Глава 19. Родительское влияние

Контролируемые Божественными принципами. На родителях покоится самая торжественная обязанность воспитывать своих детей в страхе Божьем и Его любви. В семье должны соблюдаться самые чистые нормы нравственного поведения. Необходимо учить строжайшему повиновению библейским требованиям. Ум и сердце должны находиться под контролем Слова Божьего, чтобы семейная жизнь могла демонстрировать силу благодати Божьей. Посредством послушания Божественным принципам и предписаниям все члены семьи должны стать, как «искусно изваянные столпы в чертогах» (Пс. 143:12) (Ревью энд Геральд, 10 ноября 1904 г.).

Родителям нужно понимать детей. — Родителям не следует забывать свои детские годы, того, как они стремились тогда к сочувствию и любви и какими несчастными себя ощущали, когда их бранили и разговаривали с ними раздраженно. Им надо снова помолодеть душой и постараться понять нужды и потребности детей. Однако родителям следует не только с любовью, но и с достаточной твердостью требовать от своих детей послушания. Слово родительское должно безоговорочно исполняться (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 388 [1863]).

Бог предназначил путь. — Ангелы Божьи с глубочайшим интересом наблюдают за детьми, чтобы видеть, какой характер в них развивается. Если бы Христос обращался с нами так, как мы часто обращаемся друг с другом и со своими детьми, то мы давно бы уже преткнулись и пали, полностью разочарованные. Я видела, что Иисус знает наш немощи и Сам был искушен во всем, кроме греха. Поэтому Он ведет нас таким путем, который соответствует нашим силам и способностям. Подобно Иакову, Он идет медленно, тем же шагом, что и Его дети, чтобы мы утешались Его присутствием и чтобы Он был нашим вечным Проводником. Он не презирает и не бросает Своих овец, но заботится об их нуждах. Он не велит нам бежать вперед, забывая о своих детях. Он не спешит, чтобы не оставить нас с нашими детьми позади Себя. О нет, но Он уравнивает стезю жизни для детей Своих. И от родителей требуется, чтобы они во имя Его вели детей по узкому пути. Бог назначает нам путь, соответствующий силам и способностям детей (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 388, 389(1863]).

Нужно бороться с раздражительностью. — Родители, когда вы чувствуете, что раздражены, вам не следует совершать тяжкий грех и отравлять всю семью этой опасной раздражительностью. В такие моменты бодрствуйте над собой вдвойне и решитесь в своем сердце никого не оскорблять устами своими, но произносить только приятные, ободряющие слова. Скажите себе: «Я не омрачу счастье своих детей резким словом». Управляя собой таким образом, вы укрепитесь духом. Вы перестанете нервничать и утвердитесь в принципах правды. Сознание добросовестно исполняемого долга начнет подкреплять вас. Ангелы Божьи будут радостно улыбаться и помогать вам, видя ваши усилия.

Когда вы проявляете нетерпение, то часто думаете, что причина этого кроется в ваших детях, и совершенно незаслуженно обвиняете их. Когда вы в хорошем настроении, дети выполняют то же самое ваше задание, но вы воспринимаете это совершенно нормально. Дети все замечают и чувствуют, когда вы непоследовательны и непостоянны в своих оценках, и сами начинают вести себя по-разному. Иногда они готовы благосклонно отнестись к вашему меняющемуся настроению, но порой становятся нервными и раздражительными и не переносят упреков…

Некоторые родители отличаются нервозностью, и когда они приходят усталые с работы или бывают обременены заботами, то теряют спокойствие и выдержку, начинают раздражаться и ворчать на тех, кто является для них самыми дорогими на этой земле. Такое поведение вызывает неудовольствие Бога и омрачает взаимоотношения в семье. Детей в их бедах и несчастьях надо успокаивать с нежным состраданием. Взаимная доброта и снисхождение сделают ваш дом раем и привлекут в семейный круг святых ангелов (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 386, 387 [1863]).

Парализованный ум родителей. — Нам кое-что известно о методах сатаны и о том, как успешно он их применяет. Мне было показано, что лукавый парализует разум родителей. Они с трудом верят, что их родные дети могут грешить и творить неправду. Некоторые из этих детей на словах исповедуют христианство, что еще в большей мере усыпляет родителей. Они продолжают дремать, не чувствуя опасности, а тем временем их дети растлевают свои умы и тела.

Некоторые родители даже не требуют, чтобы дети сидели рядом с ними в доме Божьем. Молоденькие девушки приходят на собрание вместе с родителями, и какое-то время сидят на своих местах рядом с ними, но потом уходят на задние ряды. Они придумывают разные предлоги, чтобы выйти из молитвенного дома. Юноши понимают их маневр и выходят или раньше, или после них, а когда собрание заканчивается, они провожают девушек домой. Родителям же нет до этого никакого дела. Потом молодые придумывают предлог, чтобы пойти прогуляться; мальчики и девочки собираются где-нибудь на задворках или в другом уединенном месте и там играют и регулярно проводят время. Никто из тех, кто имеет жизненный опыт, не наблюдает за ними, чтобы предостеречь от грозящей им опасности (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 481, 482 [1870]).

