Глава 25. Любовь и секс в жизни человека

Примечание. Елена Уайт жила и трудилась в то время, когда публичные устные или письменные высказывания на тему секса и сексуальных отношений между мужем и женой тщательно избегались. Она вышла замуж за Джеймса Уайта 30 августа 1846 года, удостоверившись через молитву, что это был правильный шаг. Следует отметить, что она была успешной в своем служении, ибо в течение двадцати месяцев получала видения от Господа. В результате союза с Джеймсом Уайтом она родила четырех сыновей в 1847, 1849, 1854 и 1860 годах.

В 1860-х годах — десятилетии, когда ей были даны два основных видения о санитарной реформе (6 июня 1863 г., 25 декабря 1865 г.) — Елена Уайт начала высказываться относительно секса. В последующие годы эти высказывания были несколько доработаны. Упоминая о сексуальных отношениях в браке, она использовала такие термины, как «преимущество брачных отношений», «преимущества семейных отношений», «сексуальные преимущества».

Чтобы приобрести точное и взвешенное представление об учении Елены Уайт на эту деликатную тему, следует привести много высказываний. Необходимо отметить сбалансированность многих ее высказываний. Требуется обратить серьезное внимание на значение используемых слов.

Иногда используются такие термины, как «страсть», «наклонности». Они часто сопровождаются такими словами, как «низменные», «животные», «похотливые», «порочные», «растленные». Эти сильные выражения могут навести некоторых читателей на мысль, что ею осуждается всякая страсть и всякие сексуальные отношения являются злом. Следующие высказывания едва ли подтверждают эту точку зрения: «Бог требует от тебя, чтобы ты контролировала не только свои мысли, но также страсти и чувства… Страсти и чувства могут быть необычайно сильны… Решительно охраняй и обуздывай свои помыслы, страсти и привязанности. Не унижай себя до того, чтобы поставить их на службу похоти. Облагораживай свои чувства и помыслы, очищай их и посвящай Богу» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 561, 564 [1870]). «Все плотские наклонности надо подчинить высшим силам души» (Рукопись 1, 1888 г.; Христианский дом, с. 128).

В том же самом контексте, в каком используются некоторые сильные выражения, упомянутые выше, она убеждает, что страсти должны контролироваться тем, что она называла «высокими, благородными силами», «разумом», «нравственной сдержанностью» и «нравственными качествами». Она пишет о воздержании, умеренности, избегании излишеств. В браке эти страсти, общие для всех людей, должны подчиниться контролю, ими следует управлять. Заметьте вновь: «Те, кто относится к браку, как к святому Божьему установлению, охраняемому Его святой заповедью, будет находиться под контролем разума» (Здоровье, или как жить, с. 48 [1865]). «Не очень многие считают своим религиозным долгом управлять своими страстями… Часто супружеский обет становится всего лишь предлогом для совершения самых темных грехов… Здоровье и жизнь приносятся в жертву на алтарь низменных страстей… Любовь — это чистый и святой принцип, но похоти и страсти не подчиняются никаким ограничениям или голосу здравого рассудка» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 472, 473 [1870]).

Она пишет о брачных отношениях, как о «священном установлении», которое может быть «извращено». Она говорит о «сексуальных преимуществах», которыми «злоупотребляют». И вновь: осуждается не сама страсть, но «низменная» и «похотливая» страсть. Стоит обратить внимание, что Елена Уайт изображает интимные брачные отношения как «преимущество». Хотя она предостерегала против грубых сексуальных отношений в браке, она писала, что благоразумно сдерживаемые привязанности могут быть «освобождены». Достойно тщательного рассмотрения другое просвещающее высказывание: «Относительно брака мне хотелось бы сказать: читайте Божье Слово. Даже в настоящее время, в последние дни истории этого мира, среди адвентистов седьмого дня заключаются браки… Нам, как народу, никогда не воспрещались брачные отношения за исключением тех случаев, когда по понятным причинам брак был бы несчастьем для обеих сторон. И даже тогда нам даны рекомендации и совет» (Письмо 60, 1900 г.).

Однажды служение, в котором участвовали Елена Уайт и ее муж, вынудило их разлучиться. Их разделяли полконтинента, и она писала Джеймсу: «Каждый день мы чувствуем самое искреннее желание более святой близости к Богу. Это моя молитва, когда я ложусь, когда просыпаюсь ночью и когда встаю утром. Ближе, мой Бог к Тебе, ближе к Тебе…

Я сплю одна. Как для Мэри, так и для меня это предпочтительнее, поскольку у меня больше возможности для размышления и молитвы. Мне нравится быть одной, за исключением времени, когда мое одиночество скрашивается твоим присутствием. Я хочу разделять свою постель только с тобой» (Письмо 6, 1876 г.).Она никогда не разделяла и не поощряла учений, которые призывали к платоническим взаимоотношениям в браке, когда супруги живут как брат и сестра. Сталкиваясь с теми, кто навязывал учения подобного рода, Елена Уайт возражала против них. Если увлекаться такими учениями, писала она, сатана будет работать «над воображением, так что результатом будет порок, а не чистота» (Письмо 103, 1894 г.).

