Глава 15. Вечеря Господня

Вечеря Господня — это участие в принятии символов тела и крови Христа как выражение веры в Него, нашего Господа и Спасителя. При совершении этого священнодействия Христос присутствует среди Своего народа, встречаясь с ним и укрепляя его. Принимая участие в Вечере, мы возвещаем смерть Господню, доколе Он придет опять. Приготовление к Вечере включает в себя самоисследование, покаяние и исповедание. Служение ногоомовения было установлено Учителем как знак очищения и как выражение готовности служить друг другу в Христовом смирении, а также для того, чтобы содействовать объединению наших сердец в любви. Служение Вечери открыто для участия всех верующих христиан (Основание веры, 15).

Ученики поднялись в верхнюю горницу для совершения Пасхи. Ноги были запылены с дороги. Кто-то уже позаботился о кувшине воды, умывальнице и полотенце, чтобы совершить принятый в то время обряд ногоомовения, но никто не пожелал исполнить роль слуги.

Зная о приближающейся смерти, Иисус со скорбью сказал: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк. 22:15, 16).

Зависть, которую ученики питали друг к другу, очень огорчала Иисуса. Он понимал, что они все еще продолжали спорить о том, кто из них должен почитаться большим в Его царстве (см. Лк. 22:24; Мф. 18:1; 20:21). Желание занять более почетное положение, гордость и самолюбие помешали ученикам исполнить обязанности отсутствующего слуги и омыть друг другу ноги. Усвоят ли они когда-нибудь, что в Царствии Божьем истинное величие проявляется в смирении и служении любви?

Во время Вечери (см. Ин. 13:2, 4) (1) Иисус молча поднялся, взял полотенце, налил воды в умывальницу, склонился и стал омывать ноги ученикам. Учитель омыл им ноги как слуга! Осознав невысказанное обличение, ученики устыдились. Закончив Свое дело и вернувшись на место, Он сказал: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:14-17).

Затем вместо праздника Пасхи Иисус установил служение, которое должно было увековечить память о Его великой жертве, — Вечерю Господню. Для этого Он взял пресный хлеб и, «благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Потом, «взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». «Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (см. Мф. 26:26-28; 1 Кор. 11:24-26; 10:16).

Ногоомовение и Вечеря Господня составляют служение Причастия. Таким образом, Христос установил оба этих служения, чтобы помочь нам вступить в общение с Ним.

Ногоомовение

Обычай требовал, чтобы перед праздником Пасхи, до наступления первого дня недели опресноков, в иудейских семьях удаляли из домов все квасное, символизировавшее грех (см. Исх. 12:15, 19, 20). Поэтому верующие должны были исповедаться и покаяться во всех грехах: гордости, соперничестве, зависти, возмущении и эгоизме, для того чтобы быть в состоянии глубочайшего благоговения, общаясь со Христом. С этой целью Христос установил служение ногоомовения. Он не только оставил пример, но и указал, что Его ученики должны делать то же самое, обещав им благословение: «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:17). Этот обряд, предшествующий Вечере Господней, совершается во исполнение заповеди, согласно которой каждый должен исследовать себя, чтобы не участвовать в вечере «недостойно» (1 Кор. 11:27-29).

Значение ногоомовения.

Это служение раскрывает смысл миссии Христа и опыта участвующих в нем.

1. Памятник Христова смирения.

Ногоомовение напоминает об унижении Христа в Его воплощении и жизни служению другим (2). Он пребывал рядом с Отцом в небесной славе, «но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2:7). Сын Божий проявил величайшее смирение, пожертвовав Собой так бескорыстно, с такой любовью только для того, чтобы быть отвергнутым большинством из тех, кого Он пришел спасти. На протяжении всей земной жизни Христа сатана изо всех сил стремился обесчестить Его. Какое унижение должен был испытывать Он, невинный, распятый как преступник!

Жизнь Христа была жизнью самоотверженного служения. Он пришел не для того, «чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф. 20:28). Омыв ноги ученикам, Он показал, что совершит любое служение, каким бы унизительным оно ни было, чтобы спасти людей. Этим поступком Он запечатлел Свою жизнь смирения в сознании Своих последователей.

Учредив это приготовление к вечере как заповедь, Христос хотел ввести верующих в состояние кротости и любви, что подвигнуло бы их на служение другим. Этот обряд побуждает тех, кто размышляет над его значением, относиться к другим со смирением и чуткостью. Следуя примеру Христа в служении ногоомовения, мы проявляем Его дух: «Любовью служите друг другу» (Гал. 5:13).

