Глава 61. Жизненно важные функции Божьих законов

(А) Десятисловие

Знание вины. — Бог не хотел, чтобы наши прародители имели одно знание — знание вины. И когда они поверили ложным внушениям сатаны, в наш мир были привнесены непослушание и преступление. Именно непослушание выраженному повелению Бога, вера сатанинской лжи открыли путь потокам горя в мир (Ревью энд Геральд, 5 апреля 1898 г.).

Ослабленная природа. — Нарушение Закона Божьего привело соответственно к горю и смерти. Из-за непослушания способности человека были извращены, и эгоизм занял место любви. Его природа была настолько ослаблена, что для него было невозможно воспротивиться силе зла, и искуситель увидел осуществляемой свою цель — помешать Божественному плану при сотворении человека и наполнить землю страданиями и опустошением. Люди избрали себе правителем того, кто привязал их, словно пленников, к своей колеснице (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 33, 1913).

Закон Божий понять легко. — В Законе Божьем тайны нет. Даже самым слабым умом можно постигнуть предписания, регулирующие жизнь, и сформировать характер по Божественной модели. Если бы люди по мере всех своих сил повиновались этому Закону, они обрели бы силу интеллекта и проницательность для большего понимания Божьих целей и планов. И этот прогресс может продолжаться не только в теперешней жизни, но и продвигаться в бесконечных веках (Ревью энд Геральд, 14 сентября 1886 г.).

Замечательный в простоте. — Как дивен в своей простоте, полноте и совершенстве Закон Иеговы! В намерениях и отношениях Бога сокрыты тайны, которые ограниченный человек постичь не в силах. И это потому, что мы не способны понять тайны безграничной мудрости и силы, которые наполняют нас благоговением перед Всевышним (Ревью энд Геральд, 14 сентября 1886 г.).

Совершенная гармония между Законом и Евангелием. — Между Законом Божьим и Евангелием Иисуса Христа существует совершенная гармония. «Я и Отец одно», — говорит Великий Учитель. Евангелие Христа — это Благая весть о благодати или благоволении, которой человек мог освободиться от осуждения греха и быть способным повиноваться Закону Божьему. Евангелие указывает на нравственный кодекс как правило жизни. Этот Закон своими требованиями безоговорочного послушания постоянно указывает грешнику на Евангелие прощения и мира.

Великий апостол говорит: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим. 3:31). И вновь он заявляет: «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12). Воздавать высшую любовь Богу и подобную любовь нашим ближним необходимо как для славы Божьей, так и для счастья людей (Ревью энд Геральд, 27 сентября 1881 г.).

Совершенное правило жизни. — Бог дал совершенное правило жизни в Его законе. Исполняя его, человек будет жить им через заслуги Христа. В случае нарушения закон имеет силу осуждать. Закон посылает людей ко Христу, а Христос указывает им обратно на закон (Ревью энд Геральд, 27 сентября 1881 г.; Наше высшее призвание, с. 138).

Обширен в своих требованиях. — Закон Божий, представленный в Священных Писаниях, обширен в своих требованиях. Каждый его принцип свят, праведен и добр. Закон накладывает на людей обязанности перед Богом. Он достигает мыслей и чувств и убеждает во грехе каждого, кто чувствителен к нарушению его требований. Если бы закон имел отношение только к внешнему поведению людей, то люди не были бы виновны в своих нечистых помыслах, желаниях и намерениях. Но закон требует чистоты души, святости ума, соответствия мыслей и чувств идеалу любви и праведности (Ревью энд Геральд, 5 апреля 1898 г.; Избранны вести, т. 2, с. 211).

Только человек непослушен. — Только человек непослушен законам Иеговы. Когда Господь повелевает природе свидетельствовать о явлениях, сотворенных Им, они немедленно несут свидетельство для славы Божьей (Рукопись 28,1898 г.; Библейский комментарий АСД, т. 3, с. 1144).

От каждого требуется послушание Закону Божьему. — Христос пришел дать пример совершенного послушания Закону Божьему, требуемого от всех — от Адама, первого человека, до последнего человека, который будет жить на земле. Он провозгласил, что Его миссия заключалась не в том, чтобы нарушить закон, но исполнить его в совершенном и полном послушании. Таким путем Он возвеличил и прославил закон. В Своей жизни Он явил духовную природу закона. В глазах небесных существ, непавших миров и непослушного, неблагодарного и несвятого мира Он исполнил далеко простирающиеся принципы закона.