Для каждого законного, Богом данного преимущества сатана предлагает подделку. Святую чистую мысль он стремится заменить нечистой. Святость супружеской любви он будет заменять вседозволенностью, неверностью, излишествами и извращениями; добрачным сексом, прелюбодеянием, возбуждением низменных страстей в браке и вне его и гомосексуализмом. Обо всем этом упоминается в этой главе. — Составители.

(А) Позитивные высказывания

(Мысли о преимуществах и совет)

Иисус и семейные отношения. — Иисус не навязывал безбрачия никому из людей. Он пришел не для того, чтобы разрушить священные супружеские отношения, но чтобы возвысить их и восстановить до их первоначальной святости. Он с удовольствием смотрит на семейные взаимоотношения, где царит священная бескорыстная любовь (Рукопись 126, 1903 г.; Христианский дом, с. 121).

Он [Христос] определил, что мужчины и женщины должны объединяться в святом браке, чтобы воспитывать семьи, члены которых, увенчанные почестями, смогут войти в небесную семью (Служение исцеления, с. 356 [1905]).

Цель Божья, осуществляемая в браке. — Вступающие в брачные отношения со святой целью — муж, чтобы обрести чистое расположение сердца женщины, жена, чтобы смягчить, улучшить характер своего мужа и сделать его совершенным, — исполняют Божье намерение в отношении их (Рукопись 16, 1899 г.; Христианский дом, с. 99).

Преимущества супружеских отношений. — Им [христианам, которые вступают в брак] следует надлежащим образом рассмотреть, к каким последствиям может привести этот супружеский союз, и основой всех действий должен быть принцип освящения (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 380 [1870]).

Если один раз сломать преграды и бастионы, охраняющие святость частной жизни и преимущества семейных отношений, трудно снова восстановить их» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 90 [1868]).

Время, когда можно выражать свои чувства. — Юношеские чувства нужно сдерживать до наступления более зрелого возраста и приобретения опыта. Это достойное и безопасное время выражать их (Обращение к матерям относительно главной причины физической, интеллектуальной и нравственной гибели многих детей в наше время, с. 8, 1864 г.; Вести для молодежи, с. 452).

Опасность превращать разрешенное в излишество. — Само по себе не грешно есть, пить, жениться, выходить замуж. Было законно жениться во времена Ноя, законно жениться и сейчас, если только к тому, что законно, проявляется правильное отношение и если оно не превращается в греховное излишество…

Во дни Ноя чрезвычайная, непомерная любовь к тому, что при правильном употреблении было бы законным, сделала брак греховным перед Богом. Многие, поглощенные мыслями о браке и самих брачных отношениях, теряют свои души в этом мире и в нынешнем веке…

Бог поместил людей в этом мире, и у них есть преимущество есть, пить, заниматься торговлей, жениться и выходить замуж, но все это безопасно делать только в страхе Божьем. Нам следует жить в этом мире с мыслями о мире вечном (Ревью энд Геральд, 25 сентября 1888 г.).

Брак не должен считаться позволением давать волю своим страстям. — Но очень немногие считают своим религиозным долгом управлять своими страстями. Они соединили себя супружескими узами с избранной половиной и считают, что брак освящает самые низменные страсти. Даже люди, исповедующие благочестие, дают волю своим похотям и страстям и не думают о том, что Бог спросит с них за напрасное расходование жизненной энергии, ибо это ослабляет весь организм и понижает его жизнеспособность.

Часто супружеский обет становится всего лишь предлогом для совершения самых гнусных грехов. Мужчины и женщины, заявляющие о своем благочестии, растлевают свои тела, потворствуя самым низменным страстям, и, таким образом, становятся хуже животных. Они злоупотребляют теми силами и способностями, которые Бог заповедал им сохранять в святости и чести. Здоровье и жизнь приносятся в жертву на алтарь низменных страстей. Высшие и благородные силы ума подчиняются животным наклонностям. Согрешающие подобным образом не подозревают, к каким последствиям может привести их поведение (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 472 [1870]).

Тонкая грань между любовью и чувственной страстью. — Когда мужчина делает свою жену средством удовлетворения похоти, значит, он не питает к ней чистой любви. Его животные страсти требуют удовлетворения.

Как мало мужчин любят так, как заповедал апостол: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, [а не осквернить] очистив… дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27). Такую любовь между супругами Бог признает святой.

Любовь — это чистый и святой принцип, но похоти и страсти не подчиняются никаким ограничениям, а также голосу здравого рассудка. Они ослепляют человека, и он не понимает последствий и не видит причинно-следственной связи.

Многие женщины страдают от немощи и хронических заболеваний, потому что были нарушены законы, по которым функционирует их организм, были попраны законы природы. Мужчины и женщины впустую тратят нервную энергию мозга, когда животные инстинкты противоестественно возбуждают их и заставляют удовлетворять низменные страсти; и это отвратительное чудовище — низменная, постыдная страсть — именуется изысканным и утонченным словом «любовь» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 473, 474 [1870]).

