Глава 68. Чтение и оказываемое им влияние

Питайте умы детей подходящей пищей. — Восприимчивый, растущий ум ребенка жаждет знаний. Родители должны быть хорошо осведомлены, чтобы питать умы своих детей подходящей пищей. Подобно телу, ум берет свою силу из пищи, которую получает. Чистые, укрепляющие мысли расширяют и возвышают ум, и, напротив, суетные, земные помышления иссушают и портят его.

Родители, вы призваны решать, будет разум ваших детей исполнен благородными мыслями или скверными чувствами. Вы не можете сохранить их живые умы незапятнанными и изгнать из них зло. Лишь насаждая справедливые принципы, вы можете устранить скверные мысли. Если родители не будут сеять семя истины в сердцах своих детей, то враг посеет плевелы. Доброе, здравое наставление — единственная предохранительная мера от злых сообществ, которые развращают добрые нравы. Истина защитит душу от бесчисленных искушений, которые встретятся на пути (1).

Родители должны контролировать склонность детей к чтению. — Многие молодые люди страстно любят книги. Они читают все, что могут приобрести. Я призываю родителей таких детей контролировать их склонность к чтению. Не позволяйте, чтобы на ваших столах появлялись газеты и журналы с любовными историями. Кладите вместо них книги, которые помогут молодым созидать свои характеры, используя наилучший материал — любовь и страх Божий, познание Христа. Побуждайте своих детей запасаться полезными знаниями, позволяя всему доброму наполнять душу и управлять их силами и не давая места низким, разлагающим мыслям. Сдерживайте их желание читать книги, которые не являются доброй пищей для ума (2).

Родители должны стараться оградить дом от всякого влияния, которое не приводит к добру. Для успеха в этом деле некоторым родителям нужно многому научиться. Тем, кто отстаивает свое право читать журнальные истории и романы, я хочу сказать: вы сеете семя, урожай от которого не будете складывать в амбар. Такое чтение не дает духовной силы. Наоборот, оно уничтожает любовь к чистой истине Слова Божьего. С помощью романов и журнальных историй сатана работает над тем, чтобы заполнить нереальными и пустыми мыслями умы, которые должны прилежно исследовать Слово Божье. Так он лишает бесчисленное множество людей времени, сил и самодисциплины, требуемых для разрешения суровых жизненных проблем (3).

Дети нуждаются в подходящем чтении, которое было бы для них удовольствием и развлечением, которое не развращало бы ум и не утомляло бы тело. Если они любят читать романы и газетные сплетни, то поучительные книги и труды придутся им не по вкусу. Дети и молодежь найдут, что читать, и если не подбирать для них книги, они сами подберут их для себя. Несложно найти книги, разрушительно влияющие на душу, и дети моментально увлекаются ими, но если им предлагать чистые и полезные книги, то появится и вкус к ним (4).

Дисциплинируйте свой ум и воспитывайте вкус к доброму. — Ум необходимо дисциплинировать и прививать ему с огромной тщательностью вкус ко всему здравому и полезному. Родители должны своевременно знакомить своих детей с Писанием, чтобы развить у них правильный образ мышления.

Не нужно жалеть сил для того, чтобы привить им полезную привычку исследовать. Если вы рассеянны, учитесь сосредоточенности. Если интеллект и мораль извращены возбуждающими и волнующими произведениями художественной литературы, так что нет желания напрягать ум, то нужно приложить решительные усилия, чтобы победить эту привычку. Любовь к чтению вымышленных историй нужно решительно преодолевать. Необходимо применять строгие правила, чтобы направлять ум в верное русло (5).

Не поощряйте пристрастия к беллетристике. — Что должны читать наши дети? Это серьезный вопрос, на который нужно дать серьезный ответ. Я испытываю беспокойство, когда вижу в семьях, соблюдающих субботу, журналы и газеты, в которых печатаются романы с продолжением, не оказывающие доброго влияния на умы детей и молодежи. Я видела тех, чья склонность к беллетристике поощрялась таким образом. Они имели преимущество слушать истину и знакомиться с основами нашей веры; но они выросли, лишенные истинной набожности и практического благочестия (6).

Тот, кто читает беллетристику, потворствует злу, которое разрушает духовность, затемняя красоту священных страниц (7).

Повсеместное распространение вредных книг. — Мир введен в заблуждение книгами, которые было бы лучше уничтожить, чем распространять. Молодежи было бы лучше не читать книги, которые воспаляют воображение и разжигают чувственность, книги, которые издаются и распространяются с коммерческой целью. Дьявольская обворожительность наполняет эти книги…

Склонность к чтению романов является одним из средств, применяемых сатаной для уничтожения душ. Такое чтение вызывает ложное, нездоровое возбуждение, лихорадит воображение, делает ум неспособным помышлять о добром и лишает его возможности стремиться к духовному. Оно отлучает душу от молитвы и любви к духовному (8).

