Раздел VII. Привилегии, дары и благосклонности

(Историческая предпосылка, раскрытая в протоколах и переписках)

Е. Г. Уайт высказывается о христианской вежливости, привилегиях, получении даров…

Вопрос, как он рассматривался на Генеральной Конференции 1893 года

Во время сессии Генеральной Конференции, происходившей с 17 февраля по 6 марта 1893 года, в то время, когда Адвентисты Седьмого Дня еще не начинали миссионерской работы среди язычников,- было получено сообщение о предоставлении свободной, незанятой земли для миссионерских станций в Мешонеленде, Южной Африке. Мы отметили этот вопрос — «А».

На этой Конференции были вынесены решения — отказаться от привилегий — освобождения от налогов — по церковному имуществу. Этот вопрос был обозначен- «Б». Картина запутанного, сложного положения, позиция людей и взаимная связь этих двух проблем лучше всего отражена в приведенном ниже полном отчете рассуждений и действий, относящихся к этим двум вопросам, в порядке их разбора:

15 февраля 1893 г. (Вопрос «А»)

Петр Вессельс сообщает о предложенной свободной земле

«Брат Петр Вессельс рассказал о работе в Южной Африке… Он говорил… о Мешонеленде или стране кафров и об интересе, согласно которому там необходимо было нечто предпринять. Другие миссионеры толпами стекаются туда…

Каждое вероисповедание которое войдет в эту землю, может получить незанятую ферму, площадью в 3000 акров (1 акр — 0,4 га). Это страна, на которую необходимо обратить внимание всех и первые посланники должны быть подобны свету, который пойдет перед ними, и этот свет должен согласоваться с истиной». (Бюл. Ген. Кон. 269 стр.).

28 февраля (Вопрос «Б») Резолюция, внесенная на рассмотрение комитетом по резолюциям, касающаяся освобождения от налога

Поскольку, исходя из нашего понятия об отделении, которое должно существовать между церковью и государством, для церкви несовместимо принимать от государства денежные дары, помощь или освобождение от налогов на религиозной почве. Поэтому:

«36. Решили. Мы отвергаем учение, что церковь или какое-либо другое церковное имущество должно быть освобождено от обложения налогом и поэтому, далее,

«37. Решили, что с этого времени и впредь мы отказываемся принимать такие освобождения от всевозможных налоговложений в нашу пользу». (Бюл. Ген. Кон. 437 стр.).

1 марта

Рассмотрена резолюция и исправлено предисловие

«Резолюция 35, касающаяся освобождения церкви и другого церковного имущества от обложения налогом, вызвала несколько замечаний:

«А. Ф. Беллингер обратил внимание на факт, где во вступлении сказано, что согласно нашему взгляду на отделение церкви от государства — для церкви несовместимо принимать от государства денежные дары, помощь или освобождение от налогов «на религиозной почве»,- в то время как для церкви несовместимо принимать такие дары, помощь или освобождение от налогов на любой основе. По предложению эти слова были вычеркнуты из предисловия.

«В то время, когда обсуждение этой резолюции все еще продолжалось, прошел полдневный час и заседание Конференции было прервано до 2 марта 10:00 утра.

(Бюл. Ген. Кон. 1893 г. стр. 444).

2 марта

Резолюции обсуждены и возвращены для нового рассмотрения

«Собрание началось с повестки дня относительно резолюций 36 и 37, по которым вследствие прекращения заседания не было принято никакого решения.

«Далее в дискуссии приняли участие А. Т. Джоунс и А. Р. Хенри.»В. В. Прескотт предложил внести поправку в 37 резолюцию, опустив слова: «с этого времени и впредь» и прибавить слова: «отмечаем себя, как отказывающихся» после слова «мы» в первой строчке.

«Поддержано Д. Х. Оберхольтзером и обсуждено делегатами Лейн, Ундервуд, Тейт и Брид.

«А. Р. Хенри предложил следующее как исправление к поправке резолюции:

«Принимая во внимание, что мы придерживаемся взгляда, о несовместимости с истинным отношением, которое должно существовать между церковью и государством, а именно, чтобы государство давало церкви денежные дары, помощь или освобождение от налогов и, «В то время как имеется множество государственных законов, освобождающих церковное имущество от налога, поэтому, «Решили, что по мере наших сил будем стремиться к тому, чтобы достигнуть отмены всех таких законов.

«Поддержано Р. А. Ундервудом».

«Обсуждено делегатами Больменом и Элдриджем».

«Предложено братом В. Б. Уайт направить обратно в комитет для заключительной доработки». (Бюл. Ген. Конфер. 1893 г. стр. 458).

3 марта

Представлена новая резолюция

«Принимая во внимание необходимость лучшего понимания принципов религиозной свободы как для соответствующей оценки их важности, так и для разумного распространения их, поэтому,

«47. Решили, что мы рекомендуем во время нескольких Конференций иметь серию тем для работников, с целью изучения вопросов, касающихся религиозной

свободы и что мы будем стремиться по мере необходимости предоставить для этого инструкторов.

«Принимая во внимание отделение, которое, согласно нашему взгляду, должно существовать между церковью и государством и несовместимостью для церкви принимать от государства денежные дары, помощь или освобождение от налогов, на религиозной почве, поэтому, «48. Решили, что мы отвергаем учение, что церковь или какое-либо другое церковное имущество должно быть освобождаемо от налога и далее.

«49. Решили, что мы употребим наше влияние, чтобы обеспечить отмену таких законов, которые представляют освобождение». (Бюл. Ген. Кон. 1893 г. 475 стр.).

5 марта. (До полудня.)

Резолюция принята — (вопрос «Б»)

«Г. И. Ирвин предложил принять доклад Комитета по резолюции, стр. 475 Бюлетня, голосуя по каждой резолюции в отдельности.

(Резолюция 48). «Слова: «на религиозной почве», встречающиеся в предисловии

48 резолюции являются ошибочными, а посему были вычеркнуты Комитетом. (См. Бюллетень стр. 444).

А. Т. Джоунс предложил следующую поправку к 49 резолюции:

«Решили, что мы решительно протестуем против любого такого освобождения…

«Принят о…

«Так исправленная поправка была принята, а также и резолюция, исправленная таким образом — также была принята». (Бюл. Ген. Кон. стр. 484).

5 марта.<MI> (До полудня.) Обсуждение вопроса об освобождении от налогов создало проблему, требующую срочного решения

«По предложению бр. Д. Х. Дурланда, Конференция прервала свою работу, но прежде, чем она была распущена, А. Р. Хенри, выходивший из зала во время закрытия, представил для рассмотрения срочный вопрос. Председатель обратился к собранию Конференции, чтобы пользуясь благоприятной возможностью, сразу же выслушать это особое дело.

Смысл высказывания брата Хенри сводился к следующему: представитель от Батл-Крика в столице Штата, который действует по просьбе доверенных от нескольких наших учреждений, чтобы получить освобождение от обложения налогом — находится в затруднительном положении, как поступить, имея в виду новую позицию, занятую нашим народом по этому вопросу. (См. Бюл. стр. 475). Он и наш адвокат ожидают непосредственного наставления, а адвокат желает лично встретиться с комитетом по этому вопросу в конце собрания.