Противопоставление любви и страсти плотского человеческого сердца. — Любовь… не безрассудна; она не слепа. Она чиста и свята. Но страсть земного сердца — это совершенно другое дело. Чистая любовь посвящает Бога во все свои планы и пребывает в совершенной гармонии с Духом Божьим. Страсть же -своевольно, опрометчиво, безрассудно, открыто попирает все ограничения и творит себе кумира. В речи и манерах того, в ком говорит истинная любовь, проявится благодать Божья (Ревью энд Геральд, 25 сентября 1888 г.; Христианский дом, с. 50).

Под контролем велений разума. — Те, кто относится к брачному союзу как к одному из священных Божьих установлений, охраняемому Его святым предписанием, будут руководствоваться велениями разума (Здоровье, или как жить, с. 48 [1865]; Избранные вести, т. 2, с. 440).

Храните тайны в пределах семейного круга. — Вокруг каждой семьи существует священное пространство, и оно должно оставаться нетронутым. В это пространство не имеет права входить ни один посторонний. Пусть ни муж, ни жена не позволяют другим проникать в секреты, принадлежащие только им одним. (Служение исцеления, с. 361 [1905]).

(Б) Негативные высказывания

(Мысли об ограничениях и предусмотрительности)

Брак не предназначен прикрывать чувственность и низкие поступки. — Бог не задумывал брак для прикрытия множества совершаемых грехов. Чувственность и низменные поступки в брачных отношениях развивают ум и нравственный вкус к развратным действиям вне брачных отношений (Ревью энд Геральд, 24 мая 1887 г.).

Сексуальные излишества, угрожающие здоровью и жизни. — Отнюдь не чистая и святая любовь толкает жену на то, чтобы удовлетворять животные похоти мужа за счет собственного здоровья и жизни… Возможно, потребуется смиренно и с любовью сказать ему, даже если это вызовет его недовольство, что она не может развращать свое тело, предаваясь сексуальным излишествам. Ей необходимо нежно и мягко напомнить ему, что, прежде всего ее тело принадлежит Богу и что она не может пренебречь Его требованиями, ибо должна будет дать Ему отчет в великий судный день (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 475 [1870]).

Сексуальные излишества успешно убивают любовь к молитве и чтению Библии, отнимают у мозга вещество, необходимое для питания всего организма, и подрывают жизненные силы (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 477 [1870]).

Извращение священного установления. — Многие полагают так: если они вступили в брак, то могут отдавать себя во власть животных страстей. Они ведомы сатаной, который обольщает их и побуждает извращать это священное установление. Лукавого вполне устраивает низкий духовный уровень и плотские помышления людей, ибо он может из этого многое извлечь.

Сатана знает, что если ему удастся разжечь низменные страсти и все время усиливать их, то он может не беспокоиться по поводу христианской жизни таких людей, ибо их умственные и нравственные способности обязательно подчинятся животным инстинктам, имеющим господствующее влияние. Он знает, что низменные страсти и дальше будут укрепляться посредством упражнений, а благородные свойства души станут со временем все слабее и слабее (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 480 [1870]).

Злоупотребление сексуальными преимуществами в браке. — Взлелеянные и вынашиваемые животные страсти очень усилились в наше время, и неизбежным результатом этого являются неисчислимые пороки в семейной жизни. Вместо развития и возобладания разума, животные наклонности начинают управлять высокими и благородными силами души, пока те не оказываются в подчинении у животных страстей. К чему это приводит? Деликатные органы женщины изнашиваются и заболевают. Деторождение становится небезопасным, сексуальными преимуществами злоупотребляют.

Мужчины растлевают свои собственные тела, и жена становится в постели их служанкой для удовлетворения их необычных низменных похотей, пока их не покидает страх Божий. Потворство порывам, которые развращают тело и душу, в порядке вещей в семейной жизни (Рукопись 14,1888 г.).

Предродовое влияние. — Я видела, как сатана пытается развратить умы тех, кто соединил себя супружескими узами, дабы запечатлеть в их детях свой отвратительный образ…

С потомством врагу будет намного легче работать, чем с родителями, ибо он настолько овладевает умами отцов и матерей, что через них передает печать своего характера их детям. Вот почему многие дети рождаются с ярко выраженными животными страстями, тогда как нравственные устремления у них почти отсутствуют. С такими детьми нужно немало потрудиться, прежде чем удастся привить им какие-то духовные понятия, чтобы силы ума и души взяли наконец верх (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 480 [1870]).

Разлагающий процесс. — Мужчина или женщина не опускаются в своих мыслях в одночасье с высот чистоты и святости до полной развращенности, растления и преступления. Нужно время, чтобы преобразовать человеческое в Божественное или развратить тех, кто создан по образу Божьему, до отвратительного или сатанинского состояния.

Мы изменяемся, взирая. Хотя человек создан по образу своего Создателя, он может приучить себя к таким размышлениям, что грех, который он когда-то ненавидел, станет ему приятен. Если он прекращает бодрствовать и молиться, значит, перестает охранять цитадель своего сердца и совершает грех и преступление. Ум развращается, и его невозможно облагородить, если человек сознательно отдает свои нравственные и умственные способности во власть грубым и низменным страстям.

Необходимо вести постоянную войну с плотскими помышлениями, и Господь даст нам в помощь облагораживающее влияние благодати Божьей, которая будет влечь мысли к горнему и приучать разум размышлять на чистые и святые темы (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 478, 479 [1870]).

