Библиотека soteria.ru
В начале было Слово
ГК АСД
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 57318 Все тексты автора ГК АСД
Глава 14. Крещение
Крещение — это Божье установление, посредством которого мы исповедуем нашу веру в смерть и воскресение Иисуса Христа, а также свидетельствуем, что мы умерли для греха и теперь стремимся к обновленной жизни. Таким образом, мы признаем Христа Господом и Спасителем, становимся частью Его народа, и Его Церковь принимает нас в свои члены. Крещение-это символ нашего единства со Христом, прощения грехов и принятия Духа Святого.
Крещение совершается посредством полного погружения в воду и возможно в том случае, если человек заявляет о своей вере во Христа и искренно раскаивается в грехах. Обычно крещение совершается после того, как человек был наставлен в Священном Писании и принял Его учение (Основание веры, 14).
Ньянгуира, жительница Центральной Африки, больше года ревностно исследовала Библию и твердо решила стать христианкой. Она очень серьезно относилась к предстоящему крещению.
Однажды вечером она поделилась приобретенными знаниями с мужем. Тот возмущенно закричал: «Не хочу слышать о такой религии в моем доме! Если ты не перестанешь интересоваться ею, я убью тебя!» Ньянгуира была подавлена, но все же продолжала изучать Библию и вскоре была готова к крещению.
Перед тем как отправиться в церковь, Ньянгуира, в знак уважения, опустилась перед мужем на колени и сказала, что собирается принять крещение. Он схватил большой охотничий нож и закричал: «Я же тебя предупреждал, что я против твоего крещения! В тот день, когда ты покрестишься, я убью тебя!»
Но Ньянгуира решила до конца следовать за Господом и отправилась на крещение, хотя в голове ее звучали угрозы мужа.
Перед тем как принять крещение, она исповедала свои грехи и посвятила свою жизнь Спасителю, не зная, продлится ли она или же придется отдать ее в этот же день. Когда она выходила из воды, несказанный мир наполнил ее сердце. Возвратившись домой, она взяла нож и подошла к мужу. «Ты покрестилась?!» — гневно спросил он.«Да! — просто ответила Ньянгуира. — Вот нож!» — «Ты готова умереть?» — «Да, готова!» Сраженный ее смелостью, муж отступил (1).
Насколько важно крещение?
Стоит ли из-за крещения рисковать жизнью? Считает ли Бог крещение необходимым? Есть ли зависимость между крещением и спасением?
Пример Иисуса
В жизни Иисуса наступил день, когда Он, попрощавшись с родными, оставил плотницкую мастерскую в Назарете и отправился к Иордану, где проповедовал Его двоюродный брат Иоанн. Встретившись с ним, Иисус пожелал креститься. Иоанн, смутившись, пытался отговорить Его: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» «Оставь теперь, — ответил Иисус, — ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:13-15).
Крестившись, Иисус дал этому обряду (2) Божественное одобрение (см. Мф. 3:13-17; ср. Мф. 21:25).
Крещение — это приобщение к праведности Христа, причастником которой может стать каждый. Если Христос, безгрешный Божий Сын, крестился, чтобы «исполнить всякую правду», то мы, грешники, должны следовать Его примеру.
Заповедь Христа.
Заканчивая Свое земное служение, Христос заповедал ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:18-20).
Совершенно ясно, что Христос повелел креститься каждому, кто желает стать частью Его Церкви, Его духовного царства. И когда через служение учеников Дух Святой приводил людей к покаянию и они принимали Иисуса как своего Спасителя, им необходимо было креститься во имя Триединого Бога. Их крещение свидетельствовало о том, что они вступили в личные отношения со Христом и решили жить в согласии со всеми принципами Его царства благодати. Повеление Христа о крещении заканчивается заверением: «И се, Я с вами во все дни до скончания века».
После вознесения Христа на небо ученики провозглашали необходимость и безотлагательность крещения (см. Деян. 2:38; 10:48; 22:16). В ответ на их проповедь крестилось множество людей, в результате чего образовалась новозаветная Церковь (см. Деян. 2:41, 47; 8:12), подчиненная Отцу, Сыну и Святому Духу.
Крещение и спасение.
