Глава 29. Зависимость и независимость

(А) Зависимость от Бога, а не от человека

Полная зависимость от Бога. — Бог хочет, чтобы каждая душа, за которую умер Христос, стал частью лозы, соединенной с корнем, питающим ее. Мы полностью зависим от Бога и потому должны быть полностью смиренными людьми. Поскольку мы зависимы от Бога, наше познание о Нем должно расширяться. Бог хочет, чтобы мы оставили всякий эгоизм и пришли к Нему не как принадлежащие себе, но как искупленная Им собственность (Особые свидетельства, серия А, № 8, с. 8, 9, 1897 г.; Свидетельства для проповедников, с. 324, 325).

Зависимость от Бога, а не от человека. — Бог желает привести людей в непосредственные отношения с Собой. Во всех Своих взаимоотношениях с человеком Он признает принцип персональной ответственности. Бог стремится поощрять чувство личной зависимости человека от Него и внушать потребность в Его личном руководстве. Он желает привести человеческое сознание и разум в тесную связь и общение с Божественным разумом, чтобы люди преображались в Его подобие. Сатана активно стремится помешать выполнению этой цели. Он жаждет побудить людей полагаться только на людей. Когда их сознание отвлечено от Бога, искуситель имеет возможность подчинить их волю своей и управлять ими (Служение исцеления, с. 242, 243 [1905]).

Положитесь всецело на Бога. Если до сих пор в вашей жизни было иначе, пора остановиться. Остановитесь прямо там, где вы есть, и измените порядок вещей… Взывайте к Господу искренно, от всей души. Сражайтесь с вестниками неба до победы. Отдайте в руки Господа все ваше существо — душу, дух и тело и решитесь быть любящим, посвященным Божьим орудием, движимым Его волей, контролируемым Его умом, напоенным Его Духом… Тогда вы ясно увидите небесное (Рукопись 24, 1891 г.; Сыновья и дочери Бога, с. 105).

Сделайте Бога своим Советником. — Вместо того, чтобы нести свои трудности брату или служителю, откройте их Богу в молитве. Не ставьте служителя на место Бога, но молитесь за него. Здесь мы все делаем ошибку. Служитель Христа — это тоже человек. Конечно, он выполняет более священные обязанности, чем обычный деловой человек, но он не безгрешен. Он также обложен немощью и нуждается в благодати и Божественном просвещении. Он нуждается в небесном помазании, чтобы внимательно и успешно делать свое дело, полностью подтверждая свою профессиональное соответствие. Те, кто несведущ в пути жизни и спасения, найдут в благочестивом служителе того, кто научит их, что надо делать, чтобы обрести спасение.

Те, кто знает, как молиться, кто знает, каково приглашение Евангелия Христа, кто знает незыблемость Его обещаний, тот бесчестит Бога, если возлагает свое бремя на ограниченных людей. Хорошо всегда советоваться. Хорошо беседовать друг с другом. Правильно, если затруднения, связанные с каким- либо делом, станут известны вашим братьям и служителю. Но нет большего бесчестия для Бога, чем искать мудрости у человека. Ищите у Бога мудрости, которая нисходит свыше. Попросите своих сотрудников помолиться вместе с вами, и Господь исполнит Свое слово: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20) (Рукопись 23, 1899г.).

(Б) Зависимость и независимость в деловых взаимоотношениях

Разум одного человека. — Ошибочно заставлять людей верить, что труженики Христа не должны делать ни единого шага, не поставив прежде в известность какого-либо человека, занимающего ответственный пост. Людей не следует приучать смотреть на им подобных смертных, как на Бога. Хотя труженикам следует вместе советоваться и сохранять единство действия, разум и суждение одного человека не должны быть господствующими (Ревью энд Геральд, 7 августа 1894 г.).

