Библиотека soteria.ru
В начале было Слово
ГК АСД
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 57318 Все тексты автора ГК АСД
Учение о христианской жизни
Глава 18. Закон Божий
Великие принципы Закона Божьего изложены в Десяти Заповедях и явлены в жизни Иисуса Христа. В них отражена Божья любовь, Его воля и намерения в вопросах поведения человека и его взаимоотношений с Богом и ближними. Они обязательны для людей всех времен. Эти постановления лежат в основе Божьего завета с Его народом и служат критерием суда Божьего. Посредством Закона Дух Святой приводит к осознанию греха и пробуждает чувство нужды в Спасителе. Спасение дается по благодати, его невозможно заслужить делами, но оно проявляет себя в послушании заповедям. В этом послушании совершенствуется христианский характер, и человек чувствует мир с Богом. Оно говорит о любви к Господу и нашим ближним. Послушание веры доказывает, что Христос силен преображать жизнь, и поэтому дает силу христианскому свидетельству (Основание веры, 18).
Народ, собравшийся у подножия горы, с тревогой смотрел на ее вершину, скрытую густым облаком. Облако это, темнея, опускалось вниз, покуда вся гора не была окутана таинственным мраком. Во тьме вспыхивали молнии, сопровождаемые раскатами грома. «Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее» (Исх. 19:18, 19). Явление присутствия Божьего было столь величественно, что весь Израиль вострепетал.
Наконец раскаты грома и трубный звук стихли, воцарилась благоговейная тишина. Тогда был услышан голос Божий из густой тьмы, скрывавшей Говорящего от взоров людей. Движимый глубокой любовью к Своему народу, Он провозгласил Десять Заповедей. Своему народу Моисей сказал: «Господь пришел от Синая… и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона. Истинно Он любит народ Свой; все святые его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим» (Втор. 33:2, 3).
Когда Бог дал Свой Закон на горе Синай, Он не только явил Свое величие и верховную власть во Вселенной, но также представил Себя как Искупителя Своего народа (см. Исх. 20:2). Он — Спаситель, и поэтому Он призвал не только Израиль, но и все человечест-во (см. Еккл. 12:13) соблюдать десять кратких, но всеобъемлющих и непреложных повелений, показывающих обязанности людей перед Богом и другими людьми.
И сказал Бог:
«Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:3-17).
Природа Закона.
Как отражение Божьего характера Закон Десяти Заповедей нравственен, духовен, всеобъемлющ и содержит универсальные принципы.
Отражение характера Законодателя.
Писание усматривает в Законе Божьем качества Его характера. Как и Бог, «закон Господа совершен» и «Заповедь Господа светла» (Пс. 18:8, 9). «Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12). «Все заповеди Твои — истина. Издавна узнал я об откровениях Твоих, чтоТы утвердил их навеки» (Пс. 118:151, 152). «Все заповеди Твои праведны» (Пс. 118:172).
Нравственный Закон.
Десять Заповедей выражают образец поведения, переданный Богом человечеству. Они определяют наши отношения с нашим Творцом и Искупителем и наши обязанности по отношению к людям. Нарушение Закона Божьего Писание называет грехом (см. 1 Ин. 3:4).
Духовный Закон.
«Закон духовен» (Рим. 7:14). Потому толь-коте, кто духовен и имеет плод Духа, могут повиноваться ему (см. Ин. 15:4; Гал. 5:22, 23). Дух Божий дает нам силы исполнять Его волю (см. Деян. 1:8; Пс. 50:12-14). Пребывая во Христе, мы обретаем силу, которая необходима нам, чтобы приносить плоды во славу Его (см. Ин. 15:5).
Человеческие законы затрагивают только явные действия. Но Десять Заповедей «безмерно обширны» (Пс. 118:96) и затрагивают наши самые сокровенные мысли, желания и чувства, такие, как ревность, зависть, похоть и честолюбие. В Нагорной проповеди Христос подчеркнул духовную сторону закона, показав, что его нарушение начинается в сердце (см. Мф. 5:21,22,27,28; Мк. 7:21 -23).
Закон, оказывающий позитивное влияние.
Десять Заповедей — это нечто большее, чем краткий сборник запретов. Он содержит обширные принципы, касающиеся не только того, чего мы не должны делать, но и того, что следует делать. Мы должны не только отказаться от злых дел и мыслей; мы также должны учиться использовать во благо данные нам Богом таланты и дары. Поэтому каждый запрет имеет и побудительное значение.
Например, шестая заповедь «не убивай» имеет свой побудительный смысл: «Содействуй жизни». «Воля Божья состоит в том, чтобы Его последователи стремились содействовать благополучию и счастью каждого, кто оказывается в сфере их влияния. В самом глубоком смысле призыв благовествовать — нести Благую весть о спасении и вечной жизни в Иисусе Христе — опирается на позитивный принцип, заключенный в шестой заповеди» (1).
Закон Десяти Заповедей следует рассматривать «не столько со стороны запрещений, сколько со стороны милости. Его запреты служат надежной гарантией счастья при условии послушания. Принятый во Христе Закон содействует чистоте характера, который принесет нам радость на вечные времена. Для послушных За-кон — это защищающая их стена. В нем мы видим благость Бога, Который, открыв людям неизменные принципы праведности, стремится спасти их от зла, которое есть следствие преступления Закона» (2).
