Раздел 15 Добродетели, украшающие семейную жизнь

Глава 69. Вежливость и доброта

Вежливость избавит от жизненных невзгод. — Принцип «будьте друг к другу добры, сострадательны» лежит в самом основании семейного счастья. Христианская вежливость должна царствовать в каждом доме. Она недорого обходится, но имеет силу смягчать натуры, которые сделались бы суровыми и грубыми без нее. Поощрение постоянной вежливости, стремление поступать с другими так, как мы хотели бы, чтобы поступали с нами, устранит часть жизненных невзгод (1).

Вежливость начинается в семье. — Если мы хотим, чтобы наши дети проявляли доброту, вежливость и любовь, то мы сами должны подавать им пример (2).

Родители должны проявлять вежливость друг к другу даже в малом. Доброжелательность должна быть законом семьи. Грубая речь не должна поощряться; резкие слова не должны произноситься (3).

Все могут иметь радостный вид, ласковый голос, обходительные манеры, эти качества обладают большой силой. Детей привлекает доброе, жизнерадостное поведение. Будьте с ними добры и вежливы, и они будут проявлять тот же дух к вам и друг к другу (4).

Вежливость и самообладание, проявляемые вами, будут оказывать большее влияние на характеры ваших детей, чем одни только слова (5).

Взаимная доброжелательность делает дом раем. — Ласково разговаривая со своими детьми и хваля их, когда они стараются поступать правильно, родители могут поощрять их усилия, делать их очень счастливыми и создавать в семье располагающую обстановку, которая рассеет всякую тьму и принесет в семью радостный свет. Взаимная благожелательность и выдержка сделают семью раем и привлекут святых ангелов в семейный круг; но они покинут дом, где произносятся неприятные слова, где царствует раздражительность и несогласие. Суровость, недовольство и гнев закрывают Иисусу дверь в такой дом (6).

Любезность, проявляемая в повседневной жизни, и привязанность, которая должна существовать между членами этой семьи, не обусловлены внешними обстоятельствами (7).

Приятный тон голоса, мягкие манеры и искренняя привязанность, которая находит выражение в каждом поступке, в сочетании с трудолюбием, аккуратностью и бережливостью делают даже лачугу счастливейшим домом. Творец смотрит на такой дом с одобрением (8).

Много таких, кто хотел бы жить меньше для внешнего мира и больше для своей семьи. Нужно меньше изображать показную привязанность к незнакомым людям и гостям и больше проявлять вежливость, которая исходит от истинной любви и расположения к дорогим нам людям в наших семьях (9).

Определение истинной любезности. — Существует необходимость в поощрении истинной благовоспитанности в семейном кругу. Это является могущественным свидетельством в пользу истины. Вульгарная речь и поведение кого бы то ни было свидетельствуют об испорченности сердца. Истина небесного происхождения никогда не портит обладающего ею, никогда не делает его резким или грубым. Истина оказывает смягчающее, очищающее влияние. Принятая в сердце, она делает молодых почтительными и вежливыми. Христианская учтивость приобретается только под воздействием Святого Духа. Она состоит не в жеманстве или показной изысканности, не в поклонах и льстивых улыбках. Такая учтивость свойственна людям мира сего, но они лишены истинной христианской вежливости. Истинная вежливость приобретается только через практическое Евангелие Христа. Истинная вежливость, истинная учтивость — это благожелательность, проявляемая ко всем людям — высокого и низкого происхождения, богатым и бедным (10).

Сущность истинной вежливости — это уважение к другим. Серьезное терпеливое воспитание — это то, что углубляет симпатии и развивает подлинную доброту. Так называемая культура, которая не делает молодых почтительными к своим родителям, которая не учит их ценить свои преимущества, быть терпимыми к недостаткам, не помогает их нуждам, которая не делает их заботливыми и нежными, великодушными и полезными для молодых, старых и несчастных и учтивыми со всеми, — такая культура является ложной (11).

Христианская любезность — это золотая пряжка, которая скрепляет членов семьи узами любви, делая этот союз день ото дня теснее и крепче (12).

Сделайте золотое правило законом для семьи. — Библия содержит в себе многие важные правила, затрагивающие общественные и семейные связи. Это не только самый лучший и чистый образец морали, но и самый ценный кодекс вежливости. Нагорная проповедь нашего Спасителя содержит в себе бесценное наставление для старых и молодых. Ее следует чаще читать в кругу семьи и воплощать в повседневной жизни. Золотое правило: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», равно как и апостольское повеление: «По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя», — должны стать законом семьи. Те, кто лелеет дух Христа, будут проявлять учтивость в семье, доброжелательный дух даже в малом. Они будут неустанно стараться сделать всех вокруг себя счастливыми, забывая о себе в своем добром внимании к другим. Этот плод растет на христианском дереве (13).

