37. Истинное и ложное образование

Руководитель лиги зла не ослабляет усилий, стремясь изъять из нашей жизни Слово Божье и поставить во главу угла человеческое мнение. Цель этих усилий в том, чтобы мы не услышали голос Божий, говорящий: «Вот путь, идите по нему» (Ис. 30:21). Искажая суть и цели образовательного процесса, он делает все, что в его силах, чтобы затмить небесный свет.

Философские измышления и научный поиск, подразумевающие отрицание Бога, тысячами плодят скептиков. В нынешних учебных заведениях выводы, к которым пришли ученые в результате своих научных исследований, подаются как истина, их старательно преподают и как можно более полно разъясняют, стремясь сформировать мнение, что если эти ученые мужи правы, то Библия ошибается.

[440]

Скептицизм привлекателен для человеческого ума. Молодежь видит в нем независимость, пленяющую воображение, но они заблуждаются. Сатана торжествует. Он питает каждое семя сомнения, посеянное в молодых сердцах. Он стимулирует его рост и помогает созреванию плодов, и вскоре пожинается обильный урожай безбожия.

Именно по причине свойственного человеческому сердцу влечения ко злу так опасно сеять семена скептицизма в молодых умах. Все, что ослабляет веру в Бога, лишает душу силы противостоять злу. Оно размывает единственную реальную преграду на пути греха. Нам нужны школы, где молодежь будут учить тому, что величие человека состоит в том, чтобы почитать Бога, раскрывая Его характер в повседневной жизни. Через Его слово и Его дела нам нужно познавать Бога, чтобы мы в нашей жизни могли исполнить, согласно Его воле, свое предназначение.

Неверующие авторы

Чтобы получить образование, многие считают необходимым изучать работы неверующих авторов, поскольку эти труды содержат много ярких жемчужин мысли. Но кто был первоисточником этих жемчужин? Бог, и только Бог. Он — источник всякого света. Тогда зачем нам преодолевать вброд реку заблуждений, содержащихся в работах неверующих, ради нескольких интеллектуальных истин, когда вся истина находится в нашем распоряжении?!

Как получается, что люди, живущие в состоянии войны с правлением Божьим, становятся обладателями мудрости, которую иногда высказывают? Сатана сам получил образование в небесных обителях, и он имеет достаточное знание о добре, так же, как и о зле. Он смешивает драгоценное и порочное, и именно это и помогает ему вводить нас в заблуждение. Но из-за того, что сатана облек себя в сияющие небесные одежды, должны ли мы принимать его за ангела света? У

[441]

искусителя есть свои посредники, получившие образование по его методам, вдохновляемые его духом и подготовленные для его работы. Нужно ли сотрудничать с ними? Нужно ли принимать труды его помощников как основное условие получения образования?

Если бы усилия и время, которые тратятся на то, чтобы постичь блестящие идеи безбожников, были отданы изучению драгоценных россыпей Слова Божьего, тысячи тех, кто теперь пребывает во тьме и тени смертной, возрадовались бы славе Света жизни.

Исторические и теологические знания

Многие думают, что при подготовке к христианской работе очень важно получить обширные познания в области истории и теологии. Они полагают, что эти знания помогут им в распространении Евангелия. Но прилежное изучение человеческих мнений приводит скорее к ослаблению их служения, чем к успехам. Когда я вижу библиотеки, полные увесистых томов исторических и теологических сведений, я думаю: зачем тратить деньги на то, что не является хлебом? Шестая глава Иоанна говорит нам больше, чем можно узнать из таких трудов: «Я семь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». «Я — хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек». «Верующий в Меня имеет жизнь вечную». «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:35, 51, 47, 63).

Существует раздел истории, изучение которого не следует порицать. Священная история была одной из дисциплин в школах пророков. По историческим летописям об отношениях Иеговы с разными народами учащиеся прослеживали Его следы на нашей земле. Поэтому сегодня мы должны размышлять об отношениях Бога с народами земли.

[442]

Мы должны видеть, как в истории исполняются пророчества, изучать, как действовало Провидение в великом реформаторском движении и понимать развитие событий, в ходе которых народы готовятся к последнему конфликту в великой борьбе.

Такое изучение расширит восприятие. Оно поможет понять, как все в жизни взаимосвязано, и то, какие прекрасные узы объединяют нас в великое братство, в общество и в народы и какую потерю означает для всех притеснение и деградация даже одного члена человеческой семьи.

Но изучение истории связано, как правило, с человеческими достижениями, его победами в сражениях, его успехами в достижении силы и величия. Участие Бога в делах человеческих теряется из виду. Немногие вникают в его провидческие планы возвышения и ниспровержения народов.