Простой Закон.
Глубина Десяти Заповедей заключается в их простом и всеобъемлющем характере. Они настолько кратки, что даже ребенок может их быстро запомнить, но обладают таким широким значением, что охватывают все возможные грехи.
«В Законе Божьем нет тайны. Все могут постичь великие истины, заключенные в нем. Самый слабый ум способен понять эти правила, самый малообразованный человек может руководствоваться ими в жизни и формировать характер в соответствии с Божественным образцом» (3).
Закон, содержащий принципы.
Десять Заповедей — это краткое изложение всех верных принципов, они обращены ко всему человечеству во все времена. Писание говорит: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12:13).
Декалог — Десятисловие, или Десять Заповедей (см. Исх. 34:28), — состоит из двух частей, по числу каменных скрижалей, на которых он был написан Богом (см. Втор. 4:13). Первые четыре заповеди определяют наши обязанности по отношению к нашему Творцу и Искупителю, остальные шесть — к людям (4).
Закон разделен на две части, и это связано с двумя основополагающими принципами любви, на которых основано Царство Божье: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27; ср. Втор. 6:4, 5; Лев. 19:18). Те, кто живет по этим принципам, будут поступать в полной гармонии с Десятью Заповедями, ибо они выражают эти же принципы более подробно.
Первая заповедь учит поклоняться единому истинному Богу. Вторая запрещает идолопоклонство (5). Третья осуждает непочтительное отношение к Богу и нарушение клятвы, данной именем Божьим. Четвертая призывает к соблюдению субботы и показывает, что истинный Бог есть Творец неба и земли.
Пятая заповедь требует от детей повиновения родителям как избранным Богом посредникам, передающим Его волю последующимпоколениям (см. Втор. 4:6-9; 6:1-7). Шестая защищает жизнь как священный Божий дар. Седьмая предписывает соблюдать супружескую верность и оберегает семейные отношения. Восьмая защищает собственность. Девятая охраняет правду и запрещает лжесвидетельство. А десятая обращена к основам человеческих взаимоотношений и запрещает желать того, что принадлежит другим (6).
Уникальный Закон.
Уникальность Десяти Заповедей заключается в том, что это единственные слова, которые Бог изрек вслух ко всему народу (см. Втор. 5:22). Не доверив этого закона памяти забывчивых людей, Бог написал эти заповеди Своим перстом на двух каменных скрижалях, которые должны были храниться в ковчеге скинии (см. Исх. 31:18; Втор. 10:2).
Чтобы помочь Израилю соблюдать эти заповеди, Бог в дополнительных законах подробно определил отношения людей к Нему и друг к другу. Часть этих дополнительных законов касалась гражданской жизни Израиля (гражданские законы), другие регулировали порядок служения в святилище (церемониальные законы). Эти дополнительные законы Бог передал людям через посредника — Моисея, который записал их в «Книгу Закона» и положил ее «одесную ковчега завета» (Втор. 31:25, 26), а не в ковчег, где находилось высшее Божье откровение — Декалог. Эти дополнительные законы известны как «книга закона Моисеева» (Ис. Нав. 8:31; Неем. 8:1; 2 Пар. 25:4) или просто — «закон Моисеев» (4 Цар. 23:25; 2 Пар. 23:18) (7).
Закон, доставляющий удовольствие.
Закон Божий — вдохновение для души. Псалмопевец сказал: «Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем». «А я люблю заповеди твои более золота, и золота чистого». «Скорбь и горесть постигли меня, — сказал он, — заповеди Твои — утешение мое» (Пс. 118:97, 127, 143). Для тех, кто любит Господа, «заповеди Его не тяжки» (1 Ин. 5:3). Нарушители же Закона Божьего считают его тяжелым бременем, ибо «плотские помышления закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7).
Назначение Закона
Бог дал Свой закон с тем, чтобы обильно благословить народ и привести его к спасительным отношениям с Творцом. Обратите внимание на следующие назначения закона:
1. Он открывает волю Божью человеку.
Будучи отражением характера Божьего и Его любви, Десять Заповедей открывают Его волю и намерения по отношению к человечеству. Они требуют совершенного послушания, ибо «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). Послушание этому закону как жизненным правилам необходимо для нашего спасения. Христос сказал: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19:17). Это послушание возможно только силой пребывающего в нас Святого Духа.
2. Он — основа Божьего завета.
Моисей записал Десять Заповедей и пояснительные законы в книгу, названную книгой завета (см. Исх. 20:1 — 24:8) (8). Позже он назвал Десять Заповедей «скрижалями завета», отметив их важность как основы вечного завета (Втор. 9:9; ср. 4:13. Подробнее о теме завета см. главу 7 этой книги).
3. Он служит критерием Суда.
Как и Сам Бог, Его «заповеди… праведны» (Пс. 118:172). Поэтому Закон является мерилом справедливости. Каждый из нас будет судим по этим справедливым принципам, а не по нашим понятиям. «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, — говорит Писание, — ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13, 14; ср. Иак. 2:12).
