Глава 17. Взаимные обязательства

Каждый имеет свои обязанности. — Двое, соединяющие свои жизненные интересы, имеют разные свойства характера и свои личные обязанности. Каждый имеет свои обязанности, но женщина не должна, как подъяремное животное, оцениваться по количеству работы, которую она может сделать. Женщина должна быть украшением семьи как жена и спутница своего благоразумного мужа. На каждом шагу она должна спрашивать: «Соответствует ли мой поступок образцу, какой являет истинная жена?», а также: «Каким образом я могу оказывать благотворное влияние в своей семье?» Мужу следует вести себя так, чтобы жена поняла, что он по достоинству оценивает ее труд (1).

Жене надлежит уважать своего мужа. Муж должен любить и оберегать свою жену; и подобно тому, как брачный обет соединяет их воедино, так и вера во Христа должна объединять их в Нем. Что может быть более угодным Богу, чем видеть тех, кто вступает в брачные отношения стремящимися вместе учиться у Иисуса и все более исполняющимися Его Духом? (2)

Теперь вам необходимо исполнять обязанности, которых до свадьбы у вас не было. «Итак облекитесь… в благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение». «Живите в любви, как и Христос возлюбил нас». Обратите внимание на следующие наставления: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви… но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (3).

Божье указание для Евы. — Еве было сказано о скорби и страданиях, которые отныне станут ее уделом. Господь сказал: «И к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». При сотворении Бог создал ее равной Адаму. Если бы они остались послушными Ему, пребывая в согласии с Его великим законом любви, то они всегда были бы и в согласии друг с другом; но грех внес разногласие, и теперь их союз мог поддерживаться и единство сохраняться лишь в том случае, если одна из сторон подчинится другой. Ева первая согрешила; она впала в искушение, отделившись от своего спутника вопреки Божьему указанию. По ее наущению согрешил и Адам, и теперь она оказалась в зависимости от своего мужа. Если бы падший род соблюдал принципы, предписанные Законом Божьим, то этот приговор, хотя и являющийся следствием греха, был бы для них благословением; но злоупотребление превосходством, данным мужчине таким образом, слишком часто делает участь женщины весьма горькой и превращает ее жизнь в тяжелое бремя.

Ева была совершенно счастлива со своим мужем в Едемском доме, но подобно беспокойным современным Евам она льстила себя надеждой проникнуть в более высокие сферы, нежели те, которые предназначил для нее Бог. Пытаясь возвыситься над своим первоначальным положением, она опустилась гораздо ниже, чем была. Подобный результат ожидает всех тех, кто не желает с готовностью исполнять свои жизненные обязанности в соответствии с Божьим планом (4).

Жены повинуются; мужья любят. — Часто задают вопрос: «Может ли жена проявлять свою волю?» Библия утверждает, что главой семьи является муж. «Жены, повинуйтесь своим мужьям». Если это повеление оканчивается здесь, то мы можем сказать, что положение жены является незавидным; во многих случаях ей приходится весьма трудно, и было бы лучше, чтобы браки заключались как можно реже. Многие мужья останавливаются на словах: «Жены, повинуйтесь…», но мы прочтем продолжение того же самого повеления, которое гласит: «…как Господу».

Бог требует, чтобы жена всегда пребывала в страхе Божьем и взирала на его славу. Она должна всецело подчиняться только Господу Иисусу Христу, Который приобрел ее как Свое чадо безмерной ценой Своей жизни. Бог наделил ее совестью, которую она не может осквернять безнаказанно. Ее индивидуальность не может быть поглощена индивидуальностью мужа, потому что она — приобретение Христа. Было бы ошибочно полагать, что она должна слепо и неукоснительно повиноваться всему тому, что говорит ей муж, когда она знает, что это может причинить вред ее телу и духу, которые были выкуплены из рабства сатаны. Есть Тот, Кто стоит выше, чем муж, — это ее Искупитель, но повиноваться своему мужу она должна так, как заповедал Бог, — «как Господу».

Когда мужья требуют полного подчинения от своих жен, заявляя, что женщины не имеют права голоса в семье и должны проявлять полную покорность, то они ставят своих жен в положение, противоречащее Писанию. Истолковывая Писание подобным образом, они оскверняют замысел о брачном постановлении. Такая трактовка дается только потому, что они произвольно используют правила, но это не их прерогатива. Мы читаем: «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы». Почему муж не должен быть суров к своей жене? Если муж приходит к выводу, что она грешна и исполнена недостатков, то суровость духа не исцелит зло (5).

Жены повинуются мужьям только тогда, когда мужья повинуются Христу. — Многие мужья своим отношением к женам неверно изображают отношение Господа Иисуса к Церкви, потому что они не хранят путей Господних. Они заявляют, что их жены должны во всем повиноваться им. Но Бог не желал, чтобы муж управлял домом как глава, если он сам не подчиняется Христу. Чтобы правильно представлять отношение Христа к Церкви, он прежде сам должен находиться под Божьим руководством. Если муж груб, невежлив, самолюбив, суров и властен, то пусть он никогда не рассуждает о том, что муж является главой жены и что она должна во всем подчиняться ему, ибо он не Господь и даже не муж в истинном смысле этого слова…

Мужья должны смотреть на библейский образец и стараться понять значение символа, представленного церковью в Ефесе, чтобы понять отношение Христа к Церкви. Муж должен быть опорой для своей семьи. Будет ли он пребывать в своем благородном. Богом данном ему призвании быть главой семьи, всегда стремясь возвысить свою жену и детей? Будет ли создавать вокруг себя чистую, благоуханную атмосферу? Будет ли он усердно насаждать любовь Иисуса, делая ее неизменным принципом в своем доме, если он претендует на личный авторитет?

