Глава 28. Первая школа ребенка

Первоначальный Божий план воспитания. — Система образования, установленная в Едеме, сосредотачивалась в рамках семьи. Адам был «сыном Божьим» (Лк.3:38), и дети Всевышнего получали наставления от своего Отца. Это была их семейная школа в самом истинном смысле слова.

В Божественном плане воспитания, адаптированном к состоянию человека после грехопадения, Христос выступает как Представитель Отца, как связующее звено между Богом и человеком; Он — великий Учитель людей. И Он постановил, чтобы мужчины и женщины были Его представителями. Семья должна стать школой и родители — учителями.

Воспитание, сосредоточенное в рамках семьи, преобладало во времена патриархов. В школах, учрежденных таким образом. Бог предусмотрел самые благоприятные условия для развития характера. Люди, находившиеся под Его управлением, продолжали следовать жизненному плану, установленному Им вначале. Те, кто отступил от Бога, строили для себя города и, поселившись в них, упивались великолепием, роскошью и пороком, что делает и теперь города гордостью и проклятием современного мира. Но люди, которые твердо придерживались Божьих принципов жизни, обитали среди полей и холмов. Они возделывали землю и пасли стада; живя свободной, независимой жизнью, имея благоприятные возможности, чтобы трудиться, исследовать высшую мудрость и размышлять, они учились у Бога и учили своих детей Его делам и путям. Этот метод воспитания Бог хотел установить в Израиле (1).

В повседневной жизни семья была и школой, и церковью; родители были наставниками и в мирской, и в религиозной сферах (2).

Школа семейного круга. — В Своей мудрости Господь определил, чтобы семья была самой великой воспитывающей силой. Образование ребенка должно начинаться в семье. Это его первая школа. Здесь, при содействии своих родителей-наставников он должен постигать уроки, которыми будет руководствоваться всю жизнь, — уроки внимания, послушания, уважения, сдержанности. Воспитательное влияние семьи является определяющей силой к добру или ко злу. Во многих случаях оно оказывает молчаливое, постепенное воздействие, но, примененное в правильном направлении, оно становится далеко идущей силой для правды и праведности. Если ребенок не получит здесь должного наставления, то сатана будет воспитывать его по своему усмотрению. Насколько важна поэтому школа семьи! (3)

Смотрите на семейный круг как на образовательную школу, в которой готовите своих детей к выполнению их обязанностей в семье, обществе и в церкви (4).

Домашнее воспитание имеет первостепенное значение. — Печальный факт, вызывающий почти повсеместное признание и сожаление, говорит о том, что домашнее воспитание и образование молодежи сегодня остается в пренебрежении (5).

Нет более важного поля деятельности, чем то, которое доверено основателям и попечителям семьи. Ни одно дело, порученное людям, не влечет за собой таких серьезных и далеко идущих последствий, как дело отцов и матерей.

Нынешняя молодежь и дети определяют будущее общества, и то, кем станут эти дети, зависит от семьи. Отсутствие надлежащего воспитания — вот главная причина болезней, страданий и преступлений, которые являются проклятьем для человечества. Если бы семейная жизнь была чиста и истинна, если бы дети, выходящие из-под опеки родителей, были приготовлены к жизненным обязанностям и опасностям, то какая перемена произошла бы в мире! (6)

Все остальное должно иметь второстепенное значение. — Каждый ребенок, приходящий в мир, является достоянием Иисуса Христа и должен воспитываться посредством наставлений и примеров в любви и послушании Богу; но слишком многие родители пренебрегают этим, порученным им Богом делом — не уделяют внимания воспитанию и обучению своих детей, начиная с самого первого основания — знать и любить Христа. Родители должны внимательно следить за развивающимся, восприимчивым умом и делать все в домашней жизни второстепенным по сравнению с ясным долгом, предписанным им Богом, — воспитывать своих детей в духе и совете Господнем (7).

Родители не должны допускать, чтобы заботы о работе, неотложные дела, мирские обычаи, привычки, мода лишали их возможности с должным вниманием относиться к своим детям в раннем детстве и, тем самым, сделали бы невозможным правильно воспитывать их, когда они станут старше (8).

Единственная главная причина небывалого разгула зла в мире сегодня состоит в том, что родители думают о других вещах больше, чем о том, что является самым важным, — как терпеливо и доброжелательно научить своих детей путям Господним. Если бы завеса была убрана, то мы увидели бы, что многие, многие дети, сбившиеся с пути, были лишены доброго влияния из-за этой нерадивости. Родители, можете ли вы допустить такое у себя? Ни одно дело не должно быть настолько важным, чтобы оно мешало вам давать вашим детям все необходимое, учить их понимать, что значит всецело повиноваться и доверять Господу…

Что вы пожнете в качестве награды за свои усилия? Вы увидите, что дети на вашей стороне, что они готовы поддержать вас и сотрудничать с вами в тех направлениях, которые вы предлагаете. Вы найдете, что ваше дело совершается легко (9).