И в большой мере теология, которая изучается и преподается сегодня, является всего навсего изложением человеческих измышлений и служит лишь тому, чтобы «запутать вопрос словами без знания». Слишком часто побуждение изучать эти многочисленные книги продиктовано не столько желанием приобрести пищу для ума и сердца, сколько честолюбивым стремлением познакомиться с философами и теологами и желанием представить людям христианство в научных терминах и суждениях.

Не все книги служат целям святой жизни. «Научитесь от Меня, — сказал Великий Учитель, — возьмите бремя Мое на себя и научитесь Моему смирению и кротости». Ваша интеллектуальная гордыня не поможет вам в общении с душами, гибнущими от недостатка хлеба жизни. Изучая эти книги, вы позволяете им занять место практических уроков, которым вам следует учиться у Христа. Результатами такой науки духовный голод людей не утолишь. Очень мало из того, что вы обрели в

[443]

утомительном для ума поиске, поможет успешно работать для спасения душ.

Спаситель пришел «благовествовать нищим» (Лк. 4:18). В своем учении Он использовал самые простые понятия и самые незамысловатые символы. И сказано, что «множество народа слушало Его с услаждением» (Мк. 12:37). Те, кто стремится выполнять Его работу в наше время, нуждаются в более глубоком постижении уроков, которые Он дал.

Слова Бога живого являются самым высоким из всех видов образования. Тем, кто служит людям, необходимо питаться хлебом жизни. Это даст им духовную силу; тогда они будут готовы служить людям разных слоев общества.

Классика

В колледжах и университетах тысячи молодых людей посвящают лучшие годы своей жизни изучению греческого языка и латыни. И в то время, как они заняты этими предметами, их сознание и характер формируются под недобрым влиянием языческой литературы, чтение которой является существенной частью изучения этих языков.

Те, кто знаком с классикой, утверждают, что «греческие трагедии исполнены сцен кровосмесительства, убийств и человеческих жертвоприношений похотливым и мстительным богам». Намного лучше было бы для мира обойтись без образования, полученного из таких источников. «Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» (Притч. 6:28). «Кто родится чистым от нечистого? ни один» (Нов 14:4). Можем ли мы ожидать, что молодые люди будут развивать христианский характер, если их образование формируется учением тех, кто отрицает принципы Закона Божьего?

Отбрасывая всякие ограничения и погружаясь в безрассудные, легкомысленные развлечения-, забавы и пороки, учащиеся лишь

[444]

подражают тому, о чем постоянно твердили им на этих занятиях и что восприняло их сознание. Существуют профессии, для которых требуется знание греческого и латинского. Некоторые должны изучать эти языки. Но изучить их для практической пользы можно было бы без чтения литературы, которая растлевает и сама по себе есть растление.

Но большинству не нужны греческий и латынь. Изучение мертвых языков следует сделать второстепенным по сравнению с теми предметами, которые учат, как правильно распоряжаться силами тела и ума. Это безрассудство, когда учащиеся посвящают свое время овладению мертвыми языками и книжными знаниями в любой области, пренебрегая подготовкой к практическим жизненным обязанностям.

Что учащиеся унесут с собой, покидая учебное заведение? Куда они пойдут? Что они будут делать? Есть ли у них знания, дающие им возможность учить других? Подготовлены ли они для того, чтобы быть достойными отцами и матерями? Могут ли они встать во главе семьи как мудрые наставники? Единственное образование, достойное того, чтобы его так называли, — то, которое делает молодых мужчин и женщин похожими на Христа, которое делает их способными нести бремя своих жизненных обязанностей и стать во главе семей. Такое образование не получишь, изучая языческую классику.

Сенсационная литература

Многие страницы сегодняшних популярных изданий заполнены сенсационными историями, которые воспитывают в молодежи безнравственность и ведут их на путь к вечной смерти. Даже дети уже поднаторели в знаниях по части преступлений. Рассказы, которые они читают, подстрекают их ко злу. Они фантазируют, проигрывая в воображении изображаемые сюжеты, лишь до тех пор, пока однажды не проснется их

[445]

честолюбие и им не захочется проверить, могут ли они сами совершить уголовное преступление и при этом избежать наказания.

Для активного ума детей и молодежи картины, изображенные в фантастических откровениях о будущем, — реальность. Когда предсказываются крутые переломы в истории и описываются все возможные действия героев, то, как ими будут сломаны ограничения закона и преграды внутри себя самих, многие заражаются духом этих сцен. Их это приводит к совершению преступлений даже худших, чем изображают авторы таких произведений. Такое влияние деморализует общество. Семена беззакония сеются повсюду. Неудивительно, что результатом является большой урожай преступлений.

Романы, легкомысленные и поверхностные возбуждающие мелодрамы едва ли в меньшей степени являются проклятием для читателя. Автор может на словах утверждать, что он преподает нравственный урок, во все свое произведение он может вплести религиозные рассуждения, но часто это служит лишь для маскировки безрассудства и никчемности, скрывающихся под ними.