Христос учил, что тот, «кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16:16). В апостольской Церкви крещение сразу следовало за принятием Христа. Оно служило подтверждением веры новообращенного (см. Деян. 8:12; 16:30-34).
Чтобы убедительнее представить связь между крещением и спасением, апостол Петр призвал слушателей вспомнить историю Ноя во дни потопа. В допотопные времена грех настолько овладел людьми, что Бог вынужден был положить этому конец. Через Ноя Бог призвал народ покаяться и спастись от неминуемой гибели. Но только восемь верующих душ вошли в ковчег и спаслись в воде. «Так и нас, — говорил Петр, — ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петр. 3:20, 21).
Петр объяснил, что мы спасаемся крещением, подобно тому, как Ной и его семья были спасены, оказавшись в водах потопа. Конечно, Ной был спасен Богом, а не водою. Точно так же обстоит дело и с крещением: грехи верующего омыты не водою, в которой совершается крещение, а кровью Христа. «Крещение, подобно послушанию Ноя, вошедшего в ковчег, является «обещанием доброй совести Богу». Когда человек по благодати и силе Божьей дает обещание, спасение «воскресением Иисуса Христа» становится для него действенным» (3).
Однако, хотя крещение неразрывно связано со спасением, оно не гарантирует его (4). Апостол Павел рассматривал пример Израиля как символичную иллюстрацию крещения (5). Он писал: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие». «Погруженный» в воду — по сторонам расступившееся море, сверху облако — народ Божий был символически крещен в Красном море. И все же, несмотря на это событие, «не о многих из них благоволил Бог» (1 Кор. 10:1-5). Так и в наше время крещение не гарантирует спасения. Опыт древнего Израиля описан «в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:11,12).
«Одно крещение»
В христианском мире существуют различные способы крещения: погружение, окропление и обливание. То единство, которое Дух приносит в Церковь, проявляет себя в практике «одного крещения» (Еф. 4:5) (6). Что же говорит Библия о значении слова «крестить», о практике крещения и его духовном значении?
Значение слова «крестить».
Русское слово «крестить», встречающееся в переводе, соответствует древнегреческому глаголу «баптидзо». Этот глагол, означающий погружение, в свою очередь происходит от глагола «бапто» — «окунать во что-то». Применительно к водному крещению слово «баптидзо» означает погружение крещаемого в воду (8).
В Новом Завете глагол «крестить» встречается: 1) когда речь идет о водном крещении (см. Мф. 3:6; Мк. 1:9; Деян. 2:41); 2) как символ страданий и смерти Христа (см. Мф. 20:22, 23; Мк. 10:38, 39; Лк. 12:50); 3) как символ сошествия Духа Святого (см. Мф. 3:11;Мк. 1:8; Лк. 3:16; Ин. 1:33; Деян. 1:5; 11:16); 4) при описании ритуала омовения рук (см. Мк. 7:3, 4; Лк. 11:38).
В четвертом случае этот глагол указывает на омовение с целью устранения ритуальной нечистоты и не дает основания для совершения крещения таким способом (9). Существительное «крещение» в Писании главным образом обозначает водное крещение и смерть Христа (см. Мф. 3:7; 20:22). Дж. К. Ховард (Howard) отмечает, что в Новом Завете «нет доказательств того, что крещение окроплением практиковалось в первоапостольские временя. По всем известным данным оно имеет более позднее происхождение» (10).
Крещение в Новом Завете.
Случаи водного крещения, описанные в Новом Завете, совершались посредством погружения в воду. В частности, мы читаем, что Иоанн крестил в реке Иордан (см. Мф. 3:6; ср. Мк. 1:5) и «в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды» (Ин. 3:23). «Много воды» требуется только для полного погружения.
Этим же способом Иоанн крестил Иисуса, как сказано: «Иисус… крестился от Иоанна в Иордане» и после крещения «вышел из воды» (Мк. 1:9, 10;ср.Мф. 3:16).
Первоапостольская Церковь тоже крестила погружением в воду. Когда Филипп-благовестник крестил евнуха ефиоплянина, они «сошли оба в воду», а затем «вышли из воды» (Деян. 8:38, 39).
История крещения.
