Раздел 12 Нормы семейной жизни

Глава 52. Управление домом

Руководящий принцип для родителей. — Многие в мире питают привязанность к вещам, которые, может быть, и хороши сами по себе, но, ограничиваясь этим, они не стремятся к большему и высшему благу, которое Христос желает им дать. Мы не должны сейчас же пытаться грубо лишить их того, что дорого для них. Откройте им красоту и совершенство истины. Обратите их взор на Христа и помогите увидеть Его привлекательность, и тогда они отвернутся от всего, что отвлекает их от Него. Этим принципом должны руководствоваться родители, воспитывая своих детей. Проявляя хорошие манеры в общении с детьми, вы можете по благодати Христовой созидать их характеры для вечной жизни (1).

Отцы и матери должны поставить делом своей жизни труд, направленный на то, чтобы помочь своим детям настолько усовершенствовать характеры, насколько это позволяют человеческие усилия, соединенные с Божественной помощью. Это дело со всей его важностью и ответственностью поручено им, потому что они родили детей в мир (2).

Правила, необходимые для управления домом. — Каждая христианская семья должна руководствоваться правилами, и родители своими словами и поведением должны давать детям драгоценный живой пример. Учите детей и молодежь уважать самих себя, быть верными Богу, быть верными принципам; учите их уважать Закон Божий и повиноваться ему. И тогда эти принципы будут управлять их жизнью и осуществятся в их общении с другими (3).

Необходимо следовать библейским принципам. — Нужно постоянно следить за тем, чтобы принципы, которые лежат в основании семейного правления, не оставались без внимания. Господь желает, чтобы семьи на земле были символом небесной семьи. И когда земные семьи будут избирать верный путь, то это же освящающее влияние Духа будет принесено в церковь (4).

Родители сами должны быть обращенными и должны знать, что такое быть в подчинении Божьей воле, подобно маленьким детям с верой повинуясь Иисусу Христу, прежде чем они смогут верно осуществить правление, которое Бог предназначил для семьи (5).

Бог Сам установил семейные отношения. Его Слово — единственное безопасное руководство в вопросе управления детьми. Человеческая философия не открывает больше того, что знает Бог, и не предлагает более мудрый план общения с детьми, нежели тот, который дал наш Господь. Кто может лучше понимать все нужды детей, как не Творец? Кто может быть больше заинтересован в их благополучии, как не Тот, Кто искупил их Своей кровью? Если бы Слово Божье внимательно исследовали и верно повиновались ему, то было бы меньше душевных мук, вызванных скверным поведением шаловливых детей (6).

Уважайте права детей. — Помните о том, что дети имеют права, которые нужно уважать (7).

Дети имеют притязания, которые их родители должны признавать и уважать. Они имеют право на такое образование и воспитание, которое сделает их полезными, уважаемыми и любимыми членами общества здесь, способными жить в чистом и святом обществе в будущем. Молодых нужно учить, что их нынешнее и будущее благополучие в значительной мере зависит от склонностей, которые они приобретут в детстве и юности. Их необходимо с ранних лет приучать к покорности, самоотречению и заботе о счастье других. Их нужно учить подавлять вспыльчивый нрав, удерживаться от резких слов, проявлять неизменную доброту, учтивость и самообладание (8).

Родителям, обманутым слепой привязанностью. — Слепая любовь к детям и дешевая ласка со стороны детей являются вашими постоянными спутниками. Легко обвить руками шею, но эти проявления должны поощряться вами лишь тогда, когда оказываются действительно ценными благодаря совершенному послушанию. Ваша снисходительность, ваше невнимание к Божьим требованиям — это крайнее бессердечие. Вы поощряете и оправдываете непослушание детей, говоря: «Мой мальчик любит меня». Такая любовь дешева и обманчива. Это вовсе не любовь. Любовь, истинная любовь, которая должна развиваться в семье, ценна, потому что она испытана послушанием…

Если вы любите своих детей, приучайте их к порядку. Но многочисленные поцелуи и проявления детской любви ослепляют вас, и ваши дети знают об этом. Практикуйте меньше этих внешних проявлений, объятий и поцелуев; углубитесь в суть вещей и покажите, что на самом деле представляет из себя любовь детей к родителям. Отвергайте эти проявления как фальшивку, как обман, если они не подкреплены послушанием и уважением к вашим требованиям (9).

Не проявляйте ни слепой привязанности, ни чрезмерной строгости. Нам не следует потворствовать слепой привязанности, но мы также не должны проявлять и чрезмерной строгости. Детей невозможно привести к Господу силой. Их можно вести, но нельзя подгонять. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, Я знаю их, и они идут за Мною», — говорит Христос. Он не сказал: овцы Мои слышат Мой голос и принудительно идут тропой послушания. Управляя детьми, нужно проявлять любовь. Родители никогда не должны причинять детям боль своей грубостью или неразумными требованиями. Грубость загоняет души в сатанинские сети (10).

Совместное влияние авторитета и любви сделает возможным удерживать твердо, но нежно бразды семейного правления. Способность понимать, что служит к славе Божьей, и долг наших детей перед Ним удержат нас от неопределенности и от потворства злу (11).

Грубость не нужна, чтобы добиться послушания. — Пусть никто не думает… что грубость и строгость необходимы, чтобы добиться послушания. Я видела, что наиболее эффективное семейное правление поддерживается без грубого слова и взгляда. Я была и в других семьях, где постоянно повелительным тоном раздавались приказы, где часто слышались резкие упреки и совершались суровые наказания. В первом случае дети придерживались пути, которым следовали их родители, и редко разговаривали друг с другом грубым тоном. Во втором случае дети также подражали примеру родителей, и злые слова, придирки и споры слышались с утра до вечера (12).