Мир наводнили книги, наполненные соблазнительными заблуждениями. Молодые принимают за истину то, что Библия осуждает как ложь, им это нравится и их не оторвешь от этого обмана, означающего погибель для души.

Существуют произведения художественной литературы, которые были написаны с намерением научить истине или изобличить какое-то великое зло. Некоторые из них совершили благое дело. Однако они также наносят неописуемый вред. В них есть утверждения и описания, которые можно считать высоким искусством, будоражущие воображение и возбуждающие череду мыслей, полных опасности, особенно для молодежи. Мастерски описанные сцены снова и снова оживают

[446]

в их сознании. Такое чтение не приносит пользу уму и делает его неспособным к духовному развитию. Оно разрушает интерес к Библии. Небесное все меньше находит себе места в мыслях. Когда ум подробно останавливается на изображении грязных сцен, пробуждаются страсти, что в конечном итоге приводит ко греху.

Даже художественная литература, которая не содержит описаний безнравственности и которая, возможно, предназначена учить высоким принципам, вредна. Она способствует формированию привычки к торопливому и поверхностному чтению только ради сюжета. И в конце концов это приводит к нарушению способности связно и энергично мыслить; и душе все труднее сосредотачиваться на размышлении о долге и предназначении.

В сущности, взращивая лишь любовь к развлечениям, чтение художественной литературы рождает неприязнь к практическим жизненным обязанностям. Ее возбуждающая, пьянящая сила нередко бывает причиной как умственных, так и физических заболеваний. Множество убогих, неприбранных домов, множество пожизненных инвалидов, множество пациентов психиатрических больниц — результат пристрастия к чтению романов.

Часто утверждают: чтобы спасти молодежь от сенсационной литературы или просто от литературы, не имеющей никакой ценности, мы должны предложить ей наилучшую художественную литературу. Это похоже на то, как пытаются излечить пьяницу, давая ему вместо виски или бренди более слабые опьяняющие напитки, например, вино, пиво или сидр. Но употребление таких напитков будет постоянно разжигать желание к более сильным стимуляторам. Единственное спасение для алкоголика и единственная защита для человека, желающего быть умеренным во всем, — полное воздержание. Для любителя художественной

[447]

литературы остается то же самое правило. Полное воздержание — его единственная защита.

Мифы и сказки

В образовании детей и молодежи большое место сейчас отводится сказкам, мифам и вымышленным рассказам. Литература этого типа предлагается в школах, ее можно найти во многих семьях. Как могут родители-христиане разрешать своим детям читать книги, наполненные ложью? Когда дети спрашивают о значении рассказов, противоречащих тому, чему учат родители, они слышат обычно такой ответ: эти рассказы — вымысел; но этим все равно не избежать дурных последствий их чтения. Идеи, изложенные в этих книгах, вводят детей в заблуждение. Они навязывают ложные представления о жизни, порождают и воспитывают желание нереального.

Чтение таких книг, широко распространенное в наше время, — одно из коварных ухищрений сатаны. Он стремится отвлечь умы молодых и старых от великой работы над созиданием характера. Он таит замысел погубить нашу молодежь и детей этим разрушающим душу обманом, которым он наполняет мир. Он стремится к тому, чтобы отвернуть их от Слова Божьего и таким образом помешать им овладеть знанием тех истин, которые могли бы стать их защитой.

Никогда книги, содержащие искажение истины, не должны попадать в руки детей и молодежи. Пусть даже в процессе образования вашими детьми не овладевают идеи, которые окажутся семенами греха. Если бы те, кто уже имеет зрелый ум, обходились без таких книг, они сами были бы в большей безопасности и их пример и правильное влияние гораздо бы облегчили попытки уберечь молодежь от искушения.

Мы в изобилии имеем то, что истинно, то, что является Божественным знанием. Тем, кто

[448]

жаждет знаний, не нужно идти к загрязненным источникам. Господь говорит:

«Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых,

И сердце твое обрати к моему знанию…

Чтобы упование твое было на Господа,

Я учу тебя и сегодня, и ты помни».

Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении,

Чтобы научить тебя точным словам истины,

Дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя?»

«Он постановил устав в Иакове

И положил закон в Израиле,

Который заповедал отцам нашим возвещать детям их»,

«Возвещая роду грядущему славу Господа,

И силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил».

«Чтобы знал грядущий род,

Дети, которые родятся,

И чтоб они в свое время возвещали своим детям,

Возлагать надежду свою на Бога».

«Благословение Господне — оно обогащает,

И печали с собою не приносит»

Притч. 22:17-21; Пс. 77:4, 5, 6, 7; Притч. 10:22.