Возрастание в эффективности. — Бог является Правителем Его народа, и Он научит тех, кто отдает Ему свой разум, как использовать их мозг. Применяя свои организаторские способности, они будут возрастать в эффективности. Наследие Господа состоит из сосудов больших и малых, но у каждого сосуда своя индивидуальная работа. Нельзя зависеть от разума одного или разума двоих-троих людей, как небезопасно всем руководствоваться им. Пусть все взирают на Бога, доверяются Ему и вполне полагаются на Его силу. Несите иго со Христом, а не с людьми, ибо у людей нет силы сохранить вас от падения (Письмо 88, 1896 г.).

Совет администратору. — Вам следует зависеть от Бога. Вы не должны позволять другим людям думать за вас. Вы не должны разрешать увлекать себя их внушениями на ложные пути. Доверьтесь полностью Тому, Кто провозглашает: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5) (Письмо 92, 1903 г.).

Зависимость от Бога созидает доверие. — Когда люди перестают зависеть от людей, когда они делают Бога своей опорой, тогда они проявляют больше доверия друг к другу. Наша вера в Бога еще слишком слаба, а наше доверие друг к другу недостаточно (Особые свидетельства, серия А, № 3, с. 48, 1895 г.; Свидетельства для проповедников, с. 214).

Человек, полагающийся на себя, падает в искушение. — Искренней молитвой и общением с Богом Соломон достиг мудрости, которой удивлялся и изумлялся весть мир. Но когда он отвернулся от Источника своей силы и начал полагаться только на себя, то стал жертвой искушения. И чудесные способности, дарованные этому мудрейшему царю, превратили его в более действенное орудие губителя душ (Великая борьба, с. 509; 1911).

Зависимость от других может указывать на незрелость. — Мужи, которые обязаны были оставаться верными в любой критической ситуации, как верна стрелка компаса, сделались неумелыми и нерасторопными из-за того, что стремились оградить себя от порицаний и избегали ответственности, страшась потерпеть неудачу. Гиганты интеллекта остаются младенцами в плане организованности и дисциплины, потому что боятся взять на себя то бремя, которое им следует нести. Они становятся неумелыми вследствие своей небрежности и нерадивости. Они слишком привыкли к тому, что один человек планирует за них, размышляет и принимает ответственные решения, хотя они сами вполне могли бы справиться с этим в интересах дела Божьего. На каждом шагу мы сталкиваемся с нежеланием думать.

Люди, довольствующиеся тем, что за них другие думают и планируют, не развиваются в полной мере. Если бы им пришлось планировать работу для себя, то они проявили бы благоразумие и точный расчет. Но к делу Божьему они относятся совершенно по-другому, и внезапно оказывается, что они где-то растеряли свои способности. Они довольствуются тем, что остаются некомпетентными и неумелыми, как будто другие обязаны думать и планировать за них. Некоторые братья оказываются совершенно неспособными самостоятельно прокладывать себе путь. Неужели они всегда должны будут полагаться на то, что другие будут за них планировать, изучать обстановку и станут их разумом и суждением? Бог стыдится таких воинов. Если они будут и дальше вести себя, как машины, Бог не прославится через их участие в Его деле (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 495, 496 [1875]).

Требуются независимые люди. — Требуются независимые, ревностные и настойчивые люди, а не такие, что легко поддаются внушению и подобны замазке. Те, кто хочет, чтобы им предоставляли все готовое, кто хочет выполнять только определенный объем работы и только за фиксированную плату, кто надеется выполнять необходимую работу, не утруждая себя предварительной подготовкой или обучением, не подходят для дела Божьего. Человек, который не может переучиться и приспособиться к любой работе, если этого требуют обстоятельства, не годится для дела Божьего в наше время.

Люди, которых Бог хочет видеть в Своем деле, не имеют права быть вялыми, без твердых моральных устоев и без сильного волевого характера. Только благодаря неустанному и настойчивому труду можно дисциплинировать себя и приготовиться к тому, чтобы выполнять свою часть дела Божьего. Эти люди не должны падать духом, даже если обстоятельства и окружающие условия самые неблагоприятные. Им не следует отказываться от своих планов как от заведомо неудачных, пока они не убедятся наверняка, что не в состоянии сделать многое во славу Божью и на благо людей (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 496 [1875]).