Совесть у людей бывает разной. У некоторых совесть «немощная», у других — «оскверненная», «порочная», «сожженная» (1 Кор. 8:7, 12; Тит. 1:15; Евр. 10:22; 1 Тим. 4:2). Часы, как бы хорошо они ни работали, нужно «подводить» по некоторому эталону, чтобы они приносили пользу. Наша совесть подсказывает нам, что мы должны поступать правильно, но она не говорит нам, что правильно. Только совесть, руководствующаяся великим Божьим эталоном — Его Законом, — может уберечь нас от греха (9).
4. Он указывает на грех.
Без Десяти Заповедей люди не способны правильно понимать Божью святость, свою вину и нужду в покаянии.
Не чувствуя себя нарушителями Божьего Закона, они не осознают свою греховность и не видят необходимости в примирительной крови Христа.
Закон действует подобно зеркалу, помогая людям увидеть свое истинное состояние (см. Иак. 1:23-25). Те, кто «смотрится» в него,видят недостатки своего характера в свете Божьего праведного характера. Тем самым нравственный закон показывает, что весь мир виновен перед Богом (см. Рим. 3:19) и все ответственны перед Ним. Посредством закона мы познаем грех (см. Рим. 3:19), так как «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Апостол Павел сказал: «Я не иначе узнал грех, как посредством закона» (Рим. 7:7). Обвиняя грешников в их грехах, закон помогает им осознать, что они подпали под осуждение Божьего гнева и подлежат наказанию вечной смертью. Благодаря ему они осознают свою полную беспомощность.
5. Он — посредник в деле обращения.
Закон Божий — это то средство, с помощью которого Святой Дух ведет нас к обращению. «Закон Господа совершен, обращает душу» (Пс. 18:8, англ. пер.). Увидев свой истинный характер, мы осознаем себя грешниками, приговоренными к смерти и не имеющими надежды, и чувствуем свою нужду в Спасителе. И тогда Благая весть приобретает для нас смысл. Таким образом, Закон указывает на Христа, единственного, Кто может избавить нас из безвыходного положения (10). Именно в этом смысле апостол Павел называл как моральный, так и обрядовый закон «детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал.3:24) (11).
Закон открывает нашу греховность, но он не может спасти нас. Как водой смывают грязь с лица, так и мы, обнаружив свою ущербность посредством зеркала нравственного Закона Божьего, тянемся к «источнику… для омытия греха и нечистоты» (Зах. 13:1) и очищаемся «кровью Агнца» (Откр. 7:14). Мы должны обратить взор на Христа. «Когда мы видим Его на Голгофском кресте, умирающего под тяжестью грехов всего мира, Дух Святой открывает нам то, как Бог относится ко всем тем, кто раскаивается в своих преступлениях» (12). Тогда надежда наполняет наши сердца, и мы с верой устремляемся к нашему Спасителю, наделяющему нас даром вечной жизни (см. Ин. 3:16).
6. Он дает истинную свободу.
Иисус сказал, что «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Преступая Закон Божий, мы теряем свободу, а следование Десяти Заповедям делает нас свободными. Жизнь в пределах, ограниченных Законом Божьим, означает свободу от греха. Это также и свобода от всего того, что сопутствует греху: постоянного беспокойства, угрызений совести, растущего чувства вины и сожаления, истощающихнаши жизненные силы. Псалмопевец сказал: «Буду ходить свободно, ибо я взыскал повелений Твоих» (Пс. 118:45). Апостол Иаков называл Декалог «законом царским», «совершенным законом свободы» (Иак. 2:8; 1:25). Чтобы обрести эту свободу, Иисус Христос приглашает нас прийти к Нему с бременем наших грехов. Он предлагает взамен Свое иго, которое легко. Иго (или ярмо) — это орудие труда. Оно распределяет тяжесть груза и с ним легче работать. Христос предлагает нам соединиться с Ним. Иго — это Закон, «великий Закон любви, открытый в Едеме, провозглашенный с Синая и запечатленный в сердцах Новым Заветом, — именно он соединяет трудящегося человека с волей Божьей» (13). Когда мы соединены со Христом, Он несет тяжесть нашего бремени и делает послушание радостью. Он делает нас способными преуспевать там, где раньше это было невозможным. И закон, написанный в сердцах наших, становится радостью и наслаждением. Мы свободны, потому что мы хотим делать то, что Он заповедал.
Если закон представлен без спасительной силы Христа, тогда мы не свободны от греха. Но спасающая благодать Божья, не отменяя закона, наделяет нас силой, освобождающей от греха, ибо «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17).
7. Он сдерживает зло и приносит благословения.
Волна преступности, насилия, безнравственности и злодеяний, захлестнувшая мир, есть следствие пренебрежения Десятисловием. Там, где этот закон принимается, он сдерживает грех, побуждает к правильным поступкам и содействует утверждению праведности. Те народы, которые включили его принципы в свои законы, испытали великие благословения. И наоборот, отказ от его принципов ведет к упадку.
В ветхозаветные времена Бог часто посылал отдельным людям и целым народам Свои благословения в соответствии с их послушанием Его закону. «Праведность возвышает народ, — говорится в Писании, — правдою утверждается престол» (Притч. 14:34; 16:12). Непослушные заповедям Божьим навлекают на себя бедствия (см. Пс. 88:31-33). «Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет» (Притч. 3:33; ср. Лев. 26; Втор. 28). Этот же общий принцип действует и сегодня (14).
