Глава 61. Принципы семейного финансирования

Деньги могут быть либо благословением, либо проклятьем. — Деньги не обязательно могут быть проклятьем; они имеют большую ценность, так как если их правильно использовать, они могут принести пользу в деле спасения душ и стать благословением для других, которые беднее нас. Но расточительность и неразумное пользование… делают деньги ловушкой для того, кто ими пользуется. Тот, кто употребляет деньги для удовлетворения гордости и честолюбия, делает их проклятьем, а не благословением. Тот, кто приобретает больше, чем требуют его истинные нужды, должен искать мудрости и благодати, чтобы познать свое сердце и бережно хранить его, чтобы не иметь мнимых нужд и не стать неверным управителем, расточительно используя доверенный ему Господом капитал.

Когда мы возлюбим Бога больше всего на свете, то всему преходящему в сердце будет отведено места не более, чем оно того стоит. Если мы будем смиренно и искренне искать знания и развивать способность правильно пользоваться своим Богом данным имуществом, то мы получим мудрость свыше. Когда человек следует влечениям неосвященного сердца, когда лелеется мысль о том, что деньги могут принести счастье и без Божьего благословения, тогда они становятся тираном, порабощающим человека; он начинает доверять им, почитать их и поклоняться им, как богу. Повеления слова Божьего остаются в стороне, и мирские обычаи и правила, которые установил царь маммона, становятся руководящей силой (1).

Семейная собственность. — Если бы законы, данные Богом, постоянно выполнялись, то как изменилось бы состояние мира в моральном, духовном и гражданском аспекте. Себялюбие и самомнение не проявлялись бы, как теперь, но каждый нежно заботился бы о счастье и благополучии других… Беднейшие классы не находились бы под железной пятой притеснения богатых, люди не были бы порабощены настолько, чтобы другие думали и планировали за них даже и в духовных вопросах, но они были бы независимы в суждениях и действиях.

Сознание того, что счастье и благосостояние их семей находится в их руках, пробудило бы в них сильное желание к совершенствованию. Они быстро приобрели бы мастерство в планировании заработка ради своего блага; их дети приучились бы к трудолюбию и бережливости, и их интеллект был бы намного сильнее. Они бы поняли, что они люди, а не рабы, и могли бы в значительной мере вернуть себе утерянное чувство собственного достоинства и моральную независимость (2).

Убеждайте людей уезжать из городов в сельскую местность, где они могут приобрести небольшой участок земли и построить дом для себя и своих детей (3).

Будьте осторожны с продажей домов. — Есть бедные люди, которые пишут мне, чтобы получить совет, должны ли они продавать свои дома и отдавать вырученную сумму на дело. Они говорят, что обращения, призывающие жертвовать, волнуют их души, и они хотят сделать что-нибудь для Господа, Который сделал для них все. Таковым я хочу сказать: вам не обязательно продавать свои дома прямо сейчас; придите к Богу со своими проблемами; Господь непременно услышит ваши искренние молитвы, в которых вы просите мудрости, чтобы понять свой долг (4).

Бог не призывает сейчас Свой народ продавать дома, которые нужны им для проживания; но если те, кто имеет изобилие, не услышат Его голос, не освободятся от мира и не пожертвуют для Бога, то Он пройдет мимо них и призовет тех, которые готовы сделать все для Иисуса, и даже продать свои дома, чтобы восполнить нужды дела (5).

Независимость, достойная похвалы. — Есть независимость, которая достойна похвалы. Желание нести самому свою ношу и не есть чужой хлеб — достойно. Благородно, прекрасно стремление, которое управляет желанием быть самостоятельным. Необходимо вырабатывать в себе трудолюбие и бережливость (6).

Планирование бюджета. — Многие, очень многие не настолько образованны и не могут регулировать свои расходы так, чтобы они не превышали доходов. Они не учатся приспосабливаться к обстоятельствам и берут деньги взаймы снова и снова, пока не погрязают в долгах, вследствие чего теряют уверенность и падают духом (7).

Ведите запись расходов. — Склонность к самоугождению, отсутствие чувства меры или неопытность жены и матери может постоянно опустошать казну; и все же мать может думать, что она поступает наилучшим образом, потому что никогда не была научена ограничивать свои желания и желания своих детей и никогда не развивала умение планировать и чувство меры в домашних делах. Поэтому для содержания подобной семьи может потребоваться в два раза больше средств, чем для другой, более экономной семьи, состоящей из такого же количества членов.

Все должны учиться вести учетные книги. Некоторые с пренебрежением относятся к этой работе, как к второстепенной, но это неправильно. Все расходы необходимо точно определять (8).

Зло расточительности. — Господу было угодно показать мне зло, причиной которого была привычка к расточительности, чтобы я могла убеждать родителей учить своих детей строгой экономии. Учите их, что трата денег на то, что им не нужно, является извращением правильного использования средств (9).