Хотя участие в этом служении смиряет, оно вовсе не унизительно. Кто не счел бы преимуществом склониться перед Христом и омыть те ноги, которые были пригвождены ко кресту? Иисус сказал: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).

2. Прообраз высшего очищения.

Ногоомовение не просто очистило от пыли ноги учеников. Смысл его был очень глубок: оно говорило о высшем очищении — очищении сердца. Когда Петр попросил Иисуса омыть его всего, Иисус сказал: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь» (Ин. 13:10). Тот, кто постоянно моется, чист. Но босые ноги, обутые в сандалии, пылятся, и их следует омывать вновь. Так же обстояло дело и с духовным состоянием учеников. Их грехи были смыты крещением, но под влиянием искушения в их сердцах вновь появились гордость, ревность и зло. Они не были готовы ни к близкому общению с Господом, ни к тому, чтобы принять новый завет, который Он собирался заключить с ними. Омыв им ноги, Христос желал приготовить их к участию в Вечере Господней. Таким образом, сердца всех, за исключением предателя Иуды, были очищены благодатью Христа от эгоизма и гордости и объединены любовью друг к другу. Самоотверженный поступок Христа смирил их и сделал восприимчивыми к наставлениям.

Подобно ученикам, мы, приняв Христа и крестившись, были очищены Его кровью. Но в повседневной христианской жизни мы порой терпим поражения. Наши ноги снова пылятся. Мы вновь должны приходить ко Христу, чтобы Его очищающая благодать смывала с нас грех. Однако нам не нужно креститься снова, ибо «омытому нужно только ноги омыть» (Ин. 13:10) (3). Ногоомовение как обряд напоминает нам о необходимости постоянного очищения и о нашей полной зависимости от жертвы Христа. Само по себе ногоомовение не может удалить грех. Только Христос силен очистить нас.

3. Единство в прощении друг друга.

Дух прощения, царящий среди участников этого служения, свидетельствует о том, что очищение, символом которого оно служит, действительно касается сердец. Только прощая, мы можем получить прощение Божье. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14, 15).

Иисус сказал: «И вы должны умывать ноги друг другу» (Ин. 13:14). Мы должны охотно омывать ноги другому, чтобы и наши ноги были омыты. Таким образом мы признаем свою нужду в духовной помощи.

Но вот служение ногоомовения завершено, и каждый, кто с верою участвовал в нем, ощущает себя вновь чистым и омытым от грехов. Мы омыты Христом! Но именно наши братья принимали участие в этом обряде нашего омовения. Так постигается смысл братства и истинного прощения (4).

4. Общение со Христом и с верующими.

Заповедь о ногоомовении показывает, что Христос возлюбил Своих последователей «до конца» (Ин. 13:1). Когда Петр не захотел, чтобы Господь умыл ему ноги, Христос ответил: «Дели не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин. 13:8). Этими словами Он дал понять, что в противном случае истинное общение с Ним невозможно. Те, кто желает иметь постоянное общение со Христом, будут участвовать в этом служении.

В тот же вечер Христос сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). Смысл ногоомовения ясен: «Любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Иметь такую любовь — это значит уступать лучшее место ближнему, «почитая других выше себя» (Флп. 2:3). Она побуждает нас любить тех, кто не разделяет наших взглядов. Она позволяет нам освободиться от чувства собственного превосходства и пристрастных суждений. Во всем будет проявляться любовь к нашим братьям по вере. Склоняясь перед ними во время ногоомовения, мы предвосхищаем то время, когда будем жить с ними в вечности. Все, кто последует примеру Христа, участвуя в этом служении, на личном опыте узнают, что значит любить так, как любил Христос. Такая любовь может быть могучим свидетельством в пользу истины.