Вечность Закона
Поскольку Десятисловный нравственный Закон есть отражение Божьего характера, его принципы вечны и не зависят от обстоятельств. Они абсолютны, неизменны и имеют постоянную силу для человечества. Во все века христиане твердо отстаивали непреложность Закона Божьего, подтверждая его надежность (15).
Закон до Синая.
Закон существовал задолго до того, как Десять Заповедей были даны Богом Израилю. В противном случае грех не существовал бы до Синая, ибо «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Грех, совершенный Люцифером и его ангелами, свидетельствует о том, что закон существовал еще до Сотворения (2 Петр. 2:4).
Создав Адама и Еву по Своему образу и подобию, Бог запечатлел в их сознании нравственные принципы Своего закона, сделав соблюдение Его воли естественным для них. Их преступление привнесло грех в человеческую семью (см. Рим. 5:12).
Позже Бог сказал об Аврааме, что он «послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт. 26:4, 5). И Моисей учил других устам Божьим и Его законам до Синая. Изучение Книги Бытие показывает, что Десять заповедей были хорошо известны и до Синая. Эта книга свидетельствует, что поступки, запрещенные впоследствии Богом в Декалоге, задолго до того расценивались людьми как неправедные (16).
Это всеобщее понимание нравственного закона свидетельствует о том, что человечество изначально имело от Бога познание Десяти Заповедей.
Закон на Синае.
В течение долгих лет рабства в Египте, стране, жители которой не признавали истинного Бога (см. Исх. 5:2), израильтяне были окружены идолопоклонством и растлением. Вследствие этого они во многом утратили представления о Божьей святости и чистоте, о Его нравственных принципах. Положение рабов препятствовало им свободно поклоняться живому Богу.
В ответ на их отчаянный призыв о помощи Бог, помня Свой завет с Авраамом, решил избавить Свой народ из этой «печи железной» (Втор. 4:20) и привести их в такую землю, где бы они «соблюдали уставы Его и хранили законы Его» (Пс. 104:43-45).
После освобождения израильтян Бог привел их к горе Синай, чтобы дать им нравственный закон, являющийся мерилом Его прав-ления, и церемониальные законы, объясняющие, что путь спасения лежит через примирительную жертву Спасителя. На Синае Бог дал Свой закон, непосредственно выразив его в ясных, простых выражениях «по причине преступлений» (Гал. 3:19), «так что грех становится крайне грешен посредством заповеди» (Рим. 7:13). Только имея нравственный Закон Божий, ясно показывающий их положение, израильтяне могли осознавать свои преступления, почувствовать свою беспомощность и нужду в спасении.
Закон перед Вторым пришествием Христа.
Библия свидетельствует, что Закон Божий — это объект яростных нападок сатаны, чье противоборство закону достигнет своей кульминации перед самым Вторым пришествием Христа. Пророчество показывает, что сатана склонит великое множество людей к непослушанию Богу (см. Откр. 12:9). Действуя через власть «зверя», он направит внимание мира на зверя, а не на Бога (Откр. 13:3; подробнее эти пророчества разъясняются в главе 12 этой книги).
1. Нападки на Закон.
В 7-й главе Книги Даниила эта же власть представлена как небольшой рог. В этой главе говорится о четырех больших зверях. Со времен Христа толкователи Библии отождествляли четырех зверей с мировыми державами: Вавилоном, Ми-до-Персией, Грецией и Римом. Десять рогов четвертого зверя представляют части Римской империи после ее падения в 476 г. по Р.Х. (17).
Видение Даниила сосредоточено на малом роге — ужасной и богохульной власти. Рог этот вышел между десятью рогами. Это означает, что грозная власть возникнет после распада Римской империи. Эта власть попытается изменить Закон Божий (см. Дан. 7:25) и будет существовать вплоть до возвращения Христа (см. главу 19 этой книги). Эти нападки сами по себе свидетельствуют о непреложном значении закона в плане спасения. В конце видения народ Божий получает заверение в том, что этой власти не удастся устранить закон, ибо в результате суда небольшой рог будет уничтожен (см. Дан. 7:11,26-28).
2. Святые защищают Закон.
Святых, ожидающих Второго пришествия, отличает послушание. В последней схватке со злом они сплотятся для защиты Закона Божьего. Писание называет их «сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17; 14:12), терпеливо ожидающими возвращения Христа.Готовясь ко Второму пришествию, эти люди провозглашают Евангелие, призывая поклоняться Богу как Творцу (см. Откр. 14:6, 7). Те, кто поклоняется Богу в любви, будут повиноваться Ему. Как сказал апостол Иоанн: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1 Ин. 5:3).
3. Суд Божий и закон.
Божий суд в виде семи последних язв, предназначенных непокорным, исходит от «храма скинии свидетельства на небе») (Откр. 15:5). Выражение «скиния свидетельства» было хорошо известно Израилю; оно обозначало скинию, построенную Моисеем (Чис. 1:50, 53; 17:8; 18:2). Она была названа так потому, что в скинии находился «ковчег свидетельства» (Исх. 26:34, англ, пер.), в котором хранились «две скрижали свидетельства» (Исх. 31:18, англ. пер.). Таким образом, Десять Заповедей — это «свидетельство» человечеству о воле Божьей (Исх. 34:28, 29, англ. пер.).