Нужно сдерживать слова, которые пугают, порождают страх и губят в душах любовь. Мудрый, любящий богобоязненный отец принесет не рабский страх, а любовь в свой дом. Если мы пьем воду жизни, то источник будет давать сладкую, а не горькую воду (13).

Грубые слова ожесточают характер и ранят сердца детей, и в некоторых случаях бывает трудно исцелить эти раны. Дети чувствуют малейшую несправедливость, и некоторых это приводит в такое уныние, что они не обращают внимания на громкий, сердитый голос, повелевающий им, и не страшатся угрозы наказания (14).

Опасно слишком строго критиковать детей за маленькие оплошности. Чрезмерно суровая критика, слишком жесткие правила приводят к неуважению всех устоев, и скоро дети, воспитанные таким образом, будут проявлять подобное неуважение к законам Христа (15).

Необходимы постоянная твердость и спокойное управление. — Дети -впечатлительные, любящие натуры. Их легко обрадовать и легко огорчить. Ласково наставляя детей с помощью нежных слов и верных дел, матери могут объединить их сердца со своими сердцами. Проявлять суровость и быть взыскательными в общении с детьми — большая ошибка. Необходимы постоянная твердость и спокойное управление, чтобы поддерживать дисциплину в каждой семье. Говорите спокойно, действуйте осмотрительно и выполняйте обещанное без отступлений.

Вам будет отплачено за вашу привязанность в общении с вашими детьми. Делите с ними их детские забавы, радости и горести. Никогда не появляйтесь с хмурым видом и не говорите грубых слов. Бог отмечает все эти слова в Своей книге записей (16).

Ограничений и предупреждений недостаточно. — Дорогие братья, как члены церкви вы относитесь с крайним пренебрежением к своему долгу касательно детей и молодежи. Налагая на них правила и ограничения, вы должны проявлять большую заботу, чтобы открыть им в своих характерах образ Божий, а не подобие сатаны. Дети постоянно нуждаются во внимании и нежной любви. Узами глубокой сердечной привязанности соедините ваших детей с собой, воспитывая их в любви и страхе Божьем. Отцы и матери, которые не могут владеть собой, не способны управлять другими. Ограничивать и предупреждать своих детей — это еще не все, что требуется. Вы должны учиться поступать справедливо, любить милосердие и смиренно ходить с Богом (17).

Совет матери, имеющей своевольного ребенка. — Ваш ребенок — не ваша собственность; вы не можете поступать с ним так, как хотите, потому что он является достоянием Господа. Осуществляйте постоянный, устойчивый контроль над ним; учите его, что он принадлежит Богу. Благодаря такому воспитанию он вырастет, чтобы стать благословением для окружающих его людей. Но вам необходимо обладать ясной, острой проницательностью, чтобы сдерживать его стремление управлять вами, поступать по-своему, добиваться исполнения всех его желаний (18).

Спокойное, разумное руководство. — Я видела: многие семьи гибли из-за чрезмерно усердно осуществляемого руководства главы семьи, тогда как, прибегнув к совету и взаимной договоренности, родители могли все сделать согласованно и хорошо (19).

Неустойчивость в руководстве семьей приносит большой вред и фактически едва ли не так же скверно, как и отсутствие руководства вообще. Часто задают вопрос: почему дети религиозных родителей так часто бывают упрямыми, непокорными и недисциплинированными? Причина кроется в домашнем воспитании. Слишком часто родители разобщены в руководстве своей семьей (20).

Противоречивое руководство, то жесткое, то допускающее что-то, что раньше подвергалось осуждению, является губительным для ребенка (21).

Общий закон для родителей и детей. — Бог — наш Законодатель и Царь, и родители должны признать Его авторитет. Господь запрещает всякое притеснение со стороны родителей и всякое непослушание со стороны детей. Господь исполнен милосердия, милости и истины. Его закон свят, справедлив и добр и должен исполняться родителями и детьми. Правила, которые должны управлять жизнью родителей и детей, исходят из сердца безграничной любви, и обильные Божьи благословения будут покоиться на тех родителях, которые претворяют Его закон в своих семьях, и на детях, которые повинуются этому закону. Совместное влияние милости и справедливости должно ощущаться в доме. «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются». Семьи, в которых царит такая дисциплина, будут ходить путем Господним, творить справедливость и суд (22).

1. Рукопись 4. 1893.

2. Основы христианского воспитания, с. 67.

3. Письмо 74, 1896.

4. Рукопись 80. 1898.

5. Ревью энд Геральд, 13 марта 1894.

6. Знамения времени, 24 ноября 1881.

7. Письмо 47а, 1902.

8. Основы христианского воспитания, с. 67.

9. Письмо 52, 1886. Ю. Ревью энд Геральд, 29 января 1901.

11. Рукопись 24. 1887.

12. Знамения времени, 11 марта 1886.

13. Письмо 8а. 1896.

14. Свидетельства для церкви, т. 3, с. 532.

15. Рукопись 7, 1899.

16. Свидетельства для церкви, т. 3, с. 532.

17. Там же, т. 4, с. 621.

18. Письмо 69, 1896.

19. Свидетельства для церкви, т. 4, с. 127.

20. Знамения времени, 9 февраля 1882.

21. Письмо 69, 1896.

22. Рукопись 133, 1898.