Однажды буддийский монах попросил миссионера предложить какую-либо сцену, которая олицетворяла бы христианство. Художники должны были украсить зал в монастыре фресками и барельефами, изображающими основные мировые религии. После некоторого размышления миссионер прочел 13-ю главу Евангелия от Иоанна. «Монах слушал не перебивая, — рассказывал миссионер, — но я ощущал необыкновенный и волнующий покой и силу, читая в этом отрывке, как Иисус омыл ученикам ноги». В буддизме публичное обсуждение чего-либо, связанного с ногами, считается бестактным. «Когда я закончил читать, наступила тишина. С недоверием взглянув на меня, он произнес: «Вы хотите сказать, что Основатель вашей религии омыл ноги Своим ученикам?» «Да!» — ответил я. Обычно невозмутимое, круглое лицо монаха, с обритыми бровями и головой, от удивления и потрясения покрылось морщинами. Он был безмолвен. Молчал и я. У меня несколько раз подкатывал комок к горлу, и мы оба были под впечатлением этой сцены. Я посмотрел на него и заметил, что выражение недоверия на его лице сменилось благоговением. Иисус — Основатель христианства — касался грязных ног рыбаков, чтобы омыть их! Наконец, овладев собой, он сказал: «Теперь я понимаю сущность христианства»» (5).

Празднование Вечери Господней

Среди протестантов наиболее распространенное название служения Причастия — Вечеря Господня (см. 1 Кор. 11:20). Другие названия — «трапеза Господня» (1 Кор. 10:21), «преломление хлеба» (Деян. 20:7; 2:42) (6) и Евхаристия. Последнее название указывает на такие стороны служения, как благодарение и благословение (см. Мф. 26:26, 27; 1 Кор. 10:16; 11:24).

Вечеря Господня должна быть событием радостным, а не печальным. Предваряющее ее служение ногоомовения предоставляет возможность для самоисследования, исповедания грехов, примирения, покаяния и прощения. Вновь очищенные кровью Спасителя, верующие готовы к участию в особом общении со своим Господом. В свете, но не в тени креста они приступают к Его трапезе с радостью, празднуя искупительную победу Христа.

Значение Вечери Господней.

Вечеря Господня заменяет ветхозаветный праздник Пасхи. Пасхальное служение, указывавшее на будущую жертву Спасителя, нашло свое исполнение, когда Христос — истинный Пасхальный Агнец — отдал Свою жизнь. Перед Своей смертью Христос лично установил взамен Пасхи этот великий праздник духовного Израиля в Новом Завете. Поэтому многие прообразы и символы Вечери Господней уходят своими корнями в древнее пасхальное служение.

1. Воспоминание об освобождении от греха.

Подобно тому, как праздник Пасхи служил напоминанием об освобождении Израиля из египетского рабства, Вечеря Господня напоминает об освобождении из духовного Египта, из рабства греха. Кровь пасхального агнца, нанесенная на перекладину и косяки двери, защитила живущих в доме от смерти, а вкушение его плоти дало им силы бежать из Египта (см. Исх. 12:3-8). Таким же образом жертва Христа приносит освобождение от смерти; верующие получают спасение, причащаясь от Его плоти и крови (см. Ин. 6:54). Вечеря Господня возвещает, что смерть Христа на кресте принесла нам спасение, прощение и вечную жизнь.

Иисус сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:24). Вечеря Господня подчеркивает заместительный характер примирительной жертвы Христа. «Сие есть тело Мое, — сказал Христос, — за вас ломимое» (1 Кор. 11:24; ср. Ис. 53:4-12). Вместо заслуживших наказание на крест взошел Невинный, вместо грешников — Праведник. Закон, требующий смерти грешника, был полностью удовлетворен этим великим подвигом любви, дающим прощение, мир и уверенность в вечной жизни раскаявшемуся грешнику. Крест снял с нас осуждение, одев нас в одежду праведности Христа и наделив силой побеждать зло.

А. Хлеб и сок виноградной лозы.

Иисус использовал множество сравнений, преподавая различные истины о Себе. Он говорил: «Я есмь путь» (Ин. 10:7); «Я есмь дверь» (Ин. 14:6); «Я есмь истинная виноградная лоза» (Ин. 15:1); «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6:35). Мы не можем понимать эти выражения буквально, учитывая природу сравнения. Эти сравнения иллюстрируют Божьи истины, помогая нам лучше понять их.

Когда Иисус чудесным образом накормил пять тысяч человек, Он раскрыл более глубокое значение Своего тела и крови. Будучи истинным Хлебом, Он сказал: «Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! Подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:32-35). Он отдал Свое тело и кровь, чтобы утолить голод и жажду наших глубочайших нужд и желаний (см. Ин. 6:50-54).