Золотое правило — это принцип истинной вежливости, которая во всей полноте воплощена в жизни и характере Иисуса. О, какими лучами нежности и красоты сияла повседневная жизнь нашего Спасителя! Какая сладость исходила от самого Его присутствия! Этот же самый дух будет явлен и Его детьми. Те, в ком живет Христос, будут окружены Божественной атмосферой. Их белые одежды будут источать благоухание сада Господня. Их лица будут отражать свет, исходящий от Него, освещая путь для претыкающихся, уставших ног (14).

Лучший трактат по этикету. — Самый лучший трактат по этикету из всех, которые когда-либо были написаны, — это драгоценное наставление, данное Спасителем и произнесенное Святым Духом через апостола Павла, слова, которые должны быть навечно записаны в памяти всех человеческих существ, молодых и старых:

«Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга».

«Любовь долготерпит, милосердствует,

Любовь не завидует,

Любовь не превозносится, Не гордится,

Не бесчинствует, Не ищет своего,

Не раздражается, Не мыслит зла,

Не радуется неправде, А сорадуется истине;

Все покрывает, всему верит,

Всего надеется, все переносит,

Любовь никогда не перестает» (15).

Библия предписывает вежливость, и она представляет многие примеры бескорыстного духа, нежной любезности, приятного нрава, которые характеризуют истинную вежливость. Эти качества являются отражением характера Христа. Вся истинная доброта и любезность в мире, даже среди тех, кто не познал Его имени, исходят от Него. И Он хочет, чтобы эти черты во всем совершенстве проявлялись в Его детях. Его цель состоит в том, чтобы, глядя на нас, люди видели Его красоту (16).

Христианство делает человека джентльменом. Христос вежлив даже со Своими гонителями, и Его истинные последователи будут проявлять тот же самый дух. Посмотрите на Павла, когда он стоял перед правителями. Его речь перед Агриппой является примером истинной учтивости и убедительного красноречия. Евангелие не поощряет формальную вежливость, принятую в мире, но вежливость, происходящую от истинной доброты сердца (17).

Мы молим не о проявлении того, что мир называет вежливостью, но о той вежливости, которую каждый возьмет с собой в обители блаженных (18).

Истинная вежливость должна быть движима любовью. — Недостаточно самого тщательного соблюдения внешних правил, чтобы избавиться от всякой раздражительности, от резкости в суждениях и неподобающей речи. Истинная благовоспитанность никогда не будет проявлена, пока эгоистичное «я» принимается во внимание как главная цель. Любовь должна жить в сердце. Серьезный христианин черпает мотивы . своих действий в глубокой любви к Господу. Бескорыстный интерес к братьям берет свое начало в его привязанности ко Христу (19).

Из всего того, к чему люди стремятся, что они лелеют и поощряют, ничто не является таким важным в очах Божьих, как чистое сердце, благодарный дух и душевный мир.

Если в сердце живет Божественная гармония истины и любви, то она проявится в словах и делах… Дух истинной доброжелательности должен пребывать в сердце. Любовь наделяет того, в ком она живет, благосклонностью, пристойностью и привлекательностью манер. Любовь озаряет лицо и смягчает голос; она очищает и возвышает всего человека. Она приводит его в согласие с Богом, потому что является небесным качеством (20).

Истинной вежливости нельзя научиться простым исполнением правил этикета. Нормы поведения должны соблюдаться постоянно; там, где нет компромисса с принципом, предупредительность к другим приведет к согласию с принятыми обычаями, но истинная учтивость не требует жертвы принципами ради условности. Она игнорирует кастовость. Она учит человека уважать самого себя, уважать человеческое достоинство в других людях, считаться с каждым членом великого братства людей (21).

Любовь, выраженная во взглядах, словах и делах. — Прежде всего родители должны создать вокруг своих детей атмосферу радости, вежливости и любви. Дом, где живет любовь и где она проявляется во взглядах, словах и делах, является местом, где любят бывать ангелы. Родители, пусть свет любви, радости и покоя наполняет ваши сердца, и пусть это чудесное влияние распространяется по всему дому. Проявляйте доброту, терпение и поощряйте это в своих детях, совершенствуя все те добродетели, которые украшают семейную жизнь. Такая атмосфера будет для детей тем же, чем является воздух и свет для растительного мира, способствуя здоровью ума и тела (22).

Мягкие манеры, ободряющие слова и продиктованные любовью поступки соединят сердца детей с их родителями нежными узами любви и сделают дом более привлекательным, чем самое редкое украшение, купленное, чтобы продемонстрировать богатство (23).

Различные темпераменты не мешают согласию. — Божий наказ состоит в том, чтобы люди с разными характерами объединялись друг с другом. При этом каждый член семьи должен свято относиться к мнению других и уважать их права. Такое поведение будет способствовать взаимной предупредительности и выдержке, пристрастные мнения смягчатся, и грубые черты характера сгладятся. Согласие будет достигнуто, а сочетание разных характеров может стать преимуществом семейного круга (24).

