Глава 85. Консультирование

Необходимость в советниках. — Где наши полководцы, мудрые, здравомыслящие и уравновешенные мужи, к которым можно обратиться за советом и поддержкой?! Где люди, понимающие человеческую природу, способные дать верный совет и руководить в страхе Божьем?! (Письмо 45, 1893 г.; Избранные вести, т. 2, с. 362).

Умение выслушивать с состраданием. — Нам нужны пастыри, которые под водительством Пастыреначалъника будут искать заблудших и отбившихся от стада. Это означает физические неудобства и отказ от легкой жизни. Это означает нежное сочувствие к ошибающемуся, Божественное сострадание и терпение. Это означает умение с состраданием выслушивать разрывающие сердце воспоминания о дурных делах, о падении, отчаянии и нищете (Служители Евангелия, с. 184 [1915]).

Важность работы пастора — консультанта. — Подобно тому, как врач имеет дело с физическими недугами, так и пастор — духовный служитель трудится с душой, больной грехом. И его работа настолько важнее работы врача, насколько вечная жизнь ценнее временного существования. Пастор сталкивается с бесконечным разнообразием нравов, в его обязанности входит знакомство с членами семей, которые слушают его проповеди, чтобы знать, как лучше всего на них влиять в правильном направлении (Служители Евангелия, с. 338 [1915]).Принимайте людей, каково бы ни было их положение. _ принимать людей, в каком бы положении они ни находились, каковы бы ни были их обстоятельства, и помогать им как только возможно — вот в чем заключается евангельское служение. Может быть, служителям придется посещать больных дома и говорить: «Я готов помочь вам и сделаю все, что в моих силах. Я не врач, но я служитель, и я люблю служить больным и скорбящим». Больные телом почти всегда больны душой, и когда больна душа, начинает болеть тело (Рукопись 62,1900 г.; Медицинское служение, с. 238).

Предвосхищая печали. — Сердца работников Господа нуждаются в обретении нежной любви Иисуса. Пусть же каждый служитель всегда находится среди людей. Пусть он систематически обходит дома своих прихожан, неся кадило, источающее небесный аромат любви. Будьте чутки к печалям, трудностям и бедам своей паствы. Входите как в радости, так и в заботы высших и низших, богатых и бедных (Письмо 50, 1897 г.; Евангелизм, с. 348, 349).

Необходим совет. — Неопытные, осаждаемые испытанием и искушением, нуждаются в мудром совете; их следует учить, что духовные достижения обретаются лишь неустанным, целенаправленным усилием. Мы должны это часто повторять тем, кто становятся верующими. «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, -и дастся ему» (Иак. 1:5). Эти слова должны быть представлены в духе Господа, Который дал их, ибо они дороже золота, серебра и драгоценных камней.

Научите юных учеников отдать свои руки в руку Христа, говоря: «Веди меня, руководи мною». Какое утешение, благословение, какую надежду обретут нуждающиеся, смущенные души, когда они смиренно взыщут Бога. Но они должны прийти с верой, нимало не сомневаясь, испрашивая руководства в трудный день. Каждому искреннему искателю даны обещания: «Вам будут даны благословенные ответы». «Вы получите».

Чаще нужно напоминать, что сказанное Богом никогда не остается тщетным. Лучше доверять Господу, чем возлагать свое упование на князей. Нам следует учить каждую душу возносить в молитве свои просьбы к престолу милости. К тому, кто делает это, обязательно придут сила и благодать по обетованию Господа. И все же очень многие слабы, потому что они не верят, что Бог сделает именно то, что обещал (Рукопись 19, 1894 г.).

Бог дал правила. — Отец — законодатель в семье, и, подобно Аврааму, он должен сделать Закон Божий руководящим принципом в своей семье. Бог сказал Аврааму: «Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему» (Быт. 18:19). В своей семье Авраам не знал греховного пренебрежения к необходимости обуздывать зло, он не поощрял слабость и неразумие, не потакал любимчикам, он не жертвовал долгом ради слепой любви и привязанности. Авраам должен был не только давать правильные наставления, но и поддерживать авторитет справедливых и праведных законов.

Бог дал нам правила, чтобы мы руководствовались ими. Не следует оставлять детей блуждать в стороне от безопасного пути, указанного в Слове Божьем, они не должны идти дорогой, ведущей к опасностям, поджидающим на каждом шагу. Ласково, но твердо, с непрестанной молитвой следует обуздывать их недостойные желания и помогать им преодолевать дурные наклонности (Служение исцеления, с. 390, 391 [1905]).

