Глава 36. Отец и его дети

Проводите время с детьми. — Часто отец упускает благоприятную возможность, чтобы привлечь своих детей к себе и установить с ними тесную связь. После работы для него будет приятной переменой провести некоторое время со своими детьми (1).

Отцы должны освободиться от напускной важности, отказаться от потворства себе в некоторых малозначащих вещах в работе и на досуге, чтобы объединиться с детьми, сочувствуя им в их маленьких бедах, связывая их сердца с собой крепкими узами любви и оказывая такое влияние на их развивающиеся умы, чтобы данный им совет считался священным (2).

Проявляйте к сыновьям особый интерес. — Отец, имеющий сыновей, должен установить с ними тесный контакт, делясь своим богатым опытом и разговаривая с ними просто и ласково, чтобы расположить их к себе. Он должен показывать им, что всегда делает все ради них, ради их счастья (3).

Отец, у кого в семье есть сыновья, должен понимать, что независимо от того, кем он работает, отец никогда не должен пренебрегать душами, вверенными его попечению. Он родил этих детей в мир и стал ответственным перед Богом, он должен делать все, что в его силах, чтобы уберечь их от несвятого влияния и злых сообществ. Он не должен оставлять своих беспокойных сыновей всецело на попечение матери. Это будет для нее слишком тяжелым бременем. Он должен устраивать дела, учитывая важнейшие интересы матери и детей. Матери бывает очень тяжело проявлять сдержанность и благоразумно управлять своими детьми, воспитывая их. В таком случае отцу необходимо взять на себя большее бремя. Он должен прилагать самые решительные усилия для спасения своих детей (4).

Воспитывайте детей полезными членами общества. — Отец как глава семьи должен знать, как воспитывать своих детей, чтобы они стали полезными членами общества и верно исполняли свой долг. Это его особое дело, которое важнее любого другого. В течение первых нескольких лет жизни ребенка формирование его характера доверено преимущественно матери; но она всегда должна сознавать, что в своем деле необходимо сотрудничать с отцом. Если он занят трудом, который почти не позволяет ему с пользой отдавать силы семье, то он должен найти другую работу, которая не будет препятствовать ему посвящать некоторое время своим детям. Если он пренебрегает ими, то изменяет долгу, возложенному на него Богом.

Отец может оказывать на своих детей влияние, которое будет сильнее мирских соблазнов. Он должен изучить склонности и характеры членов своего маленького круга, чтобы знать их нужды и опасности и таким образом быть готовым подавлять неправду и поддерживать справедливость (5).

Какой бы ни была его работа, она не настолько важна, чтобы он мог оправдывать свою небрежность в том, чтобы воспитывать своих детей и учить их хранить пути Господни (6).

Изучайте разные склонности. — Отец не должен быть настолько поглощен деловой жизнью или чтением книг, чтобы не иметь времени для изучения характеров и нужд своих детей. Он должен находить пути и возможности, чтобы занимать детей полезным трудом, отвечающим их разнообразным способностям и интересам (7).

Отцы, проводите со своими детьми столько времени, сколько можете. Старайтесь выявлять их разно образные склонности, чтобы знать, как воспитывать их в согласии со Словом Божьим. Никогда никакое обескураживающее слово не должно исходить из ваших уст. Не приносите тьму в свой дом. Будьте милы, добры и нежны со своими детьми, но не безрассудно снисходительны. Пусть они учатся переносить свои маленькие разочарования, как и все остальные. Не поощряйте их приходить к вам со своими маленькими жалобами друг на друга. Учите их терпимо относиться друг к другу и стараться поддерживать взаимное доверие и уважение (8).

Занимайтесь вместе с детьми трудом и спортом. — Отцы, сочетайте нежность со строгостью, доброту и сочувствие с твердым ограничением. Посвящайте несколько часов своего досуга детям; старайтесь лучше узнать их; занимайтесь вместе с ними трудом и спортом, приобретайте их доверие. Заботьтесь о дружбе с ними, особенно со своими сыновьями. Так вы будете оказывать сильное влияние к добру (9).

Учите их урокам, взятым из природы. — Пусть отец старается облегчить задачу матери… Пусть он указывает детям на прекрасные цветы, на величественные деревья, каждый лист которых может возвестить о делах Божьих и Его любви. Он должен учить их, что Бог, создавший все это, любит прекрасное и доброе. Христос указывал Своим ученикам на полевые лилии и птиц небесных, разъясняя, как Бог заботится о человеке, который лучше птиц и цветов. Скажите детям, что сколько бы времени люди ни тратили на украшение своей внешности, она никогда не сравнится по своей изысканности и красоте с самыми обычными полевыми цветами. Так их умы можно направить от искусственного к естественному. Они могут понять, что Бог дал им всю эту красоту для наслаждения и что Он хочет, чтобы они отдали Ему свои самые лучшие и святые сердечные привязанности (10).

Он может взять их с собою в сад и показать им распускающиеся бутоны и разнообразные оттенки лепестков у цветов. Посредством этого он может преподать им важные уроки о Творце, открывая перед ними великую книгу природы, где любовь Божья выражена в каждом дереве и цветке, в каждой былинке. Он может пояснить им, что если Бог так заботится о деревьях и цветах, то тем более Он позаботится о творениях, созданных по Его образу и подобию. Он может своевременно помочь им понять, что Бог хочет, чтобы дети привлекали к себе внимание не искусственными украшениями, но красотой характера, добротой и нежностью, которые наполнят их сердца радостью и счастьем (11).

1. Знамения времени. 6 декабря 1877.

2. Знамения времени, 6 декабря 1877.

3. Советы учителям, родителям и студентам, с. 128.

4. Рукопись 79. 1901.

5. Ревью энд Геральд, 30 августа 1881.

6. Знамения времени, Ю сентября 1894.

7. Советы учителям, родителям и студентам, с. 127. 128.

8. Рукопись 60, 1903.

9. Служение исцеления, с. 391. 392.

I0. Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 70.

II. Знамения времени, 6 декабря 1877.