«Проголосовали, что председатель назначит комитет из пяти лиц, которые сформируют ответ на все выше сказанное, чтобы представить для принятия Генеральной Конференцией, прежде представления на рассмотрение нашим представителем в Лансинге (столице штата Мичиган).

«Принято…

«Председатель назвал членов этого комитета: «В. В. Прескотт, А. Р. Хенри, У. Смит, А. Т. Джоунс, Г. К. Тенней». (Бюлетень Ген. Кон. 1893 г. 484 стр.).

5 марта. (Вопрос «А».)

Планы относительно миссии в Мешонеленде, Африка

«В. С. Хиатт затем предложил следующую запись Комитету по распределению работ:

«Мы рекомендуем…

«36. Чтобы в Мешонеленде, Африка, была открыта миссия и так скоро, как только практически будет возможным и чтобы не менее пяти человек было избрано в Правление иностранной миссии, которые должны направиться в это поле». (Бюлетень Ген. Кон. 1893 г. стр. 476).

5 марта. <MI>(После обеда.) Изложение вопросов «А» и «Б».

Комментарий на резолюцию от 3 марта

«Весь доклад (Комитета по распределению работ) был таким образом принят пункт за пунктом…»

«Согласно запросу, П. Д. Д. Вессельс заявил в связи с резолюцией 36 (от Комитета по распределению работ — вопрос «А»), что все-таки 6000 акров земли были предложены любому вероисповеданию, которое должно открыть миссию и что мы надеемся принять землю для нашей миссии, ибо все это исходит не от правительства, что мы могли бы рассматривать как денежный подарок, но от компании» (Бюл. Ген. Кон. 1893 г. 486 стр.).

5 марта. <MI>(После обеда.)

Вопрос «Б». Сообщение особого комитета рассматривавшего вопрос освобождения от налогов

«Следующее сообщение от имени особого Комитета, назначенного на утреннем заседании, было сделано профессором Прескоттом:

«Так как эта Конференция ясно заявила свою позицию относительно обложения налогом церкви и другого церковного имущества и

«В то время как имеются определенные учреждения, объединенные согласно законам государства, которые занимаются по общему признанию спорными вопросами, поэтому

«Решили, что вопросы, в которых обложение налогом таких учреждений, которые включены в эту спорную сферу,- дома и т. д. мы оставляем для деятельности законодательной власти, без какого-либо протеста против обложения их налогом или какой-либо просьбы об освобождении от таковых. (Бюл. Ген. Кон. 1893 г. 486 стр.).

6 марта

Доклад специального комитета принят после попытки отложить обсуждение

«Ф. М. Робертс предложил принять отчет специального комитета (по обложению налогом церковного имущества) на стр. 486 Бюллетеня:

«Обсуждено делегатами: Шельцом, Больмен, Прескоттом, Элдриджом и Маккей.

«Предложение И. Х. Эванса отложить обсуждение.

«Поддержано Д. О. Корлиссом.

«Не принято во внимание…

«Дальнейшее обсуждение — выступили А. Т. Джоунс, Колкорд, Волмен…

«Предыдущий вопрос был назван и утвержден голосованием…

«Затем была принята резолюция при наличии двух голосов против» (Бюл. Ген. Кон. 1893 г., 491 стр.).

Переписка, касающаяся вопроса дарственной земли в Южной Африке

Октябрь. 1893 год

Предложение о незанятой земле взято обратно

В октябре 1893 г. председатель Ген. Конференции О. А. Ольсен прибыл в Южную Африку. В письме, которое он направил Правлению иностранной миссии в ноябре сообщалось, что уже нет никакой свободной земли и что Британская Южно-Африканская компания уже не представляет какому-либо вероисповеданию таких даров.

4860 гектаров земли — как особый дар

В конце 1893 года проповедник А. Т. Робинзон встретился и беседовал с Сесиль Родесом, премьером Каптской колонии и главой Британской Южно-Африканской земельной компании, действовавшей в Мешонеленде. Родесу особенно нравился план, представленный в общих чертах, что касается деятельности миссии среди туземцев этой страны и он вручил проповеднику Робинзону запечатанное письмо, адресованное доктору Джемисону, секретарю компании, чтобы вручить ему в Балавайо (город Южной Родезии — сейчас 6000 жителей). Братья надеялись купить землю и не знали до тех пор, пока Джемисон не сказал им, что Родес приказал дать им всю землю, в которой они нуждались. Был выбран участок площадью 4800 га, где и были построены здания миссии Золузи, первой миссии, открытой нашим вероисповеданием среди язычников. Правление иностранной миссии приступило к подготовке персонала для этого нового миссионерского предприятия.

17 августа 1894 г.

Африканская земля — отчет секретаря правления иностранной миссии Ф. М. Вилькокса.

«Я огорчен, что работа нашего правления на протяжении последних нескольких недель была до некоторой степени замедлена. Она продвигалась довольно медленно в связи с отъездом Председателя в Европу и в связи с отсутствием нескольких других членов правления…

«Это было истинным, что касается Мешонеленда…

«Поскольку это поле нас интересовало, мы уже не были в состоянии найти человека, который порекомендовал бы нам, что делать. Последние вести от компании я услышал, находясь в пути, датированные 5 июля из Булавайо, Метавеленд.

Дела компании шли хорошо и преобладало бодрое настроение и они не предвидели никакой случайности или несчастья. Доктор Джемисон, правитель был вызван на это место и беседовал очень благосклонно о передаче нам работы 4860 га земли — 2430 в Булавайо и 2430 — около форта Солсбери (Ныне Солсбери — центр Южной Родезии, 38<%16>5000 жителей). Однако он желал передать эту землю на условии, что мы предоставим работу местному населению, обучим их грамоте и различным ремеслам. Он очень ясно понимал цель нашей работы в этом месте — что мы намеривались евангелизировать туземные народы, которым согласно нашему понятию должна быть проповедана истина для настоящего времени, но он, казалось, не имел какого-либо религиозного предубеждения против нашей работы» (Ф. М. Вилькокс — к В. К. Уайт 17/8. 1894).

1 ноября

Американский Сентинел (т. е. Страж — редактор А. Т. Джоунс) выразил критические замечания относительно Британской Южно-Африканской компании

«Несколько недель тому назад, обращая внимание на подаренный участок земли в Вашингтоне (федеральный округ Колумбия) Римско-католическому учреждению, мы сказали:

«Сентинел протестует и будет протестовать против всяких таких даров — будь то земля или деньги, подаренные правительством США или правителем Мешонеленда: ибо если принцип достоин какого-либо применения, он будет справедливым и в такой же мере добрым, как в дикой, необитаемой Африке, так и на равнинах нашего шумного Запада или на аллеях нашего столичного города.

«Одновременно мы имели в мыслях определенный дар — землю в Африке, дарованную Британской Южно-Африканской компанией для миссионерских целей. Все это было задумано и возбуждено теми, чьи дары были признаны законными, ибо были переданы компанией.