Прислушайтесь к опытным советам (слова мужу и отцу, потерявшему душевное равновесие). — Ты носишься по бурным водам мира сего, но только вечная истина станет для тебя якорем. Тебе нужно ограждать свою веру. Ничего не делай, повинуясь внезапному порыву, и не придерживайся спорных мнений и учений. Вера в Христа, подтвержденная личным опытом, и подчинение Закону Божьему — вот что для тебя самое важное. Будь готов принимать советы от опытных братьев. Не откладывай на завтра победу над грехом. Будь верен самому себе, своим детям и Богу. Тебе необходимо нежно обходиться со своим удрученным сыном. Как отец ты должен помнить, что нервная система любого человека способна чувствовать не только наслаждение, но и острую боль. Господь отождествляет Свои интересы с интересами страждущего человечества (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 368 [1879]).

Когда совет мог бы спасти независимых молодых людей от опрометчивых браков. — Когда бывает слишком поздно, они обнаруживают, что сделали ошибку и подвергли опасности свое счастье в этой жизни, а также спасение своей души. И тем не менее они не допускают мысли, что кто-либо, кроме них самих, сведущ в этом деле, тогда как, если бы они прислушались к добрым советам, это спасло бы их от многих лет горя и трудностей. Но советовать тем, кто хочет настоять только на своем, бесполезно. Люди, руководимые страстью, отвергают всякие доводы здравого смысла (Ревью энд Геральд, 25 сентября 1888 г.; Вести для молодежи, с. 459).

Некоторые качества, необходимые консультанту. — Очень важно, чтобы человек, назначенный оберегать духовные интересы пациентов и сотрудников, имел здравое суждение и твердые принципы, оказывал хорошее влияние на нравственную атмосферу в санатории и знал, как обращаться с людьми. Это должен быть мудрый, культурный, воспитанный, ласковый, интеллигентный и интеллектуально развитый человек. Возможно, поначалу он не сможет одинаково успешно трудиться на всех направлениях, но ему необходимо за счет серьезных размышлений и развития своих способностей приобрести недостающие для этой важной работы качества. Нужна величайшая мудрость и кротость, чтобы совершать приемлемое служение на таком посту. Вместе с тем этого человека должна отличать неподкупная честность и порядочность, ибо ему придется столкнуться с предрассудками, фанатизмом и всевозможными заблуждениями (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 546, 547 [1880]).

Частное консультирование может стать ловушкой (совет служителю). — Прошлым вечером мое внимание было обращено на твое дело, и я разговаривала с тобой, как мать разговаривает с сыном. Я сказала: «Брат_____, не следует думать, что ты должен беседовать с молодыми женщинами на определенные темы даже в присутствии твоей жены. Ты поощряешь у них такое представление, будто вполне нормально поверять служителям семейные тайны или затруднения, которые следует нести Богу. Ведь Он понимает человеческое сердце, никогда не ошибается и праведно судит. Отказывайся слушать любые разговоры о личных делах, касающихся семей или отдельных лиц. Если поощрять людей приходить к другому человеку со своими трудностями, возникнет впечатление, что поступать так вполне правильно, и это станет ловушкой не только для души, которая рассказывает о своих проблемах, но и для того, кому они поверяются» (Письмо 7, 1889 г.).

Служитель должен ограничить свои советы женщинам. — Женщин влечет к тебе, и они готовы излить тебе свои личные затруднения и семейные разочарования. Тебе не следует выслушивать их, но скажи им, что ты сам — заблуждающийся смертный, что Бог — их Помощник. Иисус знает тайны каждого сердца, и Он может благословить и утешить их. Скажи им, что твое суждение может оказаться превратным и что ты можешь одобрить зло, вместо того чтобы осудить его. Укажи им на «Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира». Если ты облечешься в духовное оружие и, несмотря на противодействие, отдашься труду, который необходим для тех, кто закрывает дверь небесному свету из-за их эгоизма и алчности, у тебя, может быть, будет немного друзей, но ты будешь спасать души (Письмо 48, 1888 г.).

Повторное предостережение. — Пусть женщины не тянутся к тебе. Будь честен с самим собой и скажи им, что ты не исповедник. Только Иисус знает тайны сердца. Ты — только человек, и поскольку ты судишь с человеческой точки зрения, ты можешь принять неверное решение, дать неверный совет (Рукопись 50, 1890 г.).

Я не вижу ничего хорошего, мой брат, в том, что ты имеешь встречи с молодыми женщинами наедине. Пусть более опытные женщины научат и наставят молодых вести себя надлежащим образом. Путь они не рассказывают о своих личных делах какому-либо мужчине. Богу это неугодно, и ты не должен поощрять ничего подобного (Письмо 9, с. 1889 г.).