Пища и родительское влияние. — Если бы родители жили по законам здоровья, довольствуясь простой пищей, они бы сэкономили много денег. Отцу не пришлось бы трудиться сверх сил ради удовлетворения потребностей своей семьи. Простые, питательные блюда не возбуждали бы нервную систему и животные страсти, которые делают детей капризными и раздражительными. Если бы ребенок ел только простую пищу, его голова была бы ясной, нервы — крепкими, желудок — здоровым, а кровь — чистой. У него был бы хороший аппетит, и нынешнее поколение не подвергалось бы опасности вырождения. Но даже теперь, когда упущено много времени, можно кое-что сделать для улучшения нашего здоровья. И, прежде всего во всем необходимо воздержание. Спокойный и разумный отец не будет жаловаться, обнаружив на столе простые блюда. Здоровый образ жизни не только улучшит материальное и моральное состояние семьи, но и позволит матери находить время для общения с детьми. Главной заботой родителей станет воспитание детей, они будут думать, как наилучшим образом построить воспитательный процесс и вырастить детей приспособленными к жизни, полезными членами общества. Они будут рады видеть своих детей опрятными, просто, но удобно одетыми. Они будут искренне трудиться над тем, чтобы их дети отличались внутренней красотой, чтобы их украшением стал кроткий и спокойный дух, ибо это самое драгоценное в очах Божьих (Здоровье, или как жить, с. 45 [1865]; Избранные вести, т. 2, с. 437, 438).

Отец — связующее звено семьи. — Отец-христианин — связующее звено семьи, соединяющее ее с Божьим престолом. Его интерес к семье никогда не должен ослабевать. Отец, в семье которого растут мальчики, никогда не должен оставлять эти беспокойные создания полностью на попечение матери. Это слишком тяжелое бремя для нее. Он должен стать их собеседником и другом. Он должен прилагать усилия, чтобы сохранить их от плохих товарищей. Для матери бывает тяжело сдерживать себя. Если муж видит, что слабость его жены угрожает безопасности детей, он должен взять на себя значительную часть бремени, делая все, что в его силах, чтобы вести своих мальчиков к Богу (Ревью энд Геральд, 8 июля 1902 г.).

Матери не должны стремиться к мирским удовольствиям. — Матери, которым предстоит развивать юные умы и формировать характер своих детей, не должны стремиться к мирским удовольствиям, находя в них жизнерадостность и счастье. У них есть важное дело всей жизни, и они, а также их домашние, не имеют абсолютно никакого права тратить время на бесполезные вещи. Время — один из драгоценных талантов, который доверил нам Бог и за который Он потребует отчета. Пустое времяпровождение — это разбазаривание своего интеллекта. Умственные способности хорошо совершенствуются, и долг матерей — всесторонне развивать своих детей и хранить их сердца в чистоте. Им надо использовать все доступные средства для собственного умственного и нравственного роста, чтобы потом уже развивать ум своих детей.

Тот, кто получает удовольствие, лишь находясь в какой-то компании, вскоре почувствует беспокойство, если перестанет ходить в гости или сам не будет принимать гостей. Таким людям трудно приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Необходимые и священные домашние обязанности кажутся им обыденными и неинтересными. Они не любят заниматься самоисследованием и самодисциплиной. Ум их жаждет разнообразных возбуждающих событий светской жизни. Они пренебрегают воспитанием детей, позволяя им потакать своим наклонностям. Ангел-летописец пишет о них в книге: «Никчемные рабы». Бог желает, чтобы наши мысли не блуждали бесцельно, но чтобы мы делали добро в этой жизни (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 146, 147 [1872]).

Кормящая мать должна находиться в радостном расположении духа. — На характере ребенка также более или менее сказывается питание, которое он получал от матери. Поэтому важно, чтобы мать, кормящая своего младенца, сохраняла радостное расположение духа, полностью контролировала себя. Благодаря этому пища не повредит младенцу, а спокойствие и самообладание, которые мать проявляет в обращении с ребенком, очень повлияют на формирование разума младенца. Если ребенок не спокоен и легко раздражается, заботливое, неторопливое обращение окажет смягчающее и исправляющее влияние, и здоровье младенца намного улучшится (Ревью энд Геральд, 25 июля 1899 г.; Советы по здоровому образу жизни, с. 80).

