Глава 9. Ум — это цитадель

См. главу 35 «Влияние восприятия».

Главная часть тела. — Каждый орган тела подчинен мозгу. Мозг является центром тела (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 136 [1872]).Разум контролирует всего человека. Все наши дела — и хорошие, и плохие берут свое начало в разуме. Разум поклоняется Богу и связывает нас с небесными существами. Однако многие проводят всю жизнь, не заботясь о ларце, в котором содержится это драгоценное сокровище (Особые свидетельства относительно воспитания, с. 33, 11 мая 1896 г.; Принципы христианского воспитания, с. 426).

Мозг контролирует тело. — Сегодня есть много инвалидов, которые навсегда останутся в столь жалком состоянии только потому, что их невозможно убедить в ненадежности их опыта. Мозг — это главнейшая часть всего нашего организма, источник всех нервных импульсов и интеллектуальной деятельности. Нервные импульсы, исходящие из мозга, управляют всем телом. От нервных клеток мозга ко всем прочим нервным клеткам организма, как по телеграфным проводам, расходятся сигналы, образы и впечатления, контролирующие жизненно важные функции всех органов. Наш двигательный аппарат также управляется сигналами, которые он получает от мозга (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 69 [1872]).

Нервные клетки мозга, тесно связанные со всем организмом, — это единственная среда, посредством которой Небо может общаться с человеком и влиять на его внутреннюю жизнь (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 347 [1870]).

Сатана наносит удар по способностям восприятия. — Сатана подходит к человеку со своим искушением как ангел света; точно так же, как когда-то подходил ко Христу. Он старается сделать человека физически и нравственно слабым существом, легко поддающимся его искушениям, чтобы в конечном итоге одержать над ним победу и радоваться его гибели. Он преуспевает, искушая человека угождать своему аппетиту, невзирая на печальные последствия для его здоровья. Он хорошо знает, что человек не может выполнить своего долга ни перед Богом, ни перед ближним, если он наносит ущерб своим способностям, которыми он наделен свыше. Всем нашим телом управляет мозг. Если вследствие невоздержания наше восприятие притупляется, мы становимся неспособными воспринимать то, что относится к вечности (Ревью энд Геральд, 8 сентября 1874 г.; Вести для молодежи, с. 236).

Привычка это деспот. — От силы разума во многом зависит наша полезная деятельность в этом мире и наше спасение. Преобладающее повсюду незнание людьми законов Божьих, касающихся физической природы человека, достойно сожаления. Всякого рода невоздержание есть нарушение законов нашего естества. Умственное отупение становится все более частым явлением и вызывает тревогу. Грех становится привлекательным, когда сатане удается заслонить свет. Он очень радуется тому, что может держать весь христианский мир, подобно язычникам, в рабстве вредных привычек и безудержного аппетита (Ревью энд Геральд, 8 сентября, 1874 г.; Вести для молодежи, с. 237).

Охраняя цитадель. — Все должны ощущать необходимость сохранять в безопасности нравственное естество посредством постоянного бодрствования. Подобно верным стражам люди должны оберегать цитадель души, всегда ощущая, что они не могут ослабить свою бдительность ни на мгновение (Особые свидетельства для врачей и помощников, с. 65, 1879 г.; Наше высшее призвание, с. 411).

Разум, правильно обученный, не колеблется. В повседневных испытаниях нам надо выработать навык ставить долг и принципы выше чувственных наклонностей и удовольствий. Люди, закалившие себя в повседневных испытаниях, не колеблются между правдой и неправдой, подобно тому как тростник колеблется на ветру; но как только перед ними встают неотложные вопросы, они сразу же распознают, что это дело принципа, и, не рассуждая слишком долго, внутренним чутьем выбирают правду. Они хранят верность, потому что выработали у себя навыки верности и послушания истине (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 22 [1872]).

Неохраняемая цитадель. — Мы изменяемся взирая. Хотя человек создан по образу своего Создателя, он может приучить себя к таким размышлениям, что грех, который он когда-то ненавидел, станет ему приятен. Если он прекращает бодрствовать и молиться, значит, перестает охранять цитадель своего сердца и совершает грех и преступление. Ум развращается, и его невозможно облагородить, если человек сознательно отдает свои нравственные и умственные способности во власть грубым и низменным страстям. Необходимо вести постоянную войну с плотскими помышлениями, и Господь даст нам в помощь облагораживающее влияние благодати Божьей, которая будет влечь мысли к горнему, и приучать разум размышлять на чистые и святые темы (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 479 [1870]).

Откуда исходят источники жизни и смерти. — «О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:2). Сердце — это цитадель человека. Из него исходят источники жизни или смерти. Если сердце не очистилось, такой человек не может участвовать в общении святых. Разве Испытующий сердца не знает тех, кто блуждает во грехе, не заботясь о своей душе? Разве в жизни каждого человека нет свидетеля самых тайных дел?

Я была вынуждена выслушивать слова, которые иные мужчины говорят женщинам и девушкам, — льстивые слова, обольщающие и очаровывающие. Сатана использует их, чтобы губить души. Кто-то таким образом становится его приспешником, а если это так, то вам придется ответить за все это на суде. Ангел сказал о таких людях: «Они так и не отдали Богу свои сердца. Христа нет в них, равно как и истины. Ее место занято грехом, обманом и ложью. Они не верят в Слово Божье и не живут по нему» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 536, 537 [1889]).