Качества, необходимые для эффективного консультирования. — Когда в жизни вашего ближнего наступает кризис, а вы стараетесь советом или увещанием помочь ему, ваши слова могут оказать доброе влияние лишь в той мере, в какой они соответствует вашему доброму примеру и духу. Чтобы творить добро, необходимо быть добрым. Нельзя оказать преобразующего влияния на ближнего, если собственное сердце не смирилось, не очистилось и не смягчилось благодатью Христа. Если в вашей душе уже произошла эта перемена, то жить для блага других станет для вас естественным стремлением, свойственным вашей новой природе, как свойственно розовому кусту приносить благоухающие цветы или виноградной лозе — сладкие гроздья (Нагорная проповедь Христа, с. 127, 128 [1896]).

Обучение и опыт, которые приготовили Моисея к тому, чтобы быть чутким советником. — По человеческому рассуждению можно было бы обойтись без этих долгих лет тяжелого труда и неизвестности, считая это слишком большой потерей времени. Но Безграничная Мудрость призвала того, кому предстояло стать вождем Его народа, к скромным пастушеским трудам, длившимся сорок лет. Развитие таких качеств, как самозабвение, внимательность и чуткое попечение о стаде, сделают Моисея сострадательным, долготерпеливым пастырем Израиля. Никакая человеческая наука или культура не могли бы заменить собой то, что Моисей приобрел в этой школе (Патриархи и пророки, с. 247, 248 [1890]).

Некоторые не готовы к тому, чтоб иметь дело с разумом людей (совет служителю). — У вас есть такие черты характера, из-за которых вы не можете трудиться мудро с разумом людей. Вы не трудитесь так, чтобы добиваться в работе лучших результатов (Письмо 205, 1904 г.)

Работа с людьми — самая тонкая работа, которую когда-либо приходилось выполнять смертным. Не все способны исправлять заблуждающихся. Не у всех имеется мудрость, чтобы поступать справедливо, с любовью и милосердием. Люди не видят необходимости обличать в духе любви и нежного сострадания. Некоторые из них всегда излишне суровы и не чувствуют необходимости принимать наставление апостола: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня» (Иуд. 22, 23) (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 269, 270 [1873]).

Человеческий ум не всесилен. — Когда мы ясно поймем, каков наш Бог и что Он требует от нас, мы составим о себе очень скромное мнение. Человек, правильно изучающий Священное Слово, узнает, что человеческий ум не всесилен и что без помощи, которую в состоянии оказать только лишь Бог, человеческая сила и мудрость предстают всего лишь как слабость и невежество (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 24 [1882]).

Проявляя благодать Христа. — Бог желает, чтобы каждый из нас меньше смотрел на ограниченных людей и меньше зависел от них. У нас появляются советники, жизнь которых свидетельствует о том, что они не имеют познания о благодати Христа и не понимают истины в том виде, какова она есть во Христе.

Трудящиеся с Богом имеют скромное мнение о самих себе. Они не хвастливы, не самонадеянны, не высокомерны. Они долготерпеливы, добры, полны милосердия и добрых плодов. Им чуждо честолюбие. Они стремятся к праведности Христа, и слава Господня — их награда (Особые свидетельства, серия А, № 3, с. 49, 7 мая 1895 г.; Свидетельства для проповедников, с. 215, 216).

Вопросы к советникам. — Когда мы пытались объяснить нашим братьям и сестрам суть санитарной реформы и говорили им о том, как важно есть, пить и делать все остальное во славу Божью, то многие своими действиями как бы отвечали: «Никого не касается, что я ем. Что бы мы ни делали, мы сами будем отвечать за последствия».

Дорогие друзья, вы глубоко ошибаетесь. Вы не единственные, кто страдает от вашего неправильного образа жизни. Не только вы сами, но и общество, в котором вы живете, в значительной степени несет на себе последствия ваших грехов. Если вы мучаетесь от невоздержания в еде и питье, то мы, окружающие вас и общающиеся с вами, тоже терпим неудобства из-за ваших слабостей. Мы вынуждены страдать из-за вашего неверного поведения.