Если вы склонны к расточительности, то решительно старайтесь избавиться от этого в своей жизни. Если вы не сделаете этого, то потеряете вечность. Склонность к бережливости, трудолюбию и умеренности является лучшей долей для ваших детей, чем богатое приданое.

Мы пилигримы и странники на земле. Давайте же не будем тратить наши средства на удовлетворение неугодных Богу желаний. Будем же достойно представлять нашу веру, ограничивая свои желания (10).

Родитель подвергся осуждению за расточительность. — Вы не знаете, как экономно использовать деньги и не учитесь приводить свои желания в соответствие с вашими доходами… Вы одержимы страстным желанием делать деньги, чтобы свободно использовать их так, как вам подсказывают ваши склонности, и ваше учение и пример становятся проклятьем для ваших детей. Как мало их интересует принцип! Они все больше и больше забывают Бога, все меньше боятся вызвать Его неудовольствие, все более нетерпимы к ограничению. Чем легче достаются деньги, тем меньше остается благодарности (11).

Семье, живущей не по средствам. — Вам следует быть осмотрительными, чтобы ваши расходы не превышали ваших доходов. Ограничивайте свои желания.

Весьма печально, что ваша жена так похожа на вас в том, как тратит средства, так что она не может быть вашей помощницей в том, чтобы планировать мелкие расходы, что предотвратило бы большие убытки. В вашей семье постоянно делаются расходы, в которых нет необходимости. Ваша жена любит одевать своих детей не по средствам, и это формирует у них вкусы и привычки, которые делают их тщеславными и гордыми. Если вы хотите научиться уроку экономии и видите опасность для себя, своих детей и для дела Божьего в вольном использовании средств, то должны приобрести опыт, необходимый для совершенствования вашего христианского характера. Если вы не приобретете такой опыт, то ваши дети получат неправильное воспитание на всю жизнь…

Я не хочу побуждать вас откладывать средства — это было бы трудно для вас, но я хочу посоветовать вам осмотрительно тратить свои деньги и своим повседневным примером давать уроки бережливости, самопожертвования и экономии своим детям. Их нужно воспитывать посредством наставлений и примеров (12).

Семья призвана к самопожертвованию. — Мне было показано, что вы, мои брат и сестра, должны многому научиться. Вы живете не по средствам. Вы не учитесь быть экономными. Если вы много зарабатываете, то поступаете со своими деньгами весьма безрассудно. Вы советуетесь со вкусом и аппетитом, но не с благоразумием. Время от времени вы тратите деньги на такую пищу, которую ваши братья не могут позволить себе приобрести. Доллары ускользают из вашего кармана с большой легкостью… Вам обоим необходимо научиться уроку самоотречения (13).

Родители должны учиться жить по средствам. Они должны воспитывать самопожертвование у своих детей, уча их посредством наставлений и примеров. Они должны ограничивать свои желания и делать их более скромными, чтобы у них было время для интеллектуального совершенствования и приобретения духовной культуры (14).

Потворство не является проявлением любви. — Не учите своих детей думать, что ваша любовь к ним должна проявляться через потворство их гордости, расточительности и любви к показному. Теперь не время изобретать методы для растрачивания денег. Используйте свою изобретательность, чтобы жить экономно (15).

Экономия сочетается с великодушием. — Естественным свойством молодежи в этом возрасте является пренебрежительное и презрительное отношение к экономности, они путают ее с ущербностью и ограниченностью. Но экономность сочетается с самыми широкими и либеральными взглядами и мнениями; там, где нет экономности, не может быть истинного великодушия. Никто не должен считать ниже своего достоинства учиться быть экономным и находить наилучшее применение остаткам (16).

Другая крайность — неразумная экономия. — Бог не почитается, когда человек пренебрегает заботой о здоровье, в результате чего не может полноценно служить Богу. Забота о здоровье, обеспечение семьи вкусной, укрепляющей пищей является одной из главных обязанностей главы семьи. Гораздо лучше иметь меньше дорогой одежды и мебели, чем ограничивать себя в еде.

Некоторые главы семей экономят на питании семьи, чтобы организовать дорогостоящее угощение для гостей. Это неразумно. Угощение для гостей должно быть более простым. Пусть нужды семьи будут первостепенной заботой.

Неразумная экономность и противоестественные обычаи зачастую препятствуют проявлению гостеприимства там, где это было бы нужно и где оно стало бы благословением. Следует так обеспечивать дом пищей, чтобы можно было пригласить нежданного гостя, не обременяя хозяйку дополнительными приготовлениями (17).

Наша экономность никогда не должна быть такой, чтобы в результате этого пища стала скудной. Студенты должны получать в изобилии здоровую пищу. Но пусть те, кто несет ответственность за ее приготовление, собирают остатки, чтобы ничего не пропало (18).

Экономность — не скупость, она означает разумное расходование средств, поскольку предстоит сделать огромную работу (19).

