I. Краткая история адвентистского движения

«Ранние произведения» пользуются популярностью и непрерывным спросом у Адвентистов седьмого дня потому, что с ними связано наше представление о первых книгах Е. Уайт. Они были написаны и впервые опубликованы в 1850 годах для утешения и наставления тех, кто вместе с автором пережили затруднения, выпавшие на долю адвентистов, соблюдавших субботу в период 1840-х и начала 1850-х годов. В своих произведениях автор решил познакомить читателя с историей Адвентистского пробуждения и развитием движения Адвентистов седьмого дня, которое началось в 1844 году. Некоторые из опытов, хорошо известных в то время, в отдельных случаях просто упоминаются, а выражение слов, чтобы понять их правильно, нужно рассматривать в свете истории Адвентистов, соблюдавших субботу в те ранние годы.

Рассказывая в 1858 году на страницах своих произведений о трехангельской вести из 14 главы Откровения, Елена Уайт скорее останавливается на описании опытов тех, кто принимал участие в ее возвещении и делает из них поучительные выводы, нежели дает четкое изложение характера этой вести. (См. стр. 232-240, 254-258). В некоторых случаях она употребляет такие, ставшие в наше время непонятными, выражения, как: «Адвентисты по имени», «закрытая дверь», «открытая дверь» и т. д.

Ныне более столетия отделяет нас от пафоса тех исторических дней. Читатель должен постоянно помнить об этом. Посему мы постараемся изложить историю того времени, с которой так хорошо были знакомы современники Е. Уайт. В ней мы коснемся некоторых важных опытов Адвентистов, соблюдавших субботу в течение одного или двух десятилетий до того, как впервые были опубликованы «Ранние произведения».

В начале книги Е. Уайт в сжатом виде рассказывает нам о своем обращении и первом христианском опыте. Попутно она упоминает также о том, что ей довелось прослушать ряд библейских проповедей об ожидаемом личном пришествии Христа, которое, как полагали, должно было вскоре произойти. Великое адвентистское пробуждение, о котором упоминается в книге, — это движение охватило весь мир. Многие начали тщательно изучать пророчества Библии и в итоге по всей земле простые люди приняли благую весть о пришествии Иисуса.

[4]

1. Великое адвентистское пробуждение

Наиболее широкий отклик весть о втором пришествии нашла в Соединенных Штатах. Когда библейские пророчества, относящиеся к возвращению Иисуса, приняли способные мужчины и женщины из многих религиозных конфессий, за ними последовало большое число людей, ставших впоследствии стойкими, преданными Адвентистами. Следует отметить, что в то время не было создано какой-либо отдельной, четко сформир6ванной религиозной организации. Надежда на скорое пришествие Господа открыла дверь глубокому религиозному пробуждению, которое оживило все протестантские Церкви и побудило многих скептиков и неверующих открыто исповедовать свою веру в Библию и Бога.

Когда в начале 1840 годов движение достигло своего высшего подъема, тогда сотни проповедников различных конфессий стали возвещать адвентистскую весть. Во главе движения стоял Уильям Миллер, который жил в восточной части штата Нью-Йорк. Он был фермером и считался видным человеком в своем обществе. Несмотря на хорошее религиозное воспитание, полученное в юности, он охладел в вере. Он перестал доверять Слову Божьему и постепенно усвоил деистические взгляды. Однажды, в воскресное утро, когда он в баптистской церкви говорил проповедь, Дух Святой коснулся его сердца и он принял Иисуса Христа как своего Спасителя. Тогда Миллер взялся за исследование Слова Божьего желая найти в Библии удовлетворительный ответ на все свои вопросы и усвоить все содержащиеся в ней истины.

В течение двух лет он много времени провел за исследованием Писания, изучал его стих за стихом. Он решил не приниматься за следующий стих, до тех пор, пока не почувствует, что он нашел удовлетворительное объяснение исследуемого им текста. Он имел под рукой только Библию и симфонию. Вскоре, в процессе своего исследования, он обнаружил в Писании пророчества о буквальном личном Втором пришествии Христа. Он старался также найти ключ к уразумению таких обширных по времени пророчеств, как пророчества 8 и 9 главы Даниила, простирающиеся на 2300 вечеров и утр, которые он связал с пророчеством 14 главы Откровения и вестью иного ангела, возвещающего час суда. На 229 странице настоящей книги сестра Уайт говорит, что «Бог послал Своего ангела воздействовать на сердце Уильяма Миллера, чтобы побудить его к исследованию пророчеств».

Еще будучи девушкой, Е. Уайт прослушала два цикла проповеди, которые Миллер держал в городе Портленд (штат Мэн). Его проповеди произвели на нее неизгладимое впечатление. Ниже мы приводим отрывок из ее более позднего произведения «Великой борьбы», в котором она разъясняет нам пророческие периоды таким же образом, как некогда Миллер разъяснял своим слушателям.

2. Исчисление пророческих периодов

«В книге Даниила 8, 14 содержалось пророчество, которое, казалось, несомненно указывало на время Второго пришествия: «На 2300 вечеров и утр и тогда святилище очистится». Следуя своему правилу, что Писание разъясняет само себя, Миллер узнал, что один день в библейском пророческом времени означает год (Числ. 14; 34; Иез. 4, 6). Он видел, что период 2300 пророческих дней или буквальных лет простирается далеко за пределы времени благодати, определенной для иудеев как избранного народа и, следовательно, не относится к святилищу Ветхого Завета. Миллер разделял всеобщую точку зрения, а именно, что в христианском веке святилищем считается земля, и поэтому он понимал, что очищение святилища, о котором говорится в Дан. 8, 14, означает очищение земли посредством огня при Втором пришествии Господа. Если бы,- рассуждал он, — можно было найти исходную точку 2300 дней, тогда было бы возможно установить и время Второго пришествия Христа. Таким образом, стало бы известно время великого завершения, время, когда весь современный мир с его гордостью, властью, пышностью, с «его тщеславием, нечестием и угнетением придет к своему концу», когда проклятие будет, «удалено с земли, смерть уничтожена, а рабы Божий, пророки и святые, и все боящиеся Его будут вознаграждены, а опустошающие землю — истреблены» (Блисс, «Воспоминание об Уильяме Миллере», 76 стр.).