Но мы имеем теперь в своем распоряжении ежегодные отчеты этой компании от 1800-1833 гг. включительно и в состоянии убедительно доказать, что Британская Южно-Африканская компания ничем не отличается от Британского колониального правления и что ее дарование земли ничем не отличается от подобных даров любого другого гражданского правительства. (Американский Сентинел, 1 нояб., 1894 г.).

8 ноября 1894 г.

Южно-Африканская земля передана в дар Ген. Конференции. Но председателю О. А. Ольсену непонятен этот вопрос

«Я должен иметь время, чтобы написать в некоторые места относительно положения в Африке, как в Кейптауне, а также и в Замбези, или которые известны как Мешонеленд и Метабеленд. Собратья Хаскелл и Сислей — оба в настоящее время находятся в Африке. Я надеялся услышать от них какие-либо вести, но и не получил таковых. Надеюсь, что они заняты в своих ежегодных встречах.

Собратья Дрюллард и Петр Вессельс, которые направились, чтобы определить место для миссии в этой стране — выбрать ферму для Ген. Конференции, как миссионерскую ферму. Кампания подарила ему ферму Ген. Конференции на условии, что мы буде продолжать возделывать ее и помогать туземцам.

Я заметил, что Американский Сентиел занял позицию, что мы поступили в этом вопросе неверно.

Т. е. что это несправедливо для нас и для кого-либо другого — принять такую помощь от этой компании. Я не обратил на этот вопрос значительного внимания. Возможно, что они правы. Временами я начинаю размышлять, что вероятно мы заходим в некоторых вопросах слишком далеко» (О. А. Ольсен к В. К. Уайт 8 ноября 1894 г.).

22 ноября

Редактор Американского Сентинела продолжает свои комментарии

«Евангелие национального преобразования, Евангелие принуждения вносится в новооткрытые части Африки миссионерами, которые последовали туда по пятам войск Британской Южно-Африканской компании, которой было поручено завоевание Метабеленда и Мешонеленда. Во-вторых, так называемая компания, которая в действительности является колониальным правительством этой части Африки, лишила туземные народы их территории благодаря насилию и обману, а затем подарила землю миссионерам, как своего рода спекулятивную сделку, надеясь взамен получить «влияние» в цивилизации туземцев. Как миссионеры, которые таким образом продали себя за блюдо африканской похлебки — будут служить двум господам,- последствия будут видны, хотя согласно словам Господа, это невозможно сделать и результат едва ли может быть сомнительным» (Американский Сентинел 22 нояб. 1894 г.).

4 декабря

Правление иностранной миссии находит, что дар Африканской земли — запутанный вопрос

«Имеется одни вопрос, о котором я много рассуждаю, в последнее время и он суть следующий: каким должно быть наше отношение к различным правительствам, с которыми мы придем в соприкосновение в нашей работе в иностранных полях? Мы очень противостоим чему-либо, что можно рассматривать как союз церкви с государством и даже зашли так далеко на последней Генеральной Конференции, что протестовали против статей, освобождающих от налогов и против освобождения церковного имущества от обложения налогом.

Теперь я не думаю, что когда-либо в этой стране наступит время, когда мы сможем получить государственную помощь, если пожелаем, но возможно, Господь испытает нас надлежащим образом чрез некоторые из этих принципов в нашей работе в других местах, особенно когда мы придем в соприкосновение с некоторыми незначительными правительствами Африки или на островах? Но они представляют из себя точно то, что и множество гражданских правительств, великих держав земли. От них в очень многих случаях нам могут предложить большие преимущества и помощь. Какое отношение мы должны занять, соприкасаясь с такими вопросами?

«Вы знаете, что Британская Южно-Африканская земельная компания предложила нам 4860 га земли.

Естественно возникает вопрос, не будет ли принятие этого дара компромиссом в принципах?

Об этом вопросе было много рассуждений вне регулярных встреч Правления и хотя вопрос еще остается открытым, я полагаю, что большинство правления сочтет за лучшее — совершить все, по крайней мере,- в виде покупки и таким образом устранит любое затруднение, какое может возникнуть в этом отношении» (Ф. М. Вилькокс к В. К. Уайт, 4 дек. 1894 г.).

9 декабря

Председатель Ген. Конференции пишет А. Т. Робинзону

«Теперь относительно земли. Среди братьев здесь преобладает мнение, что наилучший путь купить землю. Хотя мы очень стремимся взаимно содействовать их интересу во всяком возможном случае» (Письмо О. А. Ольсена к А. Т. Робинзону 9 дек. 1894 г.).

20 декабря

С. Н. Хаскель в Африке, объяснение о полученном даре

«Я допускаю, что исходя из вашей точки зрения в Америке, мы здесь поступили неправильно относительно принятия дара земли: Но я полагаю, что исключительная позиция, которую мы заняли, тем не менее является правильной.

1. Земля была захвачена у туземцев.

2. Земля дана нам на условии, что мы позволим им оставаться на земле и научим их трудиться. Поэтому, мы платим им за землю совершая то, что они желали бы, чтобы мы им сделали и что произошло как раз то, что мы желали делать. Не такой ли самый принцип почти всегда применяется при торговой сделке?

3. Мы не взяли общественные средства или землю, купленную за государственные средства, но это земля, которая была взята от них (туземцев) в войне компанией, а не правительством, но теми, которые желают создать колонию под Британским правлением.

ПРИМЕЧАНИЕ. Обозревая прошедшие 70 лет, журнал «Тайм» посвящает свой комментарий Южно-Африканской земельной компании: «В те дни, когда колониализм был на заре своей юности и считался порядочным словом,- строитель империи Сесиль Родес посылал маленькие отряды своих агентов в дикую, невозделанную Африку, чтобы вести переговоры с целыми племенами. В 1890 г. его агенты заключили хитрую сделку. Взамен 2000 фунтов стерлингов в год и «охраны» Британской коро<P9>ной, царь Леваника Варотселенда даровал Родесу монополию на все естественные ресурсы своего царства. Как оказалось, владения царя стали полностью захваченной территорией и под дарованной привилегией от королевы Виктории, Родес управлял своей новоссозданной Британской Южно-Африканской Компанией, эксплуатируя и заселяя тысячи квадратных миль Южной и Центральной Африки…

Но лишь после 1924 года, когда Британское министерство колоний приняло под контроль эту колонию и текущие расходы ее — дарованная привилегия начала приносить плоды — устойчивую финансовую прибыль. («Тайм». 9 окт. 1964 г.).

Но в финансовом отношении они отвергли предложение от своего правительства, так что финансовые отношения будут обогащаться чрез ведение дел и затем, когда компания обогатится, учредят колонию и ею обогатят свое правительство.

4. Эта компания считает, что они заключили добрую сделку, когда привлекли какое-либо религиозное общество, чтобы оно вступило во владение с целью — научить туземцев трудиться и жить в их стране, скорее, чем прогнать их или просто направить свои все усилия, чтобы обогатиться, как это делают другие, имея в виду свои исключительно эгоистические цели.

5. Мы, будучи озабочены, чтобы воспитать этот особый класс людей в истине, в с радостью приняли предложение и вошли в соглашение, условившись предоставить первоначальному владельцу земли — жить на земле и путем обучения приобщить его к цивилизации» (С. Н. Хаскель к Ф. М. Вилькоксу 20 дек. 1894 г.).

