Глава 81. Отдых, который приносит постоянное удовлетворение

Упражнения, которые развивают руки, ум и характер. — Сами упражнения и игры как таковые не приносят большой пользы. Пребывание на свежем воздухе и упражнения для мышц приносят некоторую пользу; но пусть та же самая сила будет потрачена на исполнение полезных обязанностей, в результате чего и пользы будет больше, и чувство удовлетворения появится, потому что такие занятия вызывают у человека чувство собственной полезности и одобрение совести за хорошо исполненный долг (1).

У детей и молодежи необходимо пробуждать стремление использовать время своего отдыха для того, чтобы сделать что-нибудь полезное для себя и для других. Занятия, которые развивают ум и характер, приучают руки к полезному труду и готовят молодежь нести свою часть жизненного бремени, дают физическую силу и оживляют каждую способность. Добродетельное усердие, стремление жить для добрых дел будут вознаграждены (2).

Развлечение, которое приносит пользу только тем, кто ему предается, не станет большим благословением для детей и молодежи, умножив их полезность для других. Порывистая и впечатлительная по своей природе молодежь быстро отзывается на предложение (3).

Пример Иисуса в ранние годы. — Всю Свою жизнь Иисус прилежно трудился, и Он исполнял разные обязанности соразмерно Своим физическим силам. Совершая работу, назначенную для Него, Он не имел времени для возбуждающих, бесполезных развлечений. Он не принимал участия в том, что могло развратить Его нравственность и уменьшить физический тонус, но он был приучен к полезному труду и стойкости во время трудностей (4).

В Своей земной жизни Христос был примером для всей человеческой семьи. Он был послушен и полезен в доме. Он выучился ремеслу плотника и трудился Своими руками в маленькой мастерской в Назарете…

Библия так говорит об Иисусе: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем». Труд в детские и юношеские годы способствовал развитию Его ума и тела. Он не растрачивал Свои физические силы безрассудно, но находил такие занятия, чтобы сохранить их и совершать работу во всех сферах наилучшим образом. Он не хотел быть несовершенным, даже работая с плотницким инструментом. Он был совершенен как работник и имел совершенный характер. Своим наставлением и примером Христос возвеличил полезный ТРУД (5).

Отдых в перемене труда. — Молодые люди должны помнить, что они ответственны за все преимущества, которые имеют, за использование своего времени и правильное употребление своих способностей. Они могут задать вопрос: разве мы не можем развлекаться и отдыхать, разве мы должны работать и работать без всякой перемены? (6)

Перемена физического труда, который весьма истощает силы, может быть крайне необходима людям на время, чтобы они могли вновь заниматься этим трудом с большим усердием и успехом. Но пока работающие не чувствуют, что их физические силы иссякают, необходимости в полном отдыхе может и не быть — при том, что результаты будут наилучшими. Таким людям не Нужно, даже если они утомлены каким-то одним видом работы, растрачивать попусту свое драгоценное время. В этом случае они могут найти себе какую-нибудь работу, которая не так утомляла бы их, но была бы полезной и нужной. Беря на себя посильную часть бремени, они смогут найти занятие, основанное на Божественных принципах, которое принесет им истинное счастье, и их время не будет потрачено на пустяки или на самоугождение. Они всегда могут проводить свое время с пользой и постоянно восстанавливать свои силы благодаря перемене занятий так, чтобы каждый миг потраченного времени мог нести всем доброе свидетельство (7).

Многие заявляют о том, что для сохранения физического здоровья человеку нужно развлекаться так, как ему нравится. Справедливо, что перемена необходима для лучшего развития тела, потому что благодаря ей происходит восстановление и укрепление ума и тела; но эта цель не достигается через потворство глупым развлечениям ради пренебрежения каждодневными обязанностями, которые молодежь должна выполнять (8).

Благословленный Богом план учебы и трудового воспитания для студентов,. — Мы должны учить молодежь применять в равной степени- и умственные, и физические силы. Здоровые занятия дадут полное и всестороннее воспитание всей личности.

Мы усердно трудились в Австралии, наставляя родителей и детей в этих вопросах; мы прилагали настойчивые усилия, пока не поняли, что для того, чтобы образование было полным, нужно распределить время обучения между приобретением книжных знаний и получением знаний практической работы.

Часть каждого дня была посвящена полезному труду, студенты учились тому, как очищать территорию, как возделывать землю и строить дома в то время, которое при иных обстоятельствах могло бы быть потрачено на игры и увеселения. И Господь благословил студентов, которые посвящали свое время тому, как научиться быть полезными (9).