Миллер продолжал исследовать пророчества с новым чувством глубочайшей заинтересованности, посвящая целые дни и ночи изучению этих истин, которые теперь казались ему необыкновенно важными и серьезными. В 8 главе книги Даниила он не смог найти исходной точки для отсчета 2300 дней;

хотя ангелу Гавриилу и было поручено объяснить Даниилу видение, однако он только частично сделал это. Когда пророк увидел ужасные преследования, которые ожидали церковь, силы оставили его. Это зрелище оказалось для него трудным, чтобы перенести, и ангел на время оставил его. «Даниил изнемог и болел несколько дней». «Я изумлен был видением сим и не понимал его», — говорит он.

Но Бог повелел своему посланнику: «Объясни ему это видение!» Это поручение должно было быть выполнено, и спустя некоторое время ангел возвратился к Даниилу: «Теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению»; «итак, вникни в слово л уразумей видение (Дан. 8, 16; 9, 22, 23). В видении 8 главы был один важный пункт, который остался необъясненным, а именно, период времени 2300 дней; поэтому ангел при своем вторичном появлении главным образом остановился на этом вопросе, касающемся времени:

«70 седьмин определены для народа твоего и святого города… Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и 62 седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении 62 седьмин предан будет смерти Христос и не будет… И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение» (Дан. 9, 24-27).

Ангел был послан к Даниилу, чтобы объяснить ему то, что он не понял в видении 8 главы, а именно слова, относящиеся ко времени: «На 2300 вечеров и утр и тогда святилище очистится» (Дан. 8, 14). Повелев Даниилу «вникнуть в слово и уразуметь видение» (Дан. 9, 23), ангел сразу же с первых слов сказал: «70 седьмин определены для народа твоего и святого города твоего» (Дан. 9, 24). Переведенное здесь слово «определены» буквально означает «отрезаны». Семьдесят недель, обозначающих 490 лет, согласно слов ангела, отрезаются специально для иудеев. Но от чего они отрезаются? Так как 2300 дней являлись единственным периодом времени, упоминающимся в 8 главе, следовательно, 70 седьмин отрезались от 2300 дней и эти два отрезка времени должны начинаться одновременно. Согласно объяснению ангела, эти 70 недель начинались с того времени, как вышел указ о восстановлении Иерусалима. Если бы только можно установить дату этого постановления, та была бы установлена и исходная точка великого периода 2300 дней.

В 7 главе книги Ездры говорится об этом постановлении (Езд. 7, 12-26). В окончательном виде этот указ был издан Артарксерксом, царем Персидским в 457 году до Р. X. Но в книге Ездры 6, 14 говорится, что дом Господень будет построен «по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дария и Артаксеркса, царей Персидских». Три царя составляли, уточняли и дополняли этот указ до тех пор, пока не достигли рубежа, означавшего согласно пророчеству начало 2300 дней. Приняв за дату выхода указ 457 года до Р. X.- ибо в этот год указ был завершен,- нетрудно проследить, как исполнились все детали пророчества о семидесяти седьминах.

«С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки 7 седьмин и 62 седьмины, т. е. 69 седьмин или 483 года. Повеление Артарксеркса вступило в силу осенью 457 года до Р. Хр. Отсчитывая с этого времени 483 года, мы получим осень 27 года после Р. Хр., — тогда-то и исполнилось это пророчество. Слово «Мессия» (Христос) означает «Помазанник». Осенью 27 года по Р. Хр. Христос был крещен Иоанном и помазан Духом Святым. Ап. Петр свидетельствует, что «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета». (Деян. 10, 38). И Сам Спаситель говорит: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим» (Лук. 4, 18). После Своего крещения Он пришел в Галилею «проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время». (Марк. 1, 14-15).

«И утвердит завет для многих одна седьмина» (Дан. 9, 27). Упоминаемая здесь «седьмина» является последней из семидесяти; эти последние семь лет предназначались специально для иудеев. В течение этого времени,- с 27 по 34 год,- Иисус вначале лично, а затем и Его ученики проповедовали Евангелие исключительно для иудеев. Когда апостолы вышли на работу с благой вестью о Царствии небесном. Спаситель дал им поручение: «На путь к язычникам не ходите и в город самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Матф. 10, 5-6).

«А в половине седьмины прекратится жертва и приношение» (Дан. 9, 27). В 31 г. по Р. X., спустя три с половиною года после Его крещения, Господь был распят. С принесением на Голгофе этой великой жертвы оканчивалась и система жертвоприношений, которая в течение четырех тысяч лет указывала на Агнца Божьего. У креста встретились прообраз и действительность и здесь утрачивали всякое значение все жертвы и приношения церемониальной системы.