Неосвященная независимость проистекает от эгоизма. — Пороки самомнения и неосвященной независимости, которые более всего ограничивают нашу полезность и непременно приведут нас к гибели, если не будут преодолены, проистекают из нашего эгоизма. «Советуйтесь друг с другом» — вот весть, которую снова и снова повторял мне ангел Божий. Влияя на суждение одного человека, сатана может попытаться управлять делами так, как ему удобно. Ему, возможно, удастся сбить с толку даже двух людей, но когда несколько человек совещаются между собой, они находятся в большей безопасности. Каждый план будет рассматриваться более критически, каждое предложение будет изучаться внимательнее. Следовательно, уменьшится опасность принятия непродуманных, опрометчивых решений, способных привести к хаосу, беспорядку, затруднениям и поражению. В единстве сила, в разделении — только слабость и поражение (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 29, 30 [1882]).

(В) Независимость духа

Опасность личной независимости. — Всегда помните о том, как нам подобает вести себя, если мы называем себя христианами и особым Божьим народом на земле; остерегайтесь, отстаивая личную независимость, помешать своим влиянием осуществлению Божьих намерений и стать камнем преткновения на пути людей слабых и нерешительных. Существует опасность дать нашим врагам повод хулить Бога и презирать верующих в истину (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 477,478 [1889]).

Независимость духа. В Церкви всегда были люди, склонные к личной независимости. Им трудно понять, что это развивает в человеке чрезмерную самоуверенность, упование на собственные суждения и неуважение к советам других братьев, особенно тех, кому Бог доверил руководство Своим народом. Господь наделил Свою Церковь особыми полномочиями и властью, которую никто не имеет права презирать и отвергать, ибо тот, кто делает это, противится голосу Божьему (Деяния апостолов, с. 163, 164 [1911]).

Согласованность действия. В одном вопросе мы должны быть особо на страже — в вопросе личной независимости. Поскольку мы — воины армии Христовой, нам следует согласованно трудиться в разных отделах этой работы… Каждому работнику надо уважительно относиться к единоверцам. Последователи Иисуса Христа никогда не будут действовать независимо друг от друга. Наша сила сосредоточена в Боге, и она должна выражаться в благородных целенаправленных действиях. Мы не вправе расходовать ее на бессмысленные движения (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 534, 535 [1889]).

Самонадеянность делает нас жертвой козней дьявольских. — Нас окружают опасности последнего времени, и если мы будем вести себя независимо от Бога и полагаться только на себя, то можем пасть жертвой козней дьявольских (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 66 [1872]).

(Г) Нравственная независимость

Закон взаимозависимости. — Мы все, как отдельные нити, вплетены в великую ткань человечества, и все, что мы можем сделать для блага других, вернется нам благословением. Закон взаимной зависимости распространяется на все слои общества. Бедные не больше зависят от богатых, чем богатые от бедных. В то время, как бедные желают разделить благословения, которые Бог дал их богатым соседям, последние нуждаются в их верной службе, в их умственной и физической силе — это капитал бедных (Патриархи и пророки, с. 534, 535 [1890]).

Долг повиноваться личным религиозным убеждениям. — У сатаны много способов поработить человека. Используя крепчайшие узы нежной дружбы к тем, кто является врагами креста Христова, он завоевывает тысячи сердец. Какими бы ни были эти связи любви — родственные ли, супружеские, дружеские или социальные, — последствия одни и те же: противники истины начинают давить на совесть, и подпадающие под их власть души не обладают достаточной смелостью и независимостью, чтобы следовать своему чувству долга (Великая борьба, с. 597 [1911]).

Личное суждение заглушается. — Хотя и разум, и совесть убеждают этих людей в непреложности истины, ослепленные души [знатоки религии в популярных церквах] все же не осмеливаются иметь собственное мнение, и интересы вечности приносятся в жертву неверию, гордыне и предрассудкам служителей (Великая борьба, с. 597 [1911]).

Независимо отстаивайте правду. — Чтобы подняться над духовными нормами христианского мира, потребуется мужество и независимость. Формальные христиане не следуют тому примеру самоотречения, который оставил Спаситель. У них нет духа жертвенности. Они все время пытаются избежать креста, который, согласно Христу, является символом ученичества (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 78 [1882]).

