Глава 74. Безопасное и небезопасное общение

Кто и как влияет на нас и наших детей. — Любые взаимоотношения, которые мы имеем, оказывают на нас определенное влияние, каким бы ограниченным оно ни было. Сила этого влияния определяется степенью близости, постоянством общения и нашей любовью и уважением к тому, с кем мы общаемся (1).

Если мы приобретаем товарищей, влияние которых может сделать нас небрежными к тем высоким требованиям, которые Господь предъявляет к нам, то мы вовлекаем себя в искушение и становимся слишком слабыми в моральном отношении, чтобы противостоять ему. Мы заимствуем дух и вынашиваем идеи своих друзей, ставим священное и вечное ниже образа мыслей своих друзей. Короче говоря, мы приобретаем как раз ту закваску, которую враг всякой правды приготовил для нас.

Молодежь, если она попадает под это влияние, гораздо легче поддается ему, чем люди старшего возраста. Все производит на них впечатление — лица, на которые они смотрят, голоса, которые слышат, места, которые посещают, компании, в которых бывают, и книги, которые они читают. Невозможно переоценить важность выбора подходящего для нас общества и особенно для наших детей, потому что это определяет нашу участь в сем мире и в мире грядущем (2).

Опасность общения с нечестивыми. — Мир не должен быть мерилом для нас. Мы не должны общаться с нечестивыми и перенимать их дух, потому что они уведут сердце от Бога к поклонению лжебогам. Стойкая душа, твердая в вере, может сделать много добра; такой человек может наделить благословениями высшего порядка тех, с кем он общается, ибо Закон Божий написан у него в сердце. Но мы не можем охотно общаться с теми, кто попирает Закон Божий, и сохранять при этом свою веру чистой и непорочной. Мы незаметно для себя будем перенимать их дух, и если не отделимся от них, то рано или поздно уподобимся им, чтобы разделить с ними их судьбу (3).

Общение с идолопоклонниками и участие в их празднествах привело евреев к нарушению Закона Божьего и навело Его суды на народ. Так и теперь, побуждая последователей Христа общаться с нечестивыми и участвовать в их развлечениях, сатана весьма преуспевает в том, чтобы прельстить их грехом. «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому». Бог требует, чтобы теперь Его народ так же отличался от мира в обычаях, привычках и принципах, как Он требовал этого от Израиля в древности (4).

Сознательный выбор Самсона. — Провидение Божье руководило Самсоном, чтобы приготовить его для совершения работы, которую он был призван исполнять. С ранних лет он имел благоприятные условия для развития физических и умственных сил для поддержания нравственной чистоты. Но под влиянием нечестивых людей он утратил то, что связывало его с Богом, что является единственной защитой для человека, и был уничтожен потоком зла. Тот, кто, исполняя свой долг, встречает испытания, может быть уверен, что Бог сохранит его; но если люди сознательно подвергают себя искушению, то они рано или поздно падут (5).

Коварная закваска греха. — Дорогие студенты, ваши родители день и ночь молятся о вас. Прислушивайтесь к их просьбам и предостережениям и не общайтесь с безрассудными людьми. Вы и не заметите, как греховная закваска начнет постепенно разлагать ваш ум, развращать натуру и, благодаря развившимся дурным привычкам, окончательно испортит характер. Вы можете не заметить реальной опасности и думать, что сможете поступать справедливо с такой же легкостью, с какой прежде поддались искушению делать неправду, но это ошибка. Родители и учителя, которые любят и боятся Бога, могут предупреждать, умолять и советовать, но все это окажется напрасным, если вы не подчинитесь Богу и не будете развивать таланты, которые Он дал вам ради Своей славы (6).

Остерегайтесь безразличного отношения к религии. — Если дети общаются с теми, чьи разговоры сосредоточены на маловажных, земных вещах, то их разум, мысли их не поднимутся выше этого уровня. Если они обнаружат, что религиозные принципы замалчиваются и наша вера умаляется, если их слуха будут достигать лукавые возражения, то эти впечатления, отложившись в их умах, будут формировать их характеры (7).