70 седьмин или 490 лет, которые были особенным образом определены для иудеев, окончились, как мы видим, в 34 г. по Р. X. В это время решением иудейского синедриона народ запечатлел свое отвержение Евангелия, побив Стефана камнями и начав преследовать последователей Христа. Тогда весть спасения, не ограниченная более рамками благовествования только избранному народу, стала проповедоваться всему миру. Преследуемые ученики оставили Иерусалим и, «рассеявшиеся, ходили и благовествовали Слово. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа» (Деян. 8, 4-5). Наставленный Богом, Петр открыл весть спасения сотнику кесарийскому, богобоязненному Корнилию; и пламенный Павел, уверовавший в Иисуса, получил поручение нести эту благую весть «далеко к язычникам». (Деян. 22, 21).

Итак, пророчество исполнилось с поразительной точностью и 70 седьмин без всякого сомнения начинаются с 457 г. до Р. X. и оканчиваются в 34 г. по Р. X. Располагая этими данными, нетрудно определить и окончание 2300 дней. 70 седьмин — 490 дней- отрезаны от 2300 дней, и остается 1810 дней, которые должны найти свое исполнение после периода 490 дней. Отсчитав 1810 лет от 34 года по Р. X., мы приходим к 1844 году. Следовательно, 2300 дней, о которых говорится в книге Дан. 8, 14 оканчиваются в 1844 году. После завершения этого великого пророческого периода, согласно свидетельству ангела Божьего, должно было произойти «очищение святилища» (Дан. 8, 14). Таким образом, время очищения святилища, которое, как все верили, произойдет при Втором пришествии, было точно указано.

Вначале Миллер со своими сотрудниками верили, что 2300 дней окончатся весной 1844 года, между тем как пророчество указывало на осень того же года. Неправильное понимание этого места причинило разочарование и замешательство среди тех, которые думали, что Второе пришествие Господа будет весной. Но это ни в коей мере не умаляло силы того факта, что 2300 дней оканчивались в 1844 году и что тогда должно совершиться великое событие, а именно — очищение святилища.

Начав изучать Священное Писание с целью доказать, что оно является откровением Божьим, Миллер даже «и представить себе не мог, что он придет к таким выводам. Он сам едва верил результатам своих исследований, но доказательства Священного Писания были слишком ясны и сильны, чтобы оставить их без внимания.

Он посвятил два года изучению Библии и в 1818 году сделал торжественный вывод — через 25 лет придет Христос, чтобы искупить Свой народ» (Великая борьба 324- 329 стр.)

[5]

3. Разочарование и его последствия

Адвентисты со страстным желанием ожидали наступления дня пришествия своего Господа. Они смотрели на осень 1844 года как на время, указанное в пророчестве Даниила. Но эти искренние верующие пережили горькое разочарование. Подобно первым ученикам, не понимавшим точного характера событий, — исполнения пророчеств о первом пришествии Христа, — испытавшим разочарование, так и Адвентисты в 1844 году были разочарованы относительно исполнения пророчества об ожидаемом Втором пришествии Христа. Елена Уайт на страницах данной книги описывает это следующим образом:

«Иисус не пришел на землю с тем, чтобы очистить ее посредством огня, как того ожидали радостно готовящиеся встретить Его пришествие. Я видела, что они не сделали никакой ошибки в исчислении пророческих периодов. Пророческое время окончилось в 1844 году Иисус вошел во Святое-святых для того, чтобы очистить святилище в конце дней. Их ошибка состояла в том, что они не понимали, что из себя представляет святилище и природу его очищения». (Ранние произведения 243 стр.)

После разочарования, наступившего 22 октября, многие верующие и служители церквей, которые присоединились к адвентистской вести, сразу же отпали. Некоторые из них примкнули к движению главным образом из-за страха, и, когда время ожидания миновало, они оставили свое упование и рассеялись. Другие впали в фанатизм. Но еще почти половина адвентистов верила, что Христос вскоре явится на облаках небесных. В насмешках и издевательствах со стороны мира они видели доказательство того, что время благодати для мира окончилось. Эти люди твердо верили, что возвращение Господа очень близко. Однако, по мере того, как проходили дни и целые недели, а Господь все не являлся, среди этих адвентистов начали появляться разногласия во мнениях и они разделились. Большинство из них считали, что пророчество в 1844 году не исполнилось и что, по-видимому, допущена ошибка в исчислении пророческих периодов. Они начали сосредотачивать их внимание на некоторой особенной дате в будущем, когда следует ожидать пришествие Христа. Другие же, входившие во вторую, сравнительно малочисленную группу верующих, участвовавших при создании церкви Адвентистов седьмого дня, настолько верили в руководство Божье в великом адвентистском пробуждении, что отрицать его по их мнению, означало оскорбить Духа благодати. Но они не хотели поступать так.

4. Видение, данное Елене Гармон

Описание своего переживания и той работы, которую им предстояло выполнить, верующие этой группы нашли в последней части 10 главы Откровения. Они должны были оживить и укрепить веру людей в скорое пришествие Христа. Бог чудным образом вел их за собой. Он и теперь не оставил их. В их среде находилась молодая женщина по имени Елена Гармон, которая в декабре 1844 года, два месяца спустя после разочарования, получила видение от Бога. В этом видении Господь показал ей странствование Адвентистского народа в Новый Иерусалим. Хотя видение и не объясняло причины разочарования, которое стало понятным лишь в результате тщательного изучения Библии, все же оно вселило в них уверенность, что Бог ведет и будет вести их в продолжении всего последующего странствования их в небесный город.

В начале символического пути, показанного молодой Елене, был яркий свет, названный ангелом — Полночным криком. Это выражение точно соответствует размаху проповеди о близости Второго пришествия Христа, которого она достигла летом и осенью 1844 года. В этом видении она видела Христа, как Вождя Своего народа, ведущего его в город Божий. Из слов следовавших за Христом в святой город видно, что их странствование оказалось дольше, чем они ожидали. Некоторые из них потеряли Христа из вида и сбились с пути, но те, кто не переставал взирать на Иисуса и стремиться к городу, — благополучно достигли своей цели. Повествование об этом мы находим в главе: «Мое первое видение» (стр. 13-17).