Романы и пустые, возбуждающие истории едва ли не в меньшей степени являются проклятьем для читателя. Автор может заявлять о том, что он якобы преподает урок морали; в свое произведение он может вплетать религиозные сентенции, но часто это служит лишь прикрытием глупости и никчемности всего, стоящего за этим (9).

Авторы-безбожники. — Другой источник опасности, которого мы должны постоянно остерегаться, — это произведения безбожных авторов. Такие труды вдохновлены врагом истины, и никто не может читать их, не подвергая душу опасности. Справедливо, что некоторые из тех, кто испытывает на себе их воздействие, могут в конце концов избавиться от него; но все те, кто поддается их злому влиянию, входят на территорию сатаны, и он делает все возможное, чтобы воспользоваться этим преимуществом. Навлекая на себя его искушения, они не имеют ни мудрости, чтобы различать их, ни сил, чтобы сопротивляться им. Чарующая, околдовывающая сила неверия и безбожия влияет на ум (10).

Мифы и волшебные сказки. — В воспитании детей и юношества в наше время большое место отводится сказкам, мифам и вымышленным историям. Книгами такого рода пользуются в школах, их можно найти во многих семьях. Как родители-христиане могут позволить, чтобы их дети пользовались книгами, исполненными ложью? Когда дети просят объяснить им значение историй, столь расходящихся с учением их родителей, тем приходится отвечать, что эти истории выдуманные; однако это не предотвращает пагубных последствий такого чтения. Идеи, представленные в них, ведут детей на неверный путь. Они прививают ложные понятия о жизни, порождают и лелеют желание нереального…

Книги, которые искажают правду, никогда не должны попадать в руки детей и молодежи. Пусть наши дети в процессе воспитания не приобретают понятия, которые на поверку оказываются греховным семенем (11).

Как разрушается умственная сила. — Редко можно встретить уравновешенный ум, потому что родители проявляют преступную небрежность к своему долгу поощрять развитие добрых черт характера и сдерживать дурные качества. Они не должны забывать, что на них возложена серьезная обязанность следить за развитием наклонностей каждого из своих детей, и прививать им хорошие привычки и формировать у них правильное мышление (12).

Поощряйте мораль и развивайте интеллектуальные силы. Не допускайте, чтобы частое чтение романов ослабляло и извращало эти благородные способности. Я знаю людей незаурядного ума, интеллект которых ослаб, умственные способности которых притупились и даже были частично парализованы из-за неумеренного чтения (13).

Возбуждающее чтение делает ребенка беспокойным и мечтательным. — Читатели пустых возбуждающих историй становятся неспособными исполнять обязанности практической жизни. Они живут в нереальном мире. Я видела детей, которым было позволено читать много подобных рассказов. 1де бы эти дети ни находились — дома или за его пределами — они были беспокойными, мечтательными, не способными разговаривать ни о чем серьезном. Религиозные мысли и беседы совершенно чужды их умам. В результате склонности к сенсационным историям извращается вкус, и разум получает удовлетворение лишь тогда, когда его досыта напитают этой, не имеющей пользы пищей. Я могу назвать тех, кто потворствует себе в таком чтении, не иначе как умственными пьяницами. Невоздержанность в чтении оказывает на ум такое же воздействие, как невоздержанность в еде и питье — на тело (14).

Прежде, чем принять настоящую истину, некоторые приобретают привычку читать романы. Присоединившись к церкви, они стараются победить эту привычку. Предлагать этим людям чтение, подобное тому, которое они пытаются оставить, все равно, что давать пьянице крепкий напиток. Постоянно уступая искушениям, с которыми встречаются, они быстро теряют вкус к серьезному чтению. Они не питают интереса к исследованию Библии. Их моральная сила ослабевает. Грех становится для них все менее и менее отталкивающим. Проявление неверности увеличивается, растет отвращение к повседневным житейским обязанностям. Становясь извращенным, ум готов поглощать любое чтение возбуждающего характера. Так открывается дверь для сатаны, чтобы он приобрел над душой полное господство (15).

Торопливое, поверхностное чтение ослабляет способность сосредоточиваться. — Сталкиваясь с огромным потоком печатного материала, с периодической прессой, старые и молодые приобретают привычку читать поспешно и поверхностно, и ум утрачивает способность связно и целенаправленно мыслить. Кроме того, значительная часть периодических изданий и книг, подобно египетским жабам, наполнившим землю, содержит материал не только банальный, пустой и разлагающий, но и непристойный и унизительный. Влияние такой литературы не только опьяняет и разрушает ум, но и растлевает и губит душу (16).