В дохристианскую эру иудеи крестили прозелитов погружением в воду. Ессеи в Кумране крестили таким образом как членов своей общины, так и новообращенных (11). Изображения, найденные в катакомбах, мозаика полов, настенные и потолочные росписи, барельефы и древние рисунки новозаветного периода «неопровержимо доказывают, что погружение было общепринятым способом крещения в христианской Церкви вплоть до X-XIV веков» (12). Кроме того, баптистерии (бассейны для крещения) в древних храмах, церквах и некоторых развалинах на севере Африки, в Турции, Италии, Франции и других местах говорят об очень древних корнях этого обряда (13).
Значение крещения
Значение крещения тесно связано со способом его проведения. Альфред Пламмер (Plummer) об этом говорит так: «Крещение обретает свой подлинный смысл только в том случае, если оно совершается путем погружения в воду» (14).
Символ смерти и воскресения Христа
Как погружение в воду у евреев в древности символизировало сильную скорбь и страдания (см. Пс. 41:8; 68:2; 123:4, 5), так водное крещение Иисуса служило пророческим предзнаменованием Его страдания, смерти и погребения (см. Мк. 10:38; Лк. 12:50). Когда же Он вышел из воды, то тем самым засвидетельствовал о последующем Своем воскресении (см. Рим. 6:3-5).
Крещение не имело бы значения как символ страдания Христа, если бы первоапостольская Церковь крестила новообращенных каким-либо другим способом. Наиболее сильным аргументом в пользу крещения погружением является теологический аргумент (15).
Символ смерти для греха и жизни для Бога.
При крещении верующие становятся причастниками страданий нашего Господа. Апостол Павел сказал об этом: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:3,4).
Насколько близки отношения верующего со Христом, можно судить по выражениям «крестившиеся в смерть Его», «крещением погреблись с Ним в смерть». Дж. К. Ховард замечает: «Через символику крещения верующий принимает смерть Христа, и эта смерть становится его смертью; он принимает воскресение Христа, и оно становится его воскресением» (16). Что приносит сопричастность страданиям нашего Господа?
1. Смерть для греха.
В крещении верующие «соединены с Ним (Христом) подобием смерти» (Рим. 6:5), они «сораспяты Христу» (см. Гал. 2:19). Это означает, «что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха» (Рим. 6:6-8).
Верующие оставили свою прежнюю жизнь. Они умерли для греха и подтвердили то, что «древнее прошло» (2 Кор. 5:17), их жизнь сокрыта со Христом в Боге. Крещение символизирует распятие прежней жизни. Это не только духовная смерть, но и духовное погребение. Мы «погребены с Ним в крещении» (Кол. 2:12). И как за физической смертью следует погребение, так при погружении верующего в водную могилу погребена его прежняя жизнь, от которой он отказался, приняв Христа.
Крещение — это отречение верующего от мира. Следуя заповеди «выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому» (2 Кор. 6:17), верующие открыто заявляют о том, что они оставляют служение сатане и принимают в свою жизнь Христа.
Во дни апостолов призыв к покаянию содержал в себе и призыв к крещению (см. Деян. 2:38). Таким образом, крещение означает также и глубокое покаяние. Верующие умирают для нарушения Закона Божьего и получают прощение грехов через очищающую кровь Иисуса Христа. Крещение показывает внутреннее очищение человека — омовение исповеданных им грехов.
2. Жизнь для Бога.
Сила Христова воскресения проявляется в нас. Она дает нам возможность «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4) «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:11). Мы свидетельствуем, что единственная наша надежда одержать победу над старым греховным естеством покоится на благодати воскресшего Господа, который посредством Духа Святого дарует нам новую духовную жизнь. И эта жизнь возводит нас на более высокую ступень человеческого опыта, определяя новые ценности, устремления и желания, в центре которых — преданность Иисусу Христу. Мы становимся новыми учениками нашего Спасителя, и крещение — знак нашего ученичества.
Символ завета.
В ветхозаветные времена символом завета между Богом и Авраамом было обрезание (см. Быт. 17:1-7).Этот завет имел как духовное, так и национальное значение. Обрезание было также и знаком национальной принадлежности. Сам Авраам и все члены его семьи мужского пола восьми дней отроду и старше должны были быть обрезаны (см. Быт. 17:10-14, 25-27), Человеку, пренебрегающему этим повелением, грозило суровое наказание: «Истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» (Быт. 17:14).