1 января 1895 г.

Хаскель выражает протест против насмешек в Американском Сентинеле 28 Ройленд Стрит. Кейптаун, Южная Африка. 1 января 1895 г.

«Дорогой брат Ольсен:

«Сегодня утром пишу тебе письмо сильно обеспокоенный заметкой в журнале «Сентинел» от 22 ноября

на последней странице. Эта заметка показалась мне по своей природе, до некоторой степени, нехристианской. А именно, я имею в виду намек, где этот журнал ссылается на Адвентистов Седьмого Дня Южной Африки. Безусловно, в этой заметке не названо ничьего имени, но я делаю такой вывод из переписки, которую мы имели и согласно положению, занятому нами и правлением иностранной миссии в США.

«Теперь отложив все вопросы (и их рассмотрение в сторону) — или братья поступили правильно или нет, приняв в дар эту землю,- я желаю выяснить: является ли это высказывание в христианском духе или нет? Брат Вилькокс доброжелательно прислал мне письмо брата Бовмена и мне стоило мучительных усилий, чтобы спросить об этом вопросе и затем в ответ написать письмо, представляя библейскую точку зрения этого вопроса и также стараясь показать, как эти обстоятельства отличны от правительственных даров и т. д.

«В этом журнале встречается еще два других насмешливых выражения. Вместо того, чтобы написать подкрепляющее слово и показать или стараться показать, в чем мы сделали ошибку согласно Библии или в других отношениях, вместо этого,- появилось резкое, насмешливое замечание, что мы силой взяли землю и т. д. Земля была получена нами в качестве дара, на основании, чтобы возвратить обратно туземцам, хотя об этом заявлено, чтобы иметь влияние. И затем чтобы представить положение более смешным и нелепым, все было извращено в нашем ведущем журнале. Размышляли ли братья, будет ли это служить к единству чувств и веры? Размышляли ли они о том, отвечает ли все это молитве Спасителя, когда Он молился о таком единстве среди учеников, подобно тому, как Он и Отец — Одно?

«Я не желаю взаимно наносить нашим братьям какие-либо порицания, но желаю подчеркнуть, что лучше было бы им прийти в эту страну и посмотреть на этот вопрос с английской точки зрения. И далее, я полагаю, что это был бы очень хороший план — прийти на местную конференцию и попытаться сочетать этот элемент (т. е. все высказанное по этому вопросу) о чем уже имеется столько обвинений против наших братьев в Америке. Я боюсь, что некоторые из них имеют какое-то основание для этого, а другие не имеют никакого основания для…

«Редактор Сентинела (А. Т. Джоунс) имеет поддержку от сестры Уайт и других, так что его влияние поддерживается нашими братьями повсюду. И теперь, справедливо ли употреблять это влияние таким образом? Лично такой курс не влияет на меня. Но он влияет на нашу работу здесь. Такой язык кажется не вполне отражает и не имеет на себе печати Христа.

«Относительно курса — конечно, я не верю слову параграфа,- что оно применимо к нам в нашей работе. Мы будем оправдывать наших братьев здесь до тех пор, пока не увидим некоторых доказательств совершенно другого свойства, чем показано в этом журнале. Мы не можем сказать, что эта статья является по своему содержанию христианской или благородной.

«Мы имеем здесь факты до некоторой степени отличные от Американских. Если мы будем выражаться таким языком, как он иногда применяется в Сентинеле и как он употребляется в некоторых выступлениях в Америке,- наша работа попадет в очень затруднительное положение в очень короткие время. И употреблять такие выражения применительно к нашим братьям — наносит раны, которые не легко исцелить…

«Я не имею никакого нового аргумента, чтобы привести, но если бы я имел аргумент, я не должен высказывать ни одного слова против такого духа, как проявлен в этой статье.

«Находясь в кругу нашей Конференции, мы пытаемся представить наше положение перед народом через журналы внешнему миру.

Я имею надежду в Господе, что Он парализует влияние такой статьи на умы некоторых людей, которые исповедуют нашу веру и наших врагов. Таким образом, чтобы они не заметили, что мы, по-видимому, спорим сами между собой. Временами у меня возникает желание, чтобы некоторые из наших американских братьев могли увидеть эффект некоторых их неосторожных высказываний в этих иностранных полях. Если бы эти вопросы были лишь высказаны, возможно, они не имели бы такого эффекта. Я никогда не трудился настолько чрезмерно, чтобы сохранить доверие наших африканских братьев к нашим американским братьям и достигнуть их обращения. Но не получал надлежащей помощи. (С. Н. Хаскелл).

1 января 1895 г.

С. Н. Хаскелл спрашивает: «Имеет ли с. Уайт свет по этому вопросу?»

Клермонтский колледж, Клермонт, Южная Америка. 1 января, 1895 г.

«Дорогой брат Уайт:

«Я вложил вам в этом письме то, что как раз отсылаю в Америку. Сегодня утром Я послал по почте одно письмо к вам и одно к нему. В письме, которое посылаю

вам, вложена копия письма, которое послано к нему. В этом письме я посылаю другую копию, которая говорит сама за себя. Я рад, что могу переслать вам мою переписку по земельному вопросу, с которым мы встретились… Но в Сентинелле мы не получили таких ободряющих слов, особенно по вопросам, с которыми мы встретились здесь.

«Надеясь, что вы обратите внимание вашей матери на положение, которое мы заняли и спросите, не имеет ли она какого-либо света по этому вопросу — не нарушаем ли мы какого-либо принципа Евангелия, принимая эту землю? (Этот вопрос был представлен с. Уайт в Австралии 30 января 1895 года и она ответила на него

С. Н. Хаскеллу в письме на 14 страницах, как оно изложено на 167-176 страницах оригинала этой книги). Я пишу это к вам, не упоминая о вашей матери. Пишу с тем, чтобы вы имели представление, в каком состоянии это дело находится теперь и как будет выглядеть образ поведения в конце.

«Такие статьи не помогают делу каким-либо образом здесь. Но главный вопрос — поступаем ли мы в этом деле правильно или нет? Если мы будем знать, как правильно поступать, мы будем отстаивать этот принцип, исходя из этой линии — единственной линии действия.

«Вы имеете пред собой вопрос и если не возражаете, я желаю, чтобы вы прочитали ей копии писем, или представьте их каким-либо другим образом для

ее понятия, чтобы мы знали ее мысли по этому вопросу. («Я пишу это в большой поспешности…

«В надежде…

(<MI>Подпись) «С. Н. Хаскелл»

Вопрос о земельном даре рассмотрен на Ген. Конференции 1895 г. 15 февраля — 15 марта

20 февраля 1895 г.

