Глава 89. Позитивное влияние на разум

Благодарность способствует здоровью. — Ничто не способствует здоровью тела и души больше, чем дух благодарности и хвалы. Это несомненная обязанность — противостоять меланхолии, недовольным мыслям и чувствам. Такой же обязанностью является молитва (Служение исцеления, с. 251 [1905]).

Обладатели умственных и физических способностей. — Естественно считать, что мы полностью принадлежим себе! Но Вдохновенное Слово провозглашает: «Вы не свои… Ибо вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6:19, 20)… По отношению к нашим ближним мы — собственники вверенных нам умственных и физических способностей. По отношению же к Богу мы — должники, владельцы Его благодати (Письмо 44,1900 г.; Наше высшее призвание, с. 40).

Стремитесь достичь единства. — Воля Божья заключается в том, чтобы Его народ отличался единством и братской любовью. Накануне распятия Христос молился о том, чтобы Его ученики были едины так, как Он един со Своим Отцом, и тогда мир поверит тому, что Он послан Богом. Эта в высшей степени трогательная и прекрасная молитва через все века дошла до наших дней, ибо Он молился: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» (Ин. 17:20). Хотя мы и не должны жертвовать ни одним принципом истины, но нашей постоянной целью должно быть достижение этого единства. Это является доказательством того, что мы ученики Его. Иисус сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Апостол Петр увещевает церковь: «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы» (1 Петр. 3:8) (Патриархи и пророки, с. 520 [1890]).

Извлекайте драгоценное из окружения. — Вы все видели на поверхности озера прекрасную белую лилию. Как мы мечтали, как сильно желали и предпринимали все, чтобы добраться до цветка. Сколько бы ни было вокруг отбросов, мусора и грязи, это не уничтожило нашего желания достать лилию. Нас удивляет, как лилия может быть такой прекрасной и белой, когда вокруг так много грязи.

У растения есть стебель, который углубляется в золотистые пески на дне и собирает только самые чистые вещества, которые питают лилию, пока она не превратится в чистый, белоснежный цветок, каким мы видим ее. Не содержится ли здесь урока для нас? Да, содержится. Здесь показано, что, хотя мы живем среди беззакония, нам не следует сближаться с ним. Не говорите о зле и нечестии, которые изобилуют в мире, но возвысьте свой разум и говорите о вашем Спасителе. Когда вы видите царящее вокруг вас беззаконие, вы становитесь радостнее от осознания того, что Христос — ваш Спаситель и что мы — Его дети.

Должны ли поэтому мы смотреть на беззаконие вокруг нас и сосредоточиваться на темной стороне жизни? Вам не исцелить зла, а потому говорите о более высоком, лучшем и благородном. Говорите о том, что положительно повлияет на разум и что поднимет каждую душу от этого нечестия к вышнему свету (Рукопись 7, 1888 г.).

Подсчитывая благословения. — Если бы вся энергия, направленная не в то русло, была посвящена одному великому стремлению — стяжать обильные проявления благодати Божьей в этой жизни, какими свидетельствами о милости и благословениях Бога была бы наполнена наша память!.. Тогда нашим постоянным принципом стала бы привычка собирать духовные сокровища так же ревностно и неустанно, как стремящиеся к мирскому благу трудятся ради земного и временного.

Вас может совершенно не удовлетворять то, что вы получаете теперь, учитывая, что у Господа — блаженные небеса и сокровищница драгоценных благословений для восполнения нужд каждой души. Сегодня мы нуждаемся в обилии благодати, в обновлении Божьей любви и знаках Его благости, и Он не удержит этих благих, небесных сокровищ от истинного искателя (Рукопись 22, 1889 г.; Наше высшее призвание, с. 188).

Отдача, соответствующая дарам. — Каждому слуге что-то доверено, и каждый слуга несет за это ответственность, прямо пропорциональную нашим способностям и талантам. Распределяя дары, Бог действует нелицеприятно. Он распределяет таланты в соответствии с известными способностями Своих слуг и ожидает соответствующей отдачи (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 282 [1869]).

Важно понимать, как правильно пользоваться умственными и физическими способностями. — Временем нужно пользоваться благоразумно, серьезно и при освящении Святым Духом. Мы должны точно различать, что хорошо и что плохо, дабы правильно распорядиться своими умственными и физическими способностями. Бог имеет несомненное право собственности на каждую способность, которую Он доверил людям. Он называет условия использования каждого Божьего дара. Он благословит правильное использование каждой способности для славы Его имени.