Если невоздержание ослабляет наши физические и умственные силы, то и мы ощущаем это, находясь в вашем обществе. Если вы, вместо того чтобы быть веселыми и жизнерадостными, угрюмы и мрачны, то ваше состояние портит настроение всем, кто вас окружает. Когда мы печалимся, скорбим и унываем, то вы, если бы ясно мыслили и поддерживали свое здоровье в наилучшем состоянии, могли бы указать нам выход и утешить нас. Но если ваш мозг затуманен вследствие неправильного образа жизни и вы не можете дать нам правильный совет, то разве мы не потерпим урона? Разве своим влиянием вы не затрагиваете нас?

Мы вполне доверяем своему суждению, однако мы хотим иметь советников, ибо при множестве советников дело состоится (см. Притч. 15:22). Мы хотим, чтобы наше поведение было последовательным в глазах тех, кого мы любим, и мы желаем советоваться с ними и надеемся, что они будут ясно мыслить и дадут нам разумный совет. Но как мы можем проявлять заинтересованность к вашему мнению, если нервные клетки вашего мозга до предела перегружены и истощены, поскольку ваш организм, перенапрягаясь, должен как-то справляться с нездоровой пищей, оказавшейся в вашем желудке, или с непомерно большим количеством здоровой пищи? Разве можем мы проявлять заинтересованность к мнению таких людей? Масса непереваренной пищи не дает им возможности здраво рассуждать. Таким образом, ваш образ жизни непосредственно затрагивает и наши интересы. Если вы ведете неправильный образ жизни, то тем самым заставляете страдать ближних (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 356, 357 [1870]).

Обратите внимание на подход. — Те, кто ведет себя развязно и некультурно в беседе с людьми, будут проявлять ту же небрежность в манерах, то же отсутствие такта и умения в обращении с душами, когда они приступят к духовному служению (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 399 [1885]).

Как сказать простые вещи. — Я была в состоянии говорить самые простые вещи тем, кто чувствовал смущение. Я не осмеливалась делать ничего другого, как говорить им истину, потому что для них мне была дана весть (Письмо 271, 1903 г.).

Учитесь методу Христа в обращении с разумом людей. — Учитесь у Христа, как обращаться с людьми. Иногда приходится говорить резко и решительно, но убедитесь, что Святой Дух Божий наполняет ваше сердце, прежде чем высказать ясную, нелицеприятную истину, а потом пусть она пробивает себе путь. Не вы должны пробивать путь, а истина Божья (Письмо 65а, 1894 г.; Избранные вести, т. 2, с. 371).

Больные имеют эмоциональные нужды. — Сочувственное и тактичное обращение в большинстве случаев приносит гораздо больше пользы больному человеку, чем самое квалифицированное лечение при холодном и безразличном отношении. Врач, подходящий к постели больного небрежно и безразлично, смотрящий на несчастного безучастно и холодно, словом и делом дающий понять, что его болезнь не стоит особого внимания, а потом оставляющий пациента с печальными размышлениями и страхами такой врач наносит пациенту несомненный вред. Сомнение и уныние, порожденные его равнодушием, часто нейтрализуют положительное воздействие прописанных им лечебных средств (Служение исцеления, с. 244 [1905]).

Не осуждающая, но добрая рука. — Если вы видите человека, чьи слова или отношение показывают, что он не связан с Богом, не браните его. Ваше дело — не осуждать его, но сблизиться с ним, чтобы помочь ему. Притча о заблудившейся овце должна стать девизом в каждом доме. Божественный Пастырь оставляет девяносто девять и идет в пустыню искать пропавшую.

Среди камней могут быть заросли, трясина и опасные расщелины, и Пастырь знает, что, если овца попадет в одно из таких мест, добрая рука должна вызволить ее. Когда Он находит пропавшую, то не осыпает ее бранью. Он рад, что нашел овцу живой. Слыша вдали ее блеяние, Он борется с каждым препятствием, чтобы спасти Свою потерявшуюся овцу. Твердой и все же нежной рукой он раздвигает колючки и вытаскивает ее из трясины. Пастырь осторожно поднимает ее на свои плечи и несет обратно в стадо. Чистый, безгрешный Искупитель несет грешного и нечистого (Рукопись 17, 1895 г.).

Мудрый совет. — Мудро проявляемое сострадание — это благо, но оно должно сочетаться с рассудительностью, с сознанием того, что человек заслуживает сострадания. Что сказано о принятии совета? «Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай, дабы не укорил тебя услышавший это… Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично. Золотая серьга и украшение из чистого золота — мудрый обличитель для внимательного уха» (Притч. 25:9-12).