Но в Откровении 15:5 говорится о «храме скинии свидетельства на небе». Скиния Моисея была лишь подобием небесного храма (см. Исх. 25:8, 40; ср. Евр. 8:1-5), в котором хранится великий оригинал Десятисловного закона. То, что последние суды тесно связаны с преступлением Закона Божьего, еще раз доказывает непреложность Десяти Заповедей.
В Книге Откровение также сказано, что, когда «отверзся храм Божий на небе», «явился ковчег завета Его» (Откр. 11:19). Выражение «ковчег завета» обозначало ковчег земного святилища, в котором находились скрижали, содержащие «слова завета, десятисло-вие» (Исх. 34:27, 28; ср. Чис. 10:33; Втор. 9:9). Ковчегзавета, находящийся в небесном святилище, — это подлинный ковчег, содержащий слова вечного завета — подлинный Декалог. Поэтому понятно, почему время последних Божьих судов над миром (см. Откр. 11:18) связано с открытием этого небесного храма, центральное место в котором занимает ковчег с Десятью Заповедями. Таким образом, Слово Божье возвеличивает закон как мерило суда.
Закон и Евангелие
Спасение даруется благодатью через веру, его нельзя заслужить делами закона (Еф. 2:8). «Никакие дела закона, никакие старания, как бы похвальны они ни были, и никакие добрые поступки — будь их много или мало, будь они жертвенны или нет — ни в коей мере не могут оправдать грешника (Тит. 3:5; Рим. 3:20)» (18).Всюду в Писании закон и Евангелие находятся в совершенной гармонии, утверждая друг друга.
Закон и Евангелие до Синая.
Когда Адам и Ева согрешили, они познали, что такое чувство вины, страх и нужда (см. Быт. 3:10). Восполняя их нужду, Бог не устранил закон, осуждавший их, а послал им благую весть, которая восстановила бы их общение с Ним и послушание Ему.
Эта благая весть обещала, что однажды придет Искупитель, «семя жены», и одержит победу над злом (Быт. 3:15). Система жертвоприношений, которую установил Бог, учила их важной истине о примирении: прощение может быть получено только через пролитие крови — через смерть Спасителя. Веря в то, что принесение в жертву животного символизирует примирительную смерть Спасителя, Который умрет ради них, они получали прощение грехов (19). Они получали спасение по благодати.
Это евангельское обетование было сутью вечного Божьего завета благодати, предложенного человечеству (см. Быт. 18:1-3; 15:4, 5; 17:1-9). Оно было тесно связано с послушанием Закону Божьему (см. Быт. 12:18,19; 26:4,5). Поручителем Божьего завета стал Сын Божий, Который был центром Евангелия, «Агнцем, закланным от создания мира» (Откр. 13:8). Таким образом, благодать Божья вступила в действие сразу после того, как согрешили Адам и Ева. Давид говорил: «Милость же Господня от века и до века к боящимся Его… на… хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их» (Пс. 102:17, 18).
Закон и Евангелие на Синае.
Десять Заповедей и Евангелие связаны между собой. В преамбуле к закону, например, сказано о Боге как об Искупителе (см. Исх. 20:1). После того, как было провозглашено Десятисловие, Бог дал повеление Израилю построить жертвенник и установил систему жертвоприношений, которые должны были открывать Его спасительную благодать.
Именно на горе Синай Бог дал Моисею значительную часть церемониального закона, касающуюся устройства святилища, где Он будет обитать со Своим народом и встречаться с ним, чтобы посылать Свои благословения и прощать их грехи (см. Исх. 24:9-31:18). Простая система жертвоприношений, существовавшая до Синая, была тем самым расширена, и это предвещало по-средническое служение Иисуса Христа для искупления грешников и защиты авторитета и святости Закона Божьего.
Сам Бог пребывал во Святом святых земного святилища, над крышкою ковчега, в котором находились Десять Заповедей. Каждый аспект служения символизировал Спасителя. Кровь жертвенных животных указывала на Его примирительную смерть, которая искупит род человеческий от осуждения закона (см. главы 4, 9 этой книги).
Декалог находился внутри ковчега, а церемониальные законы и гражданские установления, данные Богом, были записаны в «книгу закона» и положены рядом с ковчегом как «свидетельство» против народа (Втор. 31:2б). Если люди совершали грех, это «свидетельство» осуждало их действия. В нем также содержались требования, выполнение которых вело к примирению с Богом. От Синая и до самой смерти Христа нарушители закона обретали надежду, прощение и очищение верою в Евангелие, представленное служением в святилище согласно церемониальному закону.
Закон и Евангелие после креста.
Как верно замечают многие христиане, Библия учит, что смерть Христа упразднила церемониальный закон, но утвердила непреложность нравственного закона (20). Обратите внимание на следующие доказательства:
1. Церемониальный закон.