Пусть каждый муж и отец исследует слова Христа, стараясь понять их не однобоко, сосредоточиваясь лишь на подчинении жены своему мужу, но во свете Голгофского креста, чтобы уяснить свое положение в семье. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова». Иисус предал Себя, умерев на кресте, чтобы очистить и сохранить нас от всякого греха и нечистоты через влияние Святого Духа (5).

Взаимная выдержка необходима. — Мы должны иметь Дух Божий, иначе в нашем доме никогда не будет согласия. Жена, если она имеет Дух Христов, будет внимательна к своим словам; она будет владеть собой; она будет послушна и в то же время почувствует себя не рабыней, но спутницей мужу. Если муж является Божьим слугой, то он не будет господствовать над своей женой; он не будет своевольным и взыскательным. Тепло домашнего очага — неоценимое богатство. Если в доме обитает Дух Господень, он становится символом неба… Если один ошибется, другой проявит христианское терпение и не отвернется с обиженным видом (7).

Ни муж, ни жена не должны властвовать друг над другом. Не пытайтесь заставить друг друга подчиниться своим желаниям. Делая это, вы не можете сохранить любовь друг к другу. Будьте добры, терпеливы и выдержаны, внимательны и любезны. По благодати Божьей вы можете сделать друг друга счастливыми, как вы и обещали, давая брачный обет (8).

Пусть каждый любезно уступает. — В семейной жизни мужчины и женщины иногда поступают, как недисциплинированные, упрямые дети. Муж настаивает на своем, жена на своем, и никто не желает уступить. Такое положение вещей может привести к большому несчастью. Супруги должны быть готовы согласиться с методом или мнением и мужа, и жены. Не будет счастья, пока оба будут настаивать на своем (9).

Если люди не научились у Христа кротости и смирению, то они будут проявлять импульсивный, безрассудный дух, как часто делают дети. Сильная недисциплинированная воля будет стремиться подавлять другого. Таковым нужно обратить внимание на слова Павла: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (10).

Разрешение семенных трудностей. — Нелегко разрешить семейные трудности даже тогда, когда муж и жена пытаются честно и справедливо исполнять свой долг, если они не смирили свои сердца перед Богом. Как могут муж и жена разделять интересы семейной жизни, твердо и самолюбиво отстаивая свои позиции? Им необходимо объединить свои интересы во всем, что касается их семьи, и жена, если она является христианкой, станет на сторону мужа как его спутница, ибо муж должен стоять во главе семьи (11).

Совет семьям, в которых царят разногласия. — Ваш дух порочен. Вы занимаете определенную позицию, не обдумав вопрос как следует, и не принимаете во внимание, какую реакцию вызовет ваша точка зрения, но с независимым видом навязываете ее, хотя знаете, что ваша жена не придерживается тех же взглядов. Вместо того, чтобы с уважением отнестись к мнению жены и мягко, как подобает джентльмену, уклониться от тех вопросов, относительно которых у вас возникли разногласия, вы останавливаетесь на нежелательных темах и проявляете упорство, отстаивая свои взгляды, не считаясь с мнением окружающих. Вы считаете, что другие не имеют права по-иному истолковывать вопросы. Эти плоды не произрастают на христианском дереве (12).

Мой брат и сестра, откройте двери сердца для Иисуса. Пригласите Его в храм души. Помогайте друг другу преодолевать препятствия, которые встречаются в семейной жизни. Вам предстоит жестокая борьба, чтобы победить вашего противника дьявола, и если вы рассчитываете на Божью помощь в этой борьбе, то вы оба должны быть едины в решении побеждать, закрывать свои уста от неверных слов, даже если вам придется пасть на колени и громко воскликнуть: «Господи, обличи противника моей души» (13).

Христос принесет согласие в каждое сердце. — Если муж и жена исполняют волю Божью, то они будут уважать друг друга и поощрять любовь и доверие. Все, что может омрачить мир и единство семьи, должно решительно подавляться, а вместо этого проявляться доброта и любовь. Тот, кто проявляет дух нежности, терпения и любви, придет к выводу, что этот же самый дух возвращается к нему. Где царствует Дух Божий, там не будет разговоров о несовместимости в брачных отношениях. Если Христос упование славы действительно внутрь вас есть, то в семье будет союз и любовь. Христос, живущий в сердце жены, будет в согласии с Христом, пребывающим в сердце мужа. И тогда оба будут стремиться в обители, которые Христос приготовил для всех любящих Его (14).

1. Рукопись 17. 1891.

2. Рукопись 36, 1899.

3. Свидетельства для церкви, т. 7, с. 46.

4. Патриархи и пророки, с. 58, 59.

5. Письмо 18, 1891.

6. Рукопись 17. 1891.

7. Письмо 18, 1891.

8. Служение исцеления, с.361.

9. Рукопись 31. 1911.

10. Письмо 55, 1902.

11. Рукопись 31. 1911.

12. Свидетельства для церкви, т. 2, с.418.

13. Письмо 105, 1893.

14. Знамения времени, 14 ноября 1892.