Матери должны стараться сохранять самообладание. — Чем спокойнее и проще жизнь ребенка, тем она благотворнее для его физического и умственного развития. Мать все время должна стараться быть спокойной, мирной, контролирующей свое поведение. Многие младенцы чрезвычайно чувствительны к нервному возбуждению, и мягкие, неторопливые манеры матери окажут на ребенка успокоительное воздействие и принесут ему несказанную пользу (Служение исцеления, с. 381 [1905]).

Нельзя ранить безразличием чувствительного ребенка. — Маленьким детям нравится общество. Как правило, они не могут долго оставаться одни, и матери следует понять, что в большинстве случаев место для ее детей находится именно в той комнате, которую она сама занимает. Тогда она сможет присматривать за ними, улаживать маленькие ссоры, исправлять вредные привычки, проявления эгоизма, гнева и направлять их деятельность в правильное русло. Дети думают, что если им что-то нравится, то это должно нравиться и маме, и для них совершенно естественно обращаться к матери по каждому поводу.

Матери не следует ранить чувствительное сердце ребенка безразличием или нежеланием разбираться в его детских делах. То, что матери может показаться мелочью, для него очень важно. Своевременное слово наставления или предостережения часто оказывается весьма ценным. Одобрительный взгляд, воодушевляющее слово и похвала, исходящая от матери, могут порой озарить светом юные сердца на целый день (Здоровье, или как жить, с. 46,47 [1865]; Избранные вести, т. 2, с. 438, 439).

Будьте ласковы с маленькими детьми. — Матери, будьте ласковы со своими детьми. Христос тоже когда-то был ребенком. Чтите детей ради Него. Смотрите на них, как на дорогих питомцев, которые доверены вам не для того, чтобы вы потворствовали им во всем, баловали и боготворили их, но чтобы учили жить чистой и возвышенной жизнью. Они являются Божьим достоянием; Он любит их и призывает вас сотрудничать с Ним, чтобы помочь им сформировать совершенный характер (Знамения времени, 23 августа 1899 г.; Христианский дом, с. 280).

Ваш ребенок является Божьей собственностью. — Моя сестра, можно ли удивляться, что твоя дочь так мало верит слову матери? Ты научила ее быть лживой; и Господь огорчен, видя, как одна из Его малых чад уводится ее матерью по неверному пути. Твой ребенок принадлежит не тебе. Ты не можешь делать с дочерью, что тебе заблагорассудится, ибо она является Господней собственностью. Постоянно и настойчиво сдерживай ее, учи ее тому, что она принадлежит Богу. С таким воспитанием она вырастет и станет благословением для окружающих. Нужна мудрость и острая проницательность, чтобы подавлять ее склонность управлять вами обеими, действовать по своей воле, идти своим путем и поступать, как ей вздумается (Письмо 69, 1896 г.).

Жизнерадостный характер и приятный нрав. — С колыбели учите своих детей проявлять самоотречение и самообладание. Учите их наслаждаться красотами природы и тренировать все способности ума и тела в полезном занятии. Воспитывайте их так, чтобы у них был здоровый организм, высокая нравственность, жизнерадостный характер и приятный нрав. Учите их тому, что поддаваться искушению — значит проявлять слабость и порочность, а сопротивляться ему — значит быть благородным и мужественным (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 127 [1913]).

Матери являются примером. — Если матери желают, чтобы их дочери достигли женской зрелости, имея здоровое тело и благородный характер, то своей жизнью они должны явить им пример, сохраняя их от разрушающих здоровье привычек этого века. На матерей-христианок возложена ответственность, которую они не сознают сами. Они должны так воспитывать своих детей, чтобы у них были твердые принципы и нравственное здоровье в этом растленном веке (Рукопись 76, 1900 г.).

Когда желание ребенка — закон. — В некоторых семьях желание ребенка — закон. Ему дается все, чего бы он ни пожелал. Он поощряется не любить все, что ему не нравится. Предполагается, что потворство желаниям ребенка сделает его счастливым, но фактически оно делает его неспокойным и неудовлетворенным. Потворство портит его аппетит к простой здоровой пище и к обычному времяпрепровождению. Потакание своим прихотям портит его характер, что чревато последствиями как для этой временной, так и для вечной жизни (Ревью энд Геральд, 10 мая 1898 г.).

Сатана стремится контролировать разум детей. — Родители, вы знаете о приманках, которыми сатана стремится ввергнуть ваших детей в безрассудство. Он всеми силами старается сбить их с пути. С решимостью, какая людям и в голову не приходила, он стремится завладеть их разумом и свести на нет Божьи заповеди в их жизни (Рукопись 93, 1909 г.).