[6]

5. Две группы адвентистов

К той группе, которая двигалась вперед, воспринимая новый свет, вначале принадлежали лишь немногие. К 1846 году их число возросло примерно до 50.

Другая, более многочисленная группа, которая не верила в исполнение пророчества в 1844 году, насчитывала около 30000 человек. Руководители этой группы собрались в 1845 году на конференцию в Олбани (штат Нью-Йорк), проходившей с 29 апреля по 1 мая, на которой они вновь проверили свои убеждения. Они выступили с предостережением против тех, кто, по их словам, претендует на «особый свет», учит «иудейским басням» и учреждает «новые критерии» (Адвент Геральд 14 мая 1849 года). Таким образом они закрыли дверь для света о субботе и Духу пророчества. 0ни считали, что пророчество в 1844 году не исполнилось и относили время окончания 2300 лет на не определенное будущее. Назначались различные сроки, но все они не исполнялись. Эти люди, связанные между собой обшей надеждой на пришествие Господа, представляли собой ряд неустойчивых групп, отличавшихся друг от друга в некоторых пунктах учения. Вскоре некоторые из этих групп распались. Те же, которые остались, образовали Адвентистскую христианскую церковь. Таковые в этой книге представлены как «Адвентисты первого дня недели» или «Адвентисты по имени».

6. Свет относительно святилища

Обратимся однако к тем, кто твердо продолжал верить в то, что пророчество исполнилось 22 октября 1844 года и кто с искренним сердцем тотчас принял истину о субботе и святилище, как только их озарил небесный свет. Местонахождение этих людей не было ограничено какой-либо одной местностью: они были рассеяны по одиночке или же небольшими группами в северной, центральной и северо-восточной частях Соединенных Штатов Америки.

Во главе одной из таких Адвентистских групп стоял Хирам Эдсон, живший в городе Порт-Гибсон (штат Нью-Йорк). Верующие собрались в его доме 22 октября 1844 года для встречи Господа. Спокойно и торжественно ожидали они этого выдающегося события. Но когда наступил полночный час и они увидели, что время ожидания миновало, им стало ясно, что Иисус придет не так скоро, как они думали. Настали минуты горького разочарования. Рано утром, на рассвете дня, Хирам Эдсон и некоторые из его единомышленников вышли во двор помолиться и во время молитвы Хирам почувствовал уверенность в том, что они скоро получат свет с неба.

Некоторое время спустя, когда Хирам Эдсон со своим другом шли через кукурузное поле навестить братьев-адвентистов, ему вдруг показалось, что кто-то коснулся рукой его плеча. Он взглянул вверх и увидел -как бы в видении — отверстое небо и Христа, входящего во Святое-святых небесного святилища, чтобы совершить служение за Свой народ. (А они думали, что Он уже вышел из Святого-святых, чтобы очистить землю огнем). При тщательном исследовании Библии Хирам Эдсон, врач Ф. Б. Ган и школьный учитель Л. Крозер вскоре обнаружили, что очищение святилища в конце 2300,дней -означает очищение не земли, а небесной скинии посредством служения Христа ради нас во Святом-святых, Эта посредническая работа Христа соответствует наступлению «часа Божьего суда», о котором возвещает первый ангел (Откр. 14, 6-7). Эти выводы, сделанные Л. Крозером и другими исследователями Библии, вначале были напечатаны в местной прессе, а затем более подробной журнале «Дей Стар» — печатном органе адвентистов, издававшемся в Цинцинате (штат Огайо). Специальный номер, датированный 7 февраля 1846 года был полностью посвящен исследованию Библии по вопросу святилища.

7. Истины, подтвержденные видением

Еще до того, как результаты этих исследований стали известны широкому кругу верующих, Елена Гармон, жившая в восточной части штата Мэн, имела видение, в котором ей было показано перенесение служения Христа в конце 2300 дней из Святого во Святое-святых небесного святилища. Описание этого видения дано в «Ранних произведениях» (стр. 54-56).

Относительно своего второго видения, которое последовало вскоре за первым, упоминаемым ею в своем отчете за апрель 1847 года, Е. Уайт говорит следующее: «Господь показал мне в видении более года тому назад, что Он послал брату Крозеру истинный свет об очищении святилища и что Ему было угодно, чтобы брат Крозер напечатал свои выводы, что он и сделал, опубликовав их в специальном номере «Дей Стар» за 7 февраля 1846 года. Я считаю своим долгом от имени Господа рекомендовать этот номер каждому верующему» (К малому стаду, стр. 12). Таким образом, выводы, сделанные исследователями Библии, были полностью подтверждены видениями Божьей вестницы.

В последующие годы Е. Уайт много писала о святилище и его значении для нас, ссылаясь на «Ранние произведения». Особое внимание следует обратить на главу под названием «Святилище» на стр. 250. Понимание служения Христа в небесном святилище сделалось ключом, который открыл тайну великого разочарования. Пионеры адвентистского движения ясно видели что пророчество о наступлении дня суда Божьего на небе, исполнившись в 1844 году, тесно связано со служением Христа во Святом-святых небесного святилища, прежде чем Иисус придет на нашу землю.

Таким образом в провозглашении вести о Втором пришествии должна была прозвучать первая и вторая ангельские вести; и теперь начала звучать третья ангельская весть. Под влиянием третьей ангельской вести начало проясняться значение седьмого дня — субботы.