Пасхальный хлеб, который ел Иисус, был пресным, а сок виноградной лозы — неперебродившим (7). Закваска (дрожжи), вызывающая брожение, считалась символом греха (см. 1 Кор. 5:7,8). Поэтому хлеб из квасного теста не мог представлять Агнца, «непорочного и чистого» (1 Петр. 1:19) (8). Только пресный хлеб мог символизировать безгрешное тело Христа. Точно так же только чистый сок виноградной лозы, неперебродившее вино, символизирует безупречное совершенство очищающей крови Спасителя (9).

Б. Пища и питие.

«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53, 54).

Есть плоть Христа и пить Его кровь — на символическом языке означает усваивать Слово Божье, через которое верующие поддерживают общение с Небом и обретают духовную жизнь. Он говорит: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63);«не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4).

Верующие питаются Христом — Хлебом жизни, причащаясь от Слова жизни — Библии. Это Слово несет в себе животворную силу. В служении Причастия мы также причащаемся от Христа, усваивая Его Слово посредством Святого Духа. Именно поэтому каждое служение Вечери Господней сопровождается проповедью Слова.

Поскольку мы верой принимаем благословения примирительной жертвы Христа, то Вечеря Господня — это нечто намного большее, чем просто памятная трапеза. Участие в служении Причастия означает возрождение нашей жизни укрепляющей силой Христа, которая наполняет нас силой и радостью. Другими словами, символы показывают, что «мы зависимы от Христа в духовной жизни так же, как от пищи и воды в физической жизни»’ (0).

Во время служения Причастия мы «благословляем» чашу (1 Кор. 10:16). Подобно тому, как Христос «благодарил» Отца (Мф. 26:27) за чашу, и мы выражаем благодарность за кровь Христа.

2. Совместное общение со Христом.

В мире, полном распрей и разногласий, наше совместное участие в праздновании Вечери содействует единству Церкви, свидетельствует об истинности нашего общения со Христом и друг с другом. Указывая на это общение, апостол Павел говорил: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.» (1 Кор. 10:16, 17).

«Хлеб для причащения преломляется на многие части, которые верующие вкушают; и так как все эти части — от одного хлеба, то и все верующие, участвующие в служении Причастия, объединяются в Том, Чье тело символически представлено преломленным хлебом. Совместно участвуя в этом служении, христиане открыто свидетельствуют о единстве и принадлежности к великой семье, глава которой — Христос» (11).

Все члены Церкви должны участвовать в этом святом таинстве, потому что во время него посредством Духа Святого «Христос встречается со Своим народом и воодушевляет его Своим присутствием, и, хотя служение могут совершать люди с нечистым сердцем и руками, Христос присутствует там, чтобы служить Своим детям. И те, кто приходит с верой в Него, получат великие благословения. Те же, кто пренебрегает этим преимуществом, даром Божьим, многое теряют. О них можно сказать: «Не все вы чисты!»» (12).

Мы испытываем глубочайшее чувство единства на трапезе Господней. Здесь мы объединены общей целью и все барьеры, разделяющие нас, разрушены. Здесь мы осознаем, что, несмотря на существующие между нами различия в обществе, во Христе мы можем быть едины. Подав ученикам чашу причастия, Иисус установил с ними новый завет. Он сказал: «Пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27, 28; ср. Лк. 22:20). Подобно тому как ветхий завет утверждался кровью жертвенных животных (см. Исх. 24:8), так новый завет был утвержден кровью Христа. Во время Вечери верующие обновляют свой обет верности Господу, вновь признавая, что они являются участниками завета, который Бог заключил с человечеством. Будучи частью этого завета, они испытывают от этого радость. Поэтому Вечеря Господня одновременно и воспоминание, и благодарение за установление вечного завета благодати. Благословения, получаемые при этом, даются по вере участников трапезы.

3. Предвосхищение Второго пришествия.

«Ибо всякий раз, когда едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещайте, доколе Он придет» (1 Кор. 11:2б). Служение Вечери охватывает период времени от Голгофы и до Второго пришествия Христа. Оно соединяет Крест и Царство. Оно соединяет то, что «уже» совершилось, с тем, что «еще нет». В этом и заключается сущность новозаветного видения мира. Вечеря соединяет жертву Спасителя и Его второе пришествие — спасение предусмотренное и спасение завершенное. Вечеря Господня провозглашает присутствие Христа посредством Духа Святого до Его видимого пришествия.