Тот факт, что завет между Богом и Авраамом был заключен, когда Авраам был в зрелом возрасте, раскрывает духовное значение завета. Обрезание Авраама ознаменовало и утвердило предыдущий опыт оправдания верою. Его обрезание стало «печатью праведности через веру, которую (он) имел в необрезании» (Рим. 4:11).
Но само по себе обрезание не гарантировало перехода к истинной духовной жизни. Очень часто вестники Божьи говорили о необходимости духовного обрезания. «Итак, обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны» (Втор. 10:16; ср. 30:6; Иер. 4:4). «Необрезанных сердцем» ожидала та же участь, что и язычников (Иер. 9:25, 26).
Иудеи не признали Иисуса Мессией, нарушив тем самым завет с Богом и потеряв особое положение избранного народа (см. Дан. 9:24-27, а также главу 4 этой книги). После этого был избран другой народ и с ним заключен новый завет на тех же условиях. Духовный Израиль заменил собой иудейский народа (см. Гал. 3:27-29; 6:15, 16).
Новый завет был утвержден смертью Христа. Люди вступали в этот завет посредством духовного обрезания — живой веры в искупительную смерть Иисуса. Христианам было вверено «благовестие для необрезанных» (Гал. 2:7). Новый завет предполагает не «внешнюю обрядность», а «внутреннюю веру» тех, кто принадлежит к духовному Израилю. Иудеем можно быть по рождению, но только родившись свыше можно стать христианином, «ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6). Единственное, что имеет значение, так это «обрезание, которое в сердце, по духу» (Рим. 2:28, 29).
Крещение — знак спасительных отношений с Иисусом представляет собой духовное обрезание. «В нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:11, 12).
«После устранения «тела плоти» посредством духовного обрезания, совершаемого Иисусом, крещенный человек «облекается во Христа» и вступает в отношения завета со своим Спасителем. В результате этого он получает право на исполнение в его жизни Божьих обетовании завета» (17). «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись… Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:27-29). Вступившие в завет с Господом получают заверение: «Буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:33).
Символ посвящения на служение Христу.
При крещении на Иисуса особым образом был излит Святой Дух. Этим было отмечено Его помазание, или посвящение, на служение, предназначенное Ему Отцом (см. Мф. 3:13-17; Деян. 10:38). Этот опыт жизни Христа говорит о единстве водного крещения и крещения Духом. Крещение без принятия Святого Духа несовершенно.
В первоапостольской Церкви излитие Святого Духа, как правило, следовало за водным крещением. И сегодня, принимая крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа, мы посвящаем свою жизнь Богу и делу распространения вечного Евангелия.
Дух Святой готовит нас к этому служению, очищая наши сердца от греха. Иоанн возвестил, что Иисус «будет крестить нас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11). Исайя пророчествовал, что Бог очистит Свой народ «духом суда и духом огня» (Ис. 4:4). «Очищу с тебя примесь, — говорит Господь, — и отделю от тебя все свинцовое» (Ис. 1:25). Для греха «Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12:29). Дух Святой очистит от греха жизни всех, кто предан Ему.
Затем Дух Божий наделяет верующих дарами. Это «особые, получаемые от Бога при крещении способности, благодаря которым верующий может служить делу Церкви и тем, кто еще не принял Христа» (18). Крещенная Духом Святым, первоапостольская Церковь получила исключительную силу для благовестия (см. Деян. 1:5, 8), и лишь крещение той же силы сделает Церковь способной завершить дело провозглашения вечного Евангелия Царства (см. Мф. 24:14; Откр. 14:6).
Символ вступления в Церковь.
Крещение указывает не только на возрождение или рождение свыше (см. Ин. 3:3-5), но и на вступление человека в духовное царство Христа (19). Соединяя верующего со Христом, крещение становится своеобразной дверью в Церковь. Через крещение Господь прилагает верующих к Своему телу, новых учеников к Церкви (см. Деян. 2:41, 47; 1 Кор. 12:13). После этого они становятся членами Божьей семьи. Невозможно принять крещение, не присоединившись к семье верующих.