Резолюция предисловия

«Председатель Комитета по резолюциям представил на рассмотрение следующий дополнительный отчет:

«Комитет по резолюциям тщательно рассмотрел следующее:

«В то время как возникают благоприятные возможности и несомненно, будут возникать в будущем в получении от различных гражданских правительств даров и денежных пожертвований и,-

«Тогда как пытаться или даже принять любой такой дар от какого-либо гражданского правительства в любой стране должно быть нарушением фундаментальных принципов отделения церкви и государства,- поэтому:

«11. Решили, что мы не должны как вероисповедание ни пытаться, ни принимать от любого правительства (вождя, правителя или королевской привилегированной компании) верховного, местного или какого-либо другого,- любой дар или денежное пожертвование, концессии или субсидии, земли, средства, кредиты, особые привилегии или другие ценности, на которые мы в общем наряду со всеми другими не имеем законного права как люди, без какой-либо ссылки на наше религиозное исповедание или религиозный труд. Это, конечно, не устраняет принятия помощи от правителей, царственных лиц, когда такое содействие оказывается чрез таковых в их личном положении.

«12. Решили. Согласно этой резолюции вся Ген Конференция будет наставлена и осведомлена в том, что за все правительственные земли, которые возможно получены в Африке, или какой-либо другом месте необходимо уплатить их стоимость.

24 февраля

Резолюция — под обсуждением

«Не имея каких-либо дальнейших отчетов для рассмотрения в комитетах, Председатель объявил порядок ведения дела, которое ожидало своего решения, чтобы принять резолюцию, 11, стр. 283.

«Слово взял проповедник А. Т. Джоунс. Говорящий заявил, что наше положение, касающееся полного отделения церкви и государства, должно быть без условных «но»,- оно должно быть вполне ясным и определенным. Все эти резолюции подразумевают неуверенность и предрасположение к компромиссу. Можно ссылаться на обстоятельства Израиля и Мидо-Персии, и Вавилона, но они не могут служить иллюстрацией данного положения, поскольку народ находился в плену, под властью враждебного народа. Мы должны обратить внимание на первоначальные принципы. Христос в Своем рассуждении о принципах указал на их начало. Развод и многобрачие были допущены, но вначале «не было так». Если бы Израиль не оставил Бога, книги Есфири и Неемии не должны были быть написаны . Говорящий сделал обзор с некоторыми подробностями обстоятельств, с которыми мы встретились в данном случае.

«Д. Х. Лемзон подчеркнул, что хотя в обстоятельствах Израиля было нечто особенное, как описано в книгах Неемии и Ездры, тем не менее, однако, в их отношениях с гражданской властью были характерные черты, которые он не может объяснить на основании отделения церкви от государства.

«В. Хилей сказал, что обстоятельства Израиля в плену не могут быть применены к этому вопросу, ибо помощь, которую царь даровал им,- была просто восстановлением прав, которые насильно были отняты от них. Если правительство осуществляло всеобщее преследование религиозного общества и увело народ в плен, а затем несколько лет спустя восстала новая администрация,

которая восстановила народ в их прежнем положении,- в принятии такого восстановления не могло быть компромисса отношений между церковью и государством. Однако, говорящий выразил мысль, что резолюция может быть отчасти исправлена и предложил вычеркнуть слова: «вождя, правителя или королевской привилегированной компании».

«Д. М. Рис поддержал это предложение и оно было принято без дискуссии.

«Резолюция, как она стала выглядеть после этого, была обсуждена А. Т. Джоунсом, Р. К. Портером, Д. Т. Джоунсом, К. П. Болменом и В. В. Прескоттом. Вопрос требовал внимания. Последний из говорящих отметил, что место или ценность настоящей резолюции представляет сравнительно маленькое значение в сравнении с ее воспитательной пользой. Поэтому он надеется, что дискуссию будет разрешено продолжить в свободной, непринужденной атмосфере, задавая вопросы и отвечая на них. Первоначальное поручение Христа ученикам было дано в период, когда в мире было лишь одно правительство и это правительство полностью противилось Евангелию, а те, которые несли его, должны были совершать это под страхом наказания смертью или конфискацией имущества. Но они шли вперед, не испрашивая особых преимуществ или свободы от правительства.

«В последующей дискуссии участвовали:

Г. Е. Файдфильд, В. Хелей, В. В. Прескотт, С. Х. Лейн, А. Т. Джоунс, О. А. Джонсон, Д. Т. Джоунс, Р. А Ундервуд и К. П. Болмен. Последний предложил

вычекнуть слова: «частных лиц» и это предложение поддержал В. Д. Куртис. Это предложение было также высказано Л. Х. Крислером и Д. Т. Джоунсом и другими.

» Принято.

«Д. Т. Джоунс затем предложил, а С. Х. Лейн поддержал — вычеркнуть слова «кредиты» и «особых привилегий». Это предложение также было поддержано Л. Д. Санти, А. Т. Джоунсом, Д. Х. Лемзоном, В. В. Прескоттом и Д. Т. Джоунсом.

«Время собрания истекло и было принято предложение объявить перерыв…

«Дискуссия относительно резолюции была живой и поучительной. Не было никакого расхождения во мнениях, личных взглядов, но было много извлечено полезного и все они смогли увидеть более ясно результаты обсуждения, чем прежде. (Бюл. Ген. Конф. 1895 г. стр. 340-341).

Не зафиксировано никакого решения.

Примечание. Бюллетень Ген. Конфер. не отметил какого-либо действия относительно принятия резолюции А. Л. Уайт.]

26 февраля

О. А. Ольсен сообщает относительно дискуссии о Южно-Африканской земле — вопрос как он обсуждался на двух собраниях сессии 1985 г. (О. А. Ольсен к В. К. Уайт)

«Я прилагаю к этому письму некоторые выдержки из письма, которое я недавно получил от проповедника Хаскелла, а также копию письма, которую проповедник

Джоунс послал в ответ ему. Из этого вы сможете заключить, как они относятся к вопросу о миссионерской ферме в Метабеленде. Брат Джоунс сам получил письмо от брата Хаскелла, и также С. Друлларда, в котором эта тема подвержена тщательной дискуссии. Очень вероятно, что вы уже имеете копии этих писем, но мне они неизвестны. Если бы я имел письмо с. Друлларда, я послал бы вам из него копию, ибо я желаю чтобы вы вполне были ознакомлены с ситуацией:

«В мыслях Правления иностранной миссии с самого начала было решение — уплатить за землю, но затем, когда наши братья прибыли туда и земля была предложена им так свободно, что они нашли правильным — принять ее и затем по их возвращению в Кейптаун, такую же точку зрения по этому вопросу занял проповедник Хаскелл. Я написал брату Хаскеллу довольно свободное мнение Ф. М. Б. с упоминанием о плате за землю и теперь я шлю вам копию его ответа. Вы заметите, что он трактует мысль об уплате за землю со сравнительной легкостью.

«Затем этот вопрос также стоял перед Генеральной Конференцией, как вы можете заметить это из Бюллетеня, хотя вся дискуссия, конечно, не показана. Почти два собрания Генеральной Конференции были посвящены рассуждению об этом вопросе. В связи с этой темой были извлечены важные мысли, касающиеся союза церкви с государством и т. д. Я с радостью подчеркиваю, что дискуссия прошла в благородном духе, хотя она и заняла намного больше времени, чем я надеялся, я не сожалею, ибо она была очень поучительной

и я верю, что высказанные принципы будут полезными для всех присутствующих. Я надеюсь, что наши братья в Южной Африке надлежащим образом отнесутся к создавшемуся положению, так что неблагоприятные осложнения возможно будут устранены». (О. А. Ольсен к В.К. Уайт. 26 февраля 1895 г.).

