42. Понимание других

Угрызения совести. Когда человек осознает свои заблуждения и грехи, будьте осторожны, чтобы не задеть и не оскорбить его чувства собственного достоинства. Не разочаруйте его равнодушием или недоверием. Не говорите: «Прежде чем доверять ему, я подожду и посмотрю, продержится ли он». Часто именно недоверие приводит к тому, что искушаемый спотыкается.

Нам следует стараться понимать слабости других. Мы мало знаем о сердечных переживаниях тех, кто связан узами тьмы и кому недостает решимости и нравственных сил. Самую большую жалость вызывает тот, кто страдает от угрызений совести; он подобен оглушенному, который идет, шатаясь и падая в пыль. Он не способен видеть что-либо ясно. Его ум затуманен, он не знает, что предпринять. Как много несчастных душ не поняты, не оценены по достоинству, преисполнены страдания и мук, — они, как потерянные, отбившиеся от стада овцы.

Они не могут найти Бога, но всем сердцем жаждут прощения и мира.

Сильные влияния ко злу. О, пусть не будет произнесено ни единого слова, обостряющего боль! Душе, истомленной греховной жизнью, но не знающей, где найти облегчение, расскажите о сострадающем Спасителе. Возьмите такого человека за руку, поддержите его, скажите ему слова, вселяющие мужество и надежду. Помогите ему ухватиться за руку Спасителя… Нам нужно научиться ставить себя на место искушаемых. Учитывайте силу наследственности, плохое влияние общества и окружения, власть вредных привычек. Стоит ли удивляться, что многие под влиянием всего этого опускаются? Стоит ли удивляться, что они будут медленно откликаться на наши усилия? (СИ, с. 167, 168).

Нежное сострадание. О, что за дивная любовь явлена нам в том, что Бог, бесконечный Бог, даровал нам преимущество приближаться к Нему, ласково обращаясь: «Отче!» Ни один земной родитель не умолял бы более настойчиво свое заблудшее дитя, чем наш Творец умоляет преступников Его Закона. Ни одна человеческая душа никогда не следовала за нераскаявшимся с таким нежным призывом.

Поэтому с каким нежным состраданием мы должны трудиться для грешных и заблудших, погибающих вокруг нас. Мы должны работать в том духе, с тем же нежным состраданием, что и Христос. Когда мы будем живою верою обращаться к обетованиям Господа и жить всяким словом, исходящим из уст Божьих, то займем сторону Христа; а Его Дух и благодать объединятся с нашими усилиями, чтобы привести души к познанию Божественной воли. (Р35, 1886).

Сочувствие к виновным. Сколь мало мы едины с Христом в сострадании, которое должно быть сильнейшим связующим звеном нашего союза с Ним, — в сострадании к развращенным, виновным, страдающим душам, мертвым по преступлениям и грехам! Бесчеловечность по отношению к людям — наш самый великий грех. Многие полагают, что олицетворяют правосудие Божье, в то время как они далеки от того, чтобы олицетворять Его нежность и Его великую любовь. Нередко те, с кем они обходятся строго и сурово, пребывают под гнетом искушения. Сатана борется с этими душами, а резкие, безжалостные слова совсем лишают их мужества и способствуют им стать добычей искусителя.

Общение с людьми — деликатное дело. Как привести человека к покаянию, знает только Тот, Кто читает сердца. Только Его мудрость может дать нам успех в проповеди Благой вести погибающим. Вы можете, холодно сравнивая себя с другим, думать: «Я свят для тебя»; и тогда не имеет значения, насколько правильны ваши доводы и верны слова, — они не тронут сердец. Только любовь Христа, явленная в слове и деле, проложит себе путь к душе, в то время как повторением наставлений и аргументов не достигнем ничего.

Мы нуждаемся в том, чтобы иметь больше христоподобного сочувствия. Не просто сочувствие к тем, кто кажется нам безупречным, но сочувствие к бедным, страдающим, борющимся душам, часто обремененным чувством вины, согрешающим и раскаивающимся, искушаемым и разуверившимся. Мы призваны идти к нашим ближним, исполненные сострадания к их немощам, подобно нашему милостивому Первосвященнику. (СИ, с. 163, 164).