Ничто не восполнит отсутствия вежливости. — Тот, кто называет себя последователем Христа, но в то же время проявляет грубость, суровость и невежливость в словах и манерах, не научился у Иисуса. Шумный, властный, придирчивый человек не является христианином, потому что быть христианином -значит быть похожим на Христа. Поведение некоторых людей, называющих себя христианами, настолько лишено доброты и вежливости, что их доброту можно назвать злом. Их искренность не вызывает сомнений; их честность неоспорима, но искренность и честность не могут возместить отсутствия доброты и вежливости. Христианин должен быть благожелательным и истинным, сострадательным и учтивым, справедливым и честным (25).

Всякое пренебрежение учтивостью и нежной братской заботой, всякое невнимание к добрым, ободряющим словам в семейном кругу, отсутствие их в отношениях между родителями и детьми формируют привычки, которые не способствуют восстановлению образа Божьего. Но когда малое исполняется, оно становится великим. Оно увеличивается и несет сладостное благоухание, которое восходит к Богу, как священный фимиам (26).

Многие страстно желают внимания. — Многие страстно желают дружеского сочувствия… Мы должны действовать самоотверженно пользоваться малейшей возможностью, чтобы выразить свою благодарность за содействие, оказанное нам другими, и искать удобного случая, чтобы ободрить других, облегчить их скорби и бремена, проявляя к ним нежную доброту и совершая дела любви. Эта заботливая обходительность, которая начинается в наших семьях, простирается за пределы семейного круга и составляет слагаемые счастливой жизни, и, напротив, пренебрежительное отношение к этим небольшим знакам внимания делает жизнь горькой и скорбной (27).

Общественные связи в жизни христианина. — Общественные связи — это тот канал, благодаря которому христианство приходит в контакт с внешним миром. От каждого, кто вкусил любовь Христа и принял в сердце Божественный свет. Бог требует, чтобы он освещал этим светом темную тропу тех, кто не знает лучшего пути (28).

Мы можем многообразно проявлять свое внимание в тысячах маленьких дел, в дружеских словах и добрых взглядах, которые вернутся к нам сторицей. Беспечные христиане показывают своим нерадивым отношением к другим, что они не находятся в союзе со Христом. Невозможно быть в союзе со Христом и при этом быть недобрым к другим и неуважительно относиться к их правам (29).

Мы все должны быть свидетелями Иисуса. Общественное влияние, освященное благодатью Христа, должно быть использовано в деле приобретения душ для Спасителя. Пусть мир видит, что мы не поглощены эгоистично своими интересами, но что мы хотим делиться с другими своими благословениями и преимуществами. Пусть они видят, что наша религия не делает нас черствыми и взыскательными. Пусть все те, кто заявляют о том, что они нашли Христа, служат на благо людям, как служил Он. Мы никогда не должны подавать повода для того, чтобы у окружающих сложилось неверное представление, что христиане — это угрюмые, несчастные люди (30).

Если мы вежливы и нежны в своей семье, то мы будем распространять благотворное влияние и вне дома. Если мы будем проявлять выдержку, терпение, кротость и силу духа в своей семье, то мы будем светом миру (31).

1. Знамения времени. 9 сентября 18S6.

2. Знамения времени, 25 мая 1882.

3. Доброе здоровье, январь 1880.

4. Воспитание, с. 240.

5. Ревью энд Гералъд, В июня ISS2.

6. Знамения времени, 17 апреля 1884.

7. Знамения времени, 23 августа 1877.

8. Знамения времени. 2 октября 1884.

9. Знамения времени, 2 октября 1884.

10. Рукопись 74, 1900.

11. Воспитание, с. 241.

12. Знамения времени. 29 ноября 1877.

13. Знамения времени, 1 июля 1886.

14. Мысли с горы благословений, с. 192, 193.

15. Воспитание, с. 242.

16. Там же, с. 241,242.

17. Служение исцеления, с. 489, 490.

18. Знамения времени, 13 августа 1912.

19. Служение исцеления, с. 490.

20. Свидетельства для церкви, т. 4, с. 559, 560.

21. Воспитание, с. 240.

22. Советы учителям, родителям и студентам, с. 115.

23. Знамения времени, 2 октября 1884.

24. Знамения времени, 4 апреля 1911.

25. Руководство для молодежи, 31 марта 1908.

26. Рукопись 107, 1898.

27. Свидетельства дл церкви, т. 3, с. 539. 540.

28. Там же, т. 4, с. 555.

29. Там же, т. 3. с. 539.

30. Желание веков, с. 152.

31. Знамения времени. 14 ноября 1892.