Совет женщинам. — Я пишу с тревожным сердцем, думая о том, что женщины нынешнего века, замужние и незамужние, слишком часто бывают несдержанны. Они ведут себя, как кокетки. Они привлекают внимание холостых и женатых мужчин, и те, кто имеет слабые нравственные устои, поддадутся этому.

Такое легкомыслие, если его себе позволять, притупляет чувство ответственности и ослепляет ум, так что преступление уже не кажется греховным. Появляются мысли, которых не было бы, если бы женщина вела себя во всем скромно и сдержанно. Женщина может и не иметь греховных намерений или мотивов, но своим поведением она дает повод поддаться искушению мужчинам, которые, чтобы сохранить твердость, нуждаются в помощи тех, с кем они общаются.

Проявляя осмотрительность и сдержанность, удерживаясь от каких-либо вольностей, не отвечая на недозволенное внимание, но, сохраняя высокий моральный уровень и подобающее достоинство, можно избежать многих бед (Рукопись 4а, 1885 г.; Христианский дом, с. 331, 332).

Женщины в роли искусительниц. — Не следует ли женщинам, исповедующим истину, строго следить за собой, чтобы не давать ни малейшего повода для непростительной фамильярности? Они смогут закрыть многочисленные двери искушения, если во всякое время будут вести себя сдержанно и пристойно, как подобает христианкам (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 602 [1889]).

Женщины слишком часто становятся искусными соблазнительницами. Под тем или иным предлогом они завладевают вниманием мужчин, женатых или неженатых, и удерживают их до тех пор, пока не нарушат заповедей Божьих, так что они уже не могут больше приносить пользу делу Божьему, и их души оказываются в опасности (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 596 [1889]).

Сочувствующий пастор. — Будьте мужами Божьими, всегда стремящимися к возрастанию. Знание достижимо для всех, кто желает его приобрести. По намерению Божьему ум должен стать сильным, мышление более глубоким, содержательным и ясным. Ходите с Богом, как ходил Енох; сделайте Бога своим советником, и ваше усовершенствование будет неизбежным…

Есть люди, притязающие на то, что они сохраняют Божьи заповеди. Они посещают членов Церкви Божьей, находящихся на их попечении, и внушают неосторожным душам образ мыслей, который приводит к постыдным вольностям и фамильярности…

Он [служитель], посещая семьи, начинает интересоваться тайнами их семейной жизни. Счастливо ли жены живут со своими мужьями? Чувствуют ли они, что их ценят? Присутствует ли гармония в их семейной жизни? Эти вопросы, заманивающие в ловушку, побуждают ничего не подозревающих женщин раскрывать свою сокровенную жизнь, свои маленькие испытания и печали постороннему человеку, как католики раскрывают ее своим священникам.

Затем этот сочувствующий пастор в свою очередь рассказывает о своей жизни, о том, что он хотел бы, чтобы его жена была другой, что между ними нет действительной близости. Он не любит свою жену. Она не отвечает его ожиданиям. Тогда барьер рушится, и женщины оказываются прельщенными. Они считают, что их жизнь — это сплошное разочарование, а этот пастор очень сочувствует своим прихожанам. Поддерживается любовная сентиментальность, ум и душа теряют свою чистоту, даже если такое общение не приводит к нарушению седьмой заповеди.

Вынашиваемые нечистые мысли становятся привычными, в душе остаются глубокие следы, и она оскверняется. Одно неверное действие — и пятна ничто не сможет смыть, кроме крови Христа. Если твердо и решительно не оставить эту привычку, душа развращается, и потоки, текущие из этого оскверненного источника, развращают других. Его влияние — это проклятие. Бог определенно погубит тех, кто продолжает такой род деятельности…

Мы должны быть возвышенными, облагороженными, освященными. Мы можем побеждать силой Иисуса. Но когда характеру недостает чистоты, когда грех становится частью характера, он обладает околдовывающей силой, которая равноценна по силе опьяняющему стакану алкогольного напитка. Сила разума и самообладания подавляются делами, которые оскверняют все существо. И если эти греховные дела продолжаются, мозг слабеет, заболевает и теряет равновесие (Письмо 26d, 1887 г.).

Мужчины, женщины и молодые люди погружены в моральную испорченность. — Ежедневно умножаются моральные опасности, которым подвергаются все: и старые, и молодые. Нравственное нарушение, называемое нами развращенностью, всюду находит для себя благоприятную почву, и мужчины, женщины, молодые люди, называющие себя христианами, оказывают низкое, чувственное, дьявольское влияние (Письмо 26d, 1877 г.).

Сатана прилагает все свои усилия, чтобы вовлечь женатых мужчин, женщин и молодых людей в нечистые поступки. Многие сердца поддаются его искушениям, потому что они не были возвышены, очищены, усовершенствованы и облагорожены святой истиной, веру в которую они исповедуют. Немало тех, кто имел низкие и порочные мысли, вел себя и разговаривал, как это принято в мире, и поэтому, когда пришло сатанинское искушение, у них не было нравственной силы сопротивляться ему, и они легко сделались его жертвой (Письмо 26d, 1887 г.; В небесных обителях, с. 199).