Ничто не может так сдерживать распространение высоких нравственных понятий и разуверить в них, как общение с пустыми, беспечными и развращенными людьми. Какими бы привлекательными ни казались эти люди благодаря своему остроумию, сарказму и веселому нраву, факт, что они относятся к религии легкомысленно и безразлично, является достаточным поводом для того, чтобы не поддерживать с ними отношений. Чем более привлекательными они являются в других отношениях, тем более опасным будет их влияние на друзей, потому что их безбожная жизнь имеет опасную, весьма притягательную силу (8).

Мирские сообщества привлекают и ослабляют чувства, так что благочестие, страх Божий, преданность и верность уже не имеют силы, чтобы делать людей непоколебимыми. Смиренная, непритязательная жизнь Христа кажется совершенно непривлекательной. Для многих, претендующих на то, что они являются сыновьями и дочерьми Бога, Иисус, Величие неба, есть «росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия» (9).

Не обращайте свои привязанности к земным родственникам. — Мы не можем служить Богу и миру одновременно. Мы не должны обращать свои привязанности к мирским родственникам, которые не имеют никакого желания учиться истине. Мы можем в своей повседневной жизни, общаясь с ними, распространять свой свет; но наши слова, наши манеры, обычаи и привычки ни в коем случае не должны формироваться под влиянием их представлений и обычаев. Общаясь с ними, мы должны стараться открывать им истину. Но если мы не можем этого сделать, то чем меньше будем с ними общаться, тем лучше это отразится на нашем духовном состоянии (10).

Избегайте людей с низменными ориентирами, со свободной моралью. — Христианам не следует общаться с теми, кто живет по принципу свободной морали. Близкая, каждодневная связь с ними, которая поглощает время, лишая человека возможности укреплять свой интеллект и нравственность, является опасной. Если моральная атмосфера, окружающая людей, нечиста и неосвящена, но испорчена разложением, тот, кто дышит этой атмосферой, придет к выводу, что она, действуя незаметно, отравляет и губит ум и сердце. Опасно поддерживать близкую связь с теми, чьи умы естественным образом ориентируются на низкий уровень. Постепенно и незаметно тот, кто по своей природе сознательный и любит чистоту, опустится до того же уровня и сделается таким же неразумным и нравственно падшим, как и те, с кем он постоянно входил в контакт (11).

Доброе имя драгоценнее золота. Молодежь имеет склонность общаться с теми, чей интеллект и нравственность находятся на низком уровне. Разве может молодой человек быть поистине счастлив, вольно общаясь с людьми, которые имеют низкий уровень мышления, сознания и поведения? У некоторых скверные вкусы и порочные наклонности, и всякий, кто выбирает себе таких друзей, последует их примеру. Мы живем в опасное время, когда сердца всех людей переполнены страхом (12).

Многие поддаются искушению, боясь насмешек. — Дети должны иметь таких товарищей, которые не будут высмеивать то, что чисто и достойно, но, напротив, будут отстаивать то, что справедливо. Страх быть осмеянными побуждает многих поддаваться искушению и ходить путем нечестивых. Матери могут многое сделать посредством своего примера и наставлений, чтобы показать детям, как оставаться честными среди презрения и насмешек (13).