Результат холодности и пренебрежения. Но в среде нашего народа наблюдается отсутствие глубокой, искренней, трогательной любви и сострадания к искушаемым и заблуждающимся. Многие братья и сестры проявляют удивительную холодность и греховное пренебрежение. В притче Христос изобразил их проходящими мимо и держащимися как можно дальше от тех, кто более всего нуждается в помощи. Новообращенной душе часто приходится усиленно сражаться с укоренившимися привычками или с каким-то особым искушением, и если какая-то страсть или злая наклонность одолевает душу, она становится виновной в неблагоразумном поступке или в грехе. Именно в это время собратьям заблуждающегося человека надо действовать энергично, тактично и мудро, чтобы помочь ему духовно выздороветь. В подобных случаях применимы наставления Слова Божьего: «Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным». «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать».

Но как мало у последователей Христа Его нежного сострадания! Когда один согрешает, другие слишком часто считают себя вправе описывать этот случай в самых черных красках. Люди, возможно, виновные в таких же тяжких грехах, но в другой области, жестоко и сурово обращаются со своим братом. Они раздувают ошибки, совершенные по неведению, беспечности или слабости, и представляют их как преднамеренный, умышленный грех. Когда они видят, что души сбиваются с пути, то зачастую скрещивают руки и говорят: «А что я вам говорил? Я знал, что на этих людей нельзя положиться». Тем самым они принимают сторону сатаны, злорадствуя по поводу того, что их злые подозрения оказались верными. (5С, с. 604, 605).

Любовь к согрешающим. Все мы имеем разные характеры и темпераменты, и многие, к тому же, были неправильно воспитаны. В воспитании людей есть существенные пробелы. Одни унаследовали вспыльчивый характер и в детстве не были приучены к самообладанию. Люди с таким пылким темпераментом часто отличаются завистью и ревностью. Другие виновны в чем-то ином. Некоторые проявляют нечестность в деловых вопросах, обманывая партнеров. Иные, любящие властвовать, бывают своевольны в семье. Жизнь всех этих людей далека от совершенства, они не получили правильного воспитания. Никто не говорил им, что пребывать во власти порочных качеств характера — грех, поэтому грех не кажется им крайне грешным. Другие люди, воспитание которых не страдало такими недостатками, развили в себе менее ущербный характер. Христианская жизнь каждого человека, его склонность к добру или злу в значительной степени определяются воспитанием, полученным в прошлом.

Иисус, наш Ходатай, знает все обстоятельства нашей жизни и поступает с нами в соответствии с тем светом, который мы имели, и теми обстоятельствами, в которых мы оказались. У одних людей склад характера гораздо лучше, чем у других. Некоторые все время испытывают какие-то тревоги, несчастья и волнения из-за нехороших черт своего характера, им приходится воевать с внутренними врагами и испорченным естеством. Другим же не приходится преодолевать и половины этих пороков; у них почти не возникает тех трудностей, которые должны преодолевать братья и сестры, у кого сложился не такой положительный характер. (2С, с. 74).

Радушно принимать кающихся. «К одним будьте милостивы, с рассмотрением» (Иуды 22). Люди, мудрые исходящей от Бога мудростью, увидят души, нуждающиеся в помощи; души, которые были побеждены и которые, даже искренне покаявшись, вряд ли осмелятся, без поддержки и воодушевления, ухватиться за надежду. Господь вложит в сердца слуг Его благодати побуждение радушно принимать эти трепещущие, кающиеся души в свое любвеобильное общество. Его истинные последователи не будут относиться к грешникам так, будто те не могут обрести прощения. Они будут проявлять сострадание к тем, чьи жизненные обстоятельства сложились неблагоприятно и кто позволил сатане увести их на запретные тропы.