Талант речи, памяти, собственности — все это должно накапливаться для славы Божьей, для продвижения Его Царства. Бог оставил на наше попечение Свои блага в Его отсутствие. Каждому слуге поручено его особое дело для продвижения Божьего Царства. Для лености ни у кого нет оправдания (Письмо 44,1900 г.; Наше высшее призвание, с. 40).

Бог дает таланты, а человек развивает ум. — Мы должны развивать таланты, данные нам Богом. Они являются Его дарами и должны быть использованы в правильном соотношении друг с другом, чтобы создать гармоничное целое. Бог дает таланты, способности ума, а человек созидает характер. Разум — это сад Господень, и человек должен прилежно возделывать его, чтобы формировать характер по Божественному подобию (Письмо 73, 1899 г.; Наше высшее призвание, с. 106).

Неспособность, вызванная пассивностью. — Многие, оправдывая свое неучастие в христианской деятельности, утверждают, что не обладают способностями к подобной работе. Но разве это Бог сделал их столь неспособными? Нет конечно. Это бессилие явилось результатом их собственной пассивности и свидетельствует об их собственном выборе. Уже сейчас в своих характерах они сознают результат приговора: «Возьмите у него талант».

Постоянное пренебрежение деятельным развитием своих талантов обернулось утратой отзывчивости на внушения Святого Духа, Который является единственным источником света. Приговор: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю» (Мф. 25:30) лишь закрепляет тот выбор, который они сами сделали для вечности (Наглядные уроки Христа, с. 365 [1900]).

В сочетании различных элементов. — Единство в разнообразии — таков Божий замысел. Среди последователей Христа должно быть сочетание различных элементов, приспособленных друг к другу и выполняющих свою особую работу для Бога. Каждая личность занимает свое особое место в осуществлении одного великого плана, носящего печать Христова образа… Один готов делать одно, другой способен делать другое, третий в силах делать третье, приведет к гармоничному действию… Должен преобладать только один дух — Дух Того, Кто безграничен в мудрости и в Ком все различные элементы соединились в прекрасном, непревзойденном единстве (Письмо 78,1894 г.; Наше высшее призвание, с. 169).

Сердце, открытое в характере. — Что бы ни было у нас на сердце, это явится в характере и окажет влияние на всех, с кем мы соприкасаемся. Наши слова и дела являются либо благоуханием жизни в жизнь, либо смертоносным запахом на смерть. И на суде мы будем приведены лицом к лицу с теми, кому мы могли бы помочь следовать по правильному, безопасному пути советом, хорошо продуманными словами, если бы поддерживали ежедневную связь с Богом и живой, неиссякаемый интерес к спасению их душ (Недатированные рукописи, с. 73; Наше высшее призвание, с. 241).

Влияние силы, подобной электрической, на другие умы (совет апатичному человеку). — Тебе нужно развивать силу характера, ибо энергичный человек оказывает далеко идущее влияние и влечет к подражанию. Он действует на других подобно электрическому току. В нашем мире мало убежденных людей. Каждый Божий труженик встретит помехи и преграды. Но люди должны бороться с ними. Энергичный ревностный труженик не позволит, чтобы его путь был прегражден. Он с силой отодвинет барьеры.

Ты нуждаешься в постоянной, устойчивой, непоколебимой энергии. Ты должен дисциплинировать себя. Полностью изменись. Приложи старание и одержи победу над всеми незрелыми чувствами. Ты слишком жалеешь себя. Ты должен решиться не тратить жизнь на пустяки. Тебе нужно поставить достойную цель и стремиться к ней. Ты принимаешь хорошие решения. Ты всегда что-то собираешься сделать, но не достигаешь цели. Ты больше говоришь, чем делаешь. Твое здоровье было бы гораздо лучше, если бы ты прилагал больше усердия и совершал что-то несмотря на препятствия (Письмо 33, 1886 г.).

Божью любовь не выразить словами. — Любовь Христа — это золотая цепь, которая связывает ограниченные человеческие существа с безграничным Богом. Любовь Христа к Своим детям превосходит разумение. Никакая наука не может определить и объяснить ее. Ни одна человеческая мудрость не может ее постичь. Чем больше мы будем чувствовать влияние этой любви, тем более кроткими и смиренными станем (Письмо 43, 1896 г.; Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 1141).