Иисус пришел продемонстрировать, что люди, связанные живой верой с Божеством, могут соблюсти все заповеди Божьи. Он пришел открыть незыблемый характер закона, возгласить, что непослушание и преступление никогда не вознаградится вечной жизнью. Он пришел к людям как человек, чтобы человеческой природой соприкоснуться с человечеством, а Божественной взяться за Божий престол.

Но Он ни в коем случае не пришел, чтобы умалить обязанность людей быть полностью послушными. Он не уничтожил действенность Ветхозаветных Священных Писаний. Он исполнил то, что было предсказано Самим Богом. Он пришел не для того, чтобы освободить людей от закона, но показать способ, посредством которого они могут повиноваться закону и научить других делать то же самое (Ревью энд Геральд, 15 ноября 1898 г.).

Бог не аннулирует Свой закон. — Господь не спасает грешников, аннулируя Свой закон, основание Его правления на небесах и на земле. Бог является Судьей, Защитником справедливости. Нарушение Его закона в единственном случае и в малейшей детали является грехом. Бог не может обходиться без закона, Он не может ликвидировать и малейшую его часть, чтобы простить грех. Перед всей Вселенной должны быть сохранены и оправданы справедливость и моральное величие закона. И этот святой закон не мог быть сохранен никакой меньшей ценой, чем смерть Сына Божьего (Ревью энд Геральд, 15 ноября 1898 г.).

Бог не аннулировал Свои законы. — Бог не отменяет Свои законы и не поступает вопреки им. Он не уничтожает действие греха, но преобразует его. Благодаря Его благодати проклятие оборачивается благословением (Воспитание, с. 148 [1903]).

(Б) Божьи законы в физическом мире

Законы, вытекающие из любви. — Законы Божьи основаны на самых незыблемых моральных устоях и так составлены, чтобы содействовать счастью тех, кто их исполняет (Ревью энд Геральд, 18 сентября 1888 г.: Сыновья и дочери Бога, с. 267).

Законы, которым должен повиноваться каждый человек, истекают из сердца Безграничной любви (Письмо 20а, 1893 г.; Избранные вести, т. 2, с. 217).

Закон служения. — Все последователи Христа были искуплены для служения. Наш Господь учит, что истинной целью жизни является служение. Христос Сам был неутомимым тружеником, и всем Своим последователям Он дает закон служения — служения Богу и своим ближним. Христос явил миру более высокое представление о жизни, чем они когда-либо знали. В служении другим человек соединяется со Христом. Закон служения становится, таким образом, живой связью, соединяющей нас с Богом и с другими людьми (Наглядные уроки Христа, с. 326 [1900]).

Закон о том, что никто не живет для себя. — Адам под водительством Бога должен был встать во главе земной семьи, чтобы сохранять принципы семьи небесной. Это принесло бы мир и счастье. Но сатана решил противостать закону «никто… не живет для себя» (Рим. 14:7). Он пожелал жить для себя. Он стремился сделать себя центром. Именно это инициировало восстание на небе, и то, что человек принял этот принцип, привело к греху на земле. Когда Адам согрешил, человек удалился от предназначенного Небом центра. Демон стал главной силой в мире. Там, где должен быть Божий престол, сатана поставил свой. К ногам врага мир несет почести, как добровольное приношение (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 33 [1913]).

Учите детей повиноваться законам и Божьему откровению. — Кто заботится о благе своих детей и желает, чтобы они не имели испорченных вкусов и склонностей, должен настойчиво противостоять популярным мнениям и привычкам. Если вы хотите, чтобы они приготовились быть полезными на земле и получили вечную награду в царстве славы, вы должны научить их повиноваться Божьим законам, открытым как в природе, так и в откровении, вместо того чтобы следовать обычаям мира (Ревью энд Геральд, 6 ноября 1883 г.; Воздержание, с. 157).

Средство против юношеских правонарушений. — Если бы отцы и матери следовали наставлению, данному Христом, мы теперь не читали бы и не слышали о грехах и преступлениях, совершаемых не только взрослыми, но даже подростками и детьми. Общество настолько испорчено потому, что родители пренебрегают этим наставлением и не заботятся о том, чтобы учить и воспитывать своих детей уважать и почитать заповеди Божьи.