Беззаботность, потворство своим желаниям и чувство безопасности — предатели в стенах крепости. — Именно тогда, когда израильтяне находились в состоянии кажущейся безопасности и покоя, они согрешили. Они забыли о Боге, пренебрегли молитвами и потакали духу самонадеянности. Праздность и потворство своим желаниям оставили крепость их души без зашиты, и порочным мыслям нашлась лазейка. Обнаружились предатели, которые переступили через принципы и отдали Израиль в руки сатаны.

Так и ныне сатана стремится привести душу к погибели. Прежде чем христианин совершит открытый грех, в сердце долго, скрыто от всех, протекает подготовительный процесс. Никогда в сознании человека не происходит мгновенного перехода от чистоты, святости к развращенности, нечестию и преступлению. Для того чтобы существо, сотворенное по образу Божьему, полностью деградировало до скотского или сатанинского состояния, требуется время. Мы меняемся, созерцая. Потворствуя нечестивым мыслям, человек может так воспитать свой ум, что грех, который однажды вызвал отвращение, становится приятным (Патриархи и пророки, с. 459 [1890]).

Табак притупляет чувства. — Табак, в какой бы форме он ни употреблялся, оказывает влияние на организм. Это медленный яд. Он воздействует на мозг и притупляет чувства, так что разум не в состоянии воспринимать духовные истины, особенно те, которые направлены на то, чтобы исправить эту отвратительную привычку.

Те, кто использует табак в любом виде, не чисты перед Богом. Будучи рабами такой мерзкой привычки, они не могут прославлять Бога в своих телах и душах, которые суть Божьи. И пока они используют этот медленный и несомненный яд, который губит их здоровье и снижает умственные способности, Бог не может их одобрить. Он может проявлять к ним Свою милость до тех пор, пока они практикуют эту пагубную привычку и не знают, какой вред она наносит им, но когда это дело открывается им в истинном свете, они становятся виновными перед Богом, если продолжают потакать этому грубому влечению (Духовные дары, т. 4, ч. 1, с. 126 [1864]).

Рабы алкоголя и наркотиков. — Сатана стремится всюду увлечь молодежь на путь погибели. И если однажды ему удается поставить их ноги на этот путь, он подгоняет их по наклонной плоскости, увлекая от одного развлечения к другому, пока у его жертв не притупляется совесть, и они теряют страх Божий. Они становятся все менее воздержанными. У них появляется наклонность к алкогольным напиткам, табаку, опиуму, и они опускаются с одной стадии разложения на другую. Они становятся рабами аппетита и начинают презирать наставления, которые некогда уважали. Они произносят надутое пустословие и хвалятся свободою, будучи сами рабами тления. Они считают свободой свое рабство эгоизму, извращенному аппетиту, вседозволенности (Знамения времени, 22 июня 1891 г.; Воздержание, с. 274).

Сатанинское оружие. — Потакание плотским похотям ведет войну против души. Апостол обращается к христианам самым впечатляющим образом: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1). Если тело пропитано алкоголем и осквернено табаком, оно не свято и не угодно Богу. Сатана знает об этом и потому искушает людей невоздержанием, чтобы повергнуть их в рабство этому пристрастию и погубить их (Ревью энд Геральд, 8 сентября 1874 г.).

Страсти и аппетит могут быть решающим фактором. — Если образованные мужчины и женщины притупили свои нравственные силы каким-либо невоздержанием, то они во многих своих привычках лишь немного отличаются от язычников. Сатана постоянно уводит людей от спасительного света и направляет их взоры к обычаям и моде. При этом он побуждает их не задумываться о своем физическом, умственном и нравственном здоровье. Враг знает, что если человеком управляет аппетит и различные страсти, то здоровье его тела и силы ума приносятся в жертву самоугождению, и он быстро движется к своей погибели. Если же человеком управляет просвещенный разум, подчиняющий животные инстинкты высшей нравственной силе, тогда сатана хорошо знает, что его шансы на победу с помощью искушения весьма невелики (Ревью энд Геральд, 8 сентября 1874 г.; Вести для молодежи, с. 237).

Что могло бы быть. — Если бы родители прежних поколений подчинили телесное духовному, если бы они не отдали свой разум на потеху порочным страстям, то на земле в этом веке жили бы совсем другие люди (Здоровье, или как жить, с. 38 [1865]; Избранные вести, т. 2, с. 431, 432).

Кто будет управлять: тело или разум. — Каждому ученику необходимо осознать взаимосвязь между простой, неприхотливой жизнью и возвышенными мыслями. Каждый решает сам: будем ли он в своей жизни руководствоваться разумом или плотскими наклонностями. Каждому молодому человеку предстоит сделать выбор, который и определит его жизнь; и нужно приложить все усилия, чтобы он мог понять, с какими силами он сталкивается в этом мире и под каким влиянием складывается его характер, а в итоге — судьба (Воспитание, с, 202 [1903]).

Научите людей. — Покажите людям, что им необходимо сопротивляться потворству аппетиту, которым искушает их сатана. Именно здесь многие терпят поражение. Объясните, в какой тесной связи находится их ум и тело, и покажите необходимость сохранить то и другое в наилучшем состоянии (Циркулярное письмо врачам и евангелистам, 1910; Советы по здоровому образу жизни, с. 543).