[7]

8. Начало соблюдения субботы

Прослеживая историю как первые Адвентисты начали соблюдать субботу, мы приходим в небольшую церковь близ города Вашингтона, расположенную в самом центре штата Нью-Гемпшир, который с восточной стороны граничит со штатом Мэн, а его западная граница, протяженностью в 60 миль, проходит вдоль штата Нью-Йорк. Здесь члены так называемой независимой христианской церкви в 1843 году услышали адвентистскую весть и начали проповедовать ее. Это были искренние люди. К ним присоединилась баптистка седьмого дня по имени Рахиль Оукс, распространявшая брошюры, в которых разъяснялись смысл и значение требований четвертой заповеди. В 1844 году некоторые увидели эту библейскую истину и приняли ее. Один из них, некий Уильям Фарнсворс. присутствуя однажды на утреннем воскресном богослужении, неожиданно встал и объявил, что он намерен соблюдать субботу Господню, о которой говорится в четвертой заповеди. Его поддержали некоторые другие, около 12-ти человек. Они решили твердо отстаивать все заповеди Божьи. Это были первые адвентисты седьмого дня.

Вслед за этим служитель этого церковного прихода по имени Фрэдерик Виллер принял субботу и стал первым адвентистским проповедником, соблюдающим седьмой день. Другой адвентистский проповедник Т. М. Пребл, живший в том же штате, также принял истину о субботе и в феврале 1845 года на страницах «Надежды Израиля», одном из Адвентистских журналов, опубликовал статью, в которой изложил сущность требований четвертой заповеди. Иосиф Вейте, известный адвентистский проповедник, проживавший в городе Фейерхевене (штат Массачусетс), прочитал статью Пребла и согласился с доводами автора в пользу соблюдения субботы. Вскоре после этого Бейтс отправился в Вашингтон (штат Нью-Гэмпшир), чтобы более обстоятельно ознакомиться с новообнаруженной истиной, некогда позабытой, а теперь вновь обретенной, — на примере проживавших там Адвентистов, соблюдавших субботу. Через некоторое время он решил издать брошюру, в которой обосновал необходимость исполнения требований четвертой заповеди. Его брошюра объемом в 48 страниц была опубликована в августе 1846 года. Один из ее экземпляров попал в руки Джеймса и Елены Уайт накануне их бракосочетания, состоявшегося в последних числах августа. Доводы, приведенные в брошюре в пользу соблюдения субботы и подкрепленные местами из Священного Писания, убедили их в том, что суббота является святым днем Господним и с тех пор они стали соблюдать ее. Об этом Е. Уайт писала следующее: «Осенью 1846 года мы начали соблюдать библейскую субботу, а также проповедовать и отстаивать ее». (СЦ I. 75).

9. Значение субботы — открыто

В своих взглядах относительно соблюдения субботы Джеймс и Елена Уайт основывались исключительно на доводах Священного Писания, которые они увидели в брошюре Бейтса. Затем, в первую субботу апреля 1847 года, семь месяцев спустя после того, как они начали соблюдать субботу и проповедовать о седьмом дне, Господь дал Елене Уайт в Топсэме (штат Мэн) видение, в котором подчеркивалось важное значение соблюдения субботы. Она видела скрижали закона в ковчеге небесного святилища и яркий свет в виде ореола вокруг четвёртой заповеди (Об этом видении см. стр. 32-35). Выводы, к которым она вместе с мужем пришла на основании Слова Божьего, — подтвердились. Кроме того, ее видение помогло верующим адвентистам расширить свои взгляды относительно соблюдения субботы. В своем видении Е. Уайт была перенесена к концу времени и видела субботу как великий камень испытания всех верующих людей, показывающий, кто из них желает служить Богу, а кто «человеку греха». Вспоминая в 1874 году об этом видении, она писала следующее: «Я приняла истину о субботе еще до того, как мне было сказано о ней в видении. Я уже несколько месяцев соблюдала ее, прежде чем Господь показал мне ее значение и место в третьей ангельской вести» (Е. Г. Уайт, Письмо 2. 1874 г).

[8]

10. Важное значение субботних конференций

По провидению Божьему несколько проповедников, соблюдавших субботу вместе со своими последователями, провели в течение 1848 года пять субботних конференций, углубляясь в недавно открытые истины. Во время поста и молитвы они тщательно исследовали божественное Слово. Проповедник Иосиф Бейтс, хорошо знакомый с требованиями четвертой заповеди, руководил при исследовании субботнего вопроса. Хирам Эдсон и его друзья располагали глубокими знаниями относительно святилища. Джеимс Уайт, внимательно исследовавший пророчества, сосредоточил свое внимание на событиях, которые должны произойти накануне Второго пришествия Христа. На этих собраниях были закреплены основные пункты истины, которых поныне придерживаются все Адвентисты седьмого, два.

Вспоминая об этом опыте, Елена Уайт писала: «Многие из нашего народа не представляют себе, как прочно был заложен фундамент нашей веры. Мой муж, проповедник Иосиф Бейтс, Стефан Пайерс, проповедник Хирам Эдсон и некоторые другие, — проникновенные, благородные, искренние люди, принадлежавшие к числу тех, кто по истечении пророческого времени в 1844 году исследовали истину как скрытое сокровище. Мы встретились с ними и с молитвой серьезно изучали вопросы истины. Часто мы оставались вместе до поздней ночи, а то и всю ночь, молясь Богу о даровании нам света свыше и исследуя Его Слово. Многие дни и вечера собратья проводили вместе за исследованием Библии с тем, чтобы глубже понять заключенные в ней истины и смело проповедовать их людям. Когда в своем исследовании они встречались с затруднениями, не будучи в состоянии объяснить какой-либо вопрос, тогда на меня сходил Дух Господень и я имела видение, в котором в Господь разъяснял исследуемые нами места, а также давал наставления, как нам лучше возвещать истину. Таким образом мы получали свет, который помогал нам уразуметь свидетельства Священного Писания о Христе, Его миссии и Его первосвященническом служении. Линия истины, простирающаяся с этого времени и до того момента, когда мы войдем в город Божий, стала мне ясна и я рассказала другим о том, что открыл мне Господь.