Даже религиозные наставники не заботятся о том, чтобы указывать на святой эталон, которым измеряется характер, потому что они перестали уважать все святые, праведные и добрые предписания, данные Богом. Люди взяли на себя ответственность воздвигнуть эталон в соответствии с собственными идеями, а закон Иеговы оказался обесчещен. Вот почему так усилилось и распространилось беззаконие. Вот почему наши дни уподобились дням Ноя (Ревью энд Геральд, 2 мая 1893 г.).

Связь между нравственными законами Божьими и законами естественного мира. — Существует тесная связь между нравственным законом и законами, учрежденными Богом в физическом мире. Если бы люди были послушны Закону Божьему, осуществляя в своей жизни нормы его десяти заповедей, нормы праведности, которым он учит, то существовала бы гарантия против вредных привычек. Но подобно тому, как через потакание извращенному аппетиту они теряют силы, так они слабеют и через свои безнравственные поступки, а также через нарушение физических законов.

Страдания и боль, которые мы видим повсюду, уродство, одряхление, болезни, слабоумие, наводнившие наш мир, делают его лепрозорием в сравнении с тем, каким бы он мог быть теперь, если бы оказывалось послушание нравственному Закону Божьему и закону, который Он насадил в нашем существе. Своим постоянным нарушением этих законов человек сильно усугубил зло, возникшее из-за преступления в Едеме (Ревью энд Геральд, 11 февраля 1902 г.).

Закон Божественного правления. — Христианину надо быть благословением для окружающих. «Кто напояет других, тот и сам напоен будет» (Притч. 11:25). Это закон Божественного правления, согласно которому потоки благотворительности должны течь, подобно водам великой бездны, постоянно обновляясь и возвращаясь к своему истоку. В исполнении этого закона и заключается сила христианских миссий (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 170 [1902]).

Законы, управляющие физическим естеством. — Согласно Божьему провидению, законы, управляющие нашим физическим естеством, а также наказание за их нарушение должны быть представлены настолько ясно, чтобы разумные существа могли их понять. На всех покоится самая серьезная обязанность изучить их и жить в соответствии с естественными законами. Нужно пропагандировать принципы здоровья и побуждать общественное сознание к глубокому исследованию этого вопроса (Ревью энд Геральд, 11 февраля 1902 г.).

Правильные физические привычки содействуют умственному совершенствованию. Умственные способности, физическая крепость и долголетие зависят от непреложных законов. Бог, создавший природу, не станет предпринимать ничего, чтобы оградить людей от последствий нарушения ими законов природы. Кто хочет владеть собой, должен соблюдать умеренность во всем. Ясность ума и твердость цели, которые имел Даниил, его способность в приобретении знаний и сопротивлении искушению во многом были связаны с простотой в его питании и с его жизнью молитвы (Молодежный руководитель, 9 июля 1903 г.; Вести для молодежи, с. 242).

Сеяние и жатва. — Согласно законам Бога, в природе за причиной неизбежно наступает следствие. Жатва всегда говорит о том, каков был посев. Ленивый работник обличается результатами своего труда. Сам урожай свидетельствует против него. То же наблюдается и в духовной жизни: прилежание каждого работника оценивается результатами его работы. Характер его работы, старательный или небрежный, открывается при жатве. Так решается и его вечная судьба (Наглядные уроки Христа, с. 84 [1900]).

Некоторые верят только тому, что они понимают. — Некоторые люди гордо хвастают, что они верят только тому, что могут понять. Но каждый мыслящий человек видит безумие этой хваленой мудрости. В человеческой жизни, в демонстрации Божьей силы в явлениях природы есть тайны, которые бессильна объяснить самая глубокая философия, самые обширные исследования — (Ревью энд Геральд, 14 сентября 1886 г.).

(В) Другие законы

Закон послушного действия. — Деятельность придает силу. В Божьей вселенной царит полная гармония. Все небесные существа постоянно трудятся, и Господь Иисус в Своей земной жизни оставил пример для каждого. Он ходил, «благотворя». Бог учредил закон послушного действия. Молчаливо, но беспрестанно созданные Им творения совершают предназначенную для них работу. Океан находится в постоянном движении. Вырастающая трава, которая сегодня есть, а завтра будут брошена в печь, выполняет свое дело, покрывая поля красивым убранством. Колышутся листья, и все же ни одна видимая рука не касается их. Солнце, луна и звезды выполняют свою полезную миссию, исполненные славы (Очерки жизни Елены Уайт, с. 87 [1915]).