Что необходимо для крещения
Писание сравнивает отношения между Христом и Его Церковью с супружеством. Как вступающие в брак должны хорошо знать свои новые обязанности, так и желающие заключить союз со Христом посредством крещения должны явить в своей жизни веру, покаяние и плоды покаяния, а также понимать значение крещения и последующих духовных взаимоотношений со Христом (20).
Вера.
Первый шаг на пути к крещению — это вера в искупительную жертву Христа как в единственное средство спасения от греха. Христос говорил: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16:16). В первоапостольской Церкви только те, кто верой принимал Евангелие, допускались ко крещению (см. Деян. 8:12, 36, 37; 18:8).
Поскольку «вера — от слышания, а слышание — от слова Божия» (Рим. 10:17), то важное место в подготовке к крещению должно отводиться наставлению в истине. О важности этого наставления говорится и в великом поручении Христа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19,20). Научение подразумевает тщательное наставление в истине.
Покаяние.
«Покайтесь, — сказал апостол Петр, — и да крестится каждый из вас» (Деян. 2:38). Наставление в Слове Божьем способствует обретению не только веры, но также покаяния и обращения. В ответ на призыв Божий люди понимают, что они заблудшие, признают свою греховность, покоряются Богу, раскаиваются во грехах, принимают искупительную жертву Христа и посвящают себя новой жизни в Нем. Глубокое личное общение с Иисусом Христом возможно только при условии обращения; и только путем покаяния возможно умереть для греха — это еще один шаг к крещению.
Плоды покаяния.
Желающим принять крещение необходимо исповедовать свою веру и искренне покаяться. Пока они не «сотворят достойного плода покаяния» (Мф. 3:8), они не будут отвечать библейским требованиям, предъявляемым к крещению. Их жизнь должна стать ярким свидетельством их любви к Богу, выраженной в послушании Его заповедям. Готовящимся к крещению необходимо отказаться от ошибочных убеждений и привычек. Плоды Духа, явленные в жизни человека, покажут, что Господь пребывает в верующем и он пребывает в Нем (см. Ин. 15:1-8). Без этого свидетельства своих взаимоотношений со Христом человек не готов присоединиться к Церкви (21).
Испытание кандидатов на крещение.
Стать членом Церкви — значит духовно расти, а не просто быть записанным в церковную книгу. Готовность кандидатов к крещению определяют служители. Они должны убедиться в правильном понимании принципов, исповедуемых Церковью, засвидетельствовать о рождении свыше и о радостном опыте в Господе Иисусе Христе (22).
При этом необходимо остерегаться сомнений в искренности желающих креститься. «Когда кто-либо изъявляет желание стать членом Церкви, мы должны исследовать плоды его жизни, оставив на нем ответственность за мотивы, побудившие его к этому шагу» (23).
Есть люди, которые, принимая водное крещение, не отказываются полностью от своего «я». Эти люди не получают новой жизни во Христе. Присоединившись к Церкви, они сеют в ней семена слабости и отступничества. Их неосвященное влияние зачастую смущает как членов Церкви, так и не принадлежащих к ней, ставя под угрозу ее свидетельство.
Следует ли крестить младенцев и детей?
Лишь при условии рождения свыше новообращенные могут присоединиться к Церкви. Предшествующее этому обращение показывает их готовность к крещению и членству в Церкви. Принятие в члены Церкви следует за «рождением свыше», а не за «появлением на свет». Именно поэтому апостолы крестили верующих — «мужчин и женщин» (Деян.8:12,13; 29-38; 9:17,18; 1 Кор. 1:14). «Нигде в Новом Завете, — признает Карл Барт (Barth), — нет ни позволения, ни повеления крестить младенцев» (24). Дж. Р. Бизли-Мюррей (Beasley-Murray) говорит: «Я не нахожу возможным признать, что крещение младенцев — это крещение новозаветной Церкви» (25).
Поскольку младенцы и маленькие дети не могут сознательно пережить обращение, то их крещение неправомочно. Но неужели по этой причине они не могут принадлежать к новозаветному обществу? Конечно, могут! Иисус никоим образом не исключал их из Своего Царства благодати. «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, — говорил Он, — ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда» (Мф. 19:14, 15). Важное значение для приобретения детьми опыта взаимоотношений со Христом имеет живая вера родителей. Иисус благоволил к матерям, приводившим своих детей для благословения, и это положило начало практике посвящения детей Богу. Родители приносят своих малышей в церковь, где осуществляется благословение и посвящение их Богу.