17 марта

Действия правления миссии, чтобы купить землю в Южной Африке

РАБОТА В ЗАМБЕЗИ

«Чтобы последующие предложения были приняты за руководство нашей работой в Замбези:

«1. Чтобы работа находилась под управлением и контролем Правления иностранной миссии Ген. Кон. АСД.

«2. Чтобы земля, полученная от правительства была куплена, а не получена как дар.

«3. Что мы выражаем это, как наше заключение, что более никакая земля не должна быть куплена, как только ради миссионерской работы.

«4. Написать письмо г. Родес и Джемиссону, представляющим Британскую Южно-Африканскую земельную компанию, выражая наш благоприятный отзыв как Правления за предложенную нам помощь и представить наше желание — мы желаем так вести себя и нашу работу, чтобы мы могли всегда иметь их истинное сотрудничество, но что мы не чувствуем себя свободными, чтобы принять землю как дар, но купим за цену, согласованную между их и нашими представителями, чувствуя, что это будет более удовлетворительным как для них, так и для нас, представляя нам большую свободу, чтобы идти вперед и выполнять планы миссионерской работы, которые мы намечаем». (Протоколы Правления иностранной миссии. 17 марта 1895 г. Присутствовали: О. А. Ольсен, Д. Н. Лофборо, У. Смис, Д. Х. Моррисон, А. О. Тейт, В. В. Прескотт, Г. К. Тенней, А. Р. Хенри, Д. Х. Дурленд, Л. Маккой и Ф. М. Вилькокс.

28 марта

Свидетельство (*) Е. Г. Уайт достигло Батл-Крика

О. А. Ольсен — к В. К. Уайт:

«Теперь относительно дел, связанных с Генеральной Конференцией: поскольку вы имеете Бюллетень и будете просматривать его,- перед вами раскроются все последующие действия день за днем, а также собрания, посвящения и библейские

изучения.

@QUEST = (*) Письмо Е. Г. Уайт к С. Н. Хаскеллу,

написанное 30 января 1895 г.:

Я полагаю, что происшедшие дела более ясно представлены в последнем Бюллетене, чем в каком-либо предыдущем. Все вопросы были разрешены очень хорошо и вполне удовлетворительно в общем смысле. Мы имели много доказательств Божьего благословения и присутствия.

«Получив последнюю почтовую корреспонденцию из Австралии и прочитав многие сообщения, присланные вашей матерью, я увидел некоторые вопросы в более ясном свете, чем прежде. Лишь вчера окончил я чтение этих сообщений, и я более благодарен, чем могу выразить, имея в виду наставление, которое она передала: за свет, пролитый на определенные вопросы, связанные с религиозной свободой движения. На протяжении всего года я был обременен некоторыми вопросами, чтобы привести их в определенное положение. Я говорил и предостерегал некоторых из наших братьев в различные времена, но принимая во внимание, что мне пришлось встретиться с множеством срочных вопросов и заниматься ими, я не был в состоянии следовать дальше вперед и представил все эти вопросы для тщательного изучения другим, поэтому я не был настолько хорошо осведомлен по каждому вопросу, как должно быть…»

«Меня особенно удручала мысль по причине крайностей, занятых по различным вопросам.

Во время Конференции я очень сожалел о резолюции, принятой относительно вопроса в Метабеленде и т. д. Я не видел резолюции, пока она не была прочитана в зале заседания. Ее содержание, услышанное впервые подействовало на меня подобно шоковому удару. Я делал все, что мог, чтобы смягчить термины, но это было все, что я был в состоянии сделать. Если бы мы имели наставление, пришедшее к нам в последней почтовой корреспонденции из Австралии,- многие предложения не были бы высказаны и предложенная резолюция, могла бы быть совершенно другой. Конечно, это более и более показывает мне, что я не могу полагать какую-либо опору на человека или возвышать людей, независимо кто они и где находятся.

«Но хотя состояние является именно таким, оно весьма увеличивает мою личную ответственность, согласно занимаемому мной положению и ввиду разрешения этих вопросов. Неоднократно я чувствовал такое состояние, такую слабость, что желал бы скрыться в землю. Мое единственное утешение — в мысли, что это дело Божье и я рад, что это именно так. Он заботился во все эти прошедшие годы вплоть до настоящего времени и Он будет заботиться и в будущем. В прошлом Он много раз устранял наши ошибки по причине нашего неведения. Я надеюсь, что и в будущем Он будет поступать таким же образом, ибо в противном случае мы можем попасть в очень затруднительное положение. (О. А. Ольсен к В. К. Уайт, 28 марта 1895 г.).

29 марта

Дальнейшие действия Правления миссии

«6. Чтобы по мере того, как потребуется земля, необходимая для практических миссионерских целей — приобретать ее чрез управляющего миссии у Британской Южно-Африканской земельной компании на согласованных условиях, чтобы они соответствовали здравым деловым принципам и не могли быть истолкованы как компромисс в работе нашего вероисповедания.

«7. Что эта земля, таким образом приобретенная, будет обрабатываться и употребляться всецело для интересов всей миссии, а не для личной выгоды.

«8. Что туземцы, живущие на этой же земле не будут лишены собственности или земли, но им представится возможность жить мирно, наслаждаясь своими обычными законными занятиями…

«Возник вопрос относительно суммы средств необходимых для вложения в это предприятие в период первого года. После некоторого обсуждения этот вопрос был

«Разрешен голосованием, что предельная сумма расходов для первого года не должна превышать 5000 долларов: это должно включать в себя заработную плату для трудящихся, но не расходы связанные с покупкой земли, в случае, если это произойдет, считаем необходимым приобрести ее таким же образом». Примечание: В дальнейшем нет никакого упоминания о покупке земли. Она была принята как дар. (Протоколы Правления иност. миссии, 29 марта 1895 г.).

Вестница Господа говорит об освобождении от налогов, о получении даров и помощи

[Примечание А. Л. Уайт — доверенного

по трудам. Е. Г. Уайт]

Письмо С. Н. Хаскелла к В. К. Уайт, написанное 1 января из Кейптауна, Южная Африка, заключавшее в себе вопрос — имеет ли сестра Уайт свет относительно принятия земли в Мешонеленде — было получено в Австралии 30 января 1895 г.

Оно, вместе со всеми другими письмами, относящимся к этому вопросу, было прочитано сестрой Уайт в тот же день. И в тот же самый день она начала писать ответ на 14 страницах, которому посвятила, не считая кратких перерывов, и весь следующий день. Этот ответ был адресован проповеднику Хаскеллу, но подобно тому, как многие ее вести, дающие советы по разным вопросам работы, она в такой же мере имела в виду — чтобы осведомить и других.

В первой половине письма затрагивается вопрос о резких выпадках в наших журналах. (См. стр. 148-150 оригинала этого труда). Последние семь страниц были посвящены вопросу о земельном даре и обращено внимание на дискуссию и действия, относительно освобождения от налогов, как она происходила в 1893г.

