3. С природой и с Богом

Жизнь Спасителя на земле была жизнью общения с природой и с Богом. В этом общении Он открыл нам секрет полноценной жизни.

Иисус много и непрестанно трудился. Никогда не появлялся среди людей такой человек, который был бы настолько обременен ответственностью, как Он. Никто и никогда не нес такую тяжкую ношу — ношу скорби и греха всех людей мира. Никто и никогда не трудился с таким беззаветным рвением ради блага людей. Однако Он вел здоровый образ жизни. Физически и духовно Он олицетворял Собою жертвенного агнца, «непорочного и чистого» (1 Петр. 1:19). Телом и душой Он являл Собой пример того, каким Бог замыслил человечество, если бы люди жили в послушании Его законам.

Когда люди смотрели на Иисуса, они видели лицо, на котором Божественное сострадание сочеталось с сознанием Своей силы. Казалось, Его окружала особая духовная атмосфера. Несмотря на то, что Иисус всегда был мягок и деликатен. Он производил впечатление человека, обладающего великой внутренней силой, которую невозможно было полностью скрыть.

Во время служения Иисуса постоянно преследовали коварные и лицемерные люди,

[52]

которые наблюдали за Ним. За Ним постоянно ходили шпионы, вслушивавшиеся в Его слова, чтобы обернуть их против Него. Люди, гордившиеся высоким образованием и тонким умом, пытались нанести Ему поражение в споре. Но им никогда не удавалось взять верх. Им приходилось уходить смущенными и пристыженными скромным Учителем из Галилеи. Учение Христа несло такую свежесть и силу, каких люди не знали доселе. Даже Его недруги вынуждены были признать: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин. 7:46).

Детство Иисуса, которое Он провел в бедности, было не тронуто противоестественными привычками испорченного века. Работая за плотницким верстаком, неся груз домашних забот, познавая уроки послушания и упорного труда, Он восстанавливал силы на лоне природы, познавая которую стремился понять ее тайны. Он изучал слово Божье, и самыми счастливыми были для Него те часы, когда Он мог, окончив Свои занятия и труды, идти в поля, чтобы размышлять среди безмолвия долин, общаться с Богом на склоне горы или в лесу под сенью деревьев. Раннее утро часто заставало Его в каком-нибудь уединенном месте, погруженным в раздумья, исследующим Писание или за молитвой. Радостным пением Он приветствовал рассвет. Песнями

[53]

благодарения Он делал радостными часы Своего труда и доставлял небесную радость изнуренным тяжким трудом и удрученным.

Во время Своего служения Иисус жил большей частью на открытом воздухе. Он пешком путешествовал с места на место и учил людей главным образом под открытым небом. Обучая Своих учеников. Он часто удалялся из городской суматохи в тишину полей, куда более гармонирующей с уроками веры, простоты и самоотречения, которым Он желал научить их. Именно под зеленым шатром деревьев, стоявших на склоне горы, невдалеке от моря Галилейского, Он призвал двенадцать на апостольское служение и там же произнес Нагорную проповедь.

Христос любил собирать людей вокруг себя под голубыми небесами на травянистом склоне холма или на берегу озера. Здесь, окруженный Своими творениями. Он мог направить их мысли от искусственного к первозданному. В картинах жизни и развития природы Он раскрывал принципы Своего Царства. Поднимая глаза к Божьим холмам и созерцая чудные дела Его рук, они могли усвоить драгоценные уроки Божественной истины. В будущем уроки Божественного Учителя повторятся им еще много раз в картинах и явлениях природы. Мысли будут обращены к возвышенному, а сердца найдут отдохновение и покой.

[54]

Учеников, которые сотрудничали с Ним в Его деле, Иисус нередко отпускал на определенное время, чтобы они могли побыть дома и отдохнуть; но тщетны были их попытки отвлечь от трудов Его Самого. Весь день Он служил множеству людей, которые приходили к Нему, а в сумерках или рано утром уходил в горы, которые были для Него святилищем, для общения с Его Отцом.