Обетование Иисуса: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:29) имеет характер пророчества. Оно направляет взор нашей веры к грядущему празднованию трапезы Причастия с нашим Спасителем в Его царстве. Это будет великий праздник «брачной вечери Агнца» (Откр. 19:9).

Христос предупреждал о необходимости быть готовым к этому событию: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им» (Лк. 12:35-37).

Как когда-то в Иерусалиме, Иисус будет праздновать Вечерю вместе со Своими последователями, собранными за праздничным столом. Этого времени он ждал так долго! И вот все готово: Христос встает со Своего престола и выходит вперед, чтобы послужить. Всех охватывает изумление. Они чувствуют, что недостойны принять от Спасителя это служение. Многие пытаются возражать: «Позволь нам послужить!» — но Христос спокойно настаивает на Своем.

«Христос никогда не был более величественен на земле, как на той памятной Вечере Господней, когда Он занял место слуги и смирил Себя. И на небе величие Христа в полной степени проявляется тогда, когда Он служит Своим святым» (13). Это и есть великая надежда, на которую указывает нам Вечеря Господня: радость будущей славы через личное соучастие со Христом в Его вечном Царстве.

Готовность к участию.

Христианской вере содействуют два святых установления: крещение и Вечеря Господня. Первое приводит людей в Церковь, второе же обогащает ее членов (14). Иисус впервые праздновал Вечерю с наиболее преданными Своими последователями. Поэтому служение Воспоминания предназначается только для верующих христиан. Дети, как правило, не участвуют в нем до крещения (15).

Библия наставляет верующих, чтобы они праздновали Вечерю с должным благоговением пред Богом, ибо «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11:27). «Недостойно» означает «либо неподобающее поведение (см. ст. 21), либо недостаток живой, действенной веры в примирительную жертву Христа» (16). Такое поведение демонстрирует неуважение к Господу, такой человек расценивается как отвергающий Спасителя и, следовательно, разделяющий вину распявших Его. Недостойное участие огорчает Бога. Те, кто едят и пьют недостойно, те едят в «осуждение» себе, «не рассуждая о теле Господнем». Они не видят разницы между обычной пищей и священными символами примирительной смерти Христа. «Верующие не должны относиться к этому установлению как к простому воспоминанию некоего исторического события. Это, несомненно, так, но оно напоминает о большем — о том, какую цену заплатил Бог за грех и чем человек обязан своему Спасителю. Вечеря Господня также напоминает верующему о его обязанности открыто свидетельствовать о своей вере в искупительную смерть Сына Божьего» (17).

Учитывая такую опасность, апостол Павел советует верующим «испытывать себя» перед участием в Вечере Господней (1 Кор. 11:28). Верующие должны с молитвой пересмотреть свой христианский опыт, исповедать грехи и восстановить нарушенные отношения.

Опыт первых адвентистов показывает, какие благословения может принести такое самоисследование: «Когда наше число было еще невелико, празднование Вечери имело огромное значение и происходило с большой пользой для верующих. Накануне, в пятницу, каждый член церкви старался очиститься от всего, что разделяло его с братьями и с Богом. Сердца тщательно исследовались, возносились искренние молитвы о том, чтобы Бог открыл тайные грехи; произносились признания в проявлении корыстолюбия в делах, в поспешно сказанных, необдуманных словах, в лелеемых грехах. Господь становился ближе, и мы чувствовали укрепление и ободрение» (18).

Такое исследование — сугубо личное дело. Никто не сделает этого за нас, ибо кто может читать в сердцах наших и отделять пшеницу от плевел? Христос, наш великий Пример во всем, никого не отвергал при праздновании Вечери. И хотя явный грех является препятствием для участия (см. 1 Кор. 5:11), Сам Иисус разделил трапезу с Иудой — внешне преданным последователем, а внутренне вором и предателем.

Готовых достойно участвовать в служении Причастия отличает особое состояние сердца, полное посвящения себя Христу и вера в Его жертву, а не формальная принадлежность к какой-либо Церкви. Следовательно, верующие христиане из любых церквей могут участвовать в Вечере Господней. Все приглашаются участвовать в этом великом празднике нового завета, свидетельствуя тем самым о принятии Христа как своего личного Спасителя (19). (1) См. Robert Odom, «The First Celebration of the Ordinance of the Lord’s House», Ministry, Jan. 1953, p. 20; E. Уайт, Желание веков, с. 643-646.

