Глава 58. Семья служителя

Семенная жизнь служителя должна наглядно отражать весть. — Бог хочет, чтобы в своей семейной жизни учитель Библии наглядно воплощал истины, которым он учит. Жизнь человека производит большее влияние, чем его слова. Благочестие повседневной жизни придаст силу общественному свидетельству. Терпение, постоянство и любовь окажут воздействие на сердца тех, кого не могут достичь проповеди (1).

Если воспитание детей служителя происходит должным образом, то они станут иллюстрацией уроков, которые он преподает с кафедры. Но если неправильным воспитанием, которое он дает своим детям, служитель показывает свою неспособность к руководству и управлению, ему нужно узнать, чего требует от него Бог, чтобы он мог должным образом воспитывать своих детей, прежде чем сможет выполнять свои обязанности пастыря стада Божьего (2).

Главный долг служителя — его собственные дети. — Служитель окружен обязанностями, часть которых очень важна, есть и менее важные, но его главная обязанность — это его дети. Он не должен быть настолько поглощен своими обязанностями вне дома, чтобы пренебрегать воспитанием своих детей, в котором они так нуждаются. Он может расценивать свои домашние обязанности как менее важные, но в действительности они составляют основу благополучия человека и общества. В значительной мере счастье людей и процветание церкви зависят от семейного влияния…

Нет никакого оправдания служителю за пренебрежительное отношение к семейной сфере ради внешней, более обширной, сферы. Духовное благополучие его семьи должно быть у него на первом месте. В последний день суда Бог спросит, что он делал, чтобы приобрести для Христа тех, которых произвел в мир, возлагая ответственность за них на себя. Великое благо, сделанное для людей, не может упразднить его долга перед Богом заботиться о своих детях (3).

Важность влияния служителя. — Дети служителя в некоторых случаях оказываются самыми заброшенными детьми в мире, потому что отец мало бывает с ними и они предоставлены самим себе в своих занятиях и развлечениях (4).

Родительская неверность при любых обстоятельствах — великое зло, но оно во много раз умножается, когда появляется в семьях тех, которые поставлены учителями народа. Когда они не способны управлять своими домами, то их скверный пример сбивает с пути многих. Их вина настолько же больше вины других, насколько более ответственно их положение (5).

Жена и дети лучше других могут оценить его благочестие. — Не то, каков вы за кафедрой, а то, каков вы в семье, в большей степени открывает наш истинный характер. Жена служителя, его дети и те, которые выполняют роль помощника в семье, лучше других могут судить о его благочестии. Хороший человек будет благословением для своего дома. Жена, дети и помощники станут лучше благодаря его религии.

Братья, приводите Христа в свои семьи, приводите Его за кафедру, приводите Его туда, куда вы идете. Тогда вам не нужно будет убеждать других в необходимости давать достойную оценку вашему служению, но вы будете иметь при себе небесное удостоверение, которое засвидетельствует всем, что вы являетесь слугами Христа (6).

Жена служителя — помощь или препятствие? — Когда человек берет на себя ответственность служителя, то он обязуется быть глашатаем Божьим, чтобы внимать словам, исходящим из уст Божьих, и передавать их народу. Как близко поэтому он должен быть к великому Пастырю; как смиренно он должен ходить перед Богом, отодвигая в сторону свое «я» и превознося Христа! И как важно, чтобы характер его жены соответствовал библейскому образцу и чтобы дети находились в полной зависимости от него!

Жена служителя Евангелия может быть или успешной помощницей и великим благословением для своего мужа, или помехой для него в его работе. От жены в значительной мере зависит то, будет ли служитель день ото дня возрастать и становиться все более успешным в своей сфере, или же будет опускаться до заурядного уровня (7).