Предусмотрите удобства, чтобы облегчить труд жены. — Семья брата Э. живет в соответствии с принципами строжайшей экономии… Брат Э. сознательно решил не строить удобный дровяной сарай и кухню для своей большой семьи, так как решил, что не может тратить деньги на личные удобства в то время, как дело Божье нуждается в средствах для продвижения вперед. Я пыталась объяснить ему, что для здоровья и нравственности его детей необходимо, чтобы он сделал свой дом приятным местом и предусмотрел удобства, чтобы облегчить труд своей жены (20).

Деньги, выдаваемые жене для личного пользования. — Вы должны помогать друг другу. Не считайте добродетелью крепко завязывать кошелек, отказывая в деньгах своей жене (21).

Вы должны еженедельно выдавать жене определенную сумму и разрешать делать с этими деньгами все, что ей угодно. Вы не даете ей возможности проявить чувство меры и вкус, потому что не имеете истинного представления о том, какое положение должна занимать жена. Ваша жена имеет чудесный гармоничный ум (22).

Отдавайте своей жене часть денег, которые вы получаете. Пусть это будут ее личные деньги, чтобы она могла их тратить так, как ей нравится. Ей следует позволять использовать средства, которые она заслужила, как она сочтет нужным. Если ей доверить определенную сумму, которой она может распоряжаться как своей собственной, не подвергаясь при этом критике, то это избавит ее от бремени, гнетущего ее сознание (23).

Ищите покоя и приобретайте здоровье. — Брат П. не тратит средства благоразумно. Мнения и желания его детей оказывают на него большее влияние, чем здравый смысл. Он не склонен вести учет средствам, которые в его руках, и осмотрительно тратить их на самое необходимое, чтобы обрести покой и здоровье. Всей семье следует совершенствоваться в этом. Многое необходимо для семьи, чтобы в ней были удобство и покой. Отсутствие надлежащего порядка и системы в организации семейных дел приводит к пагубным последствиям и большому ущербу (24).

Мы не можем сделать сердца более чистыми и святыми, одеваясь в мешковину и лишая семью всего того, что создает комфорт, уют и удобство (25).

Бог не требует, чтобы Его народ лишал себя того, что действительно необходимо для здоровья и покоя, но Он не одобряет своеволия, расточительности и вычурности (26).

Учитесь, когда нужно приберечь, а когда — потратить. — Вам нужно учиться определять, когда следует приберечь, а когда — потратить. Мы не можем быть последователями Христа, если не отвергнем свое «я» и не возьмем свой крест. Мы должны за все платить сполна. Порой стоит подобрать спущенные петли, что-то заштопать, обвязать обтрепанные края. Вы должны подсчитать все мелкие затраты на удовольствия. Вы должны отмечать, что израсходовано на то, чтобы удовлетворить запросы вкуса и стиля, а что на то, чтобы ублажить извращенный аппетит. Деньги, потраченные на бесполезную изысканность, могли бы быть использованы для того, чтобы добавить вашему состоятельному дому комфорта и удобств. Вы не должны быть бедными; вы должны быть честными с самими собой и со своими братьями. Расточительность — это тоже оскорбление Божьей щедрости. За мелкие расходы, которые, по-вашему мнению, не заслуживают упоминания, в конце придется дать отчет (27).

Смиренное сердце будет наставлено. — Нет необходимости определять здесь, как можно осуществлять экономию в каждом конкретном случае. Те, чьи сердца вполне смирились перед Богом и кто сделал Его слово своим руководством, узнают, как поступать во всех жизненных обстоятельствах. Они научатся у Иисуса, Который кроток и смирен сердцем, и, поощряя кротость Христа, они закроют дверь бесчисленным искушениям (28).

1. Письмо 8. 18S9.

2. Исторические очерки о зарубежных миссиях адвентистов седьмого дня, с. 165, 166.

3. Бюллетень Генеральной конференции. 6 апреля 1903.

4. Свидетельства для церкви, т. 5, с. 734.

5. Ревью энд Геральд, 16 сентября 1884.

6. Свидетельства для церкви, т. 2, с. 308.

7. Ревью энд Геральд. 19 декабря 1893.

8. Работники Евангелия, с. 460.

9. Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 63.

10. Ревью энд Геральд. 24 декабря 1903.

11. Письмо 8, 1889.

12. Письмо 23, 1888.

13. Свидетельства для церкви, т. 2, с. 431, 432.

14. Ревью энд Геральд, 24 июня 1890.

15. Свидетельства для церкви, т. 6, с. 451.

16. Там же, т. 5, с. 400.

17. Служение исцеления, с. 322.

18. Свидетельства для церкви, т. 6, с. 209.

19. Письмо 151, 1899.

20. Письмо 9,1888.

21. Письмо 65.1904.

22. Письмо 47. 1904.

23. Письмо 157. 1903.

24. Свидетельства для церкви, т. 2, с. 699.

25. Ревью энд Геральд, 16 мая 1882.

26. Ревью энд Геральд. 19 декабря 1893.

27. Письмо 11. 1888.

28. Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 63.