Копия этого свидетельства была послана проповеднику О. А. Ольсену, Председателю Ген. конференции и достигла его в Батл-Крике в конце марта, приблизительно две или три недели спустя после окончания сессии Ген. Конференции. Он упоминает об этом письме к В. К. Уайт, датированному 28 марта. Действия, предпринятые Правлением иностранной миссии 29 марта, отражают смягчающее, умеренное влияние этого свидетельства. (см. стр. 163 оригинала).

Проповедник Ольсен 2 июня 1895 года опубликовал ряд сообщений от Е. Г. Уайт в 62-х страничном трактате, озаглавленном: «Особые наставления проповедникам и работникам» № 3. Полное письмо от 30-31 января к Хаскеллу, кроме двух или трех параграфов местного или личного характера, было опубликовано на 23-35 страницах этого трактата. Проповедник Ольсен разделил этот материал на три части, дав им заглавия:

1. «Христианская вежливость».

2. «Принятие даров».

3. «Торжественное, серьезное время».

Два последних отрывка были включены в «Свидетельства для проповедников», опубликованных в 1923 году: «принятие даров» на 197-200 стр. и «Торжественное, серьезное время» — на 200-203 страницах.

Некоторое время спустя, посылая это свидетельство в Батл-Крик, сестра Уайт, по-видимому, прочитывая его, попутно сделала на полях некоторые заметки. Эти заметки кажется еще более оттеняют характерные черты и подчеркивают сущность заявления в целом. Доверенные по трудам Е. Г. Уайт полагают, что на все эти заметки обратит внимание Комитет, для которого приготовлена эта компиляция.

«Свидетельство, имеющее отношение к освобождению от налогов, и получению даров и помощи теперь взято из опубликованных источников, с заметками, прибавленными в скобках. Некоторые параграфы в первом изданном документе — не относящиеся к вопросу освобождения от налогов, получения даров и помощи — не включены. А. Л. Уайт.

Весть от Е. Г. Уайт (Письмо 11. 1895 г.)

Гренвилл (Новый Южный Уэльс) Австралия, 30 января 1895 г.

«Дорогой брат (Хаскелл)!

«Мы только что получили от тебя письма и Вильям прочитал их брату Сислею и мне. Я рассматриваю ваши рассуждения и заявления как правильные и корректные. Я очень огорчена, когда вижу, с какой легкостью те, которые пишут в наших журналах, помещают жестокие выпады и намеки, которые принесут определенный вред, преградят путь и воспрепятствуют нам совершать работу, чтобы достигнуть всех классов, включая и католиков. Наша задача — высказывать истину с любовью и не примешивать в нее неосвященные элементы естественного сердца и не высказывать того, что имеет привкус того же духа, которым обладают наши враги.

«Все резкие выпады возвратятся к нам в двойной мере, когда власть окажется в руках тех, которые смогут применить ее, чтобы повредить нам. Снова и снова мне была передана весть, чтобы мы не говорили ни одного слова, не печатали ни одного предложения, до тех пор, пока не убедимся, что они соответствуют истине, чтобы не возбудить наших врагов против нас и не поднять их страсти до белого каления. Наша работа будет вскоре закончена и скорбь, какой никогда не было, придет к нам, о которой имеем лишь смутное представление.

«Писатели и выступающие со словом среди нас должны понять, что наивысшие обязанности христианской жизни включают в себя следующее — обратить пристальное внимание на вести, которые Бог посылает нам. Сущность заключается в познании наших собственных побуждений и действий, чтобы постоянно совершенствоваться.

Я очень желаю видеть, чтобы люди, занимающие ответственное положение, которые чувствуют бремя относительно самих себя, а именно — в проявлении христианской вежливости,- чтобы они говорили и писали в вежливом, обходительном духе. Господь желает, чтобы Его работники (в своей жизни) представили Его, великого Миссионера-работника. Поступки, проявляющиеся в необдуманном, поспешном рвении, всегда приносят вред. Пристойное поведение, необходимое для христианской жизни — следует ежедневно изучать в школе Христа. Тот, кто небрежен и невнимателен в произнесении или написании слов, чтобы их издать и распространить в мире, лишает себя права на святую работу, которая поручена последователям Христа в это время. Применяющие резкие выражения — формируют плохие привычки, о которых будут сожалеть.

Чтобы надлежащим образом выполнить всякую обязанность имеющими такую святую ответственность необходимо в смиренной молитве и внимательном глубоком изучении ближе познакомиться с жизнью Христа.

«Хирург, врач, учитель, руководитель,- все они нуждаются в том, чтобы тщательно и внимательно изучать методы, как совершать работу, которая вручена им и насколько больше должны те, которым вверена святая ответственность — наблюдать за душами, за которых они должны дать отчет,- научиться работать в согласии с истиной и мудростью свыше, которая «во-первых, чиста, потом — мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна и… «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир».

«Я огорчена, когда вижу резкие выпады, которые появляются в Сентинеле. Я обращаюсь к моим братьям, которые связаны с народом чрез этот журнал: ваш наилучший образ действия — будьте мудры как змеи и просты как голуби. Мы должны тщательно и строго каждый в отдельности, исследовать наши пути и наш дух и увидеть, каким образом мы совершаем работу, данную нам Богом, которая включает в себя судьбу душ. Самая высокая обязанность покоится на нас…

Принятие даров

(30 января 1895 г.)

«Ваше письмо только что получено сегодня, как раз в то время, когда несколько человек оставили наш дом и направились, чтобы занять место на пароходе, отправляющемся из Сиднея в Новую Зеландию.

«Вы спрашиваете, можно ли принимать дары от язычников. В этом вопросе нет ничего странного, но и я хотела бы вас спросить: «Кому принадлежит богатство нашего мира, наши дома, наши земли? Разве не Богу? Он ни о чем не имеет недостатка и все, что Он имеет, Он отдал в руки людей, посредством которых голодные могут быть насыщены, нагие — одеты, и бездомные — введены в дома. Господь может побудить людей из мира в том числе даже идолопоклонников

отдать часть своих средств для поддержания дела Божьего, если мы будем поступать с ними благоразумно и предоставим им возможность делать то, что является их преимуществом. То, что они готовы отдать, мы должны принимать.

«Мы должны поддерживать связи с высокопоставленными людьми и будучи мудрыми как змеи и простыми как голуби, мы можем добиться от них преимуществ, ибо Бог в состоянии побудить их сердца — сделать многое ради Своего народа. Если бы некоторые из наших руководящих братьев изложили перед людьми имеющими средства и влияние в истинном свете нужду дела Божьего,- то последние многое сделали бы для его продвижения в нашем мире. Мы лишили бы себя привилегий и преимуществ, которые могли бы употребить с пользой, вследствии того, что мы решили быть независимыми от мира.

Используя всякую возможность для продвижения дела Божьего, мы однако не можем пожертвовать ни одним принципом истины.