Нравственная независимость перед лицом противодействующего мира. — Перед лицом противодействующего мира очень пригодится нравственная независимость. Полностью сообразуясь с волей Божьей, мы окажемся в выгодном положении и увидим необходимость решительного отделения от мирских привычек и обычаев. Мы не должны лишь немного возвышать свой эталон над эталоном мира; нам следует провести четко различимую линию разграничения (Ревью энд Геральд, 9 января 1894г.; Принципы христианского воспитания, с. 289).

Преимущество нравственной независимости. — Единственная наша безопасность состоит в том, чтобы оставаться особенным Божьим народом. Ни на одну пядь мы не должны уступать обычаям и модным веяниям нашего растленного века, но сохранять нравственную независимость, не идя на компромисс с испорченностью и идолопоклонством (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 78 [1882]).

(Д) Независимость ума

Истинная независимость, а не упрямство. — Истинная независимость ума — это не упрямство. Она побуждает молодежь формировать собственное мнение, основанное на Слове Божьем, независимо от того, что могут или не могут говорить другие. Если они находятся в компании неверующих, атеистов или безбожников, она побуждает их подтверждать и защищать их веру в священные истины Евангелия, вопреки издевкам и насмешкам их нечестивых собеседников. Если они окажутся в кругу тех, кто считает достоинством выставлять напоказ недостатки называющих себя христианами, а затем глумиться над религией, моралью и добродетелью, действительная независимость ума побудит обладающих ею смело показать, что насмешка — это жалкая подмена здравого аргумента. Она поможет им увидеть за насмешником того, кто влияет на него — врага Бога и человека, и поможет сопротивляться ему, выступающему в лице своего агента (Ревью энд Геральд, 26 августа 1884 г.; Принципы христианского воспитания, с. 88, 89).

Необходима личная независимость. — Некоторые люди льстят себе мыслью, что если бы они оказались в других обстоятельствах, то смогли бы сделать нечто великое и доброе. И в то же время они не используют уж имеющиеся у них способности и не трудятся усердно на той должности, на которую поставило их Божье провидение. Человек может создавать обстоятельства, но обстоятельства никогда не сформируют человека и его характер. Человеку надо использовать обстоятельства в качестве рабочего инструмента. Ему следует овладеть обстоятельствами, но никогда не допускать, чтобы обстоятельства овладели им. В настоящее время нужны такие качества, как личная независимость и личная сила. Индивидуальные черты характера нельзя приносить в жертву, но их надо видоизменять, очищать и возвышать (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 496,497 [1875]).

Каковы должны быть рамки личной независимости. — Бог желает видеть Свой народ дисциплинированным, действующим согласованно, имеющим общие взгляды, единое сознание и единое суждение. Но для того, чтобы прийти в такое состояние, нужно многое сделать… Господь не заставляет нас отказываться от своей индивидуальности. Но какой человек в состоянии справедливо судить о том, каковы должны быть рамки личной независимости?

Петр увещевает своих братьев: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петр. 5:5). Апостол Павел также призывает филиппийских братьев к единению и смирению: «Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп. 2:1-3). (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 360 [1875]).

Будем зависеть от Божьей силы. — Братья, я умоляю вас во всех своих поступках устремлять взор на славу Божью. Пусть Его сила будет вашей опорой, Его благодать — вашей силой. Исследуя Писания и ревностно молясь, старайтесь составить ясное представление о своем долге, а затем добросовестно исполнять его. Очень важно, чтобы вы были верны в малом и через это приобрели навыки честного и добросовестного отношения к более серьезным поручениям. Зачастую мы не обращаем внимания на незначительные события повседневной жизни, но именно они формируют наш характер. Каждое событие в жизни либо содействует нашему благу, либо ведет нас ко злу. Ежедневные испытания и небольшие проверки должны закалять наш разум, дабы он мог устоять в самой трудной ситуации. Во дни испытаний и опасностей вам нужно укрепиться и твердо стоять за правду, невзирая ни на какое противодействие (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 561 [1881]).