Родители должны привлекать детей к своим сердцам. — Не выходите к детям хмурой и мрачной. Если они поддадутся искушению, то впоследствии осознают свою ошибку и раскаются — прощайте их так же охотно, как Отец ваш Небесный прощает вас. С любовью наставляйте их, привязывайте к себе сердечным отношением. Это очень важный момент в жизни детей. Окружающая среда будет воздействовать на них, и отдалять их от вас, но вы должны противостоять подобному влиянию. Учите их доверять вам свои секреты. Пусть они рассказывают вам на ухо о своих радостях и переживаниях. Поощряя такую откровенность, вы спасете их от многочисленных ловушек, которые сатана расставил на пути детей, рассчитывая на их неопытность.

Не будьте излишне строгими и суровыми со своими детьми; вспомните собственное детство и не забывайте о том, что ваши ребята — всего-навсего дети. Не ожидайте, что они будут во всем совершенными, и не старайтесь сделать их в одночасье зрелыми мужчинами и женщинами. Предъявляя к ним такие завышенные требования, вы потеряете доступ к их сердцам и подтолкнете их к чьему-либо нехорошему влиянию. В этом случае детям может быть нанесен урон еще до того, как вы осознаете грозящую опасность (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 387 [1863]).

Твердое, спокойное воспитание. — Счастье каждого ребенка можно обеспечить, твердо и спокойно его воспитывая. Самыми истинными добродетелями ребенка являются скромность и послушание. Внимательные уши детей слышат слова наставления, их ноги готовы следовать по пути долга, и руки готовы трудиться. И подлинная добродетель ребенка вознаградит его даже в этой жизни.

Ранние годы — это время, подходящее для воспитательного процесса, чтобы ребенок стал не только полезным и полным благодати и истины в этой жизни, но чтобы у него было место, приготовленное в небесных обителях для всех верных и послушных. Из нашего собственного опыта по воспитанию детей и из опыта других, воспитывающих детей, мы уяснили, что не было случая, чтобы дети любили своих родителей и воспитателей меньше, если те удерживали их от совершения зла (Ревью энд Геральд, 10 мая 1898 г.).

Иисус проявлял особую притягательность характера. — Уже в детстве в характере Иисуса проявлялась особая притягательность. Он всегда был готов помогать другим, проявляя в отношениях с людьми бесконечное терпение, отличался правдивостью, никогда не позволяя себе никаких компромиссов с совестью. Твердый в соблюдении нравственных принципов, Он Своей жизнью явил благодать безупречного отношения к людям.

Мать Иисуса, внимательно наблюдавшая, как взрослеет Дитя, замечала печать совершенства в Его характере. Она с радостью поощряла развитие этого светлого восприимчивого ума. Через Святого Духа она получила мудрость для сотрудничества с небесными силами в воспитании Сына, Который считал Своим Отцом только Бога (Желание веков, с. 68, 69 [1898]).

Занятость ума исключает недобрые мысли. — Воспитывайте способности и вкусы ваших детей; стремитесь занять их ум, чтобы там не осталось места для низких, порочных мыслей и наклонностей. Единственное противоядие и защита от зла — это благодать Христа. По вашему желанию мысли ваших детей будут либо чистыми, неиспорченными, либо они наполнятся изобилующими всюду пороками — гордостью и пренебрежением к Искупителю (Письмо 27, 1890 г.; Воспитание детей, с. 188).

Окруженных стеной сломить нелегко. В каждом христианском доме должны царить свои правила, и родителям следует своими словами и отношением друг к другу являть детям драгоценный живой пример того, какими они желают видеть своих детей. Необходимо всегда проявлять чистоту речи и подлинную христианскую вежливость. Никакое поощрение греха, никакие злые подозрения и недобрые слова не должны иметь места.

Учите детей и молодежь уважать самих себя, быть верными Богу и принципам. Учите их уважать Закон Божий и повиноваться ему. Тогда эти принципы будут управлять их жизнью и осуществляться в их отношениях с другими людьми. Они будут любить своего ближнего, как самого себя. Они создадут чистую атмосферу, и она окажет такое влияние, что ободрит слабые души на пути, который ведет к святости и небесам. Пусть каждый урок послужит возвышению, облагораживанию характера, а в книгах небесных будут сделаны записи, которых вы не постыдитесь в день суда.

Дети, которые получают такого рода воспитание, не будут бременем и причиной для беспокойства в наших учреждениях (образовательных, медицинских, издательских и так далее). Они будут опорой и поддержкой для тех, на кого возложена ответственность. Они будут готовы занять ответственное положение и своим словом и примером постоянно помогать другим поступать правильно. Люди, чья нравственная чувствительность не была притуплена, оценят правильные принципы и будут их осуществлять. Они верно оценят их дарования и используют наилучшим образом свои физические, умственные и нравственные способности.

Такие души постоянно защищены против искушения. Они окружены стеной, которую нелегко сломать. Все такие личности являются с благословением Божьим носителями света. Их влияние побуждает других стремиться к практической христианской жизни. Разум может быть настолько возвышен, что духовные мысли и намерения для него так же естественны, как дыхание (Письмо 74, 1896 г.).