В каком возрасте человек готов принять крещение? Крещение возможно, если человек:
1) достаточно созрел, чтобы осознать значение крещения;
2) доверился Христу и обратился;
3) понимает основополагающие принципы христианства;
4) осознает смысл и значимость членства в Церкви.
Человек рискует своим спасением в том случае, если он уже в сознательном возрасте отвергает Духа Святого. Поскольку возраст человека не всегда адекватен его духовной зрелости, то одни могут принимать крещение раньше, другие позже, и поэтому невозможно определить минимальный возраст для крещения. Когда родители соглашаются на то, чтобы их дети были крещены, не достигнув зрелости, они должны учитывать особую ответственность, которая будет лежать на них, за духовный рост и развитие характера их детей.
Плоды крещения
Первый зримый плод крещения — это жизнь, посвященная Христу. Цели и стремления сосредоточены не на себе, а на Христе. «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:1, 2). Крещение нельзя считать вершиной христианского опыта. Возрастая духовно, мы приобретаем такие христианские добродетели, которые побуждают нас к служению ближним, увеличиваясь в соответствии с Божьим замыслом: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Петр. 1:2). Оставаясь верными обету, данному при крещении, мы обретаем в Боге, во Имя Которого крестились, источник постоянной силы в любых жизненных обстоятельствах.
Жизнь, посвященная Церкви Христа, — это второй плод крещения, поскольку мы живем уже не сами по себе, а стали членами Церкви Христовой. Как живые камни, мы составляем Божий храм (см. 1 Петр. 2:2-5) и ежедневно укрепляем особые взаимоотношения со Христом, Главой Церкви. От Него мы ежедневно получаем благодать для роста и совершенствования в любви (см. Еф. 4:16). Вступая в Церковь, мы принимаем на себя определенные обязанности, особую ответственность за новообращенных (см. 1 Кор. 12:12-26). Новых членов ради их личного благополучия и для продвижения дела Церкви необходимо как можно активнее привлекать к жизни общины, к участию в служении, в молитвах и в делах милосердия (см. Еф. 4:12).
И последний плод крещения — жизнь в мире и для мира. Воистину верно, что крещеные приобретают небесное гражданство (см. Флп. 3:20). Но мы для того вызваны из мира и подготовлены в теле Христа, чтобы вернуться к людям в качестве Божьих слуг. Мы призваны быть соучастниками спасительной миссии Христа, которые не отгораживаются от людей церковной оградой. Наше предназначение — быть миссионерами. Помощь ближним в обретении царства благодати означает верность нашему завету с Богом (26).
Бог горячо желает видеть нас вошедшими в полноту настоящей, полноценной жизни, которую Он дарует нам по Своей благодати. «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16).
(1) S. M. Samuel, «A Brave African Wife», Reuieiv and Herald, February 14, 1963, p. 19.
Обряд — это принятый в Церкви символический религиозный ритуал или установление, излагающее главные евангельские истины, соблюдение которого обязательно для всех и всегда. Христос предусмотрел два обряда: крещение и Вечерю Господню. Обряд — священное таинство, но не в смысле магического действия (лат., opus operatum), которое само по себе дает благодать и несет спасение. Крещение и Вечеря Господня являются священными лишь в том смысле, что они подобны присяге (лат. sacramentum), которую принимали римские воины, обещая подчиняться полководцам до самой смерти. Эти обряды предполагают обет полной преданности Христу. См. Strong,Systematic Theology (Philadelphia, PA: Judson Press, 1954), p. 930; «Baptism», SDA Encyclopedia, rev. ed., pp. 128, 129.
(3) Jemison, Christian Beliefs, p. 244.
«С самого начала адвентисты седьмого дня в соответствии со своим протестантским наследием отвергали такой взгляд на крещение как на «opus operatum», или на такое действие, которое само по себе дает благодать и несет спасение» («Baptism», SDA Encyclopedia), rev. ed., p. 128.