Когда Христос умер, Он исполнил пророчества, содержавшиеся в символике жертвоприношений. Образ встретился с прообразом, и церемониальному закону был положен конец. Несколькими столетиями ранее пророк Даниил предсказал, что со смертью Мессии «прекратится жертва и приношение» (Дан. 9:27; см. главу 4 этой книги). Когда Иисус Христос умер, завеса была сверхъестественным образом разодрана сверху донизу (см. Мф. 27:51), указав тем самым на то, что храмовое служение более не имело духовного значения.
Хотя церемониальный закон играл жизненно важную роль до смерти Христа, он был во многом не совершенен, служив лишь «тенью будущих благ» (Евр. 10:1). Он имел временную цель и был установлен для народа Божьего до «времени исправления» (Евр. 9:10; ср. Гал. 3:19), до времени, когда умер Иисус Христос, истинный Агнец Божий.
Со смертью Христа юрисдикция церемониального закона закончилась. Его примирительная жертва принесла прощение всехгрехов. Вот как описывает это апостол Павел: «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, Он (Бог) взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол. 2:14; ср. Втор. 31:26). Не было более необходимости совершать сложные обряды, которые сами по себе никоим образом не могли уничтожить грехи или очистить совесть (см. Евр. 10:4; 9:9,14). Не нужно было более беспокоиться об исполнении церемониальных законов с их множеством требований, касающихся приношений и возлияний, празднования различных праздников (Пасхи, Пятидесятницы и других), ново-месячий и церемониальных суббот (Кол. 2:16; ср. Евр. 9:10), которые были лишь «тенью будущего» (Кол. 2:17) (21).
Со смертью Христа верующие не нуждались более в символах спасения во Христе. Теперь они могли приблизиться к Спасителю без их помощи, ибо «тело — во Христе» (Кол. 2:17).
Церемониальный закон был так истолкован иудеями, что сделался стеною между ними и другими народами. Он стал серьезным препятствием их миссии просвещения мира славой Божьей. Смерть Христа упразднила «закон заповедей, выраженный в обрядах» (англ, пер.), разрушив «стоявшую преграду» между иудеями и язычниками, чтобы создать новую семью верующих, примиренных «в одном теле посредством креста» (Еф. 2:14-16).
2, Декалог и крест.
Смерть Христа, лишив силы церемониальный закон, в то же время утвердила авторитет Десяти Заповедей. Христос устранил проклятие Закона, освободив тем самым верующих от осуждения. Но это не означает, что закон был Им упразднен и нам дано право нарушать его принципы. Многочисленные свидетельства в Писании говорят о непреложности закона и, следовательно, опровергают подобную точку зрения.
Кальвин выразился очень метко по этому поводу: «Мы не должны считать, что приход Христа освободил нас от власти закона, ибо закон служит вечным мерилом благочестивой и святой жизни и потому так же неизменен, как и правосудие Божье» (22).
Апостол Павел описал взаимосвязь между послушанием и евангелием спасающей благодати. Призывая верующих к святой жизни, он поставил перед ними задачу: «Представьте себя Богу… в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:13, 14). Потому христиане соблюдают закон не для того, чтобы получить спасение. Те, кто пытается это сделать, попадают в более жестокое рабство к греху. «До тех пор, пока человек находится под законом, грех также господствует над ним, ибо закон никого не может спасти ни от осуждения, ни от власти греха. Но те, кто под благодатью, получают не только освобождение от осуждения (см. Рим. 8:1), но и силу побеждать (см. Рим. 6:4). Тем самым грех не имеет больше власти над ними» (23). «Конец закона — Христос, — продолжает апостол Павел, — к праведности всякого верующего» (Рим. 10:4). Поэтому каждый верующий осознает, что закон способствует достижению праведности только тогда, когда приводит ко Христу. Сами по себе мы грешники, но в Иисусе Христа — праведники, ибо нам вменяется Его праведность» (24).
Однако пребывание под благодатью не дает верующим права «оставаться… во грехе, чтобы умножалась благодать» (Рим. 6:1). Наоборот, благодать наделяет силой, делающей послушание и победу над грехом возможными. «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1).
Смерть Христа возвеличила закон, утвердив его вселенский авторитет. Если бы возможно было изменить Декалог, Ему не нужно было бы умирать. Но поскольку этот закон абсолютен и непреложен, исполнением вынесенного им приговора должна была стать смерть. Христос полностью удовлетворил Своей смертью на кресте это требование закона, предложив жизнь вечную всем, кто принимает Его величественную жертву.
Послушание Закону
Люди не могут заслужить спасение своими добрыми делами. Послушание — плод спасения во Христе. Своей удивительной благодатью, с особой силой явленной на кресте, Бог освободил Свой народ от наказания и проклятия греха. Хотя люди были грешниками, Христос отдал Свою жизнь, чтобы они могли обрести дар жизни вечной.
Великая любовь Божья пробуждает в кающемся грешнике ответную любовь, которая проявляется в послушании. Послушание же возможно силою благодати, столь щедро ниспосланной Богом. Верующие, которые понимают, что Христос ценил закон, и осознают, какие благословения приносит с собой послушание, будут испытывать сильное желание жить, во всем уподобляясь Христу.
Христос и Закон.