Вселенское владычество закона. — Для того, кто научится таким образом толковать уроки природы, вся она станет открытой; мир — это учебник, жизнь — школа. Единство человека с природой, с Богом, вселенское владычеством закона, результаты нарушения закона — все это не может не оказывать влияния на разум и формирование характера человека (Воспитание, с. 100 [1903]).

Нарушать законы природы значит нарушать Божьи законы. — Постоянное нарушение законов природы — это постоянное нарушение Закона Божьего. Если бы люди всегда повиновались Закону Десяти Заповедей, осуществляя в своей жизни нормы этих предписаний, не существовало бы проклятия болезней, наводняющих наш мир (Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 8,1890 г.; Советы относительно здоровья, с. 20).

Правонарушение вызывает умственные и физические страдания. — На каждое нарушение законов жизни природа отвечает протестом. Она как можно дольше терпит это нарушение, но наконец приходит воздаяние, и умственные, а также физические силы страдают. Наказание постигает не только нарушителя. Последствия его само угождения проявляются и в его детях, и, следовательно, зло передается из поколения в поколение.

Многие сетуют на Провидение, когда их друзья страдают или умирают. Но не в Божьей воле, чтобы люди проводили свою жизнь в страданиях и преждевременно умирали, оставив незаконченным свой труд. Бог желает, чтобы мы жили полную меру своих дней, чтобы все наши органы были здоровы, выполняя предназначенную им работу. Несправедливо обвинять Бога в последствиях, которые во многих случаях бывают вызваны нарушением естественного закона со стороны человека (Ревью энд Геральд, 11 февраля 1902 г.).

Ответ деизму. — Многие учат, что материя обладает жизненной силой, что это неизменно присущее ей свойство, что благодаря своей собственной энергии она и действует, что явления природы управляются и подчиняются неизменным законам, над которыми не властен Сам Бог. Это ложная наука, и она не подтверждается Словом Божьим. Природа — слуга Творца. Бог не изменяет Свои законы и не действует вопреки им, но Он всегда пользуется ими как инструментом. Природа свидетельствует о разумной, постоянно действующей силе, проявляющейся как в ее законах, так и посредством их. В природе неустанно действуют Отец и Сын. Христос говорит: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17) (Патриархи и пророки, с. 114 [1890]).

Послушание приносит счастье. — Когда они [учащиеся] научатся извлекать уроки из всего сотворенного и из опытов жизни, тогда покажите им, что те же законы, которые управляют явлениями природы и жизненными событиями, управляют и нами, что они даны для нашего же блага и что только в повиновении им мы находим истинное счастье и успех (Воспитание, с. 103 [1903]).

Далеко простирающиеся принципы закона. — В Своем учении Христос показывал, как глубоки принципы закона, произнесенного с горы Синай. Он явил в Своей жизни этот закон, принципы которого навеки остаются высшим мерилом праведности — мерилом, которым все будут судимы в тот великий день, когда судьи сядут и раскроются книги. Христос пришел исполнить всякую правду и как Глава человечества наглядно показать людям, что они могут совершить ту же самую работу, удовлетворяя все требования Божьи. Его благодать даруется человеку в такой мере, что ему нет нужды терять небо. Совершенство характера достижимо для каждого, кто к нему стремится. На этом основан евангельский новый завет. Закон Иеговы — это дерево, а Евангелие — благоухающие цветы и плод, который он приносит (Ревью энд Геральд, 5 апреля 1898 г.; Избранные вести, т. 1, с. 211, 212).

Высочайшее сознание свободы. — В работе искупления не существует принуждения. Не применяется для этого и внешняя сила. Под влиянием Духа Божьего человек свободно избирает, чьим слугой он хочет быть. Когда душа покоряется Христу, в ней происходят перемены, означающие высочайшее сознание свободы. Отказ от греха — действие самой души. Это верно, что мы не в состоянии сами освободиться от власти сатаны, но когда, стремясь покончить с грехом, изнемогая, мы молим о помощи свыше, тогда усилия нашей души сливаются с Божественной силой Святого Духа, и, исполняя свою волю, мы в действительности исполняем волю Божью (Желание веков, с. 466 [1898]).