«Господь желает иметь Свой народ в этом мире, но не от этого мира. Дети Его должны стремиться просветить светом истины людей, занимающих высокое положение и предоставить им благоприятную возможность — взвесить и принять ее свидетельства. Многие еще не слыхали об истине и каждого из нас лично ожидает серьезная, торжественная и важная работа. Мы должны болеть душой за тех, которые занимают высокое положение и пойти милостиво пригласить их на брачную вечерю. О них мы должны проявлять гораздо большую заботу, чем мы это делали до сих пор. Последняя весть, которую Христос оставил Своим ученикам, прежде чем Он расстался с ними и вознесся на небо, было свидетельство, которое они должны были возвещать всей твари, после того, как они получат силу Св. Духа. Господь сказал им: «Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до краев земли». (Деян. 1:8).

«Господня земля и что наполняет ее». «Мое серебро и Мое золото»,- говорит Господь Саваоф. «Мои все звери в лесу и скот на тысячи гор. Знаю всех птиц на горах и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе: ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. (Агея. 2, 8)7

«Господь желает дать нам дух мудрости свыше. Все ли из нас сознают необходимость искренно молиться Богу, со смирением в сердце, горячо прося Его дать нам мудрости? Молимся ли мы говоря: «А чего я не знаю, Ты научи меня?» О, пусть короткая, искренняя молитва исходит из нелицеприятных уст, прося совета у Бога! Он говорит: «У Меня совет и правда; и разум у Меня сила». (Иов. 34, 32. Прит. 8, 14).

Серьезное время

(31 января 1895 г.)

«Мы вступили в серьезный и ответственный период земной истории — период борьбы с заблуждениями, которые будут умножаться с наступлением конца времени. Возможно, мы будем иметь в этом отношении некоторую передышку, но не надолго. Передо мной письма, которые я собираюсь отправить с очередной почтой в Батл-Крик. Тамошние собратья не все рассматривали с правильной точки зрения. Хотя компания по сбору средств в пользу санатория и палаток и проявляет добросовестность, однако это неразумно и неправильно. Их понятия

о религиозной свободе смешаны с мыслями, не исходящими от Святого Духа, от чего страдает дело религиозной свободы, которое может быть восстановлено лишь посредством милости и благодати Христа.

«Сердца тех, кто занимает это дело, должны быть наполнены Духом Иисуса. Только Великий Врач может дать им бальзам из Галаада. Пусть эти люди с кротостью в сердце, исходящей от Духа Святого, прочтут книгу Иеемии: тогда их ложное понятие изменится и вместе с ними изменится и их настоящая позиция, которая уступит место здравым принципам. Неемия молился Богу о помощи и Бог услышал его молитву. Господь побудил языческих царей оказать ему необходимую поддержку. Когда его враги яро выступили против него, Господь воздействовал на царей, чтобы привести в исполнение Свое намерение и ответить на многие молитвы, воссылаемые к Нему за помощью, в которой так нуждался (Его) народ.

Крайние позиции

«Я часто испытываю чувство горечи, когда вижу наших руководителей, становящимися на крайние позиции и берущих на себя бремя, которое не следовало бы брать и о чем не следовало бы беспокоиться, но что следовало бы отдавать всецело в руки Божьи. Мы пока еще находимся в этом мире и Бог охраняет нас Своей могущей десницей, указывая нам путь, чтобы Его дело продвинулось вперед во всех направлениях. Истина должна занимать постоянное место и быть поднята высоко во всех местностях.

«Знайте, что Бог не поручил тем, кто находится в стороне от миссионерской работы, критиковать людей, стоящих на основании и участвующих в Его великой работе спасения. Те, кто не стоит на основании, ничего не знают о нужде настоящего времени, и если они ничем не могут ободрить стоящих на основании, тогда пусть они не мешают им, но проявят мудрость, воздерживаясь от выступлений и стремясь присоединиться к работе, которая близиться к концу. Я выступаю против ревности, не по рассуждению, которую проявляют, говоря о миссионерской работе.

«Пусть Господь содействует работе тех, кто находится на основании, а те, кто не находится на нем, пусть ходят смиренно пред Богом, чтобы не оступиться и не потерять того ценного, что они имеют. Господь не возлагал обязанности критиковать на тех, кто взял на себя такое бремя: поэтому в их работе не видно действия Св. Духа. Многие поступают согласно своим человеческим понятиям

и ревностно стараются исправлять то, что Бог им не поручал. До тех пор, пока мы находимся в этом мире, мы должны совершать особенную работу среди людей, весть предостережения должна охватить все страны, языки и народы.

«Господь не побуждает Своих работников стать на путь, который бы приблизил время скорби преждевременно. Пусть они перестанут строить стену разделения между собой и миром, навязывая последнему свои взгляды и понятия, которые и без того вносят разлад в наши общины. Весть предостережения еще не достигла многих в этом мире, даже в тех городах, которые находятся рядом с нами: а называться Израилем еще не значит совершать работу Божью.

Блага, которые мы должны принимать и те, которые должны отдавать

«Пока мы находимся в этом мире и пока Дух Божий работает среди людей, мы должны принимать блага, так же, как и отдавать их другим. Мы должны нести миру свет истины, как она представлена в Св. Писании, и принимать от него то, что Бог побуждает его совершать ради Своего дела. Господь продолжает действовать на сердца царей и правителей ради Своего народа, и тем, кого глубоко волнует вопрос религиозной свободы, не следует отвергать блага или отказываться от помощи, которую Бог посылает через посторонних людей для продолжения Своего дела.

«Относительно этого вопроса мы находим примеры в Слове Божьем. Кир, царь Персидский, повелел объявить по всему своему царству устно и письменно, провозглашая: «Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный: и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его,- да будет Бог его с ним,- и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее и строит дом Господа, Бога Израилева». (Езд. 1, 2-3). Второй указ о строительстве дома Господня был дан Дарием, о чем повествуется в шестой главе книги Ездры.

«Господь Бог Израилев отдал Свои средства в руки неверующих, но они должны быть употреблены на дело спасения падшего человечества. Люди, посредством которых такие дары приходят, могут открыть двери для продвижения истины.

Они могут не симпатизировать нашей работе, не верить в Христа и Его слова, но отвергать их дары на этом основании не следует. (Св. Дух борется с сердцами так называемых великих людей земли. Он действует на них до тех пор, пока они увидят свет и пока не раскаются и не обратятся от басней к свету истины — приписка Е. Г. Уайт на полях копии).

«Весьма странно, что некоторые из наших братьев считают своим долгом добиваться такого положения, которое способно затормозить поступление средств, могущих быть употребленными на дело Божье. Бог не уполномочивает их вступить в спор со светскими властями относительно этого вопроса. (Это не их дело закрывать путь. Пусть Господь действует в этом направлении. Удерживающая рука Божья еще не сократилась для помощи. Четыре ангела еще держат четыре ветра). Пусть руководители дела ожидают благоприятного случая, сокрывшись во Христе и проявляя в своей работе необходимое благоразумие. Пусть они будут мудры как змеи, просты как голуби. Мне было неоднократно показано, что мы могли бы получить значительно больше благ во многих отношениях, если бы мы старались найти мудрый подход к людям, ознакомить их с нашей работой (поскольку мы имеем право надеяться, что они помогут в самых лучших и величайших предприятиях в нашем мире) и представить им возможность делать то, что способствует продвижению дела Божьего». (Свид. для проп. 197-203 стр.).