Христос чтил закон Десяти Заповедей превыше всего. Будучи великим «Я есмь», Он Сам провозгласил нравственный закон Отца с Синая (Ин. 8:58; Исх. 3:14; см. главу 4 этой книги). Частью Его миссии на земле было «возвеличить и прославить закон» (Ис. 42:21). Отрывок из Книги Псалтирь, который встречается в Новом Завете по отношению ко Христу, объясняет Его отношение к Закону: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39:9; ср. Евр. 10:5, 7).
Его благая весть давала веру, утверждающую непреложность Декалога. Апостол Павел сказал: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим. 3:31).
Таким образом, Христос пришел не только искупить человека, но и защитить авторитет и святость Закона Божьего, явив его величие и славу перед людьми и показав, как следует относиться к нему. Как Его последователи христиане призваны возвеличивать Закон Божий в своей жизни. Прожив жизнь в послушании как следствии любви, Христос подчеркивал, что Его ученики должны соблюдать заповеди. На вопрос об условиях приобретения вечной жизни Он ответил: «Если же хочешь войти в жизнь венную, соблюди заповеди» (Мф. 19:17). Он также предостерегал против нарушения этого принципа: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). Нарушители Закона не наследуют жизни вечной.
Сам Христос исполнил закон, не упразднив его, но прожив жизнь в послушании. Он хотел, чтобы Его ученики помнили слова, сказанные Им: «Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона» (Мф. 5:18). Христос настаивал на том, что нельзя забывать великую цель закона: любить Господа Бога «всем сердцем, душою и разумением» и ближнего, как самого себя (Мф. 22:37, 38). Однако Он хотел, чтобы Его последователи любили друг друга любовью, отличной от любви мирской — чувственной и эгоистичной. Чтобы объяснить, о какой любви Он говорит, Христос назвал Свое повеление любить других «заповедью новою» (Ин. 13:34). Эта новая заповедь должна была не заменить собою Декалог, но служить для верующих «свидетельством того, что есть истинная, самоотверженная любовь, такая любовь, какой никто никогда прежде на земле не встречал. В этом смысле о Его заповеди можно говорить как о новой. Она предписывала: не просто»любите друг друга», а «любите, как Я возлюбил вас» (см. Ин. 15:12). Строго говоря, мы имеем здесь еще один пример того, как Христос возвеличил законы Своего Отца» (25).
Такая любовь открывается в послушании. Иисус Христос сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:14); «если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15:10). Также и мы, если любим Церковь, то любим Бога и «соблюдаем Его заповеди» (1 Ин. 4:20; 2:3).
Только пребывая во Христе, мы можем проявлять искреннее послушание. «Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе, — сказал Он, — так и вы, если не будете во Мне… Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:4, 5). Чтобы пребывать во Христе, мы должны сораспяться Христу и испытать то, о чем апостол Павел сказал: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Для тех, кто пребывает в этом состоянии, Христос может исполнить Свое новозаветное обетование: «Вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр. 8:10).
Благословения послушания.
Послушание развивает христианский характер и приносит ощущение благополучия. Оно содействует возрастанию верующих, как «новорожденных младенцев», и преображению их в образ Христа (см. 1 Петр. 2:2; 2 Кор. 3:18). Это преобразование из грешника в дитя Божье — лучшее свидетельст- . во силы Христа.
Писание провозглашает «блаженными» («благословенными», англ, пер.) всех «ходящих в законе Господнем» (Пс. 118:1), тех, у кого «в законе Господа воля» и кто «о законе Его размышляет день и ночь» (Пс. 1:2). Послушание приносит множество благословений: мудрость и разум (см. Пс. 118:98, 99); мир (см. Пс. 118:165; Ис. 48:18); праведность (см. Втор. 6:25; Ис. 48:18); чистая и добродетельная жизнь (см. Притч. 7:1-5); значение истины (см. Ин. 7:17); защита от болезней (см. Исх. 15:26); долголетие (см. Притч. 3:1, 2; 4:10, 22); уверенность, что Бог ответит на молитвы (см. 1 Ин. 3:22; ср. Пс. 65:18).
Призывая нас к послушанию, Бог обещает обильные благословения (см. Лев. 26:3-10; Втор. 28:1 -12). Когда мы откликаемся на Его призыв, мы становимся «родом избранным, царственнымсвященством, народом святым» (1 Петр. 2:5, 9; см. Исх. 19:5, 6), превознесенным «выше всех народов земли» (Втор. 28:1, 13).
‘ Holbrook, What God’s Law Means to Me», Aduentist Review, Jan, 15, 1987, p. 16.
(2) White, Selected Messages, book 1, p. 235.
(3) Там. же, с. 218.
(4) Ср. The Westminster Confessin of Faeth, A.D. 1647, Chapter XIX, in Philip Schaff, The Creeds of Christendom, vol. 3, pp. 640-644.
(5) cm. Taylor G. Bunch, The Ten Commandements (Washington, D.C.: Review and Herald, 1944). pp. 35, 36.
(6) «Ten Commandments», SDA Bible Dictionary, rev. ed., p. 1106.
(7) Закон Моисеев может также обозначать часть Ветхого Завета, названную Пятикнижием, — первые пять книг Библии (Лк. 24:44; Деян. 28:23).