Скольжение вниз. — Постоянные искушения сатаны направлены на то, чтобы ослабить контроль человека над своим сердцем и подорвать силу его самообладания. Он побуждает человека разорвать узы, которые связывают его в святом радостном союзе с Создателем.

Затем, когда связь человека с Богом рушится, страсть берет контроль над разумом, порыв берет верх над принципом, мысли и поступки человека становятся греховными, его суждение извращается, его разум ослабевает, и он нуждается в восстановлении союза с Богом через правильное представление о себе во свете Божьего Слова (Письмо 24, 1890 г.).

Избегайте читать, видеть, слышать то, что наводит на нечистые мысли. — Тот, кто не желает пасть жертвой сатанинских козней, должен охранять подступы к своей душе, не читать, не смотреть и не слушать то, что наводит на нечистые мысли, которые нашептывает им враг. Пусть сердце надежно охраняется; иначе зло, господствующее в мире, пробудит пороки, дремлющие в греховной человеческой природе, и душа будет блуждать во тьме (Деяния апостолов, с. 518 [1911]).

Тебе придется добросовестно охранять свои глаза, уши и вообще все органы чувств, если ты хочешь управлять своими мыслями и не допускать, чтобы суетные и развратные помыслы оскверняли твою душу. Только сила благодати может осуществить эту крайне желательную для тебя работу (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 561 [1870]).

Непристойные романы и порнография. — Возбуждающие любовные истории, картины грязной жизни оказывают на них тлетворное действие. Многие жадно прочитывают и просматривают романы, в результате чего воображение оскверняется. В поездах часто продаются фотографии обнаженных женщин. Эти отвратительные картины можно обнаружить также в художественных салонах; они висят на стенах у тех, кто занимается гравюрами. В наш век повсюду умножается растление.

Через фотографии, художественные полотна и книги возбуждается похоть очей и низменные страсти… Разуму приятно размышлять над сценами, пробуждающими самые низкие и животные страсти. Эти порочные образы, если смотреть на них через призму оскверненного воображения, портят нравы и подготавливают обманутых, очарованных людей к тому, чтобы дать полную волю их похотливым устремлениям. В результате совершаются грехи и преступления, которые низводят людей, созданных по образу Божьему, до уровня животных и быстро ведут их к погибели. Избегайте книг и картин, стимулирующих нечистые помыслы. Развивайте силы ума и души (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 410 [1870]).

Разум решает все. — Павел сказал: «Я умом моим служу закону Божию». Если ослабить этот ум потворством животным желаниям и страстям, нравственные силы ослабевают так, что между святым и обыденным не делается разницы (Письмо 2, 1873 г.).

Мастурбация*. — Подростки и дети оскверняют свои тела и погрязли в нравственном пороке [мастурбации], разрушающем душу и тело.

Многие, называющие себя христианами, настолько притупили свое нравственное восприятие той же самой мерзкой привычкой, что уже не способны осознать тяжесть совершаемого греха; им и в голову не приходит, что если они не избавятся от него, то потерпят полное телесное и умственное крушение. Человек, самое благородное существо на земле, созданное по образу Божьему, превращает себя в животное! Он сам делает себя грубым и развращенным.

Каждый христианин должен научиться обуздывать свои страсти и руководствоваться духовными принципами. Если он этого не сделает, значит, не достоин называться христианином.

Некоторые из претендующих на высокое исповедание не понимают греха мастурбации и его неизбежных последствий. Долго практикуемая привычка ослепила их. Они не сознают крайнюю греховность этого унизительного порока, истощающего нервную систему и разрушающего мозг.

Нравственный принцип крайне ослабевает, когда вступает в конфликт с укоренившейся привычкой. Торжественные вести с неба не могут произвести сильного впечатления на сердце, не укрепленное против этого развращающего и унизительного порока. Чувствительные нервные клетки мозга теряют здоровый тонус из-за болезненного возбуждения, сопутствующего противоестественному желанию иметь порочное чувственное наслаждение. Нервные клетки мозга, тесно связанные со всем организмом, — это единственная среда, посредством которой Небо может общаться с человеком и влиять на его внутреннюю жизнь.

Все, что нарушает циркуляцию электрических токов в нервной системе, уменьшает жизненную силу организма, в результате чего мозговая ткань мертвеет и восприятие притупляется (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 347 [1870]).

Некоторые дети начинают сквернить свои тела еще в младенческом возрасте; с годами их похоть усиливается и страсти возрастают. Они не находят покоя своим мыслям. Девочки хотят быть в обществе мальчиков, а мальчики — в обществе девочек. Они ведут себя несдержанно и нескромно. Они дерзки, нахальны и позволяют себе неприличные вольности. Привычка мастурбировать развратила их помыслы и запятнала души (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 481 [1870]).

* Примечание. Автор подробно раскрывает эту тему в «Свидетельствах для Церкви», т 2, с. 346-353,480-482 и в неиздающейся больше брошюре «Обращение к матерям» (1864). См. «Воспитание детей», часть XVII «Сохраняя нравственную целостность», с. 439-468, для полного освещения вопроса из всех опубликованных и неопубликованных источников. – Составители.