Я видела, что жены служителей должны помогать своим мужьям в их работе и внимательно и строго следить за тем, какое влияние от них исходит, потому что на них смотрят и от них ожидают большего, чем от других. Их одежда должна быть образцовой. Их жизнь и разговоры должны быть примерными, распространяя «благоухание на жизнь, а не запах на смерть». Я видела, что они должны быть смиренными, кроткими и вместе с тем возвышенными, не тратя свои слова на то, что не направляет ум к небу. Главный вопрос должен быть таким: «Как мне спасти свою душу и стать средством спасения для других?» Я видела, что в этом деле Бог не принимает работу, выполненную равнодушно. Он хочет, чтобы люди отдали Ему свое сердце и имели ревность в своем деле; в противном случае Ему ничего не нужно. Их влияние говорит решительно и безошибочно в пользу истины или против нее. Они собираются возле Иисуса или уходят от Него. Неосвященная жена является величайшим проклятьем, которое только служитель может иметь (8).

Сатана всегда работает над тем, чтобы лишить мужества и ввести в заблуждение служителей, которых Бог избрал для проповеди истины. Наиболее успешно он может действовать через домашнее влияние, через неосвященных спутников жизни. Если бы он мог управлять их умами, то через них мог бы с большей легкостью найти подход к мужу, который служит словом для спасения душ… Сатана много делает для того, чтобы управлять работой служителей посредством влияния себялюбивых, беспечных спутников (9).

Совет служителям относительно семенного управления. — Вы имеете долг, который необходимо исполнять в семье и которого вы не можете избежать, оставаясь при этом верными Богу и своему Богом данному достоянию… Евангельское поле — это мир. Вы желаете засеять поле евангельской истиной, ожидая, что Бог польет посеянное семя, чтобы оно могло принести плод. Вы взялись обрабатывать большой участок земли, но оставили свой палисадник, чтобы в нем росли сорняки и тернии, пока вы занимаетесь прополкой в чужих огородах. Это весьма ответственная работа. Вы проповедуете Евангелие другим; осуществляйте его и сами на практике в своей семье (10).

Пока вы не будете дружны, чтобы должным образом воспитывать своего ребенка, пусть жена остается с ребенком дома, чтобы не подавать церкви Божьей пример разболтанностью ребенка и отсутствием дисциплины.

Я знаю многих служителей, у которых хватало ума брать с собой в поездки своих непослушных детей. То, что говорили они с кафедры, вызывало недоверие из-за дурного нрава их детей (11).

Проявляйте заинтересованность к другим детям. — Ваше внимание не должно быть поглощено исключительно своей семьей. Если вы принимаете гостеприимство своих братьев, то они, естественно, могут ждать взаимного радушия в ответ на это. Проявляйте заинтересованность в заботах родителей и детей и старайтесь наставлять и благословлять их. Освящайте себя*.» для работы Божьей и будьте благословением для тех, кто принимает вас, общайтесь с родителями и ни в коем случае не пренебрегайте детьми. Не считайте, что ваш собственный ребенок дороже в очах Божьих, нежели другие дети (12).

Обращение к своенравному сыну служителя. — Твой отец — служитель Евангелия, и сатана работает с особым усердием, чтобы заставить детей служителей бесчестить своих родителей. Если это будет возможно, то он поработит волю этих молодых людей и наделит их своими греховными склонностями. Должен ли ты позволять сатане действовать через тебя, чтобы лишить надежды и покоя своих родителей? Должны ли они смотреть на тебя с неизменной печалью из-за того, что ты вверяешь себя руководству сатаны? Должен ли ты оставлять их обескураженными, чтобы они думали, что вырастили ребенка, который отвергает их наставления и следует своим наклонностям, невзирая ни на что?…

У тебя хорошие побуждения, и ты пробуждаешь надежду и упование у своих родителей; но ты все еще бессилен противостоять искушению, и сатана торжествует, видя, с какой готовностью ты исполняешь его волю. Словами ты обнадеживаешь своих родителей, но как часто не оправдываешь их надежд, потому что не хочешь оказывать сопротивление врагу. Ты не можешь знать, как больно отцу и матери, когда ты становишься на сторону сатаны. Много раз ты говоришь: «Я не могу сделать это» и «Я не могу сделать то», хотя знаешь, что именно это тебе следовало бы сделать. Ты можешь сражаться против врага, но не своими силами, а силой, которую Бог всегда готов дать тебе. Полагаясь на Его слово, ты никогда не скажешь: «Я не могу».