(5) SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 6, p. 740.
Иногда члены Церкви, принявшие крещение через погружение, чувствуют необходимость повторного крещения. Противоречит ли такое желание утверждению апостола Павла о том, что есть только «одно крещение»? (Еф. 4:5). Служение самого Павла говорит, что нет. Посетив Ефес, он встретил там нескольких учеников, крещенных Иоанном Крестителем. Они покаялись и веровали в грядущего Мессию (Деян. 19:1-5). Они не имели ясного понимания Евангелия. Крестившись от Иоанна, они все еще находились во власти серьезных заблуждений. Но, получив больший свет, они с радостью приняли Христа как своего Искупителя. Этот шаг вперед произвел перемену в их отношении к своим обязательствам. Приняв более совершенную веру, они испытали соответствующую перемену в их жизни и характере. В знак этой перемены и признания новой веры они были повторно крещены во имя Иисуса Христа.
Многие искренние последователи Христа пережили подобный опыт. Более ясное понимание воли Божьей приводит человека к новым отношениям с Ним, человек начинает осознавать свои новые обязанности. Многое из того, что прежде казалось невинным, а подчас и достойным похвалы, теперь считается греховным… Прежнее крещение больше не удовлетворяет его. Он осознал себя грешником, будучи обличаемым Законом Божьим. Он заново умирает для греха и хочет снова быть погребенным со Христос в крещении, чтобы воскреснуть и ходить в обновленной жизни. Такой подход согласуется с примером апостола Павла, крестившего обращенных из иудеев. Этот случай был запечатлен Духом Святым как наставление и как урок для Церкви» (White, Sketches From the Life of Paul [Battle Creek, MI: Review and Herald, 1883], pp. 132, 133; См. также Церковное руководство Церкви адвентистов седьмого дня; Е. Уайт, Евангелизм, с. 372-375). В Писании мы не находим каких-либо возражений против повторного крещения тех, кто нарушил завет с Богом, совершив тяжкий грех или отступив от веры, а затем пережил новое обращение и желает обновить свой завет. (См. Церковное руководство Церкви адвентистов седьмого дня; Е. Уайт, Евангелизм, с. 375).
См. Albrecht Oepke, «Bapto, Baptize», in Theological Dectionary of the New Testament, ed. Gerhard Kittel, trans. Gtoffrey W. Bromiley (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publ. Co., 1964), vol. 1, p. 529. Вайн отмечает, что глагол «бап-то» употреблялся греками в значении окрашивать одежду или черпать воду, погружая один сосуд в другой (W.E. Vine, An Expository Dictionary of Biblical Words [New York, NY: Thomas, 1985], p. 50. Глагол «погружать» встречается вНовом Завете три раза и всякий раз в значении «окунать». В частности, в притче о богаче и Лазаре богач просил Авраама позволить Лазарю омочить, или окунуть, кончик пальца в холодную воду и хоть капелькой воды увлажнить его язык (Лк. 16:24). В ночь перед распятием Иисус указал на Своего предателя, обмакнув, или погрузив, кусок хлеба в вино и подав его Иуде (Ин. 13:26). И, наконец, когда Иоанн в видении увидел Иисуса, скачущего на коне во главе воинств небесных, то одежда Его показалась ему как будто обагренной, или погруженной в кровь (Откр. 19:13).
(8) George E. Rice, «Baptism: Union With Christ», Ministry, May 1982, p. 20.
(9) cm. Albrecht Oepke, «Bapto, Baptize», in Theological Dectionary of the New Testament, vol. 1, p. 535. Cp. Arndt and Gingrich, Grerk-English Lexicon of the New Testament, p. 131.
(10) J. K. Howard, New Testament Baptism (London: Pickering & Inglis Ltd., 1970), p. 48.
(11) Matthew Black, The Scrolls and Christian Origins (New York: Charles Scribner’s Sons, 1961), pp. 96-98. См. также «Baptism», SDA Bible Dectfonaryjev. ed., pp. 118, 119.
(12) G. E. Rice, «Baptism in the Early Church», Ministry, March, 1981, p. 22. Cp. Henry F. Beown, Baptism Through the Centuries (Mounatain View, Cal.: Pacific Press, 1965); William L. Lampkin, A History of Immersion (Nashville: Beoadman Press, 1962); Wolfred N. Cotte, The Archeology of Baptism (London: Yates and Alexander, 1876).
