перед Богом, вознося свои мольбы к престолу благодати, то они приобрели бы более ценные опыты, чем они имеют сейчас. Люди слишком мало молятся, они слишком мало сознают свои грехи и недостаток живой веры. Многие лишаются милости так щедро предлагаемой нашим Спасителем.

Бог подверг Свой народ испытанию. Он не сразу открыл ошибку в исчислении пророческих периодов. Эту ошибку не обнаружили даже выдающиеся богословы, которые не разделяли взглядов Миллера и его последователей.

Время ожидания прошло, а Христос не явился, чтобы освободить Свой народ. Ожидавшие своего Спасителя испытали горькое разочарование. Однако, Бог допустил это с определённой целью. Он испытал сердца тех, которые говорили, что ожидают Его явления. Оказалось, что между ними было много таких, которые не имели никакого высшего побуждения, а только страх. Их вера не исправила сердце и не улучшила жизнь. Когда ожидаемое событие не произошло, эти люди заявили, что они ничуть не разочаровались, так как никогда не верили, что Христос придёт. Они первые, смеялись над скорбью истинно верующих.

Мир наблюдал за этим движением и, видя, что Христос не пришёл, решил, что вся система адвентизма несостоятельна. После долгой борьбы многие отреклись от веры. Другие оставались твёрдыми. Правда, ожидаемое событие не совершилось, но даже это не могло поколебать их веру в Божье Слово. Когда пророк Иона проповедовал на улицах Ниневии о разрушении города через сорок дней. Господь принял смирение жителей Ниневии и продлил время благодати для них. Однако, весть пророка Ионы была послана Богом, и Ниневия подверглась испытанию согласно Его воле. Адвентисты верили, что Господь вёл их подобным же образом, чтобы дать предостережение о суде.

Бог не оставил Своего народа. Его Дух пребывал с теми, которые не отвергли полученного света и не обвиняли адвентистское движение. В этот критический момент они утешались словами ободрения: «Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное; ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий придёт и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души». Евр. 10:35-39.

В своё время ученики Христа также пережили великое разочарование при первом пришествии Христа. Когда Иисус торжественно въехал в Иерусалим, Его последователи думали, что Он воссядет на престоле Давида и освободит Израиль от притеснителей. Полные гордых надежд и радостных ожиданий, они старались один перед другим оказывать почести своему Царю. Прошло всего несколько дней, и они стали свидетелями мучительной смерти Спасителя. Их, ожидания и надежды не исполнились. Только после того, как их Господь с торжеством вышел из гроба, они поняли, что по пророчеству «Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мёртвых». Деян. 17:3.

В чём была ошибка Миллера?

В. Миллер и его единоверцы полагали, что очищение святилища по окончании 2300 дней, или лет, как о том написано в книге пророка Даниила 8:14, означает очищение нашей земли посредством огня. Земля будет очищена после второго пришествия Христа, которое, как они ожидали, должно было произойти в 1844 году, потому, что в это время оканчивался этот самый длинный пророческий период 2300 лет. Однако, после разочарования искренно верующие принялись за более тщательное исследование Св. Писаний с молитвой и со всей серьезностью; и наконец, после времени недоумения, свет излился в полной мере. Тогда их сомнения и неуверенность рассеялись.

Теперь стало ясно, что пророчество Дан. 8:14 указывает на заключительную работу небесного Первосвященника Иисуса Христа в небесном святилище. Было также обращено внимание на тексты, ясно говорящие о существовании небесного святилища, как об этом написано в послании к Евреям и в Откровении: «Главное же в том, о чём говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек». «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его…» «И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на Небе». « Да и всё почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. Итак, образы небесного должны были очищаться сими, само же небесное лучшими сих жертвами». «Ибо Христос вошёл не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие». Евр. 8:1-2; 9:22-24; Откр. 11:19;

15:5.

Служение израильского священника на протяжении целого года в первом отделении святилища было символом того служения, которое Христос начал после Своего вознесения. Когда же окончился великий пророческий период 2300 лет в 1844 году, согласно Дан. 8:15, наш великий Первосвященник вошёл во святое святых, чтобы совершать последнюю часть Своего торжественного служения — очищение святилища.

Как грехи народа в древности прообразно вносилось в земное святилище посредством крови животных, так в Новом завете наши грехи вносятся в небесное святилище посредством крови Христа. И как в прообразном служении очищение земного святилища совершалось через удаление грехов, оскверняющих его, так и действительное очищение небесного святилища должно произойти через удаление наших грехов, внесённых туда. Следовательно, пророчество Даниила указывало на очищение небесного, а не земного святилища.