Религия формирует все существо. — Истинная религия ставит свою печать на сердце, и когда она остается там постоянным принципом, то воздействует и внешним образом, влияя на внешнее поведение, пока все существо не изменится по образу Христа. Даже мысли приводятся в подчинение Христу. Если же в сердце не укоренится постоянный принцип, разум будет формироваться по подобию обольщающего сатанинского ума, исполняя его волю к погибели души. Такие души окружены атмосферой, ядовитой для всех окружающих, будь то верующие или неверующие (Письмо 8, 1891 г.).

Знакомство с природой приносит здоровье телу, разуму и душе. — Красоты природы — это Божьи благословения, призванные нести здоровье телу, разуму и душе. Здоровым они даны для сохранения здоровья, а больным для выздоровления. В сочетании с водолечением они будут гораздо успешнее восстанавливать здоровье людей, чем вся лекарственная терапия этого мира (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 76 [1902]).

Послушание приносит мир. — Мир, постоянный мир наполнит душу, ибо полное послушание Иисусу Христу приносит покой. Покой — в послушании Божьей воле. Ученик, который следует по кротким и смиренным стопам Искупителя, обретает покой, который мир не может ни дать, ни забрать. «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он» (Ис. 26:3) (Письмо 6, 1893 г.; Наше высшее призвание, с. 98).

Кротость ведет к миру. — Кротость и смирение ума, которые всегда были присущи Божественному Сыну Божьему и которыми владеют Его истинные последователи, приносят удовлетворение, мир и счастье, которые поднимают их над рабством искусственной жизни (Реформатор здоровья, декабрь 1871 г.; Наше высшее призвание, с. 98).

Прощение означает покой для души. — Что такое обещанный «покой»? Это сознание того, что Бог верен, что Он никогда не разочаровывает приходящего к Нему. Его прощение является полным и безвозмездным, а Его принятие означает покой для души, покой в Его любви (Ревью энд Геральд, 25 апреля 1899 г.; Наше высшее призвание, с. 97).

Покой есть результат подчинения себя. — Покой обретается тогда, когда удаляется всякое самооправдание, всякие эгоистичные доводы. Полное подчинение себя, принятие Его путей есть секрет полного покоя в Божьей любви… Делайте именно то, что Он велит вам делать, и будьте уверены, что Бог исполнит все, что Он обещал… Пришли ли вы к Нему, отказавшись от всех ваших уловок, всего вашего неверия, всей вашей самоправедности? Придите такими, какие вы есть, — слабыми, беспомощными и готовыми умереть (Ревью энд Геральд, 25 апреля 1899 г.; Наше высшее призвание, с. 97).

Жизненно важные интересы зависят от вас. — Помните, что искушение — еще не грех. Помните, что какими бы трудными ни были обстоятельства человека, ничто фактически не может ослабить его душу, если он не поддастся искушению и сохранит свою чистоту. Ваши самые жизненно важные интересы находятся в ваших собственных руках. Никто не может причинить вам вреда без вашего согласия. Все сатанинские легионы не смогут повредить вам, если вы не откроете душу для хитростей и стрел сатаны. Ваша гибель никогда не состоится, пока не будет на то согласие вашей воли. Если разум не развращен, то все окружающее развращение не может запятнать или осквернить вас (Письмо 14, 1885 г.; Наше высшее призвание, с. 94).

Чувства под контролем. — Мы радуемся в надежде, а не в чувствах. В надежде славы Божьей мы знаем, что от скорби происходит терпение, опытность и надежда. Что это означает? Если мы не чувствуем того, что хотим, следует ли нам впадать в раздражение, говорить слова, указывающие на наше сходство с сатаной? Мы не можем позволить себе произносить грубые, резкие слова, потому что на нас смотрят небесные существа, и мы ведем сражение на виду У всей вселенной. И как мы огорчаем сердце Божье, когда каким-либо образом отвергаем Его! Следы распятия на руках Христа показывают, что Он начертал нас на Своих дланях (Рукопись 16, 1894 г.).

Ободрение восстанавливает тело и душу. — Расскажите страдальцам о милосердном Спасителе… Он с сочувствием взирает на всех, кто считает свое дело безнадежным. Когда душа наполнена страхом и трепетом, разум не в состоянии видеть нежное сочувствие Христа. Наши санатории должны быть средством для принесения мира и покоя в страждущие души.