Добрачный секс (совет молодежи — адвентистам седьмого дня). — Лишь немногие искушения более опасны и более пагубны для молодых людей, чем искушение чувственностью, и ничто, если искушению поддадутся, не окажется столь разрушительным для души и тела, для времени и вечности…

Ты был показан мне в ее обществе [обществе Н.] в вечерние часы. Тебе лучше всего известно, как эти часы были проведены. Ты обратился ко мне с вопросом, нарушил ли ты Божьи заповеди. А я спрашиваю тебя: разве ты их не нарушил?

Как вы проводили время вместе вечерами? Были ли твои чувства, твоя поза, твое отношение таковы, что ты хотел бы видеть их записанными в небесных книгах? Я видела и слышала то, что заставило бы смутиться ангелов… Ни один молодой человек до женитьбы не должен поступать так, как ты поступал с Н. И меня очень удивило, что ты не чувствовал этого более остро.

Я пишу тебе, чтобы умолять тебя ради спасения твоей души не заигрывать больше с искушением. Быстро разделайся с этими чарами, чтобы, подобно страшному кошмару, они не висели над тобой. Порви с этим раз и навсегда, если у тебя есть хоть какое-то желание угодить Богу…

Ты проводишь с ней вечерние часы, потому что вы оба потеряли голову. Во имя Господа прекрати оказывать внимание Н. или женись на ней… Ты мог бы жениться на ней, быть в ее обществе и вести себя так, как только женатые люди могут вести себя друг с другом…

Если всю свою жизнь ты хочешь наслаждаться обществом Н., как ты, видимо, наслаждаешься им теперь, почему бы теперь тебе не пойти дальше, сделаться ее законным защитником и иметь неоспоримое право проводить время, какое ты пожелаешь, в ее обществе? Твои действия и разговоры оскорбительны для Бога (Письмо 3, 1879 г.).

Гомосексуализм особый содомский грех. — Нам известно о разрушении Содома по причине развращенности его жителей. Здесь пророк [Иез. 16:49] обозначил особые грехи, которые привели к разложению морали. Мы видим, что в этом мире существуют те же самые грехи, которые навели на Содом гнев Божий вплоть до его полного разрушения (Реформатор здоровья, июль 1873 г.; Библейский комментарий АСД, т. 4, с. 1161).

Умножаются грехи допотопного мира и Содома. — Всюду мы видим крах человечества, заброшенные семейные алтари, разбитые семьи. Происходит странный отказ от принципов, снижение норм нравственности; быстро умножаются грехи, в свое время вызвавшие на землю суды Божьи в виде Потопа и уничтожение Содома огнем (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 601 [1889]).

Нечистота распространяется в Церкви и сегодня. — Нечистота сегодня распространилась повсюду, даже среди последователей Христа. Страсти не обуздываются, животные инстинкты укрепляются, потому что им всячески потворствуют, а нравственная сила все время убывает…

Грехи, погубившие жителей допотопного мира, существуют и сегодня, и не только в языческих странах и среди исповедующих традиционное христианство, но и среди тех, кто ожидает пришествия Сына Человеческого. Если бы Бог представил вам эти грехи такими, какими Он их видит, вам стало бы страшно и стыдно (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 218 [1882]).

Многие закрывают глаза на свет. — Потакание низменным страстям очень многих приводит к тому, что люди закрывают глаза на свет, ибо боятся увидеть в себе грехи, которые им не хочется оставлять. Все могут при желании прозреть. Если люди выберут тьму вместо света, то их преступление не станет от этого менее тяжким.

Почему же люди не читают полезных книг и не хотят узнать, что же так решительно влияет на их физические, умственные и нравственные силы? Бог дал вам тело, о котором нужно заботиться и которое нужно сохранить в наилучшем состоянии для того, чтобы служить Ему и прославлять Его. Ваши тела не принадлежат вам (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 352 [1885]).

(В) Сбалансированность и победа

(Слова обетования и надежды)

Необходимы решительные усилия и искреннее покаяние. — Те, кто растлевает свое тело, не могут наслаждаться благоволением Божьим, пока они искренне не покаются, полностью не изменятся и не совершат святыню в страхе Божьем (Обращение к матерям, с. 29 [1864]).

Для тех, кто практикует порочные привычки, есть только одна надежда: навсегда оставить их, если они хоть сколько-нибудь дорожат здоровьем здесь и спасением в будущем. Если этим привычкам потворствовали довольно длительное время, требуется решительное усилие, чтобы воспротивиться искушению и отказаться от растлевающего потворства (Обращение к матерям, с. 27 [1864]).

Воображение должно находиться под контролем. — Если ты хочешь, чтобы страсти и чувства подчинялись разуму, совести и силе воли, ты должна решительно и настойчиво обуздывать свою фантазию (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 562 [1870]).

Подчиненные Божьей воле. — Тот, у кого хоть в какой-то степени есть правильное представление об истинном христианстве, знает, что последователи Христа, как Его ученики, обязаны подчинить все свои страсти, все свои физические и умственные способности в полное повиновение Его воле. Тот же, кто находится во власти своих страстей, не может быть последователем Христа. Он слишком занят служением своему господину, зачинщику всякого зла, чтобы оставить порочные привычки и избрать служение Христу (Обращение к матерям, с. 9, 10 [1864]; Воспитание детей, с. 445, 446).

