Часть 8. Соработники Бога

Любовь и доверие между братьями

30 октября 1894 г.

Когда люди начнут проявлять доверие своим ближним, их мысли станут более похожими на мысли Христа. Господь показал, насколько Он ценит человека. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Но кое-кто всегда стремится переделать характер братьев по своим собственным понятиям и критериям. Бог не поручал им этого.

Свое «я» всегда высоко мнит о себе. Когда люди теряют свою первую любовь, они перестают соблюдать заповеди Божьи и начинают критиковать друг друга. Ближе к концу времени этот дух будет постоянно бороться за превосходство. Сатана стремится поддерживать его, чтобы братья в неведении мучили один другого. Таким поведением Бог не прославляется, а только бесчестится, Дух Божий огорчается. Сатана ликует, поскольку знает, что, если ему удастся восстановить братьев друг против друга в Церкви и служении, многих это лишит мужества и разочарует настолько, что они будут готовы отказаться от своего ответственного положения. Это не работа Святого Духа. Над разумом и сердцем человека трудятся темные силы, чтобы внедрить сатанинские качества там, где должны быть качества Христа.

ы быть качества Христа.

[190]

Тот, Кто уплатил безграничную цену за спасение человека, читает с безошибочной точностью все движения мыслей и знает, как обращаться с каждой душой. В отношениях с людьми Христос проявляет те же принципы, что существуют в естественном мире. Благотворные процессы, происходящие в природе, не совершаются резким, поражающим вмешательством, людям не дано взять работу природы в свои руки. Бог трудится посредством спокойного и размеренного действия Своих установленных законов. То же происходит в мире духовном. Сатана постоянно старается добиться своего применением грубой силы, но Иисус находил доступ к человеческим сердцам через наиболее знакомые им ассоциации. Он не вторгался в привычное течение мыслей людей неожиданным действием или предписанием. Он удостоил человека Своим доверием и, следовательно, проявил к нему уважение. Он представлял старые истины в новом, привлекательном свете. Когда Ему едва исполнилось двенадцать лет, Он в храме удивил законоучителей Своими вопросами.

Иисус принял человеческое естество, чтобы соединиться с людьми. Он влияет на людей преобразующей силой истины, соединяясь с ними там, где они в данный момент находятся. Христос завоевывал сердца людей, проявляя к ним сострадание и вселяя доверие, давая им почувствовать, что Он полностью слился с их интересами и их естеством. Его уста произносили истину, прекрасную в своей простоте и одновременно облеченную достоинством и силой. Каким замечательным Учителем был наш Господь Иисус Христос! С какой мягкостью Он относился к каждому честному искателю истины, желая снискать его расположение и поселиться в его сердце.

Должна сказать вам, братья, что вы пока еще не такие, какими желает вас видеть Господь. В вашем душевном состоянии и отношении друг к другу слишком часто проявляются черты врага Бога и человека. Вы причиняете боль друг другу, потому что вы не приобщились к Божественной природе. Вы мешаете совершенствованию вашего характера, создаете трудности себе и делаете свою работу тяжелой и утомительной, так как состояние собственной души и недостатки характера вы считаете ценными добродетелями, которых следует держаться и которые необходимо поощрять.

[191]

Иисус обращает внимание всех людей, знатных и простых, на лилии, напоенные свежестью утренней росы, и повелевает нам: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них». Он высказывает поучение: «Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф. 6:28-30).

Продвижение истины

Дело распространения истины затрудняется людьми из-за того, что они пытаются делать дело Божье своими ограниченными силами. Они уверены, что постоянно должны что-то придумывать, чтобы заставлять людей воплощать придуманные ими замыслы. Следовательно, время уходит на усложнение работы, поскольку главный Труженик отстранен от заботы о своем наследии. Люди берутся за исправление чужих недостатков, но только усугубляют их. Лучше бы они предоставили Богу делать Его дело, потому что люди не способны формировать характер.