Бог предусмотрел полезные занятия для развития жизнеспособности, и эти полезные занятия подготовят студентов к тому, чтобы они могли оказывать помощь и себе, и другим (10).

Вместо того, чтобы устраивать увеселения, которые только отвлекают, нужно проводить такие занятия, которые бы приносили пользу (11).

Миссионерская деятельность — это идеальное занятие. — В нашем мире нужно сделать много необходимых, полезных вещей, так что некогда тратить время на удовольствия и развлечения. Организм приобретет навыки и силу при целенаправленном и разумном использовании, в совершении добра, тщательном обдумывании и составлении планов. Все это поможет людям развивать способности ума и физическое здоровье, чтобы использовать на практике свои Богом данные таланты, благодаря которым они могут прославлять Бога (12).

Наш долг — всегда стремиться делать добро, используя и тело и разум, которые Бог дал людям, чтобы быть полезными другим, облегчая их труд, утешая скорбящих, ободряя лишившихся мужества, говоря слова утешения отчаявшимся. Стремление творить добро отвращает умы молодежи от забав и увеселений, которые зачастую умаляют их достоинство, как людей. Господь хочет, чтобы их умы были направлены к возвышенному, чтобы они искали лучшие способы для совершения полезных дел (13).

Благодаря своим физическим и умственным способностям люди могут изыскать пути и средства для выполнения весьма полезной работы, для совершения миссионерского труда, который сделает людей соработниками Божьими и поможет им быть наиболее эффективными в нынешней жизни, совершая полезный труд, который является самой важной частью воспитания…

Разве работа в рядах Христа не является делом, которое должны стремиться исполнить все молодые люди? Вы имеете помощь Христа. Представления студентов станут полнее. Их кругозор будет расширяться и способность делать полезные дела даже в вашей студенческой жизни будет постоянно возрастать. Руки, данные Богом, должны использоваться для добрых дел, несущих на себе печать неба, чтобы вы могли, наконец, услышать: «Хорошо, добрый и верный раб!» (14)

Предписание для инвалидов. — Мне было указано, что больных нужно побуждать оставлять свои комнаты и проводить время на открытом воздухе, где они могли бы ухаживать за цветами или выполнять какую-нибудь другую легкую и приятную работу; тогда они переключаются от размышлений о своих неудачах на что-то более животворное. Занятия на открытом воздухе должны быть прописаны как благотворная, жизненно важная необходимость (15).

Мы можем радоваться, слушая пение счастливых птиц и любуясь цветущими полями и садами. Мы можем с интересом изучать чудные дела, которые Бог создал для нас Своей щедрой рукой. И в ответ на эти щедрые знаки Его любви и заботы мы сможем забыть свои немощи, ободриться и воспевать в своих сердцах Господа (16).

В течение нескольких лет мне время от времени было показано: больных необходимо учить, что для восстановления их здоровья не следует исключать всякий физический труд. В этом случае воля успокаивается, кровь движется медленней по жилам и все больше и больше загрязняется. Когда больной считает, что его положение хуже, чем оно есть на самом деле, то праздность определенно приведет к самым плачевным последствиям. Хорошо организованный труд вселяет в больного уверенность, что он не является совершенно ненужным в этом мире, что он приносит хотя бы какую-то пользу. Это пробудит у него чувство удовлетворения, придаст ему мужество и наделит его силой, чего никогда не смогут дать пустые умственные развлечения (17).

Божья забота о том, чтобы люди могли получать истинное удовольствие. — Бог позаботился о том, чтобы все — богатые и бедные — могли получать удовольствие, которое обретается в чистых мыслях и бескорыстных делах, удовольствие, которое приходит, когда произносятся сочувственные слова и совершаются добрые дела. Тот, кто совершает такое служение, сияет Христовым светом, освещая жизни, омраченные многими скорбями (18).

1. Основы христианского воспитания, с. 418.

2. Там же, с. 418, 419.

3. Воспитание, с. 212.

4. Руководство для молодежи, 27 июля 1893.

5. Основы христианского воспитания, с. 417, 418.

6. Советы учителям, родителям и студентам, с. 337.

7. Свидетельства для церкви, т. 3. с. 223.

8. Руководство для молодежи, 27 июля 1893.

9. Письмо 84, 1909.

10. Ревью энд Геральд, 25 октября 1898.

11. Брошюра «Отдых», с. 47.

12. Листки из блокнота. Воспитание, № 6,с. I.

13. Там же, с. 2.

14. Там же, с. 1,2.

15. Медицинское служение, с. 234.

16. Реформа здоровья, июль 1871.

17. Свидетельства для церкви, т. I, с. 555.

18. Там же. т. 9, с. 57.