Часто Его непрерывный труд и конфликт с враждебно настроенными против Него приверженцами ложного учения раввинов так изматывали Его, что мать, братья и даже Его ученики опасались, как бы это не стоило Ему жизни. Но когда Он возвращался после нескольких часов молитвы, которая завершала утомительный день, они замечали, что умиротворение освещает Его лицо и, казалось, что свежесть, бодрость, сила переполняют все Его естество. После часов, проведенных в общении с Богом, Он шел, чтобы нести людям небесный свет. И так — каждое утро.

Именно сразу после возвращения Его учеников из первого миссионерского путешествия Иисус повелел им: «Отойдите и отдохните немного». Когда ученики вернулись исполненные радости по поводу своего успеха в возвещении Евангелия, их достигла весть о смерти Иоанна Крестителя от руки Ирода. Радость сменилась горькой скорбью и разочарованием. Иисус знал, что,

[55]

покинув Крестителя умирать в тюрьме. Он сурово испытывал веру учеников. С нежностью и жалостью Он глядел на их горестные, заплаканные лица. У Него самого слезы стояли в глазах, когда Он дрогнувшим голосом сказал: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» (Мк. 6:31).

Невдалеке от Вифсаиды, у северного побережья моря Галилейского был прекрасный уединенный уголок, весь в зелени свежей и пышной растительности, гостеприимно дававший пристанище Иисусу и Его ученикам. Туда они и отправились, переплыв озеро в лодке. Здесь они могли отдохнуть вдали от городской суматохи и шума толпы. Здесь ученики могли слушать слова Христа, не прерываемые резкими возражениями и обвинениями фарисеев. Здесь они надеялись насладиться коротким временем дружеского общения со своим Господом.

Лишь недолгое время Иисус оставался наедине со Своими возлюбленными, но сколь драгоценны были для них те немногие мгновения. Они сообща обсуждали свою работу по распространению Евангелия, говорили о том, как сделать свое служение и проповедь более эффективными и доступными. Когда Иисус открывал им сокровища истины, их животворила

[56]

Божественная сила, вселявшая в них надежду и мужество.

Но вскоре люди снова стали разыскивать Его. Предполагая, что Он отправился в место своего обычного уединения, люди последовали за Ним туда. Пришлось оставить надежду иметь хотя бы один час для отдыха. В глубине чистого, исполненного сострадания чуткого сердца Доброго Пастыря горела только любовь и жалость к этим мятущимся жаждущим душам. Весь день Он служил их нуждам, а вечером отправил их по домам на отдых.

Полностью посвящая Свою жизнь благу других. Спаситель считал необходимым периодически уходить от беспрерывной деятельности и соприкосновения с человеческими нуждами для того, чтобы уединиться и общаться со Своим Отцом и чтобы никто не мог нарушить это общение. Едва толпа, следовавшая за ним, расходилась. Он уходил в горы и там наедине с Богом изливал душу в молитве за этих страждущих, погрязших в пороках и нужде людях.

Когда Иисус говорил Своим ученикам, что жатвы много, а делателей мало, Он не настаивал на том, что им необходимо трудиться до изнеможения, но повелевал им: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:38). И сегодня Своим изнуренным тяжелым трудом

[57]

работникам, как и первым ученикам. Он говорит эти полные сострадания слова: «Пойдите, уединитесь… и отдохните немного».

Все, кого учит Господь, нуждаются в часе покоя для размышления и исследования собственного сердца, для общения с природой и Богом. В них должна проявляться жизнь, которая не имеет ничего общего с миром, его обычаями и устремлениями; и им необходимо иметь личный опыт в приобретении знания Божьей воли. Каждый из нас должен лично слышать Его голос, обращенный к сердцу. Когда смолкают все посторонние голоса и мы в тишине замираем в ожидании перед Богом, молчание души делает голос Бога более отчетливым. Он повелевает нам: «Остановитесь и познайте, что Я Бог» (Пс. 45:11). Это существенная подготовка ко всякому труду для Бога. Среди спешащей толпы и крайнего физического и эмоционального напряжения жизненных сил, вызванного нашим стремительным образом жизни, тот, кто находит час для уединенного общения с Богом и природой, окружен атмосферой мира и света. Он получит приток новых сил, как физических, так и умственных. Его жизнь будет источать благоухание и откроет Божественную силу, которая достигнет человеческих сердец.

[58]

[59]