Почему наша молодежь не понимает, что те, кто готов увести других на запретные пути, сами с легкостью поддаются искушениям и являются агентами сатаны, чтобы поощрять противозаконные склонности, чтобы смеяться над теми, кто сознателен и кто хочет сохранить свой характер чистым? (14)

Держитесь перед незнакомыми людьми так, как вы бы вели себя перед Богом. — Юные друзья, не проводите время в компании тех, кто может сделать вас неспособными для совершения чистой и святой работы Божьей. Не делайте перед незнакомыми людьми ничего такого, что вы не захотели бы делать перед своими отцом и матерью или что вы постыдились бы делать перед Христом и святыми ангелами. Некоторые могут подумать, что соблюдающие субботу не нуждаются в этих предостережениях, но те, к кому они относятся, знают, что я имею в виду. Я говорю вам, молодые люди, остерегайтесь, потому что все, что вы делаете, открыто для взора ангелов и Бога. Вы не можете делать злое дело, не оказывая при этом влияния на других. Ваш образ действий выявляет, какого рода материал использован для создания вашего характера, и в то же время оказывает могущественное влияние на других. Никогда не упускайте из виду тот факт, что вы принадлежите Богу, что Он приобрел вас дорогой ценой и что вы должны отчитываться перед Ним за все таланты, которые Он доверил вам (15).

Во время нужды обещана особая помощь. — Мы не должны приводить своих детей туда, где они вынуждены будут общаться с людьми порочными и деградировавшими. Бог в Своем Провидении время от времени может приводить нашу молодежь в общение с теми, кто нечист и невоздержан. Но Он наделит их целеустремленностью и даст им силу, чтобы противостоять искушению, как это было в случае с Даниилом и его товарищами в Вавилоне, если только они будут сотрудничать с Ним. Они должны постоянно общаться с Богом. Они должны хранить себя чистыми, отказываясь делать все то, что может бесчестить Бога, всегда взирая на Его славу. Они должны опекать души, ревностно трудясь для тех, в ком искажен образ Божий, стараясь преобразовать, возвысить и облагородить их (16).

Выбирайте внимательных, серьезных друзей. — Молодежь, живущая в согласии с Христом, будет выбирать себе товарищей, которые помогут им поступать справедливо, и постарается избегать общения с теми, чье влияние не способствует развитию правильных принципов и благородных стремлений. Повсюду можно найти молодых людей, чьи умы формируются по недостойному образцу. Когда те, кто открыто заявляет о своей приверженности Христу, придут в контакт с этими людьми, они будут твердо отстаивать то, что их разум и совесть считают справедливым (17).

Пусть все те, кто хочет сформировать правильный характер, выбирают себе товарищей, которые имеют глубокий, вдумчивый ум и предрасположенность к религии. Те, кто подсчитывает расходы и желает строить для вечности, должны использовать хороший материал для своего здания. Если они принимают гнилой лесоматериал и довольствуются характером с недостатками, то их здание обречено на разрушение. Пусть все наблюдают за тем, как они строят. Буря искушений пронесется над зданием, и если оно не будет крепко и надежно построено, то, конечно, не выдержит испытания (18).

Общаясь с теми, кто живет по высоким принципам, даже беспечные научатся любить правду. И благодаря установившейся практике поступать справедливо в сердце возникнет неприязнь к низкому и вульгарному и к тому, что не согласуется с принципами Слова Божьего (19).

1. Свидетельства для церкви, т. 5, с. 222,223.

2. Там же. с. 543.

3. Рукопись 6, 1892.

4. Патриархи и пророки, с. 458.

5. Там же. с. 568.

6. Руководство для молодежи, 18 января 1894.

7. Свидетельства для церкви, т. 5, с. 545.

8. Там же. т. 3. с. 126

9. Рукопись 6, 1892.

10. Свидетельства для церкви, т. 5, с. 543.

11. Там же. г. 3. с.125.

12. Свидетельства для церкви, т. 4, с. 588.

13. Ревью энд Геральд, 31 марта 1891.

14. Руководство для молодежи, 18 января 1894.

15. Свидетельства для церкви, т. 5, с. 398,399.

16. Рукопись IS, 1892.

17. Советы учителям, родителям и студентам, с. 226.

18. Свидетельства для церкви, т. 4, с. 588.

19. Советы учителям, родителям и студентам, с. 222.