Глава 21. Преимущества сельской местности

С участком земли и уютным домом. — При первой возможности родители должны строить дома в сельской местности для своих детей (1).

Отцы и матери, которые имеют участок земли и уютный дом, — это короли и королевы (2).

Не считайте, что вы что-то теряете, когда оставляете города и переезжаете в сельскую местность. Здесь повсюду обильные благословения ожидают тех, кто готов воспользоваться ими (3).

Жертвовать, чтобы обеспечить будущее. — Снова и снова Господь увещевает Свой народ, забирать свои семьи из городов и переезжать в сельскую местность, где они могли бы организовывать свои хозяйства, так как в будущем проблема купли и продажи станет весьма серьезной. Теперь мы должны внять наставлению, которое снова и снова дается нам: переезжайте из городов в сельские районы, где дома не один к другому и где

Враги не смогут причинитьвам зла (4). {Для более детального обсуждения этой темы см. книгу «Сельская жизнь»).

Совет городскому жителю. — Было бы хорошо, если бы вы оставили свои тяжелые заботы и нашли убежище в сельской местности, где не настолько сильно влияние, нравственно растлевающее молодых. Верно, что в деревне вы не будете вполне свободны от трудностей и забот; но вы избежите там многих пороков и закроете дверь потоку искушений, которые угрожают вашим детям. Они нуждаются в каком-то занятии и разнообразии.

Однообразие, царящее в доме, возбуждает в детях беспокойство и тревогу, и они начинают регулярно общаться со скверными городскими парнями, получая таким образом уличное воспитание… Жизнь в сельской местности окажет на них весьма положительное влияние; активный образ жизни на открытом воздухе даст здоровье уму и телу. Желательно, чтобы при доме был сад, за которым пусть ухаживают дети, что станет для них одновременно и развлечением, и полезной работой. Занятия с растениями и цветами способствуют воспитанию утонченного вкуса и развитию интеллекта, а знакомство с полезными и прекрасными Божьими творениями оказывает очищающее и облагораживающее влияние на ум, направляя его к Творцу и Хозяину всего (5).

Обильные благословения обещаны сельским жителям. — В недрах земли скрыты благословения для тех, кто имеет мужество, волю и настойчивость, чтобы собирать ее сокровища… Многие фермеры не могут получить достаточный доход со своей земли, потому что относятся к своему труду, как к унизительному занятию; они не видят в нем благословения ни для себя, ни для своих семей (6).

Труд, который оживит ум и усовершенствует характер. — Обрабатывая почву, заботливый труженик придет к выводу, что он мало знает о сокровищах, открывшихся ему. Никто не может преуспеть в земледелии или садоводстве без знания законов, связанных с этими отраслями. Необходимо изучить особенности каждого вида растений, которые требуют разного ухода и обработки. Внимание, требуемое при пересадке и уходе за молодыми растениями, при обрезке и поливе, при защите от холода ночью и от солнца днем, при прополке сорняков, борьбе с заболеваниями растений и вредными насекомыми, при формировании плодовых деревьев и наведении порядка на участке, — это внимание учит важным урокам, необходимым для совершенствования характера, и, кроме того, сам труд является средством совершенствования личности. Вырабатывая в себе старательность, терпение, внимание к деталям, послушание закону, человек получает весьма важную подготовку. Постоянное приобщение к таинствам жизни и прелестям природы и, кроме того, доброта, рождаемая служением этим прекрасным Божьим творениям, оживят ум, очистят и возвысят характер (7).

Бог будет наставлять и учить. — Тот, Кто учил Адама и Еву в Едеме, как ухаживать за садом, желает научить людей и сегодня. Есть мудрость для тех, кто держит плуг, сажает деревья и сеет семя. Земля таит в себе. сокровища, и Господь хочет, чтобы те несчастные люди, которые теснятся в городах, ища возможности немного заработать, обосновались на земле. Семьи, которые переедут со своими детьми в сельскую местность, будут испытывать меньше искушений. Дети и родители, которые любят и боятся Бога, должны во всех случаях обращаться к великому Учителю, Который есть источник мудрости. Они имеют весьма благоприятную возможность приготовиться для Царства Небесного (8).

Божий план для земли Израиля. — Проявив непослушание Богу, Адам и Ева лишились Едема, и за грех была проклята вся земля. Но если бы народ Божий следовал Его наставлениям, то его земля была бы восстановлена в ее богатстве и красоте. Сам Бог дал людям указания, как обрабатывать землю, и они должны были сотрудничать с Ним в ее восстановлении. Так вся земля под Божьим руководством должна была стать наглядным уроком духовной истины. Как через послушание данным Богом законам природы земля должна была рождать сокровища, так и через повиновение Его моральному закону сердца людей должны были отражать свойства Его характера (9).

Находите духовные уроки в повседневной жизни. — Бог окружил нас красотой природы, чтобы привлечь и заинтересовать ум. Он хочет, чтобы мы ассоциировали великолепие природы с Его характером. Если мы прилежно изучаем книгу природы, то непременно придем к выводу, что она дает обильную пищу для размышлений о безграничной любви и силе Бога (10).