Божьи посредники-учителя в домашней школе. — Родители должны в особом смысле считать себя посредниками Бога, призванными наставлять своих детей, как это делал Авраам, чтобы они ходили путями Господними. Они должны прилежно изучать Писания, чтобы знать пути Господни, и учить этому свои семьи. Пророк Михей говорит: «Чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8). Чтобы стать учителями, родители сами должны учиться, постоянно собирая свет, исходящий от вестников Божьих, и с помощью наставлений и примеров открывать этот драгоценный свет своим детям (10).

На основании света, данного мне Богом, я утверждаю, что муж и жена должны быть домашними служителями, врачами, нянями и учителями, связывая детей с собой и с Богом, наставляя их избегать всякой наклонности, которая каким-либо образом могла бы свидетельствовать против дела Божьего, и уча заботиться о каждой части своего живого организма (11).

Мать должна стоять выше всех в вопросе воспитания детей; в то время как серьезная и важная ответственность возложена на отца, мать, благодаря тому, что она почти непрерывно общается со своими детьми, особенно в их нежном возрасте, должна всегда быть их особым наставником и компаньоном. Она должна приучить своих детей к чистоте и порядку, чтобы сформировать у них правильные привычки и вкусы; она должна воспитывать их трудолюбивыми, способными полагаться на свои собственные силы и быть полезными для других, чтобы они жили, поступали и трудились так, как если бы всегда находились пред очами Божьими (12).

Старшие сестры могут оказывать сильное влияние на младших членов семьи. Молодые, глядя на пример старших, будут более склонны руководствоваться принципом подражания, чем часто повторяемыми наставлениями. Старшая дочь всегда должна осознавать, что ее христианский долг — помогать матери нести ее многочисленные тяжелые бремена (13).

Родители должны многое уметь делать в доме. С помощью наставлений и примеров они должны учить своих детей любить и бояться Бога; они должны учить их быть разумными, общительными, любящими; воспитывая у них трудолюбие, расположение и оказывая им поддержку в семье, родители смогут предоставить им безопасное и желанное убежище от многих мирских искушений (14).

Приготовление к церковной школе. — В семейной школе наши мальчики и девочки должны готовиться к посещению церковной школы. Родители должны постоянно помнить об этом и как домашние учителя должны посвящать все свои силы Богу, чтобы выполнить свою высокую святую миссию. Усердные, верные наставления в семье являются лучшей подготовкой, которую дети могут получить для школьной жизни (15).

Божьи повеления должны быть на первом месте. — Мы имеем библейские правила, чтобы ими руководствовались все — и родители, и дети; это высокое и святое мерило, не допускающее никаких компромиссов. Божьи предписания должны стоять у нас на первом месте. Пусть отец и мать распространяют Слово Божье перед лицом Ведателя сердец, искренне желая понять что говорит Бог (16).

Учите своих детей любить истину, потому что это — истина и потому, что они должны освящаться посредством истины и готовиться к великому рассмотрению, которое вскоре определит, достойны ли они занять вышнюю должность и стать членами царственной семьи, детьми Небесного Царя (17).

Готовьтесь к предстоящему конфликту. — Сатана приводит в боевой порядок свои воинства; готовы ли мы к страшному конфликту, который надвигается на нас? Готовим ли мы своих детей к великому кризису? Готовим ли мы себя и свои семьи к тому, чтобы понять, какие позиции занимают наши враги и каковы их методы ведения войны? Вырабатывают ли в себе наши дети решимость, чтобы быть твердыми и непреклонными в каждом вопросе принципа и долга? Я молюсь, чтобы все мы могли различать знамения времени и так приготовить себя и своих детей, чтобы во время конфликта Бог был нашим убежищем и защитой (18).

1. Воспитание, с. 33, 34.

2. Там же, с. 41.

3. Советы учителям, родителям и студентам.

4. Знамения времени, 10 сентября 1894.

5. Ревью энд Геральд, 30 августа 1881.

6. Служение исцеления, с. 351.

7. Рукопись 126. 1896.

8. Знамения времени, 17 сентября 1894.

9. Рукопись 53. 1902.

10. Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 145.

11. Рукопись 100, 1902.

12. Тихоокеанский журнал о здоровье, январь 1890.

13. Свидетельства для церкви, т. 3, с. 337.

14. Основы христианского воспитания, с. 65.

15. Советы учителям, родителям и студентам, с. 150.

16. Ревью энд Геральд, 15 сентября 1891.

17. Знамения времени, 10 сентября 1894.

18. Ревью энд Геральд, 23 апреля 1889.