(13) Brown; Baptism. Through the Centuries, pp. 49-90
(14) Alfred Plummer, A Critical and Exegetical Commentary on the Gospel According to S. Luke, The International Critical Commentary, ed., Samuel R. Driver, et al., 5th ed. (Edinbuegh: T. & T. Clark, 1981 reprint), p. 88.
(15) «Baptism», SDA Encyclopedia,rev. ed., p. 128.
(16) Howard, New Testament Baptism, p. 69.
(17) G. E. Rice, «Baptism: Union With Christ», Ministry, May 1982, p. 21.
(18) Gottfried Oosterwal, «Every Member a Minister? From Baptism to a Theological Base», Ministry, Feb. 1980, pp. 4-7. См. также Rex D. Edwards, «Baptism as Ordination». Ministry, Aug. 1983, pp. 4-6.
(19) White in SDA Bible Commetary, rev. ed., 6, p. 1075.
(20) Если необходимо быть готовым к крещению, то что означает выражение «креститься для мертвых»? Следующее истолкование согласуется с библейским учением: в 1 Кор. 15 апостол Павел подчеркивает важность веры в воскресение и выступает против тех, кто отрицает воскресение. Он показывает, что если нет воскресения, то вера верующих напрасна (1 Кор. 15:14-18). Далее он рассуждает о том же самом: «Иначе что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?» (1 Кор. 15:29). Выражением «крестящийся для мертвых» иногда пытаются обосновать понятие о заступническом крещении верующих за умерших. В свете библейских требований, связанных с крещением, такое объяснение выглядит нелогичным. У. Р. Николл (Nicoll) отмечает, что упоминаемое апостолом Павлом крещение было «обычным явлением, когда смертьхристианина побуждала к обращению его живых родственников, которые «ради мертвых» (любимых людей) в надежде на встречу с ними приходили ко Христу». «Надежда на будущее блаженство в сочетании с родственными или дружескими чувствами была одной из самых существенных причин быстрого распространения христианства» (W. Robertson Nicoll, ed., The Expositor’s Greek Testament [ Grand Rapids, Ml: Wm. B. Eerdmans, 1956], vol. 2, p. 931. M. Раедер (Raeder) отмечает, что предлог «для» (хупер, греч. ориг.) в выражении «крестящиеся для мертвых» — это предлог со значением цели. Это значит, что такое крещение совершалось «ради» или «из-за мертвых, с целью воссоединения с умершими во Христе родственниками при воскресении» [M. Raeder, «Vikariatstaufe in 1 К. 15:29?» ZeitschriftfurdieNeutestamentiche Wissenschaft, 45 (1955), pp. 258-260, цит. по Harold Riesenfeld, «Huper», Theological Dictionary of the New Testament, vol. 8, p. 531]. Cp. (Howard, Mew Testament Baptism, pp. 108, 109).
Ховард (Howard) утверждает, что высказывание апостола Павла в 1 Кор. 15:29 в контексте звучит так: «Если Христос не воскрес, то те, кто умер «во Христе», погибли. Не имея надежды, мы несчастны, в особенности те, кто присоединился к христианской общине и крестился ради тех, кто умер во Христе, надеясь на воссоединение с ними» (Howard, «Baptism for the Dead: A Study of 1 Corinthians 15:29», Evangelical Quarterly, ed. F. F. Bruce [Exeter, Eng.: Paternoster Press], July-September, 1965, p. 141.
(21) Cp. Damsteegt, «Reaping the Harvest», Aduentist Review, October 22, 1987, p. 15.
(22) См. Церковное руководство христиан адвентистов седьмого дня.
(23) Е. Уайт, Евангелизм, с. 313.
(24) Karl Barth, Church Dogmatics, trans. G. W. Bromiley (Edinburgh: T. & T. Clark, 1969) vol. 4/4, p. 179.
(25) G. R. Beasley-Murray, Babtism in theNew Testament (Grand Rapids, Ml: Wm. B. Eerdmans, 1973), p. 392.
(26) cm. Edwards, «Baptism».