«В течение всего этого времени рассуждения братьев казались мне непонятными. Мой разум был закрыт для понимания истины. Это было одно из самых прискорбных событий в моей жизни. Я находилась в таком состоянии до тех пор, пока мы не уяснили себе основные пункты нашей веры в соответствии со Словом Божьим. Собратья были уверены, что только благодаря видению я смогла объяснить все то, что нам было непонятно, и они приняли откровения данные мне свыше, как свет от Бога». (Избранные вести, книга I, 206-207 стр.).

Таким образом, в результате тщательного, всестороннего исследования Слова Божьего было заложено доктринальное основание церкви христиан Адвентистов седьмого дня. Когда пионеры адвентистского движения в своем исследовании наталкивались на значительные затруднения, тогда им на помощь приходил свет, который получала от Бога Е. Уайт. Этот свет разъяснял им затруднения и открывал путь для дальнейшего изучения истины, видения, которые имела Е. Уайт, ставили печать Божьего одобрения на правильность их выводов. Таким образом пророческий дар помог им избежать многих заблуждений и утвердить истину. (Смотри «Служители Евангелия» 302 стр).

11. Пионеры начинают печатать литературу

Вскоре после пятой субботней конференции, состоявшейся в 1848 году, братья вновь собрались на совещание в доме Отиса Николса в городе Дорчестере (вблизи Бостона, штат Массачусетс). Они с молитвой обсуждали вопрос о том, как им возвещать свет, который Господь послал им на их пути. Во время изучения Елена Уайт неожиданно была восхищена в видении, в котором ей было показано, что братья должны распространять полученный ими свет посредством печати. Об этом случае она рассказывает в «Кратких очерках жизни»:

«После видения я сказала своему мужу: “Господь даровал тебе весть, чтобы ты начал издавать небольшой журнал и распространять его среди людей. Пусть он будет вначале небольшим, но по мере того, как люди будут читать его, они будут вносить средства для его издания, с помощью которых можно будет со временем расширить издательское дело”. Мне было показано, что это скромное начало подобно ярким лучам света со временем озарит весь мир» (Краткие очерки 125 стр).

Это был призыв к действию. Что мог делать Джеймс Уайт? Чтобы начать это дело, у него было слишком мало средств. Но в видении было ясно выражено повеление Божье и он почувствовал побуждение продвигаться вперед посредством своей веры. Имея под рукой только Библию и симфонию, — обе в потрепанном переплете, — он начал готовить статьи о субботе и по. некоторым другим смежным с ней вопросам, чтобы напечатать их в небольшом журнале. Все это заняло время, но в конце концов он представил свою рукопись типографу в городе Мидлтаун (штат Коннектикут) и тот согласился напечатать ее. Был сделан набор, откорректирован и напечатана тысяча экземпляров журнала. Джеймс Уайт переправил их из типографии Мидлтауна в дом Белдена, где он временно остановился вместе с Еленой. Журнал был размером 6х9 дюймов и имел в объеме 8 страниц. Он назывался: «Истина настоящего времени», — выпуск: июль 1849 года. На полу лежала небольшая кипа журналов. Тогда братья и сестры собрались возле них и со слезами на глазах просили Бога благословить их распространение в народе. После того журналы аккуратно сложили, упаковали их и написали на них адреса. Затем Джеймс Уайт отнес их на почту, которая находилась в 8 милях от Мидлтауна. Так началась издательская деятельность Церкви христиан Адвентистов седьмого дня.

Таким образом было выпущено четыре номера журнала и каждый такой случай сопровождался молитвой, прежде чем их отправляли на почту. Вскоре стали поступать письма от людей, которые начали соблюдать субботу в результате чтения нашего журнала. Некоторые из читателей вместе с письмами присылали деньги и уже в сентябре Джеймс Уайт имел возможность заплатить типографу города Мидлтаун 64 с половиною доллара за четыре выпуска журнала.

[9]

12. Начало издания журнала «Ревью энд Геральд»

Переезжая с места на место и лишь на несколько месяцев задерживаясь в том или ином городе, Джеймсу и Елене Уайт удалось выпустить несколько номеров журнала «Истина настоящего времени». Одиннадцатый выпуск вышел в Париже (штат Мэн) в ноябре 1850 года. В этом последнем номере сестра Уайт поместила несколько своих статей. Большинство их них было впоследствии напечатано в первой части «Ранних произведений» (См. стр. 36-54).

В том же ноябре месяце братья собрались на совещание в Париже, чтобы обсудить возрастающие масштабы издательского дела. Они решили расширить журнал и дали ему другое название. Теперь он стал называться: «Обозрение вести, Второго пришествия и субботний вестник». В начале в течение нескольких месяцев он издавался в Париже (штат Мэн), а затем в Саратога-Спрингс (штат Нью-Йорк). Начиная с этого времени и по сей день он издается как орган Церкви христиан Адвентистов седьмого дня.