Я обращаюсь к тебе во имя Господа: обратись, пока еще не поздно. Поскольку ты — сын родителей, которые являются соработниками Божьими, то ты должен быть благожелательным мальчиком; но часто, проявляя своеволие, ты бесчестишь отца и мать и препятствуешь тому, что они хотят сделать. Разве твоей матери мало душевных терзаний и без твоего своеволия? Должен ли ты по-прежнему придерживаться такого образа действий, чтобы сердце твоего отца было отягощено горем? Приятно ли тебе, что все небо смотрит на тебя с неудовольствием? Доставляет ли тебе удовлетворение становиться в ряды врага, чтобы он распоряжался и управлял тобой?

О, если бы сейчас, пока звучит призыв, ты обратился к Господу! Каждый твой поступок делает тебя или лучше, или хуже. Если твои действия несут на себе печать сатаны, то они производят влияние, которое имеет пагубные последствия. Только правдивые, чистые и святые могут войти в Божий град. «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших», но обратитесь к Господу, чтобы путь, по которому вы идете, не опустошил вас (13).

Служитель должен обращаться с детьми добросердечно и вежливо. — Пусть доброта и вежливость служителя проявляются в его общении с детьми. Он всегда должен помнить, что дети — это маленькие мужчины и женщины, младшие члены Божьей семьи. Они могут быть очень близки и дороги Господу, и если их правильно наставлять и воспитывать, то они будут служить Ему даже в свои юные годы. Христа огорчает всякое грубое, суровое и необдуманное слово, сказанное детям. Права детей не всегда соблюдаются, часто не учитывают их индивидуальность и характер, который необходимо правильно развивать, чтобы он не испортился и намерение Божье относительно их жизни не осталось бы невыполненным (14).

Пусть церковь проявляет особую заботу об агнцах стада, делая все, что в ее силах, чтобы завоевать любовь детей и приобщить их к истине. Служители и члены церкви должны поддерживать усилия родителей, чтобы вести детей по безопасному пути. Господь призывает молодых, желая сделать их Своими помощниками, чтобы они совершали доброе служение под Его знаменем (15).

Действенная проповедь о благочестии. — Служитель должен учить людей управлять детьми, и его собственные дети должны быть примером послушания (16).

В семье служителя должно существовать единство, которое станет действенной проповедью о практическом благочестии. Когда служитель и его жена верно исполняют свой долг в семье, сдерживая, исправляя, советуя, рекомендуя, направляя, то они сами становятся лучше приготовленными для работы в церкви и готовят своих детей для выполнения дела Божьего вне дома. Члены земной семьи становятся членами небесной семьи и являются силой к добру, оказывая далеко идущее влияние (17).

1. Работники Евангелия, с. 204.

2. Письмо 1.1877.

3. Работники Евангелия, с. 204.

4. Там же, с. 206.

5. Патриархи и пророки, с. 579.

6. Свидетельства для церкви, т. 5, с. 161′:

7. Письмо 1,1877.

8. Свидетельства для церкви, т. I, с. 139.

9. Там же, с. 449,451.

10. Письмо 1,1877.

11. Свидетельства для церкви, т. 4, с. 382.

13. Письмо 15а, 1896.

14. Свидетельства для церкви, т. 4 с. 397, 398.

15. Ревью энд Геральд, 25 октября 1892.

16. Письмо 1,1877.

17. Работники Евангелия, с. 204. 205.