[192]

Главное, что им нужно, — это исполнение духом Христа. Если они положатся на Его силу, то обретут в Нем мир и окажутся на верном пути, чтобы обрести мир со своими ближними. Чем меньше у человека кротости и смирения Христа в душе и характере, тем более совершенными он считает свои методы работы и менее совершенными — методы других. Наша единственная безопасность — бодрствовать в молитве и советоваться друг с другом, веря, что Бог сохранит и нас, и наших братьев, ибо у Него нет лицеприятия. Бог будет трудиться для нас, если мы останемся добросовестными исследователями и исполнителями Его слов.

Если же со стороны работников проявляется пренебрежение к ясно выраженному повелению Христа любить друг друга так, как Он возлюбил нас, можно ли ожидать, что братья будут обращать внимание на предписания ограниченных людей, правила и определенные указания по поводу того, как кому следует работать? Мудрость, необходимая нам, должна сходить свыше, иначе она окажется врачом, способным не исцелять, а только вредить. Лучше бы нам от всего сердца взыскать Господа и оставить всякое самомнение, ибо «все вы — братья» (Мф. 23:8).

Христос сделал иго легким

Вместо того, чтобы напряженно составлять правила и предписания, вам надо усердно молиться и покорять вашу волю и ваши пути Христу. Ему не нравится, когда вы делаете тяжелым то, что Он сотворил легким. Он говорит: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:29, 30). Господь Иисус любит Свое наследие, и если люди не будут присваивать себе особое право диктовать правила соработникам, но постараются исполнять в своей жизни предписания Христа и следовать Его наставлениям, тогда каждый будет примером, а не судьей.

Отеческий характер бога

Излюбленной темой Христа был отеческий характер Бога и Его щедрая любовь. Беда церкви заключается сегодня в том, что люди не принимают методов Христа. Они считают себя способными усовершенствовать евангельские предписания и даже имеющими право ограничивать их, надеясь таким способом преобразовать церкви и работников. Пусть Бог будет нашим единственным Учителем, нашим единственным Господом, полным благости, сострадания и любви.

Бог открывает знание своим труженикам, и на страницах Священного Писания Он оставил щедрое обетование: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1:5-7). Разве не лучше самому обрести мудрость, приходя к Богу, а не к человеку? Что говорит великий Учитель? «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира» (Ин. 17:6).

[193]

Критика чужих недостатков

Среди нас обретается зло, которое необходимо исправить. Братья чувствуют себя свободными выискивать в других и обсуждать кажущиеся.недостатки, тогда как эта кажущаяся свобода открывает несомненный недостаток в них самих. Тем самым они показывают себя мудрыми в своем тщеславии. Бог не может излить на них Свое особое благословение, ибо в таком случае они возвысят себя и нанесут вред драгоценному делу истины. Когда мир утратил познание Бога, Иисус пришел даровать бесценное благословение — познание отеческого характера нашего Небесного Отца. Это был Его собственный дар нашему миру, и этот дар Он передал Своим ученикам, чтобы те могли нести его миру.

[194]

Работники должны самоусовершенствоваться

Усвоив простые правила, служители должны посвятить себя приобретению знаний в своем деле, чтобы быть работниками неукоризненными (см. 2 Тим. 2:15). Они могут постигать одну область знаний за другой, занимаясь параллельно проповедованием истины, если, конечно, будут разумно использовать свое время. Драгоценные мгновения исчезают в пустых разговорах, в праздности, в маловажных делах, тогда как их надо бы ежедневно использовать для полезных занятий, помогающих нам приблизиться к высокому идеалу.

Служители, стоящие перед людьми в качестве представителей Христа, как правило, способны на большее, чем дало им их образование, но они не используют эти способности наилучшим образом, не употребляют разумно свое время и возможности. Если бы каждый служитель, работающий на миссионерском поле, использовал данные ему Богом силы, он стал бы не только знатоком в чтении, письме и грамматике, но и в иностранных языках. Служителям очень важно стремиться к более высокой цели. Но у них проявляется мало стремления проверить свои силы, дабы достичь высокого идеала в познании и духовной проницательности.