Эти души согрешили против Бога, но если они раскаются и продемонстрируют искренность своего покаяния настойчивыми усилиями служить Господу, кто осмелится воспрепятствовать им? Воодушевляйте их. Дайте им возможность восстановить то, что они утратили. Возможно, их осаждали такие грехи, как гордость, алчность, чувственность. Укажите им на их ошибки, но не так, чтобы увести их от Христа. Словами сострадания, исполненного любви, приближайте их к Нему. Как бы низко они ни пали, не разрушайте их надежду на прощение. Трудитесь для них, молитесь вместе с ними, указывайте им на Искупителя…

Никакого осуждения других. Ревностными усилиями, подобными усилиям Христа, люди будут убеждены и обращены, и Бог скажет им слова прощения. Пусть никто не отвратит душу, которая оставляет служение сатане и просит Иисуса о прощении. «К одним будьте милостивы, с рассмотрением». Когда они жизнью доказывают, что Дух Божий работает над ними, окажите им всяческую поддержку в том, чтобы избрать служение Господу. Не разочаровывайте их своим равнодушием, удаляясь от них с видом: «Я свят для тебя» [Ис.65:5].

Те, кто поступает подобно фарисеям, возможно, не виновны в тех грехах, которые осуждают в других, но они могут быть виновны в грехах, гораздо больших в глазах Божьих. Каждый получит воздаяние согласно своих дел. Пусть осуждающие других наблюдают за собой, чтобы не быть осужденными Богом за фарисейство. (Р37, 1902).

Исполненные любви. Мы должны ожидать, что столкнемся с несовершенством молодых и неопытных в вере, однако должны снисходительно относиться к ним. Христос велел нам стараться исправлять таковых в духе кротости, и Он взыщет с нас, если своим поведением мы доводим их до разочарования, отчаяния и гибели. Если мы ежедневно не взращиваем драгоценное растение любви, нам угрожает опасность стать людьми ограниченными, безучастными, фанатичными, критически настроенными, считающими себя праведными, тогда как на самом деле мы далеки от Божьего одобрения. Некоторые из нас невежливы, резки и грубы. Они подобны каштановым шипам: колются всякий раз, когда к ним дотрагиваются. Причиненный ими ущерб не поддается оценке, ибо они неправильно представляют нашего любящего Спасителя.

Мы должны подняться на более высокий уровень, иначе будем недостойны называться христианами. Нам надо развивать в себе дух, с которым Христос трудился для спасения согрешающих. Они так же дороги Ему, как и мы. Они точно так же способны стать трофеями Его благодати и наследниками Царства. Но им угрожают ловушки коварного врага, они подвержены опасности и осквернению, и без спасительной благодати Христа будут обречены на неминуемую гибель. Рассматривали ли мы этот вопрос в правильном свете: как оживить наше рвение и умножить искренние, самоотверженные усилия, чтобы ближе стать к нуждающимся в нашей помощи, наших молитвах, нашем сочувствии и нашей любви! (5С, с. 605, 606).

Иисус — наш пример. Христос призывал именно отверженных, мытарей и грешников, презираемых обществом; Своей любовью и добротой Он побуждал их прийти к Нему. Единственная категория людей, которых Он никогда не поддерживал, — это те, кто с чувством самодовольства стоял в стороне и свысока смотрел на других…

Он относился с уважением даже к тем, которые пали ниже всех. Христу всегда было больно соприкасаться с враждебностью, порочностью и нравственной нечистотой; но Он никогда не выказал этого чувства и ни единым словом не упрекнул окружающих за то, что Его чуткая душа потрясена или нечто оскорбило Его утонченный вкус. Какими бы порочными ни были привычки, каким бы сильным ни было предубеждение, какими бы властными ни были человеческие страсти, Он ко всем испытывал нежное сострадание. Если мы станем причастниками Его Духа, то будем относиться ко всем людям, как братьям, переживающим подобно нам искушения и испытания, часто падающим и пытающимся подняться снова, борющимся с унынием и трудностями и жаждущим сочувствия и помощи. Тогда мы будем стараться не смутить и не оттолкнуть их, но пробудить в их сердцах надежду. (СИ, с. 164, 165).