Учение Христа

Христос так же излагал принципы истины, проповедуя Благую весть. Имея Его учение, мы можем пить из чистых потоков, текущих от престола Божьего. Христос мог бы наделить людей знанием, превосходящим любые предшествующие открытия, и обозначить предпосылки всех других открытий. Он бы мог распечатывать тайну за тайной и сосредоточить вокруг этих чудесных откровений активную, серьезную мысль последующих поколений до самого конца времени. Но Он не пожелал потратить на это ни минуты от урока,

[449]

обучающего спасению. Его время. Его способности и Его жизнь ценились Им и использовались только как средство для спасения людских душ. Он пришел взыскать и спасти потерянное, и Он не пожелал изменить Своего намерения. Он не позволил, чтобы что-то отвлекло Его внимание.

Христос делился только тем знанием, которое можно было использовать на практике. Наставления, которые Он давал людям, были тесно связаны с их нуждами и условиями их практический жизни. Любопытство, приводившее их к Нему с пытливыми вопросами. Он не удовлетворял. Все вопросы такого рода Он использовал для торжественных, серьезных, жизненно важных призывов и обращений. Тем, кто страстно желал вкусить от древа познания. Он предлагал плоды с древа жизни. Они обнаружили, что все пути закрыты, кроме того, что ведет к Богу. Все источники были запечатаны, кроме источника вечной жизни.

Наш Спаситель не поощрял никого посещать школы раввинов, существовавшие в Его время, по той причине, что умы слушающих развратит часто там повторяемое: «Говорят…» или «Сказано». Зачем нам принимать изменчивые людские суждения за возвышенную мудрость, когда более великая, конкретная и определенная мудрость находится в нашем распоряжении?

Глубокое « впечатление произвел на мой разум и оказал огромное влияние на весь мой труд контраст между великим и вечным в видениях и между ничтожным в жизни людей. Я не вижу ничего, за что следовало бы хвалить или прославлять человека. Не вижу причины, почему надо доверять мнениям людей, исполненных мирской мудростью, и восхищаться ими. Как могут люди, лишенные Божественного просвещения, иметь правильные представления о Божьих планах и путях? Они или отрицают Его полностью и пренебрегают Его

[450]

существованием, или заключают в определенные рамки Его силу согласно своим собственным ограниченным понятиям.

Давайте выберем своим Учителем Того, Кто создал небо и землю, Того, Кто поместил звезды на тверди небесной и определил солнцу и луне совершать свою работу.

Хорошо, если молодые люди думают, что они должны достичь наивысшего развития своих интеллектуальных способностей. Нам не следует ограничивать образование, которому Сам Бог не положил предела. Но наши достижения ничего не стоят, если их не применять ради прославления Бога и для блага рода человеческого.

Бессмысленно захламлять ум изучением предметов, требующих интенсивного умственного напряжения, но не приносящих ничего в практическую жизнь. Такое образование будет потерей времени и сил для учащегося. Ибо эти занятия уменьшают его желание и склонность изучать предметы, помогающие стать полезным людям и дающие возможность исполнять свои обязанности. Практическое воспитание стоит гораздо больше, чем любое количество усвоенных теорий. Недостаточно даже иметь знание. Мы должны уметь применять знание правильно.

Время, средства и занятия, растрачиваемые очень многими на сравнительно бесполезное образование, следует посвятить получению образования, которое сделает нас практичными мужчинами и женщинами, способными исполнять житейские обязанности. Такое образование имело бы наивысшую ценность.

То, что нам нужно, — это знания, укрепляющие ум и душу, которые нас, мужчин и женщин, делают лучше. Образование сердца гораздо более важно, чем просто изучение книг. Хорошо, даже очень важно иметь знания о мире, в котором мы живем; но если мы оставим вечность за

[451]

пределами наших интересов, мы потерпим поражение, от которого никогда не оправимся.

Учащийся может отдавать все свои силы приобретению знания, но если он не имеет знания о Боге, если он не повинуется законам, которые управляют всем его естеством, он погубит себя. Из-за дурных привычек он теряет способность к самооценке, он теряет самообладание. Он не в состоянии рассуждать правильно о тех вопросах, которые касаются его наиболее глубоко. Он безрассудно и неразумно обращается со своим организмом и разумом. Пренебрегая развитием правильных принципов, он губит себя для жизни в этом мире и в мире грядущем.

Если бы молодые люди понимали свои собственные слабости, они бы нашли в Боге свою силу. Если они будут стремиться к тому, чтобы Он учил их, они будут мудры Его мудростью и их жизнь будет приносить плоды и станет благословением для мира. Но если они посвящают свой ум приобретению просто светского, основанного на гипотезах знания и таким образом отдаляются от Бога, они потеряют все, что действительно обогащает жизнь.

[452]