Главное — каковы мысли. — Нечистые помыслы ведут к дурным поступкам. Если Христос будет главной темой размышлений, то в голову никогда не придут мысли, ведущие к нечистым делам. Разум укрепляется у того, кто размышляет над вечными предметами. Если приучить свои мысли течь в русле чистоты и святости, разум всегда будет здоровым и свежим. Если приучить себя размышлять только на духовные темы, то это станет естественным состоянием ума. Но мысли не будут привлечены к горнему и небесному, если не упражняться в вере в Бога и не полагаться на Него искренне и смиренно в надежде обрести силу и благодать, которой будет достаточно для любых непредвиденных обстоятельств (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 408 [1870]).

Грешно развивать в себе суетные фантазии. — Ты несешь ответственность перед Богом за свои мысли. Если ты и впредь продолжишь развивать в себе пустые фантазии и поощрять нечистые помыслы, то будешь также виновна перед Богом, как если бы твои мысли воплотились в реальные действия. Они не становятся действиями лишь только потому, что тебе не представляется подходящей возможности (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 561 [1870]).

Контролируйте свои мысли. — Тебе следует контролировать свои мысли. Это будет непросто сделать, придется приложить недюжинные усилия и старания…

Бог требует от тебя, чтобы ты контролировала не только свои мысли, но также страсти и чувства. Твое спасение зависит от того, как ты будешь вести себя в этом отношении. Страсти и чувства могут быть необычайно сильны. Если направить их в неверное русло и руководствоваться неправильными мотивами, если они найдут неверное применение, то могут довести тебя до гибели и превратить тебя в жалкую развалину, лишенную Бога и надежды (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 561 [1870]).

Вынашиваемые мысли становятся привычками. — Вынашиваемые нечистые мысли становятся привычными, в душе остаются глубокие следы, и она оскверняется. Одно неверное действие — и пятна ничто не может смыть, кроме крови Христа. Если твердо и решительно не оставить эту привычку, душа развращается, и потоки, текущие из этого оскверненного источника, развращают других (Письмо 26d, 1887 г.; В небесных обителях, с. 197).

Мысли, контролируемые правильно. — Нам следует высоко ценить правильный контроль над своими мыслями, ибо это готовит разум и душу к гармоничному служению для Господа. Для нашего мира и счастья в этой жизни необходимо, чтобы мысли сосредоточивались на Христе. Каковы мысли человека, таков и он сам. Наше очищение и нравственное усовершенствование зависит от правильного мышления и правильных поступков…

Злые мысли разрушают душу. Возрождающая сила Божья изменяет сердце, облагораживает и очищает мысли. Если не предпринимать решительного усилия, чтобы хранить мысли сосредоточенными на Христе, в жизни не сможет проявиться благодать. Разум должен участвовать в духовной борьбе. Каждое помышление должно быть пленено в послушание Христу. Все привычки следует привести под Божий контроль. Нам нужно постоянно сознавать облагораживающую силу чистых мыслей и вредоносное влияние злых мыслей. Будем же помышлять о святом. Пусть наши мысли будут верными и чистыми, ибо только правильное мышление может обезопасить душу. Нам нужно использовать все средства, которые Бог сделал достижимым для нас, чтобы управлять мыслями и воспитывать их. Нам следует привести наш разум в гармонию с Его разумом. Его истина освятит нас, наше тело, душу и дух, и мы сможем подняться выше искушений (Письмо 123, 1904 г.; В небесных обителях, с. 164).

Важным фактором является питание. — Не будет излишним часто повторять, что потребляемая вами пища воздействует не только на тело, но и на разум. Жирная и возбуждающая еда горячит кровь, раздражает нервную систему и слишком часто притупляет положительные моральные представления, в результате чего разум и совесть подавляются чувственными импульсами. Человеку, невоздержанному в еде, трудно и часто почти невозможно проявлять терпение и самообладание (Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 134, 1890 г.; Воспитание детей, с. 461).

Мясо возбуждает и укрепляет низкие страсти. — Не следует кормить наших детей мясом. Оно возбуждает и укрепляет низменные страсти и имеет свойство умерщвлять нравственную силу. Зерновые и фрукты, приготовленные без жира и как можно более естественно, — вот наиболее приемлемая пища для тех, кто утверждает, что готовится к переселению на небо. Чем менее острую пищу мы едим, тем легче нам справляться со своими страстями. Нельзя потворствовать своим вкусам, независимо от того, в каком состоянии находится наше физическое, умственное или нравственное здоровье (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 352 [1869]).

Умерщвляйте искушение. — Низменные страсти овладевают телом и действуют в нем. Слова «плоть», «плотской» и «плотские похоти» выражают низменную растленную природу; сама по себе плоть не может действовать вопреки воле Божьей. Мы призваны распять свою плоть со всеми ее страстями и похотями. Как нам это сделать? Должны ли мы причинить боль телу? Нет, но следует стремиться умертвить искушение ко греху.

