Глава 64. Деловая честность

Библия — первоисточник деловых принципов. — Не существует сферы законной деятельности, для которой Библия не давала бы жизненно важных советов. Ее принципы усердия, честности, бережливости, воздержания и непорочности являются секретом истинного успеха. Эти принципы, изложенные в Книге Притчей, составляют сокровищницу практической мудрости. Может ли торговец, мастеровой, руководитель в любой сфере бизнеса найти лучшие наставления для себя и своих работников, нежели те, которые содержатся в таких словах мудрого человека:

«Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями; он не будет стоять перед простыми».

«От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб».

«Душа ленивого желает, но тщетно». «Пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище».

Сколько людей могли бы избежать финансовых неудач и краха, если бы они внимали предостережениям, так часто повторяющимся в Писании:

«Кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным».

«Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его».

«Приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти».

«Должник делается рабом заимодавца».

«Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен» (1).

Восьмая заповедь осуждает… воровство и разбой. Она требует неукоснительной честности во всех вопросах деловой жизни. Она запрещает хитрить в предпринимательстве и требует уплаты справедливых долгов и жалованья (2).

Нечестность приводит к ограниченности ума и характера. — Тот, кто говорит ложь или занимается обманом, теряет уважение к самому себе. Он не сознает, что Бог видит его и знает его сомнительные дела, что святые ангелы взвешивают его побуждения и слышат каждое произнесенное им слово, и что он получит воздаяние по своим делам; но если бы даже его прегрешения были скрыты от человеческого и Божественного взора, то сам факт, что он знает это, развратил бы его ум и характер. Один поступок не определяет характер, но он устраняет преграду, и следующее за этим искушение принимается с большей готовностью, пока в конце концов не приобретается привычка кривить душой и поступать нечестно в делах; такому человеку уже нельзя доверять (3).

Как мы поступаем со своими братьями, проявляя непорядочность в малом или демонстрируя явный обман, так мы будем поступать и с Богом. Люди, упорствующие в своем нечестии, будут осуществлять свои принципы, пока они не ввергнут в заблуждение свои души и не потеряют небо и вечную жизнь. Они жертвуют честью и религией ради ничтожных мирских преимуществ (4).

Избегайте долгов. — Многие семьи живут бедно потому, что тратят свои деньги сразу, как только их получают (5).

Вы должны понимать, что не следует вести свои дела так, чтобы влезать в долги… Когда кто-то становится должником, то он оказывается в сатанинских сетях, которые расставляет враг…

Доставать и использовать деньги с какой-то целью прежде, чем заработать их — это ловушка (6).

Совет тому, кто живет не по средствам. — Вы не должны позволять себе влезать в долги, потому что сознание того, что вы являетесь должником, ослабляет вашу веру и вселяет неуверенность; даже мысль об этом почти выводит вас из себя. Вам нужно сократить свои расходы и стараться исправить этот недостаток своего характера. Вы можете и должны прилагать решительные усилия, чтобы контролировать свою склонность тратить больше, чем зарабатываете (7).

Можно вызвать нарекание на дело Божье. — Мир имеет право рассчитывать на неукоснительную честность тех, которые называют себя истинными христианами. Из-за одного человека, проявляющего безразличие к своим святым обязанностям, может пострадать репутация всего народа, если к ним будут относиться как к людям, на которых нельзя положиться (8).

Тот, кто претендует на благочестие, должен быть украшением вероучением, которое исповедует, и не давать повода для поношения истины, совершая опрометчивые поступки. «Не оставайтесь должными никому ничем», — говорит апостол (9).

Совет должнику. — Примите решение, что вы никогда не будете больше брать в долг. Лучше откажите себе в тысяче вещей, но не влезайте в долги. Для вас проклятье — становиться должником. Избегайте этого, как оспы.

Заключите торжественный завет с Богом, что с Его благословения вы рассчитываетесь со своими долгами и после этого не будете дол7;ны никому ни в чем, даже если будете жить на хлебе и воде. Это так просто каждый раз тратить на еду чуть-чуть меньше необходимого. Берегите гроши, и это сбережет вам большие суммы. Небольшая сумма здесь, небольшая сумма там, потраченная на то, на это, — и быстро набегают огромные суммы. Отвергните свои прихоти, по крайней мере на то время, пока ограничены долгами… Не колеблетесь, не впадайте в уныние, не отступайте. Отвергните свои пристрастия, отвергните потворство аппетиту, откладывайте понемногу и рассчитывайтесь со своими долгами. Разделайтесь с ними как можно быстрее. Когда вы снова станете свободным человеком, который не должен никому ничего, то одержите великую победу (10).

Будьте обходительны с несчастными должниками. — Если выяснится, что кто-то кому-то задолжал и должники поистине не могут выполнить своих обязательств,, то их не нужно вынуждать делать то, что выше их сил. Им следует предоставить благоприятную возможность погасить свою задолженность, и не нужно ставить их в такое положение, если они совершенно неспособны освободиться от долга. Хотя может показаться справедливым заставить их выплатить долг, Бог не благоволит к подобному принуждению (11).

Опасность крайностей. — Некоторые поступают неосмотрительно и влезают в долги, без которых можно было бы обойтись. Другие проявляют осторожность, имеющую признаки неверия. Пользуясь случаем, мы можем, строго соблюдая справедливые принципы, время от времени вкладывать средства с такой выгодой, чтобы дело Божье укреплялось и созидалось (12).

1. Воспитание, с. ]35, 136.

2. Патриархи и пророки, с. 309.

3. Свидетельства для церкви, т. 5, с.396.

4. Ревью энд Геральд, 18 сентября 1888.

5. Советы по управлению, с. 269.

6. Письмо 63, 1897.

7. Письмо 48, 1888.

8. Свидетельства для церкви, т. 5, с. 179.

9. Там же, с. 181. J82. К), Советы по управлению, с. 257. И. Рукопись 46. 1900. 12. Рукопись 20. 1891.