Если, общаясь вместе, мы помогаем друг другу приблизиться к небу, когда мы беседуем о Божественном и небесном, то это достойное общение. Но если мы говорим о суетном и маловажном, то молчание в таких случаях — золото. Внимательное ухо примет обличение в смирении, терпении и готовности учиться. Тогда наше общение друг с другом станет благотворным и будет отвечать Божьим намерениям. Божественному наставлению относительно совета должны следовать обе стороны: мудрый обличитель исполняет свой долг, а внимательное ухо слушает и извлекает пользу (Письмо 52, 1893 г.; Сыновья и дочери Бога, с. 166).

Будьте спокойны и добры, что бы ни происходило. — Конечно, всегда что-то будет раздражать… озадачивать и испытывать терпение. Они должны быть готовы к этому, не нервничать и не терять самообладания. Им надо быть добрыми и выдержанными в любой ситуации… Медперсоналу надо всегда принимать во внимание, что они имеют дело с больными людьми, которые часто все видят в искаженном свете, хотя и уверены, что все вопросы понимают идеально (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 182 [1872]).

Не ожидайте слишком многого. — Служителям необходимо быть осторожными и не ожидать слишком многого от людей, которые все еще бредут на ощупь во тьме заблуждений… Они должны быть терпеливыми и мудрыми в обращении с людьми и помнить, что столь разнообразные черты характера у разных личностей развиваются в самых разнообразных жизненных обстоятельствах (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 262 [1876]).

Атмосфера мира. — Самое главное дело, братья мои, — стяжать Божье благословение для своего сердца. Затем несите это благословение в свои семьи, избавьтесь от критиканства, победите в себе суровость и придирчивость, и да возобладает у вас доброта и жизнерадостность. Атмосферу своей семьи вы принесете с собой на работу, и небесный мир поселится в ваших душах. Там, где царит любовь Иисуса, проявляется нежность, жалость и участливое отношение к ближним. Самый ценный труд, который могут выполнить мои братья, это развивать у себя христоподобный характер (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 558, 559 [1872]).

Ведите к источникам живой воды. — Тот, кто стремится утолить свою жажду в источниках этого мира, возжаждет вновь. Миллионы людей томятся в неведении. Человеческие души готовы прильнуть хоть к какому-нибудь источнику, дабы найти смысл своего существования. Но эту жажду может утолить только Христос — «желаемый всеми народами», Тот, в Ком нуждается весь мир. Божественная благодать, которую может даровать только Он, — вот та живая вода, которая очищает, освежает и наполняет душу новыми силами (Желание веков, с. 187 [1898]).

Понимание с мирской точки зрения. — Просвещенное здравое суждение убеждает нас признать, что небесное выше земного, и все же порочное человеческое сердце убеждает его отдать предпочтение мирскому. Мнения великих людей, так называемые научные теории затмили истины Священных Писаний (Ревью энд Геральд, 24 ноября 1891 г.).

Великий Советник. — Со всеми вашими нуждами идите к Богу. Не поверяйте другим ваши испытания и искушения; ведь только Бог может помочь вам. Если вы выполните условия, на которых Бог дал Свои обетования, они исполнятся для вас. Если ваши мысли сосредоточены на Боге, вы не будете переходить из состояния экстаза к глубинам отчаяния, когда вас постигнет испытание и искушение. Вы не будете выражать сомнение и уныние другим. Вы не скажете: «Я не знаю того-то и того-то. Я не чувствую себя счастливым. Я не уверен, что у нас истина». Вы не будете этого делать, ибо у вас будет якорь для души, якорь безопасный и крепкий.

Когда мы выражаем разочарование и уныние, сатана слушает нас со злодейским злорадством, ибо ему по душе знать, что он вверг нас в свое рабство. Сатане не дано читать наши мысли, но он видит наши действия, слышит наши слова, и, давным-давно зная человеческую семью, он подбрасывает свои искушения, чтобы воспользоваться слабостями нашего характера. И как часто мы сами открываем ему секрет, как можно одержать победу над нами. О, если бы мы могли контролировать свои действия и слова! Какими сильными мы стали бы, если бы наши слова были такого свойства, что мы не постыдились бы встретить запись о них в судный день. В день Божий они покажутся совсем другими в сравнении с тем временем, когда мы произносили их (Ревью энд Геральд, 19 мая 1891 г.).

Среди вас находится Могущественный предвечный Советник, Который приглашает вас возложить свое упование на Него. Неужели вы отвратитесь от Него и обратитесь к ненадежным человеческим существам, которые полностью зависимы от Бога, как и мы? Не потеряли ли мы полностью из виду наши преимущества? Не виновны ли мы, что ожидаем так мало, что не просим у Бога того, что Он жаждет нам дать? (Ревью энд Геральд, 9 июня 1910 г.).