Необходимо избавиться от порочных мыслей. Всякое помышление привести в послушание Иисусу Христу. Все плотские наклонности надо подчинить высшим силам души. Любовь Божья пусть царствует в нашем сердце; Христос не должен делить ни с кем Свой трон. Свои тела мы призваны считать Его собственностью, приобретенной ценой пролитой на Голгофском кресте крови. Во всех отношениях наше тело должно стать орудием праведности (Рукопись 1, 1888 г.; Христианский дом, с. 127, 128).

Избегайте нечистых внушений и сосредоточивайтесь на чистых, возвышенных мыслях. — Ум должен быть занят размышлением о чистых и святых истинах. Нечистые внушения следует отбрасывать сразу, а лелеять чистые, возвышенные, святые мысли, чтобы приобретать таким образом все большее знание о Боге, приучая ум к размышлению о небесных истинах. У Бога есть простые средства, доступные каждому и достаточные для достижения великой цели — спасения души. Стремитесь к высокому и святому идеалу, поставьте планку на должную высоту; трудитесь с искренним стремлением, настойчиво, неустанно, как это делал Даниил, и ничто, предпринимаемое врагом, не помешает вашему возрастанию. Несмотря на неудобства, перемены, затруднения, вы можете постоянно двигаться вперед, приобретая свежую интеллектуальную и моральную силу (Письмо 26d, 1887 г.; В небесных обителях, с. 197).

Не создавайте критических ситуаций. — Каждая несвятая страсть должна находиться под контролем освященного разума посредством благодати, обильно даруемой Богом в каждой критической ситуации. Но пусть человек не создает критических ситуаций, не предпринимает таких добровольных действий, в результате которых он будет осаждаем искушением и даст хоть малейший повод другим думать о том, что во всем виновато его неблагоразумие (Письмо 18, 1891г.).

Устраняйте непосредственную опасность. — Не рассуждайте о том, насколько близко вы сможете подойти к краю пропасти и все же остаться в безопасности. Избегайте первого приближения к опасности. С душой шутить нельзя. Ваш характер — это ваш капитал. Дорожите им как золотым сокровищем. Следует твердо и постоянно лелеять нравственную чистоту, самоуважение, силу сопротивления…

Пусть никто не думает, что он способен одержать победу без помощи Божьей. Ваша внутренняя жизнь должна иметь энергию, силу, интенсивность. Тогда вы принесете плод благочестия и будете испытывать глубокое отвращение к пороку. Вам нужно постоянно удаляться от приверженности к земному, от пустых разговоров, от всего чувственного и стремиться к благородству души, чистому, незапятнанному характеру. Ваше имя будет настолько безупречным, что по праву не сможет упоминаться в связи с чем-то нечестным и неправедным, но будет в уважении у всех добрых и чистых и будет написано у Агнца в книге жизни (Рукопись 4а, 1885 г.; Медицинское служение, с. 143,144).

Кто контролирует: Христос или сатана? — Если разум не находится под непосредственным влиянием Духа Божьего, сатана может формировать его, как пожелает. Все интеллектуальные силы, которые находятся под его контролем, будут лишены духовности. Он — полная противоположность Богу в своих вкусах, взглядах, предпочтениях, симпатиях и антипатиях, в выборе вещей и занятиях. Ему не по вкусу то, что Бог любит или одобряет, но ему нравится все, что Бог презирает…

Если Христос пребывает в сердце, Он будет занимать все наши мысли. Наши самые глубокие помышления будут о Нем, о Его любви, о Его чистоте. Он наполнит все уголки нашего разума. Наши привязанности будут сосредоточены на Иисусе. Все наши надежды и ожидания будут связаны с Ним. Жить с верой в Сына Божьего, ожидать и любить Его явление будет наивысшей радостью души. Он будет венцом нашей радости (Письмо 8, 1891 г.; В небесных обителях, с. 163).

Бдительность всю жизнь. — Пока мы здесь живем, необходимо целеустремленно стоять на страже своих привязанностей и страстей. Наше естество греховно, нас осаждают также внешние искушения, и где бы ни продвигалась вперед Божья работа, сатана так выстраивает обстоятельства, что искушение с огромной силой наваливается на душу. Ни одно мгновение мы не сможем находиться в безопасности, разве только полагаясь на Бога и если только наша жизнь сокрыта со Христом в Боге (Письмо 8Ь, 1891 г.; Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 1032).

Бог готовит людей. — Божий народ не только должен знать волю Божью, но и исполнять ее. Многие будут отсеяны из числа тех, кто знает истину, потому что они не освятились ею. Истина должна быть привнесена в их сердца, освящая и очищая их от всякой бездуховности и чувственности в личной жизни. Храм души должен быть чист. Всякое тайное дело известно Богу и Его святым ангелам, поскольку все открыто перед Богом и от Него ничего не может быть утаено…

Бог очищает людей, чтобы они имели чистые руки, чистые сердца и устояли перед Ним на суде. Идеал должен быть высоким, воображение чистым, безрассудная страсть, тесно связанная с недостойными поступками, должна быть оставлена, а душа возвышена к чистым мыслям и святым действиям. Все, кто выдержит испытания, ожидающие нас, станут причастниками Божественного естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью и не участвуя в ней (Ревью энд Геральд, 24 мая 1887 г.).