«Я не в состоянии приобретать церковные труды». — Есть такие, кто, называя себя братьями во Христе, не покупают «Ревью», «Руководство» или «Доброе здоровье», но приобретают по одному или по несколько светских изданий. Их дети проявляют больший интерес к чтению вымышленных рассказов и любовных историй, которые печатаются в этих изданиях и за которые их отцы способны заплатить, в то же время заявляя о том, что они не в состоянии покупать наши периодические издания и труды, в которых содержится настоящая истина…

Родители должны оберегать своих детей, учить их лелеять чистые мысли и избегать, как проказы, любовных историй, публикуемых в газетах. Пусть на ваших столах и в ваших библиотеках будут публикации о морали и на религиозные темы, чтобы вырабатывать у ваших детей склонность к высокому чтению (17).

Весть к молодежи касательно цели чтения. — Видя опасность, угрожающую молодым из-за неправильного чтения, я не могу удержаться, чтобы не сказать о дополнительных предостережениях, данных мне в отношении этого великого зла.

Вред, который приносит знакомство с материалами предосудительного характера, не принимается в расчет. Их внимание поглощено, и их интересы вызваны тем материалом, к которому они обращаются. Предложения запечатлеваются в памяти. Мысли внушаются. Почти неосознанно читатель подвергается влиянию духа автора, ум и характер получают печать зла. Есть такие, у которых слабы вера и самообладание, им трудно избавиться от мыслей, навеваемых подобной литературой (18).

О, если бы молодежь думала о том, какое влияние оказывают на ум возбуждающие истории! Можете ли вы после такого чтения открыть Слово Божье и с интересом прочесть слова жизни? Не находите ли вы, что Книга Божья неинтересна? Колдовская сила этих любовных историй оказывает влияние на ум, разрушая его здоровый тонус и лишая вас возможности сосредотачиваться на важных и серьезных истинах, имеющих отношение к вашим вечным интересам. Вы согрешаете против своих родителей, посвящая такому недостойному занятию время, которое могло бы быть отдано им, и вы согрешаете против Бога, используя таким образом время, которое вы должны проводить в служении Ему (19).

Дети, я имею весть для вас. Теперь вы принимаете решение, от которого зависит ваша судьба, и ваш характер таков, что с ним вы не будете допущены в Божий рай… Как обидно Иисусу, Искупителю мира, смотреть на семью, в которой дети не имеют ни любви к Богу, ни уважения к Слову Божьему, но всецело поглощены чтением романов. Время, проводимое таким образом, лишает вас желания успешно справляться с домашними обязанностями; оно лишает вас способности быть главой семьи, и если так будет продолжаться и дальше, то вы все больше и больше будете запутываться в сатанинских сетях… В некоторых книгах, которые вы читаете, содержатся прекрасные принципы, но вы читаете только для того, чтобы проследить за сюжетом. Если бы вы брали из книг, которые читаете, то, что могло бы помочь вам в формировании вашего характера, то это приносило бы вам определенную пользу. Но когда вы берете свои книги и читаете страницу за страницей, то спрашиваете ли себя: «Какова цель моего чтения? Стремлюсь ли я приобрести прочные знания?» Вы не можете созидать правильный характер, полагая в основание дерево, сено и солому (20).

Сейте в умах семя библейской истины. — Между необработанным полем и неразвитым умом существует поразительное сходство. В умах детей и молодежи враг сеет плевелы, и если родители не будут бдительно охранять их, то эти плевелы вырастут и принесут греховный плод. Требуется неустанная забота, чтобы подготавливать почву ума и засевать ее драгоценным семенем библейской истины. Детей следует учить отвергать скверные, возбуждающие истории и обращаться к разумному чтению, которое пробуждает интерес к библейским повествованиям, истории и доказательствам. Чтение, которое проливает свет на Священное Писание и вызывает желание его исследовать, не является опасным, но приносит пользу (21).

Молодежь не может иметь здорового умственного тонуса и правильных религиозных принципов, если ей не приносит удовольствия чтение Слова Божьего. В этой книге содержатся интереснейшие истории, открывающие путь спасения через Христа; она является путеводителем к вышней и лучшей жизни (22).

1. Советы учителям, родителям и студентам, с. 121.

2. Там же, с. 133.

3. Там же, с. 120, 121.

4. Ревью энд Геральд, 11 декабря 1879.

5. Советы учителям, родителям и студентам, с. 136

6. Там же. с. 132.

7. руководство для молодежи, 9 октября 1902.

8. Советы учителям, родителям и студентам, с. 133, 134.

9. Служение исцеления, с. 445.

10. Советы учителям, родителям и студентам, с. 135, 136.

11. Там же, с. 384, 385.

12. Ревью энд Геральд, 12 ноября 1908.

13. Свидетельства для церкви, т. 2, с. 410.

14. Советы учителям, родителям и студентам, с. 134. 135.

15. Свидетельства для церкви, т. 7. с. 203.

16. Воспитание, с. 189, 190.

17. Ревью энд Геральд, 11 декабря 1879.

18. Свидетельства для церкви, т. 7, с. 203.

19. Там же, т. 2, с. 236.

20. Письмо 32, 1896.

21. Советы учителям, родителям и студентам, с. 136, 137.

22. Свидетельства для церкви, т. 2, с. 410, 411.