(2) Там же, с. 650.

(3) Крещение и Вечеря Господня тесно связаны между собой. Крещение предшествует членству в Церкви, в то время как ногоомовение предназначено для тех, кто уже является членом Церкви. Во время этого обряда следует размышлять о наших обещаниях, данных Господу при крещении.

(4) См. С. Mervyn Maxwell, «A Fellowship of Forgiveness», Reuiew and Herald, June 29, 1961, pp. 6, 7.

(5) Jon Dubdahl, Misions:A Two- Way Street (Boisr, ID: Pacific Press, 1986), p. 28.

(6) Хотя принято считать, что в Деян. 20:7 это выражение относится к празднованию Вечери Господней, это не единственное его значение. В Лк. 24:35 оно обозначает обычную ежедневную трапезу.

(7) Основываясь на предположении, что в библейские времена люди не умели хранить виноградный сок длительное время из-за теплого климата Палестины и поэтому не могли сберечь его со времени осеннего сбора урожая до весеннего праздника Пасхи, принято считать, что на Пасху использовали перебродившее вино. Это предположение необоснованно. Во всем древнем мире соки сохраняли длительное время неперебродившими при помощи различных способов. Один из них — сгущение сока до консистенции сиропа путем кипячения. При хранении в холодном месте такой концентрат не подвергался брожению. Разбавляя его водой, получали безалкогольное «сладкое вино». См. William Patton, Bible Wines — Laws of Fermentation (Oklahoma City, OK: Sane Press, n. d.), pp. 24-41; см. также С. A. Christoforides, «More on Unfermented Wine», Ministry, April 1955, p. 34; Lael O. Caecar, «The Meaning of Yayin in the Old Testament» (Unpublished M.A. Thesis, Anderws University, 1986), pp. 74-77; E. Уайт, Желание веков, с. 653. Пасхальное вино могли изготавливать также из изюма (F. С. Gilbert, Pracrical Lessons From the Experience of Israrl for the Church of To-day [Nashville, TN: Southern Publ. Assn., 1972 ed.], pp. 240, 241).

(8) В свете этого немаловажно то обстоятельство, что Христос избегает использования обычного слова «вино» (по-гречески ойнос), а употребляет выражение «плод виноградный» (Мк. 14:25). Тогда как «ойнос» может относиться и к перебродившему, и к неперебродившему вину, «плод виноградный» означает только чистый виноградный сок, самый точный символ крови Христа, назвавшего Себя «истинной виноградной лозой» (Ин. 15:1). Дрожжи также вызывают брожение виноградного сока. Дрожжевые споры, переносимые ветром или насекомыми, легко пристают к восковому налету на кожуре виноградных ягод. Когда виноград давят, споры смешиваются с соком. При комнатной температуре дрожжевые клетки быстро размножаются, вызывавя брожение. См. Martin S. Peterson, Arnold H. Johnson, eds., Encyclopedia of Food Techonology [Westport, СТ.: Avi Publishing Co., 1974],vol. 2, pp. 61-69; Encyclopedia of Food Science [Westport, СТ.: Avi Publishing

CO., 1978], vol.3, p. 878. (10) R. Rice, Reign of God, p. 303. » SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 6, p. 746.

(12) E. Уайт, Желание веков, с. 656; ср. с. 661.

(13) М. Andreasen, «The Ordinances of the Lord’s House», Ministry, Jan. 1947, pp. 44, 46.

(14) Ср. Е. Уайт, Евангелизм, с. 273.

(15) См. Frank Holbrook, «For Members Only?» Ministry, Feb. 1987, p. 13.

(16) SDA Bible Commentary rev. ed., vol. 6, p. 765.

(17) Там же.

(18) E. Уайт, Евангелизм, с. 274. Ср. SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 6, p. 765 В Библии точно не определено, как часто следует праздновать Вечерю Господню (см. 1 Кор. 11:25, 26). Адвентисты придерживаются практики многих протестантов и проводят ее четыре раза в год. «Принимая ежеквартальное проведение обряда, первые верующие-адвентисты считали, что более частое его проведение может привести к формализму и непониманию всей важности этого служения». Похоже, что это решение позволяет избежать крайностей, которые заключаются в слишком частом праздновании и слишком редком, например, раз в год (W. E. Read, «Frequency of the Lord’s Supper», Ministry, April 1955, p. 43).