13. Расширение издательского дела

Живя в Саратога-Спрингс, Джеймс Уайт подготовил к изданию и сдал в печать в августе 1851 года первую книгу Е. Уайт, озаглавленную: «Опыты и видения Елены Уайт». (В настоящем издании она охватывает с 11 по 83 страницу, а в то время составляла всего лишь 64 страницы и скорее была похожа на брошюру).

Весной 1852 года Джеймс и Елена Уайт переехали в Рочестер (штат Нью-Йорк) и организовали там свое издательство. Братья устроили добровольный сбор денежных средств для приобретения печатного станка, в результате чего было собрано 600 долларов. Как счастливы были первые верующие, когда наши журналы стали выпускаться Адвентистами, соблюдающими субботу. В течение трех с лишним лет Джеймс и Елена Уайт жили в Рочестере и издавали там свой журнал. Помимо «Ревью энд Геральд» и «Наставника молодежи» (последний Джеймс Уайт начал издавать в 1852 году), они время от времени издавали также брошюры. Вторая брошюра Е. Уайт: «Дополнения к «Опытам и видениям» была опубликована в Рочестере в январе 1854 года. В настоящем издании «Ранних произведений» она занимает с 85-127 страницу.

14. Батл-Крик становится центром издательской деятельности

В ноябре 1855 года Джеймс и Елена Уайт вместе со своими сотрудниками переселилась в Баттл-Крик (штат Мичиган). Печатный станок и другие принадлежности печатного оборудования были перевезены в специальное здание, предназначенное для типографии, которое было построено на добровольные средства христиан Адвентистов седьмого дня. По мере развития печатного дела в этом маленьком городе, Баттл-Крик становился центром Церкви христиан Адвентистов седьмого дня. Джеймсу Уайт все труднее было справляться с издательской работой.

Внимательно читая историю написания «Ранних произведений» мы можем заметить, что первые Адвентисты седьмого дня возвещали истину о субботе только своим братьям по вере т.е. тем, кто вместе с ними принимали участие в первой и второй ангельских вестях. Следовательно, почти в течение семи лет после 1844 года они большей частью трудились для Адвентистов, еще не принявших третьей ангельской вести. Тем, кто хорошо знаком с историей великого Адвентистского пробуждения, их стиль работы вполне понятен.

[10]

15. «Закрытая» и «открытая» двери

В особом духе ревности и усердия, который сопровождал возвещение адвентистской вести в 1844 году, руководители движения усматривали свое собственное переживание, отраженное в притче о десяти девах (Матф. 25 глава). Прежде чем наступило «время замедления», громко прозвучал призыв: «Вот Жених идет, выходите навстречу Ему». Этот призыв большинством был воспринят как «Полночный крик». В видении он был показан Елене Уайт в виде яркого света, который был зажжен позади Адвентистов в начале их пути. Участвовавшие в возвещении вести прочли в притче о том, что готовые вошли с Женихом на брачную вечерю и «дверь затворилась». (Матф. 25, 10). Из этого они заключили, что 22 октября 1844 года дверь благодати закрылась для тех, кто отверг евангельскую весть, которая проповедовалась с таким размахом и силой. Несколько лет спустя Е. Уайт писала об этом следующее:

«После того, как время ожидаемого пришествия Спасителя прошло, они все еще продолжали верить, что Он вот-вот явится, будучи убеждены, что решительный час наступил, что посредническое служение Христа за людей перед Богом завершилось. Им казалось, что и Библия учит о том, что время испытания людей окончится незадолго до фактического пришествия Христа во славе. Такое понятие они основывали на текстах, указывающих на время, когда люди в слезах будут стучать в закрытую дверь благодати, но она больше не откроется. И они задавались вопросом — возможно ли, что время, которого они ждали как даты пришествия Христа, вовсе не знаменует начало периода, который должен непосредственно предшествовать Его приходу. Сделав все возможное со своей стороны, чтобы предостеречь людей о близости суда, они думали, что их работа для мира окончена и бремя ответственности за спасение грешников снято с них, а на насмешки и издевательства, сыпавшиеся на них, они смотрели как на доказательство того, что Дух Божий оставил тех, кто отверг Его благодать. Все это утверждало их во мнении, что время испытания закончилось или, как они выражались тогда, «дверь милости закрылась». («Великая борьба» 429 стр.).

Далее Е. Уайт показывает, как этот вопрос постепенно становился для них все более ясным:

«Но при исследовании вопроса о святилище их озарил более яркий свет. Теперь они сами убедились в том, что были правы полагая, что окончание 2300 дней в 1844 году знаменует собой важное событие. Но, хотя дверь надежды и благодати, через которую на протяжении 18 веков люди обретали доступ к Богу, действительно закрылась, отворилась другая дверь и прощение грехов стало возможным для людей через ходатайство Христа в Святом-Святых. Заканчивалась таким образом только одна часть служения, чтобы уступить место другой. Дверь в небесное святилище, где Христос продолжал Свое служение за грешника, все еще «была открыта».

«Теперь они поняли истинное значение слов Христа в книге Откровение, сказанных им специально для церкви их времени: «Так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит. Знаю твои дела; вот Я отворил пред тобою дверь и никто не может затворить ее» (Откр. 3, 7-8).

«Те, кто верою следует за Иисусом в великой работе примирения, принимают и плоды Его посреднического служения ради них; а отвергающие свет этого служения, конечно, не имеют от него пользы» («Великая борьба» 429-430 стр.).