(8) В книгу завета были включены определенные гражданские и церемониальные постановления. Гражданские постановления являлись не дополнением к Декалогу, но лишь частным применением его общих принципов. Церемониальные постановления символизируют Евангелие и указывают грешникам на дар благодати. Таким образом, Декалог занимает главенствующее место в завете. Ср. Иер. 7:21-23; Francis D. Michol, Answers to Objections (Washington, D.C.: Review and Herald, 1952), pp. 62-68.
(9) A. Wallenkampf, «Is Conscience a Safe Guide?» Review and Herald, April 11, 1983, p. 6.
(10) Некоторые интерпретируют выражение апостола Павла «Конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:4) как означающее, что конечная цель закона — привести нас к тому моменту, когда мы осознаем свой грех, приходим ко Христу за прощением и получаем Его праведность через веру. (Такое употребление слова «конец» (греч. «телос») встречается также в 1 Фес. 1:5; Иак. 5:11 и 1 Петр. 1:9.) См. также прим. 23.
» Ср. SDA Bible Commrntary, rev. ed., vol. 6, p. 961; White, Selected Messages, book 1, p. 233. Церемониальный закон был также «детоводителем», приводящим человека ко Христу, но другими средствами. Служение в святилище с его жертвоприношениями указывало грешникам на прощение грехов посредством крови грядущего Агнца Божьего, Иисуса Христа. И это вело их к пониманию благодати Евангелия. Служение было установлено, чтобы привить людям любовь к Закону Божьему, тогда как жертвоприношения должны были иллюстрировать любовь Божью во Христе.
(12) Там же, с. 213.
(13) Е. Уайт, Желание веков, с. 329.
(14) Ср. Е. Уайт, Воспитание, с. 173-184.
Историческими символами веры, подтверждающими действенность Закона, являются Вальденский катехизис, 1500г.; Малый катехизис Лютера, 1529 г.; Англиканский катехизис, 1549 г. и 1662 г.; Шотландский символ веры, 1560г. (реформаты); Гейдельбергский катехизис, 1563 г. (реформаты);Второе Гельвецкое исповедание, 1566 г. (реформаты); Тридцать девять догматов, 1571 г. (Английская церковь); Формула согласия, 1576 г. (Лютеранская церковь); Ирландские правила веры, 1615 г. (Ирландская епископальная церковь); Вестминстерское исповедание, 1647 г.; Вестминстерский краткий катехизис, 1647 г.; Исповедание вальденсов, 1655 г., Савойская декларация, 1658 г. (Когрегациональная церковь); Исповедание «Общества друзей», 1675 г. (квакеры); Филадельфийское исповедание, 1688 г. (Баптистская церковь), Двадцать пять правил веры, 1784 г. (Методистская церковь); Нью-Гемпширская конференция, 1833 г. (Баптистская церковь); Большой катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви (Греко-русская церковь).См. The Creeds of Christendom, ed. Philip Schaff, rev. by David S. Schaff (Grand Rapids: Baker Book House, 1983), vols. 1-3.
(16) Указания на первую и вторую заповеди можно увидеть в Быт. 35:1-4; на четвертую — Быт. 2:1-3; на пятую — Быт. 18:29; на шестую — Быт. 4:8-11; на седьмую — Быт. 39:7-9; 19:1 -10; на восьмую — Быт. 44:8; на девятую — Быт. 12:11-20; 20:1 -10; на десятую — Быт. 27.
(17) Froom, Prophetic Faith of Our Fathers, vol. 1, pp. 456, 894; vol. 2, pp. 528, 784; vol. 3, pp. 252, 744; vol. 4, pp. 392, 846.
(18) Questions on Doctrine, p. 142.
(19) Каин и Авель были хорошо знакомы с системой жертвоприношений (Быт. 4:3-5; Евр. 11:4). Весьма вероятно, что первые одежды Адама и Евы (Быт. 3:21) были сделаны из шкур животных, принесенных в жертву для искупления их грехов.
См., например, следующие исторические исповедания веры: Вестминстерское исповедание веры, Ирландские правила веры, Савойскую декларацию, Филадельфийское исповедание веры и Методистские правила веры.
(21) Ср. The SDA Bible Commentary, rev, ed., vol. 6, p. 204; E. Уайт, Патриархи и пророки, с. 365.
(22) Calvin, Commenting on a Harmony of the Evangelists, trans. By William Pringle (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans, 1949), vol. 1, p. 277.
(23) The SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 6, pp. 541, 542.
(24) Многие толкуют выражение Павла «конец закона — Христос» как означающее, что Христос — цель Закона (см. Гал. 3:23) или исполнение Закона (см. Мф. 5:17). Тем не менее мысль, что с приходом Христа Закон перестал служить средством спасения (см. Рим 6:14), лучше всего согласуется с контекстом Рим. 10:4. «Апостол Павел противопоставляет Божий путь праведности по вере попыткам получить праведность от Закона. Весть Евангелия заключается в том, что для всех верующих во Христа Закон перестает служить путем к праведности» (The SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 6, p. 595). Cp. White, Selected Messages, book 1, p. 394.
(25) Nichol, Answers to Objections, pp. 100, 101.