Если вы сможете воодушевить унывающих надеждой, то вместо разочарования и беспокойства они обретут спасающую веру, удовлетворение и бодрость. В их физическом состоянии произойдут тогда удивительные перемены. Христос восстановит как их тело, так и душу, и, сознавая Его сострадание и любовь, они будут покоиться в Нем. Он — яркая утренняя звезда, сияющая среди нравственной тьмы и греховного, растленного мира. Он — свет мира, и все, отдавшие Ему свои сердца, обретут мир, покой и радость (Письмо 115, 1905 г.; Медицинское служение, с. 109, 110).

Христиане — не пассивные, а активные люди. — Здоровый, возрастающий христианин не будет просто потребителем среди своих собратьев. Он должен не только получать, но и отдавать. Наши добродетели развиваются посредством упражнения. Христианское общество снабдит нас чистой атмосферой, чтобы нам дышать ею, и вдыхая, мы должны быть активными. Совершаемый христианский труд, сочувствие, ободрение, наставления, передаваемые нами тем, кто в них нуждается, самообладание, любовь, терпение и снисходительность, необходимые и проявляемые в христианской жизни, сотворят в нас веру, послушание, надежду и любовь к Богу…

Для укрепления духовных мускулов и сил душа должна трудиться. Для улучшения возможностей делать добро нужно проявлять духовную активность… Чем больше добросовестный христианин занят исполнением христианских обязанностей, тем разумнее он станет (Письмо 1, 1882 г.; Наше высшее призвание, с. 260).

Социальная сила должна совершенствоваться. — Именно через общественные отношения христианство вступает в контакт с миром. Каждый человек, получивший Божественный свет, призван пролить его на темный путь тех, кто не знаком с лучшим образом жизни. Общественная сила, освященная Духом Христа, призвана совершенствоваться приведением душ к Спасителю. Христос не может быть спрятан глубоко в сердце, как вожделенное сокровище, священное и благое, чтобы обладатель наслаждался им в одиночку. Мы должны иметь Христа в себе подобно чистому источнику, текущему в жизнь вечную, освежающему всех, кто общается с нами (Служение исцеления, с. 496 [1905]).

Потенциальная сила христианства. — На жизненном пути мы нередко встречаем тружеников, терпеливо выполняющих череду повседневных обязанностей и не подозревающих, что они обладают способностями, которые, будучи приведены в действие, поставили бы их наравне с самыми почитаемыми людьми. Чтобы разбудить эти дремлющие возможности, необходимо прикосновение искусной руки. Таких людей и призвал Иисус быть Своими соработниками, дав им великое преимущество находиться рядом с Ним. Никто из величайших людей мира сего не учился у такого Учителя. Общение со Спасителем превратило невежественных и неученых рыбаков в совершенно иных людей. И умом, и характером Его ученики были подобны Ему, и люди сразу узнавали — вот те, которые идут за Иисусом (Желание веков, с. 250 [1898]).

Необходимы цели и стремления. — Стремитесь к цели в этой жизни. Собирайте солнечный свет вокруг себя, вместо того чтобы собирать тьму. Стремитесь быть свежим прекрасным цветком в Божьем саду, источая благоухание на всех вокруг вас. Делайте это и вы ни на чуточку не сократите свою жизнь. Но вы наверняка сократите свои дни печальными жалобами, рассказывая о ваших горестях и болезнях (Реформатор здоровья, июнь 1871 г.).

Целеустремленная жизнь делает человека воистину счастливым. — Те, кто живет целеустремленной жизнью, стремится принести пользу и благословение своим ближним, почтить и прославить своего Искупителя, являются воистину счастливыми людьми на земле, в то время как человек беспокойный, недовольный, ищущий одно, пробующий другое, надеющийся найти счастье, всегда выражает недовольство. Он всегда в нужде, никогда не удовлетворен, потому что живет для себя одного. Поставьте цель делать добро, добросовестно выполняйте свои жизненные обязанности (Письмо 17, 1872 г.; Наше высшее призвание, с. 242).

Напрягите каждый нерв. — Мы должны напрячь каждый духовный нерв и мускул… Бог не желает, чтобы вы оставались новичками. Он хочет, чтобы вы достигли самой высокой ступени лестницы и сошли с нее прямо в царство нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа (Рукопись 8, 1899 г.; Наше высшее призвание, с. 217).