Наши служители должны будут дать ответ перед Богом за нерадение о талантах, которыми Он наделил их для совершенствования посредством упражнений. Они могли бы сделать в десять раз больше, если бы стремились максимально развить свой умственный потенциал. Имея высокое призвание, служители не достигают многого, потому что удовлетворены своим положением. Старания приобрести знание ни в коей мере не помешают их духовному росту, если они будут учиться из правильных побуждений и руководствоваться правильными намерениями.

[195]

Необходимость в работниках

Работники нужны по всему миру. Истина Божья должна достичь других стран, чтобы просветить находящихся во тьме. Нужно подготовить учащихся к тому, чтобы они стали соработниками Бога.

Бог требует, чтобы в этом направлении проявлялся безгранично больший энтузиазм, чем есть в настоящее время. Как народ мы в определенном отношении отстали в миссионерской работе. Мы не делаем и двадцатой части того, что могли бы сделать, занимая ответственное положение, потому что среди нас в значительной мере преобладает эгоизм. Братья завидуют друг другу, боясь, что кто-то будет оценен выше.

Образованные люди необходимы сейчас во всех отраслях работы Божьей, поскольку новички не могут пока доступно раскрыть другим людям скрытое сокровище, дабы обогатить их. Бог предусмотрел, чтобы школы были средством воспитания работников для Иисуса Христа, которых Он не постыдится, и эту цель необходимо всегда иметь в виду. До сих пор еще не осознан уровень, которого человек может достичь посредством правильной культуры. Среди нас более чем достаточно способных людей. Если их таланты привести в действие, то мы получим двадцать служителей там, где теперь трудится только один. Врачи тоже научились бы успешнее бороться с болезнями. Города и поселки утопают в грехах, однако Лоты живут в каждом Содоме. Яд греха совершает разрушительную работу в сердце общества. Бог призывает реформаторов встать на защиту учрежденных Им законов, управляющих организмом человека и поддерживающих высокий уровень развития ума и культуры сердца.

[196]

Культура сердца

Существует опасность возникновения фарисейской скрупулезности, обременяющей людей мирскими церемониями и обычаями, которые во многих случаях представляются крайне важными, но они делают из мухи слона и наоборот. Благодать Христа своим Очищающим, облагораживающим влиянием сделает для нас больше, чем все светское образование, обучающее нормам поведения, считающимся очень важными. Многие люди принимают внешние проявления религиозности за сущность религии, однако сердца таковых не отличаются подлинной учтивостью, которую ценит Бог. Если им указывают на их недостатки, они проявляют настолько мало христианской вежливости, что в своих попытках критиковать телодвижения, жесты и речь оппонента теряют из виду святое положение служителя, которого Бог послал с вестью предостережения. Они видят только в себе образец мудрости, но не обращают внимания на слова Божьи, звучащие из обителей небес. Всем таковым Бог советует стать «безумными» в мире сем, чтобы познать истинную мудрость Христа.

Мне было показано, что нашему колледжу Бог определил совершать великое и благое дело спасения людей. Таланты человека используются в полнейшей мере тогда только, когда они полностью находятся под управлением Духа Божьего. Религиозные принципы и наставления являются первым шагом в приобретении познания и лежат в самой основе истинного образования. Знание и наука должны быть оживлены Духом Божьим, чтобы служить самым благородным целям. Только христианин может правильно использовать полученные знания. Наука, чтобы быть полноценной, должна изучаться с религиозной точки зрения, тогда все поклонятся Богу науки. Сердце, облагороженное благодатью Божьей, может наилучшим образом постичь истинную ценность образования. Качества характера Божьего, проявленные в делах творения, можно оценить лишь тогда, когда мы знаем Творца. Учителя должны знать не только теорию истины, им необходимо практическое знание пути святости, чтобы вести молодежь к источникам истины, к Агнцу Божьему, Который берет на Себя грехи мира. Знания становятся силой только тогда, когда они соединяются с истинным благочестием. Человек, смиряющий свое «я», превращается в благородного человека. Христос, пребывающий в сердце посредством веры, сделает нас мудрыми в Божьих очах.

Для дальнейшего изучения: Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 133-136, 212-215; т.З, с. 186-188; т. 4, с. 63-66; т. 5, с. 341-345.

[197]