16. Два выхода из затруднения

Елена Уайт рассказывает далее как две группы Адвентистов относились к разочарованию 22 октября 1844 года:

«Когда прошло время ожидания в 1844 году, наступил период величайшего испытания для тех, кто продолжал верить в скорое пришествие Иисуса. Единственной надеждой, утверждавшей Адвентистов в истинности их позиции был тот свет, который направлял их разум к небесному святилищу. Некоторые отреклись от своего убеждения в справедливости исчисления пророческих периодов и приписывали человеческому или сатанинскому воздействию то могущественное влияние Святого Духа, которое сопровождало адвентистское движение. Другие же люди были твердо уверены в том, что Господь руководил ими в пройденном испытании, и, ожидая, бодрствуя, молясь о познании воли Божьей, они поняли, что их великий Первосвященник приступил ко второй части Своего священнического служения, и, верою следуя за Ним, они поняли также и смысл завершающей работы церкви. Они получили ясное и определенное понятие о первой и второй ангельской вести и теперь были подготовлены к тому, чтобы принять и возвестить миру торжественное предостережение третьего ангела, данное в 14 главе книги Откровение». («Великая борьба» 431-432).

Некоторые пояснения относительно «открытой» и «закрытой» двери содержатся на 42-45 страницах данной книги. Они становятся понятными лишь в свете религиозного переживания верующих Адвентистов того времени.

После некоторого времени, по прошествии разочарования пионеры адвентистского движения увидели, что кроме тех, кто своим решительным отвержением света закрыли дверь своего спасения, было много и таких, которые ничего не слышали о вести и потому не могли отвергнуть ее. Таковым она могла принести обильные благословения. В начале 1850 годов это стало весьма ясным. Начиная с этого времени возможности возвещения трехангельской вести значительно расширились и все меньше места оставалось для предрассудков. Вспоминая о пережитом опыте после разочарования Е. Уайт писала:

«Было почти невозможно тогда проводить работу с неверующими. Разочарование 1844′ года омрачило разум многих и они не хотели слушать наших объяснений по этому вопросу» (РГ 20 ноября 1883г).

Но уже в 1851 году брат Уайт сообщал в своем отчете следующее: «Теперь почти повсюду открыты двери для возвещения истины и многие охотно читают нашу литературу, тогда как в прошлом они не проявляли к ней никакого интереса» (РГ 19 августа 1851 г).

17. Нужда в церковной организации

В связи с расширением наших возможностей и возрастающим числом принявших трехангельскую весть, в наши ряды проникли некоторые люди с чуждыми нам взглядами. Если бы мы не остановили их, то они нанесли бы нашей работе большой ущерб. Видение, которое получила Е. Уайт 24 ноября 1850 г., снова убедило нас в том, что Бог не оставил Свой народ. Вот что она пишет:

«Я видела величие и святость Бога. Я слышала слова ангела, говорящего: «Ходите пред Ним непорочно, ибо Он велик и превознесен и сияние славы Его наполняет храм». Я видела, что на небе во всем существует совершенный порядок. Я слышала, как ангел сказал: «Следуйте за Христом и двигайтесь в совершенном порядке. Будьте внимательны» и далее он продолжал: «Обратите внимание на стройный совершенный порядок на небе и подражайте ему» (Рукопись Е. Уайт II, 1850г).

Не сразу все верующие увидели необходимость в евангельском порядке и не сразу поняли его важное значение. Их прошлый опыт в протестантских церквах побуждал их быть осторожными. За исключением тех мест, где в церковном порядке ощущалась острая нужда, боязнь верующих внести формализм удерживала их от церковной организации. Только спустя десять лет после видения 1850 года были разработаны более четкие планы организации. Несомненно, этому в первую очередь содействовала обширная статья под заголовком:

«Церковный порядок», опубликованная в «Дополнениях к опытам и видениям Е. Уайт». В настоящем издании она находится на страницах 97-104.

В 1860 годах в связи с организацией издательской работы было избрано имя церкви. Некоторые вначале думали, что название «Церковь Божья» будет более подходящим, но затем убедились в том, что наименование должно отражать отличительные особенности церкви и вместе с остальными согласились называться «Адвентистами седьмого дня». В следующем году несколько групп верующих в штате Мичиган объединились в церкви, а из церквей образовалась конференция штата. Затем в мае 1863 года была создана Генеральная Конференция Адвентистов седьмого дня. Это произошло пять лет спустя после опубликования в полном объеме «Ранних произведений».

18. Видение относительно великой борьбы

Выше уже говорилось о перенесении в ноябре 1855 года адвентистской издательской деятельности из Рочестера (штат Нью-Йорк) в Батл-Крик (штат Мичиган). Джеймс и Елена Уайт поселились в этом городе на постоянное место жительства и, наладив здесь работу, могли продолжать свои миссионерские путешествия. Во время своей поездки по штату Огайо в феврале и марте 1858 года Е. Уайт получила от Бога в здании общественной школы в Ловетт-Грове важное видение относительно великой борьбы. Рассказ об этом видении, которое продолжалось два часа, мы находим в ее «Кратких очерках жизни» на стр. 161-162. В сентябре 1858 года был опубликован первый том ее произведения «Духовные дары» под названием: «Великая борьба между Христом и Его ангелами и сатаной и его ангелами». Эта небольшая книга объемом в 219 страниц составляет третью, или последнюю, часть «Ранних произведений».

Небольшие труды, вышедшие из-под пера Елены Уайт в течение ее пятнадцатилетней литературной деятельности, были затем пополнены обширными произведениями, освещающими многие вопросы, которые необходимо знать всем, кто соблюдает заповеди Божьи и имеет веру Иисуса Христа. Несмотря на это, ее более ранние произведения всегда будут пользоваться горячей любовью и большим спросом среди всех христиан Адвентистов седьмого дня.

Доверенные Комитета по изданию трудов Елены Г. Уайт.

Вашингтон (округ Колумбия). Март 1963 года.

[11]