Христос связывал свое учение не только с днем покоя, но и с трудовой неделей… В работе пахаря и сеятеля, в возделывании земли и жатве Он учит нас видеть работу Его благодати в сердцах. Так и в каждом полезном труде, в любой жизненной ситуации Он хочет, чтобы мы находили урок Божественной истины. Тогда наш каждодневный труд не будет больше полностью поглощать наше внимание и уводить нас от Бога; он будет постоянно напоминать нам о нашем Творце и Искупителе. Мысль о Боге будет проходить золотой нитью через все наши домашние заботы и дела. Для нас слава Его лица вновь будет покоиться на лике природы. Мы всегда будем учиться новым урокам небесной истины и возрастать в образ Его чистоты (11).

Тождественные законы управляют природой и людьми. — Великий Учитель приводил Своих слушателей в прекрасные уголки природы, чтобы они могли слушать голос, говорящий во всем творении; и когда их сердца смягчались и умы становились восприимчивыми, Он помогал им истолковывать духовный смысл тех картин, на которых покоился их взор… В Его уроках было нечто такое, что привлекало каждый ум, доходило до каждого сердца. Так повседневная работа вместо того, чтобы быть монотонно-рутинной, отвлеченной от возвышенных мыслей, была освящена и возвышена постоянными напоминаниями о невидимом, что суть духовно.

Так должны учить и мы. Пусть дети учатся видеть в природе выражение Божьей любви и мудрости; пусть их размышления о Боге будут связаны с птицами, цветами и деревьями; пусть все видимое пробуждает интерес к невидимому и все жизненные явления станут средством обучения Божественной истине.

Когда они учатся на примере всего сотворенного, извлекая поучения из своего жизненного опыта, поясняйте им, что те же самые законы, которые управляют природой и событиями жизни, должны управлять и нами, что они даны для нашего блага и только через послушание им мы можем обрести истинное счастье и успех (12).

Давайте практические уроки земледелия. — Среди бесчисленного количества уроков о многообразии процессов развития несколько самых драгоценных содержатся в притче Спасителя о растущем семени. В ней найдут наставление и старые, и молодые…

Прорастание семени изображает начало духовной жизни, а развитие растения является иллюстрацией развития характера… Когда родители и учителя стараются научить этим урокам, то это должно быть сделано на практике. Пусть дети сами подготовят почву и посеют семена. Во время работы родители или учитель могут объяснить им, что сердце — это сад, где посеяно доброе и плохое семя, и что как сад должен быть подготовлен для природного семени, так и сердце должно быть подготовлено для семени истины… Никто не сеет в необработанную землю в надежде, что однажды она принесет урожай. Необходим упорный, кропотливый труд, чтобы подготовить землю, посеять семя и вырастить урожай. Так должно быть и в духовном сеянии (13).

Порочные наклонности видны, как сорняки. — Если есть возможность, то дом следует выбирать за пределами города, где дети могут иметь землю для возделывания. Пусть у каждого из них будет свой участок земли; и когда вы учите их, как сажать сад, как подготавливать почву для семян и пропалывать сорняки, то учите их также, что необходимо удалять из своей жизни неприглядные, губительные привычки. Учите их бороться с порочными наклонностями, как они борются с сорняками в огороде. Потребуется время, чтобы научить их этому, но оно будет оплачено, щедро оплачено (14).

Домашняя обстановка подтверждает нашу веру. — Родители имеют обязательство перед Богом сделать свое окружение таким, чтобы оно соответствовало истине, которую они исповедуют. Тогда они смогут давать правильные уроки своим детям, и те будут учиться отождествлять земной дом с небесным. Земная семья должна быть образцом небесной семьи, насколько это возможно. Тогда искушения, потворствование которым подавляет и унижает, в значительной степени утратят свою силу. Детей следует учить, что здесь они только проходят испытание и обучение, чтобы жить в обителях, которые Христос приготавливает для тех, кто любит Его и соблюдает Его заповеди. Это высочайший долг родителей, который они должны исполнить (15).

Родители, приобретайте дома в сельской местности. — Пока Бог будет давать мне власть говорить к нашему народу, я буду продолжать призывать родителей оставлять города и приобретать дома в сельской местности, где они могут возделывать землю и учиться из книги природы урокам непорочности и простоты. Произведения природы — это молчаливые служители Господни, данные нам для того, чтобы научить нас духовным истинам. Они говорят нам о любви Божьей и провозглашают мудрость великого Художника.

Я люблю красивые цветы. Они напоминают Едем, указывая на блаженную страну, в которую мы скоро войдем, если будем хранить верность нашему Богу. Господь направляет мой ум к животворным краям, где растут прекрасные цветы и деревья (16).

1. Сельская жизнь, с. 12.

2. Основы христианского воспитания, с. 327.

3. Сельская жизнь, с. 14.

4. Там же, с. 9. 10.

5. Свидетельства для церкви, т. 4, с. 136.

6. Основы христианского воспитания, с.326, 327.

7. Воспитание, с.111, 112.

8. Основы христианского воспитания, с. 326.

9. Наглядные уроки Христа, с. 289.

10. Вести к молодежи, с. 365, 366.

11. Наглядные уроки Христа, с. 26, 27.

12. Воспитание, с. 102. 103.

13. Там же. с. 104, 105. 111.

14. Советы учителям, родителям и студентам, с. 124.

15. Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 144.

16. Письмо 47. 1903.